О.В. ЕГОРОВА
ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА ЧУВАШЕЙ: ИСТОРИОГРАФИЯ ТЕМЫ
Вопросы этнографии детства чувашей начали изучаться с XVIII в. В основном исследователи обращали на них внимание в ходе описания семейных обычаев и обрядов, праздников и обрядов, обычного права и т.д. Однако специальное исследование по этнографии детства чувашей в целом не проводилось. Данная тема затрагивается в небольших статьях и сообщениях. Кроме того, в ряд книг включены соответствующие разделы.
Отдельные сведения по исследуемой проблеме встречаются в трудах участников экспедиций Академии наук XVIII в. Г.Ф. Миллера [1], И.Г. Георги [2], И.Г. Гмелина [3], И.И. Лепехина [4] и др. Немногих из авторов работ конца XVlI-XVIII вв. можно высоко оценить, ибо приводимые ими сведения чаще всего кратки, неполны, имеют много ошибок и неточностей. В качестве причин этого можно назвать: описание некоторыми авторами чувашей только со слов рассказчиков, отсутствие в наблюдениях тщательности и всесторонности; неправильные и неточные толкования приводимых фактов из-за незнания чувашского языка. Тем не менее из этих источников можно извлечь интересный этнографический материал.
Первичная информация о детстве в чувашской среде нашла отражение в анкете В.Н. Татищева, заполненной Симбирской канцелярией в 1737-1738 гг. [5]. Эти сведения содержатся в ответах на вопросы анкеты, разработанной для собирания на местах историко-географических и этнографических сведений о населении России. В них приводятся данные о наречении имени, взаимоотношениях детей и взрослых в чувашской семье. Но, к содержанию анкет следует подходить критически, поскольку заполнялись вопросы не ученым-специалистом, а чиновником, не знавшим местного языка, со слов переводчиков и рассказчиков.
В 1827 г. в «Северном архиве» без указания автора был опубликован написанный в 1783 г. этнографический очерк о чувашах. В 1888 г. В.К. Магницкий, в 1906 г. Н.В. Никольский переиздали его с указанием автора - землемера Симбирской межевой конторы К. Мильковича [6]. В очерке изложены характер взаимоотношений внутри семьи, описаны некоторые языческие обряды, проводимые чувашами при рождении ребенка и имянаречении.
Ряд кратких сведений об условиях рождения детей имеются в книге
А.А. Фукс [7]. Ее заметки соответствуют действительности, что подтверждается наличием подобных сведений у других этнографов.
Наиболее известной и ценной по исследуемой проблеме является книга С.М. Михайлова «Чувашские разговоры и сказки», изданная в Казани в 1853 г. Подробно описаны в ней чувашские песни, загадки, прибаутки и т.д. Работа «Краткое этнографическое описание чуваш» содержит разделы о семейном быте, воспитании детей, праздниках и увеселениях молодежи. Автор уделил значительное место организации питания и указал основной рацион питания чувашских детей. С.М. Михайлов считал, что распространенным средством физического воспитания у чувашей, как и у других народов, являются подвижные игры . Он первым из чувашских исследователей показал специфику молодежных игр. Кроме того, он описал способы изготовления кукол и различные формы игры с ними. По его замечаниям, игра в чувашском быту выступала в тесной связи с детским трудом по изготовлению и украшению игрушек и являлась важным компонентом не только физического, но и трудового воспитания [8].
В 50-х-70-х гг. XIX в. В.А. Сбоев в «Исследованиях об инородцах Казанской губернии. Заметки о чувашах» описал послеродовые обычаи, связанные
с охраной здоровья ребенка и включения его в состав семьи и общины [9].
A.Ф. Риттих в «Материалах для этнографии России» рассмотрел традиции по уходу и воспитанию в чувашской семье, показал изменения одежды в процессе взросления детей [10]. Н.И. Золотницкий в приложении к «Корневому чувашско-русскому словарю» одним из первых подробно описал обрядовую сторону имянаречения у чувашей и высказал предположение о его архаических истоках, на конкретном примере объяснил смысл, причину, содержание обряда имянаречения [11].
Проживая в 60-70 гг. XIX в. в с. Беловолжском Чебоксарского уезда,
B.К. Магницкий изучил нравы и обычаи чувашского народа и внес существенный вклад в исследования детских прибауток, прозвищ, игр детей [12]. Будучи юристом по профессии, он пользовался собранной путем опроса информацией и широко использовал официальные документы при написании своих работ. В «Материалах к объяснению старой чувашской веры» он рассматривает родильную и похоронную обрядности чувашей, народные способы лечения младенца и матери [13].
В автобиографическом произведении Н.М. Охотникова «Записки чува-шина: Воспоминания из детской моей жизни» представлен широкий круг ценнейших сведений о традиционной системе воспитания детей в чувашской крестьянской семье в пореформенные десятилетия [14].
В 1903-1911 гг. в «Известиях общества археологии, истории и этнографии» (ИОАИЭ) при Казанском университете, а также отдельными оттисками появилась серия оригинальных публикаций по этнографии и фольклору чувашей. Религиозные обряды, связанные с имянаречением у стюхинских чувашей показал в своих статьях Ф.Н. Никифоров. Он заметил, что крещеные чуваши продолжают соблюдать традиционные религиозные обряды и обычаи. Наряду с христианским именем новорожденному часто давали второе имя, как правило, связанное с названиями зверей, птиц и других животных, а также татарские имена. Христианское имя употреблялось только в официальных случаях [15].
Г.И. Комиссаров в работе «Чуваши Казанского Заволжья» [16] описал родильную обрядность, раскрыл взаимоотношения внутри больших семей, анализировал процессы их распада и возникновения сложных семейных ситуаций. Наиболее полное описание детской похоронной обрядности чувашей проведено в статье К.П. Прокопьева [17].
ИОАИЭ на своих страницах рассказывали о взаимодействии языческих и христианских верований и об обрядах, главным образом родильных, крещении и лечении болезней [18].
В 1892 г. ОАИЭ опубликовало программу по собиранию фольклора народов Казанского Поволжья. Она дала толчок к вовлечению любителей народной словесности в работу по собиранию фольклора. И.Н. Юркин опубликовал большое количество песенного материала, сказок, пословиц, поговорок, примет [19].
Представляет интерес работа Ф. Виноградова о межпоколенных семейных отношениях. Автор описал положение чувашской женщины, которой приходилось терпеть обиды и унижения не только от мужей, но и от своих сыновей, которые, желая отомстить за нанесенные обиды и побои, прибегали к самым различным методам наказания [20].
Развивая тему взаимоотношений родителей со своими детьми, архиепископ Н.Т. Каменский подчеркивал, что воспитание у чувашей велось в языче-ско-религиозном духе. В отличие от предыдущего автора, он видит причину этого в языческом мире и осуждает родителей за жестокое отношение к детям [21].
Среди разнообразной литературы, связанной с детскими болезнями и способами их лечения, нельзя не упомянуть диссертационную работу (1886 г.) вра-
ча И. Благовидова «Материалы по исследованию здоровья инородцев Симбирской губернии Буинского уезда» [22]. Автор рассмотрел взаимоотношения роженицы, повивальной бабки и акушерки, указал, что акушерка, несмотря на брань роженицы и разные другие неприятности со стороны знахарок, ни в коем случае не оставляла их, иначе в случае смерти роженицы чувашские знахари всю вину печального исхода могли сложить на акушерку, так как она, хотя и непродолжительное время, но участвовала в родах [23]. В работе названы основные инфекционные заболевания детей и объяснены причины их столь широкого распространения. Врач подчеркивал отрицательное воздействие раннего физического труда, вызывавшего ряд заболеваний и калечившего молодой организм.
Сочинение Г.Т. Тимофеева «Тахаръял (Севе таршшенчи чавашсем)» (Девять деревень (Чуваши Присвияжья)) представляет собой монографическое описание этнографии группы девяти чувашских деревень в бассейне Свияги -Буинского уезда Симбирской губернии. Наряду с другими вопросами автор рассматривает взаимоотношения в семье, отмечает большое значение трудового воспитания подрастающего поколения [24].
В своих воспоминаниях «Моя жизнь» И.Я. Яковлев показал атмосферу в семье, методологические и функциональные особенности ее воспитания и развития [25].
Важную роль в изучении детской обрядности сыграл известный ученый Н.В. Никольский. Хотя он, как и остальные авторы, освещал эту проблему лишь попутно в ходе исследования других вопросов, но в его работах содержатся уникальные материалы. В I томе его «Собрания сочинений» вошли труды по этнографии и фольклору чувашского народа, опубликованные в 19051960 гг., варианты программ для сбора фольклорно-этнографического материала [26]. Ответы корреспондентов ученого, в которых содержатся немало сведений по этнографии детей, хранятся в Научном архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук (ЧГИГН). В книге «Народная медицина у чуваш» [27] подробно описаны способы лечения внутренних, наружных, детских, женских болезней, народное акушерство, а также вопросы, относящиеся к традиционной народной медицине у чувашей. Его перу также принадлежит «Сборник исторических материалов о народностях Поволжья», где описаны родильные обычаи и обряды у удмуртов и бесермян [28].
С 1896 г. активную собирательскую работу для составления чувашского словаря начал Н.И. Ашмарин. В 1899 г. им была издана «Программа для составления чувашского словаря», включавшая более 60 вопросов. Многие учителя, священники, крестьяне, учащиеся школ и воспитанники Симбирской чувашской школы доставляли ученому материалы в виде записей песен, сказок, загадок, описаний обычаев и обрядов. Было собрано немало записей по детской этнографии. Они хранятся в Научном архиве ЧГИГН.
Сведения о быте чувашских детей, детские стихи, песни, считалки, поговорки, названия и разнообразные правила игр, способы изготовления игрушек богато представлены в его 17-томном «Словаре чувашского языка» [29].
Некоторые моменты детства в чувашской этнографии в довоенный период частично были затронуты в брошюрке композитора Ф.П. Павлова «Ача-пача сасси» (Песни детворы) [30] и в статье Н.Р. Романова под заголовком «Халах самахлахе» (Народная словесность) [31]. Н.И. Давыдов посвятил детским играм свою работу «Ача-пача вайисем» (Детские игры) [32].
Д.К. Зелениным опубликовано много работ по духовной и материальной культуре, фольклору восточных славян, преимущественно русских, в которых
широко использованы материалы родильной обрядности народов России, в том числе и чувашей [33].
В литературе послевоенного периода уделялось серьезное внимание разработке теоретических и практических вопросов народной педагогики.
Г.Н. Волков выпустил книги «Чувашская народная педагогика», «Этнопе-дагогика чувашского народа», «Этнопедагогика» и др. [34]. В своих трудах автор с применением широкого этнографического материала, часть которого собрана им самим, исследовал трудовое, физическое, умственное, эстетическое воспитание подрастающего поколения. Сквозь призму воспитания раскрыл взаимоотношения между членами семьи, выявил возрастные группы детей и молодежи .
Изучение детского фольклора особенно активно велось в 1960-1970 гг. Н.Р. Романовым [35], В.Я. Канюковым [36] и М.Я. Сироткиным [37]. Филологом
В.Я. Канюковым были классифицированы жанры чувашского детского фольклора по возрастным группам и выделены отличительные признаки репертуара каждой возрастной группы.
П.В. Денисов в монографии «Религиозные верования чуваш» изучил религиозно-магические действия, которые сопровождали рождение детей и их дальнейший рост, а также приемы лечения детских болезней [38]. В книге «Никифор Михайлович Охотников. Очерк жизни и деятельности» он дал оценку изучению Н.М. Охотниковым этнографии детей [39].
Обряд имянаречения детей продолжает исследоваться многими учеными, описывается содержание этого обряда, его устойчивого бытования среди различных этноконфессиональных групп чувашей [40].
Система традиционных представлений чувашей о деторождении была исследована Н.П. Денисовой в статье «Человек в традиционных религиозномифологических представлениях чувашей», в которой выделены и основные моменты жизненного цикла человека в традиционной религиозно-мифологической системе чувашского народа [41].
В ходе изучения современной семейной обрядности чувашей П.П. Фокин на основе полевого материала, собранного во время этнографической экспедиции 1981-1982 гг., рассматривает взаимосвязь и взаимодействие нового и традиционного в родильной обрядности у чувашей [42]. В его статье «Молодежные объединения в дореволюционной чувашской деревне» рассматриваются неинституционализированные формы группового общения детей и подростков, неспециализированные формы социализации детей, способы приобщения детей и подростков к деятельности взрослых членов общины [43]. В рамках изучения одной из крупных этнотерриториальных групп чувашей было издано монографическое исследование «Симбирско-саратовские чуваши», в котором П.П. Фокин на основе опубликованных и собственных полевых материалов написал о родильных обычаях и обрядах чувашей [44], о рубашке-обереге, которая шилась за один день в семьях, где дети умирали [45].
Вопросы родильной обрядности, имянаречения, народной мифологии в мировоззрении чувашей, синкретизации форм традиционно-религиозной и православной обрядности и народной медицины освящены в ряде работ А.К. Сал-мина, изданных за последние десятилетия [46]. Исследователь широко приводит сравнительный материал по народам Среднего Поволжья и различных народов мира.
Фактический материал по истории акушерства, борьбе с эпидемическими инфекционными болезнями, уносящими жизнь многих детей, охране материнства и детства, обрядов и обычаев, связанных с традициями и историей
народной медицины у чувашей, имеется в работах Г.А. Алексеева [47]. Сборник «Рецепты народной медицины» помогает реконструировать древние формы культуры чувашей и позволяет представить общую картину повседневной жизни и быта народа [48].
На материалах симбирских чувашей составлен очерк В.Н. Федорова, в котором даны описания крестьянских поверий и представлений, связанных с родами, акушерством, уходом за детьми и воспитанием детей [49].
Некоторые сведения по родильной обрядности язычников-чувашей, проживающих в Альметьевском районе Татарстана, рассмотрены профессором Казанского государственного университета Р.Г. Столяровой [50].
Из данного обзора видно, что вопросы этнографии детства чувашей начали затрагиваться исследователями еще в XVIII в. Дореволюционные авторы ставили и решали только узкие проблемы воспитания в крестьянской среде. Вплоть до 60-х годов ХХ в. мир детства не получил широкого освещения. С появления программы И.С. Кона и чувашские исследователи освободились от фрагментарной разработки, но, несмотря на то, что современных научных и практических исследований в данной сфере становится все больше и они приобретают междисциплинарный характер, детство чувашей остается сферой, исследования которой не отличаются системностью.
Литература
1. Миллер Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов. СПб., 1791.
2. Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопримечательностей. СПб., 1876. Ч.1.
3. Гмелин И.Г. Известия о Казани и казанских инородцах. Казань, 1904.
4. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году. СПб., 1771. Ч. 1-2.
5. Димитриев В.Д. Два описания чувашей. Чувашские словари второй четверти XVIII в. // Вопросы археологии и истории Чувашии. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1960. С.270-302.
6. Милькович К. О чувашах. Этнографический очерк неизвестного автора XVIII столетия. С предисл. В.К. Магницкого. Казань, 1888; Никольский Н.В. Этнографический очерк Мильковича, писателя конца XVIII века, о чувашах // ИОАИЭ. Казань, 1906. Т. XXII, вып. 1. С.34-67.
7. Фукс А.А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840.
8. Михайлов С.М. Собрание сочинений. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004.
9. Сбоев В.А. Исследования об инородцах Казанской губернии. Заметки о чувашах. Казань,
1856.
10. Риттих А.Ф. Материалы для этнографии России. Казанская губерния. Казань, 1870. Ч. 1-2.
11. Золотницкий Н.И. Корневой чувашско-русский словарь, сравненный с языками и наречиями разных народов тюркского, финского и других племен. Казань, 1875.
12. Магницкий В.К. Нравы и обычаи в Чебоксарском уезде. Этнографический сборник. Казань, 1888.
13. Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881.
14. Охотников М.Н. Записки чувашина: Воспоминание из детской моей жизни // Письма Н.И. Ильминского к обер-прокурору святейшего синода Константину Петровичу Победоносцеву. Казань, 1895. С. 292-295.
15. Никифоров Ф.Н. Стюхинские чуваши // ИОАИЭ. 1904. Т. XX, вып. 6. С.325-348.
16. Комиссаров Г.И. Чуваши Казанского Заволжья // ИОАИЭ. 1911. Т. XXVII, вып. 5. С. 311-421.
17. Прокопьев К.П. Похороны и поминки у чуваш // ИОАИЭ. 1903. Т. XIX, вып. 5. С. 215-250.
18. Васильев М.Г. Чувашские поминки // Известия по Казанской епархии. 1904. № 15. С. 464-475; Мике П. По чувашским приходам (из моего дневника за 1898 год) // Известия по Казанской епархии. 1904. № 22. С.702-726; Смелов В.Я. Нечто о чувашских языческих верованиях и обычаях // Известия по Казанской епархии. 1880. № 20. С.528-543.
19. Юркин И.Н. Масленица у низовых чуваш (фаварни) // Симбир. губерн. ведомости. 1893. № 9; Он же. К суеверию чуваш // Симбир. губерн. ведомости. 1893. № 11; Он же. Заметка о некоторых чувашских обычаях и предрассудках // Симбир. губерн. ведомости. 1893. № 25.
20. Виноградов Ф. Следы язычества в домашнем обиходе чуваш. Симбирск, 1897.
21. Каменский Н. Т. Современные остатки языческих обрядов и религиозных верований у чуваш. Казань, 1879.
22. Благовидов И. Материалы к исследованию здоровья инородцев Симбирской губернии Буинского уезда - чуваш, мордвы и татар, собранные посредством измерения роста, окружности груди, емкости легких и веса: Дис...д-ра медицины. СПб., 1886.
23. Там же. С. 9-10.
24. Тимофеев Г.Т. Тахаръял. Шупашкар: Чаваш. кён. изд-ви, 2002.
25. Яковлев. И.Я. Моя жизнь: Воспоминания. М.: Республика, 1997.
26. Никольский Н.В. Собрание сочинений. Труды по этнографии и фольклору чувашского народа. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. Т. I.
27. Никольский Н.В. Народная медицина у чуваш. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1929.
28. Никольский Н.В. Сборник исторических материалов о народностях Поволжья. Казань,
1919.
29. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2000. Т. І-ХУІІ.
30. Павлов Ф.П. Ача-пача сасси. Шупашкар: Чаваш. патш. изд-ви, 1921.
31. Романов Н.Р. Халах самахлахё // Ёрлекенсен сасси. М., 1925. № 8; 1926. № 1.
32. Давыдов Н.И. Ача-пача вайисем. Шупашкар: Чаваш. патш. изд-ви, 1936.
33. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913. М.: Индрик, 1994; Он же. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М.: Индрик, 1995. Он же. Зеленин Д.К. Описание рукописей Ученого архива имп. Русского географического общества. Пг., 1915. Вып. 2. С. 465-988; Он же. Русские народные обряды со старой обувью // Кунсткамера. Избранные статьи. СПб.: Европейский дом, 1995. Т. 1. С. 162-180; Он же. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1917-1934. М.: Индрик, 1999. Он же. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1934-1954. М.: Индрик, 2004.
34. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1958; Он же. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1966. Он же. Этнопедаго-гика. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1974.
35. Романов Н.Р. Чувашские поговорки, пословицы и загадки. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1960.
36. Канюков В.Я. Ача-пача самахлахё. Шупашкар: Чаваш. патш. изд-ви, 1964.
37. Сироткин М.Я. Чувашский фольклор. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1965.
38. Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1959.
39. Денисов П.В. Никифор Охотников. Очерк жизни и творческой деятельности. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1986.
40. Егоров Н.И. Женские личные имена низовых чувашей-язычников // Культура и быт низовых чувашей. Чебоксары: ЧНИИ, 1986 С.88-104; Петров Л.П. Личные имена закамских чува-шей-язычников // Культура и быт низовых чувашей. Чебоксары: ЧНИИ, 1986. С.74-87.
41. Денисова Н.П. Человек в традиционных религиозно-мифических представлениях чувашей // Вопросы традиционной духовной культуры чувашей. Чебоксары: ЧНИИ, 1989. С.42-63.
42. Фокин П.П. Современная семейная обрядность чувашей // Вопросы традиционной духовной культуры чувашей. Чебоксары: ЧНИИ, 1989. С. 75-99.
43. Фокин П.П. Молодежные объединения в дореволюционной чувашской деревне // История и культура Чувашской АССР. Чебоксары: ЧНИИ, 1975. Вып. 4. С. 165-192.
44. Симбирско-саратовские чуваши. Чебоксары: ЧГИГН, 2004.
45. Фокин П.П. Рубашка-оберег младенца // Этнология религии чувашей. Чебоксары: ЧГИГН, 2003. В. 1. С. 59-64.
46. Салмин А.К. Духи требуют жертв. Чебоксары: ЧНИИ, 1990; Он же. Народная обрядность чувашей. Чебоксары: ЧНИИ, 1994; Он же. Предводители обрядов у чувашей. Чебоксары: ЧНИИ, 1997; Он же. Религиозно-обрядовая система чувашей. Чебоксары: ЧнИи, 1993.
47. Алексеев Г.А. Об использовании бани в чувашской народно-бытовой медицине // Уч. зап. ЧНИИ. Чебоксары, 1950. Вып. 52. С. 284-289; Он же. Здравоохранение в Чувашии в XIX -начале XX века. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1993; Он же. История эпидемий. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1972; Алексеев Г.А., Верещагин В.И. История эпидемических инфекционных болезней в Среднем Поволжье. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1992.
48. Алексеев Г.А., Якимова З.П. Рецепты народной медицины. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1991.
49. Ромашкин В.Ф., Федоров В.Н., Шабалина Л.П. Чуваши Симбирского Поволжья. Ульяновск: Симбирская книга, 1998.
50. Столярова Г.Р. История формирования и обрядность чувашей-язычников Татарстана // Этнографическое обозрение. № 2. 2006. С. 96-115.
ЕГОРОВА ОКСАНА ВЕНИАМИНОВНА родилась в 1971 г. Окончила Чувашский государственный университет. Докторант кафедры археологии, этнографии и региональной истории Чувашского университета. Сфера научных интересов - этнография детства, женская история, гендерные исследования. Имеет 24 публикации.