Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
213
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТОВЫЙ ТЕРМИНАЛ / ТРАНЗИТ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PORT TERMINAL / TRANSIT / TRANSPORT FLOWS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ENVIRONMENTAL CONTROL / ENVIRONMENTAL SAFETY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гончарова А.Р., Иватанова Н.П., Стоянова И.А.

Устойчивое развитие экономических систем различного уровня представляет собой экономический процесс в динамике, который обеспечивает удовлетворение потребности общества, не выходя за пределы ассимиляционного потенциала или экологических возможностей территории. Важнейшим условием социально-экономического развития нашей страны, обладающей самой большой территорией и протяженной границей, являются транзитные коммуникации. В связи с этим, в настоящее время экологическая безопасность проектируемых, модернизируемых и вновь сооружаемых объектов транзитных коммуникаций, имеющих стратегическое значение, становится приоритетным направлением социально-эколого-сбалансированного устойчивого развития экономики страны и ее регионов. Функционирование крупных стратегически важных инфраструктурных объектов, к которым относятся портовые терминалы, приводят к неизбежным изменениям в экосистеме и всего экологического потенциала территории. Инвестиции в организацию экологического контроля в этих условиях становится определяющим фактором при выборе вариантов размещения (вложения) средств и являются примером экологически ответственного инвестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Гончарова А.Р., Иватанова Н.П., Стоянова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ENVIRONMENTAL CONTROL AS A FACTOR OF ENSURING THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE

Sustainable development of economic systems at various levels is an economic process in dynamics that ensures the satisfaction of the needs of society, without going beyond the assimilation potential or environmental capabilities of the territory. Transit communications are the most important condition for the socio-economic development of our country, which has the largest territory and the longest border. In this regard, at present, the environmental safety of transit communications facilities that are being designed, modernized and newly constructed, which are of strategic importance, is becoming a priority for the socio-ecological and balanced sustainable development of the country's economy and its regions. The functioning of large strategically important infrastructure facilities, such as port terminals, leads to inevitable changes in the ecosystem and the entire ecological potential of the territory. Investments in the organization of environmental control in these conditions become a determining factor in the choice of options for the placement (investment) of funds and are an example of environmentally responsible investment.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Организация экологического контроля как фактор обеспечения устойчивого развития предприятия

сч о сч

о ш m

X

<

m о х

X

Гончарова Алина Рашитовна,

соискатель Центра стратегического менеджмента и конъюнктуры сырьевых рынков ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», csmc@misis.ru

Иватанова Наталья Петровна,

д.э.н., профессор кафедры «Государственное управление и внешнеэкономическая деятельность», ФГБОУ Во «Тульский государственный университет», lusha-ok@mail.ru

Стоянова Инна Анатольевна,

д.э.н., профессор кафедры индустриальной стратегии ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», mgoagn@mail.ru

Устойчивое развитие экономических систем различного уровня представляет собой экономический процесс в динамике, который обеспечивает удовлетворение потребности общества, не выходя за пределы ассимиляционного потенциала или экологических возможностей территории. Важнейшим условием социально-экономического развития нашей страны, обладающей самой большой территорией и протяженной границей, являются транзитные коммуникации. В связи с этим, в настоящее время экологическая безопасность проектируемых, модернизируемых и вновь сооружаемых объектов транзитных коммуникаций, имеющих стратегическое значение, становится приоритетным направлением социально-эколого-сбалансированного устойчивого развития экономики страны и ее регионов. Функционирование крупных стратегически важных инфраструктурных объектов, к которым относятся портовые терминалы, приводят к неизбежным изменениям в экосистеме и всего экологического потенциала территории. Инвестиции в организацию экологического контроля в этих условиях становится определяющим фактором при выборе вариантов размещения (вложения) средств и являются примером экологически ответственного инвестирования.

Ключевые слова: портовый терминал, транзит, транспортные потоки, устойчивое развитие, экологический контроль, экологическая безопасность.

Существенное влияние на развитие экономики и внешней торговли России оказывает ее транзитный потенциал. Обладая уникальным географическим положением между Европой и Азией, самой большой территорией и занимая третье место по протяженности морской береговой линии, Россия становится частью мировых глобальных транспортных потоков, обеспечивая тем самым развитие собственного потенциала, внешнеторговых связей страны, и снабжение её северных и восточных территорий [1].

Учитывая, что 2/3 протяженности нашей границы составляют морские границы, значительную роль в реализации транзитного потенциала и экономическом развитии территорий через привлечение инвестиций, приток квалифицированных кадров, развитие инновационных технологий и т.д., играют морские перевозки и развитие портовой инфраструктуры.

В принятой «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» указано, что одним из основных результатов ее реализации должно стать «...повышение инновационности деятельности морских портов путем применения новых технологий, проведения мероприятий по ресурсосбережению, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду и укрепления отраслевого кадрового потенциала» [2].

В последние годы повысились требования к крупным инвестиционным проектам в части формирования целей и мероприятий в области устойчивого развития: социального и экологического ответственного инвестирования. В настоящее время предприятия должны формировать информационные данные об охране окружающей среде и промышленной безопасности. Такая информация становится частью процесса принятия инвестиционных решений и решений бизнес-партнеров в отношении цепочек поставок. То есть открытая информация о деятельности предприятия в части сбережения природных и человеческих ресурсов сегодня имеет важное значение для всех заинтересованных сторон (инвесторов, партнеров, работников, органов государственного управления и т.д.).

Социально и экологически ответственное инвестирование предполагает осуществление мер экологического контроля на всех этапах жизненного цикла предприятий - от проектирования и эксплуатации (и возможного наращивания мощности) до прекращения деятельности.

Произошедшие в 90-х годах 20 века политико-экономические трансформации привели к потери ряда крупных портов, тем самым вызвали необходимость осуществление крупных инвестиционных вложений в развитие и наращивание мощности собственной отечественной портовой инфраструктуры. В соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2018 года перед отраслью поставлена задача по переориентации к 2022 году российских внешнеторговых грузов из портов сопредельных государств в морские порты России.

В этих условиях особое значение имеет развитие и модернизация морской портовой инфраструктуры, поскольку обеспечивает транспортную безопасность и частично решает множество внешнеторговых и внутренних проблем устойчивого развития страны.[1]

В настоящее время Северо-Западный регион является драйвером строительства портовых мощностей для экспорта продукции в Европу и локализации большинства грузов в Российской Федерации, осуществляя транзитные грузовые перевозки по транспортному коридору «Север - Юг» и Северному морскому пути [3]

Строительство и ввод в эксплуатацию нового терминала в порту Усть-Луга обеспечивает транспортную безопасность и частично решает множество внешнеторговых проблем России на Запад и Юго-Восток. Однако, в период строительства и осуществления хозяйственной деятельности портового терминала возникает множество проблем, связанных с негативным воздействием на природную среду, что требует постоянного контроля и наблюдения за изменением состояния окружающей природной среды, качества морских вод и водных биоресурсов на всех стадиях его жизненного цикла.

Морской порт Усть-Луга уже функционирует, однако продолжается строительство новых терминалов, которые позволят нарастить экспортно-импортный потенциал страны. Так, в настоящее время проектируется терминал, который расположен на территории Кингисеппского муниципального района Ленинградской области и прилегающей акватории Лужской губы Финского залива Балтийского моря.

Проектируемый универсальный торговый терминал «Усть-Луга» предназначен для портовой перевалки навалочных, насыпных (зерновых) и генеральных грузов.

Доставка экспортных и вывоз импортных грузов предусматривается железнодорожным транспортом, существует техническая возможность доставки и вывоза части грузопотока автомобильным транспортом.

К 2024 году будут введены в эксплуатацию дополнительные современные мощности для перевалки руды, угля, зерновых, пищевых и других грузов в морском порту Усть-Луга.

Строительство и ввод в эксплуатацию универсального торгового терминала «Усть-Луга» по перевалке навалочных и генеральных грузов включает 4 этапа.

На первом этапе осуществляется строительство двух грузовых причалов № 1 и № 2 включающих, открытые склады, грузовые и подъездные железнодорожные пути, средства механизации погрузо-разгрузочных работ, объекты пункта пропуска через госграницу, административно-бытового комплекса, инженерно-технического обеспечения, другие технологические и вспомогательные объекты, необходимые для обеспечения работы комплекса.

На втором этапе осуществляется строительство грузовых причалов № 3 и № 4, включающие открытые склады, грузовые и подъездные железнодорожные пути, средства механизации погрузо-разгрузочных работ, другие технологические и вспомогательные объекты, необходимые для обеспечения работы комплекса.

Третий этап предусматривает строительство комплекса по перевалке зерновых и пищевых грузов, включающий специализированный и/или универсальный причалы с судопогрузочными и судоразгрузочными механизмами, зернохранилище, крытые и открытые склады, грузовые железнодорожные пути со станцией

разгрузки вагонов (СРВ), конвейерные галереи, весовые и пересыпные пункты, средства механизации погрузо-разгрузочных работ и другие технологические и вспомогательные здания и сооружения.

На четвертом этапе планируется полное развитие универсального торгового терминала «Усть-Луга» -строительство и ввод в эксплуатацию внеплощадочного железнодорожного выставочного парка с подъездными путями, вспомогательными зданиями и сооружениями.

Ввод в эксплуатацию морского отгрузочного терминала обеспечивает создание около 2000 новых рабочих мест.

Понятие «устойчивое развитие», при множестве его трактовок и определений, сводится, в основном, к социально-экономическому динамичному развитию при сохранении качества ресурсов окружающей среды, то есть представляет собой экономический процесс в динамике, который обеспечивает удовлетворение экологических потребностей общества с сохранением ассимиляционного потенциала территории [4, 5]

Для предприятий и крупных инфраструктурных объектов «устойчивое развитие» представляет собой одну из основополагающих стратегических целей. При сохранении качества окружающей среды, они должны обеспечить устойчивость взаимосвязей всех подсистем управления - технико-технологической, производственной, экономической и социальной - в их развитии и непрерывном совершенствании.

Требованиями ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) проектируемых и реконструируемых объектов предусматривается сократить и предотвратить деградацию окружающей природной среды с целью создания экологически приемлемых условий для жизни населения, животного и растительного мира. Экологическая оценка проектов позволяет более обоснованно разрабатывать превентивные и текущие мероприятия, направленные на экологическую безопасность и сохранение биоразнообразия в районах их осуществления.

При сооружении портовых терминалов, как правило, в большей степени подвергаются воздействию водные и биоресурсы. [6]

В период строительства негативное воздействие связано с отторжением дна акватории при возведении причальной зоны и проведению работ по углублению дна для размещения на портовых акваториях судов большой грузоподъемности. Источниками негативного воздействия на водные ресурсы в период хозяйственной деятельности портовых терминалов является сброс сточных вод в акваторию.

Поэтому требуются постоянное наблюдение за изменением состояния качества морских вод и водных биоресурсов на всех стадиях жизненного цикла терминала.

Новый универсальный терминал LUGAPORT в морском порту Усть-Луга строится согласно экологическому законодательству. Для снижения возможного негативного влияния на водные ресурсы в период строительства и эксплуатации портового терминала предусмотрен производственный экологический контроль включающий:

- контроль качества сбрасываемых сточных вод в водный объект;

- контроль состояния и загрязнения природных (морских) вод;

- контроль состояния и загрязнения донных отложений;

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

- контроль водных биологических ресурсов.

В ходе проведения производственного экологического контроля качества сбрасываемых сточных вод в водный объект необходимо отбирать пробы морской воды перед сбросом сточных вод в водный объект и контролировать следующие показатели: водородный показатель (рН); температура; запах; растворенный в воде кислород; биологическое потребление кислорода (БПКполн); химическое потребление кислорода (ХПК); взвешенные вещества.

Контроль состояния и загрязнения природных (морских) вод должен проводится для наблюдения за водным объектом и изменением химического состава морской воды. Пробы должны проверяться на соответствие предельно допустимым концентрациям (ПДК) в соответствии с нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения.

В ходе лабораторных исследований проб природных (морских) вод должны определяться следующие показатели: водородный показатель (рН); растворенный в воде кислород; % насыщения воды растворенным кислородом; соленость; биохимическое потребление кислорода (БПК5); химическое потребление кислорода (ХПК); хлорид - анион (хлориды), сульфат-анион (сульфаты); сухой остаток; нефтепродукты (нефть); тяжелые металлы: медь (С11), цинк ^п), никель (N0, свинец (РЬ), кадмий ртуть (Нд), марганец (Мп), железо; мышьяк (Аб); взвешенные вещества; биогенные элементы: нитрат-анион, аммоний-ион, фосфаты (по фосфору).

Контроль состояния и загрязнения донных отложений проводится с целью наблюдений за содержанием загрязняющих веществ в донных отложениях водных объектов. В отобранных пробах донных отложений должны исследоваться следующие физико-механические и химико-аналитические параметры и показатели: гранулометрический состав, потери при прокаливании, плотность скелета грунта; углерод органический; концентрации тяжелых металлов: медь (С11), цинк ^п), никель (N0, хром (Сг), кобальт (Со), марганец (Мп); мышьяк (Аб); ртуть (Нд); кадмий (Cd); свинец (РЬ); оловоор-ганические соединения; бенз(а)пирен; нефть и нефтепродукты.

В период эксплуатации объекта контроль водных биологических ресурсов осуществляется в целях оценки влияния эксплуатации объекта на состояние кормовой базы рыб. При выполнении гидробиологических исследований определяются следующие характеристики и показатели:

- определяемые параметры фитопланктона: видовой состав; общая численность и биомасса; численность и биомасса основных систематических групп и видов.

- определяемые параметры зоопланктона: видовой состав; общая численность и биомасса; численность и биомасса основных систематических групп и видов; индикаторные виды.

- определяемые параметры зообентоса: видовой состав; общая численность и биомасса; численность и биомасса основных систематических групп и видов; индикаторные виды.

- определяемые параметры ихтиофауны (личинки, молодь): видовой состав; общая численность и биомасса; степень доминирования, видовая и возрастная структура.

Перечисленные мероприятия по организации производственного экологического контроля за качеством состояния и загрязнения природных (морских) вод и водных биологических ресурсов носят предварительный характер, которые могут быть изменены в процессе согласования с заинтересованными природоохранными органами.

Меры по организации экологического контроля и экологического мониторинга за качеством состояния и загрязнения природных (морских) вод и водных биологических ресурсов требуют значительных инвестиций и интегрирования ключевых показателей эффективности с эколого-экономическими, отражающими стратегические цели развития крупных инфраструктурных объектов, к которым относятся портовые терминалы.

Выводы.

1.Устойчивое развитие экономических систем различного уровня, в том числе - предприятий, становится одной из стратегических целей, меняя сущность всех производственных и экономических процессов в динамике, придавая им определенную степень экологизации и обеспечивая новый уровень социально-эколого-эконо-мического развития при рациональном освоении и эффективном использования природных ресурсов .

2. Одним из условий и способов повышения устойчивости развития предприятия является организация и проведение экологического контроля, и постоянное наблюдение за изменением состояния природных ресурсов на всех стадиях его жизненного цикла.

3. Экологическая безопасность проектируемых, модернизируемых и вновь сооружаемых объектов транзитных коммуникаций, имеющих стратегическое значение, требует «зеленых» инвестиций и становится приоритетным направлением социально-эколого-сбалансирован-ного устойчивого развития экономики страны и ее регионов.

Литература

1. Иватанова Н. П., Гончарова А. С. Кочешников А. С. К вопросу о создании новых российских транзитных коммуникационных сетей для обеспечения экспорта продукции горнодобывающих отраслей / Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал).-2019. №1211/02-20 от 30.12.2019

2. «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» (одобрена Морской коллегией при Правительстве РФ 28.09.2012) Консультант-Плюс: официальный сайт - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21362 8/. (дата обращения: 11.12.2020). - Текст : электронный.

3. Мясков А.В., Петров И.В., Зайцев В.С., Шмелёв В.С. Системные особенности экологического мониторинга при формировании территориальных проектов северного морского пути / Мониторинг. Наука и технологии. 2018. № S5. С. 7-14.

4. Иватанова Н.П., Жуков Р.А., Васина М.В. Методический подход к оценке экологической устойчивости региональных социально-эколого-экономических систем / Материалы конференции «Социально-экономические и экологические проблемы горной промышленности, строительства и энергетики» - 2018. Издательство: Тульский государственный университет (Тула) - С. 396421.

5. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Декларация Генеральной ассамблеи ООН от 25 сентября

2015 года. [Элетронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/420355765 (дата обращения: 11.12.2020)

6. Гончарова А.С., Стоянова И.А. Характеристика геоэкологических локальных условий строительство коммуникаций для обеспечения транзита продукции добывающих отраслей / В сборнике «Безопасность и экология горного производства» Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал) - 2020. - № 6-1. - С.163-175.

Organization of environmental control as a factor of ensuring

the sustainable development of the enterprise Goncharova Alina Rashitovna, Ivatanova N.P., Stoyanova I.A.

"National Research Technological University "MISIS", Tula State University

Sustainable development of economic systems at various levels is an economic process in dynamics that ensures the satisfaction of the needs of society, without going beyond the assimilation potential or environmental capabilities of the territory. Transit communications are the most important condition for the socioeconomic development of our country, which has the largest territory and the longest border. In this regard, at present, the environmental safety of transit communications facilities that are being designed, modernized and newly constructed, which are of strategic importance, is becoming a priority for the socio-ecological and balanced sustainable development of the country's economy and its regions. The functioning of large strategically important infrastructure facilities, such as port terminals, leads to inevitable changes in the ecosystem and the entire ecological potential of the territory. Investments in the organization of environmental control in these conditions become a determining factor in the choice of options for the placement (investment) of funds and are an example of environmentally responsible investment. Keywords: port terminal, transit, transport flows, sustainable development, environmental control, environmental safety.

References

1. Ivatanova N. P., Goncharova A. S. Kocheshnikov A. S. On the

issue of creating new Russian transit communication networks to ensure the export of mining products / Mining Information and Analytical Bulletin (scientific and technical journal).-2019. No. 1211/02-20 of 30.12.2019

2. "Strategy for the Development of the Russian Sea Port Infrastructure until 2030" (approved by the Maritime Board under the Government of the Russian Federation on 28.09.2012) ConsultantPlus: official website-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_213628/. (date of request: 11.12.2020). - Text : electronic.

3. Myaskov A.V., Petrov I. V., Zaitsev V. S., Shmelev V. S. System

features of environmental monitoring in the formation of territorial projects of the Northern Sea Route / Monitoring. Science and Technology. 2018. No. S5. pp. 7-14.

4. Ivatanova N. P., Zhukov R. A., Vasina M. V. Methodological

approach to the assessment of environmental sustainability of regional socio-ecological and economic systems / Proceedings of the conference "Socio-economic and environmental problems of mining, construction and energy" - 2018. Publisher: Tula State University - Tula) - pp. 396-421.

5. The transformation of our world: an Agenda for sustainable

development for the period up to 2030. The Declaration of the UN General Assembly on 25 September 2015. [Electronic Resource] - Access mode: URL:

http://docs.cntd.ru/document/420355765 (date of request: 11.12.2020)

6. Goncharova A. S., Stoyanova I. A. Characteristic of geoecological local conditions construction of communications for ensuring the transit of products of extractive industries / In the collection "Safety and ecology of mining production" Mining information and analytical Bulletin (scientific and technical journal)-2020. - No. 6-1. - pp. 163-175.

X X О го А С.

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го m

о

м о м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.