Научная статья на тему 'Организация досуга как направление деятельности военного педагога'

Организация досуга как направление деятельности военного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / LEISURE / PROFESSIONAL EDUCATION OF THE MILITARY PERSONNEL / ENVIRONMENTAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Руслан Вадимович

Анализируется понятие «досуг», рассматриваются особенности его содержания на различных этапах научного исследования данной области, обращается внимание на отношение с понятием «свободное время», описываются вероятные противоречия в сфере досуга, указываются способы их разрешения. Обоснована возможность использования досуга в профессиональном воспитании военнослужащих, предложен общий замысел деятельности военного педагога и порядок его реализации с применением средового подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF LEISURE AS ACTIVITY OF THE MILITARY EDUCATOR

In the article the concept “leisure” is analyzed, the features of its contents at various stages of scientific research of this area are considered. Its major meanings are allocated: leisure as time and leisure as a kind of activity. On the basis of their relation, possible and essentially significant contradictions in the sphere of leisure are described: lack of free time as basic resource for leisure activity; contradictions between leisure and other kinds of activity, possible in free time; between requirements to which realization leisure activity, and other, more relevant requirements is directed; discrepancy of objective characteristics and subjective perception of leisure; contradictions between opportunities of social space and conditions of the social environment. The ways of their solution are specified. The author proved a possibility of use of leisure in professional education of the military personnel, offered a general plan of activity of the military teacher and an order of its realization with application of environmental approach. The organization of leisure of the military personnel it is presented as activity of the military teacher which consists in creation of conditions for restoration of their forces and development according to social requirements, the problems of professional education relevant to requirements and the interests of the military personnel in free time.

Текст научной работы на тему «Организация досуга как направление деятельности военного педагога»

УДК 378

йО! 10.23951/2307-6127-2018-1-151-156

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ПЕДАГОГА

Р. В. Смирнов

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии, Санкт-Петербург

Анализируется понятие «досуг», рассматриваются особенности его содержания на различных этапах научного исследования данной области, обращается внимание на отношение с понятием «свободное время», описываются вероятные противоречия в сфере досуга, указываются способы их разрешения.

Обоснована возможность использования досуга в профессиональном воспитании военнослужащих, предложен общий замысел деятельности военного педагога и порядок его реализации с применением средового подхода.

Ключевые слова: досуг, профессиональное воспитание военнослужащих, средо-вой подход.

Перспективными для деятельности военного педагога факторами профессионального воспитания военнослужащих могут быть условия, организующие различные виды их неслужебной деятельности, которые в совокупности составляют среду социального (социокультурного) взаимодействия. К таким факторам следует отнести досуг военнослужащих.

Распространенные представления о досуге закреплены в общественном сознании и остаются устойчивыми в общественно-историческом развитии. В современных толковых словарях под досугом понимается время, не связанное с выполнением профессиональных (трудовых) обязанностей [1, с. 299; 2, с. 124]. Схожее с этим определение имеется у В. Даля: «Досуг - свободное, незанятое время, гулячая пора, простор от дела» [3, с. 481].

Однако содержание научного понятия отличается от общепринятых представлений. Поэтому целесообразно рассмотреть подходы к определению досуга на различных этапах изучения этой области.

Так, в 1920-х гг. в исследованиях, ориентированных на рост производительности труда, в составе социального времени субъекта было выделено внерабочее время, которое изучалось с точки зрения распределения по направлениям использования и возможностей повышения его работоспособности.

В исследованиях 1960-х гг. внимание центрировалось на свободном времени (как части внерабочего) и его потенциале для развития личности. Актуальным для этого подхода стало формирование педагогики досуга как отдельного направления педагогики. Изучение досуга в качестве самостоятельного предмета способствовало определению форм досуговой деятельности и соответствующих им особенностей применения методов воспитания (развития), отождествлению досуга со свободным временем.

В 1980-е гг. свободное время наделялось дополнительным смыслом, обусловленным ценностью в его субъективном восприятии человеком как личного времени, которым можно было распоряжаться по собственному усмотрению.

После 1990-х гг. под влиянием гуманистического подхода с позиции признания и повышения значимости интересов человека произошла обратная трансформаций этих понятий, и уже свободное время было отнесено к сфере досуга [4].

Исследования досуга приобретали дискуссионный характер. В результате сложились следующие основные точки зрения.

С одной стороны, досуг рассматривается как свободное время. С другой стороны, как вид деятельности, направленный на восстановление духовных и физических сил, развитие способностей индивида.

Третья точка зрения объединяет предыдущие и характеризует досуг как вид деятельности в свободное время [5].

Следует отметить, что в современных исследованиях в зависимости от задач к определению досуга может использоваться любой из отмеченных подходов.

Подходы основаны, во-первых, на принципиальном различении рабочего и внерабочего времени; во-вторых, на выделении свободного времени в составе внерабочего; в-третьих, на определении признаков досуговой деятельности.

Прежде всего, представляется важным обратить внимание на то, что свободное время и досуг (как время) - понятия равнозначные. По сути, они определяются одним и тем же существенным признаком - свободой от обязательной деятельности, который раскрывается в современных словарях как «непреложные обязанности» [6, с. 21], «все функционально-ролевые обязанности» [7, с. 83], обязательные виды занятий (такие как работа, учеба, быт) [6, с. 66], «обязательная нормативная деятельность» [8, с. 24]. В более раннее время (19641968 гг.) в педагогике использовалось определение досуга детей как времени, свободного от обязательной деятельности [9, с. 792]. Оно применимо и к более общему (родовому) определению, так как принципиального различия между временем досуга для определенного возраста не имеется, а его продолжительность определяется содержанием обязательной деятельности детей, взрослых.

Обязательная деятельность обычно ограничивается:

- продолжительностью рабочего времени и связанными с ним временными затратами, в том числе временем на дорогу;

- временем на бытовые нужды, питание, гигиену, необходимый уход за детьми,

сон.

Данный вывод основан на исследованиях значительного эмпирического материала в течение продолжительного времени [10, 11] и не противоречит вышеприведенным определениям, а уточняет и дополняет их. Однако понимание свободного времени как времени, свободного от работы и обязательной деятельности, оставляет невыясненными положительные признаки самого предмета обсуждения и, строго говоря, не может считаться определением [12, с. 56], хотя и имеет достаточно обоснованный смысл.

Для педагогики в понимании досуга характерно объединение признаков «досугового времени и досуговой деятельности». Такое единство подчеркивает И. Исаева [13, с. 10]. Это важные характеристики, но при этом также следует четко различать их между собой, так как нарушением связей может быть обусловлен ряд противоречий, имеющих принципиальное значение для педагога.

К такому выводу подводит А. Мурзин, указывая на разные отношения принадлежности: с одной стороны, досуг относится к виду деятельности, а с другой - ко времени и имеет «разумное основание настолько, насколько отдельные интересы совпадают с интересами общества» [4, с. 96]. Это обозначает, что социальная приемлемость деятельности человека является обязательным критерием для досуговой деятельности. Но по этому же критерию все другие виды деятельности из области досуга исключаются. Таким образом обосновывается противоречие между досуговой и другими видами деятельности, возможными в свободное время.

Следует согласиться и с тем, что свободное время ценно не само по себе, а лишь в качестве возможности для других видов деятельности, в том числе и досуговой. На этом основании время досуга по отношению к досуговой деятельности выступает необходимым условием, но не наоборот. Так обосновывается второе из возможных противоречий: отсутствие свободного времени как обязательного ресурса для досуговой деятельности.

Установлено, что досуг направлен на восстановление духовных и физических сил, развитие способностей человека и так же, как и любая другая деятельность, детерминирована потребностями человека. В данном случае - физиологическими и потребностями в самоактуализации. Они относятся к первой и пятой группам структуры потребностей (по А. Ма-слоу). Особенностью этой структуры является то, что потребности более высокого уровня не могут быть реализованы без удовлетворения потребностей групп нижних уровней. До-суговая деятельность так или иначе охватывает иерархию потребностей (по А. Маслоу). Отсюда возможно третье противоречие: между потребностями, на реализацию которых направлена досуговая деятельность, и другими, более актуальными потребностями. К ним следует относить физиологические потребности, потребности в безопасности, принадлежности, признании.

Приведенные объективные характеристики досуга не исключают субъективности его восприятия. Понимание досуга как «категории, объединяющей время и отношение ко времени» предлагается В. Крестьяновым [14, с. 37]. Объективная и субъективная стороны характерны и для досуговой деятельности, так как способность к оценке распространяется на все аспекты жизни человека, необходимо следуя из разумности как его сущностной характеристики [15, с. 620]. Субъективный взгляд также важен для понимания того, какую деятельность конкретный человек считает для себя обязательной - решение этого вопроса в первую очередь зависит от него самого. Несоответствие объективных характеристик и субъективного восприятия досуга (и как времени, и как деятельности) может быть четвертым из возможных противоречий.

Заслуживает внимания довольно распространенный взгляд на свободное время как «пространство досуга» [11, с. 56; 13 с. 3]. В нем развита мысль К. Маркса: «Время - простор для развития человека» и сосредоточена на социальном пространстве. Из потенциальных возможностей социального пространства исходит применение средового подхода в воспитании. Возможности пространства, будучи реализованными, становятся условиями социальной среды. Но так как среда не отвлечена от человека, то и выбор занятия в свободное время обусловлен не только свободой выбора, но зависим от тех возможностей, которые содержатся в конкретном социальном пространстве. Это позволяет сделать вывод о пятом возможном противоречии: между наличными возможностями социального пространства и требуемыми условиями социальной среды.

Результаты проведенного теоретического анализа также указывают и на то, что вопросы досуга имеют прежде всего практический характер и в совокупности ориентируют к разрешению возможных противоречий. В этом средовой подход может служить направлением реализации педагогического потенциала в социальном пространстве.

При таком понимании деятельность педагога заключается в содержательном наполнении свободного времени военнослужащего видами деятельности, направленными на восстановление его сил, воспитание и развитие, которые отвечали бы как социальным требованиям, так и его собственным актуальным потребностям и интересам, задачам профессионального воспитания. Это может быть выполнено путем содействия военнослужащему в организации его досуга. Предлагаемое решение исходит из положения о превосходстве

в отношении взрослого человека самовоспитания над воспитанием (как целенаправленным активным влиянием). Эффективность такого пути подтверждается и с позиции одного из общих принципов педагогики - обязательности учета актуальных потребностей и интересов субъекта воспитания (воспитуемого).

Для реализации отмеченных идей прежде всего необходимо:

- знать об актуальных потребностях военнослужащих;

- установить наличие свободного времени как базового ресурса для их досуговой деятельности;

- определить фактическую структуру среды, характерную для досуга военнослужащих; определить их предпочтения (пожелания), получив таким образом обобщенную структуру среды (или структуру идеальной среды);

- соотнести ее с возможностями, которые содержатся в социальном пространстве населенного пункта по месту дислокации воинской части и дать им оценку с позиции социальной приемлемости и потенциала: для отдыха; для развития личности; воспитательных возможностей.

Таким образом, организация досуга военнослужащих рассматривается авторами как направление деятельности военного педагога, которое состоит в создании условий для восстановления их сил и развития в свободное время в соответствии с социальными требованиями, задачами профессионального воспитания, актуальными потребностями и интересами военнослужащих.

Список литературы

1. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. В. Дмитриева. М.: АСТ, Астрель, 2003. 1584 с.

2. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2013. 639 с.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание: в 4 т. Т. 1. А-З. М.: АСТ, Астрель, 2001. 1158 с.

4. Мурзин А. Э. Актуально ли изучать свободное время? // Социологические исследования. 1993. № 11. С. 95-99.

5. Шарковская Н. В. Понятие «досуг» в контексте гуманитарного дискурса // Вестн. МГУКИ. 2014. № 5. С. 100-105.

6. Педагогика досуга: терминологический словарь / сост. О. Н. Хохлова. Уфа: БГПУ, 2007. 88 с.

7. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: словарь. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.

8. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 937 с.

9. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / гл. ред. А. И. Каиров, Ф. И. Петров. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т. 1: А - Ефимов. 831 с.

10. Грушин Б. А. Свободное время. Актуальные проблемы. М.: Мысль, 1965. 175 с.

11. Седова Н. Н. Досуговая активность граждан // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 56-69.

12. Асмус В. Ф. Логика: учебник. М.: Либроком, 2017. 392 с.

13. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие. М.: Флинта, МПСИ, 2010. 200 с.

14. Крестьянов В. П. Педагогика досуга: учебное пособие. Орел: ОГУ, 2010. 156 с.

15. Чукин С. Г. Философия: учебник для высших учебных заведений внутренних войск МВД России. М.: На боевом посту, 2013. 624 с.

Смирнов Руслан Вадимович, адъюнкт, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии (ул. Летчика Пилютова, д. 1, г. Санкт-Петербург, 198206). E-mail: ruslan.rou@yandex.ru.

Материал поступил в редакцию 22.11.2017.

DOI 10.23951/2307-6127-2018-1-151-156

ORGANIZATION OF LEISURE AS ACTIVITY OF THE MILITARY EDUCATOR

R. V. Smirnov

Saint-Petersburg military Institute of National Guard Troops, Saint Petersburg, Russian Federation

In the article the concept "leisure" is analyzed, the features of its contents at various stages of scientific research of this area are considered.

Its major meanings are allocated: leisure as time and leisure as a kind of activity. On the basis of their relation, possible and essentially significant contradictions in the sphere of leisure are described: lack of free time as basic resource for leisure activity; contradictions between leisure and other kinds of activity, possible in free time; between requirements to which realization leisure activity, and other, more relevant requirements is directed; discrepancy of objective characteristics and subjective perception of leisure; contradictions between opportunities of social space and conditions of the social environment. The ways of their solution are specified.

The author proved a possibility of use of leisure in professional education of the military personnel, offered a general plan of activity of the military teacher and an order of its realization with application of environmental approach.

The organization of leisure of the military personnel it is presented as activity of the military teacher which consists in creation of conditions for restoration of their forces and development according to social requirements, the problems of professional education relevant to requirements and the interests of the military personnel in free time.

Key words: leisure, professional education of the military personnel, environmental approach.

References

1. Dmitriyev D. V. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of Russian]. Moscow, AST, Astrel' Publ., 2003. 1584 p. (in Russian).

2. Ushakov D. N. Tolkovyy slovar' sovremennogo russkogo yazyka [Explanatory dictionary of modern Russian]. Moscow, Adelant Publ., 2013. 639 p. (in Russian).

3. Dal' V. I. Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka. Sovremennoye napisaniye: v 41. T. 1. A-Z [Explanatory dictionary of living great Russian language. Modern writing: in 4 vol., vol. 1]. Moscow, AST, Astrel' Publ., 2001. 1158 p. (in Russian).

4. Murzin A. E. Aktual'no li izuchat' svobodnoye vremya? [Iz it relevant to study free time?]. Sotsiologicheskiye issledovaniya -Sociological Studies, 1993, no. 11, pp. 95-99 (in Russian).

5. Sharkovskaya N. V. Ponyatiye "dosug" v kontekste gumanitarnogo diskursa [The term of "leisure" in the context of humanitarian discourse]. Vestnik MGUKI - The Bulletin of the Moscow State University of culture and arts, 2014, no. 5, pp. 100-105 (in Russian).

6. Khokhlova O. N. Pedagogika dosuga: terminologicheskiy slovar' [Leisure pedagogics: terminological dictionary]. Ufa, BSPU Publ., 2007. 88 p. (in Russian).

7. Vishnyakova S. M. Professional'noye obrazovaniye: slovar' [Professional education: dictionary]. Moscow, NMTs SPO Publ., 1999. 538 p. (in Russian).

8. Bezrukova V. S. Osnovy dukhovnoy kul'tury: entsiklopedicheskiy slovar'pedagoga [Bases of spiritual culture: teacher's encyclopedic dictionary]. Yekaterinburg, Delovaya kniga Publ., 2000. 937 p. (in Russian).

9. Kairov A. I., Petrov F. I. Pedagogicheskaya entsiklopediya: v 4 t., t. 1 [Pedagogical encyclopedia: in 4 vol., vol. 1]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1964. 831 p. (in Russian).

10. Grushin B. A. Svobodnoye vremya. Aktual'nyye problemy [Free time. Current problems]. Moscow, Mysl' Publ., 1965. 175 p. (in Russian).

11. Sedova N. N. Dosugovaya aktivnost' grazhdan [Leisure activity of citizens]. Sotsiologicheskiye issledovaniya - Sociological Studies, 2009, no. 12, pp. 56-69 (in Russian).

12. Asmus V. F. Logika: uchebnik [Logics: textbook]. Moscow, Librokom Publ., 2017. 392 p. (in Russian).

13. Isaeva I. Yu. Dosugovaya pedagogika: uchebnoye posobiye [Leisure pedagogics: education guidance]. Moscow, Flinta, MPSI Publ., 2010. 200 p. (in Russian).

14. Krest'yanov V. P. Pedagogika dosuga: uchebnoye posobiye [Leisure pedagogics: education guidance]. Orel, OSU Publ., 2010. 156 p. (in Russian).

15. Chukin S. G. Filosofiya: uchebnik dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy vnutrennikh voysk MVD Rossii [Philosophy: textbook for higher educational Institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. Moscow, Na boyevom postu Publ., 2013. 624 p. (in Russian).

Smirnov R. V., Saint-Petersburg Military Institute of National Guard Troops (ul. Letchika Pilyutova, 1, Saint Petersburg, Russian Federation, 198206). E-mail: ruslan.rou@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.