р.н. чиж
(Санкт-Петербург)
организация Аудиторной и внеаудиторной работы по иностранному языку в вузе традиционных художественных промыслов
Описывается процесс аудиторной и внеаудиторной работы по иностранному языку в вузе традиционных художественных промыслов. Представлены формы работы, направленные на формирование иноязычной компетенции студентов - будущих художников, изучающих традиционные художественные промыслы России, приведены примеры конкретных заданий, задействованных в ходе аудиторной и внеаудиторной работы над иностранным языком.
Ключевые слова: аудиторная работа, внеаудиторная работа, иностранный язык, вуз в области традиционных художественных промыслов.
Основными формами организации иноязычного обучения в вузе традиционных художественных промыслов являются аудиторная и внеаудиторная работа, которые представляют собой определенный способ педагогического взаимодействия, общения между преподавателем и студентами в процессе учебной деятельности.
Аудиторная работа осуществляется под руководством преподавателя в учебной аудитории. основным видом аудиторных занятий по дисциплине «Иностранный язык» является практическое занятие, часто с элементами лекции при объяснении новой темы. Практическое занятие - это занятие под руководством преподавателя, во время которого знания, умения и навыки студентов проверяются на практике.
Лекция представляет собой последовательное логически стройное изложение определенного вопроса и сопровождается демонстрацией наглядных пособий, использованием технических средств обучения или информационно-коммуникационных технологий.
В рамках проведения практических занятий по иностранному языку художникам традиционных художественных промыслов и в зависимости от поставленных целей использу-
жие науки -
ются различные технологии обучения. Аудиторная работа по иностранному языку распадается на следующие организационные формы обучения: индивидуальную, фронтальную и групповую.
При использовании индивидуальной формы работы студент выполняет задание независимо от остальной группы. Данная форма работы способствует выработке высокого уровня самостоятельности студентов-художников и позволяет им проявлять свои способности. Индивидуальная форма работы применяется при выполнении заданий с разного рода раздаточным материалом, карточками, при подготовке индивидуальных презентаций.
Так, после изучения темы «Времена пассивного залога» (Passive Voice Tenses) проверка освоения знаний может быть реализована в виде выполнения некоторыми студентами, которые не продемонстрировали на занятиях в ходе выполнения упражнений достаточно стойкого понимания темы, заданий. Эти задания представлены в форме карточек с упражнениями на все времена пассивного залога. Соответственно, для того чтобы проверить степень усвоения материала, студентам необходимо провести работу такого плана. К недостатку этой формы работы относится неразумное использование времени, поскольку один студент активно работает, а другие студенты при этом никак не задействованы в процессе обучения.
Фронтальная форма работы нацелена на активизацию совместной деятельности всей группы. Преподаватель использует эту форму работы при объяснении студентам нового грамматического материала, когда знакомит их с новой лексикой, проверяет чтение, перевод текстов, правильность выполнения упражнений, т. е. ставит одинаковые задачи для решения.
Фронтальная работа направлена на продвижение студентов в обучении, но она также не является универсальной, т. к. не учитывает индивидуальные особенности каждого студента. тем не менее на определенных этапах обучения эта форма работы необходима.
Главной характеристикой групповой формы работы на занятиях по иностранному языку является ее коммуникативная направленность, в основе которой лежит принцип активности в обучении. Данный принцип, как известно, характеризуется высокой степенью познавательной мотивации.
О Чиж Р.Н., 2022
Групповая форма работы направлена на активное подключение студента к совместной учебной деятельности вместе с другими студентами, на организацию иноязычной коммуникативной деятельности студентов, имеющих разный уровень знаний и разные способности, на преодоление языкового барьера. Групповая форма работы - это интерактивная форма обучения, развивающая речевую компетенцию студентов и обеспечивающая их взаимное обогащение.
Студенты-художники, объединенные на занятиях иностранного языка в группы, используя знания профильных дисциплин, обсуждают учебные проблемы, решают различные ситуационные задачи, представляющие для них большой профессиональный интерес. Так, работа данного формата осуществляется студентами-художниками при изучении языка специальности, когда необходимо составить глоссарий своего направления подготовки. Студенты делятся на группы и пытаются разработать список профессиональных слов, словосочетаний, которые употребляются в их профессиональном дискурсе. Каждый студент вносит вклад в данную работу. Осуществляя групповую формы работы, студенты оказывают друг другу помощь, приходят на взаимовыручку, таким образом, учатся не только у преподавателя, но и друг у друга.
обучение иностранному языку приобретает характер сотрудничества, поэтому перестает быть соревнованием, в котором некоторые достигают успеха и в этой связи мы абсолютно согласны с И.М. Хижняк в том, что «в результате систематической и целенаправленной работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики для каждого обучающегося... дать ему шанс сформировать в своем сознании систему изучаемого языка» [2, с. 279].
В процессе речевого общения студенты начинают осознавать, какие умения им нужны для того, чтобы принять участие в групповой дискуссии. Студенты пытаются дополнить высказывания своих одногруппников информацией, которой владеют.
Практика проведения групповой формы работы показывает, что, находясь в группе и слушая других участников, студент, имеющий невысокий уровень сформированности иноязычных речевых навыков, постепенно начинает преодолевать языковой барьер и участвовать в общем обсуждении, вначале используя короткие фразы и обороты, а через некоторое время переходит к более сложным высказываниям.
При такой организации работы боязнь студентов сделать ошибку исчезает, их внимание переключается на содержание высказывания, т. к. обстановка располагает к говорению, что придает студентам уверенность. Аудиторные занятия с элементами групповой работы включают следующие аспекты:
- принцип образования групп;
- целеполагание;
- частота проведения;
- длительность проведения;
- поведение и роль преподавателя;
- принцип оценивания.
Преподаватель формирует группы, учитывая следующие аспекты: уровень владения студентом иностранным языком, его способности и личностные характеристики. такой принцип организации групп объясняется тем, что в одной группе должны быть студенты с разным уровнем владения иностранного языка, т. к. в противном случае можно прийти к коммуникативной неудаче.
После образования групп преподаватель инструктирует студентов о ходе работы, ставит главную задачу. После обсуждения вопроса каждая группа представляет свое видение вопроса, проблемы, таким образом, дополняя друг друга.
Наш опыт показывает, что работа в группах над разными аспектами одного и того же вопроса весьма необходима. так, группы получают задание обсудить английскую и немецкую живопись, их специфические черты, известных художников Англии и Германии. одна группа рассматривает художника томаса Гейнсборо, другая - Джона Уильяма Уотер-хауса, третья - Альбрехта Дюрера, четвертая -Лукаса Кранаха, пятая группа готовит сообщения об их картинах. После представления материалов, общего обсуждения в группах студенты получают объемную картину по обширному вопросу.
Групповая форма работы на занятиях иностранного языка, детерминированная коммуникативной направленностью доказала свою эффективность при работе со студентами-художниками. Эта форма работы применима на разных этапах обучения, однако целесообразнее ее применять на заключительном этапе работы над темой, поскольку студенты имеют возможность использовать большой объем усвоенного материала в своих высказываниях.
Перед проведением группового формата работы происходит подготовительная работа. Предварительно студенты получают лексический материал по конкретной теме, который
педагогические науки
они должны выучить и использовать в тренировочных упражнениях в аудитории.
Студенты также должны выучить фразы и клише для ведения предстоящей дискуссии. После этого можно проводить групповую работу, в которой используется изученный материал. Предлагаемая тема для работы должна быть интересной и дискуссионной, чтобы побуждать студентов высказывать свое мнение.
одним из существенных моментов является длительность проведения групповой работы. опыт показывает, что оптимальным является проведение групповой работы в течение 15 минут. Более длительная групповая работа приводит к однообразию и монотонности. Более короткая - исключает возможность эффективной коммуникации.
оптимальное время для такого рода работы составляет пятнадцать минут, т. к. более длительная работа ведет к монотонности и однообразию, в то время как более короткий отрезок времени не позволит осуществить эффективную иноязычную коммуникацию. Таким образом, групповая форма работы на занятиях иностранного языка в вузе традиционных художественных промыслов создает условия, близкие к реальным ситуациям общения и способствует развитию иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов.
Большую роль в формировании иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов, изучающих традиционные художественные промыслы, является внеаудиторная работа. Внеаудиторная работа - это организация свободного времени студентов, при которой последние приобретают новые знания, а также осваивают какие-либо навыки и умения, связанные с их будущей профессией и развивают свои способности и личностные качества.
Актуальность внеаудиторной работы заключается в том, что «в отличие от аудиторного образования внеаудиторное более свободно, не сковано жесткими требованиями, предметно-классно-урочной системой, ролевой регламентацией субъектов образовательного процесса. Специфику внеаудиторного образования воплощает диалоговый характер познания - осмысление фактов и размышление над реальным опытом в контексте разных мнений, сопоставления точек зрения, их истолкования и взаимодополнения» [1, с. 15]. Внеаудиторная работа по иностранному языку студентов-художников осуществляется в следующих формах:
1) самостоятельная работа согласно рабочей программе дисциплины «Иностранный язык»;
2) научно-исследовательская работа студентов;
3) участие в творческих мероприятиях.
Самостоятельная работа, выполняемая
студентами внеаудиторно, призвана развивать иноязычные умения и навыки, закрепить изученный в рамках аудиторной работы материал. Необходимо сказать, что задания для самостоятельной работы включают языковые упражнения на проверку лексико-граммати-ческих явлений, трансформационные упражнения, речевые упражнения, задачей которых является развитие монологических навыков по конкретной теме. Помимо этого студенты также работают над домашним чтением, переводят тексты по специальности, выполняют разноуровневые задания к текстам, готовят сообщения, доклады и презентации по изучаемым темам.
Студентам-художникам, изучающим традиционные художественные промыслы, необходимо работать с профессиональной литературой на иностранном языке, поэтому ключевыми видами деятельности, которым следует обучить студентов, являются аннотирование, реферирование, резюмирование текстов. Работа над чтением включает в себя собственно чтение текстов по специальности с целью извлечения новой информации, сведений, реферирование данного текста, т. е. сжатое изложение материала, его анализ, а также выполнение упражнений на дотекстовом, текстовом и по-слетекстовом этапах [4, с. 43].
После прочтения студенты работают над рефлексией всего текста, отвечают на разноуровневые вопросы, типа What did you know from the given text? (Что вы узнали из данного текста?), What do you think of...? (Что вы думаете о...?), Could you give an example of how.? (Можете ли вы привести пример того, как.?), State your vision of the problem (Изложите ваше видение проблемы) и др. Такого рода задания помогают студентам изучить терминологию специальности, устойчивые выражения и обороты, которые будут нужны в профессиональной деятельности.
Использование профессиональных аутентичных текстов по профилю способствует погружению студентов в их специальность и будущие виды деятельности. Знания, умения и навыки области письменной речи формируются на основе выполнения докладов и рефератов по таким темам, как «Традиционное прикладное искусство» (Traditional applied art),
«Традиционные художественные промыслы» (Traditional artistic crafts) и др.
Самостоятельная работа студентов по иностранному языку в вузе традиционных художественных промыслов осуществляется также посредством создания презентаций в формате Power Point. Презентации представляют собой один из вспомогательных ресурсов совершенствования иноязычной речевой деятельности и повышения мотивации в изучени и иностранных языков. Эта форма работы используется при создании кратких сообщений, рефератов, мастер-классов по специальности, для того чтобы представить данные в сжатом структурированном удобном виде. Преподаватель контролирует внеаудиторную самостоятельную работу по иностранному языку в ходе еженедельных консультаций.
Научно-исследовательская работа студентов под руководством преподавателя иностранного языка обеспечивает решение важных задач, необходимых художникам традиционных художественных промыслов в их будущей профессиональной деятельности:
- изучение современных научных методов работы с различными источниками информации;
- формирование и развитие навыков анализа, синтеза;
- расширение кругозора;
- создание условий для самореализации студентов.
Внеаудиторная научно-исследовательская работа осуществляется студентами при подготовке научных работ к студенческой конференции, проводимой в академии. Студент выбирает тему, определенный ракурс исследования и под руководством преподавателя изучает этот вопрос, привлекая иноязычные источники, специальную аутентичную литературу. Результатом исследования становится доклад на конференции и публикация статьи.
Научная работа студента-художника реализуется на стыке его профессиональной деятельности и изучаемого иностранного языка. Студент выбирает ракурс исследования (например, современное художественное круже-воплетение или лаковая миниатюрная живопись), затем определяется со страной, которая будет объектом исследования, и после этого осуществляет поиск материала. Полученные данные систематизируются, интерпретируются на занятиях иностранного языка и оформляются в виде научного доклада, который далее будет сделан на студенческой конференции.
К творческим мероприятиям, имеющим воспитательную роль и проводимым внеау-
диторно, мы относим в первую очередь неделю иностранного языка. организация и проведение этого мероприятия дает студентам уникальную возможность раскрыть свои таланты и реализовать творческие возможности.
Подготовка к неделе иностранного языка обычно начинается заранее. Планируются мероприятия, посвященные какой-либо памятной дате (например, Год английского или немецкого языка в России). Такие мероприятия охватывают все студенческие группы, изучающие иностранный язык. В это время студенты готовят стенгазеты, сообщения, мини-представления.
отдельным внеаудиторным мероприятием, ежегодно проводимым нами, является конкурс художественного перевода, в котором охотно принимают участие студенты. Цель конкурса - повышение интереса студентов к чтению на языке оригинала, а также к классической и современной зарубежной литературе. Студенты получают задание осуществить перевод конкретного произведения зарубежного поэта или писателя с изучаемого иностранного языка на русский или с русского языка на иностранный язык. По завершению выполнения студенты сдают материал комиссии, которая выносит решение о победителях.
эффективными с точки зрения мотивирования студентов на изучение иностранных языков являются различные конкурсы и олимпиады, проводимые на иностранном языке, например «Знаток языка», «Лучший чтец стихотворного произведения», «Я переводчик» и т. п.
Важнейшей формой внеаудиторной работы в вузе традиционных художественных промыслов является посещение музеев, где студенты знакомятся с шедеврами мирового искусства, обсуждают их, таким образом, получая огромный пласт профессиональной информации, который в дальнейшем послужит для формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции.
Кульминационным пунктом изучения иностранного языка для студента-художника в области традиционных художественных промыслов является участие в зарубежной выставке и проведение мастер-класса на изучаемом иностранном языке. Так, проведение зарубежной выставки предполагает, что студент расскажет о выполненном им произведении, подробно опишет техники и технологии производства, материалы, которые были применены, и наглядно продемонстрирует принцип выполнения изделия, комментируя все это на иностранном языке.
педагогические науки
Для того чтобы студенты были готовы участвовать в выставке за рубежом, на занятии иностранного языка можно провести, например, кейс-ситуацию «На выставке прикладного искусства в городе Н.». В ходе проведения квази-выставки выявляются и исправляются частые лексические, грамматические и стилистические ошибки. Более того, данная технология помогает снять языковой барьер у студентов, который часто мешает им раскрыть свой потенциал. Сама технология проведения занятия побуждает студентов-художников высказываться по изучаемой проблеме.
Подобного рода задания (поисковые, нацеленные на поиск и обмен информацией, прогнозирование определенных результатов) способствуют «развитию речемыслительной деятельности студентов, они позволяют в своем творчестве применить ранее накопленный опыт» [3, с. 74].
Внеаудиторные формы работы способствуют формированию лингвистической и социокультурной компетенции студентов-художников, помогают раскрыть их творческий потенциал, креативные способности. Внеаудиторные мероприятия не только развлекательны по характеру, но и познавательны. С их помощью студенты совершенствуют, оттачивают полученные на занятиях знания и навыки, а также развивают свое мировоззрение и эстетический вкус.
Мы полагаем, что разумное сочетание аудиторных и внеаудиторных форм работы на базе таких организационных форм обучения, как индивидуальная, фронтальная и групповая, на занятиях по иностранному языку будет способствовать повышению эффективности лингвообучения художников в области традиционных художественных промыслов. Такое сочетание форм обучения обусловлено личностно ориентированным походом в образовании, который направлен наразвитие человеческой индивидуальности и раскрытие интеллектуального потенциала конкретной личности.
Список литературы
1. Ванюшкина Л.М. Теория и практика внеаудиторного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2003.
2. Хижняк И.М. Обучение в сотрудничестве как эффективный способ овладения иностранным языком // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докл. X Между-нар. конф. Саратов, 21-22 февр. 2018 г. Саратов, 2018. С. 276-279.
3. Чиж Р.Н. Формирование иноязычной компетенции будущих художников в области традиционного прикладного искусства в процессе выставочной деятельности // Рост. науч. вестн. 2021. № 2. С. 73-75.
4. Чиж Р.Н. Специфика профессионально-ориентированного иноязычного обучения в профильном высшем учебном заведении // Преподавание иностранного языка в профессиональном контексте: традиции, инновации, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. памяти проф. Р.П. Мильруда. Тамбов, 22-23 апр. 2021 г. Тамбов, 2021. С. 41-47.
* * *
1. Vanyushkina L.M. Teoriya i praktika vneaudi-tomogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2003.
2. Hizhnyak I.M. Obuchenie v sotrudnichestve kak effektivnyj sposob ovladeniya inostrannym yazy-kom // Inostrannye yazyki v kontekste mezhkul'tur-noj kommunikacii: materialy dokl. X Mezhdunar. konf. Saratov, 21-22 fevr. 2018 g. Saratov, 2018. S. 276-279.
3. Chizh R.N. Formirovanie inoyazychnoj kom-petencii budushchih hudozhnikov v oblasti tradici-onnogo prikladnogo iskusstva v processe vystavoch-noj deyatel'nosti // Rost. nauch. vestn. 2021. № 2. S. 73-75.
4. Chizh R.N. Specifika professional'no-orien-tirovannogo inoyazychnogo obucheniya v profil'nom vysshem uchebnom zavedenii // Prepodavanie ino-strannogo yazyka v professional'nom kontekste: tra-dicii, innovacii, perspektivy: materialy Mezhdunar. na-uch.-prakt. konf. pamyati prof. R.P. Mil'ruda. Tambov, 22-23 apr. 2021 g. Tambov, 2021. S. 41-47.
Organization of classroom and extracurricular work in a foreign language at the university of traditional artistic crafts
The article deals with the description of the process of classroom and extracurricular work in a foreign language at the university of traditional artistic crafts. There are presented the forms of the work, aimed at the formation of the foreign language competence of students - future artists, studying the traditional artistic crafts of Russia. The author gives the examples of the specific activities involved in the course of classroom and extracurricular work with a foreign language.
Key words: classroom work, extracurricular work, foreign language, university in the field of traditional artistic crafts.
(Статья поступила в редакцию 20.02.2022)