Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
263
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР / ДОГОВОРНАЯ РАБОТА / ОРГАНИЗАЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ЮРИСКОНСУЛЬТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаранина М. А.

В статье рассматриваются вопросы по организации договорной работы хозяйствующих субъектов предпринимательства. Описаны процессы построения договорной работы в современных организациях. Предложены корректировки законодательных положений, регулирующих организацию договорной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ»

М.А. Гаранина

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

В статье рассматриваются вопросы по организации договорной работы хозяйствующих субъектов предпринимательства. Описаны процессы построения договорной работы в современных организациях. Предложены корректировки законодательных положений, регулирующих организацию договорной работы.

Ключевые слова: договор, договорная работа, организация, юридическая служба, юрисконсульт.

Прежде чем приступить к обсуждению вопроса об организации договорной работы на предприятии необходимо вспомнить, что понимается под договором в российском законодательстве. Пунктом 1 ст. 420 ГК РФ обозначено, что под договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Также следует вспомнить, что в основе договора лежит принцип свободы договора, который закреплен в статье 1 ГК РФ. Стороны договора заключают договор только по своей воле и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Этот основной принцип гражданского законодательства призван обеспечить нормальное функционирование гражданского оборота и хозяйственной деятельности, необходимым условием которого является равноправие его участников. [1]

Вроде бы из статей ГК РФ все кажется понятным и достаточно простым, на первый взгляд каждый хозяйствующий субъект думает, что процесс построения договорной работы прост и элементарен, что обуславливается отсутствием собственных юрисконсультов на предприятиях малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей и т.д. Но эти все мысли хозяйствующих субъектов быстро меняются, например, в момент возникновения спорных вопросов в хозяйственной деятельности организации, а порой и в момент получения претензии от партнера по бизнесу с требованием возмещения финансовой компенсации за несоблюдение пунктов договорных отношений, прописанных в договоре. В такие моменты у субъектов предпринимательства возникает острая необходимость в консультации высококвалифицированных юристов, которые помогут разобраться в сложившейся ситуации. Практика показывает, что все разбирательства по возникшим претензиям влекут за собой большие трудозатраты, финансовые затраты и иные издержки. После чего, руководители организаций задумываются о создании собственной юридической службы, в зависимости от масштабов организации, создаются юридические службы в виде бюро, департамента, отдела или юрисконсульта в единственном лице. Но на этом этапе вновь возникает проблема. Как организовать эту службу у себя в организации? Понятно, что она сможет контролировать все процессы хозяйственной деятельности организации в части соблюдения законодательства, минимизации коммерческих, налоговых, административных, трудовых рисков, организации процесса заключения договоров от оферты до акцепта, проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента и иное.

На мой взгляд, следует прежде всего отметить высокую актуальность и не традиционность проблематики, затронутою в настоящей работе. Достоверно известно, что публикаций об организации договорной работы появляются крайне редко, и практически их нет. Следует так же отметить, что правовой статус юридической службы в современных условиях до сих пор не определен. В сфере предпринимательства, возникает острая необходимость в четком определении задач, функций и методов деятельности каждой юридической службы, каждого юриста, в новых условиях хозяйствования. До настоящего времени формально не отменено и продолжает действовать в части, не противоречащей новому законодательству, постановление № 467 от 22 июня 1972 года «Об утверждении общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения», утвержденное Совета Министров СССР. Впервые этим положением было закреплено правовое положение юридической службы, в организациях. Впервые было рекомендовано разработать порядок юридического обслуживания с учетом специфики хозяйствующих субъектов. [2]

В условиях развития предпринимательской деятельности, коммерческие организации не имеющие системы централизованного управления и действующие в автономном режиме, руководствуются своими свободными взглядами и интересами, это Положение, рассчитанное на централизованное государственное управление, естественно, применяться не может. Оно может быть применимо лишь в государственном секторе экономики с серьезными изменениями и уточнениями.

© Гаранина М.А., 2021.

Положением 1972 года четко описывается, кто может работать в юридическом отделе (службе, бюро) организации, кто может быть назначен руководителем отдела, какие должны быть профессиональные навыки у сотрудников юридического отдела. Также из Положения становится понятно, что сотрудники юридического отдела (службы, бюро) в обязательном порядке должны обладать специальной правовой подготовкой, юридическим образованием, которые помогают им осуществлять правовую работу, выполнять все мероприятия в рамках закона по осуществлению правовой работы в организации. [3]

В осуществлении правовой работы крайне важно четко определить роль, место и функции юридической службы. Совершенно очевидно, что юридическая служба находится в структуре организации, деятельность которой определяется двумя моментами: наличием у ее работников специальной правовой подготовки и целевой направленности юридической службы по осуществлению правовой работы в организации. Это проявляется в том, что юридическая служба является ведущим исполнителем ряда обязанностей по правовой работе и организатором выполнения части мероприятий по осуществлению правовой работы в целом.

В связи с этим необходимо определить, что юридическая служба делает самостоятельно, в чем должна проявлять инициативу, в выполнении каких функций должна лишь участвовать, регламентировать деятельность собственной службы внутренним локальным актом/положением.

Положением способы взаимодействия не раскрываются, и можно говорить о том, что Положение о юридической службе безнадежно устарело. Оно было рассчитано на централизованное руководство экономикой. В современных условиях требуется новое нормирование организации правовой работы в народном хозяйстве и функционирования юридической службы. Это важная управленческая задача, так как правильная организация правовой работы и деятельности юридической службы обеспечивают не только широкое использование правовых средств, но и режим законности в государстве.

На наш взгляд после определения функционала собственной юридической службы, так же стоит издать Регламент/Положение договорной работы.

Одной из особенностей договорной работы является то, что регулирование процесса договорной работы полностью основывается на внутренних локальных нормативных актах организаций. Поскольку регламентация договорной работы зависит только от опыта и воображения руководителя и автора этого локального нормативного акта, на практике встречаются такие регламенты договорной работы, как положение (регламент, инструкция) по ведению договорной работы, в которых (в едином документе) описаны все бизнес - процессы с момента получения оферты от контрагента и до момента подачи иска в суд, так и локальные нормативные акты, в которых прописаны лишь отдельные бизнес - процессы (к примеру, положение о претензионной работе).

Как правило, в организации кроме локального нормативного акта о договорной работе разрабатываются и типовые формы договоров и другой договорной документации. Они облегчают и ускоряют процесс заключения договоров. Вместе с тем надо понимать, что такие типовые формы договорной документации носят вспомогательный характер. В процессе заключения договоров и согласовании его условий стороны могут вносить в них изменения и дополнения: исключить из них отдельный пункты, включить другие и т.д. Не смотря на кажущуюся простоту, для составления договоров требуется достаточно высокая юридическая квалификация. Стороны договора определяют его условия по своему усмотрению во всех случаях, когда законодательством такое условие не урегулировано императивно. Известно, что Гражданский кодекс РФ содержит минимальное количество императивных норм, а большинство из них - диспози-тивные, т.е. содержащие оговорку «если иное не предусмотрено договором (соглашением сторон)». Таким образом, стороны могут своим соглашением установить условие, отличное от предусмотренного диспози-тивной нормой, а если не сделают или не захотят этого сделать, то в силу вступят нормы права «по умолчанию», т.е. диспозитивная норма.

Бывают случаи, когда какое-либо условие не определено ни в договоре, ни в диспозитивной норме закона, отношения сторон по данному вопросу определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

Проекты договоров обычно разрабатываются юристами, а спецификации (технические задания) -определяются заинтересованным отделом (лицом) - инициатором заключения договора. Эти документы формирует инициатор заключения договора и вместе со всеми приложениями, предложениями и возражениями контрагента, протоколами разногласий и другой документацией передаются для всесторонней проверки в отделы, занятые производственным материально-техническим, финансовым и правовым обеспечением организации. Традиционной формой проверки соответствия проектов договоров интересам и возможностям организации является визирование (согласование).

Как показывает практика, во многих хозяйствующих субъектах предпринимательства функционал по организации договорной работы полностью возложен на собственные юридические службы. Все это обусловлено экономией денежных средств. Ведь зачем создавать специальный договорной отдел и тратить

на него лишние средства. Но и есть моменты, когда объемы на предприятии растут, и без создания департамента/отдела договорной работы никуда.

Подводя итог, можно сказать, кто должен заниматься договорами на предприятии, решать руководителю лично, в зависимости от масштабов предприятия.

Известно, что работа с договорами на предприятии — задача не только юридического, но и прочих отделов предприятия. Ведь заключить договор недостаточно, его условия нужно еще и исполнить: к примеру, осуществить денежный перевод, организовать выполнение некоторых работ и так далее. Часто на предприятии складывается определенная практика составления, заключения и выполнения договоров, которая привычна и понятна всем отделам. С одной стороны, это хорошо, ведь все знают, что им делать. С другой стороны, если практика ошибочна, то могут возникнуть проблемы с ее реорганизацией.

В принципе, все понимают, что если работа с договорами построена верно и в согласии с текущим законодательством, то и проблем — особенно с дебиторскими и кредиторскими задолженностями — будет значительно меньше. Однако каждый отдел в целом и каждый работник в частности стремится минимизировать свою долю ответственности по сделке — что не может не влиять отрицательно. Так что любые изменения, увеличивающие эту долю, будут встречаться резкой критикой и отторжением.

Однако стоит понимать, что от слаженной работы всех отделов зависит успешность предприятия в целом. Это не тот момент, когда нужно прятаться от ответственности или «спихивать» ее на других. Следовательно, даже если введение нового порядка будет сложным и неоднозначным процессом, юристу все равно стоит приложить усилия в организации и контроле договорной работы в организации.

Библиографический список

1. Договорная работа в организации. Защита прав потребителя. https://forum-izpp.ru/goszakupki/dogovornaya-deyatelnost-organizacii.html

2.Постановление Совмина СССР от 22.06.1972 N 467 (ред. от 01.12.1987, с изм. от 27.12.2000) "Об утверждении Общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения"

3. Рустамова С.М. К вопросу об организации правовой работы в сфере предпринимательства // Вестник Дагестанского государственного университета. 2006. Вып.2

ГАРАНИНА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант, «Российский государственный гуманитарный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.