Научная статья на тему 'Организация деятельности центра педагогического опыта по проблеме формирования основ межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в условиях поликуль-турного образовательного пространства'

Организация деятельности центра педагогического опыта по проблеме формирования основ межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в условиях поликуль-турного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Фавзия Сунгатовна

Представлены материалы, показывающие специфику организации педагогического процесса, направленного на формирование этнической толерантности детей дошкольного возраста в условиях национального детского сада. В публикациях раскрываются теоретические основы и прикладные аспекты взаимодействия с детьми в разных видах деятельности, отражающие воспитательные возможности традиционной и национальной культуры народов Прикамья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пак Фавзия Сунгатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности центра педагогического опыта по проблеме формирования основ межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в условиях поликуль-турного образовательного пространства»

Раздел IV

Результаты деятельности ЦИО

УДК 37.035.6:373.2

Ф.С. Пак Организация деятельности центра педагогического опыта по проблеме формирования основ межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в условиях поликуль-турного образовательного пространства

Аннотация: Представлены материалы, показывающие специфику организации педагогического процесса, направленного на формирование этнической толерантности детей дошкольного возраста в условиях национального детского сада. В публикациях раскрываются теоретические основы и прикладные аспекты взаимодействия с детьми в разных видах деятельности, отражающие воспитательные возможности традиционной и национальной культуры народов Прикамья.

Ключевые слова: толерантность, диалог культур, национальная культура, компетентность, традиции.

Жизнь в условиях этнического многообразия является одним из источников серьезных проблем для любого социума, поэтому идея толерантности становится сегодня важным условием становлением гуманного общества. Постоянные региональные конфликты, акты агрессивности,расизм,дикриминация привели к серьезным переменам политической жизни

мира. Разрешение споров, примирение враждующих сторон и восстановление социальной жизни стало одним из самых сложных процессов. В России действует специальная федеральная краевая программа по воспитанию толерантности - словом, формированию нормального, цивилизованного отношения к людям, различающимся по национальности, образу мысли, нравам, языку, убеждениям и обычаям.

Что входит в понятие толерантность? В переводе с латинского толерантность означает терпение. Если мы обратимся к словарю С. И. Ожегова, то найдем три слова, близкие по значению: «терпение», «терпеть», «терпимость». «Терпение» определяется, как способность терпеть, как настойчивость, упорство и выдержка. «Терпеть» - стойко переносить что-нибудь, мириться с наличием чего-либо, испытывать что-то неприятное. «Терпимость» используется в значении терпимого отношения к кому-нибудь, чему-нибудь, к чужим мнениям, верованиям, поведению. В краткой философской энциклопедии толерантность рассматривается как терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, особенностям различных народов, наций, религий. Она является признаком уверенности в себе и осознанием надежности своих собственных позиций (Коломийченко,2006: 7).

Толерантность как личностное образование рассматривается в словаре по этике как моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Оно выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения; является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным.

Межнациональная толерантность представляет собой цивилизованный компромисс между культурами народов и готовностью к диалогу культур, к принятию иных взглядов, выступает как условие сохранения разнообра-

©Пак Ф.С.,2011 96

зия и несхожести. Она основывается на гуманистическом подходе к установлению разных отношений, в том числе, межнациональных.

В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований к содержанию деятельности детских садов,предъявляемых государственным образовательным стандартом.

Наш детский сад не остался равнодушным к этой проблеме. Еще в 2001 году мы получили грант на проект «Чулпан» в номинации «Этническая радуга Прикамья» по созданию и деятельности комнаты татар и башкир в «Центре развития ребенка - детский сад № 355 «Чулпан»; в 2002 год - за проект «Семья» в номинации «Образование XXI века»

IV городского конкурса социально-значимых проектов «Общественные инициативы»; в 2003 год - за проект «Мир народной культуры» в номинации «Территория культуры»

V городского конкурса социально-значимых проектов «Общественные инициативы». В 2003 году наш коллектив МДОУ стал обладателем грантов III и IV конкурсов социальных проектов («Мир, в котором мы живем», объявленного фондом гуманитарных инициатив «Добрая сила»: проект «Зеленая стена» в номинации «Добрый двор» и проект «Разноцветный мир детства» в номинации «Добрые соседи»), В 2004году наш детский сад принял участие в областном конкурсе социальных и культурных проектов (проект «Должны смеяться дети»),

В 2002 году заведующая детским садом Ф.С. Пак стала лауреатом конкурса «Урок толерантности», объявленного проектом Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

В 2005 году педагогическим коллективом МДОУ разработана программа развития в связи с существующей потребностью у жителей города по созданию Центра межнационального общения, изучения языков и культур татарского и русского народов. Одна из подцелей программы - приобщение детей к общечеловеческим ценностям, обеспечение духовного благополучия детей дошкольного возраста через организацию диалога культур.

Главными целями программы являются: сохранение самобытности национальной культуры ребенка, формирование и распро-

странение межнационального согласия, внедрение в социальную практику толерантного поведения и мышления не только среди педагогов и воспитанников, но и их родителей. Достижение этих целей осуществляется посредством обновления содержания образования на основе культурно-исторических традиций с учетом национально-региональных особенностей обеспечения преемственности между поколениями,сохранения национальных культур Пермского края.

Реализация программы развития позволила накопить богатейший методический и дидактический культурологический материал, распространение которого стало востребованным не только педагогами национальных образовательных учреждений, но и разными категориями дошкольных работников, неравнодушных к проблемам формирования национальной толерантности. С целью трансляции основных достижений детского сада мы приняли участие в конкурсе на статус центра педагогического опыта (далее - ЦИО).

В 2006 году инициативной группой педагогов под научным руководством зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии ПГПУ Людмилы Владимировны Коломийченко был разработан проект по теме «Формирование основ межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в условиях поли-культурного образовательного пространства».

Цель работы центра - повышение профессиональной компетентности воспитателей и педагогов дополнительного образования (руководителей изобразительной деятельности, инструкторов по физическому воспитанию) по проблемам формирования основ межнациональной толерантности в условиях по-ликультурного пространства, изучение и поиск путей совершенствования педагогической практики.

Задачи трансляционной деятельности:

- создать систему различных форм взаимодействия педагогов со специалистами (психологи, культурологи, этнографы) по формированию основ межнациональной толерантности в условиях поликультурного пространства;

- провести апробацию программ, методических разработок и рекомендаций для дальнейшей трансляции опыта с целью формирования профессиональной компетентности педагогов;

- организовать тиражирование учебно-ме-

тодического материала (программ, пособий, дидактических игр и т.д.);

- определить уровень эффективности проведенной работы посредством итоговой диагностики.

Задачи исследовательской деятельности:

- разработать программно-целевое и технологическое оснащение педагогического процесса по формированию основ межнациональной толерантности у детей в условиях поликультурного пространства;

- разработать и провести апробацию материалов по определению социально-педагоги-ческой компетентности педагогов по проблеме формирования межнациональной толерантности дошкольников в поликультурном пространстве;

- установить постоянные контакты с учреждениями (ПГПУ, краеведческий музей, детские сады) и определить оптимальные пути взаимодействия в ходе исследовательской работы.

С целью эффективной реализации проекта были четко распределены функциональные обязанности участников процесса, созданы мотивационные, материально-технические, на-учно-методические, педагогические, кадровые и другие условия.

Деятельность по внедрению проекта строилась поэтапно. На информационном этапе проходило знакомство слушателей курсов с детским садом, была проведена серия открытых мероприятий (музыкальное занятие «Единение» и спортивный праздник «Дед, папа, я - неразлучные друзья», «Встреча трех поколений» - чествование ветеранов педагогического труда), организовано посещение этнографического музея , представлена информация по историческим особенностям и развитию культурных традиций народов Прикамья. На этом этапе осуществлялось повышение общетеоретического уровня подготовки педагогов по заявленной проблеме.

На технологическом этапе с помощью лекций и семинаров,проводимых Л.В. Коломий-ченко, Л.А Любимовой и О.Н. Поповой по различным темам («Актуальность проблемы формирования межнациональной толерантности», «Национальное самосознание,как основа формирования межнациональной толерантности», «Народная национальная этническая культура как основа содержания культуры», «Мониторинг формирования межличностной

толерантности», «Моя первая кукла», «При-камский костюм»), мастер-классов («Текстильная кукла», «Зерновая и зольная кукла и др.), обеспечивалось повышение уровня профессиональной и социально-педагогиче-ской компетентности воспитателей и специалистов.

По итогам проведенных семинаров,в работе которых принимали участие 33 педагога, в результате рефлексивной деятельности были выявлены потребности участников ЦИО в организации собственной деятельности по проблеме формирования основ межнациональной толерантности.

На рефлексивном этапе деятельности ЦИО осуществлялось формирование творческих групп, отбор и обсуждение содержания: «Игровая культура народов Прикамья как одно из направлений формирования межнационального толерантного поведения», «Фольклорные праздники как средство формирования гражданственности детей старшего дошкольного возраста» (использование русского и татарского компонентов), «Деко-ративно-прикладное искусство народов Прикамья как одно из средств приобщения детей к основам традиционных культур».

На протяжении всех этапов деятельности ЦИО использовались разные формы по повышению педагогической компетентности: лекция-диалог по вопросу об изучении постановки задач формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста, проводимая Л.В. Коломийчен-ко, круглый стол по изучению опыта работы педагогов Ф.Н. Мурлановой («Этнопедаго-гический подход при организации работы с родителями в дошкольном учреждении») и Р. Р. Сафиной («Развитие изобразительных способностей детей дошкольного возраста»).

Существенное внимание было уделено обобщению опытов работы педагогов детского сада: «Ознакомление дошкольников с подвижными играми народов Прикамья» (Н.Г Кучкова); «Воспитание у детей дошкольного возраста уважения к своей и иной культуре и ее носителям» (Н.В. Калашникова); «Фольклорные праздники как средство формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста» (Л. И. Корнеева); «Народные праздники и народные игры как средство нравственного воспитания дошкольников» (Л.Н. Зыкова); «Приобщение детей

старшего дошкольного возраста к основам традиционной этнической культуре» (на материале татарской народной культуры) (Ф.М. Маматова); «Историческая этнография татарского народа». (Г.Я. Рахимова).

В ходе реализации проекта осуществлялось привлечение к сотрудничеству внешних партнеров: региональная национально-куль-турная автономия татар и башкир Пермского края; Еврейская, Азербайджанская автономии и религиозные конфессии; РОО «Ассоциация дружбы и солидарности женщин тюркских народов Пермского края «Ак калфак»; Муниципальное образование «Бардымский муниципальный район»; преподаватели ПГПУ; Казанский государственный педагогический университет; Министерство образования Пермского края; Департамент образования города Перми; Отдел политики, общественных связей управления внутренней политики аппарата администрации Пермского края.

Совместно с ними были проведены следующие мероприятия: акция по очистке Егоши-хинского кладбища (в результате стираются границы межнациональных отношений), «Сабантуй - 2008», посвященный 285-летию города Перми (в празднике принимали участие жители микрорайона и представители национальных автономий),праздник «Мои соседи» в поселке Чапаевск, проведенный силами детского сада совместно с местными жителями по просьбе Региональной национально-куль-турной автономии татар и башкир Пермского края, «Сабантуй - 2008», посвященный Году семьи при участии 15 районов и городов Пермского края, «Родному городу - семейные таланты» - фестиваль народов Прикамья (приглашены семьи из села Елпачиха Бардымского района), «...и в ноябре Мамин день» - выставка декоративно-прикладного искусства «Умелые мамы» (приглашенные -РОО «Ассоциация дружбы и солидарности женщин тюркских народов Пермского края «Ак калфак»).

За время реализации проекта (2008 г.) педагоги детского сада участвовали в четырех конкурсах проектов, в трех из них стали победителями: «Юбилей родного города», «Моя семья - Мотовилиха»,«Формирование основ межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в условиях поликультур-ного образовательного пространства». Все проекты связаны с основной темой работы

МДОУ. В последние годы укрепились дружеские и партнерские отношения с педагогами других детских садов. Существенно повысилась активность участия воспитывающих взрослых в клубах для родителей, на родительских собраниях,праздниках.

Тема толерантности проходит красной нитью через всю работу детского сада с детьми и родителями. Традиционными стали народные праздники и гулянья,проводимые совместно с родителями: «Осенины», «Рождество», «Курбан-Байрам», «Навруз», «Пасха», «Сабантуй», «Сенокос»,«Встреч трех поколений» (ветераны педагогической деятельности Мотовилихинского района, педагоги детского сада и его воспитанники).

Работа по трансляции опыта в рамках деятельности ЦИО пока еще не завершена. Но коллектив детского сада, воодушевленный идеей национальной , этнической толерантности, готов к разработке новых проблем, решение которых будет направлено на укрепление дружеских связей и взаимопонимания между народами многонационального Прикамья.

Библиографический список:

/. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину. М .: АРКТИ,2003.

2. Бабынина Т. Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой: дис. ... канд. пед. наук / Т. Ф. Бабынина. Екатеринбург, 2001.

3. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 1998.

4. Борханова Р. Г. Ознакомление с культурой татарского народа в детском саду. Казань: РИЦ Школа,2004.

5. Коломийченко Л.В. Концептуальные аспекты формирования основ национальной и этнической толерантности у детей дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. 2006. № 6. С. 4~ 11.

6. Формирования установки толерантного сознания у детей дошкольного возраста: сб. науч. тр. Пермь: Пермское книжное издательство, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.