Научная статья на тему 'Институционально-экономическое проектирование региональной инновационной системы'

Институционально-экономическое проектирование региональной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / INSTITUTE / REGIONAL INNOVATION SYSTEM / MODELING / DESIGNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дробышевская Л. Н., Колинько В. А.

В статье рассматриваются основные принципы формирования региональной инновационной системы (РИС). Раскрыты уровни проектирования РИС. Предложена структурно-функциональная модель РИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional-Economic Designing of a Regional Innovation System

The article dwells on the basic principles of a regional innovation system (RIS) formation. RIS design levels are described. A structural-functional RIS model is offered.

Текст научной работы на тему «Институционально-экономическое проектирование региональной инновационной системы»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

ДРОБЫШЕВСКАЯ Л.Н.,

доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики, Кубанский государственный университет, e-mail: [email protected];

КОЛИНЬКО В.А.,

соискатель, кафедра мировой экономики, Кубанский государственный университет, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются основные принципы формирования региональной инновационной системы (РИС). Раскрыты уровни проектирования РИС. Предложена структурно-функциональная модель РИС.

Ключевые слова: институт; региональная инновационная система; моделирование; проектирование.

The article dwells on the basic principles of a regional innovation system (RIS) formation. RIS design levels are described. A structural-functional RIS model is offered.

Keywords: institute; regional innovation system; modeling; designing.

Коды классификатора JEL: O31, R58.

Региональное инновационное развитие предполагает наличие системы деятельности высокого порядка сложности, призванной обеспечивать конструктивное решение задач стратегического управления развитием нововведений. В связи с этим минимально необходимый состав ее основных системных свойств должен включать: целеопределенность; динамичность; эмержентность; иерархичность; комплексность; структурность. Формирование иерархических уровней в системе должно осуществляться на основании эмержентности. Только появление нового качества в комплексной динамичной структурной совокупности элементов вследствие эмержентности создает необходимые основания для рассмотрения этой совокупности в качестве элемента на другом иерархическом уровне. При этом данная система становится подсистемой другой, более сложной системы.

Существуют различные пути преобразования сложных социальноэкономических систем. В России преобладает традиционная концепция преоб-

© Дробышевская Л.Н., Колинько В.А., 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

разования систем, в том числе региональных инновационных систем (РИС). Ее сущность заключается в том, что прежде всего достигается договоренность между всеми участниками региона по целям, которые необходимо достичь, и по объектам, которые следует изменить, в процессе преобразований. Затем приглашаются эксперты, которые разрабатывают адекватную стратегию преобразований для достижения поставленных целей в сотрудничестве с участниками региональной инновационной системы. Затем стратегия применяется, а результаты измеряются и оцениваются. Если цели не достигнуты, стратегия должна быть изменена или же участники должны поставить другие цели. Затем процесс преобразования начинается заново. Традиционная концепция разработки РИС имеет существенные недостатки:

♦ при построении системы крайне сложно заранее определить ясные цели преобразований; цели нередко изменяются в ходе преобразования;

♦ сложно разработать полную стратегию преобразования, которую можно будет реализовать полностью, даже в том случае, если максимальное количество региональных участников вовлечены в разработку стратегии;

♦ процесс постепенного достижения оптимального решения слишком длительный и не учитывает риски возможных значительных изменений в системе по ходу реализации проекта;

♦ зависимость от внешних экспертов, которые разрабатывают стратегию, может вызвать проблемы, связанные с недостаточным пониманием экспертами особенностей региона. С другой стороны, эксперты часто не включены в процесс реализации стратегии преобразований и не могут контролировать, насколько корректно реализуется предложенная стратегия;

♦ в ходе построения инновационной системы очень сложно точно измерить воздействие и успех вмешательства стратегии построения, что необходимо для того, чтобы решить, продолжать или изменить концепцию построения РИС.

В последние десятилетия в странах ЕС для преодоления недостатков, присущих традиционному подходу, были предложены новые парадигмы изменения сложных социально-экономических систем. Традиционная экспертно-ориентированная концепция была в основном замещена дискурсивным подходом, реализация которого также начинается с определения потребности в институциональных и организационных преобразованиях. На этом этапе осуществляется разработка концепции РИС (без предварительного соглашения о целях и объектах). Кроме того, не разрабатывается прямая стратегия вмешательства. Вместо этого развитие и преобразование инновационной системы региона видится как постоянный процесс развития (совершенствования). Предполагается, что через взаимодействие с сетями организаций внутри региона инициируется процесс постоянного изучения результатов преобразований, на этом этапе происходит апробация предложенной концепции, что значительно усиливает инновационность территориальных участников [2].

Формирование концепции, предполагающее проведение первичного исследования, направлено на создание сетевой структуры нескольких групп, которые связаны с ключевыми проблемами инновационной деятельности в регионе. Цель заключается в том, чтобы вовлечь большую часть организаций в процесс продвижения и расширения инновационной деятельности территории для стимулирования роста и для обеспечения глобальной конкурентоспособности. Апробация стратегии проводится в течение двух лет, после чего оценивается воздействие

проекта на РИС. Целью апробации является создание системы мониторинга, предоставляющей информацию о функционировании региональной инновационной системы и поддерживающей кооперацию ключевых экономических участников адаптировать и (при необходимости) вносить коррективы в существующие инновационные практики.

Вместе с тем формирование региональной инновационной политики не следует понимать как абсолютно рациональное принятие решений, скорее процесс разработки политики следует представлять как процесс проб и ошибок. Политика, основанная на рефлексивном изучении, может поддерживаться набором инструментов, обеспечивающих постоянное самонаблюдение и мониторинг внешней среды. Такими инструментами являются научно-технический прогноз, оценка техники и технологий, бенчмаркинг. Проведение сравнительных исследований с другими региональными системами предполагает не слепое копирование механизмов, применяемых в них, а поиск и разработку наиболее подходящих для конкретного региона.

В рамках какого бы сценария ни формировалась инновационная система региона, следует помнить о том, что понимание процессов, происходящих внутри названной системы, позволяет выявить те сферы, стимулирование и развитие которых наиболее эффективно будет способствовать конкурентоспособности продукции и услуг системы.

Благодаря такому подходу становится возможным обнаружить нестыковки внутри данной системы, препятствующие технологическому развитию и внедрению нововведений. В этом случае наиболее ценной станет поддержка со стороны региональных органов власти, которая улучшит взаимодействие между различными участниками инновационной деятельности и повысит активность предприятий, направленную на внедрение новых технологий.

Основополагающей целью формирования РИС является создание научнотехнических и технологических, правовых и социально-экономических условий и механизмов для обеспечения устойчивого развития хозяйственной системы региона и повышения уровня жизни населения на основе диверсификации и модернизации экономики региона и увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью.

Ключевыми целями формирования являются:

• формирование и воспроизводство инновационного потенциала, обеспечивающего условия поступательного развития ключевых отраслей, а именно атомной, авиационной, нефтехимической, машиностроительной, химической, цветной металлургии, пищевой;

• создание условий для ускоренного перехода региональной экономики к инновационному развитию на основе востребованности отечественных инноваций и передовых зарубежных технологий;

• расширение внутреннего и межрегиональных рынков инновационных продуктов и новых технологий;

• превращение региона в территорию инновационного развития.

Проектирование региональной инновационной системы должно включать два

уровня:

• первый уровень РИС, направленный на обеспечение условий реализации крупных федеральных, межрегиональных инновационных и инвестиционных государственных и частных проектов;

ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

❖ второй уровень РИС, обеспечивающий стимулирование инновационных процессов в малом и среднем бизнесе, включая трансфер технологий, которые были только созданы или уже существуют и которые могут значительно повысить результативность региональных предприятий.

С точки зрения процессного подхода формирование РИС условно можно разбить на три этапа.

Первый этап включает собственно создание организационной структуры будущей РИС. На этом этапе происходит выявление заинтересованных институтов и организаций, формирование управляющего комитета. Отсутствие решения на этом этапе чрезвычайно затрудняет реализацию проектов следующего этапа.

На втором этапе осуществляется разработка стратегии промышленности региона, создание кластеров, промышленных групп, отраслей, что предполагает всесторонний анализ научно-технического, образовательного, инновационного потенциала региона для выделения научно-технологических направлений развития региона (подкластеров).

Поскольку инновационные процессы в значительной мере зависят от таких факторов, как режим функционирования предпринимательской среды, уровень и ориентация прикладных исследований на рынок, система мотивации научноисследовательской деятельности, организация высшего и профессионального образования, поэтому региональные органы власти должны очень внимательно относиться ко всем инициативам по формированию подобных проектов.

В качестве примера можно привести региональные центры стратегического развития отраслей — центры экспертизы, которые могут стать узловым элементом инновационного развития территории. Центр экспертиз аккумулирует информационно-аналитические данные о технологиях и рынках, оценивает эффективность и востребованность разработок, организует обмен мнениями всех заинтересованных участников и обеспечивает синергетический успех каждого инновационного проекта. Это своего рода центр стратегического развития, дающий экспертную оценку и детерминирующий направления развития и взаимодействия. Проекты этого уровня могут финансироваться на паритетных началах федеральным и региональным правительством и заинтересованными бизнес-структурами [1].

На третьем этапе осуществляется реализация инвестиционных программ, инициированных на предыдущем этапе, по созданию новых и модернизации существующих элементов кластера.

На каждом из перечисленных выше уровней формируются проекты. Каждый проект решает те системные проблемы, которые присутствуют в регионе. По сути, проектирование региональной инновационной системы и представляет собой выявление функций, которые сейчас выполняются плохо, и делегирование этих функций существующим или вновь созданным организациям. В этом контексте эффективным инструментом, по нашему мнению, является проведение организационнодейственных игр, где все участники формируют согласованное мнение. Методы такого сценарного проектирования активно применяются бизнес-структурами и государством для сложных многовариантных проектов. В сложившейся сегодня ситуации необходимо использовать инициативные проекты, которые уже появились, согласовывая их с общей схемой формирования национальной инновационной системы.

В общем виде модель инновационной системы можно представить в виде следующей совокупности:

■ компоненты, относящиеся к основной деятельности;

■ компоненты, относящиеся к обеспечивающей деятельности;

■ компоненты, относящиеся к инвестиционной деятельности;

■ показатели инновационности каждого элементов;

■ характеристики внутренней структуры элементов инновационной системы;

■ взаимовлияния и взаимодействия между элементами при реализации инновационной деятельности;

■ экстерналии инновационной системы.

Нами предлагается следующая структурно-функциональная модель РИС (на примере Краснодарского края), отражающая ее основные элементы и их взаимосвязи, схематическое изображение которой приведено на рис. 1. Основной деятельностью занимаются корпорации, государственные предприятия, крупные и средние промышленные предприятия, малые инновационные фирмы. Основную деятельность обеспечивают организации: региональные филиалы институтов РАН, научные центры и университеты, научные подразделения корпораций. Региональные органы власти осуществляют управление и регулирование инновационной деятельности, формируют программы развития и поддержки, проводят мониторинг состояния инновационной системы и осуществляют контроль выполнения проектов и программ. Наука в РИС является одновременно и производящим, и обеспечивающим элементом системы.

Предлагаемая модель представляет собой идеализированную структуру, построенную по принципу необходимости и достаточности. В действительности реальные инновационные системы в регионах России могут отличаться от предложенного обобщения: одни элементы в них могут быть развиты в значительной степени, другие — вообще отсутствовать. Модель визуализирует укрупненную структуру инновационной системы, одновременно являющейся универсальной для любой территории.

В РИС присутствует значительное число субъектов инновационной деятельности, отличающихся друг от друга структурными, функциональными и другими характеристиками, выполняющими различные задачи, между которыми существуют и/или целенаправленно формируются новые взаимоотношения. Основной характеристикой региональной инновационной политики является ее централизм — наличие центра принятия решения и координации деятельности. Поэтому для построения целостной РИС и эффективного управления ею целесообразно создание координационного центра, например, центра инновационного развития (ЦИР). Он может иметь любой статус, но должен признаваться легитимным региональной администрацией, государственными властными структурами, министерствами и ведомствами, мотивация деятельности которых во многом определяет приоритеты регионального развития. Несомненно, у центра должна быть определенная степень автономии и полномочий.

Существенное значение для развития РИС имеет активный инвестиционный процесс в регионе, представленный как внутренними (региональными) организациями, так и внешними источниками, в том числе зарубежными.

В качестве конкретных стратегических механизмов и средств обеспечения функционирования РИС можно выделить:

• формирование долгосрочных и среднесрочных приоритетов инновационного развития хозяйственной системы и социальной сферы с концентрацией

ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

ТЕІЗІЗА ЕСОІМОМІСІІЗ ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть З

Ю

О

в

X

о

д

ф

н

р

е

с

У

Р

с

Ы

М

а

т

Р

с

с

У

Р

с

Ы

Т

Р

Р

с

с.

Технопарки

Біпнсс-инкубаторьі

Научно-

тсхнологичсскис

центры

Центры трансфера технологий

Информационно-

аналитические

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

центры

Центры поддержки инноваций

Инжиниринговые

центры

Центры

экспертиз

Центры научно-технической информации

Информационно-

технологические

центры

Администрация Краснодарского края

Совет по научно-технической и инновационной политике ♦

Координационный центр

?г?г.

Центр стратегических разработок КК

Инновационные кластеры

Науч но-образовател ь н ые

Т ранспортно-логистичсские

Туристические

Особые экономические зоны

ОЭ31

ОЭЗ 2

ОЭЗЗ

Обеспечивающая деятельность

Региональные филиалы институтоз РАН

Научные лаборатории

Г осударствснныс университеты

Частные центры корпораций

Частные вузы

Конструкторские бюро

Основная деятельность

Корпорации

Государственные предприятия

Предприятия среднего бизнеса

Малые предприятия

Международные компании

Г оскоопорации

Инвестиционная деятельность

Бюджет РФ Бюджет КК Финансово-кредитные институты

Частные инвесторы Региональные венчурные фонды инвестирования в МП, в научно-технической сфере Институциональные фонды

Мониторинг

Консалтинговые

компании

Лизинговые

компании

Страховые

компании

Кадровые

центры

Учебные центры

Патентные службы

Службы

лицензирования

Службы стандартизации и сертификации

Коучинг-центры

Венчурные

компании

Биржа высоких технологий

В

ы

X

о

д

Рис. 1. Структурно-функциональная модель РИС

ДРОБЫШЕВСКАЯ А.Н., КОАИНЬКО В.А.

на них соответствующих ресурсов, поддержкой результатов, а не отдельных коллективов;

• стимулирующее законодательство;

• формирование внутреннего рынка потребления результатов инновационной деятельности;

• территориальную и технологическую кластеризацию инновационной деятельности в виде инновационно-технологических кластеров;

• развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности региона;

• развитие межрегиональных связей на основе субконтрактации субъектов инновационного предпринимательства.

Структурно-функциональный аспект создания РИС предполагает реализацию следующих мероприятий:

♦ осуществление экспертизы об актуальных проблемах социально-экономического развития региона, осуществляемой на грантовой основе вузами и научными учреждениями;

♦ развитие фондового рынка и рынка венчурного капитала;

♦ проектное финансирование на основе ГЧП;

♦ проведение оценки имеющегося технологического уровня производств в формате соответствия мировым стандартам;

♦ составление реестра высокотехнологичных производств посредством проведения аттестации предприятий с последующим их переводом на систему преференциальной государственной поддержки;

♦ формирование банка региональных проектов для их перспективной реализации, обеспечивающей производство высококонкурентной продукции;

♦ создание регионального бизнес-инкубатора;

♦ образование инновационной страховой компании региона.

Для достижения этой цели, прежде всего, должна быть разработана и законодательно утверждена региональная инновационная политика, предусматривающая приоритетное развитие научно-технологического комплекса и высокотехнологичной промышленности, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на внутреннем и внешнем рынках. Особое внимание должно уделяться поддержанию высшего образования на мировом уровне, а также решению кадровых проблем.

Основные принципы формирования региональной инновационной политики:

❖ системный подход;

❖ самостоятельное формирование региональных инновационных систем с учетом специфики территорий и последующей интеграцией в НИС и глобальную инновационную сеть;

❖ согласованность региональных и федеральных приоритетов;

❖ приоритетное развитие фундаментальной науки, высшего образования и высокотехнологичных отраслей;

❖ сосредоточение ресурсов на приоритетных направлениях с четким определением источников финансирования.

Мероприятия, необходимые для формирования эффективной РИС в Краснодарском крае, сгруппированы в табл. 2.

ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

Таблица 2

Мероприятия, необходимые для формирования эффективной РИС в Краснодарском крае

Элементы РИС Мероприятия

Научно-технологический комплекс (специалисты и инновационные идеи) Упорядочить вопросы собственности на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет краевого бюджета

Система разработки инновационных предложений и проектов (коммерциализация технологий) Конкурсное стимулирование процессов коммерциализации инновационных предложений в интересах инновационной экономики Краснодарского края

Маркетинговое сопровождение инновационной деятельности Конкурсное стимулирование маркетинговых исследований в интересах инновационной экономики Краснодарского края

Финансирование инновационных проектов и организация производства инновационной продукции/услуг Создание регионального бизнес-инкубатора

Оценка удовлетворения актуальных текущих потребностей и решения стратегических проблем региона в результате инновационной деятельности Проведение на постоянной основе мониторинга состояния инновационной деятельности в регионе и оценки решения стратегических проблем края посредством инновационной деятельности

На наш взгляд, процесс формирования РИС предполагает создание Фонда инновационного развития Краснодарского края (для «выращивания» новых бизнесов из перспективных инновационных проектов с последующей продажей образованных компаний). Полагаем, что фонд должен финансировать не менее 50% стартового капитала венчурных фирм на «посевной» стадии развития.

Выделим основные принципы деятельности фонда инновационного развития:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• сохранение имеющихся научно-исследовательских и проектных институтов с постепенным их «встраиванием» в новую систему региона;

• формирование инновационных кластеров, сочетающих инновационную деятельность крупных компаний как значимых игроков новой системы и изменение природы их инновационной деятельности, характера отношений с малыми и средними предприятиями;

• создание приоритетной поддержки в кратко- и среднесрочной перспективе инновационным проектам, реализующим перспективные технологические разработки, привносящим вклад в динамичное развитие технологических кластеров;

• формирование доверия к новым институтам должно достигаться посредством включения в состав высших органов управления и наблюдательных советов представителей государства и бизнеса, пользующихся уважением в обществе и в деловой среде;

• предоставление Фондом инновационного развития технологических услуг, включающих обучение персонала, содействие сертификации продукции, предоставление бизнесу научно-технической информации и результатов НИОКР и т.д.

Таким образом, стратегия инновационно-ориентированного развития региона базируется на трех основополагающих идеях: стратегическое планирование и управление, кластерное развитие научно-технического и производственного потенциала, развитие и совершенствование рыночных механизмов финансовохозяйственной деятельности. Формирование РИС — долговременная стратегическая региональная задача, предполагающая инкорпорирование региональных хозяйственных комплексов в национальную инновационную систему и глобальные цепочки инноваций, и в конечном итоге — динамичное развитие хозяйственной системы России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хмелевский С.В. Каковы инновационные системы России? // http://www.miiris.ru.

2. Шинсток Г. Методология разработки инновационной стратегии региона на основе дискурсивного подхода // http://www.innosys.spb.ru.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.