Организация эффективного педагогического общения как условие формирования личностных качеств у учащихся Прислегина Т. Б.1, Ковалева Л. Л.2,
Сыркашева К. П.3, Зюлькова Т. И.4
1 Прислегина Татьяна Борисовна /Prislegina Tatyana Borisovna - почетный работник общего образования РФ, директор;
2Ковалева Людмила Леонидовна /Kovaleva Ljudmila Leonidovna - почетный работник общего образования РФ,
заместитель директора по УВР;
3Сыркашева Кристина Петровна /Syrkasheva Christina Petrovna - заместитель директора
по УВР;
4Зюлькова Татьяна Ивановна / Zul'kova Tatyana Ivanovna - почетный работник общего образования РФ, заместитель
директора по БЖ,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 77, г. Кемерово
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы педагогического общения с учащимися. Проанализированы процессы и формы взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Выявлена и обоснована роль учителя в формировании личностных качеств у учащихся, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством. На основе проведенного исследования авторами предлагается выделить зависимость эффективности процесса обучения и воспитания, которая зависит от стиля общения преподавателя с учащимися, от метода его руководства.
Ключевые слова: педагогическое общение, социально-психологические процессы, социально-психологическая культура.
Кто любит детей - любит школу, охотно и радостно принимается за труд обучения, в ком есть признание к труду учителя, тот смело может браться за дело! Но, принимаясь за важное и святое дело воспитания и обучения детей, надо, как говорится, «обдумать себя», надо стать достойным его.
Кто выбирает профессию учителя, тот должен изучить свой характер, должен научиться сдерживать себя, приготовиться переносить и неудачи, не впадая в уныние, сохраняя бодрость духа и веру в свой труд, должен научиться владеть собой.
Содержание труда учителя является содействием психическому развитию ученика, а главным «инструментом» учителя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение. Организация эффективного педагогического общения является одним из важных условий воспитательно-образовательного процесса. Особенно это актуально в современных условиях при широком применении информационных, инновационных педагогических технологий в учебном процессе. Поэтому одной из главных задач по психолого-педагогическому сопровождению педагогов является формирование у них коммуникативной культуры.
Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Педагогическое общение определяется как: такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника. Оно обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя. Всякое общение отличается не только определенным содержанием, но и формой. Если содержание общения отражает целевые установки обмена информацией, то форма - это характер взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу.
Общение выступает важнейшим фактором формирования личности человека, средством воспитания. Ведь воспитывать человека - значит не только воздействовать на его представления и понятия, формировать убеждения, но и обеспечивать практическую регуляцию его поведения, отношений с другими людьми. Общение в школе несет в себе более глубокую функцию, нежели просто контакт между людьми. Любой вид общения в паре «учитель-учащийся», независимо от ситуации, является воспитывающим. Общение в школе с динамично развивающимися признаками межличностных отношений - главное условие социализации личности.
Чтобы обеспечить полноценное социальное и психическое развитие детей, независимо от занятости их родителей, существуют различные учебные заведения. В них учащимся даются все нужные универсальные учебные навыки, социальные правила и нормы поведения, которые будут им необходимы для успешной реализации в будущей жизни, посредством обучения и воспитания.
Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [1]. Педагогическое общение представляет собой главнейшую форму осуществления педагогического процесса. Основной целью педагогического общения является передача общественного и профессионального опыта, то есть профессиональных универсальных учебных навыков от преподавателя учащимся. Посредством педагогического общения происходят такие процессы,
как обмен учебной информацией и оказание воспитательного воздействия преподавателем на учащихся посредством организации взаимоотношений с помощью коммутативных средств.
В процессе педагогического общения формируется ключевая система воспитательных взаимоотношений преподавателя и учащегося, что делает эффективными процессы воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Эффективно спланированный процесс педагогического общения позволяет гарантировать в педагогической деятельности реальное психологическое взаимодействие между педагогом и учащимся. Это позволит превратить их самих в субъекты общения, поможет преодолеть сложности и психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия. Использование преподавателями педагогического общения позволяет им перебазировать учащихся из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества. Учащиеся становятся субъектами педагогического творчества. Только в таком случае педагогическое общение, используемое в процессе обучения и воспитания учащихся, позволяет добиться быстрых и эффективных результатов. У педагогического общения существует множество специфических, присущих только ему функций. Без них невозможно осуществить эффективный процесс педагогического общения. Среди основных можно выделить:
П информационную функцию;
П контактную функцию;
I побудительную функцию;
I амотивную функцию.
Информационная функция состоит в передаче общественного и профессионального опыта от преподавателя учащимся, обеспечивая процесс обмена материалами и духовными ценностями, а также создание условий для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса.
Контактная функция состоит в установлении контакта преподавателя с учащимся. Она подготавливает как самого преподавателя, так и его ученика к обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации.
Побудительная функция состоит в стимулировании активности учащегося, направленной на выполнение тех или иных учебных задач.
Амотивная функция состоит в зарождении и развитии в учащихся необходимых для образовательного и воспитательного процесса эмоциональных переживаний.
Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал А. А. Бодалёв:
• Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника — в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.
• Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности.
• Если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними [2].
Эффективность процесса обучения и воспитания зависит от стиля общения преподавателя с учащимися, от метода его руководства. Под стилем общения принято понимать индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся [3]. В наши дни выделяют множества стилей педагогического общения, но существуют несколько общепринятых.
От стиля педагогического общения зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие коллектива. Педагог, используя тот или иной стиль, может развивать в учащихся необходимые навыки и качества. Каждый преподаватель волен сам выбирать любой из стилей педагогического общения. Он может постоянно придерживаться одного стиля или чередовать их в зависимости от ситуации. Неважно, что он выберет, важно, чтоб его выбор шёл только на благо и делал лучше и успешнее процессы образования и воспитания учащихся.
При выполнении данной работы нами поставлена была цель: обосновать роль учителя в формировании у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством [5].
Для успешной реализации педагогического общения и успешного формирования личностных качеств у обучающихся необходимо:
• стремиться формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного познавательного поиска;
• использовать исследовательские проблемные методы преподавания, интерактивные формы обучения;
• развивать совместную исследовательскую внеурочную деятельность;
• проводить совместные коллективные, творческие дела;
• развивать ученическое самоуправление;
• создавать и развивать общешкольные традиции.
Литература
1. Березовин Н. А. Проблемы педагогического общения. Минск. 1989.
2. Бодалёв А. А. Личность и общение. - Москва. 1983.
3. Кан-Калик В. А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования // Вопросы психологии.1985.№ 4.
4. Ложникова Н. А. Психолого-педагогические основы сотрудничества педагогов и школьников в учебновоспитательном процессе. / г. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1994. - 173 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897).