Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУССИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУССИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИСКУССИЯ / УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ / МЕТОД ДИСКУССИИ / ДИСКУССИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермолова О.В.

Проведение занятий с применением интерактивных методов обучения сохраняет востребованность в преподавательской среде от начального школьного образования до высшего. Такие методы обучения предполагают наиболее эффективное взаимодействие обучающего с обучающимися с целью повышения образовательного уровня последних. Метод дискуссии принадлежит к интерактивным методам обучения, поэтому его рассмотрение является актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермолова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF DISCUSSION AS THE TEACHING METHOD FOR HIGHER SCHOOL STUDENTS

Conducting classes using interactive teaching methods remains in demand in the teaching environment from primary school education to higher education. Such teaching methods assume the most effective interaction of the teacher with the students in order to increase the educational level of the latter. The discussion method belongs to interactive teaching methods, so its consideration is relevant.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУССИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

возможности, современные технологии - компьютеры, музыкальные программы и иные цифровые и аналоговые приборы. Дальнейшие домашние наработки и повторение материала с аудионосителями носит обязательный характер. Трудно представить обучение английскому языку и другим языкам, музыке без современных информационных технологий. Дети должны получать самые новые методические разработки. Например, многие из учебников по английскому языку идут в комплекте с CD, где можно найти дополнительные упражнения на тренировку и закрепление различных навыков (аудирование, чтение, грамматика и т. д.), прослушать, как произносятся новые слова и даже посмотреть видео по каждой теме. Такие же методы работы должны присутствовать и в музыкальном обучении. Отсутствие видео и - аудиоматериалов негативно сказываются на формировании слухового восприятия.

Реформирование системы образования - то к чему стремится современное общество. Это и является следствием предпочтения такому интерактивному методу, как музыка на иностранном языке, сочетающим в себе максимальное количество воздействующих на сознание и подсознание факторов[9]. Помимо воспитательных задач, музыка на иностранном языке помогает реализовать методические и образовательные задачи, быстро и эффективно овладеть и музыкальным материалом, и языком. Список использованной литературы:

1. Вербицкая Л. А. Глобализация и интернационализация в образовании и важность изучения иностранных языков. // Мир русского слова. — 2001. — № 2, http:// learning - russian/ gramota. ru/ journals. Htm

2. Гальскова Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // ИЯШ. — 2004. — № 1. — с. 3—8

3. Гебель С. Ф. Использование песни на уроке иностранного языка. //ИЯШ № 5, 2009. — с. 28—30

4. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. — М., 1982. — 373 с.

5. Михаль Н. В. Формирование социально—культурной компетенции учащихся как новый подход к преподаванию иностранных языков. — http:// edu. kiev. ua/ schools lsd 153/ art_r 09. html

6. Синькевич Г. С. Песня на уроке английского языка. // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 1. — С. 50—53.

7. Цуркис Г.Л. О возможности применения методов театральной педагогики в фортепианном обучении // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - 2012. - №1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-1-2012.htm

8. Белоножко Н. Е. Песенки для малышей. Изучай английский с удовольствием. - М.: Бао - Пресс, 2006.

9. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.

10. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность и талант учителя. - М., 1985.

© Гиндуллина С.Р., 2023

УДК 378.147.227

Ермолова О.В.

преподаватель кафедры иностранных языков ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный университет имени Владимира Даля», г. Луганск

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУССИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Проведение занятий с применением интерактивных методов обучения сохраняет востребованность

в преподавательской среде от начального школьного образования до высшего. Такие методы обучения предполагают наиболее эффективное взаимодействие обучающего с обучающимися с целью повышения образовательного уровня последних. Метод дискуссии принадлежит к интерактивным методам обучения, поэтому его рассмотрение является актуальным.

Ключевые слова

Интерактивные методы обучения, дискуссия, учебная дискуссия, метод дискуссии,

дискуссионное обучение.

Ermolova O.

Teacher of the Department of Foreign Languages State Educational Institution of the LPR "Lugansk State University

named after Vladimir Dal", Lugansk

ORGANIZATION OF DISCUSSION AS THE TEACHING METHOD FOR HIGHER SCHOOL STUDENTS

Annotation

Conducting classes using interactive teaching methods remains in demand in the teaching environment from primary school education to higher education. Such teaching methods assume the most effective interaction of the teacher with the students in order to increase the educational level of the latter. The discussion method belongs to interactive teaching methods, so its consideration is relevant.

Keywords

Interactive teaching methods, discussion, educational discussion, discussion method, discussion training.

Дискуссия подразумевает рассмотрения вопроса или группы вопросов под разными углами. Дискуссия - важная форма коммуникации, метод решения спорных вопросов, способ познания.

Участников дискуссии объединяет конкретная тематика дискуссии, общие средства её проведения, преобладание объективного мышления над субъективным.

Целью дискуссии, как метода взаимодействия, является достижение взаимоприемлемого решения группой лиц в отношении какого-либо вопроса или группы вопросов.

Дискуссии делятся на свободные и учебные. Свободная дискуссия представляет собой обмен мнениями определенной группы лиц по заданной тематике. Успех свободной дискуссии определяется актуальностью темы, которая должна быть полезна для личностного и профессионального роста участников.

Учебная дискуссия предлагает участникам найти решение проблемы (уже известное в науке) путем научного обоснования в ходе учебного процесса. Организатору такого рода дискуссии (преподавателю) результат поиска уже заранее известен. Целью такого осуждения является процесс поиска объективно известного, однако субъективно нового знания.

В настоящее время учебная дискуссия является одной из важнейших форм образовательной деятельности для повышения инициативности, мотивированности учащихся, повышения рефлексивного мышления. В высшем образовании метод дискуссии широко применяется для проведения опроса по изученной теме, закрепления материла, проверки самостоятельной работы студентов. Особое внимание уделяется поиску и сбору материалов учащимися, вовлеченности в работу всех задействованных лиц и их активности.

Учебная дискуссия состоит из нескольких этапов проведения.

Организационный этап включает в себя получение темы дискуссии, разделение по рабочим группам. Внутри каждой группы выбирается спикер, оппоненты и эксперты.

На подготовительном этапе все участники занимаются формулированием групповой позиции. Основным этапом является проведение дискуссии, в ходе которого заслушивается выступление каждой малой группы участников, осуществляется процедура вопрос-ответ со стороны оппонентов и выступающей стороны, озвучивается итоговое решение. Выступление рекомендуется выстраивать с использованием ПОПС-формулы, применимой при проведении споров, дискуссий, где П - позиция (точка зрения оратора: «Я считаю, что...», «На мой взгляд...», «, по моему мнению,...»), О - обоснование (доказательство: «потому что», «так как»), П - пример (подтверждение сказанного примерами из литературы, статистических данных, личного жизненного опыта), С - следствие (вывод: «В связи с этим.», «, поэтому.»).

На заключительном этапе эксперты каждой малой группы проводят оценочные суждения посредством сравнительного анализа начальной и конечной позиции группы, а преподаватель, в свою очередь, оценивает ход проведения дискуссии и её итоговый результат.

В ходе проведения дискуссии студентам надлежит проявлять стремление к достижению согласованности внутри конкретной группы участников и за ее пределами, принятию общего коллективного решения в результате обсуждения, формированию высокой степени убедительности касательно занимаемой позиции.

Преподаватель определяет тематику и проблематику рассматриваемых вопросов, координирует работу дискуссионных групп в доброжелательной атмосфере, руководит процессом проведения, фиксирует предложения и мнения участников, проводит анализ полученных идей и результатов.

Сегодня большинство научных исследователей сходятся во мнении, что интеллектуальный рост человека является продуктом социальных процессов, к которым относится общение между людьми. Важность регулярного использования дискуссии на учебных занятиях при работе со студентами была целиком признана работниками образования, так как для прочного усвоения знаний необходимо не только воспринимать полученный материал, но и обсуждать возможность его практической реализации. Применение метода дискуссии при работе со студентами на практических занятиях также способствует развитию умений формулировать мысли, оперировать аргументами, взаимодействовать в коллективе, образуя единую рабочую систему.

Список использованной литературы:

1. Активные и интерактивные методы обучения: Учебное пособие / Под ред. В.И. Гребенюкова. -Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 155 с.

2. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.

3. Ермакова, Т.И. Проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения: учеб. пособие / Т.И. Ермакова, Е.Г. Ивашкин; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. - Нижний Новгород, 2013. - 158 с.

4. Деева, Е.М. Применение современных интерактивных методов обучения в вузе: практикум / Е.М. Деева. - Ульяновск: УлГТУ, 2015. - 116 с.

5. Абзалова, С.А. Интерактивные методы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Экономические проблемы и педагогические основы высшего технического образования / С.А. Абзалова, Е.А. Нелюбина // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - С. 257-260

© Ермолова О.В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.