Суходимцева А.П., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
В своей эволюции проектирование стало занимать все более значительное место в образовательном процессе. По утверждению И.А. Колесниковой, сначала проектирование рассматривалось лишь как дидактическое средство, а сегодня это уже уровень образовательной концепции. Увеличились и усложнились объекты проектирования, к которым ученые относят педагогическую систему, образовательную среду, суть нового воспитания и обучения,предполагаемые результаты личностного развития (B.C. Лазарев, Т.Н. Макарова). Причина популярности проектирования связана с этапом становления проектно-технологического типа организационной культуры современного общества,суть которого состоит в том, что вся продуктивная деятельность человека (или организации, предприятия) разбивается на отдельные завершенные циклы. Такие циклы называются проектами.Современное понимание проекта, по утверждению А.М. Моисеева, О.М. Моисеевой, трактуется с позиции проектного менеджмента, где проект - это, прежде всего, особая (проектная) форма, способ и единица организации жизнедеятельности людей. Проект рассматривается при этом двояко: как результат особой деятельности (проектирования) и как основа для дальнейшего создания проектируемой системы в действительности.Если человек сам ставит цели своей деятельности - деятельность имеет активный, продуктивный и творческий характер [1, C. 22]. В последнее время в научно-педагогической литературе и в статьях педагогов-практиков все чаще используется термин «педагогическое проектирование». И.Я. Колесникова рассматривает его как обобщенный вид деятельности для педагога, где он выступает в качестве субъекта деятельности.
Постепенно проектирование вводится в научный контекст и трактуется в качестве основного метода нового типа научности - практико-ориентированного исследования (Н.А. Масюкова) или проектно-программного подхода (Ю.В. Громыко). Активно рассматривалась позиция педагога, который может быть очень эффективным, если будет организовывать свою деятельность в рамках образовательного проекта (А.М. Новиков). стоит отметить, что в достаточно большом количестве научных исследований, посвященных педагогическому проектированию, организация деятельности педагога в таком формате не рассматривается.
А в этом есть необходимость. Эффективность учебного процесса невозможно рассматривать без учета организационной деятельности преподавателя как деятельностной системы (В.П. Симонов). Что значит организовать деятельность? Это предполагает «упорядочить ее в целостную систему», задать ей четкие характеристики, выстроить логическую структуру процесса ее реализации (А.М. Новиков). А рамки проекта и позволяют учителю создать такую деятельностную систему своей образовательной практики, т.к. процесс в таком случае имеет определенную последовательность (временную структуру организации деятельности). Он разбивается по фазам, стадиям и этапам. Таким образом, по мнению А.М. Новикова,создается жизненный цикл проекта (от идеи до полного завершения). Как следствие, деятельность учителя будет носить завершенный продуктивный характер [1, С. 36].
Модернизация образования, его компетентностный характер
актуализировал востребованность педагогического проектирования, которое понимается «как самостоятельная полифункциональная педагогическая деятельность, предопределяющая создание новых или преобразование имеющихся условий процесса воспитания и обучения» (В.П. Беспалько).
Это предполагает в функционале школьного педагога наличие освоенных умений построения и организации своей деятельности (по А.М. Новикову):
• целеполагания,
• проектировать, моделировать, конструировать;
• оптимального выбора индивидуального стиля собственной профессиональной деятельности, рефлексии (самоанализа) ее процесса и результатов и т.д.
В государственных документах педагогическое проектирование также рассматривается как обязательное. Профессиональный стандарт педагога (2013 г.) зафиксировал как общетрудовую функцию проектирование образовательного процесса и образовательных программ.
Образовательная деятельность учителя рассматривается в формате педагогического проекта. Педагогам школ важно овладеть педагогическим проектированием на уровне компетентности, т.к. это позволит им обеспечить достижение компетентностного результата образования обучающихся, оптимально организовать свою деятельность в постоянно изменяющихся, часто непредсказуемых образовательных условиях, а также осуществлять профессионально-личностное саморазвитие. В то же время, существенным недостатком современного педагогического проектирования является то, что проектирование используется в основном при организации внеурочной работы в таких формах, которые имеют частный, локальный характер. Следовательно, владение педагогическим проектированием - это для учителя социальное требование, которое выполнить пока готовы не все учителя.
Что является объектом проектирования для школьного педагога? А.М. Новиков называет обобщенный объект проектирования - педагогическую систему как единство системы целей образования и всех факторов педагогического
процесса, способствующих достижению этих целей.
В связи с этим предлагается расширить и обогатить представление о содержательных и технологических основах овладения педагогом своей деятельностью, осуществляемой как последовательность разработки и реализации взаимосвязанных педагогических проектов.
В качестве примера рассмотрим проектирования учителем иностранного языка цикла занятий в рамках одной темы (см. таблицу 1). При этом использована идея Е.И. Пассова относительно процесса усвоения речевого материала [2].
Таблица 1.
На основании данного цикла учитель проектирует методическую основу каждого урока в теме. Приведем фрагмент из цикла. Подробнее [3].
№ 1. Урок предъявления новых лексических/грамматических знаний
Цель: Формировать лексические/грамматические навыки
Задачи:
1) Учить действовать по аналогии и сличать свои действия с образцом, т.е. копировать реплику учителя;
2) Учить поставлять в речевой образец другую ЛЕ (лексическую единицу);
3) Учить передавать смысл услышанного другими словами;
4) Учить записывать микротекст с новыми ЛЕ (новой гр. структурой) с первого предъявления;
5) Учить комбинировать новый материал и осуществлять перенос навыков в новые условия.
Речевой материал: (новый) и (для повторения) Структура урока: 1.Речевая подготовка.
II. Предъявление нового материала. Ввод в проблему общения.
III. Активация. Обсуждение проблемы общения.
1. Имитация
2. Подстановка
3. Трансформация
4. Комбинирование
IV. Все на основе условно-речевых упражнений (УРУ) при помощи ФСТ (функционально-смысловая таблица).
V. Собственно речь. Решение проблемы, предъявление своей позиции. Репродукция.
VI. Итог урока
Планируемый результат (Д) - цель урока достигнута, если учащиеся:
-узнают новую лексику (грам. структуру) в речи учителя;
- используют это в речевых упражнениях;
-записывают с однократного предъявления;
-употребляют в ограниченном контексте или своих репликах.
№ 2. Урок повторения знаний
Цель: Совершенствовать речевые навыки
Задачи: Учить высказываться, используя в качестве основы так называемый разговорный текст:
1) определять главную мысль текста, логические связки и структуру текста, его функциональную направленность и понимать текст в качестве образца высказывания.
2) выражать отношение к проблеме, содержащейся в тексте, давать характеристику героям текста, высказывать оценочное суждение относительно их поступков и мыслей.
3) использовать материал текста применительно к себе и своим близким.
Речевой материал: материал уроков первого этапа, материал предыдущих
циклов.
Структура урока
ГРечевая подготовка - активизация материала предыдущих уроков, необходимая для лучшего восприятия разговорного текста (РТ).
II. Чтение (слушание) РТ с определенной речевой задачей.
III. Основная часть
1) Комбинирование
2) Перефразирование
3) Трансформация материала текста на основе УРУ и речевых упражнений (РУ) при помощи логико-синтаксических схем (ИСС)
IV. Итог урока:
Планируемый результат (Д) - цель урока достигнута, если учащиеся:
- в своих высказываниях используют ЛЕ/гр.структуры уроков I этапа;
- выражают законченную мысль в соответствии с речевой задачей, основной мыслью текста;
- высказываются логично и связно, давая оценку героям текста;
- выражают самостоятельно применительно к себе, обращаясь к конкретному лицу.
№3. Урок закрепления знаний.
Цель: Развивать умения монологической речи.
задачи: Те же, что и на уроке Повторения, с той лишь разницей, что конкретизируется тип речевой задачи: сообщить что-то, объяснить, одобрить, осудить или убедить.
Речевой материал: весь материал данного цикла по теме, высказывания для аудитории.
Для учителя предлагаются следующие критерии оценки проекта занятия:
1. Проект имеет все основные структурные элементы: тема, тип занятия, форма, цель, планируемые результаты, этапы занятия, задачи на этапах, средства обучения, методы/приемы/технологию обучения.
2. Проект отражает логику занятия.
3. Проект отражает деятельность педагога, деятельность обучающихся и их взаимодействие.
4. Проект отражает мониторинг достижения запланированного результата.
5. Выдержаны требования по оформлению проекта.
6. Проект отражает рефлексию соответствия планируемого и реального результата занятия.
Таким образом, проектируется цикл темы, затем цикл в рамках учебного года, весь курс обучения по иностранному языку в школе. данный подход может быть использован учителями при разработке рабочей программы по любому учебному предмету.
ЛИТЕРАТУРА
1. Новиков А.М. Методология образования. Издание второе. - М.: «Эгвес», 2006. - 488с.
2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. -М.: Глосса-пресс, 2010. - 640 с.
3. Суходимцева А.П. Как спроектировать занятие по развитию детской одаренности с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов / А.П. Суходимцева - М.,:РЕГЕНС, 2014. - 40 с.