Научная статья на тему 'Организация деятельности трибуналов в период становления Советской власти'

Организация деятельности трибуналов в период становления Советской власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
922
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕКРЕТЫ / ВСЕРОССИЙСКАЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ КОМИССИЯ / РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ТРИБУНАЛ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ПОДСУДНОСТЬ / DECREE / ALL-RUSSIAN EXTRAORDINARY COMMISSION / REVOLUTIONARY TRIBUNAL / JUDICIAL SYSTEM / JURISDICTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлов В.В.

В статье на основе декретов и других нормативных актов Социалистической республики осуществлена характеристика создания и организации деятельности различных революционных трибуналов, как составной части судебной системы Советской власти.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article, the characteristic of the creation and organization of the activities of various revolutionary tribunals, as part of the judicial system of the Soviet government, is given on the basis of decrees and other normative acts of the Socialist Republic.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности трибуналов в период становления Советской власти»

5. Смашникова Т.Б. Особенности трудовой миграции в союзном государстве Беларуси и России // В сборнике: Современная юриспруденция: проблемы и решения материалы международной заочной научно-практической конференции. 2013. С. 7-12.

6. Бородин С.В., Лунеев, В.В. О криминологической экспертизе законов и иных нормативных актов // Государство и право. 2002. № 6. С. 40-45.

Орлов В.В.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРИБУНАЛОВ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: декреты, Всероссийская Чрезвычайная комиссия, революционный трибунал, судебная система, подсудность.

Аннотация: В статье на основе декретов и других нормативных актов Социалистической республики осуществлена характеристика создания и организации деятельности различных революционных трибуналов, как составной части судебной системы Советской власти.

Keywords: decree, All-Russian Extraordinary Commission, revolutionary tribunal, judicial system, jurisdiction.

Abstract: In the article, the characteristic of the creation and organization of the activities of various revolutionary tribunals, as part of the judicial system of the Soviet government, is given on the basis of decrees and other normative acts of the Socialist Republic.

В целях защиты завоеваний Октябрьского вооруженного восстания, а также унификации советского судебного аппарата Советом Народных Комиссаров (СНК) 22 ноября (6 декабря) 1917 г. был издан Декрет о суде № 1. В пункте 8 Декрета указывалось, что «для борьбы против контрреволюционных сил в виде принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц, учреждаются рабочие и крестьянские революционные трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов » [1]. Как отмечают П.П. Глущенко и М.Э. Жаркой: «Этот документ и последующие инструкции закрепили важнейшие принципы и нормы

судопроизводства, которыми стали: избираемость судей и членов следственных комиссий; гласность и публичность судопроизводства; равноправие сторон в судебном процессе; допуск защиты на стадии предварительного следствия; коллегиальность в решении вопросов предварительного следствия и судебного процесса» [2].

Порядок организации и деятельности революционных трибуналов уточняло «Руководство для устройства революционных трибуналов», которое было опубликовано Народным Комиссариатом Юстиции в «Известиях ЦИК и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов» № 238 от 28 ноября 1917 г. Документ определял в частности перечень наказаний, которые могли применять трибуналы: денежный штраф; общественное порицание; лишение общественного доверия; принудительные работы; лишение свободы, удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской Республики; объявление врагом народа; секвестр или конфискация имущества виновного. При этом смертная казнь не входила в число наказаний, предусмотренных Руководством. Также необходимо отметить, что смертная казнь в России была отменена 26 октября 1917 г. на основании решения Второго Всероссийского съезда советов рабочих и солдатских депутатов, а 13 июня 1918 г. был принят декрет о восстановлении смертной казни. С этого момента смертная казнь (расстрел) могла применяться по приговорам революционных трибуналов, а во внесудебном порядке расстрел применялся с февраля 1918 г.

В соответствии с Инструкцией НКЮ о порядке деятельности революционных трибуналов от 17 декабря 1917 г. к ведению трибуналов были отнесены дела в отношении лиц: а) которые организуют восстание против Рабоче-крестьянского правительства, активно противодействуют последнему, или призывают других лиц к противодействию или неподчинению ему; б) которые пользуются своим положением на государственной или общественной службе, чтобы нарушать или затруднить правильный ход работ в учреждении или предприятии (саботаж, сокрытие или уничтожение документов или имущества и т.п.); в) которые прекращают или сокращают производство предметов массового потребления без действительной к тому необходимости; г) которые путем скупки, сокрытия, порчи, уничтожения предметов массового потребления или иными способами стремятся вызвать их недостаток на рынке или повышение цен на них; д) которые нарушают декреты, приказы, обязательные постановления и другие опубликованные распоряжения органов Рабоче-крестьянского правительства, если в них предусмотрено предание за

нарушение их суду Революционного трибунала; ж) которые, пользуясь своим общественным или административным положением, злоупотребляют властью, предоставленной им революционным народом. При этом преступления против народа, совершаемые путем использования печати, подлежали ведению особо учреждаемого Революционного трибунала печати. Таким образом, к ведению трибуналов относились дела против советской власти, хозяйственной системы республики, должностные преступления и в сфере печати.

Также согласно инструкции заседания Ревтрибуналов должны были осуществляться публично, при участии обвинения и защиты.

В дальнейшем декрет «О революционных трибуналах» от 4 мая 1918 г. расширил полномочия революционных трибуналов и возложил на них рассмотрение дел о шпионаже, погромах, взяточничестве, подлогах, неправомерном использовании документов, хулиганстве. Трибуналы в мелких населенных пунктах и гарнизонах упразднялись, они сохранялись лишь в губернских городах, на крупных узловых станциях и в промышленных центрах.

Кроме того 16 мая 1918 г. в целях рассмотрения дел исключительной важности учреждался Революционный трибунал при ВЦИК, который избирался в составе председателя и шести членов.

Следует отметить, что первоначально приговоры революционных трибуналов не подлежали обжалованию и лишь в случае нарушения установленных форм судопроизводства или обнаружения признаков явной несправедливости приговора НКЮ имел право обратиться во ВЦИК с предложением назначить вторичное рассмотрение дела. Кассационное обжалование и принесение протестов на приговоры ревтрибуналов были установлены Декретом ВЦИК от 11 июня 1918 года, в соответствии с которым при ВЦИК был создан кассационный отдел.

Важным в вопросе применения наказания является постановление НКЮ от 3 июня 1918 года, которое установило, что революционные трибуналы при выборе мер борьбы с контрреволюцией, саботажем и другими опасными преступлениями не связаны никакими ограничениями, за исключением случаев, когда в законе определена мера в выражениях «не ниже» такого-то наказания.

Таким образом, верхний предел наказания и вид наказания не ограничивался, размер нижнего наказания определялся установленными нормами. В дальнейшем также прослеживалось ограничение прав и свобод при рассмотрении дел революционными трибуналами, так «вызов или невызов свидетелей, равно как допущение или недопущение защиты и обвинения при рассмотрении

дела зависит от трибунала, - говорилось в февральском 1919 г., постановлении ВЦИК.- Трибуналы ничем не связаны в определении меры наказания. Приговоры трибунала не подлежат обжалованию в апелляционном порядке» [3].

2 сентября 1918 года на основании постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета был учрежден Революционный Военный Совет Республики, который стал высшим коллегиальным органом управления и политического руководства Рабоче-крестьянской Красной Армией (РККА). 14 октября 1918 года РВС издал приказ № 94, в пункте 11 которого было указано: «Сформировать Военно-Революционный Трибунал при Революционном Военном Совете Республики под председательством т. Данишевского и членов тт. Мехоношина и Аралова» [4].

Задачами Военно-Революционного Трибунала были: судебная деятельность по рассмотрению дел об особо тяжких преступлениях, совершенных высшими должностными лицами Красной армии; приведение в порядок стихийно созданных военных судов и организация новых; определение направления деятельности военных судов, выработка начал военного судопроизводства и карательной политики, в соответствии с условиями боевой жизни; разработка единообразных форм делопроизводства и отчетности.

4 февраля 1919 года было принято Постановление РВС Республики, которое утвердило положение «О революционных военных трибуналах», в соответствии с ним создавались: Революционный Военный Трибунал РВС Республики, Революционные Военные Трибуналы фронтов; Революционные Военные Трибуналы армии; отделы Революционных Военных Трибуналов армии.

Революционные военные трибуналы рассматривали дела о контрреволюционных, должностных и воинских преступлениях. Подсудность дел определялась в зависимости от должности обвиняемого, при этом вышестоящий трибунал мог принять к своему производству дело от нижестоящего трибунала.

Предварительное расследование в соответствии с положением осуществлялось состоявшими при трибуналах военными следователями, органами ВЧК и военного контроля.

В соответствии с пунктом 2 положения: В своих решениях и приговорах Военный Трибунал Республики руководствуется интересами Социалистической республики, обороны ее от врагов Социалистической революции и интересами классовой войны за торжество пролетариата, как это подсказывается ему революционным коммунистическим правосознанием и революционной совестью [5-6].

Важным является положение о том, что приговоры революционных военных трибуналов не подлежали обжалованию или кассации и приводились в исполнение в течение 24 часов.

Также необходимо отметить тот факт, что в инструкциях РВТ РСФСР отсутствовало указание на необходимость и обоснованность вызова на заседание трибунала подсудимого и свидетелей, а также публичность судебного заседания.

Как революционные трибуналы, так и революционные военные трибуналы при исполнении обязанностей нередко вступали в конфликт, как с ВЧК, так и с местными ЧК. 21 ноября 1918 года в газете «Правда» было опубликовано сообщение о решении Всероссийского съезда Председателей революционных трибуналов о разграничении функций трибуналов и чрезвычайных комиссий, где было отмечена необходимость «немедленно в законодательном порядке провести точные положения о правах и полномочиях ЧК, а также безотлагательно сделать чрезвычайным комиссиям следующие указания:

1. Чрезвычайные комиссии не должны вести параллельно производство по делам, находящимся в производстве трибуналов.

2. ЧК запрещается распоряжение находящимся под стражей лицами, числящимися за трибуналами, если в производстве комиссий нет за этими лицами другого дела, помимо того, по которому уже ведется производство судебным учреждением.

3. Запрещается также ЧК лиц, числящихся за судебными учреждениями, переводить из одного места заключения в другое, освобождать их или вторично задерживать освобожденных постановлением судебных властей.

4. Воспрещается ЧК наложение взысканий по делам, уже переданным ими в другие судебные места.

5. запрещается также наложение наказаний в виде лишения свободы на срок по каким бы то ни было делам, за исключением нарушений обязательных постановлений ЧК.

6. На все ЧК распространяются права судебного контроля, предоставленные трибуналам и их следственным комиссиям, и никакими особыми гарантиями и привилегиями ЧК в этом отношении не пользуются».

Данное решение свидетельствует о самоуправстве ЧК в части определения подсудности, распоряжения местами заключения и наложения наказания.

Касаясь подсудности Инструкция ВЧК о работе местных чрезвычайных комиссий от 17 сентября 1918 г. в пункте 3 указывала:

Из преступлений по должности чрезвычайные комиссии должны принимать к своему производству только дела особой важности, представляющие опасность для Советской республики. Все остальные дела о преступлениях по должности возникшие в чрезвычайных комиссиях, передаются ими в народные суды и революционные трибуналы. Также в резолюции 2-й Всероссийской конференции Чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем от 28 ноября 1918 года отмечалось, что Чрезвычайные комиссии не должны брать на себя функции судебные, и все законченные следствием дела должны быть переданы в судебные инстанции, как-то: революционные трибуналы, народные суды и т.д.

Важным во взаимоотношениях ВЧК и ревтрибуналов является Постановление ВЦИК о правах ВЧК и ревтрибуналов от 17 февраля 1919 г., которое было опубликовано 21 февраля 1919 г. в Известиях ВЦИК. В Постановлении было определено, что вынесение приговоров по всем делам, возникающим в чрезвычайных комиссиях, передается реорганизованным трибуналам. При этом революционному трибуналу предоставлялось право проверки следственных действий чрезвычайных комиссии. Право непосредственной расправы оставалось у ЧК при наличии вооруженного выступления, а также предоставлялось право заключения в концентрационный лагерь.

12 апреля 1919 года в отмену всех изданных ранее декретов о трибуналах, инструкций и положений о них ВЦИК принял Положение о революционных трибуналах. Положение учреждало революционные трибуналы во всех губернских городах республики, а также они могли учреждаться в городах с населением свыше 200 000 жителей. В отношении военно-революционных действовало положение от 4 февраля 1919 г.

Революционные трибуналы избирались местными Советами или их исполнительными комитетами в составе председателя и 2-х членов трибунала. Для производства предварительного следствия создавались следственные комиссии. Срок предварительно следствия устанавливался в размере одного месяца. О продлении срока следственная комиссия ходатайствовала перед трибуналом. В случае допущения к участию в деле защиты и обвинения им предоставлялся срок для ознакомления с делом.

Заседания трибунала были публичными. Подсудимый пользовался всеми правами стороны, и ему принадлежало последнее слово. На доследование дело могло быть возвращено только ввиду неполноты следствия.

Приговор постановлялся в письменном виде, большинством голосов трибунала. Обжалование приговора в апелляционном порядке не допускалось. На подачу кассационных жалоб предоставлялось 48 часов с момента вручения копии приговора.

Для рассмотрения кассационных жалоб, утверждался Кассационный трибунал при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов в составе председателя, 2 членов и члена-докладчика, которые назначались ВЦИК.

Однако Декретом СНК «О борьбе со спекуляцией, в государственных складах, подлогами и другими злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах» от 21 октября 1919 г. был учрежден при Всероссийской Чрезвычайной комиссии особый Революционный трибунал по делам спекуляции в составе одного председателя и двух членов, назначаемых коллегией Всероссийской Чрезвычайной комиссии; один из этих членов назначался по соглашению с Всероссийским Советом Профессиональных Союзов.

Таким образом создавался еще один орган чрезвычайного судопроизводства, более того указанный орган согласно декрету в своих суждениях должен был руководствоваться исключительно интересами революции и, что особо важно отметить, не связан какими-либо формами судопроизводства, а главное приговоры трибунала были окончательными и обжалованию в кассационном порядке не подлежали.

Началом прекращения деятельности различных трибуналов следует назвать 23 июня 1921 г. когда было издано Постановление ВЦИК «Об объединении всех революционных трибуналов Республики », в соответствии с которым был упразднен революционный военный трибунал Республики - репрессивный орган РВС, а его функции стала исполнять Военная коллегия Верховного трибунала ВЦИК. Окончательно деятельность революционных трибуналов прекратилась в связи с вступлением в силу утвержденного ЦИК СССР 23 ноября 1923 года Положения о Верховном суде Союза Советских Социалистических Республик.

Список литературы

1. Декреты Советской власти. Т.1. М.: Политическая литература, 1957. С. 125-126.

2. Глущенко П.П., Жаркой М.Э. Становление карательной политики в первые годы Советской власти // Общество и право, 2009. № 1. С. 14.

3. Павлов Д. Б. Трибунальный этап Советской судебной системы. 1917-1922 гг. // Вопросы истории, 2007. № 6. С. 13.

4. Революционные трибуналы. Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki

5. Грязнухин А.Г. Переход от ревкомов к советам в восточной сибири (1920-1921 гг.): автореф. дисс. ... кандид. ист. наук. - Иркутск, 1994. - 30 с.

6. Келлер В.Ю., Ящук Н.Ю. Процесс создания органов политического сыска на Дону // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11-1. С. 215-217.

Супонина Е.А.

О ПРОБЛЕМАХ «КАПИТАЛЬНОЙ САНАЦИИ» ДЕЙСТВУЮЩЕГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: административно-деликтное законодательство, административно-деликтные нормы, законодательство об административных правонарушениях, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, проект КоАП РФ.

Аннотация: Статья посвящена современным тенденциям отечественного административно-деликтного законодательства. Особое внимание автор уделяет вопросам оптимизации действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Keywords: administrative-tort law, administrative-tort norms, the law on administrative offences, code of the Russian Federation about administrative offences, the draft administrative code.

Abstract: The article is devoted to modern trends of domestic administrative and tort legislation. Special attention is paid to optimization of the current code of the Russian Federation about administrative offences.

В последнее время вопросы, связанные с реформированием законодательства об административных правонарушениях, существенным образом актуализировались. Объясняется это, в первую очередь, тем, что за более чем пятнадцатилетний срок с момента принятия действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как его форма, так и содержание не раз подвергались жесткой критике со стороны ученых и практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.