Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПСИХО - ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПСИХО - ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каргина Светлана Юрьевна

В данной статье рассматривается психологическое и физическое здоровье студентов первых курсов университета в рамках безопасности образовательного процесса Результаты исследования показали, что 83% студентов не испытывают опасности в образовательной среде и не имеют жалоб на состояние физического здоровья. 17% студентов отмечают частые нервные срывы и отсутствие настроения, пассивность, данная ситуация связана также с неправильным выбором направления обучения.This article examines the psychological and physical health of first-year university students in the framework of the safety of the educational process The results of the study showed that 83% of students do not experience danger in the educational environment and do not have complaints about mental health. 17% of students note frequent nervous breakdowns and lack of mood, passivity, this situation is also associated with the wrong choice of the direction of study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Каргина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПСИХО - ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

УДК 378.016

Психолого - педагогические науки

Каргина Светлана Юрьевна, старший преподаватель кафедры

«Физвоспитание и спорт» Центра «Физическая культура и спорт » ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПСИХО - ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация: В данной статье рассматривается психологическое и физическое здоровье студентов первых курсов университета в рамках безопасности образовательного процесса

Результаты исследования показали, что 83% студентов не испытывают опасности в образовательной среде и не имеют жалоб на состояние физического здоровья. 17% студентов отмечают частые нервные срывы и отсутствие настроения, пассивность, данная ситуация связана также с неправильным выбором направления обучения.

Ключевые слова: образовательная среда, информационная безопасность, психологическое и физическое здоровье, студенты.

Annotation: This article examines the psychological and physical health of first-year university students in the framework of the safety of the educational process The results of the study showed that 83% of students do not experience danger in the educational environment and do not have complaints about mental health. 17% of students note frequent nervous breakdowns and lack of mood, passivity, this situation is also associated with the wrong choice of the direction of study.

Keywords: educational environment, information security, psychological and physical health, students.

Введение. Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливаются субъектами образования для формирования и развития личности.

Говоря о безопасности физического здоровья молодежи, подразумеваются санитарно-гигиенические условия, медицинское сопровождение, двигательная активность и т. д.

Что же касается конкретно психологической безопасности - это такое состояние, при котором человек чувствует себя защищённым эмоционально, а также способность личности и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды являются неотделимыми друг от друга, так как они представляют собой модель развития и стабильного функционирования человека при взаимодействии с окружающей средой [1].

Цель статьи: рассмотреть психологическое и физическое здоровье студентов первых курсов университета в рамках безопасности образовательного процесса

Основная часть. По данным социологических исследований, три четверти опрошенных родителей - взволнованны проблемами, связанными с безопасностью их детей, особенно первокурсников, в образовательной среде в вузе. Их волнует, что часто в образовательных учреждениях обеспечение защиты прав и достоинств выполняются не в полную меру, говоря более конкретно, их волнует проблема возможных конфликтов в отношениях между одногруппниками, а также с педагогами. Еще в большей мере родители беспокоятся о присутствии негативных влияний на психику подростка со стороны одногруппников и подростков старших курсов [1].

Существенной психологической опасностью в образовательной среде выступает неудовлетворение такой базовой потребности как личностно-доверительное общение, в следствие чего появляется склонность к деструктивному поведению, вырабатывается негативное отношение к

образовательным учреждениям и отсутствие желания их посещать, а также идут нарушения психического и физического здоровья.

Помимо этого, в образовательной среде бывают и другие факторы риска, например, невысокая активность педагогов и учащихся, неудовлетворительное обеспечение материально-технической базы, отсутствие или недостаточность практических и социальных навыков, а также недостаточность профилактики физических и психических отклонений.

Обобщив вышесказанное, можно выделить следующие факторы риска:

- фактор учебной нагрузки, который подразумевает информационную сторону обучения, а именно слишком большой объем заданий, превышенное количество занятий, неправильное распределение учебной нагрузки во время учебного года;

- условий обучения, в который входят условия учебного процесса: мебель, освещение, учебники, вентиляция помещений и всё, что подлежит нормированию в аспекте гигиены;

- взаимоотношений, который обобщает стили взаимоотношений обучащегося с окружением, в том числе оценку учебных результатов педагогом.

Любые отклонения в системе этих взаимоотношений сказываются на психическом состоянии студентов, в совокупности они представляют собой угрозу как безопасности в образовательной среде в целом, так и развитию личности [3].

Образовательная среда в вузе и её студенты могут подвергаться внешним и внутренним угрозам. Что касается конкретной личности, к внутренним угрозам относятся такие факторы как внутренний дисбаланс и психологическое напряжение, неблагополучие, нестабильность в поведении и нарушение психического развития и здоровья, к внешним — недовольство средой и неустойчивость к воздействиям со стороны окружения [2].

Таким образом, говоря о психологической безопасности, как о состоянии устойчивости психики, психологи подразумевают поддержание баланса между стрессоустойчивостью человека и негативными влияниями среды.

Психологическая безопасность среды и личности являются неотделимыми друг от друга, они представляют собой модель стабильного функционирования и развития личности во взаимодействии со средой.

Обеспечение психологической безопасности в образовательной среде реализуется через совместную деятельность педагога и учащегося, например, в процессе общения студента с преподавателем на основе его системы отношений к обществу, окружающим людям, отношении к самому себе [2].

Нами проведено анкетирование среди 60 студентов первых курсов университета. Рецензентов попросили ответить на различные вопросы, касающиеся темы здоровья и безопасности в современной образовательной среде. Безусловно, на результативность исследования повлияли многие факторы: особенности личности, взаимодействие со сверстниками и преподавателями, материальное обеспечение университета, режим обучения и т.д. В большинстве оказались студенты, которые не испытывают опасности в образовательной среде и не имеют жалоб на состояние психо-физического здоровья, таких оказалось 83%. Они позитивно относятся к процессу обучения и среде, в которой он происходит, имеют доброжелательные взаимоотношения с другими студентами и педагогами.

Малая часть участников опроса 17%, все же испытывает проблемы с психическим и физическим здоровьем. Отмечают студенты частые нервные срывы и отсутствие настроения, пассивность. Данная ситуация связана с неправильным режимом дня и питания, а также малоподвижностью студентов.

Вывод: Психологически безопасной образовательной средой считается та, в которой большинство участников испытывают положительное к ней отношение, высокий уровень удовлетворённости её характеристиками и защищённости от психологического насилия при взаимодействии. Это также влияет на успеваемость и мотивацию учиться.

Предлагаем со студентами 1 курса проводить больше тестирований касающиеся темы здоровья и безопасности в современной образовательной среде для выявления негативных ситуаций во время обучения.

Библиографический список:

1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006. - 384 с.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. - 250 - 271 с.

3. Лешкевич С. А. Сохранение физического и психологического здоровья в современном образовательном информационном пространстве // Педагогика, психология, общество: актуальные вопросы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием

- Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020. - С. 324-327

4. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 185

- 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.