Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 258-260. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):258-260.
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья
УДК 37.018 NIION: 2007-0062-2/22-129
doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-258-260 MOSURED: 77/27-004-2022-02-329
Организация дистанционного обучения в высшем учебном заведении
Владимир Петрович Шумилин1, Надежда Геннадьевна Шумилина2
1 Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел, Россия, [email protected]
2 Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орел, Россия, [email protected]
Аннотация. В данной статье изложена информация о специфике применения новых способов организации дистанционного обучения, разработке методов взаимодействия преподавателей и обучающихся, а также актуальных системах дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, методы организации, эффективные формы обучения, Moodle Для цитирования: Шумилин В.П., Шумилина Н.Г. Организация дистанционного обучения в высшем учебном заведении // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 258-260. doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-258-260.
METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION
Original article
Organization of distance learning in a higher educational institution
Vladimir P. Shumilin1, Nadezhda G. Shumilina2
1 Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, Orel, Russia, [email protected]
2 Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russia, [email protected]
Abstract. This article provides information on the specifics of the application of new ways of organizing distance learning, the development of methods for interaction between teachers and students, as well as current distance learning systems.
Keywords: distance learning, organization methods, effective forms of learning, Moodle
For citation: Shumilin V.P., Shumilina N.G. Organization of distance learning in a higher educational institution // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):258 — 260. (In Russ.). doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-258-260.
Методы организации дистанционного обучения известны социальным институтам образования уже относительно давно, однако свой основной виток развития технологии данного направления совершили совсем недавно. Работы по совершенствованию форм и методов дистанционного обучения проводились в замедленном режиме и практиковались не так повседневно, как на сегодняшний день, ведь в условиях распространения новой коронавирус-ной инфекции общество было вынуждено приспосабливаться и обеспечивать дальнейшую работу всех социальных институтов, параллельно
© Шумилин В.П., Шумилина Н.Г., 2022
пресекая дальнейшее заражение населения планеты. Именно поэтому на сегодняшний день очень важной и актуальной темой становится организация дистанционных способов осуществления человеческой деятельности в различных сферах, особенно в сфере образования, ведь число студентов в России и в мире очень велико, и формирование квалифицированных специалистов самого разного множества профессий является очень важным аспектом, который не может быть отложен просто так, на неопределенное количество времени. В связи с этим многие отечественные и иностранные образовательные организации начали создавать свои электронно-информационные платформы, на основе которых
Методология и технология профессионального обучения
можно было продолжать получать качественное, но к тому же дистанционное образование [1]. Важно отметить, что вопросом разработки специальных программ озаботились не только учебные заведения, но и крупные коммерческие компании, которые имели для этого все необходимые ресурсы и видели в этом русле источник получения прибыли. Однако, прорабатывая данный вопрос, необходимо заметить, что процесс создания платформ для обеспечения дальнейшей работы различных образовательных организаций по обучению студентов находится в тесной взаимосвязи с другими важными областями человеческой жизни.
В первую очередь, говоря о методах организации, необходимо подчеркнуть, с помощью каких образовательных площадок протекает процесс взаимодействия преподавателя с обучающимся для осуществления нормальной, целенаправленной деятельности по получению знаний и обретению специальных навыков.
Анализируя новый формат проведения одной из старейших форм педагогического процесса — лекции, который заключается в следовании определенной системе изложения учебной информации, раскрывающий какую-либо тему, вопрос, раздел науки, основными задачами которой являются развитие интереса к учебным данным, обеспечение базовыми теоретическими знаниями, направление обучающегося в нужное, правильное русло самостоятельного и более глубокого изучения вопроса, следует отметить, что со всеми этими задачами лекция нового дистанционного формата может вполне справляться, что делает такой образовательный процесс по-прежнему актуальным и эффективно функционирующим. Так, уже появляются новые форматы проведения лекций с помощью аудио- или видеозаписей, если в приоритете использование режима офлайн, что, между прочим, имеет свои плюсы, так как обучающийся может неоднократно обращаться к таким записям для более детального разбора наиболее трудных мест материала. Онлайн-лекции, являющиеся практически живым аналогом, обрастают удобствами современных технологий, когда студент может сам возвращать слайды мультимедийной презентации, не отвлекая преподавателя от развития мысли, или использовать средства навигации и гиперссылки [2]. Однако другие формы ведения занятий ввиду специфичности формата дистанционного преподавания терпят определенные видоизменения. Практические занятия также встречаются с похожими проблемами, выполнение некоторых заданий требует непосредствен-
ного контроля преподавателя за процессом, дистанционное обучение этому в некоторой степени препятствует.
Изучая вопрос организации получения удаленного образования, нельзя раскрыть его сущность, не затронув наиболее распространенные системы дистанционного обучения, которые уже на сегодняшний день активно используются и проверены множеством учебных заведений от школ до вузов.
В России одной из самых популярных площадок дистанционного обучения является Moodle, в первую очередь она примечательна тем, что относится к платформам Open Source. Говоря о том, что система Moodle обладает широким аппаратом тестирования, создания целого ряда отдельных курсов, возможностью отслеживания в графическом виде, нужно напомнить, что это не эксклюзивные функции, и они присутствуют также в нижеперечисленных платформах. Центральной проблемой системы Moodle становится то, что она требует очень ресурсоемкие серверы для обеспечения своей работы. Большую популярность имеют также бесплатные программы Edmodo и Google Classroom. Последняя система дистанционного обучения — детище крупной IT-компании и представляет собой объединенную совокупность ранее отдельно существовавших инструментов для образования. Это не могло не отразиться на эффективности организации совместной работы, т.е. немаловажного аспекта образования. Система Edmodo также неплоха в использовании, однако для некоторых пользователей становится барьером отсутствие русского интерфейса, что касается организации преподавания, то этот процесс в сравнении с площадкой Moodle не настолько тонко настраиваемый [3].
Делая вывод на основе анализа данных, изложенных в работах специалистов, изучающих данную тему, а также всех аспектов, которые затрагивают эту область общественных отношений, можно подчеркнуть, что вопрос организации дистанционного обучения однозначно непрост и многогранен. Для своей реализации он требует задействования больших ресурсов и средств, но, вне всякого сомнения, очевидно, что достижение конечного результата сформирует современные и эффективные формы деятельности образовательных организаций Российской Федерации.
Список источников
1. Молочников Д.Е., Яковлев СЛ., Хабарова В.В. Опыт применения системы дистанционного обучения Moodle / / Сборник трудов конференции. Ульяновск, 2022. С. 103—106.
2022 / № 2 Education. Science. Scientific personnel
259
2. Методы дистанционного обучения // Режим доступа: https://studbooks.net/1851113/ pedagogika/metody_distantsionnogo_obucheniya
3. Хитарова И.Ю. Организация дистанционного обучения (E-LEARNING) в вузе / / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/orga-nizatsiya-distantsionnogo-obucheniya-e-learning-v-vuze/viewer
References
1. Molochnikov D.E, Yakovlev SA., Khabarova V.V. Experience in using the distance learning system
Moodle // Conference Proceedings. Ulyanovsk, 2022. P. 103—106.
2. Distance learning methods // Access mode: https: //studbooks.net/1851113/pedagogika/ metody_distantsionnogo_obucheniya
3. Khitarova I.Yu. Organization of distance learning (E-LEARNING) at the university // Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/organizat-siya-distantsionnogo-obucheniya-e-learning-v-vuze/ viewer
Информация об авторах
В.П. Шумилин — старший преподаватель кафедры информационных технологий в деятельности органов внутренних дел Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, кандидат педагогических наук;
Н.Г. Шумилина — доцент кафедры теории и методики начального образования Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, кандидат педагогических наук, доцент.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors
V.P. Shumilin — Senior Lecturer at the Department of Information Technologies in the Activities of the Internal Affairs Bodies of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, Candidate of Pedagogical Sciences;
N.G. Shumilina — Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Primary Education, Orel State University named after I.S. Turgenev, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 06.04.2022; одобрена после рецензирования 06.05.2022; принята к публикации 06.06.2022.
The article was submitted 06.04.2022; approved after reviewing 06.05.2022; accepted for publication 06.06.2022.