Научная статья на тему 'Церковные благотворительные общества и заведения Воронежской губернии в xix в'

Церковные благотворительные общества и заведения Воронежской губернии в xix в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
536
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / МИЛОСЕРДИЕ / ЕПАРХИЯ / БОГАДЕЛЬНЯ / МИЛОСТЫНЯ / CHURCH / GUARDIANSHIP / MERCY / DIOCESE / ALMSHOUSE / ALMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ершов Богдан Анатольевич

В статье рассматривается церковная благотворительность в Воронежской губернии в XIX в. Выявлены факты пожертвований со стороны представителей торгово-промышленных кругов и размеры пожертвованного частного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHURCH CHARITABLE SOCIETIES AND INSTITUTIONS OF THE VORONEZH PROVINCE IN XIX CENTURY

In article the church charity in Voronezh province in 20th century is considered. The facts of donations from representatives of commercial and industrial circles and the sizes of the offered private capital are elicited.

Текст научной работы на тему «Церковные благотворительные общества и заведения Воронежской губернии в xix в»

УДК 364.05+267

ЦЕРКОВНЫЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА И ЗАВЕДЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX в.

© Богдан Анатольевич Ершов

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и политологии,

e-mail: ershovbogdan@rambler.ru

В статье рассматривается церковная благотворительность в Воронежской губернии в XIX в. Выявлены факты пожертвований со стороны представителей торгово-промышленных кругов и размеры пожертвованного частного капитала.

Ключевые слова: церковь; попечительство; милосердие; епархия; богадельня; милостыня.

Развитие благотворительности в российских регионах в XIX в. происходило в русле общероссийского процесса. Однако на региональную практику призрения накладывался отпечаток местных особенностей. В течение XIX столетия было основано около 100 общин, образованных преимущественно при приходских церквях в виде богаделен, существование которых обеспечивалось подаянием прихожан. Большинство из этих общин было возведено в ранг монастырей, обязательно занимающихся милосердно-благотворительной деятельностью.

Многие общества, функционировавшие в XIX в. имели православный характер; от 20 до 40 % всех благотворительных обществ, открывавшихся в течение каждых 5 лет за период 1856-1875 гг., оказывали помощь только людям православного вероисповедания. Более трети всех обществ, учрежденных

в 60-е гг. XIX в. и продолжавших существовать в 1899 г., находились в ведении «Ведомства православного исповедания».

В 1864 г. Александром II было принято законодательство о церковных братствах и церковно-приходских попечительствах, допускавшее и регламентировавшее церковную благотворительность. С 1866 г. учреждение при монастырях благотворительных и воспитательных заведений сделалось обязательным для каждой вновь открываемой обители. В указе обер-прокурора Синода графа Л. А. Толстого от 6 апреля 1866 г. учредителям монастырей предлагалось «соединить с удобствами монашеской жизни цель благотворительную или воспитательную». По этому указу в период с 6 апреля 1866 г. по 1869 г. было учреждено 10 монастырей со школами, богадельнями и приютами. С 1870 г. по 1886 г. было учреждено 37 монастырей,

занимающихся благотворительностью [1]. В 1889 г. при приходских храмах было 660 богаделен и 480 больниц. Из общего числа благотворительных учреждений 5270, т. е. 35,5 %, находилось в губернских и областных городах, остальные 9584, т. е. 64,5 %, распределялись между уездными городами и другими поселениями [2].

Возникновение благотворительных обществ и заведений относится к различному времени, но наибольшее их число в общероссийских рамках возникло в 1889-1899 гг. До 1861-1870 гг. основание благотворительных обществ шло медленно; с 1870-1880 гг. образование их идет усиленно. При этом следует заметить, что важнейшие события в царствующей семье или во внешней и внутренней жизни России всегда отражались на количестве возникающих благотворительных учреждений.

В 1882 г. святым праведным Иоанном Кронштадтским был построен «Дом Трудолюбия», получивший известность как просветительно-благотворительное учреждение, которое давало каждому возможность получать помощь не как подаяние, а как награду за известный труд. Целью этого дома призрения было стимулирование трудовой деятельности. В таком «Доме Трудолюбия» протоиерей Иоанн Кронштадтский разместил благотворительные учреждения, в которых неимущие не только работали, но и учились, лечились, могли отдыхать, получать пособия, ночлежный приют и т. д. Здесь была предпринята попытка заменить милостыню коллективным трудом самих нуждающихся, самообеспечением, заменить чувство жалости на сострадание, что явилось важным шагом на пути институционализации социального служения русской православной церкви. Благотворительное общество при Воронежском Доме трудолюбия, находившееся в ведении Министерства внутренних дел, возникло в 1891 г., т. е. еще до учреждения Попечительства о Домах трудолюбия и Работных домах.

В Воронежской губернии существовала большая группа благотворительных учреждений, находившихся в ведении церкви -епархиального начальства, церковных попе-чительств и церковных благотворительных организаций. Особую группу субъектов благотворительной деятельности составляли частные лица, прежде всего представители тор-

гово-промышленных слоев, обладавшие денежными капиталами. Значительная часть общего числа богаделен и приютов в губерниях являлась результатом частных благотворительных инициатив.

Как и по всей России, в Воронежской губернии наиболее типичным благотворительным учреждением в XIX в. была богадельня. В 1883 г. была открыта Лискинская (Острогожский уезд) сельская общественная богадельня, которая содержалась на проценты с капитала (капитал 62000 руб.), пожертвованного по завещанию священника Петра Коз-мина. В ней содержалась 21 женщина.

Сельская общественная богадельня была устроена и в селе Россошь (Острогожский уезд) владельцем имения Г.А. Чертковым. Она располагалась в доме с усадьбой, пожертвованным учредителем. В ней проживало 13 человек. Также можно упомянуть Кре-стовоздвиженскую церковь в городе Рос-сошь. Помещик Г.А. Чертков построил эту церковь перед своим домом. Это массивное. с тремя четырехколонными портиками, и увенчанное большим куполом здание было построено в 1834 г. Более сорока лет спустя рядом с церковью возведена была по проекту московского зодчего Буренина шестидесятиметровая колокольня. В «Указателе храмовых празднеств в Воронежской епархии» россошанская колокольня характеризовалась как «замечательная по своей постройке», лишь немногим уступающая по высоте колокольне Митрофаньевского монастыря в Воронеже. Престол новой колокольни, посвященный святому Александру Невскому, был освящен в 1876 году [3].

В Павловском уезде (слобода Воронцов-ка) в 1865 г. была основана сельская общественная богадельня, в которой призревалось 5 детей и 16 взрослых. Содержалась она на средства общества. Отметим также, три сельские общественные богадельни были открыты в 1858-1871 гг. при Благовещенской Митро-фановской и Успенской церквях. Они содержались на средства местной волости [4].

На средства местного купца Клочкова была учреждена также женская богадельня при Богоявленской церкви Воронежа. Воронежский купец Николай Богданов на свои средства устроил богадельню при Иерусалимской церкви (на 5 человек). Это была одна из первых богаделен в Воронежской гу-

бернии, созданная на пожертвования купца в

1825 г. [5].

Частной благотворительностью, однако, занимались не только воронежские купцы, но и достаточно состоятельные люди из других сословий. Так, в 1864 г. в Воронеже была основана церковноприходская богадельня на средства потомственного почетного гражданина Я.И. Нечаева. В селе Ольшанка Бирю-ченского уезда церковноприходская богадельня была открыта в 1862 г. на пожертвования капитана Хабарова. Капитал ее составлял 5700 руб., и проживало в ней 4 женщины. В 1873 г. коллежский асессор Антонов пожертвовал деньги на устройство церковноприходской богадельни при Митрофанов-ской Кладбищенской церкви. В ней проживали 13 женщин. Капитал ее составлял 16700 руб. Пожалуй, наиболее впечатляющим является открытие в 1878 г. на частные средства действительного статского советника Василинина убежища для бедных и престарелых в пригородной слободе Дубовской. Это убежище имело три дома (2 из них каменных), землю, усадьбу, домовую церковь, церковноприходскую школу, 22 десятины земли стоимостью 20700 руб. [6].

Необходимо отметить прошение помещицы Сухановой на имя епископа Епифания Воронежского и Черкасского о пожертвовании денег на новый иконостас в церковь слободы Смольяниновой Старобельского уезда в размере 15 руб. Из Воронежской духовной консистории сообщалось о дозволении поставить новый иконостас, о чем сообщено благочестивым протоиереем Кириллом Михайловским 24 июня 1822 г. [7].

В ведении Церковноприходского попечительства находилась богадельня для престарелых с приютом для сирот и участком земли в 100 десятин стоимостью в 16000 руб. в городе Усмани. Основана она была еще в 1875 г. М. Охотниковым. В содержании ее принимало участие и уездное земство, выделяя ежегодно пособие в размере 600 руб. По сведениям на 1896 г. в Воронежской губернии находилось 20 церковноприходских богаделен.

Помимо богаделен в Воронежской губернии имелись и другие благотворительные учреждения, в частности странноприимные дома, создаваемые, как правило, при монастырях. В Воронежской губернии их было не-

сколько. Причем только в Воронеже существовало два странноприимных дома. В 1856 г. был создан странноприимный дом при Мит-рофаново-Благовещенском монастыре для приюта паломников (обитель посещало до 15 тыс. человек в год) [8].

В 1861 г. был открыт странноприимный дом при Толшевском Спасо-Преображен-ском монастыре, где посетители безвозмездно получали приют и пищу (до 6 тыс. человек в год получали эту помощь). Странноприимный дом был создан в 1865 г. также при Валуйском Успенском монастыре для приема богомольцев. Он содержался на средства монастыря и оказывал благотворительную помощь приблизительно в год около 2500 тыс. нуждающимся. Около 3 тыс. человек, приходящих на богомолье, и бедных городских жителей пользовались услугами странноприимного дома при Задонском Свято-Троицком женском монастыре.

Однако к концу XIX в. в Воронежской губернии факты пожертвований со стороны представителей торгово-промышленных кругов и размеры пожертвованного частного капитала постепенно сокращаются. Основным субъектом благотворительной деятельности становятся городские управления. Это явление в целом свидетельствует о процессе модернизации благотворительной сферы, когда филантропия начинает выступать как объект местной социальной политики. Обращает на себя внимание, что почти половина всех благотворительных учреждений в Воронежской губернии располагались непосредственно в губернском центре. В Воронеже их насчитывалось 19.

Здесь же помимо богаделен, относящихся к разным ведомствам, преимущественно к духовному и Министерству внутренних дел, странноприимных домов создавались и новые типы благотворительных учреждений. Так, в 90-е гг. XIX в. в Воронеже был создан дом дешевых квартир (24 квартиры), который содержался на средства женского благотворительного общества и находился в ведении Императорского человеколюбивого общества. В нем проживало около 60 человек. В ведении этого же Общества (его местного отделения) находились дешевые квартиры Воронежского попечительного о бедных комитета для гимназистов и гимназисток.

Выделяя существовавшие в этот период формы благотворительной деятельности православной церкви, следует отметить, что помощь оказывалась инвалидам и участникам войны (их назвали «военноувечными»), их семьям, престарелым, тяжелобольным, людям с психическими расстройствами. Социально незащищенные слои общества - безработные, сироты, неграмотные, нищие, голодающие и другие жертвы бедствий также не оказывались без внимания со стороны русской православной церкви. К ним можно еще присоединить заключенных и страдающих алкоголизмом. В Воронежской епархии для добровольных благотворительных приношений на призрение престарелых и больных имелась книга, которая открывалась для подписки в начале каждого года. Приношения принимались от частных лиц духовного и светского звания. В 1823 г. доверенные лица подали прошение епископу Епифанию: «Прихожане Покровской церкви вознамерились по тесноте храма сего увеличить и распространить ее с украшением живописи. Придел они намеревались сделать длиною в 13 и шириною до 21 аршина, не прерывая богослужения и в храме, и в приделе. Прихожане просили благословения на выдачу «сборной книги» купцу Ивану Федоровичу Вяхиреву. «Сборная книга» купцу Вяхиреву была вскоре выдана и за несколько месяцев по ней было собрано 870 руб. 19 июня епископ Епифаний утвердил «план и фасад распространения теплой церкви» [9].

Кроме того, церковь выделяла деньги в случае неурожаев и голода. В 1891 г. последовало определение Святейшего синода по поводу неурожая хлеба в Воронежской губернии. В определении говорилось, что население губернии испытывает недостаток в средствах пропитания. В связи с этим Святейший синод предписывал: установить во всех епархиях чтение литургии и особого прошения, совершать молебное пение к Богу и к Пресвятой Богородице. Предписать епархиальным старостам организовать особые комитеты из духовных и светских лиц, которые собирали бы необходимые суммы пожертвований и немедленно отсылали их в губернские комитеты. Подписал указ протоиерей Воронежской духовной консистории Михаил Некрасов [7, д. 1945, л. 20].

Финансирование благотворительной деятельности церкви до Октябрьской революции осуществлялось из трех основных источников: 1) за счет государственных субсидий; 2) из вкладов общественных организаций и 3) из пожертвований частных лиц. Сама Русская православная церковь делала большие пожертвования на создание и содержание приютов, больниц, школ, раздавала деньги нуждающимся. С другой стороны, в своих проповедях православные священники, обращаясь к прихожанам, постоянно говорили о необходимости их участия в милосердноблаготворительной деятельности [10].

Одной из важных форм сбора пожертвований от частных лиц в дореволюционной России были выпуск и продажа (при непосредственном участии русской православной церкви) специальных благотворительных марок. Они представляли собой своего рода квитанции, подтверждающие факт благотворения. Формой отчетности и контроля за расходованием средств были благотворительные боны - талоны, чеки, квитанции, кредитные марки. По договоренности с владельцами магазинов, лавок, столовых и чайных эти заменители денежных знаков принимались в платежи за товары, продукты и услуги. Весьма примечательно, что на благотворительные боны, распространяемые через общество борьбы за трезвость, было запрещено приобретать винно-водочные изделия.

Другим направлением благотворительной деятельности обителей являлись пожертвования прихожан на строительство православных храмов в разных российских епархиях. Можно отметить Христорождествен-скую церковь Лушниковской слободы Воронежской губернии. Строительство этой трехпрестольной церкви началось в 1872 г. Она была построена жителями Лушниковской слободы, прихожанами Богоявленской церкви. Главным строителем этой церкви был Степан Иванович Минаев. Из-за недостатка материальных средств Христорождествен-ская церковь строилась очень долго - 19 лет. Закончена и освещена она была в 1891 г. Предания гласят, что возле этой церкви был поставлен памятник Александру III.

В Острогожске на пожертвования жителей города была построена Ильинская церковь. Церковь эта, вероятно, была деревянной и относилась к подворью Дивногорского

монастыря. Больше сведений об этой первоначальной Преображенской-Ильинской

церкви не сохранилось. По предположению краеведов, это была самая бедная по материальному положению церковь города. Исторические сведения о церкви начинаются только с 1764 г., когда она была сооружена каменным зданием с престолом во имя Пророка Ильи.

В 1819 г. к зданию храма, рядом с главным алтарем, началась пристройка двух придельных алтарей. В связи с денежным затруднением строительство и отделка приделов затянулась на семь лет. Только 9 октября

1826 г. они были освящены. Потребовалось еще целое шестилетие пока, собравшись с силами, прихожане достигли, наконец, осуществления своих благочестивых стремлений. В 1834 г. были закончены все работы. Храм Божий, с тремя престолами: главный во имя Преображения Господня, придельный с правой стороны - во имя Знамения Божьей Матери и с левой - во имя святого пророка Ильи, явился возобновленным и во всех частях освящен.

В этом виде церковь существовала до 1896 г., когда опять потребовалось возобновление иконостасов и всего внутреннего состояния церкви с алтарем, куполами, стенами, арками и т. д. Завершены работы были в следующем 1897 г. При Преображенской церкви свыше 60 лет стоял на службе острогожский род Стрельцовых. Один из них, прихожанин, купец С.Т. Стрельцов, более 25 лет прослужил старостой этой церкви. В таком виде церковь существует и по сей день [11].

В 1836 г. прежний главный городской Благовещенский собор оказался в центре Митрофановского монастыря и потерял свой приход. Функции кафедрального собора перешли к Смоленскому храму. Интерьер собора отличался великолепием и был наиболее богатым среди воронежских храмов. Особо чтимой являлась престольная икона Божьей Матери, написанная в XVII в. и находившаяся прежде в ризнице епископа Митрофана. Благолепие собора поддерживалось жертвователями, в числе которых упоминаются графиня Анна Орлова-Чесменская (1785-1848), купец Антон Михайлов (18041874), купчиха Александра Андронова (1816-1883), сестра поэта Алексея Кольцова.

Здешними прихожанами была и семья Никитиных.

Особое значение в Воронежской губернии придавали почитанию святых. Среди них выделялся Николай Чудотворец. В честь Николая Чудотворца в селе Никольское-на-Еманче, Хохольского района, Воронежской губернии была построена церковь. Церковь святителя Николая расположена в центре села и была построена на пожертвования его жителей. В «Указателе храмовых празднеств в Воронежской епархии» (1884-1885 гг.) содержится следующее описание данного храма: «Церковь в селе Никольском, что на Еманче, каменная с колокольнею, построена в 1878 году. Земли пахотной и сенокосной 34 десятины. Прихожане обязались ежегодно вносить причту 750 рублей». Церковь была построена по основному проекту в формах ранней эклектики. Здание кирпичное, было оштукатурено.

В 1821 г. в селе Козловка Воронежской губернии из-за ветхости Никольской церкви доверенные лица прихожан Иван Золотилин и Михаил Сустретов обратились с просьбой к воронежскому епископу Епифанию дать разрешение на возведение новой каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Грамоту на постройку церкви им выдали 17 февраля 1822 г. Летом того же года начались строительные работы. В 1827 г. был освящен придел во имя чудотворца Николая и в нем стали совершать службы, а старую церковь разобрали. На прежнем месте осталась деревянная часовня с покосившимся куполом в окружении надгробных крестов и памятников.

Новая просторная церковь строилась в центре села. В плане она имела вид продолговатого креста с объемным куполом. В ней существовали три придельных алтаря: уже упомянутый во имя чудотворца Николая, во имя святителя Митрофана Воронежского и во имя целителя Пантелеимона. По главной оси храма за трапезной стояла колокольня, устремленная своим шпилем выше купола. В старой Никольской и строившейся новой церкви вел службы Порфирий Серебрянский. В 1839 г. купцы Ляпины пожертвовали средства на обновление иконостаса в Никольской церкви Воронежа.

В 1864 г. была переписана настенная живопись. Последний дореволюционный ре-

монт в Никольской церкви проводился в 1900 г.: обрели новый вид иконостасы и фрески, во всем храме появилось паровое отопление. Русский верующий народ особо почитал и почитает Святителя Николая. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле, широко известна с глубокой древности русским верующим людям. Образ Святителя стал особо дорог сердцу русского человека. К нему обращаются с молитвой, несомненно, веря и надеясь на его помощь и утешение.

В специальный раздел церковью были выделены вопросы призрения бедных духовного звания. В качестве источников финансирования призрения этой категории населения закон предусматривал добровольные и благотворительные пожертвования, кружечные сборы, доходы от продажи свечей, кладбищенские, штрафные деньги, взыскиваемые по духовному ведомству. Распоряжение пособиями для призрения бедных духовного звания осуществлялось специально учрежденными попечительствами под наблюдением епархиальных архиереев. Эти попечительства создавались в каждой епархии отдельно от духовных консисторий. Попечительства состояли из 3-6 попечителей, избираемых из белого духовенства, а в случае необходимости из числа монашествующих. Все они должны были пользоваться общественным доверием, отличаться опытностью и человеколюбием. Среди таких попечителей можно выделить Бунина Александра Ивановича.

Бунин Александр Иванович родился 30 августа 1792 г. в селе Верхний Карачан Новохоперского уезда Воронежской губернии в семье священника. По окончании курса Воронежской семинарии там же преподавал, затем был переведен учителем в Воронежское уездное училище. С 20 декабря 1818 г. был определен священником Богучарской церкви Рождества Богородицы, с августа 1821 г. определен присутствующим в Богучарском Духовном Правлении, с июля 1822 г. - благочинным. В июле 1827 г. произведен в протоиереи. Александр Иванович Бунин занимался широкой благотворительной деятельностью. По его инициативе построены церкви в слободах Дъяченковой, Грушевой, Дубовиковой, Липчанке, Шуриновке, Грековке. За ревностное служение на общественно-

полезном поприще многократно удостаивался наград и поощрений. В 1847 г. - наперст-ным крестом, в 1853 г. награжден орденом святой Анны 3-й степени, в 1857 г. - орденом святой Анны 2-й степени. Девизом всей его жизни были слова призыва: «Молись и трудись».

В архивном фонде Воронежской духовной консистории имеются документы, связанные с благотворительной помощью православному славянскому населению балканских государств. В частности говорится, что Санкт-Петербургский отдел славянского благотворительного комитета получил разрешение разослать через настоятелей церквей Воронежской епархии подписные листы для сбора пожертвований и разрешении собирать церковным старостам тарелочный сбор в церквях в пользу православных славянских семейств, пострадавших от Турецкой агрессии в Боснии и Герцеговине. Об этом сообщено в Воронежскую духовную консисторию 1 декабря 1875 г. [7, д. 1938, л. 29].

В 1884 г. в слободе Россошь Острогожского уезда был построен величественный каменный храм в честь Вознесения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот храм не похож на обыкновенные сельские церкви. Храм пятиглавый и вмещал до 3 тыс. молящихся. Но в результате увеличивавшегося населения храм не мог вместить и одной трети прихожан. В связи с этим прихожане обратились к епархиальному начальству построить новую церковь. На новую церковь необходимо было 7000 тыс. руб. В собирании денежных средств прихожане участвовали своими приношениями. В 1890 г. была построена новая Крестовоздвижническая церковь [7, д. 1942, л. 15].

В конце XIX в. среди воронежских церквей выделяется Успенский храм. С 1893 г. при Успенском храме было создано церковноприходское попечительство. Оно располагало неприкосновенным капиталом в 1513 руб., завещанных вдовою Т.П. Дейш. Положенные в банк эти деньги приносили проценты, которые выдавались бедным прихожанам к Рождеству Христову и на Пасху. В 1894 г. купчихой Е.В. Гардениной при церкви была выстроена богадельня, рассчитанная на 12 женщин. В 1901 г. приход Успенской церкви состоял из 127 домов, разбросанных по всему городу. В них проживало 811 человек [12].

Таким образом, в Воронежской губернии частная церковная благотворительность имела довольно широкое развитие. Вместе с тем приоритетной была церковноприходская благотворительность. В ведении духовного ведомства в Воронежской губернии находилось 36 благотворительных учреждений. Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что русская православная церковь до событий 1917 г. большое внимание уделяла проблемам милосердия и социального служения. В этот период начинает разрабатываться теория милосердия, подкрепляемая благотворительной деятельностью как отдельных лиц, так и союзов, церкви и государства по призрению бедных, увечных, вдов, сирот.

1. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. I. Спб., 1830. Т. 4. № 2470. С. 782790.

2. Сборник сведений по состоящему под августейшим покровительством ее Величества Государыни Александры Федоровны Попечительству о домах трудолюбия. Спб., 1901. С. 124-140.

3. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1885. Вып. 4.

4. Памятная книга Воронежской губернии на 1870-1871 г. Воронеж, 1871.

5. Сборник статистических сведений по Воронежскому уезду. Воронежский уезд. Воронеж, 1884. Т. 1.

6. Веселовский Г.М., Воскресенский Н.В. Города Воронежской губернии, их история и современное состояние, с кратким очерком всей Воронежской губернии. Воронеж, 1876.

7. ГАВО (Гос. арх. Воронежской области). Ф. И-84. Оп. 1. Д. 1664. Л. 1.

8. Памятная книжка для жителей Воронежской губернии за 1856 год. Воронеж, 1856.

9. ГАВО. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 31. Л. 12.

10. Соколов А.Р. Российская благотворительность в ХУІІІ-ХІХ вв. (к вопросу о периодизации и понятийном аппарате) // Отечественная история. 2003. № 6. С. 147-158.

11. Памятная книжка Воронежской губернии за 1891-1892. Воронеж, 1892.

12. Лукин Ф. Успенская церковь (бывший Успенский монастырь) // Воронежская старина. Воронеж, 1905. Вып. 5. С. 65-68.

Поступила в редакцию 19.10.2010 г.

UDC 364.05+267

CHURCH CHARITABLE SOCIETIES AND INSTITUTIONS OF THE VORONEZH PROVINCE IN XIX CENTURY

Bogdan Anatolyevich Ershov, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russia, Candidate of History, Senior Lecturer of History and Politology Department, e-mail: ershovbogdan@rambler.ru

In article the church charity in Voronezh province in 20th century is considered. The facts of donations from representatives of commercial and industrial circles and the sizes of the offered private capital are elicited.

Key words: church; guardianship; mercy; diocese; almshouse; alms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.