УДК 659, ББК 76, ГРНТИ 19.01, 19.71, ВАК 10.01.10, 10.02.01
Лисовицкая В.Н., Тютелова Л.Г., Шевченко В.Д., Шевченко Е.С.
Самара, Россия
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛОГА КОМПАНИИ И ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ
ПОСРЕДСТВОМ ИСТОРИЙ
Аннотация. В статье рассматривается проблема построения диалогических отношений между брендом и его целевой аудиторией на основе изучения потребности как бренда, так и потребителя в доверительных отношениях как гарантии устойчивости развития компании. На основе изучения сторителлинга как технологии организации коммуникации в цифровом пространстве выявляются трудности управления бренд-коммуникациями. И в то же время доказано, что именно истории вызывают большее доверие у аудитории, так как позволяют создать условия для понимания себя и «Другого». Для целевой аудитории это прежде всего осознание себя как «Другого».
Ключевые слова: симметричная модель коммуникации; диалог; «Я» и «Другой»; сторителлинг; истории; поведенческая модель бренда; ценность бренда
Valeria N. Lisovitskaya, Larisa G. Tyutelova, Viacheslav D. Shevchenko,
Ekaterina S. Shevchenko
Samara, Russia
ORGANIZING A DIALOGUE BETWEEN A COMPANY AND ITS TARGET AUDIENCE BY MEANS OF STORIES
Abstract. The paper deals with the problem of constructing a dialogical relationship between a brand and its target audience. The research takes into account the needs of both the brand and the consumer in trusting relationship as a guarantee of a company's sustainability development. By studying storytelling as a technology used for organizing communication in digital space, the authors reveal the difficulties of brand communication management. At the same time, it is proved that it is the stories that inspire more trust in the audience, since they allow to create conditions for understanding oneself and the "Other". For the target audience understanding oneself as the "Other" is of papramount importance.
Keywords: symmetrical model of communication; dialogical communication; "Ego" and the "Other"; storytelling; stories; brand's behavior model; brand's values.
Постановка проблемы
Необходимо отметить, что благодаря цифровым технологиям и выбору брендом в качестве главной коммуникативной площадки Интернета, все большее распространение получает симметричная коммуникационная модель. Потребителю становится неинтересно только знакомиться с информацией компьютерного модуля, размещенную специалистами. Он уже приучен к тому, что можно вступать в открытое обсуждение проблемы бренда, периодически меняясь с PR-специалистами местами. Причем это именно обсуждение, а не размещение лайков и комментариев под постами. И обсуждаются с потребителями не только и не столько товары и услуги, сколько жизненные ценности, выбор которых предопределяет успешное, устойчивое развитие как бренда, так и его целевой аудитории в современном мире с его актуальными этическими установками.
В связи с изменением коммуникативной ситуации закономерно возникает вопрос, какие инструменты организации нового, с точки зрения актуальных в нем смыслов, коммуникационного процесса могут быть наиболее эффективными и почему. Отсюда цель нашего исследования: в
результате анализа современного коммуникационного процесса в рамках цифрового общества необходимо выявить возможности организации диалогических взаимоотношений компании с целевой аудиторией посредством технологии сторителлинга, и его инструмента «историй». А для этого:
- определим особенности современной двусторонней коммуникации и ее типологию, с точки зрения диалогических отношений бренда и потребителя;
- на основании анализа потребностей в диалогической коммуникации как бренда, так и целевой аудитории определим возможности современных цифровых технологий организации обмена историями бренда и его ЦА, то есть возможности сторителлинга;
- докажем, возможна ли «диалогическая» коммуникация в современной цифровой среде и является ли она эффективной в настоящий момент.
История вопроса
В условиях развития цифрового общества бренды стремятся не только достичь максимальной экономической выгоды от своей деятельности, но и выделиться на фоне других, предлагающих аналогичные услуги, сформировать у потребителей устойчивую приверженность к бренду. Современная коммуникативная реальность, в большей степени опосредованная Интернетом, формирует глобальные коммуникационные тренды, влияющие на способы и характер взаимодействия потребителей с брендами и брендов с потребителями. Среди трендов, актуальных для прошлого десятилетия (диджитилизация, медиаконвергенция, мультиканальность и т.п.), исследователи выделяют те, которые отражают специфику коммуникации на современном этапе. В их числе О.Н. Жильцова [Жильцова, 2021:166] называет:
- адресные коммуникации по антикризисным решениям;
- повышение доверия к инфлюенсирам и амбассадорам брендов;
- приобретение брендами статусов экспертов и стремление обучать своих потребителей;
- кризис позитивных новостей и кейсов.
На наш взгляд, современная коммуникативная реальность не ограничивается данными трендами. Активное развитие технологий создания и передачи информации способствует тому, что коммуникативные стратегии взаимодействия в целом становятся эффективнее. Их эффективность достигается за счет глубокого анализа личностных характеристик участников коммуникации, поведенческих привычек, разработки авторских стратегий создания текста и анализа типичных реакций коммуникантов на взаимодействие того или иного вида.
Одновременно с этим постоянно увеличивающийся объем передаваемой информации приводит к тому, что человек оказывается неспособен к ее критическому восприятию. Следовательно, потребитель не генерирует собственные смыслы, которые должны возникать благодаря его особенностям, а воспринимает готовые, транслируемые ему извне. Но эта готовность не должна быть очевидной: прямая реклама, обращающаяся к обезличенному пользователю, теряет свою эффективность. Она попадает в так называемую «слепую зону». Потребители игнорируют навязчивую рекламу, избегают ее.
И самое важное: вслед за потребителем бренды уходят в цифровую среду, выбирая ее в качестве основной коммуникационной площадки с теми инструментами, которые работают в интернете наиболее эффективно.
Бренды стремятся выстраивать долгосрочные отношения со своим потребителем. Но и потребители заинтересованы в живых и глубоких отношениях с брендом, которые строятся на основании доверия. Это доказывает исследование, проведенное компанией «Yotpo», в котором показано, что 60% потребителей расскажут своим друзьям о бренде, которому они доверяют, а 37% оставят онлайн-отзыв. Кроме того, 50% лояльных клиентов предпочитают покупать товары у своих любимых
брендов в физических магазинах, а 56 % проверяют e-mail рассылки от этих брендов не реже одного раза в неделю [Walgrove, 2021].
Соответственно бренду важно завоевать доверие целевой аудитории и не только качеством своего продукта или услуги, но и умением вступить с ней в коммуникацию как со своим доверенным лицом. И тут важно, на чем основывается доверие. В современной ситуации оно возникает на основании особенностей поведенческой модели бренда, которая не сводится только к умению создавать качественный продукт или услугу.
Поведенческая модель бренда все больше свидетельствует об этическом выборе, который делает бренд. Отсюда один из основных современных трендов - ориентация компания на принципы ESG-политики, которые подразумевают осознанное отношение к окружающему миру (E — environment), высокую социальную ответственность (S — social) и качественное корпоративное управление (G — governance).
Таким образом, поведенческая модель бренда свидетельствует о нем, что и является основным условием диалогической коммуникации, как об обладающим своей личностной позицией субъекте. Эту позицию призвана транслировать выбранная форма послания. И на роль таковой претендует «stories» - форма шифровки информации, используемая в сторителлинге. Интересно, что Клаус Фог (Klaus Fog) говорит, что сторителлинг позволяет брендам ответить на вопросы «кто мы есть» («who we are») и «то, за что мы выступаем»(«what we stand for» [Fog, Budtz, Yakaboylu, Blanchette , 2006:16].
Сейчас сторителлингом принято называть PR-технологию, позволяющую создавать «яркие, «вовлекающие» тексты разных жанров» [Боева, 2020: 26]. Стоит подчеркнуть, что наиболее важно для прагматики коммуникации бренда с целевой аудиторией, способность этих текстов вызвать «эмоциональный отклик», «заразить» сочувствием, убедить и при этом быть коммерчески «работающими» [Там же]. Минаева Л.В. отмечает, что «для специалистов по связям с общественностью рассказывание историй являются коммуникативной технологией, получившей название
сторителлинга, которая широко используется в разных сферах корпоративной коммуникации» [Минаева, 2016: 247].
Важной особенностью, по мнению М.В. Захаровой, является то, что пользователь «постоянно стремиться общаться с брендом» [Захарова, 2021] доступными для него способами.
Истории, рассказанные брендом, а также созданные потребителем, вероятно, не должны быть о продукте, услуге, технологии их производства и т.п. Возникает вопрос, о чем нужно говорить с аудиторией и каковы итоги этого разговора?
Методика исследования
Традиционно в связях с общественностью коммуникация рассматривается как социальный процесс. Поэтому ученые настаивают на том, что это специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального интеллектуального содержания. Но мы согласны с Г. М. Андреевой [Андреева, 2016] в том, что только обменом информации коммуникационный процесс не ограничивается. И важно не только коммуникационное поведение субъектов (их способность шифровать, дешифровать информацию), но и понимание ими в результате коммуникации себя и «другого». Стоит обратить внимание на выводы неориторики, которую интересуют «закономерности коммуникационного поведения людей в диалогическом поле взаимодействия их сознаний» [Тюпа, 2007].
Для нашей работы важны не столько поведенческие особенности коммуникантов, сколько осознанность выбора ими поведенческой модели, а также содержательные итоги коммуникационного процесса. Поэтому, основываясь на идеях философии диалогистов (в частности, М. Бубера, Ф. Розенцвейга, М. М. Бахтина) и выводах неориториков (Р. Барта, Ж. Женетта, В. И. Тюпы), мы вводим понятие «диалогической коммуникации».
«Диалогическим» мы предлагаем считать коммуникационный процесс, предполагающий участие в нем субъектов, обладающих личностным (даже если оно не осознано до конца) видением и пониманием своих отношений с
миром. Результатом взаимодействия в рамках коммуникационного процесса «я» с «другим» становится, во-первых, как понимание себя каждым субъектом коммуникации, так и «другого». А во-вторых, как и полагают неориторики, в результате «обмена информацией» рождается смысл, на основании взаимодействия двух и более сознаний, вступающих во взаимодействие. Этот смысл и определяет возможность или невозможность дальнейшего взаимодействия с тем «другим», с которым «я» вступает во взаимодействие в рамках коммуникации.
«Диалогическая коммуникация» является развитием идеи о симметричной диалоговой коммуникации, которая предполагает, что каждый из участников процесса «выступает в качестве полноправного субъекта, попеременно выполняя роль источника и получателя информации» [Гавра, 2011: 283].
Исследование возможности и эффективности «диалогической коммуникации» бренда с целевой аудиторией в современной цифровой среде потребовало использование качественного ненаправленного контент-анализа, а также методов социологического анализа, применяемого PR-специалистами (анкетирование, глубинное интервью и т.п.) для изучения потребностей целевой аудитории в доверительных отношениях с брендом, ее ожиданий, а также выявления возможностей сторителлинга эти ожидания оправдать.
Ход исследования и результаты
Была проведена серия глубинных интервью с применением метода персонификации. В исследовании приняли участие 43 человека, которые были сегментированы по полу и возрасту. Метод глубинного интервью не предполагает единообразного скрипта проведения, вопросы корректировались по ходу беседы. Участникам исследования было предложено ознакомиться с двумя многосерийными историями: проект «Как воевали плотины», созданный «РусГидро» и выходящий на канале «Лайфньюс» в преддверии 70 летия победы в ВОВ [Проект «Как воевали плотины», 2015], и письма генерального директора компании «Splat»
Евгения Демина, выходящие с 2007 года по настоящее время [Письма Евгения Демина, 2017].
После ознакомления с историями респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов: «какой бренд рассказывает историю?», «о чем эти истории?», «какие ценности транслирует бренд?». Идентифицировать бренд, вступающий в коммуникацию, удалось подавляющему большинству. Так, 100% интервьюируемых назвали автором писем компанию «Splat», 95% определили, что проект «Как воевали плотины» создан компанией «РусГидро». Оставшиеся 5% приписали авторство проекта youtube-каналу «Shot», выкладывающему ролики в сеть. Любопытно, что в случае с проектом «Как воевали плотины» аудитория единодушно назвала в качестве основной темы истории роли гидроэнергетики во время Великой Отечественной Войны: «Эти истории связывают историю победы в Великой отечественной войне с работой энергетиков, транслируют на бренд военные успехи и героизм граждан Советского Союза».
Сложнее респондентам оказалось определить основную мысль историй компании Splat. Мы просили не назвать тему отдельного письма (каждое письмо Евгения Демина посвящено какой-то ситуации или проблеме), а ответить на вопрос в общем «о чем эти письма?». Часть опрошенных (7%) не сумела определить «посыл» историй, остальные в числе тем называли: «ценность жизни», «О том, как не бояться действовать, проявлять свои эмоции. О том, что все мы разные, у всех есть свои достоинства и недостатки, и это нормально», «Рефлексия генерального директора о разных проблемах, с которыми он встречается», «О любви к себе. Мы можем иметь кучу недостатков, можем запрещать себе что-то делать, потому что общество считает, что это неправильно. Но, главное, это слушать себя: разрешать себе чувствовать то, что не принято другими, обращать недостатки в плюсы». Ряд уточняющих вопросов позволил определить, что что в коммуникацию с брендом способен был вступить тот, для кого вопросы, поднимаемые в
письмах, актуальны и для кого ценности, транслируемые брендом, оказываются наиболее близки.
При этом мы полагаем, что истории «Splat» оказывается инструментом, который приближает коммуникацию бренда к диалогической. С одной стороны, через письма генерального директора компания рефлексирует о собственном месте в мире, о ценностях, которые она декларирует и транслирует. Бренд ищет ответы на вопросы, обозначенные К. Фогом. Потребитель же через раскрытие «другого» (бренда, который олицетворяет генеральный директор), через его личностную позицию оказывается способен приобщиться к акту со-бытия, сказать, разделяет он эти ценности и установки или нет. Интервью показывает, что 93% отметили: письма заставили их задуматься, хотя поначалу философские темы от бренда зубной пасты казались странными.
Следующий блок вопросов интервью был связан с индивидуальным восприятием историй. Здесь же мы применили метод персонификации для того, чтобы наиболее точно определить эмоциональные реакции респондентов. Также мы просили определить, для кого создавались данные истории. Аудиторию обоих циклов историй респонденты оценили как максимально широкую. Для проекта «РусГидро» называли граждан России, студентов и школьников, сотрудников компании, инвесторов, интересующихся историей и др. Описывая потенциальную аудиторию историй «Splat», респонденты чаще прибегали к описательным конструкциям: «Сентиментальные люди, которые любят почитать истории», «Люди, которые не уверены в себе и своих силах, нетерпимы к людям и не понимают их», «Те, кому необходимо посмотреть со стороны на такие, на первый взгляд, обычные вещи. Или люди, которые хорошо знакомым с такими ситуациями (чувствами и эмоциями)».
На вопрос «какие эмоции вызывает история?» мы получили следующие ответы. «Как воевали плотины»: «Положительные впечатления о людях и исторических событиях, подпорченные приторными монологами и
нагловатым переносом успехов всех энергетиков на современную компанию, которая является лишь наследницей, а не участницей описываемых событий», «гордость, воодушевление», «Мурашки по телу от того, с каким трудом добивались наши соотечественники того, что для нас в данный момент решается нажатием на выключатель». Только один участник интервью отметил, что после просмотра у него возникли негативные эмоции, связанные с трансляцией ценностей, «как говорится, в лоб».
Диапазон эмоциональных реакций на истории «Splat» был более широким. Мнения участников интервью разделились: 63% не испытали негативных эмоций и отмечали, что после прочтения почувствовали спокойствие, любовь к миру, надежду, доверие и т.д., 37% наоборот говорили о негативных эмоциях: омерзение, утомление, злость. Среди прочего отмечалась перегруженность текста и, как следствие, сложность восприятия. Примечательно, что ни одного человека эти истории не оставили равнодушными. Когда мы просили описать характер бренда, если бы он был человеком, примерно 10% затруднились дать ответ. «РусГидро» описывали как надежного, авторитарного, с традиционалистскими установками, устойчивого, просветительского. Звучало также «приспособленческий и заискивающий». «Spat» аудитория представляла в образе «человека, с которым комфортно поговорить о разных вещах, которые тебя беспокоят, но также комфортно и просто помолчать, побыть рядом», «Лучшая версия меня. Рассудительный и в то же время рисковый человек, любящий, ответственный, настоящий», «Седовласый дедулечка лет 60.», «Рыжая девушка с веснушками. Добрая и позитивная», «Надоедливый и самовлюбленный».
Последним вопросом мы просили оценить эффективность данных историй и получили неожиданные результаты. Так, 95% интервьюируемых оценили историю «Как воевали плотины» как эффективную. Отмечая, что история заинтересовала, побудила разбираться в вопросе дальше. 5% отметили растянутость, и сказали, что они не являются ЦА проекта. Истории
«Splat» вновь разделили респондентов на два лагеря: 54% назвали их крайне эффективнымм, хоть и неожиданными; 15% сомневались в эффективности из-за неясности целей коммуникации; 31% назвали их в числе худших сторителлингов, с которыми они встречались.
Проведенный анализ потребительского восприятия уже на этом этапе исследования позволяет сделать некоторые выводы:
- традиционные модели коммуникации «один ко многим», остаются эффективными в рамках корпоративного сторителлинга, когда целью ставится информирование потребителей о деятельности компании, о корпоративной истории и ценностях. ЦА таких историй оценивает их как эффективные в случае, когда информационная цель оказывается достигнута; но никакого диалога не возникает;
- бренд с «человеческим лицом» демонстрирует большую способность к диалогу, причем не о бренде, а о ценностях, которые он предлагает с ним разделить; но те, кто эти ценности не считает своими, оценить историю как эффективную не может, он доверие к бренду не вызывает, поскольку появляется негативная эмоциональная реакция на бренд, что таит в себе определенные риски.
Также нами был проведен опрос о пользовательском опыте взаимодействия со сторителлингом. В опросе приняли участие 211 человек, наиболее активные участники интернет-коммуникации — молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. Ответы были полностью анонимными, структура опроса включала 10 вопросов. Опросник был составлен следующим образом: отрицательный ответ на контрольный вопрос «встречались ли вы со сторителлингом в своей коммуникативной практике?» не завершал прохождение, а с помощью уточняющих вопросов позволял нивелировать количество ложноотрицательных ответов из-за терминологической неосведомленности. До финального вопроса дошли 196 человек, что составляет примерно 93% от общего числа респондентов.
Согласно результатам опроса, около 95% респондентов хоть раз встречались со сторителлингом. Из них 52,4% сталкиваются с ним несколько раз в месяц, 9,5% один раз в неделю, 4,8% более одного раза в неделю и 33,3% не помнят, когда последний раз видели сторителлинг.
В качестве основных площадок, на которых пользователи встречали сторителлинг, называли VK, Instagram, Telegram, YouTube, Интернет и телевидение.
Примечательно, что на вопрос «расскажите о самом интересном сторителлинге, который вы встречали» 33% опрошенных не смогли вспомнить ни одного примера. В числе эффективных назвали сторителлинги таких брендов, как Red Bull, Mcdonald's, Burberry, KFC, Twix и др. Респонденты отмечали, что «хорошим» сторителлингом считают тот, который оставляет эмоциональный отклик.
Вспомнить конкретный пример «плохого» сторителлинга не смогли 100% опрошенных, что в целом свидетельствует о том, что неэффективная коммуникация проходит мимо сознания аудитории. Некоторые пользователи давали описание того, какой сторителлинг считают неэффективным: «тот, который пишется по шаблонам с обучающих сайтов», «любой из тех, что пишутся по шаблону: у меня была проблема, я не знал(а) что делать, обращался(ась) ко всем, но тут «бренд или личность» помог мне, теперь я зарабатываю много денег, ничего не делая».
Последний вопрос, который мы задавали респондентам, касался того, какой сторителлинг они считают наиболее эффективным. Подавляющее большинство ответило, что эффективным является сторителлинг, который обращает на себя внимание с первых слов, «цепляет». Были и развернутые ответы: «Пропитан чувствами, вызывает сопереживание, напрямую связан с объектом продвижения, то есть имеет цель. Текст ради текста, после которого остаются вопросы типа «зачем я это прочитал», неэффективен. Сразу должна быть связь с объектом продвижения», «Заставляет задуматься. Затрагивает самое важное в жизни, то, ради чего создаются эти проекты,
бренды, компании — ради любимых, близких. Успех напрямую зависит от настроений человека». И тут мы отметили противоречие. Часть респондентов, несмотря на реальные изменения в коммуникациях бренда, все еще ждет от коммуникации с компанией только информирования о том, насколько бренд может быть полезен в достижении конкретных прагматических целей. Другая часть уже ждет от общения с брендом не только информации об услуге или продукте. Коммуникация с брендом побуждает потребителя к выражения своей позиции. Мы обратили внимание, истории в современной коммуникативной ситуации все чаще создаются потребителем. Часто именно он становится инициатором диалога с брендом.
Для того чтобы проанализировать данный тип историй, мы применили методики наблюдения и качественного контент-анализа. Бы выбран сайт vc.ru [Трибуна, 2022] и его раздел «приемная». В этом разделе пользователи рассказывают о своем опыте взаимодействия с брендами, формат постов предполагает сторителлинг.
Контент этого раздела носит чаще всего негативный характер, это объясняется тем, что потребители, исчерпав возможности выйти на диалог с компанией традиционными средствами (заявки на сайтах, обращения в службу поддержки), выносят свою историю в публичное интернет-пространство. Не погружаясь в содержательную часть постов, опишем основную модель коммуникации, присущую данному виду историй: пользователь, столкнувшись с проблемой и не сумев ее решить, описывает ситуацию по возможности конструктивно (в большинстве материалов эмоциональные реакции превалируют над рациональными); к обсуждению подключаются другие читатели сайта, рассказывая о своем опыте, выражая поддержку или неодобрение, предлагая помощь; часто подключаются сотрудники бренда, ставшего предметом обсуждения, но их ответы носят в подавляющем большинстве формализованный характер, который воспринимается аудиторией как отписка. А вот другие бренды, подключающиеся к диалогу, рассказывают о своей работе и предлагают
помощь в решении проблемы; пользователь фиксирует ход решения и по итогу сообщает о результате.
Таким образом, можно говорить, что пользовательские истории становится инструментом воздействия на бренд, позволяет определить, «хочу ли я быть потребителем и/или клиентом компании; разделяю ли я ценности, декларируемые брендом?». Но главное, он создает возможность для равного диалога бренда и целевой аудитории, которым бренд может воспользоваться, чтобы создать доверительные отношения со своим потребителем и с обществом в целом, которое включает и партнеров, и конкурентов бренда.
Выводы
На основании проведенного исследования можно сделать несколько выводов:
- несмотря на появление новых коммуникативных трендов, респондентам разговор бренда не о товаре кажется странным. Но именно обсуждение важных жизненных проблем втягивает целевую аудиторию бренда в разговор и делает его в конечном итоге комфортным для потребителя, когда он обнаруживает интересные для себя темы и видит ориентацию бренда на ценности, которые в обществе принято считать важными;
- потребители выстраивают свои отношения с компаниями, ориентируясь на символы, визуальные и текстовые образы, которые соответствуют их ценностям и образу жизни, что в свою очередь позволяет им сделать выводы о собственной личности. В то же время бренды в значительной степени оказывают влияние на формирование ценностей и жизненных установок аудитории. Потребительский фокус постепенно смещается в сторону компаний, которые оказываются способны предоставить «уникальный опыт» и ответить на вопрос «кто я»;
- у сторителлинга есть перспектива стать эффективным инструментом организации диалогической коммуникации бренда, причем инициированной не брендом, а его целевой аудиторией. Такой сторителлинг таит в себе риски
и требует от PR-специалистов не ориентации на шаблоны сторис, а умения создавать тексты, которые способны вызвать эмоциональный отклик, доверие аудитории, способны выразить индивидуальное лицо бренда, осуществившего свой ценностный выбор.
Стоит предположить, что эффективной станет коммуникация, в которой комфортно будет каждому из субъектов: и бренду, и ЦА. И важно, чтобы в рамках этой коммуникации бренд был не индивидуализированным образом, а индивидуальным участником коммуникации, чья индивидуальность в этой коммуникации учитывается и утверждается. Последний вывод важен для определения и ценности уже проведенного исследования и для определения перспектив дальнейшей работы.
Библиография
Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 2016. С. 120-145.
Боева Г.Н. Сторителлинг как новая PR-технология // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. № 2(39). 2020. С. 26-30.
Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. СПб, 2011.
Жильцова О.Н. Цифровые тренды на российском PR-рынке // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2021. С. 164-172.
Захарова М.В. Пользовательский контент как инструмент формирования лояльности к бренду в цифровой среде // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. С. 29-35.
Минаева Л.В. Корпоративный сторителлинг // Вестник университета № 2. 2016. С. 247-253.
Письма Евгения Дёмина // Splat (дата обращения 15.01.2022) URL: https://splatglobal.com/ru-ru/splat-media/letters-from-evgeny-dyomin
Проект «Как воевали плотины подводит промежуточные итоги» // Как воевали плотины (дата обращения: 18.01.2022) URL: http://hydro1945.ru/sobytiya/Proekt-Kak-voevali-plotiny-podvodit-promezhutochnye-itogi
Трибуна // vc.ru (дата обращения 14.01.2022) URL: https://vc.ru/tribuna
Тюпа В.И. Коммуникационные стратегии в гуманитарном знании // Коммуникационные стратегии культуры и гуманитарные технологии. Научно-методические материалы. Коллектив авторов. Российский Государственный
педагогический университет имени А. И. Герцена. СПб., 2007 (дата обращения:
18.12.2021). URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3392/3393
Fog K., Budtz C., Yakaboylu B., Blanchette S. (2006). Storytelling: Branding in Practice. Luxembourg: Springer. 254 р.
Walgrove A. The definition of brand loyalty and how to build it (дата обращения:
22.02.2022). URL: https://www.canva.com/learn/the-definition-of-brand-loyalty
References
Andreyeva G. M. (2016) Sotsial'nayapsikhologiya [Social philosophy] Moscow: Aspekt Press. pp. 120-145.
Boyeva G.N. (2020) Storitelling kak novaya PR-tekhnologiya [Storitelling as a new PR technology]. Vestnik Priamurskogo gosudarstvennogo universiteta im. Sholom-Aleykhema. [Bulletin of the Amur State University. Sholom Aleichem]. 2: 26-30.
Gavra D.P. (2011) Osnovy teorii kommunikatsii. [Fundamentals of Communication Theory]. Saint Petersburg
Zhil'tsova O.N (2021) Tsifrovyye trendy na rossiyskom PR-rynke [Digital trends in the Russian PR market]. Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta [Bulletin of the Moscow Financial and Law University]. pp. 164-172.
Zakharova M.V. (2021) Pol'zovatel'skiy kontent kak instrument formirovaniya loyal'nosti k brendu v tsifrovoy srede [User Content as a Tool for Forming Brand Loyalty in the Digital Environment]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya [Sign: problematic field of media education]. pp. 29-35.
Minayeva L.V. (2016) Korporativnyi Storitelling [Corporate Storytelling]. Vestnik universiteta [University Bulletin]. 2: 247-253.
Pis'ma Evgeniya Dëmina [Letters from Evgeny Demin]. Splat. Date of access 15.01.2022. URL: https://splatglobal.com/ru-ru/splat-media/letters-from-evgeny-dyomin
Proyekt «Kak voyevali plotiny podvodit promezhutochnyye itogi» [Project "How dams fought" interim results]. Kak voyevali plotiny [How dams fought]. Date of access: 18.01.2022 URL: http://hydro1945.ru/sobytiya/Proekt-Kak-voevali-plotiny-podvodit-promezhutochnye-itogi
Tribuna [Tribune]. vc.ru Date of access: 14.01.2022 URL: https://vc.ru/tribuna
Tyupa V.I. (2007) Kommunikatsionnyye strategii v gumanitarnom znanii [Communication strategies in the humanities]. Kommunikatsionnyye strategii kul'tury i gumanitarnyye tekhnologii. Nauchno-metodicheskiye materialy. Kollektiv avtorov. Rossiyskiy Gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet imeni A. I. Gertsena. [Communication strategies of culture and humanitarian technologies. Scientific and methodical materials. The team of
authors. Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen]. Saint Petersburg Date of access:: 18.12.2021). URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3392/3393
Fog K., Budtz C., Yakaboylu B., Blanchette S. (2006). Storytelling: Branding in Practice. Luxembourg: Springer. 254 р.
Walgrove A. The definition of brand loyalty and how to build it (дата обращения: 22.02.2022). URL: https://www.canva.com/learn/the-definition-of-brand-loyalty
Сведения об авторах
Тютелова Лариса Геннадьевна - доктор филологических наук, доцент, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы и связей с общественностью Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, e-mail: [email protected]
Лисовицкая Валерия Николаевна - аспирант кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, e-mail: [email protected]
Шевченко Екатерина Сергеевна - доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, e-mail: [email protected]
Шевченко Вячеслав Дмитриевич - доктор филологических наук, доцент, зав. кафедрой английской филологии Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, e-mail: [email protected]
Larisa G. Tyutelova - Doctor of philological sciences, associate professor, head of department of Russian and foreign literature and PR, Samara National Research University, e-mail: largenn@mail .ru
Valeria N. Lisovitskaya - post-graduate student of department of Russian and foreign literature and PR, Samara National Research University, e-mail: [email protected]
Ekaterina S. Shevchenko - Doctor of philological sciences, professor of department of Russian and foreign literature and PR, Samara National Research University, e-mail: [email protected]
Viacheslav D. Shecvhenko - Doctor of philological sciences, PhD, associate professor, head of the English department, Samara National Research University, e-mail: [email protected]