Шульгин Евгений Петрович
К вопросу о деятельности органов досудебного расследования МВД Республики Казахстан, осуществляющих производство в электронном формате
В статье рассматриваются вопросы модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан. Анализируются результаты внедрения системы досудебного расследования уголовных дел в электронном формате.
Ключевые слова: досудебное расследование, расследование уголовных дел в электронном формате, электронное уголовное дело.
To the question about the activities of preliminary investigation bodies of the ministry of interior of the republic of Kazakhstan conducting the proceedings in electronic format
In article questions of modernization of a law-enforcement system of the Republic of Kazakhstan are considered. Results of introduction of a system of pre-judicial investigation of criminal cases in an electronic format are analyzed.
Key words: preliminary investigation, investigation of criminal cases in electronic format, electronic criminal case.
Современные реалии предполагают повсеместное внедрение инновационных технологий в различные сферы жизнедеятельности общества. Уголовно-процессуальное законодательство не стало исключением. Сотрудники полиции ежедневно используют в своей профессиональной деятельности современные организационно-правовые методы, позволяющие им не только оптимизировать процесс расследования преступлений, но и вывести его на совершенно новый уровень.
В Послании народу Казахстана от 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» экс-президент государства Н.А. Назарбаев отметил, что «ситуация в мире динамично меняется, приходит новая глобальная реальность, которую мы должны принять» [1].
В документе подчеркивается необходимость качественного оказания государственных услуг, которые должны быть максимально оптимизированы и ориентированы на население, сокращения переченя документов и сроков их подготовки, дублирующих функций, а также перевода документации в электронный вид.
В настоящее время в Казахстане проводится реформа правоохранительных органов, одной из основных задач которой является усовершенствование стадии досудебного расследования путем его цифровизации, демократизация всей правовой системы, повышение авторитета правоохранительных органов
посредством улучшения качества их работы. За основу был взят опыт реформирования правоохранительных структур в таких странах, как Саудовская Аравия, Грузия, Южная Корея, Сингапур, Эстония, Дания, Австрия, Швеция.
К примеру, в Саудовской Аравии большинство дел расследуется в течение двух дней. В этой стране перешли на ведение электронных уголовных дел девять лет назад, что позволило на 80% сократить сроки расследования. Успешное реформирование правоохранительной системы Грузии также связано с переходом в 2011 г. на электронный формат ведения судопроизводства.
Преобразования правоохранительной системы в Казахстане начались с принятия закона от 21 декабря 2017 г. № 118^1 ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности», который дополнил УПК республики ст. 42-1, закрепляющей:
ведение уголовного судопроизводства в бумажном и (или) электронном форматах;
право лица, осуществляющего производство по уголовному делу, вести судопроизводство в электронном формате после вынесения мотивированного постановления [2].
В рамках реализации государственной программы «Цифровой Казахстан» Генеральной прокуратурой на базе информационной системы «Единый реестр досудебных расследований» в 2017 г. был разработан модуль «Элек-
34
тронное уголовное дело» (е-УД) [3]. Данная система представляет собой строгий алгоритм выполнения определенных действий, позволяющий формировать материалы уголовного дела с момента его регистрации и до принятия окончательного процессуального решения.
Разработчики системы утверждают, что она обладает высокой степенью защищенности от различного рода противозаконных вторжений, что позволяет исключить факты утечки информации. Доступ к ней имеет только следователь, который ведет дело, и прокурор.
В условиях повсеместной компьютеризации внедрение системы расследования уголовных дел в электронном формате позволит разрешить такие проблемные вопросы, как соблюдение законности, нарушение процессуальных сроков, фальсификация, качество расследования и т.п. Согласно данным Генпрокуратуры Казахстана, в производстве органов досудебного расследования Министерства внутренних дел республики ежегодно находятся около 600 тыс. уголовных дел на бумажном носителе.
С 2017 г. на территории трех субъектов республики (г. Астане, Жамбылской и Восточно-Казахстанской областях) реализуется пилотный проект расследования уголовных дел в электронном формате. За это время расследовано более 12 тыс. уголовных правонарушений, из которых около 4 тыс. направлено в суд [4].
В качестве положительного результата ведения расследования уголовных дел в электронном формате следует отметить сокращение сроков досудебного расследования за счет экономии времени, ранее затрачиваемого на направление ходатайств, согласование с органами прокуратуры применения мер пресечения, проведения отдельных следственных действий, предоставление материалов уголовного дела процессуальному прокурору и следственному судье для рассмотрения поступивших жалоб и ходатайств.
Осуществление досудебного расследования в электронном формате в первую очередь позволяет улучшить информационный обмен между всеми участниками судопроизводства, поэтапно знакомить их с материалами уголовного дела, что впоследствии создаст дополнительные возможности для их эффективного взаимодействия. Данный формат расследования предоставляет возможность рассмотрения ходатайств, поступивших в электронном виде. Кроме того, нередко территориальные органы находятся на значительном расстоянии от места проведения судебной экспертизы, а электронный формат позволяет оперативно направлять заключение экспертизы лицу, осуществляющему расследование.
Следовательно, внедрение электронного формата в деятельность подразделений ОВД позволяет:
повысить качество выполнения функциональных обязанностей следователя, дознавателя посредством ужесточения контроля за осуществляемыми ими следственными действиями и составлением процессуальных документов;
исключить факты фальсификации и внесения изменений в материалы досудебного расследования;
беспрепятственно и своевременно проводить проверку материалов, находящихся у лица, осуществляющего досудебное расследование (результаты проверки хранятся в специальном разделе, к которому имеют доступ только уполномоченные субъекты).
Однако в результате изучения практики внедрения (применения) электронного формата расследования выявлен ряд недостатков. Одним из них является отсутствие должной организационно-распорядительной деятельности, что влечет ненадлежащее применение общих положений осуществления досудебного расследования в электронном формате. Кроме того, распространены факты поверхностного изучения рекомендаций по использованию данной системы.
При расследовании уголовных дел в электронном формате необходимо уделять внимание следующим проблемным вопросам:
электронная информация подвержена воздействию извне, т. е. необходимо тщательно проработать механизм защиты базы данных от различных посягательств, которые могут влиять как на объективность досудебного расследования, так и на информацию статистического характера (сведения о судимости, отчеты и т. д.);
повсеместное ведение досудебного расследования в электронном формате предполагает большие финансовые затраты, которые связаны с приобретением соответствующего оборудования - программно-аппаратных комплексов CERTEX VPN B стоимостью 1696428,57 тенге (около 308500 руб.) и CERTEX VPN MB стоимостью 142857,14 тенге (около 26000 руб.), графического планшета для создания цифрового аналога подписи стоимостью 77678,57 тенге (около 14000 руб.), биометрического смарт-картридера стоимостью 51785,71 тенге (около 9500 руб.). Приведенный перечень оборудования не является исчерпывающим. В среднем для оснащения одного автоматизированного рабочего места следователя (дознавателя) необходимо приобрести оборудование на общую сумму около 3500000 тенге (635000 руб.);
35
в ходе проведенного опроса сотрудников, непосредственно осуществляющих досудебное расследование уголовных дел в электронном формате, установлено, что скорость работы модуля «е-УД» напрямую зависит от его загруженности.
Для того чтобы привести в соответствие весь механизм правовых и организационных основ деятельности правоохранительных органов, осуществляющих досудебное расследование в электронном формате, необходимо:
проанализировать уголовно-процессуальное законодательство республики и ряда зарубежных стран, осуществляющих судебное производство в электронном формате, выявить положительный опыт и определить направления оптимизации вышеуказанной деятельности;
1.Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность: послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 31 янв. 2017 // Казахстанская правда. 2017 г. 31 янв.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 г. № 231-V// Казахстанская правда. 2014. 10 июля.
3. Цифровой Казахстан: постановление Правительства Республики Казахстан об утверждении Государственной программы от 12 дек. 2017 г. № 827. URL: http://adilet.zan. kz (дата обращения: 20.01.2019).
4. URL: http://prokuror.gov.kz/rus/novosti/ (дата обращения: 20.01.2019).
выработать меры, направленные на совершенствование правовых, организационных и научно-методических основ деятельности органов досудебного расследования;
повышать организационно-правовую компетенцию сотрудников ОВД;
разработать комплекс мероприятий по организационно-методическому обеспечению данной деятельности.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что всестороннее научно-прикладное исследование правовых и организационных основ деятельности органов досудебного расследования МВД Республики Казахстан, осуществляющих производство в электронном формате, необходимо продолжить. Положительный опыт данной деятельности может быть использован в уголовном судопроизводстве Российской Федерации.
1. Third modernization of Kazakhstan: global competitiveness: message of the President of the Republic of Kazakhstan N.A. Nazarbayev to the people of Kazakhstan d.d. Jan. 31, 2017 // Kazakhstan truth. 2017. Jan. 31.
2. The code of Criminal Procedure of the Republic of Kazakhstan d.d. July 4, 2014 № 231-V// Kazakhstan truth. 2014. July 10.
3. Digital Kazakhstan: resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan on approval of the state program d.d. Dec. 12, 2017 № 827. URL: http://adilet.zan.kz (date of access: 20.01.2019).
4. URL: http://prokuror.gov.kz/rus/novosti/ (date of access: 20.01.2019).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Шульгин Евгений Петрович, адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академии управления МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
E.P. Shulgin, Adjunct of the 3rd Faculty (Training of Scientific and Scientific-pedagogical Personnel) of Academy of Management of the Interior Ministry of Russian Federation; e-mail: [email protected]
36