УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОМ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
Т. В. ВОРОНЧЕНКО,
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
E-mail: [email protected] Российская академия предпринимательства
В статье представлен алгоритм создания системы управления текущей дебиторской задолженностью, раскрыта методика расчета резерва по сомнительным долгам, даны рекомендации по формированию пакета кредитныхусловий и расчета потенциальной части оборотного капитала. Реализация этой методики повысит эффективность и действенность системы контроля возникновения и своевременного погашения текущей дебиторской задолженности.
Ключевые слова: дебиторы, задолженность, кредит, резерв, стоимость, управление.
Проблемы эффективного управления текущей дебиторской задолженностью связаны с оптимизацией величины и обеспечением инкассации задолженности и формированием на этой основе оптимальной кредитной политики предприятия. Один из алгоритмов формирования системы управления представлен на рисунке.
Первым этапом в системе управления должно быть проведение ретроспективного анализа текущей дебиторской задолженности предприятия, в рамках которого должна быть дана оценка величины и состава задолженности, а также эффективности инвестированных в нее средств. Для отражения реального состояния текущей дебиторской задолженности с точки зрения ее возможной инкассации из общей суммы должна быть выделена чистая реализационная стоимость текущей дебиторской задолженности,
т. е. задолженность, скорректированная на сумму резерва по сомнительным долгам. При этом можно применить два метода определения резерва по сомнительным долгам: прямой, исходя из уровня фактической платежеспособности отдельных дебиторов, или косвенный, основанный на классификации дебиторской задолженности по срокам ее непогашения с установлением коэффициента сомнительности ее погашения по каждой группе.
На второй стадии анализа должна быть дана оценка уровню дебиторской задолженности покупателей и заказчиков, а также его динамики в ретроспективном плане на основании расчета следующих показателей:
• коэффициента вложения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы, услуги [2]:
Основные этапы процесса управления текущей дебиторской задолженностью
КВА =
Д3.в + ЧРСда + РСД ОА ''
где ДЗъ — сумма текущей дебиторской задолженности, оформленная векселями; ЧРС — сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности; РСД — сумма резерва по сомнительным долгам;
ОА — общая сумма оборотных активов предприятия;
• коэффициента возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги:
квкяз = дз°+ ЧРС- .
да ДЗВ + ЧРСЛЗ + РСД На третьей стадии анализа определяется средний период инкассации текущей дебиторской задолженности и его роль в фактической продолжительности финансового и операционного циклов предприятия. Этот показатель может быть рассчитан по формуле:
ДЗЛ + чрсда
о„
ТЗ — текущие затраты предприятия по предоставлению кредитов и инкассации долга; ФП — сумма прямых финансовых потерь от непогашения долга покупателями. Кроме абсолютного показателя эффекта, может рассчитываться также относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность:
Э„,
где ДЗв — сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленная векселями, в рассматриваемом периоде (рассчитывается как средняя хронологическая); ЧРС — сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде (рассчитывается как средняя хронологическая); Оо — сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде. На четвертой стадии анализа должна быть дана оценка дебиторской задолженности по предусмотренным срокам инкассации.
На пятой стадии необходимо рассчитать сумму эффекта от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сопоставляется сумма дополнительной прибыли, полученной от продажи в кредит, с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также с прямыми финансовыми потерями от непогашения долга покупателями (равной сумме резерва по сомнительным долгам). Расчет можно произвести по формуле: Э =П - ТЗ - ФП ,
дз дз дз дз'
где 5дз—сумма эффекта от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Пщ — дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции в кредит;
=
где ДЗ — средний остаток текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде. Формирование принципов кредитной политики предприятия по отношению к покупателям и заказчикам должно отражать условия реализации продукции в кредит и быть нацелено на повышение эффективности деятельности предприятия. На данном этапе решаются вопросы выбора форм реализации продукции в кредит и типа кредитной политики.
При определении типа кредитной политики необходимо исходить из соотношения уровней доходности и риска. С учетом этих факторов предприятие может выбрать один из трех типов кредитной политики по отношению к покупателям: консервативный, умеренный или агрессивный.
Консервативный тип кредитной политики направлен не на стремление к получению дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции, а на минимизацию кредитного риска в качестве приоритетной цели в осуществлении кредитной деятельности.
Умеренный тип кредитной политики характеризуется типичными условиями реализации в кредит с учетом коммерческой и финансовой практики предприятия и, как правило, ориентирован на средний уровень прибыли и кредитного риска.
Приоритетной целью агрессивного типа кредитной политики является максимизация дополнительной прибыли за счет расширения реализации продукции в кредит, несмотря на высокий уровень кредитного риска, сопровождающего данные операции.
В процессе формирования принципов кредитной политики предприятие должно принимать во внимание возможность влияния на результаты ее реализации целого ряда макро- и микроэкономических факторов, а также преимущества и недостатки каждого типа.
При расчете потенциальной части оборотного капитала, возможной к применению в качестве
коммерческого и потребительского кредита, необходимо также принимать во внимание некоторые факторы, способные оказывать серьезное влияние на результаты деятельности. Это планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний срок предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей, исходя из существующей практики, коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции и др.
С учетом перечисленных и других факторов можно вывести одну из формул расчета суммы необходимой части оборотного капитала для применения в качестве коммерческого и потребительского кредита:
ОРк . кс/ц. (ППК + ПР)
ок- =-360-'
где ОКщ — необходимая сумма оборотного капитала, направляемая в дебиторскую задолженность;
ОРк — планируемый объем реализации продукции в кредит;
Кс/ц — коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции; ППК — средний период предоставления кредита покупателям, в днях; ПР — средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях. Рассчитанный таким образом показатель является одним из основных факторов, который принимается во внимание не только при формировании кредитной политики предприятия, но и при формировании бюджета продаж в рамках разработки генерального бюджета предприятия.
При разработке пакета кредитных условий устанавливаются:
• кредитный период, характеризующий предельный период отсрочки платежа;
• кредитный лимит, характеризующий максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому ему кредиту;
• система ценовых скидок, предусмотренных при осуществлении досрочных расчетов за приобретенную продукцию;
• система штрафных санкций за просрочку платежей.
Основным критерием при разработке системы оценки покупателей и заказчиков с целью дифференциации условий кредитования должен служить показатель их кредитоспособности, определяемой способностью привлекать кредиты в разных формах и в полном объеме в установленные
сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
Данная система должна включать определенные элементы, содержащие:
• критерии оценки кредитоспособности отдельных групп покупателей;
• критерии формирования и экспертизы информационной базы для оценки кредитоспособности покупателей;
• методы оценки кредитоспособности покупателей;
• критерии группировки покупателей по уровню кредитоспособности;
• дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.
В процессе разработки системы и процедур инкассации текущей дебиторской задолженности предприятие должно предусмотреть сроки и формы предварительного и последующего оповещения покупателей о сроках платежей, возможностях пролонгирования долга, а также об условиях и формах применения санкций к несостоятельным дебиторам.
Разработка и применение на предприятии эффективных и действенных мер осуществления контроля возникновения и своевременного погашения текущей дебиторской задолженности должны осуществляться в рамках общей системы финансового контроля на предприятии в виде самостоятельной подсистемы. В качестве такой подсистемы может быть предложена к применению «система ABC» применительно к портфелю дебиторской задолженности [1]. При этом в категорию «А» можно включить наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности; в категорию «В» — кредиты средних размеров; в категорию «С» — остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на финансовое положение предприятия.
По мнению многих ученых и финансовых экспертов, критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита может выступить следующее неравенство:
ДЗ ^П >3
" о кр дз
ПК
где ДЗо — оптимальный размер текущей дебиторской задолженности предприятия при его нормальном финансовом состоянии; Якр — дополнительная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;
лкали^ 7(172)-2010
Таблица 1
Бухгалтерский баланс предприятия (сокращенный вариант), руб.
Актив Пассив
Наименование статей Сумма Наименование статей Сумма
Оборотные активы Краткосрочные обязательства
Запасы 700 000 Кредиторская задолженность 437 500
Краткосрочные инвестиции 87 500 Задолженность по оплате труда 87 500
Денежные средства 612 500 Задолженность по налогам и сборам 700 000
Итого... 1 400 000 Итого... 1 400 000
Здз — дополнительные затраты предприятия по обслуживанию текущей дебиторской задолженности;
ПКщ — потери капитала, инвестированного в текущую дебиторскую задолженность из-за неплатежеспособности покупателей. Практическую реализацию процедур предложенного алгоритма рассмотрим на условных примерах. Предположим, что сокращенный бухгалтерский баланс предприятия содержит показатели, приведенныевтабл. 1.
На основании данных баланса рассчитываем:
• коэффициенттекущейликвидности (КТЛ):
ОА КО'
где ОА — оборотные активы;
КО — краткосрочные обязательства. В нашем случае коэффициент текущей ликвидности равен 2(1 400 ООО : 700 ООО = 2), который показывает, что на каждый рубль краткосрочных обязательств приходится 2 руб. оборотных активов;
• коэффициент абсолютной ликвидности (КАЛ):
ДС + КИ
КТЛ =-
КАЛ = -
КО
где ДС — денежные средства;
КИ — краткосрочные инвестиции.
Коэффициент абсолютной ликвидности равен 1, так как (612 500 + 87 500) : 700 000 =1. Этот коэффициент указывает на способность предприятия покрыть краткосрочные обязательства, не прибегая к продаже своих запасов.
Тем не менее эти соотношения свидетельствуют о том, что для предоставления коммерческих кредитов своим клиентам предприятию необходимо занять дополнительную сумму денежных средств.
Предположим, что посредством переговоров с настоящими и будущими клиентами предприятие определило, что при предоставлении кредитов объем продаж увеличится на 20 %. Крометого, ожидается, что некоторые из настоящих клиентов также потребуют кредиты в случае, если такие предоставляются новым клиентам. Поэтому объем продаж в кредит составит 30 % от общего объема продаж. Стоимость заемных средств оценивается в 25 % годовых. Предприятию необходимо определить, какое влияние окажет на прибыль предоставление кредита со сроком платежа через 15 или через 30 дней. Исходная информация, методика расчетов и полученные результаты представлены в табл. 2.
По результатам проведенного анализа руководство предприятия решает предоставить сначала кредит сроком на 15 дней. Это приведет к 20 %-ному
Таблица 2
Расчет влияния кредитной политики на прибыль предприятия
Показатель Без кредита С кредитом в15 дней С кредитом в 30 дней
1. Ежемесячная выручка от продаж, руб. 3 500 000 4 200 000 4 200 000
2. Чистая прибыль 6 % (по опыту предприятия) без финансовых затрат, руб. 210 000 252 000 252 000
Срок оплаты в 15 дней
3. Ежемесячные финансовые затраты (630 000 • 25 %: 365 • 30), руб. 12 943
Срок оплаты в 30 дней
4. Ежемесячные финансовые затраты (1 260 000 • 25 %: 365 • 30), руб. 25 890
5. Разные расходы по управлению дебиторской задолженностью, руб. 1 750 1 750
б.Чистая прибыль (2 — 3(4) — 5), руб. 210 000 237 307 224 360
7.Увеличение чистой прибыли, руб. 27 307 14 360
8.Увеличение чистой прибыли, % 13 6,84
9.Чистая прибыль на конец периода, % 6,0 5,65 5,34
увеличению продаж и увеличению чистой прибыли на 27 307 руб., или на 13 %. Чистая прибыль за период составит 5,65 %от продаж, что соответствует ожиданиям руководства. В случае если ожидаемые результаты не достигаются, руководство может продлить срок кредитадо 30 дней.
При формировании политики управления дебиторской задолженностью предприятию необходимо определить:
• сроки и условия определения величины, контроля и инкассирования дебиторской задолженности;
• руководителей, ответственных за формирование и управление кредитной политикой; принятие или отклонение суммы кредита по каждому клиенту, принятие и представление в суд неоплаченных счетов, приостановление, изменение или отмену кредита в каждом конкретном случае;
• форму заявки на получение кредита;
• порядок представления отчета по срокам погашения дебиторской задолженности;
• периодичность контроля дебиторской задолженности;
• руководителя, уполномоченного отклонить любое решение, принятое по приведенным выше позициям.
Результаты предпринимательской деятельности предприятия во многом зависят от спроса на его продукцию, который, в свою очередь, зависит от продажных цен, качества продукции и кредитной политики. Кредитная политика должна содержать такие элементы, как кредитный период, стандарты кредитоспособности, скидки и политику погашения задолженности.
Кредитный период и скидки за преждевременную оплату формируют так называемые условия кредита, предусматривающие, например:
• оплату в течение 15 дней без скидок, обозначение «нетто 15»;
• оплату в течение 15 дней с 2%-ной скидкой (предоставляется только в случае оплаты в течение 15 дней), обозначение «2/15 нетто 15»;
• оплату в течение 15 дней с 2%-ной скидкой (предоставляется только в случае оплаты в течение 5 дней), обозначения — «2% 5 дней», «нетто 15» или «2/5 нетто 15».
Стандарты кредитоспособности определяют платежеспособность, которую должен продемонстрировать клиент для того, чтобы получить кредит. Если клиент не соответствует обычным условиям предоставления кредита, операция покупки может
иметь место при более жестких условиях или при оплате наличностью. Например, так называемые обычные условия предоставления кредита предприятием предполагают оплату по истечении 30-дневного срока. Однако предприятие может предложить ненадежному клиенту более короткий срок, например, 2% нетто — оплата в течение 10 дней. Или предприятие решает вообще не предоставлять кредит. Стандарты кредитоспособности предприятия применяются для того, чтобы определить, какие клиенты соответствуют обычным, а какие модифицированным условиям предоставления кредита, а также сумму кредита, предоставляемую в каждом конкретном случае. Лучший метод прогнозировать будущее — это знать кредитную историю предприятия. Принятие решения о предоставлении кредита основывается, в лучшем случае, на предположениях, поэтому чем больше информации о клиенте, тем меньше риска.
Предприятие может использовать скидки в качестве инструмента, стимулирующего своевременную оплату, уменьшая риск, связанный с просроченными выплатами, иувеличивая движение денежных средств. Например, предприятие может принять решение изменить условия предоставления кредита с «нетто 30», что означает оплату в течение 30 дней, на «2/10 нетто 30», при котором предоставляется 2%-ная скидка в случае, если оплата произведена в течение 10 дней. В результате этого предприятие преследует две выгоды: привлечение новых клиентов, расценивающих скидку в качестве снижения цены, и уменьшение периода погашения дебиторской задолженности, поскольку некоторые клиенты будут заинтересованы произвести оплату вовремя с целью получения скидки.
Политика погашения задолженностей относится к процедурам, которых придерживаются предприятия для взыскания просроченных долгов. Лучший способ избежать просроченной задолженности — это начать процесс взыскания до наступления срока платежа. В случае, когда клиенты просрочили оплату, необходимо приложить все усилия для того, чтобы как можно быстрее вернуть просроченную задолженность. Таким клиентам необходимо выслать требование о своевременной оплате. Проверить счета клиентов с целью определения, подходит ли в ближайшем будущем срок оплаты по другим счетам, кроме того, приостановить кредиты таким клиентам по новым заказам до тех пор, пока счет станет текущим. Если клиентне отвечает на запросы предприятия или не в состоянии выполнить обещание об оплате просроченных долгов, предприятие должно предпринять все законные действия для защиты собственных оборотных средств.
Потери предприятия, если сумма по фактуре не погашена, составляют общую сумму по счету-фактуре плюс дополнительные продажи, необходимые для покрытия этой потери. Например, предприятию с показателем рентабельности продаж 5%, списывающему фактуру на 35 ООО руб., потребуется объем продаж в 700 ООО руб. для покрытия убытков в сумме 35 ООО руб. (700 000 • 5 % = 35 000).
Необходимо проводить постоянный контроль и периодическую проверку осуществления политики дебиторской задолженности на предприятии. В целях проведения действенного анализа эффективности такой политики предлагается использовать в качестве основного источника информации отчет о сроках погашения дебиторской задолженности (табл. 3).
Такой отчет заполняется в конце месяца или чаще, если это необходимо. Пример анализа отчета о сроках погашения дебиторской задолженности, подготовленного руководством на конец предыдущего месяца, рассмотрим на основе информации о двух клиентах.
Клиент А. Кредит одобрен на минимальную сумму 7 500 руб. Общая сумма задолженности по фактурам — 16 275 руб. Покупатель превышает минимальную сумму кредита на 8 775 руб.
Кредит одобрен на сумму задолженности по трем фактурам. Покупатель не оплатил 5 фактур.
Одобренный кредит приостанавливается через один день после истечения срока оплаты. Покупатель просрочил оплату по 4 фактурам на один день.
Согласно кредитной политике предприятия, только главный бухгалтер и генеральный директор имеют преимущественные юридические полномочия в области кредитной политики. Коммерческий директор не имеет полномочий давать приказание управляющему по кредитам на обработку заказов, полученных после того, как первый заказ был просрочен на один день. Это является нарушением кредитной политики и принятых условий кредитования клиента. Управляющий по кредитам не следовал положениям кредитной политики.
После рассмотрения всех обстоятельств, связанных со счетом клиента, была обнаружена ошиб-
ка управляющего по кредитам. Он не придерживался политики предприятия и не привел в исполнение условия счета клиента. Управляющему по кредитам после получения второго заказа необходимо было консультировать клиента и коммерческого клиента о том, что этот заказ необходимо задержать до тех пор, пока не будет произведена оплата клиентом просроченного заказа. К тому же он должен был отказаться выполнять распоряжение коммерческого директора или оповестить старших по должности и попросить их вмешательства.
Клиент В. Покупатель просрочил оплатупо фактуре на 7 дней. Управляющий по кредитам не оповестил клиента о приближении срока оплаты. Он не проинформировал клиента и о сумме просроченного платежа. Для исправления подобных ошибок руководству предприятия необходимо провести полный анализ политики предприятия в отношении кредитования с тем, чтобы убедиться, что управляющий по кредитам четко представляет, в чем состоят его обязанности. Если в дальнейшем управляющий по кредитам не сумеет правильно осуществлять кредитную политику, его заменит более компетентный работник.
Дополнительно к ведению каждого счета клиентов предприятие следит затем, как эффективно инкассируется дебиторская задолженность. Для этого ежемесячно должны рассчитываться следующие показатели:
• число оборотов дебиторской задолженности за 12 мес. (показывает, как часто предприятие инкассирует дебиторскую задолженность в течение последних 12 мес.);
• общий отчет за 12 мес. (составляется в конце каждого месяца прибавлением дебиторской задолженности за текущий месяц к сумме дебиторской задолженности за предыдущие И мес.).
^ ВПК 12 960 000 1(Л„
О = = —______ = 19,2 раза,
ССд:
675 000
или
19,2
где О — число оборотов;
п 365 10 ~
Оя =___= 19 дней,
Таблица 3
Образец отчета о сроках погашения дебиторской задолженности
Клиент № заказа Дата отгрузки Срок оплаты Общая сумма к оплате Текущая сумма к оплате Просроченная задолженность, дней
1-30 31-60 61-90 91и более
1
2
и.т.д.
Итого...
В %от общей суммы долга
фиКлКса&ий лКсы«^ 7 (172) - 2010
Таблица 4
Годовой оборот дебиторской задолженности в днях на конец предыдущих 12 месяцев
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
17 17 17 17 17 17 18 18 19 18 19 19
Таблица 5
Текущий оборот дебиторской задолженности в днях на конец месяца
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
18 17 17 17 17 19 19 20 19 20 21 11
ВПК— выручка от продажи в кредит за предыдущие 12 месяцев;
ССдз — средняя сумма дебиторской задолженности за последние 12 месяцев; 0д — оборачиваемость в днях. В целях определения тенденции долгосрочного оборота дебиторской задолженности предлагается вести отчет по форме, представленной в табл. 4.
На протяжении последних 12 мес. оборачиваемость дебиторской задолженности предприятия составляла в среднем 19 дней. Тенденция развития за 12 мес. указывает на постепенное увеличение периода инкассации в месяц по сравнению с установленными сроками в 15 дней. Руководство предприятия должно проанализировать в следующем отчете оборачиваемость краткосрочной дебиторской задолженности:
_ ЧДЗ 780 ООО й
0Й = =-= 21,6 дня,
й СЕП 36 ООО где ЧДЗ — чистая дебиторская задолженность на конец месяца;
СЕП — средняя ежедневная продажа в кредит за месяц.
Аналогичная таблица должна составляться для сопоставления месячных показателей продолжительности инкассации дебиторской задолженности в днях. Этот скользящий отчет за 12 мес. составляется в конце каждого месяца прибавлением дебиторской задолженности за текущий месяц к дебиторской задолженности за предыдущие 11 мес.
Данный отчет (табл. 5) подтверждает показатели предыдущего и показывает, что с июня период взыскания дебиторской задолженности удлинился. Руководству следует принять необходимые меры с целью поддержания оптимальной величины оборотных средств.
Исследуя теорию и практику управления текущей дебиторской задолженностью в качестве составной части системы управления финансами предприятия, можно отметить, что основной проблемой руководства является поиск путей и методов оптимизации величины и обеспечения инкассации дебиторской задолженности и формирование на этой основе оптимальной кредитной политики предприятия.
Список литературы
1. ВанХорнДж. К. Основы управления финансами / пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2006.
2. BrighamE. F., GapenskiL. G., EhrhardtM. С. Financial Management. 9th ed. Dryden Press, 2007.