УДК 34.06
Гундерич Галина Альбертовна, доцент кафедры уголовного процесса, криминалистики и участия прокурора в уголовном судопроизводстве Крымского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, Россия, г. Симферополь, кандидат технических наук e-mail: [email protected]
Комарова Елена Александровна, доцент кафедры уголовного процесса, криминалистики и участия прокурора в уголовном судопроизводстве Крымского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, Россия, г. Симферополь, кандидат юридических наук, доцент
e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ
Аннотация: актуальность настоящей статьи связана с организацией делопроизводства в органах прокуратуры. Информация, содержащаяся в документах, необходима для стабильной и эффективной деятельности любой организации, поскольку на основании имеющейся информации принимаются все управленческие решения. Организация делопроизводства в органах прокуратуры играет важнейшую роль в реализации любой внутренне- и внешнефункциональной прокурорской деятельности.
Ключевые слова: делопроизводство, информация, прокуратура, автоматизированные информационные комплексы, электронный документооборот.
THE ORGANIZATION OF RECORDS MANAGEMENT IN THE PROSECUTOR'S OFFICE
Gunderich Galina Albertovna, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the Crimean Institute of Law (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation.
e-mail: [email protected]
Komarova Elena Aleksandrovna, Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Procedure, Criminalistics and Participation of the Prosecutor in Criminal Justice of the Crimean Institute of Law (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation
e-mail: [email protected]
Аnnotation: relevance of this article is connected with the organization of records management in the prosecutor's office. The information that contained in the documents is necessary for the stable and efficient operation of any organization, since all management decisions are made on the basis of available information. The organization of records management in the prosecutor's office plays an important role in the implementation of any internal and external functional prosecutorial activities.
Keywords: records management, information, prosecutor's office, automated information systems, electronic document circulation.
Любая деятельность в органах власти всегда сопровождается определенными действиями по разработке, регистрации, хранению и отправке документов. Количество такой работы, особенно в области бумажного документооборота, на сегодняшний день очень большое. Согласно данным статистики, руководство любого звена аппарата прокуратуры тратит от 60 до 90 % рабочего времени на создание и отправку документов1.
В условиях современного информационного общества из-за постоянного увеличения объема информации и внедрения новых способов ее обработки
1 Митина Т.Е. Использование новых технологий для сокращения документооборота в системе судебного делопроизводства // Законодательство и экономика. 2006. № 8. С. 80.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (23) 2019 происходит увеличение количества правовых вопросов и проблем. Стоит отметить, что результаты проведенных комплексных проверок и изучения многочисленных актов прокурорского реагирования в прокуратурах районов и городов свидетельствуют о наличии определенных препятствий при работе с документами, обусловленных целым рядом причин.
Необходимо отметить, что документ имеет ключевое значение в системе делопроизводства органов и учреждений прокуратуры. Так он обеспечивает сотрудничество между структурными подразделениями самих органов и учреждений прокуратуры, а также их должностными лицами и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, юридическими и физическими лицами. Несмотря на то, закон о прокуратуре не устанавливает специальных правил ведения делопроизводства, реализация на практике единой системы документооборота служит способом воплощения одного из основополагающих принципов организации и деятельности прокуратуры -принципа централизации.
Целью реализации отдельных положений инструкции по делопроизводству является решение проблемы территориальной разобщенности органов прокуратуры, в результате которой могут возникать определенные трудности в оперативности проведения операций со служебной
л
информацией. Кроме того, закон о прокуратуре наделяет прокуроров правотворческими полномочиями по изданию нормативных правовых актов. Помимо закона о прокуратуре, делопроизводство в органах прокуратуры регламентируется и иными федеральными законами3. Такое понятие как «документ» закрепляется в законе, как материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, имеющий определенные реквизиты, по которым его можно идентифицировать, а также предназначенный для накопления и передачи во времени и в пространстве для дальнейшего хранения
2 Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс».
3 Закон РФ от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»// СПС «Консультант Плюс»
ISSN: 2499-9911 3
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (23) 2019 и использования4. Кроме понятия «документа» существуют понятия электронного документа, системы электронного документооборота, которые закреплены в Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 4775.
Помимо этого делопроизводство в органах прокуратуры регулируется рядом нормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450 - ключевой акт, устанавливающий общие требования к организации работы с документами, утверждающий Инструкцию по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации6.
Данный приказ устанавливает единую процедуру осуществления всех стадий документооборота: приема, регистрации, учета, перевода, подготовки, оформления, размножения, контроля за исполнением документов, отправки, формирования их в дела, надзорные (наблюдательные) производства, хранения и использования на бумажных и электронных носителях и т.д.
Положения Инструкции полностью распространяются на содержание организационно-распорядительных и информационно-справочных документов, в то время как на содержание остальных (процессуальных, финансовых и других) - только в части, касающейся общих принципов работы и подготовки к сдаче в архив.
На основании пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и приказа Генерального прокурора от 14.09.2017 № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и
4 Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» // СПС «Консультант Плюс».
5 Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 477 (ред. от 26.04.2016) «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» // СПС «Консультант Плюс».
Приказ Генпрокуратуры России от 29.12.2011 N 450 (ред. от 11.12.2018) "О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации" // СПС «Консультант Плюс».
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (23) 2019 организаций прокуратуры до 2025 года»7 разработана единая защищенная система передачи данных, внедрение которой необходимо для помощи должностным лицам органов прокуратуры в реализации их функций для оперативности документооборота и в связи с вхождением в среду цифровой экономики, а также для улучшения информационного обеспечения органов и организаций прокуратуры России.
Электронный документооборот в органах прокуратуры обеспечивается совокупностью информационных технологий и систем, таких как федеральная государственная информационная система «Единый реестр проверок» (ФГИС ЕРП), управляемая Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Уже в 2017 году, в системе работали более 1 500 прокуроров, доступ к ней был предоставлен свыше 31,5 тыс. специалистам более чем 3100 контрольно-надзорных органов и 80 бизнес-омбудсменам. В настоящее время разрабатывается государственная автоматизированная система правовой статистики (ГАС ПС) - система, служащая для реализации функции по ведению статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора. К сентябрю 2017 года в качестве комплекса мер по созданию ГАС ПС выполнено техническое проектирование, а также разработано и внедрено специальное программное обеспечение, создано единое хранилище данных, а также удостоверяющий центр Генеральной прокуратуры Российской Федерации, аккредитованный Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Свыше 2,8 тыс. сотрудников прокуратуры используют в работе электронную подпись. В 2018 году опытная эксплуатация ГАС ПС проводится в 36 регионах Российской Федерации. Доступ к ресурсам ГАС ПС предоставлен более чем 30 тыс. работникам органов прокуратуры и других правоохранительных органов.
7 Приказ Генпрокуратуры России от 14.09.2017 № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» (вместе с «Концепцией цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года») // СПС «Консультант Плюс»
ISSN: 2499-9911 5
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (23) 2019 В органах прокуратуры к сервисам системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ) подключено более тысячи пользователей, из них около 50 - в центральном аппарате. В свою очередь, Генеральная прокуратура Российской Федерации предоставляет пользователям СМЭВ сервис ФГИС ЕРП. В процентном соотношении к количеству работников органов прокуратуры дефицит подключения составляет 98,0%.
Подключение информационных систем органов прокуратуры к СМЭВ осуществляется с 2014 года. Разработано программное обеспечение для 30 сервисов (50 видов сведений) различных ведомств.
В связи с реализацией Концепции был введен новый, на основе АИК «Надзор» (для работы с документами), «Веб-Надзор» - это автоматизированный информационный комплекс, который также позволяет автоматизировать надзорную и контрольную деятельность, присущую органам прокуратуры и следствия соответственно. АИК «Надзор» предназначен для решения специфических задач: учет и ведение разных типов дел (уголовное, административное и пр.), работа с фигурантами дел, ведение контрольных и надзорных производств по этим делам, получение различной утвержденной и произвольной отчетности по деятельности органов и т.п.
Таким образом, организация делопроизводства с использованием современных информационных технологий повышает эффективность взаимодействия органов и организаций прокуратуры, как между собой, так и с другими ведомствами и учреждениями.
Список источников: 1. Закон РФ от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»// СПС «Консультант Плюс».
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (23) 2019
2. Митина Т.Е. Использование новых технологий для сокращения документооборота в системе судебного делопроизводства // Законодательство и экономика. 2006. № 8. С. 80.
3. Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» // СПС «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс»
5. Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 477 (ред. от 26.04.2016) «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» // СПС «Консультант Плюс».
6. Приказ Генпрокуратуры России от 29.12.2011 N 450 (ред. от 11.12.2018) "О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации" // СПС «Консультант Плюс».
7. Приказ Генпрокуратуры России от 14.09.2017 № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» (вместе с «Концепцией цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года») // СПС «Консультант Плюс».