Научная статья на тему 'Организация дошкольного образования в дореволюционной Чувашии'

Организация дошкольного образования в дореволюционной Чувашии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ / SOCIALIZATION / EDUCATION / THE CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Оксана Вениаминовна

На основе анализа архивных источников и опубликованной литературы рассмотрена проблема создания и организации дошкольных учреждений в Чувашии. Появление первых учреждений и развитие системы дошкольного образования определялись общероссийской тенденцией и комплексом местных социально-экономических, культурных и психолого-педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PRE-SCHOOL FORMATION IN PRE-REVOLUTIONARY CHUVASHIA

In this article is placed the purpose to trace on the basis of the analysis of archive sources and published literature the organization of pre-school establishments in Chuvashia. The appearance of the first establishments and the development of the system of pre-school formation was determined by all-Russian tendency and set of local social and economic, cultural and psychological and pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Организация дошкольного образования в дореволюционной Чувашии»

УДК 373.2(470.344)(09)

ББК Ч413(2Рос. Чув)5

О.В. ЕГОРОВА

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ЧУВАШИИ

Ключевые слова: социализация, образование, дети.

На основе анализа архивных источников и опубликованной литературы рассмотрена проблема создания и организации дошкольных учреждений в Чувашии. Появление первых учреждений и развитие системы дошкольного образования определялись общероссийской тенденцией и комплексом местных социально-экономических, культурных и психолого-педагогических условий.

O.V. EGOROVA ORGANIZATION OF PRE-SCHOOL FORMATION IN PRE-REVOLUTIONARY CHUVASHIA

Key words: socialization, education, the children.

In this article is placed the purpose to trace on the basis of the analysis of archive sources and published literature the organization of pre-school establishments in Chuvashia. The appearance of the first establishments and the development of the system of pre-school formation was determined by all-Russian tendency and set of local social and economic, cultural and psychological and pedagogical conditions.

В настоящее время в России историко-педагогические исследования приобретают особое значение. Новые педагогические идеи и положительный опыт прошлого чрезвычайно востребованы. Осознание их важности для развития системы дошкольного образования и воспитания обусловлено происходящими социально-экономическими, общественно-политическими процессами. В регионах России поиск новых теоретических разработок и эффективных практик происходит с момента распада «советского строя» в условиях серьезного влияния западных педагогических идей и изучения отечественного дореволюционного опыта.

Для современного общества характерны одновременно проистекающие процессы: разработка отечественных технологий в большей степени на основе изучения лучшего мирового опыта; протестное политизированное движение, основанное на неприятии западных педагогических идей и противопоставлении им отечественных православных традиций. Примером такого противоречия является общественная дискуссия по поводу необходимости введения в России ювенальной юстиции. Стремление ряда общественных и политических деятелей внедрить наиболее эффективные западные технологии работы с трудными детьми, назвав этот процесс внедрением «системы ювенальной юстиции», привело к массовому протестному движению, в котором активную роль играют общественные организации православных верующих.

В связи с вышесказанным представляется, что наиболее эффективным подходом в развитии системы дошкольного образования и воспитания являются глубокий анализ отечественного и зарубежного опыта, апробирование и адаптация к современным условиям наиболее эффективных практик и технологий. Знание истории позволит в условиях стандартизации образования сохранить традиционное и внедрить инновационное в систему дошкольного образования. Теоретическое знание истории дошкольной педагогики необходимо современному воспитателю для расширения содержания, повышения качества воспитания и обучения, усовершенствования программ дошкольного образования. Решению данной задачи послужат представленные в статье

результаты исследования системы дошкольного образования в дореволюционной Чувашии.

Начало становления опыта воспитания детей дошкольного возраста связано с введением указа «О создании приказов общественного призрения в губернских правлениях» (1775 г.), согласно которому в Казанской губернии был создан Приказ общественного призрения (1781 г.). Однако реализация нового закона произошла лишь через год. Приказу поручалась забота о де-тях-сиротах, устройство для них общественных учреждений. С конца Х1Х в. важную роль в социализации ребенка, наряду с членами семьи и общины, начинают играть институционализированные дошкольные учреждения - детские ясли. В дореволюционных деревнях уход за детьми в значительной степени зависел от времени рождения. Если ребенок появлялся на свет поздней осенью или зимой, ему уделялось больше внимания, так как работы в хозяйстве было сравнительно мало. В ином положении оказывались дети, родившиеся летом. В пору жатвы их оставляли зачастую без присмотра, особенно это касалось семей, в которых не было старших детей, бабушек и дедушек. Если учесть, что летние работы в крестьянской жизни были наиболее тяжелыми и неотложными, понятны причины высокой детской смертности.

Правительственные благотворительные учреждения выступали за организацию яслей. В 1899 г. матушка одного из приходов в «Симбирских епархиальных ведомостях» выступила со статьей «Ясли и их устройство», в которой подчеркивала важность организации садов-приютов, особенно в летний период, когда «в деревнях в страдную рабочую пору принуждены бывают оставлять своих малых детей почти без всякого надзора или на таких нянек, за которыми самим необходим еще присмотр. Страдают в этом случае и родители, и несчастные дети, брошенные на произвол судьбы, без присмотра и надлежащего ухода и кормления. Сколько отсюда происходит несчастных случаев - пожаров и сколько получается уродов на всю жизнь, не говоря уже о громадной смертности в крестьянстве грудных детей во время летних месяцев» [9. С. 899]. Матушка подчеркивала, что ясли помогут матерям в уходе за ребенком, правильному кормлению, нравственному и физическому воспитанию. Попечительство о Домах трудолюбия, признав организацию яслей в голодающих деревнях одним из видов помощи, устроило в 1899 г. значительное число яслей в Симбирской, Самарской, Уфимской, Вятской и Казанской губерниях [8. С. 69-70].

В 1883 г. первые ясли-сады появились в Чувашии. В 1899 г. врач из д. Козловка Чебоксарского уезда писал: «Ввиду того, что заболеваемость и смертность детей в летнее время значительны, лучшей мерой по предупреждению заболеваемости среди детей будет устройство во время страды так называемых яслей» [1. С. 385]. 21 июня 1901 г. до Чебоксарской уездной земской управы был доведен указ казанского губернатора о необходимости устройства на летнее время дневных детских садов-приютов. В указе было обосновано открытие яслей: «Дети, сгруппированные под надзором в одном доме, не дают повода к деревенским пожарам, что наблюдается нередко при оставлении во время летних полевых работ в деревнях почти одних без надлежащего надзора; в яслях-приютах дети гарантированы от нападения на них животных, от вредных или рискованных для здоровья шалостей и т.п. Пребывание детей в течение одного или полутора месяца в яслях-приютах, при рациональном питании, применительно к крестьянской среде, и общем режиме, определяемом врачом, оказывает самое плодотворное влияние на общее их здоровье, в частности, резко уменьшает число желудочно-кишечных заболе-

ваний, в особенности у детей младшего возраста, смертность которых в деревнях летом громадна» [2. Л. 1].

На заседании Чебоксарской земской управы было решено открыть ясли-приют в с. Исмелеи (выселок Тогаев) Чебоксарского уезда. Заведование яслями поручили местному врачу Д.А. Кушникову, который взял на себя заботы о снабжении яслей продуктами и питанием. Ясли были открыты 14 июля 1901 г. в доме крестьянина Николая Терентьева. За аренду помещения было уплачено 5 руб. В первый день детей в возрасте от 9 месяцев до 10 лет собралось - 25, во второй - 39, в третий - 46. В среднем в яслях находилось 32 человека. Почти все дети были из самого выселка Тогаева, из других селений было 5 человек, которые остались ночевать. Детям ежедневно давали по два раза чай с молоком и черным хлебом и обед, состоявший из лапши и пшенной или полбенной каши с постным маслом, маленьким выдавался еще белый хлеб [2. Л. 22-23]. В организации работы садик испытывал трудности: не хватало игрушек, многие родители, не понимая до конца смысла организации садика, просили после обеда возвращать детей домой, что порой поддерживалось служившей в яслях прислугой [2. Л. 23].

Более удачно проходила работа приюта-яслей в с. Алексеевское Чебоксарского уезда. Приют работал с 11 июля по 9 августа 1905 г. В течение месяца в яслях перебывало 917 детей. В ясные дни для детей устраивались прогулки в лес за ягодами, в дождливую погоду вместо прогулок им читали сказки или показывали картинки [3. Л. 40]. К сожалению, такие ясли были редкостью в чувашской деревне. В 1913 г. насчитывалось 12 сезонных яслей на 315 мест [1. С. 385]. В 1915 г., в период Первой мировой войны, Синод обратился к населению с призывом об оказании семействам лиц, призванных в войска, особой помощи: чтобы дети были окружены должным уходом - накормлены, одеты и находились под надлежащим надзором, «дабы материнские сердца работающих на поле не терзались о них заботою».

Детские ясли и сады в Чувашии, как и во всей стране, получили распространение после Октябрьской революции. В СССР 20 ноября 1917 г. приняли «Декларацию по дошкольному воспитанию», согласно которой система дошкольного образования объявлялась бесплатной и общедоступной. Главными принципами назывались: гуманизация, развивающий характер образования, индивидуализация воспитания и обучения дошкольного образования. 12 июня 1918 г. на пленарном заседании полномочных представителей 2-го Всероссийского съезда мари в г. Казань отмечались общедоступность и обязательность организации детских садов. На съезде предложено вести подготовку кадров по дошкольному образованию при Казанском университете и при Высших женских курсах г. Казань в летний период [7. Л. 106об.]. В проспект занятий на краткосрочных курсах по дошкольному воспитанию при Казанских высших женских курсах были включены для преподавания курсы педагогики, гигиены в раннем детстве, занятий с маленькими детьми (вырезание, лепка, заучивание стихотворений и т.п.) [6. Л. 240]. Для слушателей дошкольного воспитания преподавались специализации по возрасту: ясли-приюты (1-3 г.), детские сады, площадки, детские купальни (3-7 л.), летние подготовительные школы для дошкольников [6. Л. 241]. В 1918 г. на территории Чувашии первые дошкольные учреждения были организованы в Яд-ринском (Ядринский, Балдаевский, Норусовский детские сады), Чебоксарском (д. Усадки) уездах. В организации первых детских садов в Чувашии приняли активное участие Н.А. Шенвальд, А.А. Мартыновская, М.А. Мельников и др. [4. С. 266]. В первые годы советской власти организация дошколь-

ных учреждений была в руках отдела по охране материнства и младенчества. Большую работу по повышению качества в организации дошкольного воспитания сыграли делегаты съезда. Они затронули широкий круг вопросов народного образования, здравоохранения, продовольственного и социального обеспечения. Однако финансовые трудности; отсутствие специальных помещений, детских игрушек и литературы, скудное питание, нехватка специально подготовленных кадров - тормозили развитие дошкольных учреждений [4. С. 266].

Необходимо отметить, что основной государственной задачей в дореволюционный период было создание сети дошкольных учреждений. В первые годы после революции данный вопрос не просто оставался актуальным, но и приобрел большую качественную содержательность. Материнство и детство стали восприниматься как неразделимые понятия. Активную роль в определении содержания процессов обучения и воспитания стала играть женская общественность. Большую помощь в организации дошкольных учреждений сыграли благотворители. Благодаря их усилиям и поддержке был создан важный институт социализации детей и их просвещения. Самый главный результат работы данных учреждений - уменьшение уровня детской смертности.

Исследование показало, что появление первых учреждений и развитие системы дошкольного образования в Чувашии определялись в первую очередь общероссийской тенденцией и комплексом местных социально-экономических, культурных и психолого-педагогических условий. Представляется, что в дореволюционный период определяющее влияние на содержание дошкольного образования в Чувашии, как и в России в целом, оказали традиционные народные истоки. Несмотря на сложные социально-экономические условия, местные власти направляли все усилия на функционирование дошкольной сети, представленной различными видами детских учреждений.

Литература и источники

1. Алексеев Г.А. Чувашская медицинская энциклопедия. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1997. Кн. 2.

2. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее ГИА ЧР). Ф. 15. Оп. 1. Д. 1381.

3. ГИА ЧР. Ф. 15. Оп. 1. Д. 1559.

4. Крылова В.С. Становление дошкольного воспитания в Чувашии // Вопросы истории Чувашской АССР // Ученые записки ЧнИи. Чебоксары, 1970. Вып. 52. С. 266-267.

5. Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук (далее НА ЧГИГН). Отд. I. Т. 288. Инв. № 6080.

6. НА ЧГИГН. Отд. I. Т. 288. Инв. № 6089.

7. НА ЧГИГН. Отд. I. Т. 307.

8. Соколов Д.А., Гребенщиков В.И. Смертность в России и борьба с нею. СПб., 1901.

9. Ясли и их устройство // Симбирские епархиальные ведомости. 1899. № 24. С. 898-902.

ЕГОРОВА ОКСАНА ВЕНИАМИНОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры археологии, этнографии и региональной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (eoks71@rambler.ru).

EGOROVA OKSANA VENIAMINOVNA - doctor of historical sciences, professor of Archeology, Ethnography and Regional History Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.