ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ
И.В. Ряднова, магистрант
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Белгород)
Б01:10.24411/2411-0450-2019-11093
Аннотация. В статье рассмотрена обоснованность использования бюджетирования для оперативного планирования коммерческой деятельности предприятия. Перечислены основные этапы и цели бюджетирования. Проведен фундаментальный анализ текущего состояния молочной отрасли России и влияния ее среды на процесс бюджетирования.
Ключевые слова: бюджетирование; планирование; финансовое планирование; молочная отрасль; финансовый бюджет.
На сегодняшний день, бюджетирование - это производственно-финансовое планирование деятельности организации путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов. Назначение бюджетирования на предприятии заключается в том, что это основа планирования и принятия управленческих решений на предприятии, оценки всех аспектов финансовой состоятельности предприятия, контроля и управления материальными и денежными ресурсами предприятия, укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам предприятия в целом и собственникам его капитала [2].
На каждом предприятии может быть своя специфика бюджетирования в зависимости, как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой компании в качест-
ве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства и инструментарии [4].
Например, в рамках оперативного управления компанией ООО «Ровеньки-Маслосырзавод» проводится бюджетирование с целью формирования расходной сметы для обеспечения производства необходимого плана готовой продукции. Помимо этого, бюджетирования проводиться с целью краткосрочной и долгосрочной задолженности компании и покрытие ее за счет выручки от продажи готовой продукции [5].
Стоит обратить внимание на то, что бюджетирование относится к процессу планирования предприятия и его производственной деятельности. Именно оперативное планирование на уровне предприятия охватывает и процесс составления финансового бюджета организации, что и называется процессом бюджетирования, который состоит из пяти ключевых этапов (рис. 1).
Формирование финансовой структуры предприятия Создание структуры бюджетов Формирование учетно-финансовой политики организации Разработка регламента планирования Внедрение системы бюджетирования
Рис. 1. Этапы бюджетирования [3]
Как правило, оперативное планирование, в том числе и процесс бюджетирования, обязывает руководство предприятия принимать быстрые решения, целью которых является настройка операционного цикла компании, ее этапов и процессов, конечным результатом которых выступает реализация готовой продукции и финансовая выручка. Многие менеджеры предприятия сталкиваются с «нереалистичными» показателями будущих затрат и выручки по составленному бюджету компании, что может повлечь за собою негативные последствия, но, львиную долю негатива могут добавить вовсе не внутренние факторы, а внешняя среда, которая включает в свое поле действия многочисленные фундаментальные факторы, в том числе политические и экономические.
Именно из-за нестабильности внешней среды, процесс бюджетирования для российских управляющих предприятий молочной отрасли выглядит проблематичным занятием, поскольку нужно учесть не только прошлые результаты предприятия и его положение в конкурентной среде рынка, но и учесть внешние факторы, которые были и будут влиять на развитие производства молочной продукции в России и за рубежом.
Основные осложнения процесса бюджетирования на предприятиях молочной отрасли в современных условиях происходят с учетом невозможности выполнить все первоначально поставленные цели руководством компании перед финансовым и стратегическим отделом, включая и генерального директора:
1. Улучшение финансовых показателей деятельности компании.
2. Повышение эффективности использования финансовых ресурсов в разрезе показателя себестоимости продукции и рентабельности бизнеса.
3. Эффективное управление ресурсами компании.
4. Обеспечение координации между отделами предприятия.
5. Мотивация персонала предприятия через достижение общих и локальных целей в составленном бюджете компании.
6. Выявление потенциальных рисков деятельности предприятия и их путей ликвидации.
7. Повышение гибкости предприятия к влиянию различных факторов внутренней и внешней среды.
И именно влияние внешней среды - это ключевая проблема современного процесса бюджетирования на предприятиях молочной отрасли, в том числе ООО «Ровеньки-Маслосырзавод», особенно с учетом современных реалий российского рынка, которые столкнулись с многочисленными фундаментальными факторами отрицательного характера:
- рост инфляции свыше уровня 3% (г/г);
- нестабильность курса российского рубля, что влияет на внешнеэкономическую деятельность молочной отрасли;
- нисходящая динамика товарно-сырьевых рынков, в особенности, включая цены на сухое молоко, которые из-за перепроизводства в Новой Зеландии не демонстрируют роста цены;
- геополитические риски из-за накала отношений между Россией, Украиной и странами ЕС, из-за чего на европейские рынки идет импорт замещение российской молочной продукции на белорусскую;
- двухсторонние экономические санкции, которые хоть и активизировали программу импорт замещения в России и обеспечения потребительской безопасности, однако ударили по экспорту отечественной продукции в страны Европы;
- денежно-кредитная политики Банка России и высокие процентные ставки на банковское кредитование отечественного бизнеса.
Повторимся, что среди ключевых задач бюджетирования выступает эффективное управление ресурсами компании и улучшения финансовых показателей ее деятельности. В реальных условиях, мы сталкиваемся с осложнениями не только оперативного планирования, в том числе и бюджетирования, но и стратегического и тактического планирования. Ключевая проблема - это нестабильность влияния внешних фундаментальных факторов, негативно влияющих на молочную отрасль страны.
К примеру, ключевая проблема для большинства предприятий молочной отрасли России - это нестабильность валютного курса рубля. Многие крупнейшие производители молочной продукции страны нацелены на экспорт, эффективность операций которого зависят от курсовой разницы рубля и иностранной валюты. Процесс бюджетирования крайне сложен, ведь, первоначально в бюджете такой компании, нужно указывать курс национальной валюты или других иностранных валют, по которым будут идти расчеты. Предугадать курс через 3, 6, 12 месяцев, или несколько лет крайне сложно. Это удается лишь единицам, что, в общем, говорит о негативной тенденции такого бюджетирования.
Кроме того, некоторые предприятия молочной отрасли имеют в процессе своего производства импортное сырье, что делает себестоимость их продукции нестабильной. В целях бюджетирования, указано то, что этот процесс необходим для снижения себестоимости готовой продукции, но, на самом деле, в процессе влияния такого фактора, мы получаем иной исход, при котором, предприятия не могут установить точную стоимость своей продукции на будущие периоды. Это, в свою очередь, нарушает процесс оперативного и стратегического планирования. Если рассматривать импортные товары и услуги, то их реализацией занимаются, как представители большого бизнеса, так и сектор МСП, что говорит про общенациональную проблему девальвации рубля для всех предпринимателей России.
Кроме проблемы девальвации есть и проблема инфляции. На сегодняшний день, российская экономика находится на этапе стагфляции, когда происходит рост инфляции и снижение объема реального ВВП страны. Значительный рост инфляции создает процесс бюджетирования осложненным по той причине, что именно он влияет на такие показатели, как объем продаж и общая выручка компании. Дело в том, что рост инфляции влияет на общий спрос потребителей, то есть на их покупа-
тельную способность. Влияние роста каждого процента инфляции вызывает «иррациональную» реакцию потребителей, что делает процесс планирования затруднительным, ведь сложно предугадать, как рост этого макроэкономического показателя способен повлиять на спрос и потребление молочной продукции, имеющая многие заменители.
Последняя ключевая проблема современного бюджетирования на предприятиях молочной отрасли - это удорожание кредитных ресурсов, что стало причиной сдерживающей денежно-кредитной политики Банка России. Текущие процентные ставки являются «тормозящим» фактором роста реального сектора экономики, поскольку повышает процентные ставки и на банковское кредитование [1]. С учетом такой политики ЦБ РФ, предприятиям молочной отрасли стоит учесть, что через год, стоимость обслуживания кредиторской задолженности может быть повышена, или наоборот, снижена, и единственным фактором такого процесса будет решение банковского регулятора по своей денежно-кредитной политики. Предугадать такой показатель затруднительно.
В конечном итоге, процесс бюджетирования на предприятиях молочной отрасли включает в себя пять основных этапов и относится к оперативному планированию. Помимо этого, бюджетирование несет в себе выполнение важных задач и целей, достижение которых осложняется под влиянием различных фундаментальных факторов. Сегодняшние реалии внешней среды российской молочной отрасли негативные, и учитывая это, стоит сделать вывод о том, что процесс бюджетирования становится не точным, ведь ключевые его показатели нарушаются под влиянием этих факторов.
Подводя общий вывод, сложно не упомянуть про основные проблемы процесса бюджетирования на предприятиях в современных условиях российского рынка: девальвация рубля, рост инфляции и ужесточение денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Библиографический список
1. Бюджетирование как метод финансового планирования деятельности предприятия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.profiz.ru/se/3_2010/Budzetirovanie_metod_anal/ (дата обращения 22.06.2019)
2. Гапонов К. Взаимосвязь стратегического планирования, бизнес-планирования и бюджетирования. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/fmance/plannmg_and_budgetmg.html (дата обращения 09.06.2019)
3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО «Ровеньки-Маслосырзавод» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://synapsenet.ru/searchorganization/organization/1143126000071-ooo-rovenkimaslosirzavod/buhgalterskaya-otchetnost (режим доступа 25.06.2019)
4. Бюджетирование: проблематика, функционал и этапы внедрения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://efsol.ru/articles/problems-budgeting.html (дата обращения 23.06.2019)
5. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cbr.ru (дата обращения 11.06.2019)
ORGANIZATION OF BUDGETING AT THE DAIRY BRANCH ENTERPRISES
I.V. Ryadnova, Graduate Student Belgorod National Research University (Russia, Belgorod)
Abstract. The article discusses the validity of the use of budgeting for the operational planning of the enterprise's commercial activities. Lists the main stages and objectives of budgeting. A fundamental analysis of the current state of the dairy industry in Russia and the influence of its environment on the budgeting process has been carried out.
Keywords: budgeting; planning; financial planning; dairy industry; financial budget.