Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Чайкина Жанна Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация. В данной статье раскрывается роль досуговой деятельности в системе дополнительного образования детей. В сфере внеурочной деятельности детей в школе много возможностей имеет дополнительной образование, не касающееся учебных школьных предметов. По различным направлениям творческой деятельности детей в системе дополнительного образования в школе создаются кружки, спортивные секции, которые зависят от интересов обучающихся. С помощью дополнительных общеобразовательных программ становится возможным активизировать личностную составляющую обучения, увидеть в детях не только обучающихся, но и живых людей со своими предпочтениями, интересами, склонностями, способностями. Определена цель исследования- организация жизнедеятельности детей в свободное от школьных занятий время путем предоставления им широких возможностей самореализации в различных видах интеллектуальной, духовно-нравственной, физической активности на базе структурных подразделений школы, семьи и институтов социального и личностного воспитания подрастающего поколения. Также проведена работа над сплочением детского коллектива, выработкой у детей чувства взаимовыручки и взаимопомощи. Было отмечено, что коллективные игры развивают чувство справедливости, учат детей разрешать конфликты мирным путем.
Ключевые слова: образование, досуг, деятельность, внеурочные мероприятия, программа, общеобразовательные учреждения, способности детей, внеурочная деятельность, школьник, школа.
Annotation. This article reveals the role of leisure activities in the system of additional education for children. In the field of extracurricular activities of children in school, there are many opportunities for additional education that does not relate to school subjects. In various areas of creative activity of children in the system of additional education at school, circles, sports sections are created, which depend on the interests of students. With the help of additional general education programs, it becomes possible to activate the personal component of education, to see in children not only students, but also living people with their own preferences, interests, inclinations, abilities. The purpose of the study is determined - the organization of the life of children in their free time from school by providing them with ample opportunities for self-realization in various types of intellectual, spiritual, moral, physical activity on the basis of the structural units of the school, family and institutions of social and personal education of the younger generation. Also, work was carried out on rallying the children's team, developing a sense of mutual assistance and mutual assistance in children. It was noted that collective games develop a sense of justice, teach children to resolve conflicts peacefully.
Keywords: education, leisure, activities, extracurricular activities, program, educational institutions, children's abilities, extracurricular activities, student, school.
Введение. В настоящее время много внимания уделяется проблеме повышения эффективности школы, ее развивающего потенциала. Решением данной проблемы является организация учебного процесса в течение полного дня, обеспечивающая возможности для самостоятельного выбора, самоопределения и самореализации личности, зафиксированные в Законе РФ «Об образовании» в качестве общих требований к содержанию образования [11.
Объединения дополнительного образования в школе дают возможность детям разных возрастов пообщаться, найти общий язык, взаимодействовать между собой, что способствует сплочению обучающихся в единый школьный коллектив.
На сегодняшний день в системе дополнительного образования решается ряд вопросов об объединении дополнительного образования в школе.
Большое внимание к изучению данной проблемы отразили в своих трудах авторы: С.А. Шмаков, А.Д. Жарков, Е.В. Бурмистрова С.Н. Литвинова и другие [2].
В данной статье мы останавливается на теоретическом обосновании организации досуговой деятельности в системе дополнительного образования школы. Несмотря на то, что уже большое количество исследований было проведено в этой области, в нашем обществе так и остаются некоторые противоречия, которые, как раз, определяют актуальность нашего исследования. Необходимо разработать и апробировать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу, направленную на организацию досуговой деятельности обучающихся общеобразовательного учреждения, проводить досуговые мероприятия регулярно применяя новые формы организации.
Актуальность темы связана с разработкой общеобразовательных программа досуговых мероприятий и внедрения программ дополнительного образования в образовательных учреждениях - как непрерывная система новой формы организации досуговой деятельности.
Научная новизна исследования состоит в том, что автором была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа мероприятия в школе, которая направлена на организацию досуговой деятельности обучающихся на примере первого класса.
Целью исследования является разработать и апробировать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу, направленную на организацию досуговой деятельности обучающихся первого класса общеобразовательного учреждения. Данная цель обусловлена решением ряда задач. В первую очередь рассмотреть и раскрыть содержание дополнительного образования в общеобразовательном учреждении, провести исследование и проанализировать потребности родителей в организации досуговой
деятельности в школе, проанализировать результаты внедрения дополнительной общеобразовательной программы [3].
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что были теоретически обосновано содержание и выделены основные принципы дополнительного образования в общеобразовательном учреждении, культурно-досуговая деятельность была рассмотрена как направление дополнительного образования в школе.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации дополнительной общеобразовательной программы, направленной на организацию досуговой деятельности первоклассников, анализе результатов реализации данной программы.
Изложение основного материала статьи. Дополнительное образование в школе - это разностороннее развитие способностей детей, на базе различных кружков и секций.
Основным назначением организации дополнительных внеурочных мероприятий, кружков, секций и факультативов является раннее обнаружение талантов ребенка, развитие творческих способностей, формирование разностороннего круга его интересов, помощь в профессиональном самоопределении [4].
Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы [5].
Правильная структура организации дополнительного образования включает все направления, которые потенциально могут интересовать школьников [6, 7].
Методология. В ходе исследования на первоначальном этапе был разработан опрос для определения потребностей родителей в организации досуговой деятельности детей в одной из школ Нижнего Новгорода, 25 опрошенных. По результатам опроса была разработана и реализована в течении 2020-2021 учебного года дополнительная общеобразовательная культурно-досуговая программа кружка "Затейники", данная программа отличается от программ дополнительного образования. К основному преимуществу культурно-досуговой программы относиться то, что содержание культурно-досуговой деятельности не предполагает организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализует подготовку и проведение массовых досуговых мероприятий (дел); при реализации культурно-досуговой деятельности используется широкий перечень ролей обучающихся - организатор, режиссер, исполнитель, сценарист, зритель, соавтор, композитор, художник, костюмер, фотограф, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др. Ожидаемый результат внедрение культурно-досуговой программы кружка «Затейники» это приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время; повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми [8, 9].
Всего в исследовании принимало участие 28 школьников, из них 15 человек посещали мероприятия досуговой деятельности, а 13 человек нет.
Результаты исследования по вопросам анкетирования родителей на предмет необходимости организации досуговой деятельности в школе получил положительный результат. Мнения родителей школьников о необходимости дополнительного образования. 6 человек высказались, что дополнительно образование полезно, но не обязательно - 30%, в доп. образовании нет острой необходимости, но лишним не будет выбрали 5 человек или 28%, 14 родителей (42%) считают, что дополнительное образование необходимо для всестороннего развития личности [10].
При проведении исследования была разработана и реализована в течение 2020-2021 учебного года дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа культурно-досуговой деятельности кружка «Затейники». Программа предназначена для учащихся 1 классов, направлена не развитие творческих способностей учащихся, формирование положительных нравственных качеств, навыков позитивного общения со сверстниками. Срок обучения 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 1 час. Цель программы -воспитание в ребенке активной жизненной позиции, основанной на положительны нравственных качествах.
В течение учебного года предусматривается знакомство детей с различными видами игровой деятельности, подготовка праздничных игровых блоков, изготовление игрового реквизита простейших элементов костюма и праздничного оформления.
Кружок посещали 15 первоклассников 1А класса. Первоклассники 1Б класса учились традиционным способом по программам дополнительного образования.
В начале учебного года, было проведено анкетирование 1А класса и 1Б на тему проведения свободного времени в школе.
25 20 15 10 5 О
Начало учебного гора Коней, учебного года
Ученики1А ■Ученики1Б
Рисунок 1. Анкетирование первоклассников «с удовольствием ли они идут в школу»
Предполагается, что ученики 1Б класса посещать кружок «Затейники» не будут, а 1А класса будут обучаться по разработанной дополнительной общеобразовательной культурно-досуговой программе. В конце учебного года - было проведено повторное анкетирование обоих классов.
Результаты показали, что 1А класс идет в школу с большим удовольствием, чем 1Б [11, 12].
В ходе анкетирования в начале учебного года дети отметили, что после уроков они сразу расходились по домам, и лишь малая часть еще недолгое время общались между собой. В конце же учебного года обучающиеся кружка чаще стали проводить время после школы с друзьями, причем они играли в различные игры, а не просто разговаривали микрогруппами.
В конце года на тестовом занятии дети так же ответили на вопросы. Многообразие игр было в разы больше, а главное было замечено, что дети действительно играют в них в свободное время.
Также было проведено наблюдение за школьниками первых классов в начале и конце 2020-2021 учебного года.
20
15
10
Начало учебного года Конец учебного года
Ученики 1А ■Ученики 1Ь
Рисунок 3. Активность в внеурочных мероприятиях
В начале года мало кто хотел участвовать в городских конкурсах, к концу учебного года в 1Б классе ситуация изменилась несильно - с 7 человек на 9. А вот в 1А классе обучающиеся по дополнительной общеобразовательной программе стали больше участвовать в различных конкурсах - большее количество работ отправлялось на различные конкурсы разных уровней - от школьного до всероссийского, в развлекательных мероприятиях чаще выступали и проявляли себя именно ученики 1А класса [13].
Таким образом, можно сказать, что у школьников, которые обучались по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей культурно-досуговой программе кружка сформировалось более положительное отношение к образовательной организации - они с большим удовольствием идут в школу, чем ученики, не посещающие кружок, также они стали более общительные и класс стал сплоченным [14]. Целью посещения школы они выделяют посещение внеурочных мероприятий, а не только приобретение новых знаний.
Выводы. Таким образом, эффективность реализации культурно-досуговых мероприятий несет положительный характер в системе развития дополнительного образования в целом. Данное исследование показало, что направленный процесс воспитания и образования обучающегося в привлекательных для него формах в свободное от образовательной деятельности время, отвечающий потребностям и мотивам личности. Культурно-досуговая деятельность выполняет четыре функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие. Дополнительное образование добавляет в досуг детей социально-значимое содержание. Разработанная культурно-досуговая программа может использоваться и в других учреждениях как успешный опыт развития культурно-досуговой деятельности [15].
Литература:
1. Бочарникова И.С. Досуговые предпочтения современной Российской молодежи: сравнительный социологический анализ // Теория и практика общественного развития. - №1, 2018 г. - С. 36-39.
2. Бурмистрова Е.В. Методика организации досуговых мероприятий: учеб. пособие для СПО / Е.В. Бурмистрова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019 г. - 150 с.
3. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Анализ современного состояния исследований и разработок в области построения информационно-образовательных сред высших учебных заведений. Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 2 (27). - С. 1.
4. Деулина С.А., Швецова Ю.В., Чайкина Ж.В. Управление проектами в системе дополнительного образования детей. В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Сборник научных трудов 10-й Международной научно-практической конференции, посвященной Году науки и технологий в Российской Федерации. - Курск, 2021. - С. 127-131.
5. Костылева Е.А., Смирнова Ж.В., Кутепова Л.И. Организация проектной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№ 70-4. - С. 195-198.
6. Ковешникова А.Е. Социальное проектирование как метод организации досуговой деятельности молодежи / А.Е. Ковешникова // КПЖ. - 2017 г. - №2 (121) - С. 45.
7. Кравченко Н.В. Словарь-справочник организатора культурно-досуговой деятельности // Нижний Тагил, 2015 г. - 44 с.
8. Опарина Н.А., Левина И.Д., Кайтанджян М.Г. Педагогические условия воспитательной эффективности праздничноигровых форм досуга молодежи // Среднее профессиональное образование. -2017. - № 10. - С. 75
9. Опарина Н.А., Левина И.Д., Кайтанджян М.Г., Бычкова Е.С. Организация досуга детей и юношества в учреждениях культуры и дополнительного образования: воспитательные задачи / Н.А. Опарина [и др.] // Сред. проф. образование. - 2019. - № 12. - С. 14-20
10. Опарина Н.А., Левина И.Д., Кайтанджян М.Г. Педагогические условия воспитательной эффективности праздничноигровых форм досуга молодежи // Среднее профессиональное образование. -2017. - № 10. - С. 75
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, профессор Груздева Марина Леонидовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Костылев Денис Сергеевич «Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород)
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА К
ЗАНЯТИЯМ
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос применения в образовательной деятельности педагога онлайн-платформ. Существует огромное количество различных онлайн-ресурсов, в которых учитель может планировать свою деятельность. В современных условиях применение именно онлайн-платформ в образовательной среде набирает обороты. Автором анализируется научная и методическая литература, отмечается то, что глобальная сеть интернет и развитие различных коммуникативных услуг способствует открытию культурной и образовательной среды с открытым доступом, что в итоге может облегчить подготовку педагога к своим занятиям. Система образования эволюционирует от доски с мелом до компьютерных программ обучения. Рассмотрены основные задачи обучения, на решение которых направлены онлайн-платформы. Отмечены положительные результаты применения онлайн - платформ в подготовке к уроку. В результате исследования применения онлайн-платформ в образовательной деятельности проведен опрос среди преподавателей школ. На основании проведенного исследования сделан вывод.
Ключевые слова: онлайн-платформа, информационные технологии, педагог, учебный процесс, современные технологии, инновации, урок, образование, качество, самообразование.
Annotation. This article discusses the issue of using online platforms in the educational activities of a teacher. There are a huge number of different online resources where teachers can plan their activities. In modern conditions, the use of online platforms in the educational environment is gaining momentum. The author analyzes scientific and methodological literature, notes that the global Internet network and the development of various communication services contribute to the opening of a cultural and educational environment with open access, which ultimately can facilitate the preparation of a teacher for his studies. The education system is evolving from a chalkboard to computer-based teaching programs. The main tasks of training, the solution of which are aimed at online platforms, are considered. The positive results of using online platforms in preparation for the lesson are noted. As a result of a study of the use of online platforms in educational activities, a survey was conducted among school teachers. On the basis of the study, a conclusion was made.
Keywords: online platform, information technology, teacher, educational process, modern technologies, innovation, lesson, education, quality, self-education.
Введение. Существенные изменения в сфере образования, связанные с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и с принятием нового Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации, ориентируют педагогический процесс общеобразовательных организаций на повышение качества образования.
Проанализировав научную и методическую литературу, мы отметили, что глобальная сеть интернет и развитие различных коммуникативных услуг способствует открытию культурной и образовательной среды с открытым доступом, что в итоге может облегчить подготовку педагога к своим занятиям. Система образования эволюционирует от доски с мелом до компьютерных программ обучения.
Исследуемая тему проблемы применения и модернизации информационных технологий в образовательной деятельности мы затрагиваем вопрос уровня подготовки преподавателя к урокам, который соответственно должен только расти. На данный момент существует огромное количество различных онлайн-площадок, помогающих педагогам создавать уроки нового, более высокого уровня.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, применяемых педагогами в своей работе.
Новизна данного исследования обусловлена теоретическим обоснованием применения онлайн-платформ при подготовке к урокам.
Поставленная цель исследования - изучение процесса подготовки и разработки педагогом урока при помощи современных онлайн-платформ. В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования: изучить основные аспекты использования онлайн-платформ при подготовке педагога к своим занятиям и определить степень применения онлайн-платформ при подготовке педагога к своим занятиям.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации теоретических основ и практических материалов, отражающих применение онлайн-платформ при подготовке педагога к занятиям.