УДК [94:322](470+571) ББК 63.3(2)5 Щ 70
Н.М. Щетинина,
аспирант 4 курса кафедры философии, социологии и истории Воронежского государственного технического университета, г. Воронеж, тел.: + 79081368678, e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ БОГОУГОДНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX -НАЧАЛЕ XX ВВ. КАК СЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫХ
(Рецензирована)
Аннотация. Статья содержит информацию о деятельности представителей светской и церковной власти по созданию богоугодных заведений. Раскрываются особенности организации и функционирования учреждений данного вида в конце XIX - начале XX вв. Освещается влияние подвига православных святых на общество.
Ключевые слова: православные святые, священнослужители, общественные деятели, богоугодные заведения, Воронежская губерния.
N.M. Shetinina,
Post-Graduate Student of Department of Philosophy, Sociology and History Voronezh State Technical University, Voronezh, ph.: 79081368678, e-mail: [email protected]
THE ORGANIZATION OF CHARITABLE INSTITUTIONS IN THE VORONEZH PROVINCE IN THE LATE 19TH AND IN THE EARLY 20TH CENTURY, AS TAKING THE CUE FROM THE ACTIVITY OF ORTHODOX SAINTS
Abstract. The paper contains information on activity of representatives of the secular and church power on creation of charitable institutions. The author discloses peculiar features of institutions of this kind at the end of the 19th and the beginning of the 20th century. Influence of a feat of Orthodox Saints on society is shown.
Keywords: Orthodox Saints, priests, public figures, charitable institutions, Voronezh province, end of the 19th and the beginning of the 20th century.
Одним из социально-значимых качеств человека является милосердие. Последнее формируется под воздействием ряда факторов, к числу которых относятся положительные примеры деятельности. Подтверждением служат православные святые, образы которых почитают христиане до настоящего времени. Одним из уважаемых православных святых является Николай
Чудотворец (Ш-^ вв.). В житийных» текстах рассказано, что святитель помог одному мужчине, у которого было три дочери. Своим детям он не мог обеспечить приданое и решил, что девушки должны стать блудницами. Святитель узнал об этом и подбросил через окно три мешочка с золотом, тем самым спас сестёр от бесчестия [1; 14]. Исследователи считают, что данный сюжет
положил начало обычаю благотворительности. Православные христиане приносили пожертвования на храмы и монастыри, где создавались богоугодные заведения или оказывали иную помощь бедным, больным, инвалидам, старикам и другим категориям нуждающихся. Необходимо упомянуть о таком «светильнике мира», как Спиридон Тримифунтский, который жил в III в. на о. Кипр. Биографы святителя повествуют: «...Не только нищие селяне, но и многие чужестранцы знали, сколь простым и доступным для нуждающихся в помощи людей был епископ из Тримифунта, с готовностью он встречал странников и раздавал им пищу, добытую собственным трудом. Святитель наставлял себя поучением апостола Павла: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр.13.2). В любое время года, дня и ночи Спиридон с искренним радушием принимал утомлённых от путешествий гостей - и добрых, и злых. Владыка безропотно прислуживал путникам.» [2; 13].
Пример богоугодной деятельности являет собой Серафим Саровский (первая половина XIX в.). Жития рассказывают, что в 1794 г. преподобный принимает на себя попечение о Дивеевской женской общине. Сёстры общины под руководством отца Серафима оказывали помощь прихожанам. В своих наставлениях святой призывал быть милостивыми «.к убогим и странным; о сем много пеклись великие светильники и отцы Церкви.» [3; 23]. Отец Серафим молил о спасении всего человечества, отдавал духовные силы всем, кто к нему обращался, тем самым вселяя искреннюю веру в сердца страждущих.
Верующие в Российской империи стремились соответствовать примерам православных святых, поскольку неотъемлемым элементом воспитательной системы дореволюционной России являлась вера в
Бога. Подтверждением тому служит период конца XIX - начала XX вв. Активная благотворительная деятельность, в том числе по созданию богоугодных заведений, могла быть обусловлена следующими причинами: 1) нерушимым авторитетом ценностей православного христианства; 2) экономическими и социальными проблемами, вызванными, в том числе, войнами в указанный период; 3) стремлением правительства решить социально-экономические вопросы и создать условия для привлечения частных капиталов; 4) опасениями консервативной части российского общества последствий убийства народовольцами императора Александра II, т.к. царь отождествлялся с наместником Бога на земле.
Документальные свидетельства конца XIX - начала XX вв. фиксируют активную благотворительную деятельность в Воронежской губернии. Провинциальные обыватели и местное самоуправление своими действиями демонстрировали активную гражданскую позицию и уважение к православным традициям нищелюбия. Подтверждением тому является завещание воронежского купца Михаила Максимовича Клочкова о выдаче денег бедным невестам Воронежской губернии. В Городской Управе вели отчётную документацию «по выдаче пособий из процентов с капитала 4000 руб., завещанного для этой цели.» М.М. Клочковым [4; Л. 1]. Свидетельством тому являются записи следующего содержания: «Выдано в пособие Воронежской мещанской девице Пелагее Семёновне Никифоровой восемьдесят четыре руб. 39 коп.» [4; Л. 29]. Для целевого использования средств девушки предоставляли удостоверение, подписанное священником церкви, где происходило венчание. «1910 г. 17 августа, данное удостоверение мещанке Воронежской девице Марии Васильевне Мелентьевской в том, что она, Мелентьевская Мария, сего
месяца и года благословлена мною на брак... В чём подписано и печатью церкви удостоверено. Настоятель Тихвино-Онуфриевской церкви города Воронежа Священник Алексей Аристов» [4; Л. 123]. Ещё одним примером служит завещание Осипа Гавриловича Синицына. «Воронежский Мещанин Осип Гаврилович Синицын духовным завещанием, утверждённом Судом к исполнению 28 августа 1880 г., завещал: тысячу рублей положить в Воронежский Городской Общественный банк, из которых проценты должны распоряжаться Воронежской Городской Управой для увеличения помощи и бедным сиротам, и неимущим гражданам города Воронежа» [5; Л. 1]. В документе Воронежской Городской Управы № 2421 от 14 декабря 1903 г. прописано: «Городская Управа постановила перечислить со счёта благотворительных сумм капитала Синицына двадцать четыре р. и записать на приход . и выдать чину Управы И.С. Кретову для раздачи бедным жителям г. Воронежа к празднику Рождества Христова» [5; Л. 141].
Наряду с благотворительностью, которая заключалась в безвозмездной выдаче пособий, с указанием конкретных категорий нуждающихся, создавались богоугодные заведения. В словаре С.И. Ожегова указано, что «богоугодные заведения - учреждения для бедняков: больницы, приюты, богадельни». В упомянутых заведениях находились, люди старшего поколения, не имеющие возможности содержать себя в силу различных причин. Благотворительные учреждения предоставляли приют для временного или постоянного пребывания. В среде призреваемых можно выделить две категории: первые не имели возможности обслуживать себя в силу болезни или старости, вторые - нуждающиеся в организации деятельности на возмездной основе. Последние занимались изготовлением товаров, от продажи которых имели
не только заработок, но и средства на содержание заведения, в котором прибывали. Наряду с вышеупомянутым источником дохода, в пользу богоугодных учреждений поступали частные пожертвования или материальная помощь от органов местного самоуправления, в частности Городской Управы. К такому типу богоугодных заведений относились Дома Трудолюбия. Одним из первых подобное учреждение организовал отец Иоанн Кронштадский. Благодаря кропотливому труду преподобного в Кронштадте 12 октября 1882 г. состоялось открытие Дома Трудолюбия, который имел разветвлённую структуру. В число элементов Дома Трудолюбия входили: «Народная столовая, в которой за небольшую плату отпускались обеды, а в праздничные дни устраивались бесплатные обеды на несколько сот человек, Ночлежный приют, взимавший за ночлег по 3 копейки, Убежище для сирот и дневное пристанище для приходящих детей, Второй приют для малолетних обоего пола, Загородный дом милосердия имени Отца Иоанна...» [6; 69]. Следуя вышеуказанному примеру, подобные учреждения открывались во многих городах Российской империи. В «1894 г. состоялось открытие Дома Трудолюбия в г. Воронеже. Богоугодное заведение находилось в ведомстве Воронежского Попечительного о бедных комитете» [7; Л. 178]. В 1889 г. был создан Комитет, которому было поручено найти подходящее здание. Члены Комитета считали целесообразным переустроить Ночлежный дом в Дом Трудолюбия. Согласно представленному проекту, «.необходимо иметь в виду при устройстве Дома Трудолюбия, а именно: Помещение для ночлега на 50 мужчин и 20 женщин, Мастерская на 40 человек, Столовая на 35 человек, Кухни, Клад для съестных припасов, Ледник, Сарай для дров, Сарай для склада материалов, Комната для смотрителя, Приёмный покой на 4 койки.» [8; Л. 4]. Дом Трудолюбия
располагался по ул. Большая Московская, 27, в доме Пименовой. В документе от октября 1899 г. в Воронежскую Городскую Управу от Воронежского Дома Трудолюбия указано: «Помещение, отведенное городом для Дома Трудолюбия более 10 лет не ремонтировалось, но пока в Доме Трудолюбия было 4 или 5 человек, они хотя с затруднениями могли размещаться в двухэтажном здании и во флигеле при нём, в нынешнем же году в Доме Трудолюбия помещается до 100 человек» [8; Л. 274]. В Доме Трудолюбия занимались изготовлением картонных изделий, в частности картузов для шапок и шляп, картонных коробок для кондитерских изделий. Имелась пакетная мастерская. Труженики специализировались на изготовлении чемоданов, саквояжей, рюкзаков, а также занимались реставрацией вещей для ручной клади. Благодаря труду работников был куплен печатный станок. Прибыль, полученная от продажи изделий, шла на заработную плату призреваемых и обустройство учреждения. В отчёте Воронежского Дома Трудолюбия за 1902 г. сообщается «.Не принимались, особенно летом, на работы все те, кто казался на вид здоровыми и имел хорошую одежду и обувь, принимались же преимущественно так называемые половинные работники, болезненные старики, бесприютные дети и большею частью люди без обуви и одежды; наконец, как бы ни было тесно, всегда принимались поднадзорные, присылаемые в Дом Трудолюбия Полицией. Всех работников в отчётном году прибывало 382; в предшествующем году их было 376; в 1900 - 356, а в 1899 г. - 298. Живущие в Доме Трудолюбия были мужчины, а приходящими были только женщины и те, которые в наказание были лишены права на общежитие. Трудолюбцам, как в рабочие дни, так и в дни праздничные, давались чай с хлебом, обед и ужин.» [8; Л. 376]. Подопечные Дома Трудолюбия прибывали из
различных губерний Российской империи, в частности «Тамбовской, Тульской, Орловской, Московской, Рязанской, Курской, Киевской, Ви-ленской, Витебской, Войска Донского» [8; Л. 380].
Наряду с Домом Трудолюбия в г. Воронеже действовал ночлежный приют, который принимал от 130 до 150 человек. Согласно документам Воронежской Городской Управы, часть лиц, находящихся в городском ночлежном приюте, «постоянно проживала в нём» [9; Л. 52]. Социальный состав воронежского приюта включал, в том числе, и представителей антисоциальных групп. Поскольку «.многие из них разыскиваются разными учреждениями и требуют постоянного наблюдения за ними со стороны Полиции» [9; Л. 52]. Из вышеуказанного следовало, что подобные учреждения предоставляли приют независимо от социального статуса. Лица, нашедшие себе укромное убежище, предпочитали оставаться в провинциальных городах, расположенных подальше от столицы. Потому органы Полиции, которым был вверен контроль за учреждениями общественного призрения, с особой бдительностью относились к охране общественного порядка. Надзиратель Воронежского ночлежного приюта М.В. Колды-рев испытывал трудности, так как одному поддерживать порядок в таком учреждении было физически невозможно. В частности, он не мог вести учёт призреваемых в силу активного передвижения лиц с одного места пребывания в другое.
На территории Воронежской губернии в конце XIX - начале XX вв. были распространены такие богоугодные заведения, как богадельни. «Богадельня, благотворительное заведение, имеющее целью давать постоянный приют и содержание лицам, преимущественно зрелого возраста, которые по нетрудоспособности или по другим причинам не в состоянии добывать себе средства к жизни... » [10; 358]. В слободе
Россошь Острогожского уезда, благодаря деятельности Земской Управы, с ноября 1869 по 1870 гг. учреждённое Попечительство «призревало на свой счёт средним числом шесть человек в богадельне, принадлежащей Россошанскому волостному правлению...» [11; 197-198]. Попечительство устроило богадельню в одном из частных домов, где помещалось 10 человек. Попечительство на постоянное призрение принимало только прихожан местной Кресто-воздвиженской церкви. В случае поступления в богадельню лиц без паспортов, направляли уведомление в местную полицию. В ходе описания церковных зданий при Троицкой церкви в слободе Новая Калитва указана богадельня «на 10 человек, о 4-х комнатах» [12; 348]. В городе Бирюч при местной церкви находилась «каменная богадельня на 12 человек» [13; 277]. При Покровской церкви в г. Воронеже находилась «каменная богадельня, устроенная на средства купца Василия Онуфриевича Ухина. В богадельне находились девять престарелых бедных женщин разного возраста» [13; 98].
Ещё одним видом богоугодных заведений, функционировавших в обозначенный период, были приюты для тяжело больных, как правило, нищих. Одним из самых известных был Митрофановский приют, основанный в честь воронежского перво-святителя, чудотворца Митрофания. Приют был открыт в 1903 г. в городе Воронеже. В здании размещалось 20 кроватей для «неизлечимо и хронических больных». В приюте были необходимые лекарства и перевязочные средства. За больными ухаживали специалисты с медицинским образованием. «Заведование приютом безвозмездно взял на себя врач И.М. Шаттенштейн...» [14; Л. 1а] Добросовестное отношение людей к своим обязанностям не осталось без внимания администрации. Заведующий приютом вышеуказанный врач И.М. Шаттенштейн направил
в Городскую Управу 4 апреля 1905 г. Прошение о вознаграждении к наступающим Святым праздникам сотрудников за усердную службу: «...со дня открытия Митрофановского Приюта для хронических больных по настоящее время .фельдшер И.И. Ободовский согласился добровольно и безвозмездно взять на себя обязанности фельдшера при обозначенном приюте. За все это время я всегда встречал с его стороны полную готовность помочь: всё, в чём являлось с его стороны, набожность, исполнительность им немедленно и добросовестно. Так же считаю своим долгом указать Управе на крайне добросовестную и аккуратно исполняющую службу надзирательницы Н.В. Ака-ёмову - она не только исполняла свои обязанности по хозяйственной части, но и также сестры милосердия, она ставила больным термометры, аккуратно раздавала больным лекарства и т.п.; словом, она всячески содействовала ведению дела» [14; Л. 43-44].
Исходя из вышеизложенного можно выделить особенности богоугодных заведений в конце XIX - начале XX вв., располагавшихся на территории Воронежской губернии: 1) учреждения были организованы представителями светской власти, священнослужителями Русской православной церкви, по инициативе частных лиц, следовательно, выделяются богоугодные заведения: светские, церковные, частные; 2) в качестве призреваемых выступали представители социально незащищённых слоев населения; 3) половозрастной состав: люди старшего поколения обоего пола; 4) обеспечение предметами первой необходимости; 5) безвозмездное оказание медицинской помощи; 6) выделение пособий нуждающимся; 7) организация трудовой деятельности в учреждении для всех, кто способен к работе; 8) как временное, так и постоянное пребывание, до момента устройства на постоянную работу;
9) финансирование за счёт средств местного бюджета, частных пожертвований, кружечных сборов.
Продолжение традиций богоугодных дел способствовало укреплению идеологии самодержавия, нравственности и христианской морали, адресной помощи социально-незащищённым слоям населения, содействию центральной власти в проведении социальной политики, снижению уровня преступности в
провинции, контролю бродяжничества и демографической ситуации в обществе, а также профилактике распространения массовых заболеваний по причине отсутствия элементарных условий гигиены. Сложившиеся нормы общественного призрения послужили основой для развития институтов социальной защиты, которые продолжают функционировать в современном обществе.
Примечания:
1. Губарева О.В., Турцова Н.М. Святитель Николай Чудотворец. СПб.: Метро-пресс, 2013. 76 с.
2. Бугаевский А.В. Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский. Его жизнь, подвиги и чудотворения, изложенные по древним греческим рукописям. М.: Скиния, 2005. 64 с.
3. Рошко В. Преподобный Серафим: Саров и Дивеево: исслед. и материалы. М.: САМПО, 2001. 157 с.
4. Государственный архив Воронежской области (ГАВО). Ф. И-19. Оп. 1. Д. 1141.Л. 166.
5. Там же. Д. 1220. Л. 172.
6. Ершов Б.А. Русская православная церковь и светская власть в Воронежской губернии в XIX - начале XX вв.: монография. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. техн. ун-т, 2010. 167 с.
7. ГАВО. Ф. И-19. Оп. 1. Д. 1708. Л. 310.
8. Там же. Д. 1303. Л. 634.
9. Там же. Д. 2819. Л. 123.
10. Большая энциклопедия: в 20 т. Т. 3: Беллинг-Бугульник / под ред. С.Н. Южакова, П.Н. Милюкова. СПб: Просвещение, 1901. 843 с.
11. В Слободе Россоши. Доклад приходскому обществу за 1869 г. // Воронежские Епархиальные Ведомости. 1871. № 5. С. 197-198.
12. Новая Калитва. Неофициальная часть // Воронежские Епархиальные Ведомости. 1884. № 9. С. 348.
13. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Неофициальная часть // Воронежские Епархиальные Ведомости. 1884. № 24. С. 98-277.
14. ГАВО. Ф. И-19. Оп. 1. Д. 2161. Л. 198.
References:
1. Gubareva O.V., Turtsova N.M. St. Nicholas the Wonderworker / O.V. Gubareva, Turtsova N.M. SPb.: Metropress, 2013. 76 pp.
2. Bugaevsky A.V. Saint Spyridon, Bishop of Trimifuntsky. His life, feats and miracles, stated in ancient Greek manuscripts / A.V. Bugaevsky. M.: Skiniya, 2005. 64 pp.
3. Roshko V. Reverend Seraphim: Sarov and Diveevo; Research and materials / V. Roshko. M.: SAMPO, 2001. 157 pp.
4. State Archive of the Voronezh Region (GAVO). F.I. - 19. Op. 1. D. 1141. L. 166.
5. GAVO. F.I. -19. Op. 1. D. 1220. L. 172.
6. Ershov B.A. Russian Orthodox Church and secular power in the Voronezh province in the 19th and early 20th century: a monograph / B.A. Ershov. Voronezh: GOU VPO Voronezh State Technical University, 2010. 167 pp.
7. GAVO. F. I-19. Op. 1. D. 1708. L. 310.
8. GAVO. F. I-19. Op. 1. D. 1303. L. 634.
9. GAVO.F. I-19. Op. 1. D. 2819. L.123.
10. Great Encyclopedia: in 20 vol. Vol. 3. Belling-Bugulnik / ed. by S.N. Yuzhakov and P.N. Milyukov. SPb.: Printing house of the Book publishing association Prosveshchenie, 1901. 843 pp.
11. In Rossosh Sloboda. Report on the parish society for 1869 // Voronezh Diocesan Statements. 1871. No. 5. P. 197-198.
12. Novaya Kalitva. The unofficial part // Voronezh Diocesan Statements. 1884. No. 9. P. 348.
13. Index of temple festivities in Voronezh Diocese. The unofficial part // Voronezh Diocesan Statements. 1884. No. 24. P. 98-277.
14. GAVO. F.I-19. Op. 1. D. 2161. L. 198.