ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
УДК 343.985 : 004 ББК 67.52
© 2019 г. Шульгин Евгений Петрович,
адъюнкт Академии управления МВД России. E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО В ЭЛЕКТРОННОМ ФОРМАТЕ
(ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН)
В статье рассматривается зарубежный опыт деятельности органов, осуществляющих производство по уголовным делам в электронном формате. По мнению автора, результаты проведенного исследования могут найти отражение в законодательстве Российской Федерации и Республики Казахстан.
Ключевые слова: расследование уголовных дел в электронном формате, международный опыт, правоприменительная практика, правоохранительная деятельность, деятельность органов, осуществляющих расследование в электронном формате.
Shulgin Evgeniy Petrovich - Adjunct of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs
of the Russian Federation.
ORGANIZATION OFACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT BODIES EMPLOYING IN ELECTRONIC
FORMAT: EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES
The article deals with the foreign experience of the bodies engaged in criminal proceedings in electronic format. Foreign experience in the activities of bodies conducting criminal investigations in electronic format can be reflected in domestic legislation of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan.
Keywords: investigation of criminal cases in electronic format, international experience, law enforcement practice, law enforcement activities, the activities of bodies conducting investigations in electronic format.
Теория использования новых технологий предполагает, что при внедрении технологических ресурсов не всегда наблюдается тенденция к укреплению социальных и структурных процессов, в том числе и механизмов государственного управления. Этот теоретический подход делает акцент на социальных и структурных механизмах в институциональных отношениях, часто формирующих использование инноваций. Однако, несмотря на усилия отдельных субъектов правоотношений, предпринимающих попытки внедрить инновационные технологии в стадию досудебного расследования, встречаются отдельные консервативные сотрудники, проявляющие настороженность, а иногда и резко отрицательное отношение к новым веяниям, которые могут противоречить уже установленным социальным практикам и нормам.
В ходе проведения инновационных реформ, которые стали возможными благодаря новым технологиям, мы не должны забывать, что правоохранительные органы являются «консервативным институтом», которому поручено поддерживать верховенство права и
защищать конституционные права и свободы граждан. Политика работы правоохранительных органов оказывает глубокое влияние на региональные и международные обязательства и отношения страны. Поскольку процессы в обществе быстро меняются, нам необходимо выработать своеобразный «баланс» между институциональным консерватизмом и технологическими изменениями, вызванными веяниями времени.
История становления электронного правосудия неразрывно связана с информатизацией широких сфер общественной жизни и проникновением компьютера в повседневность граждан и организаций. Право, как универсальный социальный регулятор, не только упорядочивает общественное восприятие, но также зачастую фиксирует его основные изменения и, уловив перспективные тенденции, актуализирует то или иное направление общественного развития.
Деятельность органов досудебного расследования в Республике Казахстан за последние годы подверглась серьезным преобразованиям, одним из направлений которых ста-
ла возможность осуществления досудебного расследования в электронном формате.
Переход стадии досудебного расследования на электронный формат стал возможен благодаря утверждению Правительством Республики Казахстан 12 декабря 2017 Государственной программы «Цифровой Казахстан» на 2018-2022 годы (далее - Программа). Принятая Программа четко определила векторы цифрового развития Республики Казахстан. Целями Программы являются процессы ускорения темпов развития экономики страны и улучшение качества жизни населения за счет применения цифровых технологий [4].
На наш взгляд, технология - это инструмент, который позволяет нам бросить вызов традиционным формам отправления правосудия и внедрять инновации, предоставляя новые услуги.
В рамках реализации поставленных Программой целей запущен проект «Электронное дело», включающий в себя пять связующих между собой компонентов: «Электронные обращения граждан», «Единый реестр субъектов и объектов проверок», «Единый реестр административных производств», «Электронное уголовное дело», «Аналитический центр».
В Программе отдельное внимание уделено деятельности правоохранительных органов. В частности - в настоящее время система органов правопорядка Республики Казахстан поэтапно переходит на электронный документооборот и внедрение информационно-аналитических систем, основная цель которых направлена на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, в том числе посредством осуществления досудебного расследования в электронном формате.
Чтобы разобраться с понятием электронного уголовного дела, необходимо обратиться к нормативным актам. Согласно Инструкции о ведении уголовного судопроизводства в электронном формате от 3 января 2018 г. № 2 -«электронное уголовное дело - это обособленное производство, ведущееся органом уголовного преследования по поводу одного или нескольких уголовных правонарушений в электронном формате посредством функционала модуля е-УД» [3].
В Республике Казахстан за 2018 г. в электронном формате расследовалось 16 420 уголовных дел, из них окончено производством 11 000, в суд направлено - 4 932 [5]. Результа-
ты правоприменительной практики свидетельствуют о наличии в Республике Казахстан правового поля, позволяющего правоохранительным органам осуществлять досудебное расследование в электронном формате.
Практика применения электронного формата в Республике Казахстан наряду с положительными моментами выявила и ряд проблем, которые требуют дальнейшего совершенствования. К примеру, в настоящее время электронный формат позволяет проводить следственные действия только в условиях следственных кабинетов. При этом протокол следственного действия, производимого за пределами помещений органов расследования (осмотр места происшествия, допрос, выемка и т. д.), производится в бумажном формате с последующим его сканированием, что приводит к дополнительной трате времени и финансов.
Также имеют место проблемы технического характера, связанные с использованием телекоммуникационных систем и сетей, в частности, с их слабой пропускной способностью, а также несовершенством программного обеспечения. Для разрешения данного вопроса необходимо приобретение дополнительное современное оборудование, что, в свою очередь, влечет материальные затраты.
Из выступления Министра Внутренних дел Республики Казахстан К. Н. Касымова на Парламентских слушаниях от 7 декабря 2018 г. по теме «Дальнейшая модернизация процессуальных основ правоохранительной деятельности» следует, что из необходимого финансирования в размере 20 млрд 274 млн 288 тыс. тенге в настоящее время выделено всего 2 млрд 424 млн 886 тыс. тенге, дополнительно требуется 20 млрд 274 млн 288 тыс. тенге. Вместе с этим в настоящее время оборудовано всего 1 915 рабочих мест, при необходимости в 13 766, соответственно, дополнительно требуется оснащение 11 851 мест.
Доктринальная картина деятельности правоохранительных органов определяет, что правоохранительные органы должны работать максимально эффективно и действенно. Однако в современных условиях процедура доказывания занимает все больше и больше времени. Следствием этого является увеличение объема работы органов досудебного расследования. Система электронного судопроизводства является одним из элементов государственного управления. В настоящее
время это рассматривается как способ организации государственной власти с помощью информационных сетей, обеспечивающий эффективное функционирование органов власти в режиме реального времени и делающий ежедневное общение граждан с ними максимально простым и доступным. В том числе, этот способ предусматривает автоматизацию уголовно-процессуального законодательства и осуществление досудебного расследования в электронном формате.
Возможность осуществления досудебного расследования в электронном формате стоит рассматривать как одно из проявлений процессов совершенствования и цифровизации правовой сферы в Республике Казахстан.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что казахстанский законодатель в вопросах регламентации деятельности органов досудебного расследования, осуществляющих производство в электронном формате, пошел по пути заимствования опыта зарубежных стран, в которых электронное расследование присутствует на стадии судебного разбирательства.
В частности, подробно был изучен опыт электронного документооборота США, где замысел подачи документов в электронном формате зародился еще в 1980 г. и нашел свое продолжение благодаря применяемым пилотным проектам. Данный факт впоследствии позволил укрепить и увеличить потенциал внедрения электронного документооборота в судах США (2003 г.). Следует обратить внимание, что электронное правосудие в США берет свое начало с создания многопрофильной функциональной системы «Public Accessto Court Electronic Records» (далее - PACER) -«Публичный доступ к судебным электронным записям».
PACER - система публичного доступа к данным окружных судов и апелляционных судов США. Особенностью является ее коммерческая составляющая, то есть пользователи могут запросить интересующую их информацию за определенную плату.
Совместно с PACER в США была внедрена система «Case Management/Electronic Case Files» (далее - CM/ECF) - «Управление делами/Электронные дела», позволяющая осуществлять электронное регистрирование и управление уголовными делами.
Таким образом, деятельность правоохранительных органов США, осуществляющих про-
изводство в электронном формате, реализовы-вается посредством функционирования двух самостоятельных систем PACER и CM/ECF, где система PACER используется для публичного доступа к электронным судебным записям, в то время как система CM/ECF - для ведения дел и электронной подачи судебных документов [9].
Система CM/ECF является результатом комбинации инструментов, обеспечивающих две основные функции:
1. Управление делами (CM);
2. Электронный файл дел (ECF).
Система PACER, в свою очередь, предоставляет доступ к электронным файлам (материалам уголовных дел) через информационную телекоммуникационную сеть «Интернет».
Электронный документооборот в правоохранительной сфере США реализовывается посредством:
- ведения документации (отслеживание запросов, ответов, сроков и слушаний);
- управления электронными документами (их хранение, безопасность и архивирование);
- доставки документов в суд, из него и в его пределах;
- дополнительной информации от других сторон при подаче документов [2].
Доступ к указанным системам осуществляется посредством использования логина пользователя и пароля, присваиваемого соответствующим федеральным судом. В отдельных судах указанные данные формально приравниваются к индивидуальной электронно-цифровой подписи. Использование систем электронного судопроизводства функционирует круглосуточно, при направлении материалов уголовного дела в электронном формате в компетентные органы (суд, прокуратура и т. д.) не требует от пользователей каких-либо дополнительных затрат по сравнению с направлением документов на бумажных носителях.
Законодательство в правоохранительной деятельности США, учитывая федеративное устройство государства, позволяет судам отдельных штатов внедрять и использовать на основе общих платформ PACER и CM/ECF свой собственный вариант ИТ-систем [10], что, по нашему мнению, является негативным обстоятельством, так как данный факт может препятствовать выработке единого централизованного организационно-методического механизма обеспечения деятельности
правоохранительных органов, осуществляющих производство в электронном формате. Что, в конечном итоге, может негативно отразиться на всей системе электронного правосудия США.
Далее подробно был изучен опыт Сингапура. Электронное правосудие в этой стране реализовывается посредством предоставления услуг через виртуальные суды.
Правоохранительные органы Сингапура являются одними из первых, кто стал применять высокие информационные технологии для сокращения сроков привлечения виновного лица к уголовной ответственности.
В судах Сингапура впервые была применена процедура видеоконференции, являющиеся, в настоящее время, наиболее универсальной и продуктивной технологией современности.
Для ускорения стадии принятия судебных решений суды Сингапура имеют комплексный набор онлайновых правовых информационных систем, в частности:
1. Система «Law Net Legal Work bench» обеспечивает интеллектуальный поиск информации по юридическим базам данных.
2. База данных сотрудников судебных органов (JODB) содержит судебные рабочие документы и сборники, систему правил вынесения приговоров (SINGS).
3. Система управления приоритетами ресурсов (IMPRESS) содержит информацию о ранее принятых судебных решениях по делам, рассмотренным как в Верховном суде, так и подчиненными судами.
Суды Сингапура придерживаются строгого и делового подхода к технологиям. Технология бесполезна, если она не позволяет судебной системе лучше удовлетворять потребности своих пользователей или повышать ее эффективность [7].
Правоохранительные органы Сингапура, затрагивая вопросы осуществления расследования, исходят из позиции, что надлежащее ведение дел является основополагающим для эффективной и действенной судебной системы. Система электронного управления делами нашла свое отражение в первой волне компьютеризации страны и представлена следующими подсистемами:
- система регистрации и информации по уголовным делам;
- система повесток по нормативным правонарушениям;
- система электронного оборота по гражданским делам.
Для управления делами в электронном формате внедрена система «TICKS 2000». Она предоставляет собой онлайн-интерфейс для правоохранительных органов для электронного обмена данными. Для пользователей, которые не имеют своих собственных систем управления делами, суды предоставляют им удаленный доступ к «TICKS 2000», чтобы они могли регистрировать и получать информацию о своих делах в режиме онлайн.
Внедрение системы «TICKS 2000» позволило направлять судебные документы в электронном виде с использованием электронных документов вместо бумажных, что, в свою очередь, заметно ускорило процедуру отправления правосудия. Безусловно, опыт Сингапура в части использования электронных механизмов в судебной практике ориентирует мировое сообщество к цели создания по-настоящему безбумажного электронного правосудия.
Опыт США и Сингапура нашел свое отражение в правоохранительной системе Бельгии, где с 2005 года функционирует система электронного правосудия «Phenix». Данная система, помимо осуществления электронного документооборота между правоохранительными органами, наделяет стороны судебного разбирательства возможностью предоставления доказательств в электронном формате. Вопрос аутентификации решался благодаря использованию электронного паспорта (e-ID) [6]. Целью проекта системы «Phenix» было преобразование различных компьютерных систем органов расследования преступлений и судебной системы в структурированное и согласованное единое целое [11].
Бельгия через систему «Phenix» намеревалась оцифровать всю правовую систему сразу, однако из-за больших финансовых затрат задуманное до сих пор не удалось воплотить в реальность [8].
Практика осуществления расследования по уголовному делу в электронном формате нашла свое отражение в судебных системах ряда зарубежных государств: Германии, Нидерландов, Саудовской Аравии, Южной Кореи, Австрии, Италии, Великобритании, Дании и др.
При этом стоит отметить, что помимо Республики Казахстан в ряде государств постсоветского пространства также внедрена система «электронное уголовное дело»: в Эстонии, Республике Молдова, Грузии и Украине.
В Российской Федерации также предпринимаются попытки создания системы «электронного уголовного дела» [1, с. 21]. Однако, несмотря на активное обсуждение вопроса, аналогичные процессы до настоящего времени еще не получили законодательного оформления. Вместе с тем концептуальная основа для соответствующих изменений в России, безусловно, уже создана. Так, в частности, принята и функционирует Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», утвержденная Правительством России 20 сентября 2012 г. Следует отметить, что в странах ближнего зарубежья решение данного вопроса находится на разной стадии, однако принципиально вектор уже определен: необходимость перехода к электронному документообороту в деятельности правоохранительных органов является на данный момент общепризнанной, а теоретическая полемика и разница в форме и степени практической реализации имеют относительный характер.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что законодательство стран постсоветского пространства с распадом СССР не осталось на прежнем уровне. В настоящее время стадии расследования уголовных дел характерны черты информативности, применения высокотехнологических и инновационных «инструментов», основной целью которых является соблюдение и защита конституционных прав и свобод граждан.
Как показал зарубежный опыт, электронный формат досудебного расследования неизбежно приводит к расширению технической составляющей правоохранительной деятельности. Внедрение электронного документооборота в зарубежных странах всегда непосредственно сопряжено с развитием интегрированных информационных систем, доступных всем участникам уголовного процесса, содержащим необходимую информацию для расследования преступлений и связанным с определенными правилами доступа и использования электронных данных.
Литература
1. Янушко А. В. Защищенный аппаратно-программный комплекс центра хранения электронных копий материалов уголовного дела // Безопасность информационных технологий. 2011. № 1.
2. URL: http://www.uscit.gov/cmecf/PDF/ cmecf.pdf.
3. URL: http://adilet.zan.kz/rus.
4. URL:http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000827.
5. URL: http://sud.gov.kz/rus/news/v-verhovn-om-sude-sostoyalos-ocherednoe-plenarnoe-zased-anie-2.
6. URL: http://ec.europa.eu/idabc/servlets/ Doc3443.pdf?i d=32321.
7. URL: http://www.resourceshelf.com/ 2008/ 12/20/pacer-coming-into-its-own-at-20.
8. URL: http://www.resourceshelf.com/ 2008/ 12/20/pacer-coming-into-its-own-at-20.
9. URL: http://www.resourceshelf.com/ 2008/ 12/20/pacer-coming-into-its-own-at-20.
10. URL: http://www.semanticscholar.org.
11. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/320054975_bDe_elektronische_procesvoeri ngb.
Bibliography
1. Yanushko A. V. Protected hardware-software complex of the center for storage of electronic copies of criminal case materials // Bezopasnost' infor-macionnyh tekhnologij. 2011. № 1.
2. URL: http://www.uscit.gov/cmecf/PDF/ cmecf.pdf/
3. URL: http://adilet.zan.kz/rus.
4. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000827.
5. URL: http://sud.gov.kz/rus/news/v-verhovn-om-sude-sostoyalos-ocherednoe-plenarnoe-zased-anie-2.
6. URL: http://ec.europa.eu/idabc/servlets/ Doc3443.pdf?i d=32321.
7. URL: http://www.resourceshelf.com/ 2008/ 12/20/pacer-coming-into-its-own-at-20.
8. URL: http://www.resourceshelf.com/ 2008/ 12/20/pacer-coming-into-its-own-at-20.
9. URL: http://www.resourceshelf.com/ 2008/ 12/20/pacer-coming-into-its-own-at-20.
10. URL: http://www.semanticscholar.org.
11. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/320054975_bDe_elektronische_procesvoeri ngb.