Научная статья на тему 'Организация дистанционного обучения специалистов в последипломном образовании'

Организация дистанционного обучения специалистов в последипломном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2206
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В МЕДИЦИНЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / DISTANCE EDUCATION IN MEDICINE / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY / GRADUATE / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбакова Наталья Николаевна, Цуканов Антон Юрьевич

В статье рассматриваются основные проблемы последипломного образования в России, обусловленные расширением педагогической помощи, кадровым дефицитом и возрастанием требований к профессиональному уровню врачей. Выдвигаются предложения по преобразованию этой формы образования за счет совершенствования методической работы, видоизменения организационных принципов обучения и мероприятий, направленных на оптимизацию учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбакова Наталья Николаевна, Цуканов Антон Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of remote training of specialists in post graduate education

This article considers the main problems of post-graduate education in Russia, which are due to the expansion of educational assistance, personnel shortage and increase of the requirements to the professional level of doctors. There are also proposals for the transformation of this form of education by improving methodological work, modifications of organizational learning principles and measures aimed at improving the training process.

Текст научной работы на тему «Организация дистанционного обучения специалистов в последипломном образовании»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

3. Манухин, В. П. Формирование управленческой компетентности педагога в вузе / В. П. Манухин// Ученые записки МГПУ. Психологические науки : сб. науч. ст./ Под ред. И. А. Син-кевич, А. А. Сергеевой. — Мурманск: МГПУ, 2009. — Вып. 9. — С. 18-25.

4. Красинская, Л. Ф. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей шкоды : учеб. пособие/ Л. Ф. Красинская. — Самара : СамГУПС, 2010. — 140 с.

5. Зимина, Е. Ю. Развитие управленческой компетентности будущего педагога профессиональной школы : дис. ... канд. пед. наук/ Е. Ю. Зимина. — Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2004. — 172 с.

6. Теоретические аспекты проблем развития управленческой компетентности педагогов и руководителей образовательных учреждений / Л. А. Борисова [и др.] // Повышение

профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективы решения : сб. ст. Вторых педагогических чтений научной школы управления образованием. — М., 2010. — С. 60 — 68.

7. Шипилина, Л. А. Менеджмент в образовании/ Л. А. Ши-пилина : учеб. пособие. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012.— 280 с.

ПЕДАН Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.03.2014 г.

© Т. Н. Педан

УДК 378.0464 н. н. РЫБАКОВА

А. Ю. ЦУКАНОВ

Омская государственная медицинская академия

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются основные проблемы последипломного образования в России, обусловленные расширением педагогической помощи, кадровым дефицитом и возрастанием требований к профессиональному уровню врачей. Выдвигаются предложения по преобразованию этой формы образования за счет совершенствования методической работы, видоизменения организационных принципов обучения и мероприятий, направленных на оптимизацию учебного процесса.

Ключевые слова: дистанционное обучение в медицине, дистанционные технологии, последипломное образование, профессиональное самоопределение, профессиональная самореализация.

В современный период модернизации отечественного здравоохранения в регионах России вопросы эффективного кадрового обеспечения приобретают особую актуальность. Решение этих вопросов возлагается как на систему здравоохранения, так и на систему медицинского образования. Последипломное обучение специалистов здравоохранения, объединяющее все виды подготовки лиц с высшим или средним профессиональным образованием, прошло сложный путь становления и развития.

Одним из важнейших направлений реализации кадровой политики в отрасли здравоохранения является создание системы непрерывного медицинского образования, которая позволяет врачам-специалис-там постоянно поддерживать необходимый уровень профессиональной компетенции.

В настоящее время дистанционное обучение (обучение на расстоянии) получает в мире все большее распространение. Этот тип обучения охватывает в наибольшей степени высшее образование, так называемое последипломное образование, повышение квалификации различного уровня.

Развитие дистанционного обучения, с одной стороны, обусловлено социальным заказом (ускоренной сменой технологий производств, требующих практически непрерывного переобучения персонала; внедрением сложных систем и технологий при огра-

ниченном количестве преподавателей; невозможностью отрывать от производства на длительный срок для переобучения большое количество специалистов; необходимостью охвата обучением и воспитанием самого широкого круга населения), с другой — широким распространением информационнокоммуникационных технологий и технологий мобильности, позволяющих успешно его осуществлять.

Дистанционное обучение дает возможность эффективно решать актуальные сегодня образовательные задачи: обучения в течение всей жизни, непрерывного профессионального обучения, обучения «без границ» и в интерактивном режиме, а также пропаганды знаний [1].

Однако возможно ли дистанционное обучение в медицине? Возможно ли обеспечить развитие клинических умений в дистанционном курсе без интегрированного обучения лицом к лицу?

Естественно, обучение врача практическим навыкам требует традиционного очного контакта с преподавателями, но вся теоретическая подготовка и упражнения в принятии решений могут проходить в дистанционной форме. Дистанционное образование не подменяется синонимом «заочное». Оно отличается от заочного обучения более удобной системой доставки информации и использованием новых

технологий в процессе обучения, что позволяет расширить не только географию участников курса, но и тематический диапазон преподаваемых курсов, не снижая их качество. Кроме того, дистанционное образование позволяет сократить время обучения благодаря быстроте коммуникации преподавателя и обучающегося, возможности использования почти всех форм обучения (в том числе самостоятельной работы в электронной библиотеке) через компьютер [2]. Весьма целесообразным удаленный доступ к информации оказывается для сельской медицины. В сельских районах электронная медицинская библиотека может стать одним из наиболее эффективных путей использования информационного прогресса в клинической медицине.

Вследствие этого именно в здравоохранении, которое имеет дело с бесценным ресурсом — здоровьем человека, использование дистанционного обучения является наиболее актуальным. Именно в здравоохранении необходимы качественное и современное обучение и постоянное повышение квалификации медицинских работников всех уровней и направлений деятельности [1].

Особенно активно процесс внедрения дистанционных технологий обучения затронул последипломное образование медиков.

Врач учится всю жизнь — такова специфика этой профессии. Врач должен не реже одного раза в пять лет повышать свою квалификацию. Стремление специалиста к совершенствованию знаний ставит перед образовательными учреждениями задачу оптимизации учебного процесса с учетом как отечественных традиций, так и принципов, разработанных и апробированных международным сообществом.

В существующей сегодня системе последипломного обучения есть недостатки, которые могут быть компенсированы использованием технологий дистанционного обучения.

Преимущества дистанционных технологий последипломного обучения:

— делают гарантированное качество обучения доступным для всех;

— обеспечивают обучение по месту жительства, что позволяет расширять круг обучающихся врачей, особенно из сельской местности, где недостаток кадров препятствует на длительное время выезжать на учебу с отрывом от работы;

— экономят временные и финансовые затраты, что особенно эффективно для подготовки врачей, работающих полный рабочий день и имеющих ограниченное время для обучения;

— позволяют использовать современные информационные системы: учебные социальные сети е-та-и, электронные библиотеки, компьютерные конференции, виртуальные и симулированные конференции, мастер-классы, оценку знаний онлайн, тестирование;

— обеспечивают непосредственный контакт с известными отечественными и зарубежными специалистами (телемедицина, видеоконференции, телефонные консультации, онлайн-обучение);

— позволяют архивировать полученные знания.

Вместе с тем существуют определенные трудности, которые необходимо учитывать при введении в процесс обучения дистанционную форму. Во-первых, дистанционное обучение требует значительных квалифицированных трудозатрат для разработки и производства программ, гарантирующих высокое качество обучения. Во-вторых, это обеспечение контроля клинического опыта. При дистанционном обу-

чении трудно обеспечить развитие клинических умений без интегрированного обучения «лицом к лицу», «из рук в руки». В связи с этим необходимо тщательное планирование для обеспечения надлежащего смешивания возможностей обучения, соответствующих временным возможностям обучающихся [3].

Организационные проблемы: отсутствие возможности направления специалиста на очную форму образования (нехватка специалистов, удаленность от учебных баз); недостаток финансовых средств (оплата обучения, подмена специалиста).

Педагогические проблемы: обучение клиническим навыкам и умениям не может проводиться заочно; необходимо формировать однородные группы обучаемых (по признакам — стаж, навыки, опыт, место работы). Немаловажным аспектом является и то, что в рамках существующей практики обучения (раз в 5 лет) невозможно глубоко осветить все достигнутые достижения в изучаемой специальности.

Таким образом, разработка принципов дистанционного обучения для врачей является актуальной научной проблемой организации последипломного образования.

Изучение научной, учебно-педагогической литературы, нормативно-правовых документов, касающихся образования, а также журнальных статей и многочисленных выступлений на конференциях и семинарах показало, что отсутствует единое толкование сущности и содержания понятия «дистанционное обучение». Существуют многочисленные трактовки этого понятия, отражающие многообразие подходов к его пониманию. Прежде чем сформулировать свое видение определения «дистанционное обучение», приведем наиболее известные трактовки этого термина.

Существует несколько толкований понятия «дистанционное обучение», при этом нет четкого определения, что именно с методической точки зрения понимается под дистанционными образовательными технологиями. Это вводит в заблуждение многих педагогов, которые начинают использовать дистанционные образовательные технологии в образовательном процессе, сводя его к электронной переписке с обучающимся или к передаче материалов лекций на диске с последующим онлайн- или офлайн-тестированием.

Дистанционное обучение является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации [4].

Дистанционное обучение — совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения [5].

Дистанционное обучение — это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники [6].

Дистанционное обучение — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и обучающихся, реализующийся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов [7].

Анализ приведенных определений позволяет сделать вывод, что наиболее точное определение понятия «дистанционное обучение» дала Евгения Семеновна Полат: «...это форма обучения, при которой взаимодействие преподавателя и обучающихся, обучающихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [8].

Почему именно это определение представляется наиболее приемлемым? Обучение — это двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся и в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляются образование, воспитание и развитие человека. Это значит, что если мы говорим об обучении, то предполагаем наличие в этом процессе преподавателя. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие от систем и программ самообразования, самообучения, с которыми мы имеем дело при работе с курсами на видеокассетах, в телевизионных и радиокурсах, при работе с компьютерными программами. В этих программах, курсах пользователь может рассчитывать лишь на собственные силы, на собственное восприятие и осмысление. Процесс же обучения характеризуется в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т. е. во взаимодействии преподавателя и обучающегося.

Е. С. Полат подчеркивает, что дистанционное обучение — это новая форма обучения наряду с очной и заочной, которую можно реализовать в виде четырех моделей:

1. Интеграция очной и дистанционной формы обучения.

2. Сетевое обучение (автономные сетевые курсы и информационно-образовательная среда).

3. Дистанционное обучение и кейс-технологии.

4. Интерактивное телевидение, видеоконференции.

Каждая из моделей имеет четко организованную

структуру из необходимых модулей и набор педагогических технологий, требующихся для успешной реализации модели [8].

Кроме того, следует отметить неправомерность отождествления некоторыми авторами понятий «дистанционное обучение» и «дистанционное образование». Образование — более широкое понятие, включающее в себя:

— образование как ценность;

— образование как систему;

— образование как процесс;

— образование как результат.

Следовательно, дистанционное образование —

это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляются индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Таким образом, дистанционное обучение следует рассматривать в общей системе образования, причем непременно в системе непрерывного образования, предусматривая тем самым не просто определенную систему, но преемственность отдельных ее звеньев.

Таким образом, при организации дистанционного обучения в образовательном учреждении придется пройти несколько этапов. Они касаются решения технических проблем, определения целевой группы

слушателей, формулирования учебных целей, планирования ресурсов, составления рабочей программы и структуры курса, определения содержания и форм контроля знаний слушателей, разработки учебного материала (дистанционные курсы, электронные учебники), подготовки инструкций для слушателей и локальных координаторов, оценки курса и коррекции учебных материалов, выбора учебной оболочки для дистанционного обучения, публикации курса на сайте, решения организационных и экономических проблем, организации взаимодействия с обучающимися.

В связи с этим получение новых знаний и умений для специалиста, прошедшего первичную специализацию в сложившейся системе послевузовского образования, возможно лишь на кафедрах или факультетах последипломного образования. Образовательный процесс ведется в основном в виде двух вариантов циклов: сертификационных и цикла тематического усовершенствования.

Первый вариант цикла обязателен для каждого специалиста один раз в пять лет. Второй в идеальной ситуации должен быть востребован исходя из запросов и потребностей руководства здравоохранения конкретного региона, а тематика должна определяться исходя из наличия проблемных участков в работе системы здравоохранения, а также необходимости повышения качества и модернизации системы здравоохранения конкретного региона в конкретный период времени.

На кафедре хирургических болезней с курсом урологии последипломного образования Омской государственной медицинской академии в рамках реализации программы «Электронный регион» были разработаны и внедрены ряд программ обучения с элементами дистанционного образования для специалистов региона. Отличительной особенностью и в то же время основной сложностью их проведения стало то, что целевой аудиторией оказались врачи-хирурги и урологи — специальности, требующие развития в том числе и мануальных навыков.

Первым этапом нашей работы по внедрению обсуждаемого способа обучения стало создание циклов тематического усовершенствования (ТУ). Таковыми явились циклы ТУ «Хирургия через малые доступы» 144 часа (обучаемые: врачи-хирурги) и «Теоретические основы малоинвазивной хирургии и урологии» 144 часа (обучаемые: врачи-хирурги, врачи-урологи, заведующие операционными блоками).

Принцип построения обучения был следующим. Было выделено два блока соответственно типам занятий: лекционная (теоретическая) и практическая (семинары и практические занятия) части. Теоретическую часть мы полностью перевели в дистанционную часть цикла. Обучаемый самостоятельно в удобное для него время изучал материал, который мог быть представлен как в виде текстов с иллюстрациями, так и в виде видеоматериалов (иллюстративного характера, видеозаписи чтения лекций, при технической возможности — чтения лекции в режиме телеконференции) .

Принципиальным, с нашей точки зрения, является обязательное наличие не только финального контроля знания (на семинарах и итоговом собеседовании), но и промежуточного в дистанционной части. В нашем варианте мы использовали тестовый контроль в онлайн-режиме после каждой изученной темы, причем непрохождение теста не дает возможности двигаться дальше по темам. Еще один организующий фактор — доступность теста только в определенное

время, устанавливаемое преподавателем. Все это позволяет сформировать ответственное отношение обучаемого к такой форме обучения. Невыполнение теоретической части цикла к определенному времени означает недопуск слушателя к практической части обучения.

В ходе обучения слушатель имеет возможность связаться с преподавателем посредством электронной почты. При необходимости для конкретного обучаемого возможны выкладывание дополнительного учебного материала и планирование индивидуального плана на очную часть занятий. Преподаватель, в свою очередь, имеет возможность полностью контролировать статистику прохождения тем и тестов каждого обучаемого.

Практическая часть занятий, проводимая в очной форме, строилась по классическому типу — семинарские занятия, присутствие в операционной. Важной составляющей процесса обучения хирургическим специальностям является отработка мануальных навыков владения современным инструментарием и оборудованием операционной. Такая возможность была и у наших курсантов. Во время практической очной части цикла был оборудован учебный класс, оснащенный эндовидеоскопической стойкой, муляжом брюшной полости и эндоскопическим инструментарием.

Полученный положительный опыт позволил на кафедре хирургических болезней с курсом урологии последипломного образования разработать и внедрить циклы ТУ «Ультразвуковая диагностика заболеваний простаты в практике уролога» 72 часа, «Избранные вопросы урологии и андрологии» 144 часа, сертификационный цикл по специальности «Урология» 144 часа.

Всего на циклах с элементами дистанционного образования прошли обучение более 200 человек.

Для диагностики эффективности компетентнос-тно-ориентированной технологии дистанционного обучения, по сравнению с традиционным, были использованы разработанные критерии оценки качества обучения и показатели уровня самореализации специалистов.

О высоком и среднем уровне самореализации слушателей говорит тот факт, что более 89 % специалистов, обучавшихся по дистанционной технологии, смогли реализовать свой потенциал в процессе трудовой деятельности, а 60 % — сделали это частично.

Анализ полученных данных показал повышение уровня самореализации слушателей при дистанционном обучении и позитивную динамику личностного роста относительно уровня профессиональной подготовки врачей традиционной формы обучения.

В ходе экспериментального исследования было доказано, что предлагаемая технология дистанционного обучения выступает в качестве эффективного средства профессиональной подготовки и развития личности молодого специалиста-врача. Кроме того, она потенциально отвечает следующим требованиям: способности самоиндентификации и самореализации личности; созданию условий для развития универсальных способностей личности к выполнению различных видов деятельности; созданию поддержки социально-профессионально-коммуникативной среды; способности карьерного роста и профессиональной мобильности специалиста; обеспечению возможности оперативной переподготовки кадров.

Таким образом, использование дистанционных технологий в последипломном образовании клинических специальностях хирургического профиля

возможно. Дистанционное обучение позволяет индивидуализировать процесс обучения для конкретного слушателя, обучающегося в разнородной группе, обеспечивая модульный принцип построения учебного материала, а также эффективно осуществлять контроль над процессом обучения и обратную связь с преподавателем. Помимо этого, дистанционное обучение способствует сокращению финансовой нагрузки на систему здравоохранения, связанную с обеспечением непрерывного образования специалистов, и созданию предпосылок для дальнейшего развития последипломного образования на качественно ином уровне.

Реализация технологии дистанционного обучения показала, что приоритет деятельности преподавателя интернами и ординаторами дистанционного обучения заключается в обеспечении их профессионального самоопределения и профессиональной самореализации средствами информационного и телекоммуникационного общения.

Библиографический список

1. Буравцов, В. И. Научное обоснование совершенствования системы последипломного медицинского образования в СевероЗападном федеральном округе Российской Федерации/

B. И. Буравцов // Вестник Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. — 2011.— Т. 3, № 2. —

C. 7-13.

2. Холопов, М. В. Дистанционное обучение в медицине [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mma.ru / агИс1е^299005Лгот1 (дата обращения: 25.02.2014).

3. Агранович, Н. В. Возможности и эффективность дистанционного обучения в медицине/ Н. В. Агранович, А. Б. Хо-джаян// Фундаментальные исследования. — 2012. —№ 3 (Ч. 3). — С. 35 — 42.

4. Дистанционное обучение в электронном здравоохранении / Е. А. Белозерова [и др.] // Информационное общество. — 2007. — Вып. 1—2 — С. 85 — 93. — Режим доступа: http://emag.iis.rU/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/811223ае-47fe1af0c32574630048086b (дата обращения 05.02.2014).

5. Андреев, А. А. Введение в дистанционное обучение : учеб.-метод. пособие/ А. А. Андреев. — М. ВУ, 1997. — 345 с.

6. Зайченко, Т. П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис : учебное пособие / Т. П. Зайченко. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 167 с.

7. Снегурова, В. И. Проблемы и ограничения дистанционного обучения математике / В. И. Снегурова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. — 2009. — № 53. — С. 83 — 91.

8. Хуторской, А. В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики / А. В. Хуторской // Открытое образование. — 2001. — № 2. — С. 30 — 35.

9. Полат, Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат. — М., 2009. — 400 с.

РЫБАКОВА Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии.

ЦУКАНОВ Антон Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургических болезней и урологии последипломного образования.

Адрес для переписки: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 12.03.2014 г.

© Н. Н. Рыбакова, А. Ю. Цуканов

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.