Е. А. Веселова
(Санкт-Петербург)
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
В статье обращается внимание на рост числа подростков с девиантным поведением и в связи с этим рассматриваются вопросы организации досуговой деятельности подростков «отклоняющегося» поведения на основе применения продуктивных технологий
Анализ современной социальной ситуации показывает, что число подростков, не успевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления неуклонно растет, такое поведение в научной литературе называют отклоняющимся, или девиантным.
В Докладе о положении детей в Санкт-Петербурге в 2011 году Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга указывается, что количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, увеличилось на 15,7% [7].Удельный вес подростковой преступности составил 2,6%. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года отмечен рост количества тяжких и особо тяжких преступлений на 13,7%, уличных - на 26,3%, совершенных несовершеннолетними в составе групп - на 30,3%. В 2011 году на территории Санкт-Петербурга было совершено 270 общественно опасных деяний детьми и подростками, не достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Они в 80% случаев были связаны с причинением телесных повреждений различной степени тяжести, каждое четвёртое деяние совершено в образовательных учреждениях города. На начало 2012 года на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних состояли 4517 несовершеннолетних. Это все показатели «отклоняющегося» поведения.
Термин «отклоняющееся» (поведение] часто заменяют термином «девиантное» (от лат. deviatio - отклонение] или «делинквентное» (от лат. delinquens - правонарушитель]. Под девиантным поведением человека подразумевается система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил [2]. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негатив-
ное] отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам [5], его основу составляют нравственно отрицательные проявления и поступки (нечестность, лживость, конфликтность, агрессивность, кражи и т.д.], принявшие характер систематических или привычных, вошедших в рамки девиантного поведения [4].
Девиантное поведение подростков - распространённый феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. В современных условиях большое значение приобретает изучение проблемы девиантного поведения в контексте саморегуляции жизнедеятельности и личностной организации времени.
Становится очевидным, что новые тенденции, изменяя социальную ситуацию развития, обусловливают появление новой ведущей деятельности. В потребностно-мотива-ционной сфере подростка появляются потребности выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых, найти и защитить свое место в окружающей его социальной среде [1].
Изменения основных направлений и приоритетов в педагогической сфере в последние десятилетия сделали очевидной мысль о необходимости переосмыслить научные труды по организации досуговой деятельности подростков с точки зрения современной действительности.
Отметим, что до сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования. Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф. С. Махов, А. Т. Куракин, В. В. Фатьянов и др.], с внешкольной и внеклассной работой (Б. Э. Вульф, Л. Н. Николаев,
М. М. Поташник и др.] и даже с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и др.]. Но можно ли отождествлять свободное время с досугом?
Досуг является полем деятельности социального педагога, в нём выделяют два вида ценностных характеристик: конструктивную (положительную, направленную на позитивные цели] и деструктивную (отрицательную, наносящую вред индивидууму или обществу в целом].
В настоящее время идеи о конструктивной организации досуга подростков приобретают особенное значение. В современных условиях перестройки общественного сознания, поиска и разработки новых подходов к организации конструктивного досуга подростков изучение данной проблематики становится всё более актуальным и перспективным.
На официальном портале администрации Санкт-Петербурга указанно что организация досуга детей и их родителей в Санкт-Петербурге проводится учреждениями, подведомственными Комитету по культуре, Комитету по образованию, Комитету по физической культуре и спорту, Комитету по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитету по социальной политике, а также общественными организациями.
Сложившиеся сегодня социальная и образовательная практика работы с подростками и молодежью в подростково-молодёжных клубах преимущественно строится на принципе выделения основных направлений, в рамках которых применяются самые разнообразные технологические подходы, разрабатываются различные программы и реализуются проекты.
Продуктивная технология как основа организации досуговой деятельности подростков с девиантным поведением имеет большой социально-педагогический потенциал развития. В современных социокультурных условиях возникла необходимость в новых формах вовлечения подростков с девиантным поведением в досуговую деятельность.
Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы с девиантными подростками является технологизация социально-педагогической деятельности, в задачи которой входит формирование конструктивных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов социально-педагоги-
ческого воздействия на подростков с девиантным поведением и осуществляется в общеобразовательных и культурно-досуговых учреждениях, а также в подростково-молодёжных клубах.
Базой исследования, где нами осуществляется поиск и экспериментальная проверка технологий организации досуговой деятельности подростков с девиантным поведением, является СПб ГБУ «Подростковый центр «Невский», главной задачей которого являлась организация доступного социально-активного досуга для детей, подростков и молодежи Невского района. В Невском районе функционирует 29 подростково-молодёжных клубов.
Направления работы подростково-молодёжных клубов: культурно-досуговое; спортивно-массовое и физкультурно-оздоровительное; гражданско-патриотическое; индивидуально-профилактическое.
В исследовании доказано, что организация досуговой деятельности девиантных подростков будет эффективной, если будет опираться на технологический подход, реализуемый через продуктивные технологии, направленные на восстановление и развитие нормальных позитивных интересов подростка с девиантным поведением, развитие навыков конструктивного общения, чувства социальной ответственности, дисциплины и самодисциплины. Для реализации этой технологии мы использовали опыт социально-педагогической деятельности подросткового клуба Невского района.
Подростковые клубы Невского района посещают 338 подростков, состоящих на учёте в ОВД РУДН. Все эти подростки имеют социальные паспорта, в которых отражена работа с педагогами и психологами, отмечены мероприятия, в которых подросток принимал участие, и его достижения. Осуществляется разработка индивидуальных маршрутов сопровождения подростка в подростково-молодежные клубы (ПМК] с целью успешной социализации, а также применяются продуктивные технологии, именно их внедрение в деятельность клуба, позволило получить положительные результаты. Динамика роста количества подростков, привлеченных в клубы, отражена в диаграмме в таблице.
На современном этапе систематически посещают подростково-молодёжные клубы около 230 подростков, состоящих на учёте. Несмотря на постоянное обновление списков
Таблица
Динамика числа подростков, привлеченных в клубы
2008 г. 2009 г. 1-е полугодие 2010 г.
Состоящие на учете 446 336 194
из них посещают ПМК 130 146 131
Снятые с учета 70 107 68
(постановка на учёт и снятие с учёта по исправлению], общее количество подростков данной категории, посещающих клубы, ежеквартально составляет более 2/3 несовершеннолетних. Внедрение новых способов информирования подростков о деятельности ПМК с использованием компьютерных технологий, раздачей рекламных буклетов, проведением открытых фестивалей и конкурсов способствует привлечению значительной части молодежи района к массовым мероприятиям. Активно идёт систематическое привлечение подростков групп риска к клубной деятельности. То обстоятельство, что среди подростков, состоящих на учете, значительно количество лиц, которые в силу психологических причин не могут заниматься каким-либо видом деятельности продолжительное время, не имеют сформированных интересов, отказываются от организованных форм досуга и имеют отрицательный опыт проведения свободного времени, заставляет осуществлять поиск воспитательных возможностей продуктивных технологий.
В сложившихся социально-культурных условиях возникла необходимость в поиске новых форм продуктивного вовлечения подростков, особенно обозначенной категории, в досуговую деятельность с целью отвлечения их от вредных привычек, формирования здорового образа жизни, привития поведенческих норм и предупреждения правонарушений. Реализация технологий привлечения и включения подростков в клубную деятель-
ность через систему мероприятий спортивной, культурно-досуговой, патриотической и профилактической направленности оказывается продуктивной.
Современные условия диктуют необходимость поиска новых подходов к определению как сущности социально-педагогических технологий, так и способов их применения. Основой для этого должны послужить анализ и систематизация различных подходов к пониманию сущности технологии вообще, а также социальной технологии и педагогической технологии в частности. Анализ инноваций в отечественных образовательных технологиях за последние 20-30 лет показал, что многие из них стремились к продуктивизации классического учебного процесса, что и послужило основой для начала исследования продуктивной технологии как основы организации досуговой деятельности подростков с девиантным поведением. При реализации технологического подхода необходимо решать целый ряд принципиально новых проблем, связанных с неформальными личност-но и практико-ориентированными подходами при внедрение продуктивных технологий в сфере подростково-молодёжных клубов. Эффективность от их внедрения доказывает актуальность и необходимость разработки и апробирования алгоритма продуктивной технологии как основы организации досуговой деятельности подростков с девиантным поведением, что нами частично проверено на практике.
Литература
1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. - М., 2000.
2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика : учеб. - М.: Гардари-ки, 2005. - 269 с.
3. Махов Ф. С. Подросток и свободное время. - Л. : Лениздат, 1982. - 152 с.
4. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - М.: Академия, 2002. - 198 с.
5. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. - СПб. : С.-Петерб. гос. акад. культуры, 1997. - 275 с.
6. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект : Трикста, 2005. - 334 с.
7. Доклад о положении детей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 2011 году. - СПб., 2011.
---------^-----------