ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И МЕТОДЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Заложнев АЮ., Москвитина М.А., Ярусова ИН.
{Институт проблем управления РАН, Москва) [email protected]
Введение
Практическая реализация структурных и функциональных схем (организация) работы бухгалтерии и сопряженных с ней подразделений коммерческой фирмы является областью применения методов внутрифирменного управления.
В настоящей работе приводится пример описаний организационной и функциональной структуры бухгалтерии и организации документооборота для коммерческой фирмы, основным предметом деятельности которой является торговля импортируемыми потребительскими товарами длительного пользования.
Следует отметить, что построение описаний подобного типа является неотъемлемой частью применения оптимизационных методов внутрифирменного управления ([1], стр. 49-59), а именно методов обследования и проектирования организационной структуры, методов построения систем стимулирования и финансового управления организацией, методов бухгалтерского учета и финансового анализа и, наконец, методов построения автоматизированных систем управления и рационализации процедур функционирования, в том числе методов автоматизации систем бухгалтерского учета, финансового анализа и аудита.
Основные положения, регламентирующие бухгалтерский учет и отчетность в коммерческой фирме (далее - Фирма), содержатся в следующих документах:
1. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.
Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998г. Ы34н.
2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
3. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
4. Письма Федеральной налоговой службы и Министерства финансов РФ, регламентирующие порядок накопления и систематизации информации в учетных регистрах.
Вместе с тем, как это было указано в работе [2], в условиях конкретной фирмы требуется доопределение некоторых положений организации бухгалтерского учета. В настоящей работе для коммерческой фирмы, основным предметом деятельности которой является торговля потребительскими товарами длительного пользования, будут доопределены следующие положения:
1. Функциональная структура бухгалтерии.
2. Документопотоки (документооборот).
3. Текущие и перспективные виды аналитического учета.
4. Система взаиморасчетов Фирмы.
5. Учетная политика Фирмы.
1. Функциональная структура бухгалтерии. Документопотоки (документооборот) в бухгалтерии фирмы
В силу того, что бухгалтерия рассматриваемой фирмы достаточно малочисленна, но в то же время реализует всю полноту бухгалтерского учета при построении ее функциональной структуры и определении основных документопотоков целесообразно рассматривать отдельные персонально незакрепленные функциональные участки и взаимосвязи между ними. Такими функциональными участками являются участки учета в разрезе отдельных счетов или групп счетов. А методика разбиения бухгалтерского учета на участки такого типа базируются на применении так называемых журналов-ордеров.
Функциональная структура бухгалтерии представлена в приложении 1 («Основные функционально-выделенные участки (регистры) бухгалтерского учета на Фирме») и приложении 2 («Корреспонденции и информационные потоки между основными
Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000г.
функционально-выделенными участками (регистрами) бухгалтерского учета на Фирме»).
При рассмотрении схем следует отметить, что для упрощения бухгалтерского учета реально по некоторым счетам журналы-ордера не ведутся, а просто производится накопление первичных документов, результаты операций по которым регистрируются сразу в главной книге - основном накопительном регистре бухгалтерского учета.
В схемах эти особенности опущены и базовые счета (41, 45(90), 50, 51, 52, 60, 70, 71, 76) - счета наиболее существенные с точки зрения специфики хозяйственной деятельности Фирмы представлены так, как будто по всем ним ведутся журналы-ордера или другие накопительные регистры (группировочные, расчетноплатежные ведомости и т.д. и т.п.).
К функционально-выделенным участкам следует также отнести формирование главной книги и формирование сводной отчетности для налоговой инспекции и фондов.
2 Текущие и перспективные виды аналитического учета
Весьма важным с точки зрения повышения управляемости Фирмы и совершенствования системы контроля, а также в целях сопряжения системы бухгалтерского учета с системой учета текущих расходов «cash-flow», является введение аналитического учета на основе двух кодификаторов:
1. Кодификатора объектов учета и управления.
2. Кодификатора статей затрат.
Система кодификаторов объектов учета и управления должна включать в себя все субъекты хозяйственной деятельности Фирмы, а именно:
1) внутренние - структурные подразделения (центры прибыли, центры затрат, венчуры), сотрудников;
2) внешние - дочерние и прочие организации, физических лиц (не сотрудников), т.е. все хозяйствующие субъекты, которые являются контрагентами Фирмы в процессе ее функционирования.
Примерная структура кодификатора объектов учета и управления Фирмы приведена в таблице 1.
Таблица 1. Список объектов учета
Объект учета Код
Фирма 1
Центры прибыли и затрат 11
Центр прибыли и затрат 1 1101
Центр прибыли и затрат 2 1102
Венчуры 12
Венчур 1 1201
Венчур 2 1202
Дочерние организации 2
Дочерняя организация 1 2001
Дочерняя организация 2 2002
Другие организации 3
Физические лица 4
Введение кодификатора объектов учета и управления позволит внести большую упорядоченность в систему взаиморасчетов Фирмы и в систему контроля за исполнением договоров.
Введение достаточно подробного кодификатора статей затрат позволит получать объективное представление о структуре затрат, производимых Фирмой, а в комбинации с кодификатором объектов учета и управления позволит структурировать затраты между центрами прибыли, затрат и венчурами Фирмы.
Кодификатор статей затрат может быть введен в виде упорядоченной системы субсчетов счета 20 «Основное производство» и/или счета 26 «Общехозяйственные расходы», на котором осуществляется калькуляция издержек Фирмы, относимых на затраты, дополненной информацией с других счетов, на которых также могут аккумулироваться внутрифирменные издержки (например, с дебета счета 01 «Основные средства»).
3. Система взаиморасчетов фирмы
Система взаиморасчетов фирмы, охватывающая такие важнейшие субъекты хозяйственной деятельности Фирмы, как поставщики, покупатели, Таможня, Государство приведена в Приложении 3 «Принципиальная схема системы взаиморасчетов
Фирмы».
4. Основные положения учетной политики фирмы
Центральными моментами учетной политики Фирмы являются следующие:
1. Методика списания на затраты малоценных и быстроизна-шивающихся предметов.
2. Методика учета материальных ценностей (товаров).
3. Методика учета реализации продукции (товаров).
4. Методика учета амортизации активной части основных фондов.
В таблице 3 приведен возможный вариант реализации учетной политики Фирмы.
Таблица 3. Основные положения учетной политики Фирмы
1. Списание малоценных и быст-роизнашивающихся предметов 100% списание при передаче в производство
2. Учет материальных ценностей По таможенной стоимости на день оформления таможенной декларации
З. Учет реализации продукции По факту оплаты товаров
4. Амортизация активной части основных фондов Линейный способ
Литература
1. ЗАЛОЖНЕВ А.Ю. Модели и методы внутрифирменного управления. М.: Сторм Медиа, 2004. - 320 с.
2. ЗАЛОЖНЕВ А.Ю. Формирование положения о бухгалтерском учете и отчетности как область применения оптимизационных методов внутрифирменного управления. В печати.
Основные функционально-выделенные участки (регистры) бухгалтерского учета на Фирме.
Таможенные декларации растамо-
живающей фирмы
Счета, выставленные растаможи- Счет 41.
вающей фирмой Товары
Накладные на товар
Калькуляции
Счета, выставленные покупателям товара, другим контрагентам
Накладные на товар реализованный
Счет 45(90). Товары отгруженные. Продажи
Приходные кассовые ордера
Расходные кассовые ордера, дове- Счет 50.
ренности Касса
Банковские квитанции
Платежные поручения Счет 51. Расчетные счета
Мемориальные ордера
Копии препроводительной ведомости к сумме денежной выручки
Заявление на перевод валютных
средств Счет 52. Валютные счета
Заявка на покупку валюты
Заявка на продажу валюты
Банковские авизо
Счета, выставленные поставщиками
и подрядчиками Счет 60.
Копии договоров к счетам Расчеты с поставщи-
Таможенные декларации ками и подрядчика-
Накладные растаможивающей орга- ми
низации
Директивная информация Счет 70. Расчеты с персоналом по оплате труда
Приходные кассовые ордера Счет 71. Расчеты с подотчетными лицами
Расходные кассовые ордера
Авансовые отчеты
Счета, выставленные поставщиками и подрядчиками Счет 76. Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
Копии договоров к счетам
Приложение 2
Корреспонденции и информационные потоки между основными функционально-выделенными участками
(регистрами) бухгалтерского учета на Фирме.
Принципиальная схема системы взаиморасчетов Фирмы
Учетная стоимость импортных реализованных товаров, включая НДС
Г,
п
Прибыль от реализации импортных товаров
Оплата товара при реализации по отгрузке
Поставщик
Перевод валюты на счет 1 поставщика
Списание коммерческих затрат на себестоимость
Гр''-—
II II
Отгрузка товара
Фирма
Отгрузка
товара
Оплата таможенных і сборов и услуг СВХ і
Реализация по оплате
Покупатель
ГГ
Поступление I товаров на • склад по сложившейся
Расходы на продажу
Таможня
(Склад временного хранения)
П
|_
Начисление положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей при расчетах { с поставщиком (покупателем),
Прочие
контрагенты
Условные обозначения:
~>1
товарный поток
*---------7 _
финансовый поток
Начисление и оплата
¿внесение в бюджет) и таможенных пошлин
<1
и>
Г осударство
направление оказания услуг
р/Л/--/X,---V-
дополнительные финансовые поступления и издержки
1 операция списания затрат, . начисления налога