ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2008 Экономика Вып. 8(24)
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РАБОТЫ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ
Р.В. Чикулаев
Пермский государственный университет
В статье рассматриваются ключевые вопросы правовой и локально-нормативной работы в финансовых организациях. На основе норм законодательства предлагается определение понятия «организация финансового рынка», выявляются особенности юридической работы в таких организациях. Исследуется генезис нормативного регулирования правовой работы в российских организациях. Предлагаются определение правовой (юридической) работы, основные методические принципы ее организации. Обосновывается повышенная роль правовой работы и актуальность ее совершенствования на финансовом рынке России в современных условиях. Рассматриваются основные проблемы локального нормотворчества на финансовых рынках.
Современная экономическая ситуация характеризуется бурным развитием финансовых рынков и инвестиций в России. Формирование рынка ценных бумаг и производных инструментов, интеграция страны в мировые финансовые и товарные рынки, перспективы вступления в ВТО, поставленные перед правительством задачи укрепления
инвестиционного климата, - все это делает вопросы организации и регулирования финансовых рынков весьма актуальными. В настоящее время совершенствование законодательства о финансовых рынках находится в поле пристального внимания многих исследователей, но такие вопросы, как методика организации правовой работы и юридической помощи на финансовых рынках, развитие корпоративно-локального
нормотворчества в этой отрасли экономики пока до конца не раскрыты. В то же время от уровня организации правовой и локально-нормотворческой работы в субъектах финансового рынка прямо зависят результаты их хозяйственной деятельности, степень защищенности интересов клиентов, общий уровень законности оказываемых финансовых услуг. Есть основания утверждать, что этот круг вопросов составляет не менее важную научную проблему, чем модернизация нормативно-правовой базы финансового рынка как фактор качественного роста финансовых инвестиций. Юридическая и логическая взаимосвязь между федеральным, региональным и корпоративно-локальным уровнями правотворчества не только обусловливает комплексный характер правового
регулирования, но и отражается на состоянии нормативно-правового и методического обеспечения субъектов финансового рынка.
Раскрывая общие подходы к проблеме, установим, что под организациями финансового рынка будут пониматься специализированные коммерческие
организации, осуществляющие определенные законом виды деятельности. К таким организациям относятся: профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, управляющие компании паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, акционерные
инвестиционные, негосударственные
пенсионные фонды, страховые организации. Несмотря на различия, эти организации объединяет обязательность лицензирования их деятельности, жесткий контроль со стороны государства, урегулированность
соответствующими федеральными законами. Основными из таких законов являются: ФЗ «О банках и банковской деятельности» [1], ФЗ «О рынке ценных бумаг» [2], ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» [3], ФЗ «О защите конкуренции» [4], ФЗ «Об инвестиционных фондах» [5], ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [6], Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» [7]. Уточним, что в настоящем исследовании в число организаций финансового рынка не включаются некоторые из организаций, признаваемых таковыми для целей специального правового регулирования (например, Федеральным законом «О
О Р.В. Чикулаев, 2008
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»), такие как ломбарды, почтовые организации, букмекерские конторы и т.п.
Правовая работа в организациях финансового рынка объективно находится вне рамок прямого законодательного регулирования и, возможно поэтому, является на сегодня наименее разработанной. При этом корпоративно-локальный уровень правового регулирования деятельности на финансовых рынках представляется не менее важным, чем федеральное, региональное и ведомственное регулирование. Основной круг проблем связан, в первую очередь, с сущностью (содержанием) правовой работы в организациях финансового рынка, а также с нормативно-локальной регламентацией их деятельности.
Вопросы правовой работы в деятельности предприятий и организаций неоднократно обсуждались в литературе, на этот счет существует обширная библиография. К числу наиболее известных можно отнести труды Т.Е. Абовой, С.М. Айзина, Ю.М. Аристакова, Е.В. Вельской, И.Е. Замойского, Л.А. Картын, Б.И. Минц, Б.И. Пугинского, М.Ю. Тихомирова, А.Н.Чашина и др. Вместе с тем, исследований, посвященных
переосмыслению современных реалий правовой работы, крайне мало. При этом необходимы не только общетеоретические изыскания, но и разработки, касающиеся отраслевых особенностей правовой работы, в нашем случае - в сфере финансового рынка.
Правовая работа долгое время считалась малозначительным участком в правоведении. Как правило, данную деятельность рассматривали в качестве функции управления и возлагали ее на юридические службы (отделы) предприятий. При этом правовая работа и юридическая служба предприятия, как правило, не разграничивались.
Между тем первым упоминанием о деятельности юридических служб можно считать замечание Г.Ф. Шершеневича, сделанное еще в начале XX в., относительно торговых служащих, деятельность которых имеет юридический характер, - приказчиков [8]. Приказчик «обязан был действовать строго в рамках данного ему поручения, на основании законодательства и в соответствии с обычаями делового оборота» [9].
В советский период декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 27 июня 1918 г. «Об оплате труда служащих и рабочих советских учреждений» юрисконсульты были отнесены ко второй категории первой группы ответственных работников [10]. Попытка упорядочить функции, выполняемые
юрисконсультами, была предпринята Советом Народных Комиссаров РСФСР, который 30 марта 1927 г. принял постановление № 238 [11], регулировавшее правовое положение юристов государственных учреждений, предприятий и кооперативных организаций. В хозяйственной сфере деятельность юридических служб была урегулирована Положением о юрисконсультах госпредприятий, подведомственных ВСНХ СССР, утвержденным приказом ВСНХ СССР от 7 июня 1925 г. № 955[112].
Четкое нормативное определение юридическая служба получает только в 70-х гг. прошлого века вскоре после принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 23 декабря 1970 г. № 1025 «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве» [13], где отмечались существенные недостатки в ее организации, главными среди которых признавались недооценка хозяйственными руководителями правовой работы и недопонимание ее сущности». Специальным источником, регламентирующим деятельность юридической службы, стало Постановление Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. № 467 «Об утверждении Общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения» [14] (в ред. постановлений Совмина СССР от 04.12.80 N 1124, от 01.12.87 N 1367, от 21.12.90 N 1332, с изм., внесенными решением Верховного суда РФ от 27.12.2000 № ГКПИ 2000-1409), в соответствии с которым на предприятиях всех форм собственности определялся правовой статус юридических служб, а также ведомственные нормативно-правовые акты, касающиеся регламентации деятельности юридических служб конкретных министерств и ведомств. Указанный нормативный акт действует и в настоящее время, являясь, пожалуй, единственным источником правового регулирования юридической работы в негосударственных организациях. Вместе с тем, как видно из приведенного перечня правовых актов советского времени, не совсем правы те исследователи, которые утверждают, что в правовой системе СССР и России «не нашлось места для юридической службы (вплоть до 1972 г.)» [9]
В дальнейшем в Министерстве юстиции СССР было создано специальное управление, а в отраслевых министерствах и ведомствах на юридические подразделения были возложены специальные функции по методическому руководству правовой работы на предприятиях и организациях [15] В числе актов, направленных на регулирование деятельности
юридических служб, можно назвать также: письма Минюста СССР от 19 февраля 1976 г. № К-18-103 «Об организации работы юридической службы на предприятии и в производственном объединении» [16], приказ ГТК РФ «Об утверждении общего положения о юридическом отделе, юридической группе, юрисконсульте таможенного органа Российской Федерации от 23 сентября 1994 г. N 485 (в ред. приказа ГТК РФ от 21.02.96 N 97) и другие нормативные акты.
С началом перестройки в конце 80-х гг. исследователи стали отмечать, что юридическая служба должна подняться на качественно иной уровень в новых экономических условиях хозяйствования. Это в равной мере относилось как к формам организации юридической службы, так и к ее месту среди других служб предприятия, а также к объему задач и функций деятельности [7]. Одной из тенденций развития правовой системы в тот период было повышение социальной ценности и эффективности правового регулирования [18]. Таким образом, перед юридической службой были поставлены новые задачи, требующие высокого профессионализма. Например, повышение роли юридической службы применительно к договорной работе должно было означать изменение ведущих функций юридической службы, работники которой вместо формальной проверки соответствия законодательству и визирования договоров должны были стать активными участниками процесса формирования договорных связей, заключения предприятием договоров, умелого определения их содержания [9, с.29].
К сожалению, в полной мере такую роль юридическая работа в коммерческих организациях в целом и в субъектах финансового рынка, в частности, до сих пор не обрела. Общее Положение о юридическом отделе 1972 г. продолжает применяться до сих пор, но только в части, не противоречащей ГК РФ, и в большей части своего содержания оно серьезно устарело. По настоящее время правотворческими органами не было принято ни одного рамочного акта по вопросам регламентации правовой работы и юридических служб предприятий и организаций, что можно объяснить изменением принципов управления экономической сферой. В силу этих причин функция регламентации правовой работы в данной сфере принадлежит сегодня высшему руководству хозяйственных обществ, тогда как в области государственного управления деятельность юридических служб
регламентируется новым актом: типовым положением о юридической службе федерального органа исполнительной власти,
утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 марта 2002 г. № 207 [19].
Такая ситуация не могла не повлечь негативных последствий. В компаниях финансового рынка наметилась тенденция, при которой руководящие органы в стремлении к извлечению максимума прибыли и сосредоточенные поэтому лишь на срочных и текущих бизнес-задачах, стали рассматривать правовую работу как «неизбежное зло», рудиментарный придаток бизнеса, тормозящий совершение сделок на активном рынке финансовых инструментов. В результате участились случаи взаимных нарушений прав клиентов и финансовых организаций, неисполнения договорных обязательств, невыполнения требований государственных регуляторов, в том числе - лицензионных, нарушения порядка уплаты налогов, прав работников и т.п. О значении правовой работы руководство таких компаний вспоминает лишь тогда, когда конфликты с контрагентами и государственными органами приобретают форму конкретных материальных потерь.
Что же касается правовой работы, то даже сам этот термин стал использоваться в научной литературе сравнительно недавно. Ряд авторов обосновывает «узкое» понимание правовой работы, видя в ней только деятельность юридической службы [19, с.12]. Представители «широкого» понимания охватывают понятием правовая работа - это деятельность не только юридической службы, но и иных должностных лиц и подразделений предприятия, что представляется нам более обоснованным. Для целей определенности такие дефиниции, как «правовая работа» и «юридическая работа», мы считаем тождественными.
Вместе с тем, даже представители «широкого» понимания правовой работы определяют ее различно. Так, Б.И. Минц рассматривает ее как деятельность, направленную на обеспечение прав и законных интересов предприятия [20]. И.Е. Замойский видит в правовой работе правоорганизующую (правотворческую и правореализующую) деятельность субъектов, направленную на повышение эффективности производства при соблюдении законности [21]. А. Сазонов полагает, что правовая работа - это деятельность по формированию и реализации правовых средств, обеспечивающих решение
экономических и социальных задач [22] В.Н. Паращенко понимает правовую работу как деятельность, связанную с применением правовых средств и осуществляемую юридической службой, а также иными подразделениями и должностными лицами объединения, предприятия [23].
Субъектами правовой работы, полагает А.Б. Годес, являются не только юридическая служба (департамент, отдел) как специализированное подразделение компании, но и другие структурные звенья хозяйственных органов[24]. A.A. Тригер пишет, что: «Правовая работа - понятие более широкое, чем деятельность юридической службы, так как правовой работой занимаются почти все службы, все обязаны соблюдать закон и выполнять его предписания» [25]. При этом Тригер считает, что субъектами правовой работы должны быть почти все службы, но «юридическая служба должна направлять работу и нести за нее ответственность» [5]. Б.И. Пугинский, позицию которого можно в целом поддержать, определяет правовую работу как осуществляемую в организации систему мер по исполнению законодательных предписаний и запретов по применению правовых средств для решения хозяйственных и иных задач, и признает участниками правовой работы руководящие органы и административный персонал предпринимательских организаций, за исключением технических исполнителей [9, с.14,15].
Таким образом, до сих пор окончательно нет ясности в вопросе, должны ли правовую работу выполнять все подразделения организации или только их юридические службы; организует ли юридическая служба определенную деятельность предприятия, отвечая за нее, или лишь наблюдает и контролирует; надо ли оставить юридическую службу в подчинении руководителя предприятия; предоставить ли юристам право самостоятельно, без согласия руководителя предприятия, предъявлять претензии, давать рекомендации и заключения (в пределах своей компетенции), обязательные к исполнению всеми должностными лицами [26], или проводить их в жизнь посредством воли руководителя. На наш взгляд, решение этих и многих других вопросов зависит от понимания содержания правовой работы.
Широкий подход к содержанию правовой работы продемонстрировали Е.В. Вельская и Р.Ф. Каллистратова, которые включили в сферу ее деятельности[32]:
нормотворчество в пределах компетенции, закрепленной в законе (ведомственное, локальное);
- организацию реализации предписаний, связанных с управлением, организационно-оперативной деятельностью, присущих каждому субъекту правовой работы в сфере его непосредственных функций;
- претензионно-исковую работу;
- организацию защиты прав и законных интересов предприятий и организаций в случае ущемления их вышестоящими органами;
внутриведомственный и
внутрихозяйственный контроль за соблюдением норм гражданского. хозяйственного, финансового, трудового,
природоохранительного и других отраслей законодательства в у правде нческо-
хозяйственной практике;
принятие мер к устранению правонарушений;
- общегосударственный контроль за правовой работой в стране, общее и методическое руководство ею;
организация внедрения в хозяйственную практику организации новых правовых предписаний;
внесение на основе практики предложений компетентным органам и должностным лицам об устранении противоречий, пробелов, других недостатков действующего законодательства, снижающих его эффективность или вызывающих явные нежелательные последствия в хозяйственной сфере;
ведение путем соответствующей регистрации систематического учета нормативных актов, затрагивающих
внутриведомственные или локальные интересы, и поддерживающие их в контрольном состоянии.
Такой взгляд на правовую работу в новых экономических условиях представляется слишком многоплановым и неосуществимым, прежде всего в практике коммерческих организаций. В силу своего статуса далеко не все субъекты финансового рынка должны осуществлять общегосударственный и внутриведомственный контроль за
соблюдением норм законодательства. Тем не менее, важно признать, что основные направления правовой работы, которые просматриваются в вышеприведенном перечне: отношения с судебными, контролирующими и иными государственными органами; отношения с хозяйственными контрагентами; отношения внутри организации, между подразделениями и руководством, должны присутствовать в деятельности корпоративных юридических служб организаций финансового рынка.
Новое законодательство привело к появлению ряда неизвестных прежней практике сфер деятельности юридических служб и к изменению содержания правовой работы. Это, прежде всего, организация корпоративных взаимоотношений хозяйственных обществ со своими участниками (акционерами), что подразумевает разработку внутренних документов организаций, а также организацию
со стороны юридических служб контроля за соблюдением требований данных документов и установленного порядка взаимоотношений.
В юридической литературе внутренние документы известны как локальные правовые нормы (акты), под которыми обычно понимают правила, устанавливаемые и действующие в рамках предприятий, учреждений, организаций [28]. Локальные правовые нормы являются внутриорганизационными [29]. Эта особенность в целом характерна только для данной разновидности юридических правил. Эти нормы, как и всякие другие нормы права, применяются неоднократно, адресованы персонально неопределенному кругу субъектов, подкрепляются силой административного принуждения. Действие локальных норм по кругу лиц ограничено, как правило, работниками организации, где они приняты. Обьино они вступают в силу с момента принятия. Территориально сфера их действия не имеет таких четких границ [30].
В действующем законодательстве отсутствует специальное правовое
регулирование локально -нормотворческой работы и типов локальных актов. Вместе с тем, законодательно установлены отдельные понятия. Так, подпункт 8 пункта 2 ст. 33 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» определяет внутренние документы общества как документы, регулирующие внутреннюю деятельность общества [31]. В свою очередь, подпункт 19 пункта 1 ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах» говорит о внутренних документах уже как о документах, регулирующих деятельность органов общества [32]. Наконец, в ст. 5 Трудового кодекса РФ говорится о локальных нормативных актах как о документах, содержащих нормы трудового права [33]. Как видно, правовое единство в вопросе понятия внутреннего (локального) нормативного документа отсутствует. Основываясь на действующих нормах, можно сделать вывод, что под понятия локальные нормативные акты и внутренние документы организации практически тождественны. Понятием внутренние документы законодатель чаще оперирует в корпоративно-правовых отношениях, а понятием локальные нормативные акты - в трудовых отношениях. Это не исключает возможности существования локального нормативного акта организации и по иным, кроме трудовых, отношениям, в том числе - с признаками внутреннего документа хозяйственного общества. В таких условиях определенность в понятии внутреннего (нормативного) документа должна
формироваться самой организацией в процессе внутренней правовой работы. В частности, можно предложить для практического
использования следующее определение: локальный нормативный (правовой) акт - это документ, принятый уполномоченным органом, имеющий юридическую форму и содержащий совокупность правовых норм, регулирующих те или иные вопросы деятельности организации и ее работников, рассчитанный на неоднократное применение, имеющий сферу действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, не противоречащий действующему
законодательству и правовым актам Российской Федерации.
В зависимости от формы правового воздействия, направленной на установление сферы локального регулирования внутренних правоотношений, локальные нормативно-правовые акты подразделяются на акты, содержащие: а) императивные локальные нормы; б) дозволительные локальные нормы; в) рекомендательные локальные нормы.
Под императивными локальными нормами следует понимать нормы, содержащие запрет или предписание. К дозволительным локальным нормам следует относить правовые нормы, предоставляющие субъектам локального нормотворчества возможность регулировать свое поведение. Рекомендательные локальные нормы устанавливают формы желательного поведения субъектов нормотворчества.
Иногда внутриорганизационные
нормативы утверждаются и другими правотворческими органами, не относящимися к субъектам локального правового регулирования (например, такие нормы содержатся в регламентах, инструктивных письмах и разъяснениях ОАО РАО «ЕЭС России»), Основанием обязательности этих норм является: 1) право организации на «автономное» регулирование данных отношений и 2) санкционирование их государством.
Особую категорию вопросов составляют вопросы локально-правового регулирования в так называемых «холдингах», то есть в группах юридических лиц, являющихся аффилированными или
взаимозависимыми на основе норм корпоративного, антимонопольного или банковского законодательства, либо состоящих из основного и дочерних (зависимых) обществ. С учетом отсутствия правовой регламентации деятельности холдингов, в правовом вакууме остается и локально-правовая работа. На практике в большинстве случаев вопросы организации юридической работы и локального нормотворчества в холдинге решает головная (управляющая и т.п.) компания, которая разрабатывает для иных входящих в холдинг организаций проекты локальных нормативных актов. Такие акты не могут являться
юридически обязательными для каяедой конкретной организации, если не будут приняты уполномоченным органом управления такой организации, хотя бы и все организации имели общих собственников. По этой причине правовые акты для «нижестоящих» организаций - членов холдинга, должны либо тиражироваться и утверждаться
уполномоченным органом управления каяедой организации, либо утверждаться иными не столь устойчивыми с правовой точки зрения, методами (различными соглашениями и т.п.).
Трудность состоит и в том, что для некоторых документов, прямо предусмотренных в законодательстве (например, по трудовым отношениям), установлен специальный правовой режим. Такие документы не могут вступить в силу иначе как «традиционными» методами, то есть приказом исполнительного органа или решением коллегиального органа управления. Пути решения этих проблем могут наметиться в случае появления специального законодательства о холдингах, обсуждаемого в течение ряда последних лет.
В ряде случаев нормативные акты «вышестоящих» организаций создают определенный правовой режим, общий для «нижестоящих» предприятий. В частности, в электроэнергетике такой правовой режим создается нормотворческой деятельностью ОАО РАО «ЕЭС России». В локальных же актах «нижестоящих» юридических лиц закрепляются не общие положения, принципы регулирования тех или иных видов общественных отношений, а соответствующие условиям деятельности отдельных предприятий конкретные правовые формы различных видов производственных отношений. Эти правовые формы создаются, главным образом, посредством детализации применительно к видовым особенностям внутриорганизационных отношений в локальных нормах общих правил «вышестоящих» организаций. В тех случаях, когда детализация невозможна из-за отсутствия общих норм права, субъекты локального правотворчества принимают необходимые нормативные решения, исходя из общих принципов права.
Локальные нормативные акты не являются однопорядковыми по их источнику, способу создания и типу регулирования общественных отношений. Так, можно выделить акты по способу создания: едино начальные; совместные; согласительно-договорные; создаваемые работодателем с учетом мнения представительного органа работников; утверждаемые коллегиальными органами управления юридическим лицом; принимаемые представительными органами работников. По принципу законодательного
закрепления можно подразделить локальные акты на обязательные (предусмотренные законом) и необязательные (инициативно принимаемые организацией для своих целей). По полноте охвата регулируемых отношений локальные нормативные акты можно классифицировать на более общие (например, положения) и более частные (например, инструкции, регламенты). Объективно возможна и классификация локальных актов по типам регулируемых отношений: трудовые, корпоративные, финансовые,
производственные, технологические и т.п. По кругу лиц локальные акты можно подразделить на распространяющиеся на организацию в целом, на отдельные структурные подразделения организации, на ее отдельных работников. По содержанию акты могут быть регламентирующими деятельность отдельных подразделений (например, положение о юридическом отделе) и отдельные хозяйственные процессы (например, положение о документообороте).
В советское время многие юристы [34] полагали, что методическое руководство правовой работой - форма государственного управления, его составная часть. В настоящее время методическое руководство состоит в целенаправленном упорядочивающем
воздействии со стороны государства или руководящих звеньев организаций на поведение участников соответствующей деятельности [10, с.38].
В последние годы отмечается серьезное расширение полномочий корпоративных юридических служб и укрепление их роли в управлении компаниями. В новых условиях правовая работа в организациях финансового рынка представляет собой сложную деятельность, осуществляемую подразделением юридической работы (службой, отделом, управлением, департаментом и т.п.), координирующую и организующую все процессы компании, связанные с реализацией правовых норм.
В научно-методическом аспекте можно предложить понимать под юридической (правовой) работой совокупность действий, операций и этапов деятельности, направленных на решение соответствующих вопросов, заданий и задач юридического характера, разработку соответствующих документов, анализ ситуаций и правоотношений, выработку
соответствующих решений и предложений, выдачу заключений и соответствующих результатов, а также выполнение иных функций подобного характера, с целью обеспечения нормальной и эффективной деятельности организации, защиту ее прав и законных интересов, соблюдение действующего
законодательства в ходе ее хозяйственной деятельности.
Следует иметь в виду значительную специфику правовой работы в организациях финансового рынка, что обусловлено, в первую очередь, специальным правовым
регулированием профессиональной
деятельности. Все виды деятельности на финансовых рынках являются в настоящее время лицензируемыми, что возлагает на подразделения правовой работы обязанность по непрерывному контролю соблюдения лицензионных требований и правовому обеспечению периодического предоставления в контрольные органы установленной отчетности. В связи со спецификой совершаемых на финансовом рынке граяеданско-правовых сделок их юридическое сопровождение требует особых знаний и специальной подготовки в областях ценных бумаг, банковской, страховой деятельности и т.п. Для правовой работы в специализированных финансовых институтах характерно еще и наличие большого числа специальных правовых норм, издаваемых органами отраслевого регулирования: Банком России, Федеральной службой по финансовым рынкам, Министерством финансов,
Федеральной службой по финансовому мониторингу. Безусловное исполнение таких норм в деятельности организации составляет одну из главных задач правовой работы.
Наконец, еще одной существенной особенностью деятельности финансовых организаций выступает наличие отдельных функций технико-правовой работы, специально урегулированных правовыми актами. Так, в организациях - профессиональных участниках рынка ценных бумаг право непосредственно осуществлять операции с финансовыми инструментами предоставлено лишь работникам, имеющим квалификационные аттестаты, подтверждающие их
профессиональную подготовку. Эта норма следует из пункта 14) ст. 42 ФЗ «О рынке ценных бумаг» и конкретизирована в ряде нормативных актов ФКЦБ (ФСФР) России. И хотя указанные специалисты не обязаны обладать юридическим образованием, утвержденные федеральным органом программы их аттестации предусматривают необходимость иметь обширные знания в области современного российского
законодательства, а следовательно -предполагают применение этих правовых норм в практической деятельности. В этом аспекте можно говорить о возникновении особого производного направления правовой работы на финансовом рынке, осуществляемой не работниками юридических подразделений, но на основе прямого указания правовых актов.
Еще одним примером такого рода производной технико-правовой работы является функция внутреннего контроля,
предусмотренная в настоящее время в организациях - профессиональных участниках рынка ценных бумаг, в управляющих компаниях инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также в кредитных организациях.
Для профессиональных участников рынка ценных бумаг наличие функции внутреннего контроля вытекает из п. 1 ст. 10.1. ФЗ «О рынке ценных бумаг» и установлено Положением ФСФР России «О внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг» от 21.03.2006 г. [35] Основными объектами внутреннего контроля являются: соблюдение законодательства и правовых актов в сфере финансовых рынков, прав инвесторов и клиентов организации, исполнение ее внутренних документов, достоверность отчетности и рекламной информации, обеспечение порядка раскрытия информации, соблюдение лицензионных требований, исполнение предписаний регулирующего федерального органа, рассмотрение жалоб и претензий клиентов, контроль и управление рисками.
В организациях - управляющих компаниях инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов внутренний контроль организован по аналогичному признаку и осуществляется на основании указания п. 4 ст. 61 ФЗ «Об инвестиционных фондах» в порядке, установленном Положением ФКЦБ России «О регулировании деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов» от 18.02.2004 г. [36]. Указанный правовой акт в настоящее время серьезно устарел, в связи с чем регулирующими органами ведется работа по унификации требований к внутреннему контролю в организациях - профессиональных участниках рынка ценных бумаг и управляющих компаниях.
Одной из главных проблем систем внутреннего контроля на рынке финансовых инструментов остается неопределенность правового статуса служб и работников, выполняющих эту функцию. Внутренний контроль является одним из примеров прямой рецепции норм иностранного права, недостаточно гармонично вписавшимся в национальное законодательство о финансовых рынках при его формировании на основе американской модели в начале 1990-х гг. В настоящее время специалисты служб внутреннего контроля, с одной стороны, являются работниками финансовых
организаций и подчинены их органам управления, но с другой стороны - несут обязанности правоохранительного характера по контролю деятельности самих этих организаций и их органов. Это объективно ведет к возникновению противоречий и конфликтов и требует переосмысления функции внутреннего контроля на законодательном уровне.
Функция внутреннего контроля в кредитных организациях имеет сходный характер, но обладает и рядом отличий от организаций рынка ценных бумаг. Эта функция прямо установлена ст. 24 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и регламентирована Положением ЦБ РФ «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» [37]. Основными целями внутреннего контроля кредитной организации являются обеспечение эффективности банковской деятельности, контроль ее рисков, полнота и правильность банковской отчетности, информационная безопасность банковской организации и соблюдение ею нормативных правовых актов при осуществлении банковской деятельности.
Наконец, еще одной производной функцией технико-правовой работы является обязательный (специальный) внутренний контроль сделок и операций с денежными средствами или иным имуществом, вошедший в правовую систему со вступлением в силу ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» [38]. На основе указанного закона под контролем Федеральной службы по финансовому мониторингу России и при методическом участии федеральных органов - регуляторов финансового рынка специализированные финансовые организации реализуют функцию специального контроля совершаемых операций в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Порядок осуществления такой функции также подробно регламентирован в правовых актах Банка России, ФСФР России, ФСФМ России, а к специалистам, осуществляющим данную функцию, предъявляются специальные квалификационные требования. Степень охвата этой функцией разных видов хозяйственной деятельности шире и включает не только организации финансового рынка, но и лизинговые, риэлтерские, страховые компании, ломбарды, финансовых агентов, почтовую связь и др.
На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что правовая (юридическая) работа в организациях финансового рынка может быть подразделена на: 1) собственно правовую работу,
охватывающую все направления хозяйственной деятельности и подразделяемую по таким направлениям; 2) производные функции технико-правовой работы: внутренний контроль (в зависимости от типа организации), специальный (обязательный) внутренний контроль. Для всех направлений такой работы характерно специальное правовое
регулирование и наличие специальных квалификационных требований к работникам.
Собственно правовая работа в организациях финансового рынка может быть организована на различных принципах в зависимости от организационно-правовой формы, структуры собственности, видов осуществляемой деятельности и типов лицензий, масштабов деятельности
организации, количества работников и т.п. Однако в качестве общеобязательных, необходимых для рационального
осуществления правовой работы, можно выделить следующие направления.
1. Организационно-правовая работа, включающая в себя: разработку и внедрение общих начал, единых принципов и методик осуществления юридической работы в организации, общий мониторинг и методико-методологическое руководство ею; правовое сопровождение управленческих функций и процессов, содействие органам управления организации в осуществлении их задач и функций, постоянный и непрерывный контроль соблюдения действующего законодательства и правовых, в том числе локальных, актов выявление нарушений и принятие мер по их устранению; разработку учредительных и иных организационно-правовых документов организации и ее обособленных подразделений, их государственная регистрация, юридическое оформление и согласование решений, приказов, и иных административных и распорядительных актов органов управления, - разработку и согласование внутренних документов организации.
2. Административно-правовая работа, включающая: правовое сопровождение получения необходимых лицензий, согласований, актов регистрации, иных административных действий в уполномоченных государственных и муниципальных органах в установленных законодательно случаях, действия по регистрации и иному административному закреплению прав на недвижимое и иное имущество организации, представление правовых интересов организации в саморегулируемых, профессиональных, общественных и иных организациях, разработка и направление заявлений, жалоб, ходатайств и других подобных документов в правоохранительные и иные государственные и
муниципальные органы в соответствии с их компетенцией, представительство от имени организации в уполномоченных
государственных и муниципальных органах: налоговых, правоохранительных,
антимонопольных, трудовых, юстиции, по финансовым рынкам и других.
3. Судебно-правовая работа, предусматривающая: правовой анализ конфликтных ситуаций с контрагентами, работниками и иными лицами, находящимися в правоотношениях с организацией, принятие возможных правовых мер по досудебному разрешению конфликта, разработку и направление претензий, контроль их удовлетворения, участие в переговорах и иных согласительных процедурах, подготовку и направление в судебные органы исковых и других заявлений, жалоб, ходатайств и иных судебных документов, надлежащая подготовка к судебным заседаниям и иным судебным действиям и участие в них от имени организации, судебное представительство, правовое сопровождение исполнения судебных актов.
4. Хозяйственно-правовая работа, включающая: анализ документов и материалов, необходимых для совершения сделки с контрагентом, разработку наиболее рациональной и оптимальной схемы договорных отношений с контрагентом, разработку форм и проектов соответствующих стандартных, типовых и разовых договоров и других документов договорного характера, анализ и корректировку проектов договоров, предложенных контрагентами, составление протоколов разногласий к ним, согласование с контрагентами юридических условий договоров и сделок, подготовки согласованных сторонами документов договорного характера.
5. Трудоправовая работа, состоящая в: правовом обеспечении трудовых отношений и кадровой политики в организации, разработке, согласовании, корректировке, визировании индивидуальных и коллективных, трудовых договоров и соглашений, разработке форм и согласовании содержания административно-распорядительных и прочих документов по оформлению правовых отношений с работниками, разработке и согласовании локальных правовых актов организации в области социально-трудовых вопросов и отношений, проведении согласительных и мировых процедур, досудебном и судебном урегулировании споров трудовым правоотношениям.
6. Прочая правовая работа, к которой можно отнести: постоянный мониторинг действующего законодательства, нормативных правовых актов Российской Федерации,
судебной и иной правоприменительной практики, составление их обзоров, ознакомление с ними уполномоченных руководителей и специалистов организации, повышение правовой грамотности работников, правовое сопровождение внешнеэкономической деятельности организации, обеспечение юридической безопасности деятельности организации, режима коммерческой тайны и иных специальных режимов, надлежащее документальное обеспечение юридической работы, включая единообразное
документирование ее этапов, а также согласование, визирование, копирование, архивирование, хранение соответствующих документов, выполнение других необходимых функций, решение вопросов и задач правового характера, стоящих перед организацией.
Юридическая работа в финансовой организации должна осуществляться
отдельным структурным подразделением, реализующим свой статус
внутриорганизационной правосубъектности через соответствующие функции, права и обязанности. Персонально цели и задачи правовой работы реализуются штатным составом такого подразделения, которое создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с внутренней оргструктурой организации на основании распорядительных актов ее органов управления. Штатный состав подразделения юридической работы состоит из работников организации, как правило, руководителя подразделения, юрисконсультов, старших, главных юрисконсультов, технических специалистов и др., принимаемых на должности в соответствии со штатным расписанием. Штатная численность подразделения юридической работы определяется по решению органов управления на основании
представления руководителя с учетом объемов работы, нормативов и иных объективных данных.
Работники подразделения юридической работы непосредственно административно подчиняются руководителю подразделения, который, в свою очередь, непосредственно административно подчинен исполнительному органу организации. На должности работников подразделения принимаются, как правило, лица, имеющие высшее юридическое образование, соответствующее требованиям
государственного стандарта высшего
профессионального образования по
специальности «юриспруденция». Конкретные должностные (функциональные) обязанности работников подразделения юридической работы устанавливаются в их должностных инструкциях. Нормы о порядке деятельности подразделения и его работников могут
закрепляться и в других локальных правовых актах.
Подразделение юридической работы выполняет следующие основные функции: 1) реализует в ходе хозяйственной деятельности организации все необходимые направления юридической работы в соответствии со своей компетенцией, 2) рассматривает и решает поступившие от органов управления и подразделений организации вопросы, задания, документы и др., 3) выдает уполномоченным подразделениям и работникам организации письменные или устные ответы, заключения, проекты документов и готовые документы, выполняет юридически значимые действия и исполняет иные необходимые функции для решения поставленных вопросов и задач, 4) участвует в переговорах и контактах с другими организациями и лицами, государственными и муниципальными органами в целях решения поставленных задач, 5) в установленном законом порядке представительствует от имени организации в судебных и иных уполномоченных органах в целях зашиты прав и законных интересов организации, 6) документирует произведенные этапы и результаты юридической работы, 7) осуществляет общий непрерывный
юридический контроль соответствия хозяйственной деятельности организации действующему законодательству и законным интересам организации, 8) выполняет иные действия и функции, необходимые для достижения целей юридической работы.
Подразделение юридической работы обладает правами:
- письменно и устно запрашивать от других подразделений и работников организации необходимые информацию и документы;
- выдавать другим подразделениям и работникам организации за подписью руководителя подразделения обязательные для них письменные предписания об устранении нарушений законодательства и иных, в том числе локальных правовых актов;
- направлять другим подразделениям и работникам организации за подписью руководителя подразделения письменные служебные сообщения, требующие обязательного получения ответа, решения вопроса и/или принятия иных адекватных действий;
в требующих того случаях приостанавливать по письменному
распоряжению руководителя подразделения осуществление действий, явно противоречащих действующим законодательству и правовым актам, информируя об этом органы управления
и давая предложения о правовом разрешении вопроса;
при необходимости привлекать работников других структурных подразделений организации по согласованию с органами управления к работе по решению поставленных задач;
вносить должностным лицам организации предложения об оптимизации хозяйственной деятельности и предотвращению нарушений законодательства и правовых актов, участвовать в выработке управленческих решений по вопросам правовой работы в организации;
давать органам управления, руководителям подразделений и иным
должностным лицам организации разъяснения по вопросам применения законодательных и иных актов в хозяйственной деятельности, имеющие окончательный характер в правовом аспекте;
- выполнять иные действия и функции, способствующие достижению целей юридической работы и выполнению своих обязанностей.
Подразделение юридической работы несет обязанности:
- должным образом выполнять все возложенные функции, исследуя и разрешая возникшие вопросы с максимальной степенью внимательности, осмотрительности и профессионализма, добросовестно относиться к решению поставленных задач, используя творческий и рационализаторский подход, наиболее передовые достижения правовой науки и практики, баланс стандартных и нестандартных методов работы;
- при обнаружении в деятельности организации признаков нарушений действующих законодательства или правовых актов - незамедлительно принять все возможные меры к их устранению;
- отказаться от визирования или иного юридического закрепления документов, не соответствующих законодательству, иным правовым актам или интересам организации, письменно сообщив об этом органу управления организации с предложением о правовом разрешении вопроса;
- всемерно отстаивать законные права и интересы организации и достойно представлять ее перед хозяйственными контрагентами, государственными и муниципальными органами и организациями, другими лицами;
соблюдать установленный в организации режим коммерческой тайны, правила трудового распорядка и иные локальные нормы и правила;
- постоянно повышать квалификацию, поддерживать необходимый профессиональный уровень работников подразделения;
- всемерно способствовать достижению поставленных целей хозяйственной деятельности организации, оказывать необходимое содействие другим структурным подразделениям в рамках своих должностных обязанностей, обеспечивать достижение задач юридической работы в целом.
Как бы ни была построена правовая работа в организации финансового рынка, от степени ее рациональности, методической обоснованности и правильности осуществления зависят результаты деятельности, соответствие ее лицензионным и иным требованиям регуляторов, права и интересы клиентов и инвесторов. Юридическая работа должна осуществляться единым структурным подразделением юридической работы, действующим в непосредственном
взаимодействии с высшими органами управления и смежными подразделениями. Руководство правовой работой должно осуществляться централизованно в целях обеспечения необходимой персональной ответственности руководителя подразделения за результаты работы. В целях реализации целей и задач правовой работы осуществляющее ее подразделение должно находиться в непосредственном подчинении
исполнительного органа организации, а руководитель - входить в состав коллегиального исполнительного или наблюдательного (совета директоров) органа в случае наличия таковых. Необходимо надлежащее обеспечение специалистов юридической работы необходимыми передовыми материально -техническими
средствами, возможностью непрерывного повышения своей квалификации. Недопустимо рассматривать правовую работу как придаток основного бизнеса или вынужденную необходимость, технико-обслуживающую функцию, не играющую существенной роли в хозяйственной деятельности.
Анализ публикаций и имеющейся практики развития финансового рынка показывает, что основные проблемные блоки, свойственные правовому обеспечению корпоративно-правовой работы, можно условно подразделить на пять групп, связанных: 1) с реорганизацией юридических лиц и созданием холдинговых структур (особенно вопросы распределения имущества, прав и обязательств); 2) с формированием договорных отношений; 3) с организацией и проведением претензионно-исковой работы; 4) с реализацией и соблюдением норм трудового законодательства;
5) с внутренним регулированием профессиональной деятельности на финансовом рынке.
1. Проблемы, связанные с реорганизацией юридических лиц (первый блок), представляют собой наиболее болезненный и мало проработанный в правовой науке аспект. В рамках корпоративного права остро ощущается дефицит соответствующих аналитических исследований. Вместе с тем, современный уровень развития отечественного законодательства о юридических лицах отмечен не только высокой степенью детализации и дифференциации правовых норм, но и критическим осмыслением со стороны теоретиков и практиков действующих правовых конструкций. В частности, в российской правовой литературе существуют исследования, посвященные объединениям коммерческих организаций, таким, как вертикально-интегрированные компании и финансово-промышленные группы, исследуется правовая природа акционерных обществ, что свидетельствует о стремительном развитии правовой мысли в данной сфере [39].
В ст. 20 Федерального Закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» [40], утратившего силу к настоящему моменту, было дано следующее определение финансово-промышленной группы: «...совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы, в целях технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышения эффективности производства, создания новых рабочих мест».
С понятием финансово-промышленной группы как объединения юридических лиц не столько по юридическому, сколько по экономическому признаку, коррелируют также понятия аффилированных лиц, группы лиц и банковского холдинга. Согласно ст. 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [41]: «аффилированные лица физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность». Понятие аффилированного лица дает новый ФЗ «О защите конкуренции» [42] через установление 14 конституирующих
признаков, свидетельствующих о наличии группы лиц. Легальное определение банковского холдинга (единственное на сегодня, где задействована лексическая единица «холдинг»), находим в ФЗ «О банках и банковской деятельности»: «Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций)».
Вместе с тем, общее гражданско-правовое понятие «холдинг» или «холдинговая компания» в российском законодательстве и, в частности, в ГК РФ, не раскрываются. Проект Федерального закона № 99049555-2 «О холдингах», внесенный в 1999 г. в Государственную Думу, так и не смог пройти все необходимые согласования, и в 2002 г. он был окончательно снят с рассмотрения.
Полагаем, что холдинговую компанию (холдинг) следует рассматривать как систему коммерческих организаций, включающую в себя «головную», «управляющую компанию», владеющую контрольными пакетами акций и/или долей участия дочерних компаний, и сами дочерние компании. Понятие управляющей компании в том смысле, в каком оно используется в ГК РФ и специальном законодательстве, следует отличать от термина «управляющая компания», используемого применительно к группе коммерческих организаций (холдингам, концернам и проч.). В последнем случае под управляющей компанией, как правило, понимают головную или материнскую компанию, на основании указаний которой осуществляется управление дочерними обществами.
Дочерним признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом (п. 1 ст. 105 ГК РФ; п. 2 ст. 6 ФЗ «Об акционерных обществах»).
Реорганизация юридического лица представляет собой его прекращение с переходом прав и обязанностей. Ст. 57 и 58 ГК РФ установлено 5 видов реорганизации: слияние (два и более юридических лиц превращаются в одно), присоединение (одно или несколько лиц присоединяются к другому),
разделение (юридическое лицо делится на два или более юридических лиц), выделение (из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, а прежнее сохраняет свое существование), преобразование (юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида).
Один из современных юридических словарей характеризует реорганизацию юридического лица как прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц [43]. В этом же контексте комментируют реорганизацию исследователи. Так, C.B. Мартышкин видит в реорганизации особый процесс, в ходе которого происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающееся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (право предшественника) в порядке правопреемства другому юридическому лицу (правопреемнику) [44]. Можно поддержать авторов, характеризующих реорганизацию как юридический факт, имеющий сложный состав, складывающийся из императивно
установленных законом и учредительными документами действий участников общества, его органов управления и самого общества.
Однако многие вопросы реорганизации имеют дискуссионный характер и потому неоднократно обсуждались в литературе [45].
Процессы реорганизации,
происходящие в отрасли, главным образом касаются разделения и выделения юридических лиц. Имеющаяся судебная практика свидетельствует, что часто подобные формы реорганизации использовались в отечественном бизнесе для вывода наиболее ликвидных активов от возможного обращения взыскания на них по обязательствам реорганизованного юридического лица (при выделении) или для непропорционального деления активов и пассивов, для достижения тех же целей (при выделении и разделении). В литературе справедливо отмечается, что процесс реорганизации таит в себе значительные опасности для кредиторов - контрагентов реорганизуемых юридических лиц. Они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после его разделения или выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам [46].
В силу указанных причин вопросы правового обеспечения реорганизации требуют более четкой законодательной регламентации. В свою очередь, задача самих холдинговых структур состоит в более детальном контроле входящих в холдинг компаний по процедурам
реорганизации в форме выделения, особенно в части вопросов, связанных с правами и обязанностями кредиторов и акционеров, моментом и порядком перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства.
С точки зрения исследователей, правопреемство в случае выделения осуществляется между юридическим лицом, существовавшим до реорганизации, и всеми юридическими лицами, созданными в результате ее проведения, включая саму реорганизованную в форме выделения организацию. При этом все права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к правопреемникам в пропорции, определенной при реорганизации [47].
Актом, оформляющим правопреемство при реорганизации, является передаточный акт или разделительный баланс, в зависимости от формы реорганизации [48]. При этом существует значительный разрыв во времени между принятием решения о реорганизации и утверждением акта, оформляющего
правопреемство, что не позволят кредиторам реорганизуемого юридического лица принять адекватное решение об использовании права, предусмотренного п. 6 ст. 15 ФЗ «Об акционерных обществах». С учетом этого А. Коровайко предлагает законодательно разделить во времени момент принятия решения о реорганизации и момент утверждения акта правопреемства путем введения процедуры раздельного управления имуществом участвующих в реорганизации лиц для проведения инвентаризации имущества и расчетов с кредиторами (участниками общества) [49].
2. Раскрывая содержание второго проблемного блока, тесно связанного с первым и касающегося договорной работы, следует отметить, что здесь существуют определенные традиции правового регулирования. Общие правила о договоре купли-продажи содержатся в § 1 гл. 30 ГК РФ (ст. ст. 454-491). В обязательствах из договора купли-продажи выступают не любые объекты гражданских прав, а лишь объекты, являющиеся вещами (п. 1 ст. 455 ГК РФ).
3. Третий проблемный блок связан с правовым обеспечением претензионно-исковой работы организации. Само название этой деятельности предусматривает два этапа: 1) предложение (претензия) кредитора должнику добровольно уплатить долг, передать имущество, устранить недостатки работы, услуги и т.п.; 2) заявление иска в суд о причитающихся с должника суммах или применение иных средств защиты нарушенного права. Здесь особенно важно наладить процесс взаимодействия подразделений организации,
передачи информации и материалов о существующих нарушениях, контроль выполнения договоров, сроков, качестве услуг и т.п.; а также отлаживание алгоритма претензионно-исковой работы, обобщения судебной практики в ходе юридической работы и информирования заинтересованных должностных лиц и подразделений. Эти вопросы требуют соответствующей проработки.
4. Управление персоналом в компаниях (четвертый проблемный блок) - не менее значимый аспект управления, требующий специального методического обеспечения в силу обширности данной категории норм и их значимости для эффективной работы предприятий и организаций. В группу локальных актов, регулирующих сферу трудовых отношений, входят:
а) уставы (положения) организации, определяющие порядок избрания (выборов) на должность, по конкурсу на замещение должностей и назначения на должность или утверждения в ней (ст. 16-19 ТК РФ), регулирующие вопросы возникновения трудовых правоотношений;
б) коллективный договор и положение о порядке разработки и заключения коллективного договора применяются для регулирования отношений социального партнерства. Коллективный договор имеет широкую сферу применения, за исключением материальной ответственности, надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства;
в) штатное расписание (ст. 57 ТК РФ), правила внутреннего трудового распорядка и локальные нормативные акты, имеющие отношение к трудовой функции работника (ст. 68 ТК РФ), локальные нормативные акты, посвященные персональным данным работника (ст. 86-88 ТК РФ), характерные для института трудового договора;
г) правила внутреннего трудового распорядка (ст. 91, 94 и др. ТК РФ), перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ), графики сменности, скользящие графики (ст. 100, 102 ТК РФ), локальные акты о разделении рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ), характерные для института рабочего времени;
д) правила внутреннего трудового распорядка, графики отпусков (ст. 123 ТК РФ) и локальные акты о порядке и условиях предоставления дополнительных отпусков, а также о случаях продления (переноса) ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 116 и 124 ТК РФ), характерные для института времени отдыха;
е) локальные нормативные акты об индексации заработной платы (ст. 134 ТК РФ),
об оплате и стимулировании труда (ст. 135, 144 ТК РФ), локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ), участвующие в формировании института оплаты труда;
ж) правила внутреннего трудового распорядка, регулирующие отношения, связанные с дисциплиной труда;
з) локальные нормативные акты о формах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников характерные для соответствующего института трудового права;
и) положение об аттестации рабочих мест (ст. 212 ТК РФ), о комитетах (комиссиях) по охране труда (ст. 218 ТК РФ), инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ), характерные для института охраны труда;
к) положение о комиссии по трудовым спорам (ст. 384 ТК РФ) применяется для регулирования отношений по рассмотрению трудовых споров.
Большое разнообразие локальных нормативных актов, регулирующих сферу трудовых отношений, не отличается, как правило, высоким качеством. Это связано, в первую очередь, с тем воздействием, которое оказывает на данную сферу руководство предприятий или собственники организаций.
5. Пятый проблемный блок, связанный с внутренним регулированием деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, брокерская, дилерская, депозитарная, клиринговая деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, по ведению реестра ценных бумаг, по организации торговли на рынке ценных бумаг, а также деятельность саморегулируемых организаций регулируется большим числом ведомственных и локальных нормативных актов. К числу наиболее значимых ведомственных актов, в частности, относятся: Постановление ФКЦБ России N33, Минфина РФ N 109н от 11.12.2001 «Об утверждении Положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг»; Постановлениями ФКЦБ России N32, Минфина РФ М08н от 11.12.2001 «Об утверждении порядка ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами»; от 13.08.2003 М)3-34/пс «О положении о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг» и др.
Тем не менее, в практической деятельности профессиональных участников
рынка возникает множество вопросов, связанных как с оформлением информации о клиентах, аффилированных лицах, сделках, так и документов внутреннего учета, бухгалтерского учета и отчетности данных организаций. Все это порождает злоупотребления на рынке, например, манипулирование ценами, распространение ложной информации, совершение
подозрительных (недобросовестных) сделок и Т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень корпоративного и локального нормотворчества на финансовом рынке находится в настоящее время в не вполне удовлетворительном состоянии. Несмотря на многочисленность корпоративных и локальных актов, качество нормотворчества, зачастую, не соответствует потребностям рынка, создает условия для злоупотреблений в финансовых организациях.
Большой вклад в урегулирование этих проблем вносит законотворческая и методическая деятельность Национальной ассоциации участников фондового рынка, миссия которой состоит в совершенствовании правового регулирования российского рынка ценных бумаг, обеспечении условий профессиональной деятельности участников фондового рынка России, установлении правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, защите интересов инвесторов.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что вопросы корпоративного и локального нормотворчества на финансовом рынке имеют существенные особенности и повышенное значение. Однако в ряде случаев ему свойственны фрагментарность, низкое качество, что в значительной мере обусловлено состоянием правовой работы в организациях.
Если обобщить проблемный комплекс претензий, предъявляемых к действующему законодательству в данной сфере, то он сводится к следующему:
1) неразработанность отраслевых норм, регулирующих отношения в рамках корпоративных структур, в том числе реструктуризацию хозяйственных обществ;
2) отсутствие в действующих нормах ГК РФ императивных норм в отношении договора купли-продажи ценных бумаг, что способствует разнотолкованию положений закона многочисленными подзаконными актами; отсутствие в ГК РФ жестких норм об ответственности сторон за нарушение договорной дисциплины и др.;
3) отсутствие методических разработок, касающихся организации и содержания правовой работы, учитывающих специфику
финансовых компаний и саморегулируемых организаций;
4) недостаточная разработанность вопросов, связанных с управлением персоналом в финансовых организациях, координации между их подразделениями и подразделениями холдинга;
5) бессистемность многочисленных корпоративных и локальных нормативных актов.
Исходя из анализа состояния корпоративного и локального нормотворчества на финансовом рынке, можно сформулировать основные требования, которые должны предъявляться законодателем и надзорными инстанциями к корпоративным и локальным нормативным актам в системе рассматриваемой области правового регулирования.
Указанные акты должны:
основываться на федеральном законодательстве и иных правовых актах и не могут им противоречить;
обеспечивать исполнение
федерального законодательства и иных правовых актов;
- приниматься в рамках диспозитивного дозволения и не противоречить законодательному императивному запрету;
приниматься компетентными органами управления организации в установленном порядке и не согласовываться с какими-либо сторонними организациями, в том числе органами государственного управления, если для определенных организационно-правовых форм в части правового регулирования соответствующих отношений не предусмотрено иное;
- распространяться на всех субъектов, участвующих во внутренних отношениях организации: органы управления, акционеры (участники), работники, администрация, структурные подразделения;
- в ряде случаев (в основном это касается социально-трудовой сферы и вопросов социального партнерства) приниматься с учетом мнения или по согласованию с представительными органами работников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 ФЗ (ред. от 03.03.2008)// Собр. законодательства РФ, 05.02.1996, N 6, ст. 492.
2. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-Ф3 (ред. от 06.12.2007)// Собр. законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1918.
3. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999 N 46-ФЗ (ред. от
06.12.2007)//Собр. законодательства РФ, 08.03.1999, N10, ст. 1163.
4. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-Ф3 (ред. от
29.04.2008)//Собр. законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
5. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 06.12.2007)// Собр. законодательства РФ, 03.12.2001, N 49, ст. 4562.
6. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 06.12.2007)//Собр. законодательства РФ, N 19, 11.05.1998, ст. 2071.
7. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Фсдсрации»от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 29.11.2007)// Ведомости СНД и ВС РФ, 14.01.1993, N2, ст. 56.
8. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права/Г.Ф. Шершеневич. М., 1994. С. 88-92.
9. Чашин А.Н. Юридическая служба в Российской Федерации/ А.Н. Чащин. М., ЗАО «ИКЦ «ДИС», 2005. С.6.
10. Пугинский Б.И., Неверов О.Г. Правовая работа: учебник, /под ред. Б.И. Пугинского. М.: Зерцало-М, 2004. С.23.
11. СУ РСФСР. 1927. № 36. Ст. 238.
12. Бюллетень финансового и хозяйственного законодательства. 1925. № 6. С.18.
13. СП СССР. 1971. № 1. Ст.1.
14. СП СССР. 1972. № 13. Ст.70.
15. Постановление Совета Министров СССР от 21 марта 1972 г. № 194. // СП СССР. 1972. № 6. Ст.32.
16. Основные акты о правовой работе в народном хозяйстве. М., 1983. С. 19.
17. Картын Л.А. Юридическая служба/ Л.Н. Картын. Л., Лениздат. 1988. С. 119-120.
18. Малько А. В. Эффективность правового регулирования/ A.B. Малько //Правоведение. 1990. №6. С. 61-67.
19. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 14. Ст. 1307.
20. Минц Б.И. Организация правовой работы на предприятии: учебное пос./Б.И. Минц. Свердловск, 1983. С.З.
21. Замойский И.Е. Эффективность хозяйственно-правовой работы/ И.Е. Замойский. Донецк, 1980. С.39.
22. Сазонов А. Проблемы организации правовой работы на предприятии/ А.САЗОНОВ //Бизнес, менеджмент, право. 2002. - № 1. С.30.
23. Паращенко В. Н. Правовая работа юридической службы производственного объединения, предприятия/В .Н. Паращенко // Автореф. дис... к.ю.н. М., 1980., С. 5.
24. Годес А.Б. Правовая работа в народном хозяйстве и роль юридической службы в деятельности социалистических государственных промышленных предприятий. С. 20-21
25. Актуальные вопросы правовой службы в народном хозяйстве. С. 50.
26. Каким быть Общему положению о юридическом отделе: обзор писем читателей. //Хозяйство и право. - 1986. №5. С. 52, 53, 56.
27. Вельская Е.В., Каллистратоеа Р.Ф. К вопросу о понятии «правовая работа»/ Е.В Вельская., Р.Ф. Каллистратова//Правовая работа в условиях перестройки. М., 1989. С. 102.
28. Иделиоеич Л.Л. Локальные нормы советского трудового права и внедрение научной организации труда на промышленном предприятии/ Л.Л. Иделиович // Автореф. дис... к.э.н. Харьков, 1973. С. 6; Самигуллин В. К. Локальные нормы в советском праве/ В. К. Самигуллин // Автореф. дис.. .к.э.н. Свердловск, 1975. С. 5, и др.
29. Меренкова Л. К. Роль юридической службы в обеспечении законности правовых норм, разрабатываемых предприятием/ Л. К. Меренкова // Проблемы совершенствования Гражданского процессуального кодекса РСФСР: Науч. тр Свердловск, юрид. ин-т. Вып. 40. Свердловск, 1975. С. 160.
30. Архипов С. И. Понятие и юридическая природа локальных норм права/ С. И. Архипов //Правоведение. -1987. № 1. С. 29 - 34.
31. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.04.2008)// Собр. законодательства РФ. 16.02.1998. N 7. Ст. 785.
32. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.04.2008)//Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. N1. Ст. 1.
33. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.02.2008)//Собр. законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
34. Рогаль И.М. Вопросы методического руководства правовой работой в народном хозяйстве/ И.М. Рогаль //Вестник МГУ. Сер. «Право». 1970. № 3; Хангельдыев Б.Б. О понятии методического руководства правовой работой в народном хозяйстве/ Б.Б. Хангельдыев //Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды ВНИИСЗ. М., 1975. Т.2.
35. Приказ ФСФР России от 21.03.2006 N 06-29/пз-н «Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг.//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 21
36. Постановление ФКЦБ России от 18.02.2004 N 04-5/пс//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 19.
37. Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (утв. ЦБ РФ 16.12.2003 N 242-П) (ред. от 30.11.2004)//Вестник Банка России.. 2004.N 7.
38. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 28.11.2007)// Собр. законодательства РФ. 13.08.2001. N 33 (часть I). Ст. 3418.
39. Торкановский Е. Финансово-промышленные группы: перспективы и проблемы/ Е. Торкановский //Хозяйство и право. 1996. № 4,5. С.36-45; ФедчукВ. Холдинг: эволюция, сущность, понятие/ В. Федчук // Хозяйство и право. 1996. № 11,12. С. 12-18; Кондратьев И. О некоторых практических особенностях применения Федерального закона «Об акционерных обществах»/ Н. Кондратьев // Хозяйство и право. 1998. №9. С.94-99, №10 С.88-93; Степанов Д. Коррективы вносит практика (Федеральный закон «Об акционерных обществах» нуждается в основательном обновлении)/ Д. Степанов // Журнал для акционеров. 1999. №10. С. 11-16 и др.
40. ФЗ «О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995 N 190-Ф3//Собрание законодательства РФ. 04.12.1995. N 49. Ст. 4697.
41. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006)// Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.04.1991, N 16, ст. 499.
42. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-Ф3 (ред. от 29.04.2008)// Собр. законодательства РФ. 31.07.2006. N31 (1 ч.). Ст. 3434.
43. Додонов В.И. Словарь гражданского права / В.Н. Додонов, Е.В. Каминская, О.Г. Румянцев/ под общей ред. В.В. Залесского. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 222.
44. Мартышкин C.B. Понятие и признаки реорганизации юридического лица/ C.B. Мартышкин.// Автореф. дисс... к. ю. н. 2000. С. 6.
45. Бакулина Е. В. Совершенствование правового регулирования реорганизации хозяйственных обществ/ Е. В. Бакулина // Автореф. дис... к., ю.н. М., 2004. 26 е.; Коровайко А. В. Реорганизация хозяйственных обществ/ А. В. Коровайко//Автореф. дис... к. ю. н. М., 2000. 24 е.; Рациборинская К. Н. «Слияние», «поглощение» и «разделение
компаний» в свете российского права и права ЕС : Соотношение понятий/ К. Н. Рациборинская// Юрист. 2003. № 9. С. 27 - 31 и ДР-
46. Гражданское право: учебник. В 2 т. Т. 1: / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 1998. С. 201.
47. Степанов Д. И. Правопреемство при реорганизации в форме выделения/ Д.И. Степанов // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. 2002. N 8. С. 94 -101.
48. О составе передаточного акта и разделительного баланса см.: Приказ Министерства финансов РФ от 20.05.2003 N 44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций» // Российская газета. 2003. 2 июля.
49. Коровайко А. Договоры о слиянии и присоединении хозяйственных обществ/ А. Коровайко // Хозяйство и право. 2001. N 2. С. 58.
THE QUESTIONS OF ORGANIZATION OF CORPORATE-LEGAL WORK IN FINANCIAL MARKETS.
RV.Chikulaev
The basic questions of legal work and local-regulatory work in financial corporations are considering in this article. On the substance of law regulations the meaning of definition "financial market enterprise" proposed and the characteristics of legal work in such firms discovered. A genesis of normative regulation of legal work in Russian enterprises is researching. The author offers a definition of law work (legal work) and the basic principles of its organization. A higher role of legal work and the necessity of its improvement in modern conditions proved. The basic problems of local standard creation are considering.