МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х
- неоднократного нарушения ломбардом законодательства РФ о ломбардах;
- нарушения ломбардом отдельных требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- несоответствия органов управления ломбарда требованиям настоящего Федерального закона [1]. Только по итогам 2015 года, по данным годового отчета Банка России, судебными органами рассматриваются заявления о ликвидации 602 ломбардов [8].
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_70009/a9533930265965b115ab240ad073cb341 fe8f8a8/;
2. Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155986/;
3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/5a51fc87bd8db5d1b21e0fDd4a0df1bffb8e05db/;
4. Указание Банка России от 28 декабря 2014 г. № 3510-У «О порядке и сроках направления уведомления лицом, получившим право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал некредитной финансовой организации, а также порядке запроса Банком России информации о лицах, которые прямо или косвенно имеют право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал некредитной финансовой организации». http://base.garant.ru/70881258/#ixzz4RnRcR89r http://base.garant.ru/70881258/1/#block_1;
5. Указание Банка России от 30.12.2015 № 3927-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда». https://www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/inf_note_mar_0315.pdf;
6. Приказ Минфина РФ от 14.01.2008 № 3н «Об утверждении форм бланков строгой отчетности». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_74810/e4e8defe317b3025e8361445dd90888d9e7c0538/;
7. Годовой отчет Банка России за 2015 год. https://www.cbr.ru/publ/God/ar_2015.pdf;
8. Андрющенко А.М. Риски развития рынка ломбардов в Российской Федерации. Социальная политика и социология. 2016. Т. 15. № 5 (118). С. 9-16;
9. Андрющенко А.М. Роль ломбардов в кредитовании населения. Повышение эффективности управления социально-экономическими системами: сб. науч. Тр. / РГСУ.- Москва, 2016. - Вып. 8. - С. 14-22.
© Андрющенко А.М., 2016
УДК 631
Антошкина Анастасия Дмитриевна,
студентка 3 курса Института экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, г. Симферополь, РФ
е-тай: [email protected] Митина Элла Александровна,
ассистент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела Института экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО имени В.И. Вернадского, г. Симферополь, РФ
е-mail: [email protected]
ФАКТОРЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ОРГАНИЧЕСКУЮ ПРОДУКЦИЮ В РОССИИ
Аннотация
В данной статье рассмотрены факторы ценообразования на органическую продукцию в России,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_
освещены основные принципы органического производства, проанализированы факторы, влияющие на ценообразование органической продукции, выявлена причина отклонения в цене между органической и неорганической продукцией.
Ключевые слова
Органическая продукция, цена, рынок, факторы ценообразования, принципы органического производства.
Здоровый образ жизни и внимание к экологии становятся более популярными тенденциями в современном обществе. В последние годы альтернативные типы сельского хозяйства все больше начинают конкурировать с классическим направлением сельскохозяйственного производства. Сегодня на прилавках огромный выбор «органической» продукции, однако стоит она значительно дороже обычных (аналогичных) товаров. На первый взгляд эта разница в цене необъяснима, однако, существует ряд факторов, которые и определяют конечную цену органической продукции.
Целью нашего исследования является выявление факторов ценообразования на продукцию органического производства в России
Органическая продукция - это относительно новая для нашей страны категория товаров, которая производится без использования искусственных добавок, применения генной инженерии или химии и т.д. [6]. В настоящее время российский рынок органической продукции находится на этапе становления, однако, в последние годы он стал стремительно расти и расширяться.
Следует отметить следующие особенности органических продуктов, заключающиеся в отсутствии [1]:
• генетически модифицированных организмов и их производных;
• химически синтезированных консервантов, красителей, ароматизаторов, стабилизаторов и загустителей;
• в процессе производства вредные технологии;
• сырья сельскохозяйственного происхождения, выращенного с использованием пестицидов, химических удобрений и другой агрохимии, гормонов и стимуляторов роста;
• сырья сельскохозяйственного происхождения, выращенного вблизи промышленных центров.
Принципы органического сельского хозяйства универсальны для всех стран, культур, форм
собственности и размеров производства. Они приняты Международной федерацией движения за органическое сельское хозяйство (IFOAM), однако, страны могут вводить и свои стандарты на органическое производство, основываясь на общепринятые [2]. Например с 1 января 2017 года в Российской Федерации начнет действовать ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации», инициатором создания которого выступил Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам. Благодаря этому стандарту будет установлен официальный регламент добровольной сертификации органической продукции [3].
Стандарты основываются на ряде принципов [4]:
• принцип здоровья (сохранить и укрепить здоровье почвы, растений, животных и человека как единое и неделимое целое - здоровье экосистемы);
• принцип экологичности (помогает сохранить целостность и гармонию экосистемы);
• принцип справедливости (базируется на справедливых отношениях с окружающей средой и равных возможностях каждого человека);
• принцип заботы (использует методы взращивания и ответственный подходе к охране здоровья и благополучия нынешнего и будущего поколения и окружающей среды).
Для каждого субъекта экономики ценообразование является важнейшим маркетинговым шагом. По сути своей ценообразование - это процесс формирования и установления цены в зависимости от конкретных факторов, основным из которых является уровень дохода населения. Согласно данным Росстата уровень дохода граждан России продолжает расти, поэтому ожидается, что в ближайшие годы наши соотечественники смогут платить больше уже за одну только маркировку «органический» на продукции [5].
Рассмотрим детально факторы ценообразования на органическую продукцию [7]:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_
1. Себестоимость товара. Затраты на производство органической продукции выше чем на традиционный товар. Это связано с тем, что органическое сельскохозяйственное производство дороже из-за ряда факторов: охрана окружающей среды и улучшение экологических условий, более высокие требования к выращиванию домашнего скота, штучный товар, длительная и дорогостоящая процедура сертификации и т.д. Если отпускная цена не превышает затрат на производство и сбыт товара, то результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия скорее всего будет убыток.
2. Маркетинг. Цена должна соответствовать целевому потребителю, рынку и каналам распределения, в которых планируется продавать товар. В России около 143 млн. человек являются потенциальными потребителями органической продукции.
3. Позиционирование. Позиционирование органической продукции как незаменимой составляющей здорового образа жизни позволяет изменять цены по усмотрению производителя.
4. Жизненный цикла товара. Каждый цикл в «жизни» товара - это новая цель, новая стратегия, новая
цена.
5. Цены конкурентов. Цена на товар должна учитывать ценовое конкурентное окружение, сформировавшееся на определенном сегменте рынка. Разница между органической и обычной продукцией должна быть пределах 15-20%.
6. Уровень конкуренции на рынке. Монополия позволяет устанавливать завышенные цены, в то время как свободная конкуренция способствует выравниванию цен на однотипные товары. До тех пор пока рынок органической продукции не займет 3-5% всего рынка - цены будут необоснованно завышены.
7. Прогноз действий конкурентов. Необходимо спрогнозировать последствия, к которым могут привести решения по ценообразованию, например, установление слишком низкой цены может привести к ценовой войне, которая не интересна ни одной из сторон, а также обвинению в демпинге.
8. Восприятие цены со стороны покупателей. Конкурентоспособная цена строится на потребительском восприятии стоимости товара: слишком дешевый продукт может показаться потребителю некачественным, а слишком высокая цена может отпугнуть потенциальных потребителей.
9. Эластичность спроса. Кривая спроса показывает зависимость между количеством товара и его ценой, другими словами, показывает количество товара, которое желает купить целевая аудитория при разных уровнях розничной цены.
10. Состояние и динамика рынка. Емкость рынка является важным показателем, определяющим количество продукции, которое возможно сбыть. Но не менее важна динамика рынка, то есть то, как изменяется емкость рынка во времени, какова его тенденция. Рынок органической продукции однозначно имеет тенденцию к росту, которая создает определенные возможности для повышения цен. Насколько возможно их реализовать на практике зависит от ряда других факторов.
11. Состояние экономики. В период экономических кризисов возрастает спрос на товары эконом-сегмента, и возрастает чувствительность потребителя к цене. Органическая продукция не относится к эконом-сегменту, следовательно, в моменты экономических спадов спрос на нее резко снижается.
12.Нормативно-законодательная база. Существует перечень товаров, цены на которые регулируются государством на законодательном уровне. В России отсутствует законодательный регламент оборота и ценообразования органической продукции.
13.Политика поставщика и посредника. Диалоговая система работы между производством и конечной торговой точкой позволяет формировать цены в режиме реального времени и незамедлительно реагировать на спрос и предложение здесь и сейчас.
Однозначно в силу технологического процесса цена на органические продукты должна быть несколько выше. Но не на 200 и более процентов. Мировая практика показывает, что цены на органические продукты выше максимум на 15 %, чем цены на обычные товары.
Таким образом, исходя из сегодняшних реалий, в большей степени на конечную цену органического продукта оказывают влияние себестоимость товара и спрос, однако, возможно, через десять лет на процесс ценообразования будут влиять совершенно другие факторы, поскольку рынок органической продукции в России достаточно молодой.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы:
1. Митина Э.А. Исследование поведения потребителей на рынке органической продукции (на примере Республики Крым) / Риск, 2016. - Вып. 2. - С. 102-106.
2. Митина Э.А. Формирование системы продовольственной безопасности России в контексте органического производства // сборник тезисов участников 11 научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых «Дни науки КФУ имени В.И. Вернадского». - 2016. - Т.5. - С. 671-672.
3. Митина Э.А. Формирование спроса на продукцию органического производства / Маркетинг в России и за рубежом, 2016. - №4. - С.130-134.
4. Митина Э.А., Быкова Т.О. Экологически чистая продукция: вопросы стандартизации, сертификации и государственной поддержки производителей / Продовольственная политика и безопасность. - [Электронный ресурс]. - 2016. - Т.3. - №2. - doi: 10.18334/ppib.3.2.35796.
5. Митина Э.А., Мереуца В. Перспективы развития рынка экопродукции в России // сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Трансформация хозяйственных связей и торговой политики региона в условиях реализации федеральных целевых программ», 17 мая, 2016. - Симферополь. -С.36-39.
6. Справочник потребителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://test.org.ua/usefulinfo/food/info/63.
7. Чернопятенко Н.В., Митина Э.А. Роль маркировки в реализации органической продукции // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. - [Электронный ресурс]. - 2016. - №4 (12). - Режим доступа: http://aeconomy.ru/science/economy/rol-markirovki-v-realizatsii-organi/.
© Антошкина А.Д., Митина Э.А., 2016
УДК 338.24 : 330.87
Аршба Людмила Николаевна
канд. эконом. наук, доцент СГУПС г.Новосибирск, РФ [email protected] Овчинников Максим Петрович аспирант СГУПС г.Новосибиск, РФ [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ
КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
На основе анализа опыта построения систем корпоративного управления, определены основные механизмы системы корпоративного управления, выделены основные конфликты интересов, которые являются актуальными для российских корпораций сегодня. Рассмотрена проблематика внедрения и адаптация традиционных методов управления корпорациями, сделан акцент на организационный подход управления, включающий корпоративные стратегии, компетентностные характеристики, а также ресурсный потенциал корпорации. Сделаны выводы, на основе анализа опыта построения системы корпоративного управления в российских корпорациях.
Ключевые слова
Корпоративное управление, система корпоративного управления, механизм корпоративного управления,
корпоративная стратегия.