Научная статья на тему 'Организационный механизм контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности'

Организационный механизм контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2515
1432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационный механизм контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности»

Управление задолженностью

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ КОНТРОЛЯ ЗА ДВИЖЕНИЕМ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

А.М. ПЕТРОВ, кандидат экономических наук, финансовый директор ООО «Ориент Стайл»

Контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности — существенный элемент системы бухгалтерского и управленческого учета. Специфический характер задач контролирования дебиторской и кредиторской задолженности находит соответствующее отражение в организационном устройстве. В организациях, внедривших системы контроллинга, соответствующие службы рассматриваются обычно как своеобразные единицы, в компетенцию которых входит решение различных задач, в том числе управления задолженностью. Задачи контролирования долгов в этом случае распределяются между отдельными подразделениями отдела (сектора) общего контроллинга, в функции которого входят анализ производственно-финансовой деятельности организации, хозяйственное планирование, продажи и контроль за продажами товаров (работ и услуг).

Следующие задачи можно назвать основными при осуществлении функций контроля:

1) снижение уровня дебиторской задолженности до размера, не превышающего уровня кредиторской задолженности, так как кредиторская задолженность является бесплатным кредитом для организации;

2) постоянный контроль за движением дебиторской задолженности. Именно этот вид задолженности приводит к иммобилизации денежных средств, ведущей к дальнейшей неплатежеспособности организации;

3) своевременное погашение долгов, не допуская просрочек и штрафных санкций. Важную роль в этом может сыграть правильно выбранная форма расчетов;

4) разумное использование такой формы привлечения клиентов, как коммерческий кредит. С

помощью коммерческого кредитования можно не только привлечь дополнительных покупателей, но и значительно увеличить объем продаж, а следовательно, и прибыли;

5) при предоставлении коммерческого кредита необходима предварительная работа с потенциальными дебиторами на предмет их платежеспособности, а в дальнейшем четко отслеживать своевременность выполнения ими своих обязательств;

6) выявление степени риска появления недобросовестных покупателей путем расчета резерва по сомнительным долгам.

Процесс контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности представлен в виде схемы. (см. рисунок).

Далее основное внимание уделим контролю за движением дебиторской задолженности, так как функции контроля за движением кредиторской задолженности в основном выполняет поставщик, для которого в свою очередь она является дебиторской.

В ходе выполнения перечисленных этапов целесообразно исполнить развертку дебиторской задолженности по периодам просрочек. Предлагается осуществление развертки по периодам, как указано в примере (табл. 1).

После проведения развертки необходимо проанализировать полученные результаты. Так, в нашем случае (см. табл. 1) при общей величине дебиторской задолженности в 16 700 тыс. руб. просроченная задолженность составляет 11 500 тыс. руб. (4 970 тыс. руб. + 2 000 тыс. руб. + 1 350 тыс. руб. + 1 030 тыс. руб. + 1 930 тыс. руб.), или 68,9%. По периодам возникновения задолженности процентные выражения просрочек составляют: от 30 до 60 дней - 43,2%; от 61 до 90 дней - 17,4%; от 91 до 120

ЦорлВлеЯие задолженностью 18 (75) - 2006

Этапы контроля за движением дебиторской задолженности Этапы контроля за движением кредиторской задолженности

1 1

Предварительный этап

Определение возможности коммерческого кредитования в принципе — расчет максимального размера кредита, срока его представления, скидок. Выявление круга организаций из числа постоянных клиентов - кандидатов на получение коммерческого кредита_

Определение необходимости получения коммерческого кредита или выбор такого способа расчетов с поставщиками, как предварительная оплата

Этап 1

Принятие решения о предоставлении коммерческого кредита — анализ кредитоспособности покупателя, согласование с ним условий кредитования, включая экономических санкций за несвоевременное погашение обязательств Заключение соглашения с поставщиком о получении коммерческого кредита — согласование условий оплаты, скидок, так, чтобы размер скидок был максимальным, а санкций - минимальным

1

Этап 2

1 1

Отгрузка продукции покупателю Получение от поставщика продукции на склад, контроль ее качества и количества. Предъявление претензий поставщику

1

Этап 3

1 1

Отслеживание своевременности погашения обязательств покупателей Своевременное погашение долгов поставщику 1

Этап 4

Составление актов взаиморасчетов с дебиторами кредиторской задолженности и кредиторами. Проведение инвентаризации дебиторской и

Этап 5

1 1

В случае несвоевременности оплаты покупателями: а) напомнить о необходимости оплаты; б) применить предусмотренную договором санкцию; в) в дальнейшем ужесточить условия кредитования В случае нарушения условий поставки вступить с поставщиками в оперативную связь на предмет: а) своевременности отгрузки продукции; б) соблюдения ее качественных параметров; в) замены на другую марку или сорт

1

Этап 6

1 1

В случае невозможности погашения долга дебитором в связи с его неплатежеспособностью обратиться в арбитражный суд о взыскании суммы долга, а затем о банкротстве В случае возникновения сложностей по оплате покупки: а) избрать наиболее эффективную форму расчетов; б) выбрать оптимальный способ погашения обязательств

Эта п 7

В случае если долг нереален к взысканию, необходимо компенсировать сумму долга за счет резерва по сомнительным долгам или если резерв не создавался — списать как внереализационный расход_

Процесс контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности

В случае исчезновения кредитора — оприходовать невостребованную кредиторскую задолженность в качестве внереализационных доходов

дней - 11,7%; от 121 до 180 дней - 9,0%; более 181 дня — 18,7%. Прослеживается тенденция снижения размеров просроченной задолженности при увеличении периода ее возникновения. Вызывает опасение относительно высокая доля просроченной

задолженности, превышающей 181 день. Практика контролирования движения дебиторской задолженности свидетельствует, что чем больше период просрочки, тем выше вероятность превращения просроченной задолженности в задолженность, не

Таблица 1

Развертка дебиторской задолженности по периодам возникновения, тыс. руб.

Название организации дебитора Суммарная задолженность Задолженность за текущий месяц Просроченная задолженность по периодам возникновения

от 30 до 60 дней от 61 до 90 дней от 91 до 120 дней от 121 до 180 дней более 181 дня

ООО «Файя Флей» 7 400 2 200 2 800 800 700 200 700

ЗАО «Ориент лайт» 2 250 600 1 100 250 0 0 300

ЗАО «Инал» 2 150 1400 0 0 600 150 0

ООО «Р-Сервис» 1 350 0 200 450 0 300 400

ОО «КСК» 1 000 200 100 300 0 0 400

ООО «Элеона» 720 200 420 50 0 0 50

ЗАО «Интерсервис» 710 100 0 150 0 380 80

ООО «КИК» 500 500 0 0 0 0 0

ООО «Лотос» 400 0 350 0 50 0 0

ЗАО «Айвари» 220 0 0 0 0 0 220

Итого 16 700 5 200 4 970 2 000 1 350 1 030 2 150

реальную ко взысканию. Следовательно, необходимо регулярно проводить мониторинг дебиторской задолженности, для того чтобы своевременно предпринять меры к ее взысканию.

Из-за того что разные категории клиентов имеют разные размеры дебиторских долгов, полезно их ранжирование в соответствии с законом Парето1. Суть этого метода состоит в следующей классификации рассматриваемых параметров: примерно 80% реализации продукции приходится примерно на 20% самых крупных покупателей; около 20% самых крупных номенклатурных товарных позиций обеспечивают примерно 80% прибыли компании. Следовательно, возможное банкротство покупателей первой категории тяжелее отразится на финансовом состоянии компании, чем банкротство организаций - покупателей других категорий. Таким образом, обеспечивается более тщательный контроль по ведущим позициям наиболее крупных дебиторов.

Анализируя дебиторскую задолженность, необходимо сформировать картотеку дебиторов, где наряду с такими показателями, как размеры, сроки возврата по отдельным долгам, нужно рассчитать средний срок возврата по всем дебиторам. Далее необходимо проводить сравнительный анализ отдельных долгов со средним показателем. Полезно разбить дебиторов минимум на три группы: 1) группа дебиторов со сроками погашения меньше среднего показателя; 2) группа дебиторов

1 Парето (Pareto) Вильфредо (1848—1923) — итальянский экономист. Основные произведения: Les systemes socialistes, 2 vol. 1902; L'economic et la Sociologie, 1907; Manuel d'economiе politique, 1909; Fatti е teorie, 1920; Compendio di soziologia generale, 1920; Transformazione della democrazia, 1921.

со сроками погашения, примерно соответствующими среднему показателю; 3) группа дебиторов со сроками погашения, превышающими средний показатель. Особое внимание, конечно, должно быть уделено третьей группе дебиторов: по отношению к ним будут проводиться дополнительные работы по ужесточению условий договоров, предоставлению высоколиквидных залогов, оформлению дел в арбитражных судах. Напротив, для первой и второй групп возможно использование политики торговых скидок, товарных векселей, новых кредитных линий.

Согласно Регламенту Сбербанка России основными оценочными показателями кредитоспособности являются коэффициенты: коэффициент абсолютной ликвидности К^ коэффициент критической ликвидности К2; коэффициент текущей ликвидности К3; коэффициент соотношения собственных и заемных средств К4 и коэффициент рентабельности продаж К5, каждому из которых установлено предельное нормативное значение в зависимости от категорий заемщиков. Таких категорий три, в соответствии с которыми заемщики ранжируются по степени (классу) кредитоспособности:

• первоклассные, кредитоспособность которых не вызывает сомнений;

• второклассные, кредитоспособность которых требует взвешенного подхода;

• третьеклассные — их кредитоспособность связана с повышенным риском. Достаточные (предельные) значения названных выше показателей оценки кредитоспособности следующие: К1 - 0,2, К2 - 0,8, К3- 2,0, К4- 1 и К - 0,15.

В зависимости от фактических значений показатели подразделяются на категории (табл. 2).

Таблица 2

Категории показателей оценки кредитоспособности заемщика

Коэффициент Первая категория Вторая категория Третья категория

К1 Кэ К4 К5 0,2 и выше 0,8 и выше 2,0 и выше 1,0 и выше 0,15 и выше 0,15 — 0,2 0,5 — 0,8 1,0 — 2,0 0,7 — 1,0 Менее 0,15 Менее 0,15 Менее 0,5 Менее 1,0 Менее 0,7 Нерентабельные

Важным аналитическим показателем является средний срок погашения дебиторской задолженности, в течение которого выставленные покупателям счета будут превращены в денежные средства. Еще одним показателем является коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности КобдЗ = ЩДЗ N — объем продаж, ДЗ — дебиторская задолженность). Например, компания за прошедший год реализовала продукцию в кредит на сумму 180 тыс. руб. На начало нового года остаток дебиторской задолженности составил 18 тыс. руб., тогда коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности будет равен 10. Продолжительность оборачиваемости

оборотных средств и их элементов исчисляется отношением числа дней в периоде, например в году (360 дней), к коэффициенту оборачиваемости различных элементов оборотных активов. Так, если коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности равен 6 оборотам, то продолжительность ее оборачиваемости составляет 60 дней (360 : 6), что свидетельствует о своевременности осуществления дебиторами расчетов с организаци ями-продавцами. Средний срок погашения дебиторской задолженности будет равен примерно 36 дням. Если же в бюджетном периоде коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности запланирован равным 12, то средний срок погашения сократится до 30 дней (360 дней : 12).

Анализ дебиторской задолженности организации по временным и процентным параметрам целесообразно проводить в целях расчета итоговой оценки фактической дебиторской задолженности, которые затем сравниваются с нормативными показателями. Вначале рекомендуется общую сумму задолженности разбить по периодам, далее общую сумму долгов, принятую за 100%, распределить по временным периодам (табл. 3).

Видно, что итоговая оценка по фактической задолженности более чем в три раза превышает

Таблица 3

Оценка дебиторской задолженности по периодам ее возникновения2

Показатель Общий долг, тыс. руб. Текущий месяц От 30 до 60 дней От 61 до 90 дней От 91 до 120 дней От 121 до 180 дней Более 181 дня

Общая сумма дебиторской задолженности 16 700 5 200 4 970 2 000 1 350 1 030 2 150

Общая сумма долгов, % 100 31,1 29,8 12,0 8,1 6,1 12,9

Продажи за месяц, тыс. руб. 5 200 9 600 8 000 9 500 9 000 10 000

Доля общей суммы долгов к продажам за месяц 100% = 5 200 : 5 200 х 100 51,8% = 4 970 : 9 600 х 100 25,0% = 2 000 : 8 000 х 100 14,2% = 1 350 : 9 500 х 100 11,4% = 1 030 : 9 000 х 100 21,5% = 2 150 : 10 000 х 100

Доля долгов в соответствующих периодах по норме 100% 70% 15% 5% 3% 2%

Фактические долги по отношению к нормативным долгам 100% = 100% : 100% х 100 74,0% = 51,8 : 70 х 100 166,7% = 25 : 15 х 100 284,0% = 14,2 : 5 х 100 380% = 11,4 : 3 х 100 1 075% = 21,5 : 2 х 100

Итоговая оценка дебиторской задолженности 2 079,7% = 100% + 74% + 166,7% + 284% + 380% + 1 075%

2 За исходные взяты итоговые данные из табл. 1 «Развертка дебиторской задолженности по периодам возникновения».

нормативный показатель (2 079,7% : 100% : 6 = 3,47), что говорит о плохом управлении дебиторской задолженностью. За период от 30 до 60 дней фактическая дебиторская задолженность не превышает нормативных показателей (51,8% против 70%) — это единственный положительный показатель (следующие периоды показывают более чем двух-, четырех-и даже десятикратное превышение). Это создает опасную тенденцию уменьшения денежного притока, а значит, потери ликвидности организации. Необходимо сравнить показатели организации со среднеотраслевыми показателями, а также с показателями организаций-конкурентов. Другими действиями по улучшению положения с дебиторской задолженностью являются страхование товарных кредитов или продажа дебиторской задолженности специализированным факторинговым фирмам. В обоих случаях необходимо положительные решения принимать только в случае получения прибыли.

При анализе дебиторской задолженности часто не учитываются влияния «связанных затрат». Суть этих затрат состоит в том, что компания, предоставляя отсрочки покупателям по оплате поставленной продукции, зачастую сама открывает в банке кредитную линию для восполнения денежной наличности, за которую платит банковские проценты.

При реализации товаров с условием отсрочки платежа всегда существует риск неполучения долга от дебитора. Уровень этого риска, естественно, неодинаков и зависит от финансового положения каждого конкретного должника. Просроченная дебиторская задолженность, обязательство по которой не обеспечено залогом, поручительством, банковской гарантией и иными способами, признается сомнительным долгом (п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, ст. 266 НК РФ).

В соответствии с МСФО при допущении, что дебиторскую задолженность невозможно будет взыскать, создается резерв на ее покрытие. В связи с этим:

• безнадежная задолженность относится на расходы того отчетного периода, в котором реализация привела к возникновению такой задолженности (принцип соответствия, согласно которому расходы и связанные с ними доходы должны отражаться в том же периоде);

• дебиторская задолженность на конец отчетного периода оценивается по чистой цене реализации, т.е. в сумме денежных средств, которые ожидается получить.

Необходимо отметить, что в МСФО нет единого правила для определения момента времени, когда дебиторская задолженность признается безнадежной. Непогашение задолженности в указанный в договоре срок необязательно означает, что задолженность невозможно истребовать вообще.

В соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета и отчетности разрешается создание резервов по сомнительным долгам, но условия создания резервов отличаются от требований МСФО. Кроме того, многие российские организации зачастую не проводят регулярной оценки возможности взыскания дебиторской задолженности.

Порядок отнесения дебиторской задолженности к сомнительной, установленный п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, практически совпадает с порядком, предусмотренным ст.266 НК РФ.

Сумма резервов определяется и в бухгалтерском, и в налоговом учете по результатам проведенной инвентаризации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако правила создания резервов, предусмотренные ст. 266 НК РФ, отличаются от правил, установленных нормативными документами по бухгалтерскому учету.

В отличие от правил бухгалтерского учета при создании резервов по сомнительным долгам для целей налогообложения установлены два ограничения:

1) ограничение по сроку возникновения сомнительного долга:

• до 45 дней — резерв не создается;

• от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включаются 50% от суммы сомнительной задолженности;

• свыше 90 дней — в сумму резерва включается вся сумма сомнительной задолженности;

2) ограничение величины создаваемого резерва.

Сумма резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Учитывая, что правила создания резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают, данные по сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам» не могут быть использованы.

В связи с этим для налогового учета необходимо разработать формы акта инвентаризации де-

биторской задолженности и расчета резервов по сомнительным долгам.

Очевидно, что МСФО предоставляют большую свободу в принятии решения о создании резервов по сомнительным долгам. Руководство организации может самостоятельно решать вопросы относительно создания не только резервов по конкретной задолженности, но и общего резерва по всем категориям дебиторской задолженности.

Создание резервов связано с определением сумм, формирующих ожидаемые убытки. Организация в своих расчетах основывается на практике прошлых лет и учитывает изменения в экономических условиях. При этом могут быть применены два метода определения суммы безнадежной задолженности: в процентах от нетто-реализации и путем учета задолженности по срокам оплаты. Российские стандарты бухгалтерского учета и отчетности предусматривают создание резервов только в отношении конкретной задолженности.

Отсутствие в нужный момент времени полной и достоверной информации о платежеспособности клиентов препятствует эффективной работе по созданию резервов по сомнительным долгам. Поэтому вероятность погашения дебиторской задолженности оценивается с существенной погрешностью, и решения о создании специального или общего резерва по сомнительным долгам часто не выполняются или выполняются неточно, в результате такие резервы не соответствуют сомнительным долгам.

Ежеквартально отдел (сектор) общего контроллинга организации должен проводить оценку вероятности взыскания задолженности. Такая оценка основывается на данных о погашении клиентом задолженности в прошлом, сроках задолженности, о текущем финансовом положении и отношениях с компанией. Как правило, рассматриваются все крупные дебиторы в отдельности, и применяется общий подход в отношении более мелких (для целей МСФО). Анализ резерва ежеквартально пересматривается и утверждается руководством организации.

МСФО содержат основные принципы работы с резервами по сомнительным долгам:

• любое изменение резерва по сомнительным долгам отражается в отчетности;

• дебиторская задолженность сроком более одного года относится на расходы в отчете о прибылях и убытках;

Согласно МСФО общая сумма, списанная за счет созданного резерва по сомнительным долгам

в течение периода, редко равняется сумме, находящейся на счете резерва на начало периода. Резерв будет иметь кредитовый остаток на конец периода, если сумма списаний за период была меньше начального сальдо, дебетовый — если сумма списаний превышает размер начального сальдо. Как правило, к концу года счет резерва по сомнительным долгам имеет кредитовое сальдо.

При уменьшении продаж товаров на рынке, например при их перепроизводстве или для привлечения новых клиентов, компания рассматривает вопрос об увеличении сроков продаж товаров и услуг в кредит. Необходимо определиться на основе сопоставлений доходов и затрат двух или многих вариантов по срокам дебиторской задолженности и по санкциям за ее несвоевременное погашение.

При анализе коэффициентов, характеризующих дебиторскую задолженность, необходимо соблюдать следующие правила:

• сравнивать их со среднеотраслевыми и с коэффициентами других фирм этой же отрасли, так как отличие от средних показателей в любую сторону является сигналом о наличии каких-либо отклонений в организации;

• учитывать цикличность бизнеса, т. е. рассчитывать коэффициенты отдельно для активных периодов и для периодов спада;

• сравнивать их значения при изменении кредитной политики, проводимой организацией, и тем самым определять эффективность этой политики;

• различать продажи в кредит и под предварительную оплату. Если организация практикует взимание предварительной оплаты, а по продажам в кредит имеют место постоянные задержки и средний период оплаты слишком высок, то стоит вообще прекратить продажи в кредит и продавать товары и услуги только на условиях предварительной оплаты.

Анализ дебиторской задолженности позволяет сделать вывод об эффективности проводимой организацией кредитной политики, выявить ее недостатки и учесть их при разработке новой кредитной политики.

Политика сбора платежей включает в себя перечень конкретных мероприятий, которые планирует провести поставщик в отношении покупателей, несвоевременно оплачивающих счета, а также расходов на их проведение.

И наоборот, за досрочную оплату счетов поставщики предоставляют покупателям скидки. Так,

если условия реализации в кредит «1/5, брутто 14», то это означает, что установлен срок оплаты счетов 14 дней; при оплате счетов в течение 5 дней предоставляются скидки со стоимости товара в размере 1%. Предоставление скидок имеет свои преимущества:

• появляются новые покупатели, которых привлекает сниженная цена;

• сокращается время обращения дебиторской задолженности за счет того, что часть клиентов оплатят счета раньше установленного срока.

Однако предоставление скидок приведет к дополнительным расходам.

Поэтому нужно сопоставить планируемую дополнительную прибыль с дополнительными расходами и только после этого сделать вывод о целесообразности данной меры.

Допустим, компания осуществляет годовые продажи в кредит на 9 млн руб. при длительности оборота дебиторских долгов в 4 мес. Схема скидок — «3% — 10 дней» при нормальной оплате в течение 30 дней. Рыночная рентабельность — 20%. По прогнозам, скидками воспользуются 30% покупателей, и средний период инкассации денежной наличности уменьшится с 4 до 3 мес.

Рассчитаем коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности: 360 дней : 4 мес х 30 дней = 3. Величина дебиторской задолженности до предоставления покупателям скидок будет равна: 9 млн руб. : 3 = 3 млн руб. Новая величина дебиторской задолженности после предоставления скидок: 9 млн руб. : 360 дней : 3 мес х 30 дней = 2,25 млн руб. Абсолютное уменьшение дебиторской задолженности: 3 млн руб. - 2,25 млн руб. = 0,75 млн руб. Размер валовой прибыли равен: 0,75 млн руб. х 0,20 = 0,15 млн руб. Абсолютный размер скидок: 9 млн руб. х 0,03 х 0,3 = 0,081 млн руб. Чистая прибыль, полученная от скидок: 0,150 млн руб. — 0,081 млн руб. = 0,069 млн руб. Таким образом, тактику новых скидок следует реализовать на практике.

Выработав кредитную политику, организация приступает к ее осуществлению.

При принятии решения о предоставлении кредита нет необходимости анализировать все кредитные заявки. Мелким организациям можно предоставлять небольшие кредиты, крупным — выдавать кредиты в пределах установленного для них лимита. Главной задачей при принятии решения является не сокращение числа ненадежных покупателей, а максимизация прибыли. Поэтому

всегда следует сопоставлять дополнительную прибыль с дополнительными издержками. Следует также учитывать, что ненадежный клиент со временем может превратиться в постоянного надежного партнера. Кредитная политика организации не есть что-то неизменное, раз и навсегда данное. Она изменяется в зависимости от изменения конъюнктуры рынка.

Составной и одной из наиболее важных частей контроля за движением дебиторской задолженности является оценка результатов кредитной политики, так как она оказывает непосредственное влияние на величину дебиторской задолженности. Кредитная политика — один из важнейших факторов, определяющих спрос на товары или услуги. Кредитную политику характеризуют следующие показатели: срок предоставления кредита; стандарты кредитоспособности; политика сбора платежей; скидки, предоставляемые за оплату счетов в более ранние сроки.

Срок предоставления кредита можно принять равным среднему периоду погашения дебиторской задолженности в днях, который можно рассчитать по данным за предыдущие периоды в среднем по отрасли. Можно взять этот показатель по аналогичным организациям или же рассчитать его по организации-поставщику. Исходными данными для расчета среднего периода погашения дебиторской задолженности являются: выручка от продаж в кредит; средний размер дебиторской задолженности; длительность анализируемого периода в днях.

Прогнозирование величины выручки от реализации включает в себя прогнозирование объема продаж: если оно будет сделано неверно, все остальные расчеты не имеют смысла. Увеличение срока, предоставляемого для оплаты счетов, например с 30 до 60 дней, ведет к привлечению новых покупателей, росту спроса на товары и объема продаж. Обычно составляются три варианта прогноза объема продаж: оптимистический, пессимистический и средний. В основе расчетов должны лежать маркетинговые исследования.

Сущность оценки финансово-экономических результатов организации в зависимости от изменения кредитной политики рассмотрим на примере.

Делаются следующие проводки (табл. 4).

Руководство организации А решило изменить кредитную политику и со II квартала товар начали отгружать заказчикам на условиях отсрочки платежей. Выручка от продаж в результате либерализации платежных условий во втором кварта-

Таблица 4

I вариант кредитной политики (без предоставления коммерческого кредита)

№ п/п Хозяйственная операция Документ-основание Дебет Кредит Сумма, руб.

1 Зачислена на расчетный счет предоплата от заказчиков Выписка банка Счет 51 «Расчетные счета» Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 649 000

2 Отгружена продукция в адрес заказчиков:

1) на сумму выручки от продажи продукции Накладная Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Счет 90 «Продажи», субсч. 90-1 «Выручка» 649 000

2) на сумму НДС с выручки от продажи Счет-фактура Счет 90 «Продажи» субсч. 90-3 «НДС» Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» 99 000

3) на сумму себестоимости отгруженной продукции Справка-расчет бухгалтерии Счет 90 «Продажи», субсч.90-2 «Себестоимость продаж» Счет 43 «Готовая продукция» 420 000

3 Определен финансовый результат от продажи Справка-расчет Счет 90 «Продажи» субсч.90-9 «Прибыль/убыток от продаж» Счет 99 «Прибыли и убытки» 130 000

4 Начислен налог на прибыль по ставке 24% Налоговая декларация Счет 99 «Прибыли и убытки» Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» 31 200

Таблица 5

II вариант кредитной политики (с предоставлением коммерческого кредита)

№ п/п Хозяйственная операция Документ-основание Дебет Кредит Сумма, руб.

1 Отгружена продукция в адрес заказчиков:

1) на сумму выручки от продажи продукции Накладная Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Счет 90 «Продажи», субсч. 90-1 «Выручка» 885 000

2) на сумму НДС с выручки от продажи Счет-фактура Счет 90 «Продажи», Субсч. 90-3 «НДС» Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» 135 000

3) на сумму себестоимости отгруженной продукции Справка-расчет бухгалтерии Счет 90 «Продажи», субсч. 90-2 «Себестоимость продаж» Счет 43 «Готовая продукция» 420 000

2 Погашена задолженность за отгруженную продукцию Выписка банка Счет 51 «Расчетные счета» Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 858 450

3 Отнесены на расчеты по претензиям потери от непогашенной дебиторской задолженности, по которым не истек срок исковой давности Справка бухгалтерии, накладные на отгрузку Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. 76-2 «Расчеты по претензиям» Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 26 550

4 Начислены проценты за пользование банковским кредитом Договор займа Счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. 91-2 «Прочие расходы» 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» 15 000

5 Перечислены с расчетного счета проценты за пользование банковским кредитом Выписка банка 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» Счет 51 «Расчетные счета» 15 000

№ п/п Хозяйственная операция Документ-основание Дебет Кредит Сумма, руб.

6 Определен финансовый результат от продажи Справка-расчет бухгалтерии Счет 90 «Продажи», субсч. 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» Счет 99 «Прибыли и убытки» 246 000

7 Отнесены на финансовый результат прочие доходы и расходы Справка-расчет бухгалтерии Счет 99 «Прибыли и убытки» Счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» 15 000

4 Начислен налог на прибыль по ставке 24% Налоговая декларация Счет 99 «Прибыли и убытки» Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» 55 440

ле составила 885 000 руб. (в том числе НДС 18% — 135 000 руб.). В связи с увеличением выручки постоянные расходы не изменились, и, следовательно, себестоимость продукции увеличилась не пропорционально, а дегрессивно и составила 504 000 руб. Потери от непогашенной дебиторской задолженности, но по которой не истек срок исковой давности, составили — 26 550 руб. В связи с увеличением числа заказчиков для наращивания объема производства был взят кредит в банке. Проценты по кредиту за второй квартал составили 15 000 руб. Учетная политика не изменилась. Делаются следующие проводки (табл. 5)

Таким образом, сравнивая финансово-экономическое состояние организации А в первом и во втором кварталах, можно прийти к выводу, что кредитная политика, основанная на либерализации платежных условий, более выгодна для организации. Следовательно, рост дебиторской задолженности в этом случае сыграл положительную роль в финансовом положении организации. Однако необходимо проводить постоянный мониторинг дебиторской задолженности, так как чрезмерный рост дебиторской задолженности в

сочетании, например, с увеличением процентов по банковским кредитам и т.п. может оказать негативное воздействие на экономическое положение организации.

В заключение подчеркнем, что необходимость контроля за достоверным отражением дебиторской и кредиторской задолженности в финансовой отчетности организаций является актуальной проблемой. Это связано с тем, что для оценки финансового состояния организации используется категория быстроликвидных активов, составной часть которых является дебиторская задолженностью и категория краткосрочных пассивов, составной частью которых является кредиторская задолженность. Анализ и контроль за движением дебиторских долгов являются одними из важнейших факторов максимизации нормы прибыли, увеличения ликвидности, кредитоспособности и минимизации финансовых рисков. Правильно разработанная стратегия контролирования кредиторских долгов позволяет своевременно и в полном объеме выполнять возникшие обязательства перед клиентами, что способствует созданию репутации надежной и ответственной фирмы.

вниманию кредитных организаций!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.

При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2005 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2006 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2006 года.

Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621-69-49 (495)621-91-90

http:Wwww.financepress.ru Е-таН: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.