Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ'

ОРГАНИЗАЦИОНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ / КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ ГРУППА / НАУЧНЫЕ ГРАНТЫ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиян В. В.

Эффективность процесса научного и методического обеспечения многолетней подготовки высококвалифицированных спортсменов определяется двумя основными факторами: наличием современной диагностической аппаратуры и высококвалифицированными научными кадрами, способными обслуживать эту технику и анализировать полученные данные. Подготовка таких кадров может быть осуществлена только в тесном содружестве специалистов профильного физкультурного ВУЗа и заказчиками результатов НИР на основе дополнительного внебюджетного финансирования исполнителей проектов. Привлечение наиболее одаренных, к научной деятельности, студентов позволит готовить специалистов новой формации, а постоянная коррекция учебных программ (с учетом новых данных) позволит постоянно совершенствовать учебный процесс на качественно новом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шиян В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

УУК (УДК, UDC): 796.015.83.4

1 с I

В ■ Доктор педагогических наук, профессор

ЯЗЦа. лГ В.В. ШИЯН1

'Российской государственной академии

Ч « физической культуры

^MlnSB город Москва, Россия

Информация для связи с автором: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ

Аннотация

Annotation

Эффективность процесса научного и методического обеспечения многолетней подготовки высококвалифицированных спортсменов определяется двумя основными факторами: наличием современной диагностической аппаратуры и высококвалифицированными научными кадрами, способными обслуживать эту технику и анализировать полученные данные. Подготовка таких кадров может быть осуществлена только в тесном содружестве специалистов профильного физкультурного ВУЗа и заказчиками результатов НИР на основе дополнительного внебюджетного финансирования исполнителей проектов.

Привлечение наиболее одаренных, к научной деятельности, студентов позволит готовить специалистов новой формации, а постоянная коррекция учебных программ (с учетом новых данных) позволит постоянно совершенствовать учебный процесс на качественно новом уровне.

Ключевые слова: подготовка научных кадров, комплексная научная группа, научные гранты, научно-педагогические школы.

The effectiveness of the process of scientific and methodological support for long-term training of highly qualified athletes is determined by two main factors: the availability of modern diagnostic equipment and highly qualified scientific personnel capable of servicing this technique and analyzing the data obtained. The training of such personnel can be carried out only in close cooperation of specialists from a specialized physical culture university and customers of research results on the basis of additional extra-budgetary funding for project executors.

Attracting the most gifted students to scientific activities will allow training specialists of a new formation, and the constant correction of curricula (taking into account new data) will constantly improve the educational process at a qualitatively new level.

Keywords: training of scientific personnel, a comprehensive scientific group, scientific grants, scientific and pedagogical schools.

На фоне событий последнего года, связанных с пандемией, и последующих событий - перенос Олимпийских игр и крупнейших международных соревнований, отменой централизованной подготовки спортсменов и неутихающими антидопинговыми скандалами особую значимость приобретают вопросы научного и методического обеспечения (НМО) многолетней подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Как показал исторический опыт подготовки спортсменов сборной команды СССР, самым оптимальным вариантом решения практических задач по осуществлению НМО элитных спортсменов является создание комплексных научных групп (КНГ) по олимпийским видам спорта и их тесное взаимодействие с базовым научно-исследовательским и аналитическим центром. Создание такой инфраструктуры позволяет осуществлять разработку и оперативную коррекцию тренировочных программ подготовки с учетом специфики конкретных видов спорта, текущего уровня тренированности спортсменов и их индивидуальных особенностей.

Ключевыми проблемами практического воплощения такой организации научно-методического обеспечения спортсменов сборных команд Узбекистана будут два основных вопроса:

- оснащение современной диагностической аппаратурой;

- подбор высококвалифицированных молодых специалистов, способных обслуживать эту технику и анализировать полученные данные.

Проблема оснащения лабораторно-диагностиче-ским оборудованием легко решается при достаточном наличии средств и понимания актуальных задач, требующих закупок конкретных аппаратно-программных комплексов.

Несравнимо более сложной является проблема создания рабочих коллективов научных сотрудников способных обслуживать современную технику и корректно анализировать полученные данные.

На пустом месте такие коллективы не создаются. Самым оптимальным вариантом решения этой проблемы может быть создание научной лаборатории (центра) при физкультурном ВУЗе с привлечением туда молодых ученых из медицинских и технических ВУЗов.

Обязательным условием начала эффективной работы коллективов молодых ученых будет их объединение над решением практических задач, сформулированных заказчиком и выполняемых по заданиям федераций, Олимпийского комитета или Минспорта. Создание таких коллективов будет возможным на условиях специального финансирования проекта (научный грант, заказ на разработку и т.п.), выполняемого молодыми учеными под руководством куратора проекта.

о см о

CID

ГО

га ■с о

CL

сл

e-mail: [email protected]

3

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Такая форма организации работы будет способствовать формированию творческого коллектива специалистов, заинтересованных в конечном результате научного поиска способов решения практических задач.

Фактически это будет первым шагом к созданию работоспособных КНГ по видам спорта и формированию научно-педагогических школ по профильным видам спортивной деятельности и частным научным направлениям в спортивной физиологии, биомеханике, биохимии и т.п.

Создание таких исследовательских коллективов, на начальном этапе, может быть возможным только на базе профильного ВУЗа.

Постоянное привлечение одаренной молодежи к выполнению конкретных исследовательских проектов будет служить основанием для коренного преобразования ВУЗа.

Методологически такие кардинальные изменения могут частично базироваться на положениях «Структуры национальной инновационной системы», обоснованной в работах Н.П. Иващенко [3,4], учитывающей современные реалии развития фундаментальной и прикладной науки.

Принципиальная схема взаимодействия сторон, заинтересованных в решении этих задач (на примере РФ) представлена на рис.1.

о о со

го га ■с о

Рис. 1. Модель развития механизмов взаимодействия науки (образования), бизнеса и государства

В настоящее время основные задачи ВУЗов состоят в следующем:

^ обеспечить современное, качественное образование;

^ создать условия для выполнения актуальных научных исследований;

^ обеспечить внедрение инноваций в учебный и научный процесс.

Реорганизация процесса учебно-научной деятельности студентов может рассматриваться как возможный путь подготовки выпускников новой формации и качественно нового, постоянно обновляющегося содержания учебных программ [1,2,5,6].

Весь проект основывается на принципе самофинансирования и использовании внебюджетных источников поступления денежных средств.

Принципиальная схема механизма запуска инновационного процесса организации НИРовской работы в ВУЗе представлена на рис.2.

Рис.2. Инновационная модель организации учебно-научной деятельности студентов физкультурного ВУЗа

Для реализации такой формы организации учебно-научного процесса подготовки специалистов в ВУЗе потребуется выполнение ряда обязательных условий: От лица потенциальных работодателей (министерства спорта, Олимпийского комитета, федераций по видам спорта, спортивных клубов, школ и т.п.):

^ постановка задач на выполнение поисковых исследований, обосновывающих способы решения частных проблем, актуальных для отрасли или вида спорта;

^ финансовая поддержка исполнителей проектов в форме научных грантов, стипендий, премий и т.п.;

^ организационная и техническая поддержка исполнителей на этапе апробации и практического внедрения результатов исследования. От лица администрации ВУЗа: ^ Отбор высококвалифицированных научных руководителей и консультантов, способных организовать и контролировать ход и результаты научных исследований молодых ученых;

^ Отбор наиболее подготовленных к научной деятельности студентов и приобщение их к активной исследовательской работе;

^ Создание материально-технической базы, оснащенной современным оборудованием, для выполнения исследований на конкурентном уровне;

^ Стимулирование деятельности молодых ученых и их научных руководителей;

^ Активное и постоянное внедрение результатов научных исследований при модернизации учебных программ подготовки студентов.

Мы предполагаем, что при подобной организации процесса обучения студентов произойдет качественное изменение в отношении студентов и преподавателей к научно-исследовательской деятельности [7].

В итоге это должно привести к появлению в отрасли специалистов новой формации. Однако решение этой проблемы потребует времени, сил и средств.

Литература:

1. Белокрылова О. С., Погосян Н. М. Инновационное развитие ВУЗов: организационно-экономический подход/ Вопросы регулирования экономики// 2015, Том 6, №2. С. 6-17

2. Высшая школа в условиях развития инновационной экономики: Монография/ Под ред. Колесова В.П., Ломанова П.Н 2013 г. Москва, Экономический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова 176 с.

е-шаП: [email protected] №6-2020

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

3. Иващенко Н. П. Инновационный вектор трансформации российских университетов/ в сборнике Проблемы инновационной модернизации российской экономики 2016 , серия Научные доклады: экономика, место издания Издательский дом «Дело» РАНХиГС Москва, том 11, с. 87-98

4. Иващенко Н.П., Энговатова А.А., Поспелова Т.В. Модель организации инновационной инфраструктуры вузов как ключевой элемент развития научно-технологических кластеров в России 2015, МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), том 6, № 2-2 (22) июнь, с. 32-40

5. Певзнер М. Н. и Ширин А. Г. Организационное развитие вуза и проблемы корпоративной культуры // 2008, Человек и образование, № 2.

6. Тарабаева В.Б. Инновационное развитие вузов: проблемы управления конфликтами: моногр. /- Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - 324 с.

7. Шиян В.В. Научные исследования в спортивной борьбе как способ совершенствования учебного материала при подготовке специалистов //Теория и практика физической культуры, 1999, № 2, с. 5-10

УУК (УДК, UDC): 796.058: 093.434: 332

Кандидат педагогических наук профессор Ш.Т. ИСЕЕВ1

футбольная ассоциация Узбекистана, город Ташкент, Узбекистан

Кандидат педагогических наук профессор А.И. ТАЛИПЖАНОВ2

2Центр научно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту при Министерстве Физической культуры и спорта город Ташкент, Узбекистан

Информация для связи с автором:

iseev. [email protected]

СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ СБОРНОЙ и-23 ПО ФУТБОЛУ В ОТБОРОЧНОМ ТУРНИРЕ ОЛИМПИЙСКОГО ЦИКЛА 2020 ГОДА

Аннотация

Annotation

В статье сделан сравнительный анализ выступления сборной и-23 в отборочном турнире олимпийского цикла «Токио 2020». Показана организация атакующих действий футболистов в играх группового отборочного турнира, рассчитан процент эффективности технико-тактических действий в разные интервалы игрового времени. Указаны причины неудачного выступления футболистов в этом турнире.

Ключевые слова: Анализ соревновательной деятельности, футболисты молодежной сборной, эффективность технико-тактических действий, скорость атак, тренировочный процесс.

Маколада U-23 терма жамоасининг "Токио-2020" Олимпия циклининг саралаш турни-ридаги курсаткичлари киёсий та^лил этилган. Гуру^ саралаш турнири уйинларида футболчи-ларнинг ^ужум ^аракатларини ташкил этиш курсатилган, уйин вактининг турли ораликларида техник-тактик ^аракатлар самарадорлиги улуши (фоизи) ^исоблаб чикилган. Ушбу турнирда футболчиларнинг омадсиз чикишларининг сабаблари курсатилган.

Калит сузлар: Мусобаца фаолиятининг тщлили, ёшлар терма жамоаси футболчилари, техник-тактик уаракатлар самарадорлиги, \ужумларнинг тезлиги, машгулот жараёни.

The article provides a comparative analysis of the performance of the U-23 team in the qualifying tournament of the Olympic cycle "Tokyo 2020". The organization of attacking actions of football players in the games of the group qualifying tournament is shown, the percentage of effectiveness of technical and tactical actions in different intervals of playing time is calculated. The reasons for the poor performance of the players in this tournament are indicated.

Keywords: analysis of competitive activity, youth team players, efficiency of technical and tactical actions, speed of attacks, training process.

Актуальность. Результаты выступлений сборной команды в отборочных турнирах олимпийского цикла являются свидетельством количественного показателя стабильности и качества развития резерва футбола в любой стране. Помимо этого, турниры подобного уровня показывают в каком направлении движется футбольная практика и спортивная наука.

Для победы в подобном турнире необходимо решить задачи, связанные с очень многими факторами развития футбола в стране.

Прежде всего, это спортивный фактор - вопрос селекции, формирования и выбора оптимального состава сборной команды в период подготовки к турниру. Следующим важным фактором является - уровень функционального и физического состояния и технико-тактического мастерства кандидатов в сборную команду к моменту начала ответственных матчей.

Не менее важен учет уровня психологического и ментального развития футболистов в сборной команде и клубах, и то, как сложатся все эти составляющие на момент проведения турнира [1,2,3].

Молодежная и-23 является заключительной в пи-

рамиде сборных команд страны. Именно футболисты этого возраста являются ближайшим резервом для национальной команды. Поэтому, вполне объяснимый интерес представляет анализ выступления именно этой сборной в олимпийском отборочном турнире 2020 года.

Цель: анализ выступления Узбекистан по футболу в отборочном турнире олимпийского цикла .

Методы исследования. Для решения поставленной цели использовалась современная аналитическая система «^уясои», которая позволяла анализировать технико-тактические действия, как отдельного игрока, так и команды в целом. Кроме того, эта система содержит подробные сведения о характеристиках игроков команды соперника, подкрепленные видео-роликами и исчерпывающей статистикой футболистов. Она предоставляет самый обширный и высокоскоростной доступ к самой последней базе данных по командам более, чем 80 стран мира [2].

Обсуждение результатов. В финальной части отборочного олимпийского турнира, проходившего в Таиланде с 7 по 31 января 2020 в группу со сборной Узбекистана вошли команды Республики Корея, Китая

о см о

CID

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГО

га ■с о а

№6-2020

e-mail: [email protected]

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.