Научная статья на тему 'Возможности дистанционного последипломного обучения при изучении терапевтических дисциплин'

Возможности дистанционного последипломного обучения при изучении терапевтических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное / последипломное / обучение. / remote / postdegree / training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г Г. Бедельбаева,, Ж М. Нурмаханова,, С А. Мухамбетьярова,, Ж К. Кенбаева

Дистанционное последипломное обучение в терапии возможно и позволяет эффективно решать актуальные сегодня образовательные задачи: обучения в течение всей жизни, непрерывного профессионального обучения, обучения «без границ» и в интерактивном режиме, а также пропаганды знаний на расстоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г Г. Бедельбаева,, Ж М. Нурмаханова,, С А. Мухамбетьярова,, Ж К. Кенбаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF DISTANCE POSTDEGREE LEARNING WHEN STUDYING THERAPEUTIC DISCIPLINES

Distance postdegree learning in therapy possibly and allows to solve educational problems actual today effectively: training during all life, continuous vocational training, training «without borders» and in an interactive mode, and also promotion of knowledge at distance.

Текст научной работы на тему «Возможности дистанционного последипломного обучения при изучении терапевтических дисциплин»

ТЕРАПИЯ THERAPY

УДК: 378.046.4-615

Г.Г. БЕДЕЛЬБАЕВА, Ж.М. НУРМАХАНОВА, С.А. МУХАМБЕТЬЯРОВА, Ж.К. КЕНБАЕВА Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова

ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Дистанционное последипломное обучение в терапии возможно и позволяет эффективно решать актуальные сегодня образовательные задачи: обучения в течение всей жизни, непрерывного профессионального обучения, обучения «без границ» и в интерактивном режиме, а также пропаганды знаний на расстоянии. Ключевые слова: дистанционное, последипломное, обучение.

В «Концепции развития медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2011-2015 годы» определено, что «Основным принципом дополнительного медицинского и фармацевтического образования будет непрерывность совершенствования профессиональной подготовки в течение всей деятельности. В этом направлении предполагается:

1) разработка различных по содержанию и срокам обучения образовательных и профессиональных программ, основанных на международных стандартах улучшения качества НПР;

2) создание условий для доступности дополнительного профессионального образования не только внутри страны, но и за ее пределами, в том числе с применением дистанционного образования...» [1]. Согласно Государственному стандарту дополнительного образования Республики Казахстан (2009 г.) продолжительность циклов повышения квалификации составляет от 54 часов (1 неделя) до 216 часов (4 недели). По вполне понятным причинам отрыв от постоянного места работы всегда является сложной проблемой как для руководителя учреждения, принявшего решение о подготовке такого специалиста, так и для самого врача, которому предстоит обучение, не только требующее изменения привычных стереотипов, но и сопровождающееся материальными затратами. Последнее обстоятельство будет выдвигаться на первый план все чаще, так как в современных экономических условиях, когда растет доля платных медицинских услуг, пребывание на цикле повышения квалификации даже в течение одной недели может негативно сказаться на заработной плате врача, откомандированного на обучение. Процесс подготовки врачей в регионах, отдаленных от образовательных медицинских учреждений, связан с дополнительными затратами на оплату проезда и командировочных расходов, что делает порой невозможным для руководителей медицинских учреждений реализацию такой задачи. Однако, за относительно короткий период времени пребывания слушателя, проходящего повышение квалификации на кафедре, необходимо не только преподать ему практический материал по изучаемой дисциплине, но и ознакомить с передовыми научными направлениями, мировыми достижениями и открытиями, будущими перспективами данной специальности, что, безусловно, будет способствовать обогащению практического опыта и творческого развития личности врача.

Необходимо отметить, что Министерство здравоохранения РК провело ряд мероприятий, направленных на создание системы дистанционного образования в рамках дополнительного послевузовского образования врачей. Общий курс на развитие дистанционного обучения с использованием телемедицинских технологий был обозначен в Стратегическом плане Казахского Национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова на 2011-2015 гг. и в данный момент успешно реализуется. В связи с этим изучение возможностей дистанционного последипломного обучения врачей терапевтического профиля представляется особенно актуальной. Дистанционное обучение при подготовке врачей — это инновационная организация учебного процесса, которая реализуется в специфической педагогической системе, базирующейся на принципе самостоятельного обучения врача и интерактивного взаимодействия преподавателя и врача.

Результативность дистанционного обучения на последипломном этапе образования врачей в решающей степени зависит от следующих факторов: эффективного взаимодействия преподавателя и врача; налаженной активной обратной связи; качества предварительного проектирования процесса дистанционного образования и способов управления им; разработанных дидактических материалов [2]. Современные компьютерные программы позволяют обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации, а новые технологии, такие как интерактивные электронные учебные пособия, мультимедийный контент, сеть Интернет, способствуют более активному привлечению слушателей к процессу обучения. Интерактивные возможности систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения [3]. Не касаясь детально методологических основ дистанционного обучения, следует подчеркнуть, что его реализация требует достаточно больших усилий со стороны, как преподавателя, так и обучаемого. Этот вид обучения как никакой другой не может быть однонаправленным процессом. Недостаточно предоставить слушателю набор материалов для самостоятельной подготовки, необходим постоянный контакт с преподавателем-куратором, задачей которого является не столько контроль за выполнением заданий,

сколько консультация и поддержка мотивации обучающегося. Таким образом, процесс обучения трансформируется из монолога преподавателя и изучения набора учебных материалов в постоянный диалог между преподавателем и слушателем, перенесенный из учебной аудитории в условия, более комфортные для обучаемого с точки зрения времени и места реализации процесса получения знаний. Важным условием такого обучения является наличие практических заданий, интересных для врача, ориентированных не только на его повседневную деятельность, решение которых не только принесет моральное удовлетворение, но и позволит ответить на вопросы, связанные с его повседневной работой. Естественно, обучение врача практическим навыкам требует традиционного очного контакта с преподавателями, но вся теоретическая подготовка и упражнения в принятии решений могут проходить в дистанционной форме. Дистанционное образование не подменяется синонимом «заочного». Оно отличается от заочного обучения более удобной системой доставки информации и использованием новых технологий в процессе обучения, что позволяет расширить географию участников курса и также расширить тематический диапазон преподаваемых курсов, не снижая их качество. Дистанционное образование позволяет сократить время обучения благодаря быстроте коммуникации преподавателя и слушателя, а также благодаря возможности использования почти всех форм обучения (в том числе самостоятельной работы в электронной библиотеке) через компьютер. Весьма целесообразным удаленный доступ к информации оказывается для сельской медицины. В сельских районах электронная медицинская библиотека может стать одним из наиболее эффективных путей использования информационного прогресса в клинической медицине. Врач учится всю жизнь - такова специфика профессии. Врач должен не реже, чем один раз в пять лет, повышать свою квалификацию, после чего ему продлевается сертификат на профессиональную деятельность на следующие пять лет. Стремление специалиста к совершенствованию знаний ставит перед образовательными учреждениями задачу оптимизации учебного процесса с учетом, как отечественных традиций, так и принципов, разработанных и апробированных международным сообществом [4]. В существующей сегодня системе последипломного обучения есть недостатки, которые могут быть компенсированы использованием технологий дистанционного обучения. Преимущества

дистанционных технологий последипломного обучения: - делает гарантированное качество обучения доступным для всех;

- возможность обучения по месту жительства. Это позволит расширить круг обучающихся врачей, особенно из сельской местности, где недостаток кадров не позволяет на длительное время выезжать на учебу с отрывом от работы;

- экономия временных и финансовых затрат. Особенно эффективно для подготовки врачей, которые работают полный рабочий день и имеют ограниченное время для обучения;

- использование современных информационных систем: учебные социальные сети E-mail, электронные библиотеки, компьютерные конференции, виртуальные и симулированные конференции, мастер-классы, оценка знаний Он-лайн, тестирование;

- непосредственный контакт с известными отечественными и зарубежными специалистами: телемедицина, видеоконференции, телефонные консультации, Он-лайн обучение;

- архивирование полученных знаний.

Вместе с тем существуют определенные трудности, которые необходимо учитывать при введении в процесс обучения дистанционную форму. Во-первых, дистанционное обучение требует значительных квалифицированных трудозатрат для разработки и производства программ, гарантирующих высокое качество обучения. Во-вторых, самое главное -обеспечение контроля клинического опыта. При дистанционном обучении трудно обеспечить развитие клинических умений без интегрированного обучения «лицом к лицу», «из рук в руки». Поэтому это требует тщательного планирования для обеспечения надлежащего смешивания возможностей обучения, соответствующих временным возможностям

обучающихся.

Возможным вариантом оценки контроля клинического опыта представляется создание лаборатории инновационных технологий обучения. Основа лаборатории - виртуальные тренажерные системы, которые позволят привить практические навыки в условиях, приближенных к реальным. Данные инновационные технологии позволят не только провести обучение на высоком современном уровне, но и получить объективную оценку приобретённых навыков и теоретических знаний, согласно текущему уровню подготовки слушателя - врача с различным профессиональным стажем (разноуровневое сертифицирование).

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что дистанционное последипломное обучение в терапии возможно и позволяет эффективно решать актуальные сегодня образовательные задачи: обучения в течение всей жизни, непрерывного профессионального обучения, обучения «без границ» и в интерактивном режиме, а также пропаганды знаний на расстоянии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 12.08.2011 №534 «Концепция развития медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2011-2015 годы».

2 Агранович Н.В., Ходжаян А.Б. Возможности и эффективность дистанционного обучения в медицине // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 3-3. - С. 545-547.

3 Кошелев И.А. Дистанционное образование в системе современного здравоохранения: реальность и перспективы // Медицинский альманах. - 2010. - № 1. - С. 48-53.

4 Куприянова И.Н., Чемезов С.А. Дистанционное обучение как средство развития высшего последипломного медицинского образования // Медицина и образование в Сибири. - 2010. - № 2. - С. 5.

Г.Г. БЕДЕЛЬБАЕВА, Ж.М. НУРМАХАНОВА, С.А. МУХАМБЕТЬЯРОВА, Ж.К. КЕНБАЕВА

КЕЙ1Н ДИПЛОМДЬЩ ДИСТАНЦИЯЛЫК ТЭЛ1М-ТЭРБИЕНЩ, МYМКIНДIКТЕРI ТЕРАПЕВТИКАЛЫ^

ТЭРТ1ПТ1Н, БАЙКАУЫНДА

ТYйiн: Кейш дипломды; дистанциялык тэлiм-тэрбие ара терапияда мумкш жэне шеш- кекейкесп бупн бЫм

максаттарды: тэлiм-тэрбиелер бой барлы; eMip, толассыз кэсiби тэлiм-тэрбиенiц, тэлiм-тэрбиелер «шекараларсыз» кояды жэне ара интерактивт режимде, ал да бЫмнщ насихаттарыныц бас ара. ТYйiндi сездер: дистанциялык, последипломное, тэлiм-тэрбие.

G.G. BEDELBAYEVA, ZH.M. NURMAKHANOVA, S.A. MUKHAMBETYAROVA, ZH.K. KENBAYEVA

POSSIBILITIES OF DISTANCE POSTDEGREE LEARNING WHEN STUDYING THERAPEUTIC DISCIPLINES

Resume: Distance postdegree learning in therapy possibly and allows to solve educational problems actual today effectively: training during all life, continuous vocational training, training «without borders» and in an interactive mode, and also promotion of knowledge at distance. Keywords: remote, postdegree, training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.