Научная статья на тему 'Организационный механизм управления региональными инновационными системами'

Организационный механизм управления региональными инновационными системами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА (РИС) / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Милькина И.В.

Инновационные системы являются эффективным инструментом регионального развития. С учетом российских условий для конкретного региона требуются разработка и реализация индивидуальных подходов к решению проблемы развития, что может быть выполнено в рамках региональных инновационных систем (РИС). В статье обоснованы принципы формирования РИС, предложен организационно-экономический механизм управления РИС, сформулированы ключевые показатели эффективности развития РИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационный механизм управления региональными инновационными системами»

И.В. Милькина

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ИННОВАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ

ORGANIZATIONAL ORDER OF MANAGEMENT OF REGIONAL INNOVATIVE

SYSTEMS

Аннотация. Инновационные системы являются эффективным инструментом регионального развития. С учетом российских условий для конкретного региона требуются разработка и реализация индивидуальных подходов к решению проблемы развития, что может быть выполнено в рамках региональных инновационных систем (РИС). В статье обоснованы принципы формирования РИС, предложен организационно-экономический механизм управления РИС, сформулированы ключевые показатели эффективности развития РИС.

Abstract. Innovative systems are the effective tool of regional development. Taking into account the Russian conditions for concrete region working out and realization of individual approaches to a development solution of a problem that can be executed within the limits of regional innovative systems (RIS) are required. In the article it is offered the following: principles of formation RIS, the organizational-economic mechanism of management RIS, key indicators of efficiency of development.

Ключевые слова. Региональная инновационная система (РИС), инновационное развитие.

Keywords. Regional innovative system (RIS), innovation development.

Основной целью региональной инновационной политики является создание и развитие региональной инновационной системы, обеспечивающей:

1) население региона высокотехнологичной продукцией;

2) стимулирование инновационной активности предприятий, рост конкурентоспособности продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

3) правовое регулирование и защиту интересов субъектов инновационной деятельности;

4) создание благоприятных условий для развития конкурентной среды в инновационной сфере, поддержку малого и среднего предпринимательства;

5) формирование современной эффективной инновационной инфраструктуры;

6) согласованное взаимодействие всех элементов региональной инновационной системы и встраивание их в национальную инновационную систему.

Для формирования модели инновационного развития региональной экономики должны быть созданы условия для постоянного наращивания инвестиций в инновации; обновления производимой продукции; внедрения новых технологий и методов организации производства; завоевания новых рынков.

Процесс формирования и развития инновационных систем должен проходить в соответствии с разработанной Правительством субъекта РФ инновационной программой, в которой отражаются источники финансовых и материальных ресурсов, направляемые на развитие региональной инновационной инфраструктуры; на преобразование территориально-отраслевой структуры производства с целью увеличения выпуска продукции конечного потребления на основе максимально эффективного использования инновационного потенциала территории; направления развития сферы услуг; стимулирования производства путем использования системы поддержки предприятий всех форм собственности; развития альтернативных, внебюджетных форм финансирования отраслей и предприятий, входящих в состав РИС.

© Милькина И.В., 2012

Инновационная программа (далее - программа) как инструмент реализации направлений развития РИС представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на достижение установленных целей и задач в интересах развития территории, повышения конкурентоспособности инновационной сферы и региональной экономики в целом. При разработке региональной инновационной программы следует учитывать принципы формирования РИС:

1) принцип направленности на достижение долгосрочных целей предполагает, что в силу того, что инновационная деятельность носит долгосрочный характер и имеет высокую степень неопределенности возможных результатов, формируемая РИС должна обеспечивать видение долгосрочной перспективы развития территории на основе активизации и развития имеющегося инновационного потенциала;

2) принцип открытости - формируемая РИС должна быть интегрирована в социально-экономическую систему региона, а также являться составной частью национальной инновационной системы (НИС);

3) принцип равенства подразумевает равенство прав, обязанностей и ответственности всех субъектов формируемой РИС;

4) принцип гласности - формирование и дальнейшее функционирование РИС должно сопровождаться различными формами общественных обсуждений с привлечением экспертного и бизнес-сообщества, а также всех заинтересованных лиц;

5) принцип информационной открытости - информация о процессе формирования РИС должна быть открыта и доступна для ознакомления. Также создание РИС должно сопровождаться созданием системы информационного обеспечения инновационной деятельности, которая позволит всем субъектам инновационной деятельности получать необходимую и актуальную информацию, а также эффективно взаимодействовать друг с другом;

6) принцип государственно-частного партнерства - с самых первых моментов функционирования РИС в ее деятельности самое активное участие должны принимать как государство, которое должно обеспечивать организационно-правовую, информационную и инфраструктурную основу функционирования РИС, так и частные компании, которые участвуют в финансировании инновационной деятельности, а также доводят инновационные продукты до конечных потребителей;

7) принцип адаптации предполагает закладывание в формируемую РИС возможностей по ее приспособлению к меняющимся условиям внешней среды, появлению новых правовых и рыночных механизмов в сфере инновационной деятельности;

8) принцип межотраслевого взаимодействия - наиболее сильные конкурентные преимущества в рамках РИС появляются при объединении фирм различных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга, в кластеры. Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность, проявляющаяся в стремительном освоении новейших видов техники и технологии производства с последующим выходом на новые рынки;

9) принцип эффективности - функционирование РИС должно быть направлено на получение экономического, социального, экологического, научно-технического и др. эффекта.

Эффективная реализация программы достигается путем создания механизма по ее управлению, предусматривающего:

- формирование системы нормативных документов, определяющих порядок реализации программы;

- регулярную адаптацию положений и мероприятий программы с учетом результатов мониторинга ее реализации;

- учет интересов отраслевых органов исполнительной власти региона, органов местного самоуправления, научных и инновационно активных организаций региона при принятии решений.

Функциональный механизм реализации программы предполагает определение системы нормативно-правового, организационного и финансового обеспечения

выполнения программы.

Формирование нормативно-правового механизма реализации программы включает в себя разработку и совершенствование правовой базы, касающейся формирования и развития РИС, инновационной деятельности, позволяет рационально использовать бюджетные и налоговые полномочия при оказании региональной поддержки инновационной деятельности.

Нормативно-правовая база программы призвана обеспечить рост активности всех субъектов инновационной деятельности, а также регулировать отношения заказчиков и исполнителей в процессе реализации мероприятий программы.

Организационный механизм реализации программы предполагает установление состава участников ее реализации, определение их функций, задач и областей взаимодействия.

Предлагается следующий организационный механизм формирования программных мероприятий.

- Первый уровень - программные мероприятия, имеющие региональное значение, межведомственный характер и обеспечивающие создание эффективной инновационной системы региона. Формирование данных мероприятий и их реализацию обеспечивает государственный заказчик-координатор программы. На этом же уровне формируются мероприятия по управлению реализацией программы.

Данные мероприятия приводятся с указанием количественных и качественных оценок социальных и экономических результатов реализации предлагаемых решений.

- Второй уровень - отраслевые органы исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления формируют предложения по инновационному развитию курируемой сферы (муниципального образования), в том числе создание инновационно-ориентированных организаций, внедрение научно-инновационных проектов с указанием качественных характеристик ожидаемого эффекта и количественных оценок социального и экономического результата от реализации предлагаемых проектов.

- третий уровень - предложения научных и инновационно активных организаций по поддержке отдельных инновационных проектов с обоснованием ожидаемого научного, технологического, социально-экономического эффекта для организации и для региона в целом.

Предложения инициаторов программных мероприятий, требующие выделения средств регионального бюджета, следует представлять на рассмотрение совету по инновационному развитию, который целесообразно формировать при Правительстве субъекта РФ для централизованного методического руководства и координации работ в целях проведения единой политики по реализации инновационной программы. Совет совместно с государственным заказчиком-координатором Программы организует независимую экспертизу представленных проектов и принимает решение об утверждении перечня проектов, получающих необходимую финансовую поддержку в очередном финансовом году.

Предложения, не требующие бюджетного финансирования, направляются государственному заказчику-координатору программы для рассмотрения и включения в перечень программных мероприятий на очередной год. При этом государственный заказчик-координатор программы может отклонить представленные предложения как несоответствующие ранее принятым и реализованным программным решениям по созданию эффективной инновационной системы региона.

На основе утвержденных предложений и проектов государственный заказчик-координатор программы формирует перечень программных мероприятий и представляет заявку на финансирование программы на очередной финансовый год с разбивкой по статьям расходов.

Таким образом, управление и контроль за выполнением программы осуществляется государственным заказчиком-координатором программы. Предложения по программным мероприятиям должны согласовываться государственным заказчиком программы с исполнителями мероприятий. Формы и методы управления реализацией программы основываются на разграничении функций

между рабочими органами, осуществляющими функции по ее управлению, к которым относятся:

- государственный заказчик-координатор программы - формирование мероприятий программы, контроль за реализацией программы, подготовка отчета о реализации программы;

- отраслевые органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, научные и инновационно активные организации - разработка предложений по программным мероприятиям, реализация мероприятий;

- совет по инновационному развитию - отбор программных мероприятий, утверждение отчета о реализации программы.

Финансовый механизм реализации программы содержит определение источников и порядок финансирования выполнения программы. Стабильное финансовое обеспечение выполнения программных мероприятий и проектов является одним из главных условий успешной реализации программы.

При разработке и реализации инновационной программы по формированию и развитию РИС необходимо учитывать следующие группы источников финансирования:

1) средства федерального и регионального бюджетов, имущество государственной собственности, государственные гарантии по кредитам, субсидирование ставок и пр.;

2) средства государственных институтов развития, специализированных внебюджетных фондов;

3) инвестиционные ресурсы финансовых организаций, венчурных фондов, общественных организаций и пр.;

4) собственные средства хозяйствующих субъектов и физических лиц.

Для мониторинга эффективности реализации программы используется ограниченный набор показателей для простоты проведения данного процесса и осуществления быстрого реагирования при негативных тенденциях.

Эффективность функционирования региональной инновационной системы оценивается на основании расчета следующих показателей.

1. Количество наукоемких инновационных проектов, ежегодно разрабатываемых в регионе и финансируемых на основе долевого участия за счет средств регионального бюджета.

2. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции, %.

3. Доля отгружаемой инновационной продукции за пределы Российской Федерации в общем объеме экспорта товаров, %.

4. Удельный вес затрат на выполнение исследований и разработок, приобретение объектов интеллектуальной собственности и прочих затрат на технологические инновации в общем объеме затрат предприятий и организаций республики, полученных в ходе реализации Программы, %.

5. Объем привлеченных средств на один рубль расходов республиканского бюджета Республики Мордовия на финансирование инновационных проектов, рублей.

6. Доля научно-исследовательских и инновационных проектов, соответствующих перспективным направлениям развития науки и техники в регионе, в общем объеме реализованных инновационных проектов, %.

7. Удельный вес инновационно-активных предприятий обрабатывающего производства в их общем числе, %.

8. Объем научно-технических работ и услуг, направленных на разработку и реализацию инновационных проектов, млн. рублей.

9. Прирост числа малых инновационных предприятий, ед.

10. Удельный вес работников, выполнявших научные исследования и разработки, в среднегодовой численности занятых в экономике, %

11. Объем инвестиций фондов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции, вложенных в высокотехнологичные проекты предприятий республики, млн. рублей.

Эффективная реализация программы может быть достигнута при достаточной информационной обеспеченности всех этапов реализации процесса.

Литература

1. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года / Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 15.02.2006.

2. Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020».

3. Золотухина А.В. Проблемы инновационного и устойчивого развития регионов. - М.: КРАСАНД, 2010.

4. Милькина И.В. Управление инновационным развитием муниципальных образований - дисс. на соискание к.э.н. - М.: ГУУ, 2006.

5. Санду И., Рыженкова Н. Проблемы стратегии формирования региональных инновационных систем [Электр. ресурс]: http://www.vniiesh.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.