Научная статья на тему 'Организация деятельности учителя в категории педагогического проекта'

Организация деятельности учителя в категории педагогического проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / PEDAGOGICAL PROJECT / ЗАВЕРШЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMPLETE CYCLE OF PRODUCTIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суходимцева Анна Петровна, Сергеева Марина Георгиевна, Соколова Наталия Леонидовна

В статье представлена авторская методика организации деятельности учителя иностранного языка в рамках педагогического проекта как завершенного цикла продуктивной деятельности и описывающая его компоненты: тема, тип занятия, форма, цель, планируемые результаты, этапы занятия, задачи на этапах, средства обучения, методы/приемы/технологию обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суходимцева Анна Петровна, Сергеева Марина Георгиевна, Соколова Наталия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of activity of the teacher in category of the pedagogical project

The article provides the author’s technique of the organization of activities of the teacher of a foreign language within the pedagogical project as complete cycle of productive activities and describing its components: a subject, occupation type, a form, the purpose, the planned results, stages of occupation, a task at stages, tutorials,methods/acceptances/technology of training.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности учителя в категории педагогического проекта»

Суходимцева А.П., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

В своей эволюции проектирование стало занимать все более значительное место в образовательном процессе. По утверждению И.А. Колесниковой, сначала проектирование рассматривалось лишь как дидактическое средство, а сегодня это уже уровень образовательной концепции. Увеличились и усложнились объекты проектирования, к которым ученые относят педагогическую систему, образовательную среду, суть нового воспитания и обучения,предполагаемые результаты личностного развития (B.C. Лазарев, Т.Н. Макарова). Причина популярности проектирования связана с этапом становления проектно-технологического типа организационной культуры современного общества,суть которого состоит в том, что вся продуктивная деятельность человека (или организации, предприятия) разбивается на отдельные завершенные циклы. Такие циклы называются проектами.Современное понимание проекта, по утверждению А.М. Моисеева, О.М. Моисеевой, трактуется с позиции проектного менеджмента, где проект - это, прежде всего, особая (проектная) форма, способ и единица организации жизнедеятельности людей. Проект рассматривается при этом двояко: как результат особой деятельности (проектирования) и как основа для дальнейшего создания проектируемой системы в действительности.Если человек сам ставит цели своей деятельности - деятельность имеет активный, продуктивный и творческий характер [1, C. 22]. В последнее время в научно-педагогической литературе и в статьях педагогов-практиков все чаще используется термин «педагогическое проектирование». И.Я. Колесникова рассматривает его как обобщенный вид деятельности для педагога, где он выступает в качестве субъекта деятельности.

Постепенно проектирование вводится в научный контекст и трактуется в качестве основного метода нового типа научности - практико-ориентированного исследования (Н.А. Масюкова) или проектно-программного подхода (Ю.В. Громыко). Активно рассматривалась позиция педагога, который может быть очень эффективным, если будет организовывать свою деятельность в рамках образовательного проекта (А.М. Новиков). стоит отметить, что в достаточно большом количестве научных исследований, посвященных педагогическому проектированию, организация деятельности педагога в таком формате не рассматривается.

А в этом есть необходимость. Эффективность учебного процесса невозможно рассматривать без учета организационной деятельности преподавателя как деятельностной системы (В.П. Симонов). Что значит организовать деятельность? Это предполагает «упорядочить ее в целостную систему», задать ей четкие характеристики, выстроить логическую структуру процесса ее реализации (А.М. Новиков). А рамки проекта и позволяют учителю создать такую деятельностную систему своей образовательной практики, т.к. процесс в таком случае имеет определенную последовательность (временную структуру организации деятельности). Он разбивается по фазам, стадиям и этапам. Таким образом, по мнению А.М. Новикова,создается жизненный цикл проекта (от идеи до полного завершения). Как следствие, деятельность учителя будет носить завершенный продуктивный характер [1, С. 36].

Модернизация образования, его компетентностный характер

актуализировал востребованность педагогического проектирования, которое понимается «как самостоятельная полифункциональная педагогическая деятельность, предопределяющая создание новых или преобразование имеющихся условий процесса воспитания и обучения» (В.П. Беспалько).

Это предполагает в функционале школьного педагога наличие освоенных умений построения и организации своей деятельности (по А.М. Новикову):

• целеполагания,

• проектировать, моделировать, конструировать;

• оптимального выбора индивидуального стиля собственной профессиональной деятельности, рефлексии (самоанализа) ее процесса и результатов и т.д.

В государственных документах педагогическое проектирование также рассматривается как обязательное. Профессиональный стандарт педагога (2013 г.) зафиксировал как общетрудовую функцию проектирование образовательного процесса и образовательных программ.

Образовательная деятельность учителя рассматривается в формате педагогического проекта. Педагогам школ важно овладеть педагогическим проектированием на уровне компетентности, т.к. это позволит им обеспечить достижение компетентностного результата образования обучающихся, оптимально организовать свою деятельность в постоянно изменяющихся, часто непредсказуемых образовательных условиях, а также осуществлять профессионально-личностное саморазвитие. В то же время, существенным недостатком современного педагогического проектирования является то, что проектирование используется в основном при организации внеурочной работы в таких формах, которые имеют частный, локальный характер. Следовательно, владение педагогическим проектированием - это для учителя социальное требование, которое выполнить пока готовы не все учителя.

Что является объектом проектирования для школьного педагога? А.М. Новиков называет обобщенный объект проектирования - педагогическую систему как единство системы целей образования и всех факторов педагогического

процесса, способствующих достижению этих целей.

В связи с этим предлагается расширить и обогатить представление о содержательных и технологических основах овладения педагогом своей деятельностью, осуществляемой как последовательность разработки и реализации взаимосвязанных педагогических проектов.

В качестве примера рассмотрим проектирования учителем иностранного языка цикла занятий в рамках одной темы (см. таблицу 1). При этом использована идея Е.И. Пассова относительно процесса усвоения речевого материала [2].

Таблица 1.

На основании данного цикла учитель проектирует методическую основу каждого урока в теме. Приведем фрагмент из цикла. Подробнее [3].

№ 1. Урок предъявления новых лексических/грамматических знаний

Цель: Формировать лексические/грамматические навыки

Задачи:

1) Учить действовать по аналогии и сличать свои действия с образцом, т.е. копировать реплику учителя;

2) Учить поставлять в речевой образец другую ЛЕ (лексическую единицу);

3) Учить передавать смысл услышанного другими словами;

4) Учить записывать микротекст с новыми ЛЕ (новой гр. структурой) с первого предъявления;

5) Учить комбинировать новый материал и осуществлять перенос навыков в новые условия.

Речевой материал: (новый) и (для повторения) Структура урока: 1.Речевая подготовка.

II. Предъявление нового материала. Ввод в проблему общения.

III. Активация. Обсуждение проблемы общения.

1. Имитация

2. Подстановка

3. Трансформация

4. Комбинирование

IV. Все на основе условно-речевых упражнений (УРУ) при помощи ФСТ (функционально-смысловая таблица).

V. Собственно речь. Решение проблемы, предъявление своей позиции. Репродукция.

VI. Итог урока

Планируемый результат (Д) - цель урока достигнута, если учащиеся:

-узнают новую лексику (грам. структуру) в речи учителя;

- используют это в речевых упражнениях;

-записывают с однократного предъявления;

-употребляют в ограниченном контексте или своих репликах.

№ 2. Урок повторения знаний

Цель: Совершенствовать речевые навыки

Задачи: Учить высказываться, используя в качестве основы так называемый разговорный текст:

1) определять главную мысль текста, логические связки и структуру текста, его функциональную направленность и понимать текст в качестве образца высказывания.

2) выражать отношение к проблеме, содержащейся в тексте, давать характеристику героям текста, высказывать оценочное суждение относительно их поступков и мыслей.

3) использовать материал текста применительно к себе и своим близким.

Речевой материал: материал уроков первого этапа, материал предыдущих

циклов.

Структура урока

ГРечевая подготовка - активизация материала предыдущих уроков, необходимая для лучшего восприятия разговорного текста (РТ).

II. Чтение (слушание) РТ с определенной речевой задачей.

III. Основная часть

1) Комбинирование

2) Перефразирование

3) Трансформация материала текста на основе УРУ и речевых упражнений (РУ) при помощи логико-синтаксических схем (ИСС)

IV. Итог урока:

Планируемый результат (Д) - цель урока достигнута, если учащиеся:

- в своих высказываниях используют ЛЕ/гр.структуры уроков I этапа;

- выражают законченную мысль в соответствии с речевой задачей, основной мыслью текста;

- высказываются логично и связно, давая оценку героям текста;

- выражают самостоятельно применительно к себе, обращаясь к конкретному лицу.

№3. Урок закрепления знаний.

Цель: Развивать умения монологической речи.

задачи: Те же, что и на уроке Повторения, с той лишь разницей, что конкретизируется тип речевой задачи: сообщить что-то, объяснить, одобрить, осудить или убедить.

Речевой материал: весь материал данного цикла по теме, высказывания для аудитории.

Для учителя предлагаются следующие критерии оценки проекта занятия:

1. Проект имеет все основные структурные элементы: тема, тип занятия, форма, цель, планируемые результаты, этапы занятия, задачи на этапах, средства обучения, методы/приемы/технологию обучения.

2. Проект отражает логику занятия.

3. Проект отражает деятельность педагога, деятельность обучающихся и их взаимодействие.

4. Проект отражает мониторинг достижения запланированного результата.

5. Выдержаны требования по оформлению проекта.

6. Проект отражает рефлексию соответствия планируемого и реального результата занятия.

Таким образом, проектируется цикл темы, затем цикл в рамках учебного года, весь курс обучения по иностранному языку в школе. данный подход может быть использован учителями при разработке рабочей программы по любому учебному предмету.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новиков А.М. Методология образования. Издание второе. - М.: «Эгвес», 2006. - 488с.

2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. -М.: Глосса-пресс, 2010. - 640 с.

3. Суходимцева А.П. Как спроектировать занятие по развитию детской одаренности с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов / А.П. Суходимцева - М.,:РЕГЕНС, 2014. - 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.