Научная статья на тему 'Этнография питания чувашей (историографический обзор)'

Этнография питания чувашей (историографический обзор) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
539
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЯ ПИТАНИЯ / FOOD ETHNOGRAPHY / ЧУВАШСКАЯ КУХНЯ / THE CHUVASH CUISINE / DAILY / ПОВСЕДНЕВНАЯ / ПРАЗДНИЧНАЯ И РИТУАЛЬНАЯ ПИЩА / AND RITUAL FOOD / ЭТИКЕТ / ETIQUETTE / CELEBRATORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергеева Евгения Валерьевна

Данная статья посвящена вопросу изучения этнографии питания чувашей, проживающих на территории Чувашской Республики. В ней представлен анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, краеведов и путешественников прошлого и современности, в которых освещены различные аспекты данной проблемы. В частности, повседневная пища, праздничная трапеза и ритуальная еда, напитки; этикет питания чувашей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with studyingthe ethnography of the food of the Chuvashs livingin the Chuvash Republic. The author presents the analysis of works by domestic and foreign scientists, regional specialists and travellers of the past and the present in which various aspects of the given problem are covered. In particular, it concerns daily food, a celebratory meal and ritual meal, drinks, and etiquette of Chuvash food.

Текст научной работы на тему «Этнография питания чувашей (историографический обзор)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 7 (261). История. Вып. 49. С. 134-141.

НАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Е. В. Сергеева

ЭТНОГРАФИЯ ПИТАНИЯ ЧУВАШЕЙ (историографический обзор)1

Данная статья посвящена вопросу изучения этнографии питания чувашей, проживающих на территории Чувашской Республики. В ней представлен анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, краеведов и путешественников прошлого и современности, в которых освещены различные аспекты данной проблемы. В частности, повседневная пища, праздничная трапеза и ритуальная еда, напитки; этикет питания чувашей.

Ключевые слова: этнография питания, чувашская кухня, повседневная, праздничная и ритуальная пища, этикет.

Этнографическое изучение культуры питания чувашей началось с XVШ в. Специальных работ по этнографии питания нет, не считая отдельных статей в сборниках, монографиях и обобщающих работах.

Краткие сведения по данной проблематике относятся еще к XVI в. В записях князя А. М. Курбского дается упоминание о чувашском хлебе2. Материалы по повседневной пище, обрядовой трапезе в родильной, свадебной и похоронно-поминальной обрядно-стях и этикету встречаются в трудах участников Академических экспедиций. Сочинения Г. Ф. Миллера3, И. Г. Гмелина4, П. И. Рычко-ва5, П. С. Палласа6, И. И. Лепехина7, И. Г. Георги8 содержат неполные сведения о традиционной кухне чувашей, чаще они крайне фрагментарны. Основной причиной является описание чувашей со слов рассказчиков. Тем не менее, из данных сочинений можно извлечь этнографический материал.

Знаменитый русский писатель А. Н. Радищев, который путешествовал по России и записывал свои размышления, отметил некоторые традиционные кушанья чувашей9. Одной из первых специальных работ, посвященных культуре чувашского народа, был труд уездного землемера К. С. Мильковича «Этнографический очерк о чувашах». Тема культуры питания в целом раскрыта скудно, хотя отдельные отрывки помогают реконструировать ряд сюжетов по повседневной и обрядовой пище чувашей10.

Сведения об особенностях питания чувашей находим в статье неизвестного автора «Известия о чувашах, живущих в Казанской, Симбирской, Оренбургской и других губер-

ниях» (по предположению Н. В. Никольского это был священник И. С. Протопопов, с. Первое Чурашево Чебоксарского уезда). Автором отмечается, что повседневная пища отличалась от праздничной отсутствием мясных блюд11. Оценивая работу А. А. Фукс с точки зрения изучения ею культуры питания чувашей, следует отметить, что труд содержит некоторый материал по традиционной

чувашской кулинарии и что сведения по чу-

12

вашской кухне являются достоверными12. Русский интеллигент П. А. Аноров в работе «Нравы и поверья чувашей» описал повседневную еду крестьян. Отмечал, что чуваши питались злаковыми и овощами13.

Известный русский ученый-этнограф, историк, писатель, В. А. Сбоев в своем труде «Исследования об инородцах Казанской губернии. Заметки о чувашах» ставил перед собой задачу выявить обыденную и праздничную еду. Отдельно описал трапезный стол богатых, который содержит мясо, а также бедных, которые питаются скудной пищей. В работе содержится материал о свадебной, похо-ронно-поминальной и праздничной трапезе14.

В этнографическом изучении чувашей несомненны заслуги В. П. Вишневского. Его работа «О религиозных поверьях чуваш» содержит материал об обрядовой трапезе во время молений и жертвоприношений15. Богата этнокультурным материалом работа В. И. Лебедева «Симбирские чуваши». Им описаны выпекание мучных изделий, отмечена технология приготовления напитков, молочных и мясных блюд. Впервые в работе приведен полный перечень употребляемых овощей и фруктов16.

Богатую историографическую ценность представляют собой труды С. М. Михайлова, отражающие способы приготовления и порядок приема пищи, напитки, праздничные и обрядовые блюда, свадебную трапезу верховых чувашей. Отмечена связь чувашей и марийцев в традиционной кухне17.

Немаловажное значение имеют труды С. В. Максимова. Его работа «Край крещеного света» затрагивает традиционную культуру питания чувашей: отмечена повседневная пища, гостевая еда18. А. Ф. Риттих в «Материалах для этнографии России. Казанская губерния» рассматривает чувашские блюда. Ссылаясь на мнение И. Н. Березина, пишет, что чувашские кушанья очень схожи с «пердидскими» [персидскими. - курсив мой. Е. С.] по приготовлению и названию. Перечисляет традиционные чувашские блюда из муки, крупы, рыбные и мясные блюда, кисломолочные и хмельные напитки, использование в питании дикорастущих трав. Впервые упомянуто блюдо под названием 'сюмах' (лепешки из ячневой муки, которую варили в супе), перечислены жертвенные блюда, описана сервировка стола во время сватовства невесты и традиция угощения омлетом моло-дожен19.

Крупный ученый, исследователь чувашского языка Н. И. Золотницкий в работе «Корневой чувашско-русский словарь» описал и объяснил значения слов чувашской кулинарии (пиво, простокваша и др.). В своих исследованиях он много внимания уделял застольному этикету20. Исследование В. К. Магницкого «Материалы к объяснению старой чувашской веры» затрагивает обрядовую трапезу чувашей, связанные как с природой, так и с животным миром: кушанья, которые готовили во время молений за урожай, в благодарность за хороший урожай и т. д., за здоровье и хороший приплод домашнего скота. Он охарактеризовал пищу, которую готовили в ходе проведения календарной и семейной обрядности. В труде «О чувашских ирихах» В. К. Магницкий показал обряд жертвоприношения ириху, где в качестве главного жертвенного животного назвал белых уток, саламату (кашу) с маслом и небольшие пресные лепешки21.

Немаловажное значение по исследуемой теме имеют энциклопедические издания: словарь под редакцией И. Н. Березина22, словарь под редакцией А. Старчевского23, словарь под

редакцией Брокгауза-Ефрона24, которые дают поверхностное описание повседневной и обрядовой трапезы (кушанья во время моления о новом хлебе, по случаю рождения ребенка, поминальная трапеза).

В автобиографическом труде Н. М. Охот-никова «Записки чувашина о своем воспитании» рассматриваются повседневная и обрядовая пища, застольный этикет25.

Сборник этнографических очерков и фольклорных материалов Г. Т. Тимофеева «Тгхгрьял» (Девять деревень) содержит сведения о народных обрядах, мировоззрении и быте чувашей Буинского уезда Симбирской губернии. Исследуемой теме посвящена глава «Чгваш зыннийён апачё» (Пища чувашей), в которой подробно описаны особенности чувашской кухни: растительная и животная пища, напитки, обрядовые и праздничные блюда, содержится материал по застольному этикету26.

Представляет интерес труд архиепископа Н. Т. Каменского «Остатки языческих обрядов и религиозных верований у чуваш», в которой приводится перечень ритуальных блюд, к примеру, при угощении домового; праздничные блюда на мункун (пасху), зимёк (семик), чяклеме (благодарность богу за хороший урожай), кёр-сгри (поминовение усопших). Н. Т. Каменский характеризовал трапезу семейных праздников и обрядов: по случаю рождения ребенка, свадьба, похороны27. Большое внимание уделял обрядовой трапезе общественного характера диакон В. И. Ми--ролюбов. В работе «Из быта крещеных чуваш с. Чутеева» описал трапезу во время общественных и семейных обрядов, при которых забивали скотину и варили кашу28. Тематику обрядовых кушаний можно продолжить характеристикой труда священника А. С. Иванова «Чувашский праздник "синьзя" и полевое моление о дожде и урожае "учук"», где он описывает трапезу, жертвенные блюда и напитки во время упомянутых молений29. В работе «Обряды и обычаи чуваш» В. И. Ми--хайлов привел перечень ритуальных блюд календарных праздников, общественных обрядов и молений30. Священник А. В. Реке-ев затрагивал обрядовую трапезу во время молений (юсман, каша, жертвенное мясо)31. Аналогичен труд Ф. В. Виноградова «Сле--ды язычества в домашнем обиходе чуваш», в котором описывается ритуальная пища и на-

питки32.

Сведения о свадебной, похоронно-поми-нальной и обрядовой пище низовых чувашей содержатся в трудах К. П. Прокопьева33. Немаловажное значение имеет сочинение А. Н. Минх «Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии», затрагивающее поминальную пищу чувашей Самарской губернии34.

Богатый материал по языку и фольклору чувашей содержится в работах видного тюрколога, основоположника чувашского научного языкознания Н. И. Ашмарина. Своей плодотворной деятельностью он принес неоценимую пользу чувашскому народу, оставил бесценное наследие - историю чувашского народа в 17-томном издании - «Словарь чувашского языка». В нем содержится огромный материал о чувашских кушаньях, напитках, празднично-обрядовых блюдах во время разнообразных жертвоприношений, о времени приема пищи, этикете. Среди его работ важное место занимает исследование «Болгары и чуваши», в котором Н. И. Ашмарин дал характеристику обрядовой пищи во время моления о дожде чувашей Тетюшского уезда35.

Новой эпохой развития чувашской этнографии можно считать начало деятельности Н. В. Никольского. В первый том «Собрания сочинений» вошли программы-вопросники по сбору этнографического материала, некоторые его работы, которые содержат общее описание чувашской кулинарии, ритуальные кушанья во время праздников и обрядов, напитки, этикет. В самом крупном научном труде Н. В. Никольского «Христианство среди чуваш Среднего Поволжья в XVI-XVШ: Исторический очерк» отмечается обрядовая трапеза в жертвоприношениях36.

Ценные сведения о чувашской кулинарии дает Г. И. Комиссаров в работе «Чуваши Казанского Заволжья», выделяя описание кухни в отдельную главу «Пища и питье». Автор охарактеризовал повседневную пищу как скудную, технологию приготовления различных блюд, праздничную еду (мясные, мясо-крупяные мучные изделия, напитки)37.

Большой интерес к чувашам проявляли иностранные исследователи. Д. Месарош, находясь в научной экспедиции по изучению чувашского языка, фольклора и этнографии в Казанском и Симбирском губерниях, собрал материал по празднично-обрядовой пище38. В своем труде Н. Спасский изложил материал по материальной культуре чувашей. Пище

уделено всего несколько предложений в сравнении с русской, из чего следует, что чувашская кухня была посезонной39. Праздничную трапезу и застольный этикет характеризует Н. Архангельский в статье «Гостеприимство в семейном быту чуваш». В работе «Масленица у чуваш», описывающей масленичные гулянья ядринских чувашей, характеризует праздничную еду40.

Голод и разруха после Гражданской войны привели к тому, что питание чувашей сильно ухудшилось. На Первом Всечувашском краеведческом съезде в 1928 г. было высказано следующее: «...основные массы питаются недостаточно, пищевой рацион дефицитен. В пище крестьян преобладает хлеб, картофель, мясо, яйца едят только по большим праздникам. В большом ходу пахтанье (ойран)»41.

В 30-е гг. XX в. была организована первая в Чувашской АССР комплексная экспедиция по этнографическому изучению чувашского населения. Экспедиционный материал выявил изменения в питании чувашей, из которых следует, что последствия голода начала 20-х гг. ХХ в. были преодолены42. Статья Н. И. Воробьева «Этнографические исследования в Чувашской АССР» сообщает об экспедиционных исследованиях конца 40 - начала 50-х гг. XX в. В работе отмечается трансформация чувашской кулинарии и изменения в технологии приготовления пищи. В другой его работе «Этногенез чувашского народа по данным этнографии» затронута древняя кухня чувашей, а также заимствования от кочевников и русских43. Экспедиция 1981-1982 гг., предпринятая Институтом этнографии им. Н. И. Миклухо-Маклая АН СССР (Москва) совместно с НИИ языка, литературы, истории и экономики ЧАССР (Чебоксары), провело комплексное изучение чувашского народа. Итоги исследования отразились в книге «Чуваши: современные этнокультурные процессы». В работе была поставлена задача выявить меру знания чувашских кушаний, их бытования и умения готовить традиционные блюда сельскими и городскими жителями44.

С 50-х гг. ХХ в. начинают выходить книги, посвященные комплексному изучению чувашского народа. Это монографии как регионального, так и российского масштаба. Одним из таковых изданий можно считать «Чуваши», в которой одна из глав посвящена описанию чувашской кулинарии, указы-

вается трансформация пищи (увеличивается количество жареных блюд, начинают применяться приправы). Во второй части монографии «Чуваши», посвященной духовной культуре чувашей, находим материал по обрядовой и праздничной трапезе, в которой также произошли изменения45.

Велико значение монографии В. Д. Ди-митриева «История Чувашии XVIII в.», где характеризуется пища чувашей указанного периода. Автор отмечает, что в изготовлении кисломолочных и мясных блюд прослеживаются пережитки кочевого быта46.

В 60-80-е гг. XX в. начинают издаваться монографические исследования по этнической истории, материальной и духовной культуре чувашей47, характеризующие пищу чувашского народа в общем, описывающие традиционные блюда. Большой интерес представляет работа языковеда Н. А. Андреева (Урхи), который на сравнительном анализе названий чувашской кулинарии доказал, что чувашский язык связан с иранскими груп-пами48. Этнограф А. Е. Пахутов анализирует пищу чувашей с точки зрения характеристики чувашского этноса. Он утверждает, что изучение традиционной народной пищи чувашей необходимо для более полного представления об особенностях эволюции чувашского этноса и современных процессов49. Исследованием уровня знания сельскими жителями чувашских традиционных кушаний занимался А. Г. Филиппов50.

В это же время этногенез и этническая история чувашского народа исследуется Институтом этнографии АН СССР, материалы в последующем издавались в работах общего характера. Отмечается, что культура питания - это одна из важнейших сторон материальной культуры, которая дает возможность использовать изучение пищи для выявления этнического происхождения населения, а также культурных взаимодействий с другими народам51.

Наиболее полное изложение материала о чувашах находим в монографиях конца 80-х - начала 90-х гг. ХХ в., в которых показывается динамика культуры питания дореволюционного периода и эпохи капитализма52. В монографии «Этническая история и культура чувашей» одна из глав посвящена анализу и характеристике чувашской кулинарии (автор главы В. П. Иванов), в сравнении с соседними народами, а также скотоводческими пле-

менами Азии, от которых были заимствованы хранение и приготовления некоторых блюд53. Чувашская культура питания отражена в учебных пособиях54, в научно-популярных издани-ях55, специальных кулинарные книгах56.

Большой вклад в изучение чувашского этноса внесли авторы двухтомной монографии «Чуваши: история и культура» (отв. ред. В. П. Иванов). В издании дается подробный анализ традиционной и современной национальной кухни. Современная кухня чувашей не осталась неизменной. К примеру, некоторые хлебные злаки (рожь и полба) уступают место пшенице; некоторые блюда уходят из рациона питания (толокно). Новое в питании чувашей появилось в результате улучшения благосостояния, культурно-бытовых связей с другими народами и т. д.57 Немаловажное значение имеет монография Е. А. Ягафовой по чувашам Урало-Поволжья58.

Огромно значение статей этнографов современности по изучению чувашской кулинарии. В ходе изучения хозяйства, семейной обрядности, праздников и обрядов П. П. Фокин рассматривал празднично-обрядовую и ритуальную еду чувашей, трансформацию чувашской кулинарии городского и сельского населения в свете этнических процес-сов59. Две работы В. П. Иванова «Пища как источник для изучения этногенетических и культурных связей» и «К вопросу о чувашско-татарских этнокультурных параллелях» характеризуют этногенетические и культурные связи чувашей, сходства и различия чувашской и татарской кухонь60. Труды этнографа Г. Б. Матвеева дают нам богатые сведения о пище. Его статья «Отражение этнических процессов в материальной культуре чувашского народа (Одежда и пища)» характеризует культуру питания чувашей с периода Великой Октябрьской революции и до конца 70-х гг. ХХ в. Монография Г. Б. Матвеева «Материальная культура чувашей» охватывает весь спектр материальной культуры чувашского народа, в т. ч. чувашскую кухню, показана трансформация традиционных блюд и различия в питании горожан и сельского населения61. Этнографические сведения о чувашах получили отражение и в ряде работ А. К. Салмина. Из его трудов можно почерпнуть сведения об обрядовой пище чувашского народа, семантику еды. Из последних его работ отметим монографию «Традиционные обряды и верования чува-

шей», в которой автор анализирует систему жертвенных даров62.

Несомненны заслуги в изучении обрядовой пищи В. Ф. Каховского, который подробно описывает материал о жертвенной еде63. Исследование П. В. Денисова «Религиозные верования у чувашей» затрагивает праздничные и обрядовые кушанья64. Труд Р. Ахтими-ровой дает характеристику обрядовых куша-ний65. Р. Н. Петрова в труде «Пытару йгли-йёрки (Таврапёлязё зырнисем)» описывает похоронно-поминальную трапезу66.

О культуре питания можно почерпнуть информацию из книг, посвященных анализу обрядов не только чувашей, но и других народов. Например, статья Н. В. Зорина «Пища в русском свадебном ритуале Среднего Поволжья» характеризует традиционные кушанья, которые сравнивает с чувашскими67. Статья Р. К. Уразмановой «Обряд сорэн у народов Среднего Поволжья и Приуралья (конец XIX - начало XX в.)» посвящена одному из элементов традиционной праздничной культуры татар 'сорэн в сравнении с чувашским обрядом 'сёрен , в котором представлена и праздничная трапеза68.

Об обрядовых кушаньях писал И. А. Дми-триев69. В своей монографии «Чувашская свадьба» А. А. Осипов описывает чувашскую свадебную трапезу и традиционные блюда верховых чувашей70. Этнографическую литературу пополнили своими исследованиями авторы различных научных направлений. Сборник статей «Национальные традиции в культуре народов Поволжья» содержит сообщения о масленичной обрядовой пище, о праздничных кушаньях во время чувашского 'сурхури' и болгарского 'сур', о жертвенной пище во время моления за здоровье семьи у святилища71. Статья О. П. Во-виной «Праздник хёр сгри - "девичье пиво" в календарной обрядности чувашей» содержит материал о праздничной трапезе, напит-

72

ках и этикете72.

Конкретно о застольном этикете находим материал в монографии «Семейный быт народов СССР»73. Из современных изданий нужно отметить работу А. В. Кузнецова «Речевой этикет народов Волго-Уралья»74, в котором он описывает традиционный этикет чувашского этноса.

В «Краткой чувашской энциклопедии» и в четырехтомной «Чувашской энциклопедии» имеются описания чувашских блюд и напит-

ков, обрядовые кушанья во время праздников

75

и жертвоприношений .

Таким образом, изучение этнографии питания чувашей началось еще в XVIII в. Исследователи и путешественники оставили упоминания о чувашской пище и обозначили тему для изучения темы питания. Дореволюционный период характеризуется оценочными данными качества пищи, отдельной характеристикой питания богатых и бедных слоев населения. Отличительной чертой XIX в. было то, что авторы не только перечисляют увиденные кушанья, но и описывают технологию приготовления пищи. Также в этот период большое внимание уделяется обрядовой трапезе. С 30-х гг. XX в. начинается полевое изучение чувашской кулинарии, ставилась цель выявить остатки национальных блюд и уровень знания традиционных кушаний сельскими и городскими жителями. В это время пища чувашей не только описывается, но и анализируется в выявлении происхождения чувашей. Показываются связи этноса и влияние на кулинарию кухонь соседних народов. Много внимания в изданиях уделяется этикету. Но все же на сегодняшний день тема чувашской кулинарии остается менее изученной. Не хватает современных полевых материалов по этнографии питания.

Примечания

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-11-21601 е/В).

2 Курбский, А. М. Описание А. Курбского похода Ивана Грозного на Казань // Русские писатели о чувашах. Изд. 2-е, доп. Чебоксары, 2009. С. 9.

3 См.: Миллер, Г. Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих в Казанской губернии, а именно черемисов, чувашей и вотяков. СПб., 1791.

4 См.: Матвеев, Г. Б. Историография изучения материальной культуры чувашского народа (дореволюционный период) // Новые исследования по археологии и этнографии Чувашии. Чебоксары, 1983.

5 См.: Рычков, П. И. Топография Оренбургская, т. е. обстоятельное описание Оренбургской губернии. СПб., 1972. Ч. 1.

6 См.: Паллас, П. С. Путешествия по различным провинциям Российского государства // Русские писатели о чувашах. Изд. 2-е, доп. Чебоксары, 2009.

7 См.: Лепехин, И. И. Дневные записки путешествия по разным провинциям российского государства // Хрестоматия по культуре Чувашского края : дореволюционный период. Чебоксары, 2001.

8 См.: Георги, Г. И. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. СПб., 1776-1777. Ч. 1.

9 Радищев, А. Н. Дневник путешествия из Сибири // Русские писатели о чувашах. Изд. 2-е, доп. Чебоксары, 2009. С. 18-20.

10 Милькович, К. С. Этнографический очерк о чувашах // Изв. о-ва археологии, истории и этнографии (далее ИОАИЭ). Казань, 1906. Т. 22, вып. 1. С. 39, 57.

11 Матвеев, Г. Б. Историография изучения... С. 85-86.

12 См.: Фукс, А. А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840.

13 Аноров, П. А. Нравы и поверья чувашей (1838) // Русские писатели о чувашах. Изд. 2-е, доп. Чебоксары, 2009. С. 26.

14 См.: Сбоев, В. А. Заметки о чувашах. Чебоксары, 2004.

15 См.: Вишневский, В. П. О религиозных верования чувашей // Хрестоматия по культуре Чувашского края : дореволюционный период. Чебоксары, 2001.

16 Лебедев, В. И. Симбирские чуваши // Там же. С. 184-185.

17 См.: Михайлов, С. М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары, 1972.

18 Максимов, С. В. Край крещеного света. II. Дремучие леса или рассказ о народах населяющих русские леса. СПб., 1865. С. 55-60.

19 См.: Риттих, А. Ф. Материалы для этнографии России. Казанская губерния. Казань, 1870. Ч. 2.

20 См.: Золотницкий, Н. И. Корневой чувашско-русский словарь сравнений с языками и наречиями разных народов тюркского, финского и др. племен. Казань, 1875.

21 См.: Магницкий, В. К. : 1) Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881; 2) Об ирихах у чуваш. Казань, 1891.

22 См.: Русский энциклопедический словарь. СПб., 1879. Т. 4.

23 См.: Справочный энциклопедический словарь. СПб., 1847. Т. 12.

24 См.: Чуваши // Энциклопедический словарь. СПб., 1903. Т. 38.

25 См.: Охотников, Н. М. Записки чувашина о своем воспитании // ИОАИЭ. Казань, 1920. Т. 31, вып. 1.

26 См.: Тимофеев, Г. Т. Тгхгрьял. Этнографи терленчёкёсем. Халгх сгмахлгхё. Зырса пыни-сем. Зырусемпе асаилясем. Шупашкар, 2002.

27 См.: Каменский, Н. Остатки языческих обрядов и религиозных верований у чуваш. Казань, 1879.

28 См.: Миролюбов, В. И. Из быта крещеных чуваш с.Чутеева (отд. отт. из «Известия по Казанской Епархии» за 1889 г. № 16, 18, 21). Казань, 1889.

29 См.: Иванов, А. С. Чувашский праздник «синьзя» и полевое моление о дожде и урожае «учук» // ИОАИЭ. Казань, 1897. Т. 14, вып. 2.

30 См.: Михайлов, В. И. Обряды и обычаи чуваш. СПб., 1891.

31 См.: Рекеев, А. В. : 1) Из чувашских преданий и верований. Казань, 1896; 2) Из чувашских преданий и верований. Казань, 1897; 3) Разные чувашские моления. Казань, 1898.

32 Виноградов, Ф. В. Следы язычества в домашнем обиходе чуваш. Симбирск, 1897. С. 18.

33 См.: Прокопьев, К. П. : 1) Брак у чуваш // ИОАИЭ. Казань, 1903. Т. 19, вып. 1; 2) Обряд прохождения в земляные ворота // Там же. Вып. 3, 4; 3) Похороны и поминки у чуваш // Там же. Вып. 5-6.

34 Минх, А. Н. Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии. СПб., 1890. С. 137-138.

35 См.: Ашмарин, Н. И. : 1) Болгары и чуваши // ИОАИЭ. Казань, 1902. Т. 18, вып. 1-3; 2) Словарь чувашского языка. Казань ; Чебоксары, 1928-1951. Т. 1-17.

36 См.: Никольский, Н. В. : 1) Собр. соч. Чебоксары, 2004. Т. I. Труды по этнографии и фольклору чувашского народа; 2) Христианство среди чуваш Среднего Поволжья в XVI-XVIII вв. : исторический очерк. Казань, 1912.

37 См.: Комиссаров, Г. И. О чувашах : исследования. Воспоминания. Дневники. Письма. Чебоксары,2003.

38 См.: Месарош, Д. Памятники старой чувашской веры : пер. с венг. Чебоксары, 2000.

39 Спасский, Н. Очерки по родиноведению. Казань, 1912. С. 120.

40 Архангельский, Н. : 1) Гостеприимство в семейном быту чуваш // ИОАИЭ. Казань, 1911. Т. 26, вып. 1-6; 2) Масленица у чуваш // Там же. Вып. 5.

41 Первый Всечувашский краеведческий съезд : тез. докл. и рез. Чебоксары, 1929. С. 34-35.

42 См.: Кузнецов, И. Д. Первая комплексная экспедиция по изучению сельского населения Советской Чувашии / И. Д. Кузнецов, П. П. Фокин // Актуальные проблемы археологии и этнографии Чувашской АССР. Чебоксары, 1982.

43 См.: Воробьев, Н. И. : 1) Этнографические исследования в Чувашской АССР // Совет. этнография. 1950. № 2; 2) Этногенез чувашского народа по данным этнографии // Там же. № 3.

44 См.: Чуваши : современные этнокультурные процессы. М., 1988.

45 См.: Чуваши : этнограф. исслед. Чебоксары, 1956. Ч. 1. Материальная культура; Чуваши : этнограф. исслед. Чебоксары, 1970. Ч. 2. Духовная культура.

46 Димитриев, В. Д. История Чувашии XVIII века. Чебоксары, 1959. С. 446.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47 См.: История Чувашской АССР. Чебоксары, 1966. Т. 1; Современные этнические процессы в Чувашской АССР. Чебоксары, 1984.

48 См.: Андреев (Урхи), Н. А. Иранско-чувашские этнокультурные и языковые параллели // Тр. Чуваш. науч.-исслед. ин-та яз., лит., истории и экономики (далее ЧНИИЯЛИЭ). Чебоксары, 1975. Вып. 59.

49 См.: Пахутов, А. Е. Пища как характеристика чувашского этноса // Статистико-этногра-фические исследования в Чувашской АССР. Чебоксары, 1984.

50 См.: Филиппов, А. Г. Знание национальных кушаний сельским населением Чувашской АССР : (Изучение методом экспертных оценок) // Новые исследования по археологии и этнографии Чувашии. Чебоксары, 1983.

51 См.: Козлова, К. И. Этнография народов Поволжья. М., 1964; Народы Европейской части СССР. М., 1964. Т. II; Народы Поволжья и Приуралья (историко-этнографические очерки). М., 1985; Современные этнические процессы в СССР. М., 1975.

52 См.: Очерки истории культуры дореволюционной Чувашии. Чебоксары, 1985.

53 См.: Этническая история и культура чувашей. Чебоксары, 1993.

54 См.: Бусыгин, Е. П. Этнография народов Среднего Поволжья / Е. П. Бусыгин, Н. В. Зорин. Казань, 1984. Ч. 1; Культура чувашского края. Чебоксары, 1995. Ч. 1; Данилов, В. Д. История и культура Чувашской Республики / В. Д. Данилов, Б. И. Павлов. Чебоксары, 1996.

Ч. 1; Матвеев, А. Г. Мифы традиций и обряды чувашей. Чебоксары, 2002; Лекции по истории и культуре чувашского края. М., 2007; Димитриева, Н. И. Мир чувашской культуры : (Древняя история и духовное наследие этноса) / Н. И. Димитриева, В. П. Никитин. Изд. 2-е, доп. Чебоксары, 2007; Енькка, Е. : 1) Родной край. Чебоксары, 2005; 2) Родной край. Материальная и духовная культура чувашского народа ХVI-ХIХ веков. Чебоксары, 2004; 3) Родной край. С древнейших времен до Х века. Чебоксары, 2009.

55 См.: Иванов, В. П. Чуваши : этническая история и традиционная культура / В. П. Иванов, В. В. Николаев, В. Д. Димитриев. М., 2000; Ерагин, Е. Е. Зимёк-зинзе зитсессён. Шупашкар, 2010.

56 См.: Додонов, Н. Л. : 1) 300 чувашских блюд. Чебоксары, 1972; 2) Чувашская кухня. Чебоксары, 1976; Похлебкин, В. В. Национальные кухни наших народов. М., 2009; Чувашская кухня. Чебоксары, 1992; Чувашская кухня. Чебоксары, 2007.

57 См.: Чуваши : история и культура : в 2 т. Чебоксары, 2009.

58 См.: Ягафова, Е. А. Чуваши Урало-Повол-жья: история и традиционная культура этно-территориальных групп (XVII - нач. XX в.). Чебоксары, 2007.

59 См.: Фокин, П. П. : 1) Этнические процессы в Чувашии за годы Советской власти // Тр. ЧНИИ. Чебоксары, 1980. Вып. 106; 2) Современная семейная обрядность // Вопросы традиционной и духовной культуры чувашей. Чебоксары, 1989; 3) Основные направления этнических процессов в чувашской АССР // Чувашской АССР - 70 лет. Чебоксары, 1990; 4) Производственная обрядность современной чувашской семьи : (На примере ритуального комплекса ёне ырри) // Материалы по этнологии и антропологии чувашей. Чебоксары, 1997; 5) Животноводческая обрядность современной чувашской семьи (весенний выгон стада) // Вопросы археологии и этнографии Чувашии. Чебоксары, 2000; 6) Строительные обряды современной чувашской семьи // Этнология религии Чувашии. Чебоксары, 2003. Вып. 1; 7) Обряд проводов в армию у чувашей Присвияжья // Н. В. Никольский и чувашская гуманитарная наука XX в. Чебоксары, 2005.

60 См.: Иванов, В. П. : 1) К вопросу о чувашско-татарских этнокультурных параллелях // Болгары и чуваши. Чебоксары, 1984; 2) Пища

как источник для изучения этногенетических и культурных связей чувашей // Этническая культура чувашей. Чебоксары, 1990.

61 См.: Матвеев, Г. Б. : 1) Отражение этнических процессов в материальной культуре чувашского народа : (Одежда и пища) // Актуальные проблемы археологии и этнографии Чувашской АССР. Чебоксары, 1982; 2) Материальная культура чувашей. Чебоксары, 1995.

62 См.: Салмин, А. К. : 1) Макрообряды типа чюк // Традиционное хозяйство и культура чувашей. Чебоксары, 1988; 2) Архаические основы мезообрядности чувашей // Вопросы традиционной и духовной культуры чувашей. Чебоксары, 1989; 3) Народная обрядность у чувашей. Чебоксары, 1994; 4) Жертвенные дары у чувашей. Чебоксары, 1996; 5) Праздники и обряды чувашской деревни. Чебоксары, 2001; 6) Система религии чувашей. СПб., 2007; 7) Традиционные обряды и верования чувашей. СПб., 2010.

63 Каховский, В. Ф. Происхождение чувашского народа. 3-е изд., перераб. Чебоксары, 2003. С. 370-371.

64 Денисов, П. В. Религиозные верования чуваш (историко-этнографические очерки). Чебоксары, 1959. С. 156.

65 См.: Ахтимирова, Р. Чгвашсен ырг йгла-йёркисем. Очерксем, асаилясем, калавсем. Шупашкар, 1995.

66 См.: Петрова, Р. Н. Пытару йгли-йёрки : (Таврапёлязё зырнисем) // Материалы по этнографии и антропологии чувашей. Чебоксары, 1997.

67 См.: Зорин, Н. В. Пища в русском свадебном ритуале Среднего Поволжья // Вопросы истории культуры народов Среднего Поволжья. Чебоксары, 1993.

68 См.: Уразманова, Р. К. Обряд сорэн у народов Среднего Поволжья и Приуралья (конец XIX — начало XX века) // Расы и народы. М., 2003. Вып. 29.

69 См.: Дмитриев, И. А. Этнотеатральные формы в чувашском обряде. Чебоксары, 1998.

70 Осипов, А. А. Чувашская свадьба : обряд и музыка свадьбы вирьял. Чебоксары, 2007. С. 58.

71 См.: Национальные традиции в культуре народов Поволжья. Чебоксары, 2003.

72 См.: Вовина, О. П. Праздник хёр сгри - «девичье пиво» в календарной обрядности чувашей // Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы. СПб., 1999.

73 См.: Семейный быт народов СССР. М., 1990.

74 См.: Кузнецов, А. В. Речевой этикет народов Волго-Уралья. Чебоксары, 2008.

75 См.: Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары, 2001; Чувашская энциклопедия : в 4 т. Чебоксары, 2006-2009. Т. 1-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.