Научная статья на тему 'Организационный механизм модернизации: вертикальная интеграция, горизонтально-сетевая кооперация и пластичная координация'

Организационный механизм модернизации: вертикальная интеграция, горизонтально-сетевая кооперация и пластичная координация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ / ГОРИЗОНТАЛЬНО-СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ / КЛАСТЕРЫ / МЕХАНИЗМ МОДЕРНИЗАЦИИ / MODERNIZATION OF THE ECONOMY / VERTICALLY-INTEGRATED STRUCTURE / HORIZONTAL NETWORK STRUCTURES / CLUSTERS / MECHANISM OF MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рысак Наталья Владиславовна

Статья посвящена проблемам организационного механизма модернизации с учетом этапов ее проведения. В работе предлагаются четыре этапа модернизации: подготовительный (мониторинг экономики и определение «точек роста»), восстановительный (формирование структурно-технологических основ модернизации), институционально-организационные преобразования (формирование организационного каркаса модернизации), этап импортозамещения (переход к инновационной модели развития).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional mechanism for upgrading: vertical integration, horizontal co-operation and networking plastic coordination

The article is devoted to the problems of modernization of the institutional mechanism, taking into account the stages of its implementation. The paper proposes four stages of modernization: preparatory (monitoring the economy and the definition of "growth points"), recovery (formation of structural and technological foundations of modernization), institutional and organizational change (formation of the organizational framework of modernization), the stage of import substitution (transition to an innovative model of development).

Текст научной работы на тему «Организационный механизм модернизации: вертикальная интеграция, горизонтально-сетевая кооперация и пластичная координация»

И. В РЫСАК

Наталья Владиславовна РЫСАК — кандидат экономических наук, доцент.

В 1996 г. окончила экономический факультет Омского государственного университета.

Автор 25 научных работ, в том числе 2 монографий.

Сфера научных интересов — теория институциональной экономики, трансформация хозяйственных систем, государственное регулирование экономики.

^ ^ ^

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ МОДЕРНИЗАЦИИ: ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, ГОРИЗОНТАЛЬНО-СЕТЕВАЯ КООПЕРАЦИЯ И ПЛАСТИЧНАЯ КООРДИНАЦИЯ

Для России в складывающихся на сегодня внешнеэкономических условиях «вырисовываются» два возможных варианта развития событий. Первый — это окончательное закрепление на периферии мировой экономики, в контурах которой уникальные, невосполняемые ресурсы на основе неравноправных договорных отношений во все больших объемах будут направляться в мировые центры — США и Западную Европу. В этом направлении высказывается мнение о том, что появится новая революционная модель капитализма. Подобный вариант для страны со сложившимися традициями хозяйствования в сложных природно-климатических условиях и высоким ресурсным потенциалом является недопустимым.

Второй вариант, по многим оценкам, видится в проведении модернизации, которая обеспечит «прорыв» к инновационной экономике. В 2010 г. на государственном уровне сформулирован организационно-структурный каркас модернизации, содержащий 27 технологических платформ (ТП) по 11 стратегическим направлениям перехода к инновационной модели. В рамках ТП, по замыслу, должны результативно скоординироваться усилия государства, бизнеса и науки в сфере медицины, биотехнологий и экологии, авиакосмической отрасли, ядерных и радиационных технологий, электроники, машиностроения и т. д. [3, с. 22]. В апреле 2011 г. Правительством РФ были утверждены три ТП, связанные с развитием сырьевого сектора. Уникальность сегодняшней ситуации заключается в том, что на стадии решения находятся важнейшие стратегические задачи страны. Вместе с тем остаются открытыми вопросы выбора приоритетов развития, поиска движущих сил и механизмов преобразований, обеспечения адекватности их поставленным задачам и российским условиям хозяйствования.

Примечательно, что в истории российской экономики проблема выбора пути развития уже поднималась. Так, 110 лет назад С.Ю. Витте отмечал: «...снабжая сырыми продуктами чужие страны [Россия] получала обратно часть этого сырья в виде промышленных изделий... Следствием такого положения вещей явилась, с одной стороны, полная зависимость от внешних рынков, с другой — одностороннее приложение национального труда, идущее рука об руку с экономической отсталостью и отсутствием деятельной предприимчивости, которой негде было развернуться» [2, с. 222].

В настоящее время бесспорными являются положения о проведении крупномасштабной модернизации российского хозяйства с активным участием государства, как управленца и собственника, путем поэтапного, динамичного и континуального перехода от исходного состояния к инновационной экономике. Нами сделана попытка разработать схему многоступенчатой модернизации с учетом этапов и организационного каркаса ее проведения (см. рис.).

ГРНТИ 06.75.10 ©Н.В. Рысак, 2013

28

Н.В. Рысак

I этап — подготовительный — призван решить две стратегические задачи: обеспечить «снятие» наиболее «жестких» ограничений модернизации и проведение мониторинга хозяйственной ситуации с целью выявления перспективных источников конкурентоспособности — «точек роста» и кластеров (так называемых «локомотивов» модернизации). На этом этапе определится вектор и глубина будущих преобразований, за счет решения проблем присвоения природной и монопольной ренты и перераспределения рентных доходов и сверхприбыли в сферу финансирования научных исследований и коммерциализации разработок не на всеобщей уравнительной основе, а на конкурсных началах.

Другим стратегическим направлением подготовительного этапа выступит мониторинг экономики по вертикали и горизонтали, включая фактическую инвентаризацию и оценку основных фондов на основе выбора единых критериев состояния территорий, секторов экономики и оценку их научного, технологического, инновационного и ресурсного потенциала.

Центральной проблемой в условиях перехода к инновационной экономике является формирование информационной базы модернизации. За основу предлагается использовать интерактивные карты — промышленно-технологические, инфраструктурные, экологические, социальные и пр., содержащие систематически обновляемую информацию о состоянии основных промышленных и иных важных объектов модернизации, проблемных сферах.

Предлагаемые карты модернизации, при соответствующем ИКТ-обеспечении, позволят осуществлять интерактивный мониторинг хода модернизации, ее комплексный или фрагментарный анализ, проводить корректировку решений.

II этап — восстановительный — предполагает формирование структурно-технологических основ модернизации; он связан с масштабным обновлением основных фондов предприятий, внедрением ресурсосберегающих технологий, формированием национальной полицентричной сети «точек роста» — на основе широкого использования инструментов государственного регулирования путем сочетания планово-рыночных методов и инструментов.

В настоящее время хозяйственные связи действующих российских предприятий основаны на иерархии, «встроенности» в производственно-технологические и сбытовые цепочки крупных технико-экономических структур, подчиненности головным центрам. В границах регионов произошла монополизация производств, сложились преимущественно конгломератные «жесткие» формы организации крупного бизнеса, которые пронизывают хозяйственное пространство страны по вертикали, отделяя центры принятия решений, находящиеся, как правило, в Москве и Санкт-Петербурге, от предприятий-исполнителей, функционирующих на периферии. Модернизация призвана обеспечить переход от доминирования в экономике страны жестко-иерархичных конгломератных структур к прогрессивным организационным формам: инновационно-ориентированным вертикально-интегрированным структурам (ВИС), горизонтально-сетевым и пластичным (кластерным) структурам, способным эффективно выполнять основные организационно-экономические и производственно-технологические функции, передавать по каналам аутсорсинга дополнительные (снабженческо-сбытовые, маркетинговые и другие функции), обеспечивать непрерывный трансфер инноваций, сохранять, задействовать и наращивать как собственный потенциал, так и ближайшего окружения.

Первый тип структур основывается на использовании принципа вертикальной интеграции. При этом вертикальная интеграция преподносится упрощенно, в виде отраслевых цепочек добычи и первичной переработки полезных ископаемых, сконцентрированных вокруг мощных энергоисточников. На наш взгляд, подобный переход на практике вполне осуществим при создании государством системы «стабильных мотиваций» [5]. Как показывает опыт европейских экономик, первый тип структур, которые должны быть сформированы в ходе модернизации, — это ВИС «нового типа».

Второй тип технико-экономических структур — горизонтальные структуры, функционирующие в виде сетевых конфигураций, которые способны успешно существовать в сфере ИКТ, научных исследований, консалтинговых и иных интеллектуальных услуг. Этот тип структур будет все более широко распространяться при переходе к информационной экономике и проникновении ИКТ в новые сферы деятельности.

Многоступенчатая модернизация экономики

Инвентаризация хозяйственного пространства страны, выявление потенциала

Масштабное внедрение ресурсосберегающих технологий

Создание национальной полицентричной сети «точек роста»

Развитие инфраструктуры модернизации

Пространственные структур-но-технологические преобразования, вертикальная, горизонтальная, пластичная интеграция

Подготовительный этап

(формирование условий модернизации)

Восстановительный этап (формирование

структурно-технологических основ модернизации)

Выявление институционально-организационных ограничений

Законодательное решение проблемы распределения природной и монопольной ренты

Формирование информационной базы модернизации

Формирование национальной системы коммерциализации (внедрения) технологий

Запуск схем государственно-частного партнерства

Этап институционально-организационных преобразований (формирование организационного каркаса модернизации) в основе

Запуск поддерживающих механизмов

Формирование системы институтов развития

Организация институциональных коридоров и их управляемая конвергенция

Организация центров-контрактинга

Запуск активизирующих механизмов

Развертывание стратегических мега-проектов

Организационная и финансовая поддержка

Запуск стабилизирующих механизмов

Поддержание внутреннего спроса

Функционально-вариативное регулирование отраслей и хозяйственных отношений

Формирование объединяющей институциональной платформы

Этап импортозамещения (внедрение проактивной инновационной парадигмы хозяйствования на всех уровнях экономики)

Реализация национальной комплексной стратегии инноватизации

Интерактивный мониторинг и контроль

Распространение многоуровневых пластичных форм координации

Рис. Многоступенчатая модернизация экономики страны

30

H.B. Рысак

Третий тип структур, которые, на наш взгляд, призваны стать доминирующими в хозяйственном пространстве России при переходе к инновационной модели, это «пластичные» структуры с комбинированной организацией. Термин «пластичность» заимствован нами из научного наследия A.A. Богданова, который ввел понятие «организационной пластичности» [1, с. 125], определив его как «подвижной, гибкий характер связей комплекса, легкость перегруппировки его элементов». «Пластичные» структуры способны к быстрой перестройке конфигураций и перенаправлению потоков вещественных ресурсов и информации в зависимости от меняющихся внешних и внутренних обстоятельств. Примером одной из наиболее распространенных пластичных форм в настоящее время выступают кластеры.

Таким образом, на восстановительном этапе реализуется стратегия формирования структурно-технологических основ модернизации: стратегические «узлы» промышленного каркаса страны охватываются национальной полицентричной сетью «точек роста», в них создаются центры логистики, информационного обеспечения, целевого банковского обслуживания, поддерживается экологический и социальный баланс.

На III этапе — институционально-организационных преобразований — происходят запуск трех системно-динамических механизмов модернизации — активизирующих, поддерживающих, стабилизирующих (см. рис.) и формирование организационного каркаса модернизации российской экономики, координирующего и упорядочивающего потоки преобразований, обеспечивающего их адекватность институциональному порядку, организационно-энергетическому потенциалу и культурно-ментальным установкам российского общества, национальным традициям хозяйствования.

На этом этапе от государства потребуется установить четкие институциональные границы и правила деятельности предпринимательских структур в русле инновационной парадигмы, задать «долгосрочные стратегические мотивации» для банковского и промышленного капитала, сформировать условия для масштабного спроса на российские технологии со стороны национальных производителей, включая участие в организации венчурных и иных схем доведения интеллектуальных продуктов до стадии коммерциализации. Необходимым условием модернизации выступит поддержание устойчивого спроса со стороны национальных потребителей. Так, высокие показатели удельного веса машиностроения США (75 % вложений и 60 % занятых в НИОКР в промышленности) и динамика его роста обеспечиваются устойчивым внутренним спросом. «На протяжении нескольких последних десятилетий на формирование фонда личного потребления населения США в среднем шло около 1/3 продукции машиностроения, в том числе 60-70 % продукции автомобильной промышленности, 25-30 % электронной, 45-50 % электротехнической и 75 % технических средств связи» [4, с. 136]. На этом этапе устанавливается система ограничителей и регуляторов распространения технологических знаний и разработок за пределы и внутри страны.

Подобная система «самонастройки», основанная на действии трех типов механизмов и их синергии, а также функционально-вариативном подходе к госрегулированию, призвана поддержать процессы координации взаимодействий между государственной властью, бизнес-структурами и региональными сообществами; обеспечить эффективность конкурентно-кооперационной среды; задействование преобразовательного потенциала территорий; формирование конкурентоспособных вертикально-интегрированных, горизонтально-сетевых и кластерных структур.

IV этап — импортозамещения — предполагает комплексный охват полномасштабными модерни-зационными преобразованиями всех уровней хозяйственной системы по вертикали и горизонтали и переход к инновационной модели развития.

Модернизационные преобразования на этом этапе будут осуществляться на основе системно-синергийных механизмов самоорганизации и самонастройки, гармонизированных на основе объединяющей институциональной платформы отношений между государством, обществом и субъектами предпринимательства, с использованием пластичной координации, интерактивного мониторинга и контроля.

В заключение отметим, что содержание крупномасштабной многоступенчатой модернизации экономики страны будет обеспечено: во-первых, институционально-пространственными изменениями хозяйства, включая формирование трех типов проактивных технико-экономических структур инновационного типа и запуск трех типов системно-динамических механизмов — активизирующих, поддерживающих, стабилизирующих; во-вторых, созданием объединяющей институциональной платформы,

гармонизирующей взаимодействия между разнородными институтами государства, экономики и общества и субъектами модернизации; в-третьих, созданием инновационной инфраструктуры, под которой подразумевается не только совокупность ОЭЗ, деятельность которых законодательно урегулирована, но, главным образом, системы условий и предпосылок для многоуровневой инноватизации экономики; в-четвертых, обеспечением регулирования интенсивности потоков прогрессивных преобразований, выработкой новых интерактивных подходов к управлению изменениями; в-пятых, формированием системы самонастройки экономики, обеспечивающей реализацию долгосрочных приоритетов, действие стабильных мотиваций и получение синергийных эффектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданов A.A. Тектология: Всеобщая организационная наука: в 2 кн. Кн. 2 / редкол. Л.И. Абалкин (отв. ред.) и др. М.: Экономика, 1989. 351 с.

2. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому Высочеству Великому князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 гг. СПб., 1912. URL: http://dlib.rsl. ru/viewer/01003417482#?page (дата обращения: 11.11.2012).

3. Иванова JI. К вопросу о стратегии неоиндустриальной модернизации // Экономист. 2012. № 2. С. 18-26.

4. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. акад. A.A. Дынкина. М.: Магистр, 2007. 429 с.

5. Яременко Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики. М.: Наука, 1997. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.