_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы:
1. Митина Э.А. Исследование поведения потребителей на рынке органической продукции (на примере Республики Крым) / Риск, 2016. - Вып. 2. - С. 102-106.
2. Митина Э.А. Формирование системы продовольственной безопасности России в контексте органического производства // сборник тезисов участников 11 научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых «Дни науки КФУ имени В.И. Вернадского». - 2016. - Т.5. - С. 671-672.
3. Митина Э.А. Формирование спроса на продукцию органического производства / Маркетинг в России и за рубежом, 2016. - №4. - С.130-134.
4. Митина Э.А., Быкова Т.О. Экологически чистая продукция: вопросы стандартизации, сертификации и государственной поддержки производителей / Продовольственная политика и безопасность. - [Электронный ресурс]. - 2016. - Т.3. - №2. - doi: 10.18334/ppib.3.2.35796.
5. Митина Э.А., Мереуца В. Перспективы развития рынка экопродукции в России // сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Трансформация хозяйственных связей и торговой политики региона в условиях реализации федеральных целевых программ», 17 мая, 2016. - Симферополь. -С.36-39.
6. Справочник потребителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://test.org.ua/usefulinfo/food/info/63.
7. Чернопятенко Н.В., Митина Э.А. Роль маркировки в реализации органической продукции // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. - [Электронный ресурс]. - 2016. - №4 (12). - Режим доступа: http://aeconomy.ru/science/economy/rol-markirovki-v-realizatsii-organi/.
© Антошкина А.Д., Митина Э.А., 2016
УДК 338.24 : 330.87
Аршба Людмила Николаевна
канд. эконом. наук, доцент СГУПС г.Новосибирск, РФ [email protected] Овчинников Максим Петрович аспирант СГУПС г.Новосибиск, РФ [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ
КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
На основе анализа опыта построения систем корпоративного управления, определены основные механизмы системы корпоративного управления, выделены основные конфликты интересов, которые являются актуальными для российских корпораций сегодня. Рассмотрена проблематика внедрения и адаптация традиционных методов управления корпорациями, сделан акцент на организационный подход управления, включающий корпоративные стратегии, компетентностные характеристики, а также ресурсный потенциал корпорации. Сделаны выводы, на основе анализа опыта построения системы корпоративного управления в российских корпорациях.
Ключевые слова
Корпоративное управление, система корпоративного управления, механизм корпоративного управления,
корпоративная стратегия.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_
В настоящее время корпорации рассматриваются в качестве интеграционных форм организации производства, обеспечивающих быстрые темпы экономического развития, а сам процесс формирования корпораций - как рыночный механизм качественного преобразования национальных экономических систем. Одновременно с корпоративным объединением, позволяющим повысить экономическую эффективность и конкурентоспособность, появляются сложные иерархические структуры для управления большими капиталами с мощными механизмами внешнего управления.
Вместе с тем, для осуществления своей деятельности, поддержания и регулирования внутренних отношений между акционерами, советами директоров и менеджерами необходимо управление. Иными словами, необходимо целенаправленное воздействие на объект, в результате которого происходит определенное изменение направления, скорости, интенсивности, а также иных характеристик или параметров его движения или состояния. [6, с. 76].
В соответствии с определением корпоративного управления [2, 3, 4, 5] формализуется механизм управления, основанный на формировании стратегии, являющийся формальным рычагом воздействия на развитие компании, а также инструментом контроля, позволяющим отслеживать исполнение поставленных целей. При этом сущность механизма корпоративного управления выражается, прежде всего, в побуждении носителя интереса к определённому действию посредством методов и инструментов системы корпоративного управления, таких как стратегия. Формирование механизма корпоративного управления зависит от множества факторов, таких, как специфика корпораций, сложность организационной структуры, гибкость корпоративной системы, конкретных целей и задач, решаемых при помощи стратегии. [1 с.47].
Вместе с тем, проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что деятельность системы корпоративного управления (СКУ) направлена не столько на реализацию управленческих отношений, процедур и механизмов в рамках оргструктуры и полномочий собственников сколько на формирование и обеспечение количественных и качественных изменений в состоянии компании, связанных с ее переходом на новый уровень конкурентных преимуществ и увеличением (созданием) стоимости. В том случае, если СКУ после реорганизации способна обеспечивать создание корпоративных преимуществ, то можно считать, что система обладает способностью результативно управлять экономическим и организационно-правовым полем бизнеса.
В этой связи функциональная деятельность в системе корпоративного управления должна обеспечить успех компании в определении и достижении конечной цели благодаря внутренней согласованности элементов системы, сохранению корпоративных преимуществ, выстраивая надлежащим образом соответствующие ресурсы и согласовывая другие элементы стратегии в соответствии с ними. Проведенное исследование позволяет представить систему корпоративного управления как целостное образование взаимосвязанных субъектов управленческих отношений (менеджеров, совета директоров и акционеров), объединенных в организационно-правовую структуру, деятельность которой обусловлена правовыми, организационно-экономическими и управленческими отношениями с целью реализации акционерами полномочий собственников посредством системы внутренних и внешних механизмов и стимулов в контексте эффективного распределения и формирования ресурсов, стратегического управления организационно-экономическими результатами бизнес-среды и создания корпоративных конкурентных преимуществ и стоимости компании.
Для более четкого преставления специфики организации СКУ в российских промышленных корпорациях, было предложена, более подробная характеристика некоторые вариантов организации СКУ, встречающиеся в том или ином виде. В исследовании данные СКУ представлены в основном в классическом исполнении:
Их состав состоит из:
- совета директоров;
-правления;
- ревизионной комиссии;
- исполнительного органа;
- профильных комитетов.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х
Основным инструментарием управления со стороны акционеров является:
- корпоративная стратегия,
- внутренние стандарты корпоративного управления,
- различные показатели эффективности деятельности бизнес-единиц внутри СКУ.
На основании анализа построения СКУ в национальных промышленных корпорациях можно сделать следующие выводы:
- наблюдается минимальное отличие в функциональном построении СКУ от классического типа построении. В основном отклонение наблюдается в усложнении или нарастании специализированных департаментов при совете директоров и правлении;
- практически во всех СКУ отсутствует участие акционеров в процессе управления. Основными органами управления является совет директоров и правление. При этом механизмом управления со стороны акционеров является - корпоративная стратегия;
- в некоторых корпорациях наблюдается дополнительные контрольные единицы в структуре СКУ, такие как аналитические центры или департаменты внутреннего аудита, это в первую очередь направлено на повышение прозрачности и получения оперативной контрольной информации.
Список использованной литературы:
1. Афоничкин, А. И. Процессы интегрированного управления в корпоративных системах: моногр. [Текст] /
A. И. Афоничкин, Е. В. Пустинникова / под. ред. д.э.н., проф А. И. Афоничкина // Ульяновск: УлГУ, 2010.
2. Голикова, Ю. А. Интеграция и регулирование деятельности корпораций в обеспечении экономической безопасности: монография.- [Текст] / Ю. А. Голикова // Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2010.
3. Грибова, Ю. Н. Формирование адаптивного механизма корпоративного управления: монография [Текст] / Ю. Н. Грибова, Т. Г. Строителева, С. А. Войтюкт // Барнаул: ААЭП, 2010.
4. Корпоративное управление: эффективность и перспективы развития: Международная научно-практическая конференция: Сборник статей/ЛФ ФГБОУ ВПО Госуниверситет УНПК [Текст] / под ред. д.э.н. И. Ю.Бочаровой // Орел: Орлик и К, 2012.
5. Совет директоров как мировой стандарт корпоративного управления компанией [Текст] / под ред. И.
B.Беликова //.М.: Эксмо, 2008.
6. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление. Научно-практическое издание [Текст] / И.С. Шиткина // М.: Волтерс Клувер, 2006. - С. 532
© Аршба Л.Н., Овчинников М.П., 2016
УДК 338
А.С.Астахин
аспирант Владимирского филиала РАНХиГС при Президенте РФ, исполнительный директор СТРОИПОЖНАДЗОР,
г.Владимир, РФ E-mail: [email protected]
ОБ ОЦЕНКЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА ЭКОНОМИКИ ПРИ ПРОГНОЗИРОВАНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Аннотация
в статье рассмотрены вопросы проведения первичной предварительной оценки потенциальной устойчивости функционирования объекта экономики при прогнозировании чрезвычайных ситуациях.
Ключевые слова Безопасность, система, устойчивость, работоспособность.