10. Качалов НА. Особенности использования аутентичных видеодокументов в обучении иностранному языку // Вестник Томского государственного университета. - 2006. - № 291.
- С. 221-227.
11. Хорешман В.С. Мотивация как фактор развития предметных компетенций студентов // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2011. - № 10 (123). - С. 151-157.
Статью рекомендовала к опубликованию к.п.н., доцент О.Н. Черноморова.
Хорешман Вера Сергеевна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 88634371496; кафедра иностранных языков; преподаватель.
Khoreshman Vera Sergeyevna - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371496; the foreign languages department; assistant professor.
УДК 37.013.42 (73)
М.П. Целых
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ В США
Рассматривается организационный контекст современной социальной работы в США. Предметом анализа являются типы социальных агентств и основные профессиональные роли американских социальных работников. Рассмотрены критерии классификации социальных агентств, которыми являются типы обслуживаемого населения, виды социальных услуг, целевые проблемы, содержание и используемые методы деятельности, а также характер финансирования учреждений. Показано, что основой стандартизации деятельности специалистов и выполняемых ими ролей в организациях различного типа являются гуманистические ценности.
Социальная работа; социальная педагогика; типы социальных агентств; профессиональные роли.
M.P. Tselykh
ORGANIZATIONAL CONTEXT OF CONTEMPORARY SOCIAL WORK IN
THE USA
In the article the organizational context of contemporary social work in the USA is examined. The types of social agencies and the basic professional roles of American social workers are the object of analysis. The examined criteria of the classification of the social agencies are as follows: the types of the population, the forms of social services, target problems, content of activity and methods of social work, and also the nature of financial sources. It is shown that the humanistic values are the basis of the standardization of the activity of specialists and their professional roles in social organizations of different types.
Social work; social pedagogy, types of social agencies; professional roles.
Развитие социальной педагогики и социальной работы в России происходит в условиях стремительной мировой глобализации, которая ставит перед профессионалами целый ряд проблем. Одна из них - совершенствование организационных структур социальной помощи не только в рамках национальной традиционализа-ции, но и с учетом международного опыта, задаваемого демократическими и гра-
жданскими ценностями. Наше исследование посвящено рассмотрению организационного контекста современной социальной работы в США, для которого характерна реализация механизмов интеграции и гражданского участия. Очевидно, что сегодня именно эти принципы способны стать источником позитивных перемен в профессиональной деятельности отечественных социальных педагогов и социальных работников.
Организационный контекст современной социальной работы в США очень разнообразен. Основные социальные услуги в США оказываются через программы различного уровня: местного, регионального, штата и федерального. За последнее время многие социальные программы были переданы местным органам государственного управления. В то же время добровольные и частные социальные агентства получают поддержку от государства через контракты на выполнение социальных услуг. Кроме того, существует небольшой, но растущий и очень популярный среди населения частный сектор, который предоставляет платные социальные услуги [1].
Социальная работа ведется в агентствах различного типа. Они могут подразделяться по характеру финансирования, обслуживаемого населения, оказываемых услуг, проблем, которые пытается решить социальное агентство. Кроме того агентства подразделяются на учреждения, предоставляющие обязательные или добровольные социальные услуги. Это связано с тем, что клиенты не всегда свободны в выборе социальных программ и услуг. Часто закон обязывает некоторых граждан (например, тех, кто не в состоянии выполнять конкретные социальные роли) пройти специальную программу. В частности, это касается заключенных или осужденных, а также родителей, подвергающих детей насилию или пренебрегающих своими обязанностями.
По типу финансирования социальные учреждения могут быть государственными, частными, или смешанными. Они могут существовать на средства самих клиентов, которые поступают в виде прямой оплаты, или из средств страховых компаний, а также из государственных источников.
Государственные социальные агентства. Деньги, выделяемые для работы в этих учреждениях, поступают из налогов. Суммы определяются законодательными органами, федеральным правительством, государственными структурами штатов, графств и городов и исполнительными органами.
Существует три уровня государственных социальных агентств: федеральный, местный и уровень штата. Все они также различаются по характеру, целям и содержанию деятельности. При приеме на работу к специалистам предъявляются различные требования, поскольку все штаты имеют различные законы. Функции социальных работников в программах также разнообразны.
Социальные работники, которые занимают государственные рабочие места относятся к исполнительной власти и подчиняются главе исполнительного органа: мэру, губернатору, президенту. Социальные работники в этих типах учреждений обычно отвечают за программы социального обеспечения, связанные со здравоохранением, материальным обеспечением, образованием, реабилитационной или коррекционной работой.
Небольшая часть социальных работников трудится в законодательных органах власти штатов или в Конгрессе. В этих должностях специалисты обычно занимаются анализом социальной политики, помогают в разработке новых законов, организовывают и проводят предварительные слушания по социальным вопросам, и таким образом помогают вести законодательную работу.
Некоторые социальные работники трудоустроены в юридических или в коррекционных учреждениях. В этом случае они выполняют функции контроля над лицами, досрочно освобожденными или условно осужденными, а также проводят обследование тех, кто должен предстать перед судом или уже осужден. Принимая решение по делу, судья обычно учитывает мнение социального работника и его рекомендации.
Примерно 20 % социальных работников заняты в государственных учреждениях штатов, 19 % - в местных государственных организациях и только 1 % - в федеральных (например, в военных или ветеранских организациях, федеральных тюрьмах и пр.) [2].
Более половины рабочих мест в сфере социальных услуг находится в частном или добровольном секторе. В некоторых странах, например, в Великобритании, эти организации называются негосударственными (НГО). В США этот термин не распространен, но также может использоваться для характеристики частных или, как их еще называют, добровольных социальных агентств. Эти организации отличаются от государственных тем, что они управляются частным лицом или советом директоров, а не государственными чиновниками. Некоторые частные социальные агентства тесно связаны с церковью или религиозными общинами, католическими, лютеранскими, еврейскими и пр. Деньги, которые поступают для работы этих социальных агентств, складываются из взносов от лиц, заинтересованных в данных социальных услугах или из сумм, которые само агентство находит благодаря фандрайзингу. В некоторых случаях используются государственные ассигнования или средства от лотерей, игорного бизнеса, членских взносов и т.п. В других случаях, например, службы семьи или социальные агентства, ведущие индивидуальное консультирование, взимают плату за социальные услуги с клиентов или получают ее от страховых и медицинских программ.
Частные социальные агентства в США очень разнообразны, и их количество стремительно растет. Они не похожи друг на друга и трудно поддаются классификации. Некоторые из них весьма крупные, имеют большой штат сотрудников и многомиллионный бюджет, другие - небольшие с немногочисленными работниками, имеющими неполный рабочий день.
Смешанные организации - государственные и негосударственные. За последние 20 лет типичное американское социальное агентство приобрело смешанный вид. Официально оно может быть частным или добровольным, при этом получая финансирование от государства. Например, общинные больницы в большинстве случаев являются негосударственными, однако, получают большую часть своего финансирования от государственных медицинских социальных программ помощи (Medicare, Medicaid). Многие частные социальные агентства заключают контракты на оказание социальных услуг с федеральными структурами, такими как Департаменты сельского хозяйства, Образования, Здравоохранения, Городского и жилищного строительства, Труда и др.
Частные коммерческие социальные агентства - это растущий сектор социальных услуг. По данным Гибельман [3] за 1995 г. количество специалистов, работающих в организациях подобного типа, увеличилось на 8 %. Эта цифра обозначает рост количества социальных работников, которые ведут частную практику в качестве независимых специалистов, а также тех, кто работает в социальных агентствах, направленных на получение прибыли. Эти агентства включают медицинские заведения, больницы и приюты для психически больных, интернаты и дома совместного проживания для пожилых, и даже исправительные учреждения, например, для малолетних преступников. «Прибыльный» сектор включает частную практику специалистов, ведущих консультирование. Предполагается, что в
дальнейшем количество социальных работников в этом секторе будет увеличиваться, поскольку крупные корпорации заинтересованы в открытии платных обучающих программ для клиентов и работников, в предоставлении услуг по социальному обеспечению детей, которые финансируются государством и др.
Несмотря на широкое разнообразие, существующее в организационной структуре социальной работы США, социальные работники, которые трудоустроены в агентствах и учреждениях различных типов, зачастую выполняют похожие, хотя и очень многообразные профессиональные роли. Главное, в какой бы роли ни выступал специалист, его деятельность всегда направлена на помощь клиентам и определяется гуманистическими ценностями и кодексом профессиональной этики.
За многие десятилетия существования социальной работы в США у специалистов выработалось и утвердилось несколько наиболее характерных профессиональных ролей, которые отражают смысл и главную миссию социальной работы [4]. Это роли защитника, адвоката, брокера, активиста, посредника, помощника, просветителя, организатора, лидера, консультанта, координатора, менеджера, учителя, фасилитатора, оратора, диагноста, исследователя и т.п. Выбор ведущей роли в каждом конкретном случае определяется самим специалистом. При этом он руководствуется тем, насколько эффективна и правомерна эта роль может быть в определенном случае или ситуации.
Рассмотрим некоторые роли социальных работников более подробно. Одна из наиболее распространенных ролей социального работника звучит в английском варианте как «enabler» и не имеет односложного русского эквивалента. Этот термин может быть переведен на русский язык как «тот, кто помогает другому достичь желаемого». В этом понятии отражается главная особенность деятельности специалиста: он ничего не делает за другого человека, а лишь помогает ему самому максимально полно развить свои способности для осознания имеющихся проблем и их разрешения. Благодаря выполнению данной роли социальный работник добивается того, что его клиент начинает осознавать свои потребности и нужды, учится их формулировать, определять стратегию их удовлетворения, применять необходимые методы и приемы для достижения желаемого результата, а в дальнейшем становится самостоятельным и может справиться с новыми проблемами уже без посторонней помощи.
Другой важной ролью является посредничество, которое выражается в американской традиции социальной работы несколькими схожими понятиями «broker» (брокер), «mediator» (медиатор), «negotiator» (лицо, ведущее переговоры). Каждая из этих посреднических ролей имеет нечто общее и особенное, хотя в целом направлена на установление связи между тем кому требуются определенные социальные ресурсы и тем у кого они имеются. Так, например, брокер - это посредник, который связывает индивидов и группы, нуждающиеся в помощи, с социальными агентствами, которые оказывают эту помощь. Роль медиатора предполагает, что в ходе социальной работы специалист является посредником между сторонами конфликта, а его цель - примирение конфликтующих, поиск объединяющих концепций. Особенность посреднической миссии состоит в том, что специалист должен занять нейтральную позицию, и, не принимая чью-либо сторону, помочь участникам спора самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Социальный работник в этой роли должен стремиться максимально полно понять доводы обеих сторон, предотвратить недопонимание и предотвратить усугубление конфликта. Роль «negotiator», или социального работника, ведущего переговоры, отличается от роли медиатора большей активностью. Специалист должен привести стороны к компромиссу, договоренности, взаимопониманию. Социальный ра-
ботник намеренно занимает чью-либо сторону и является в этом случае союзником, представителем и защитником интересов конкретного клиента.
Роль адвоката, или защитника социальный работник принимает тогда, когда индивиду или группе лиц, являющихся его клиентами, необходима защита от лиц, социальных агентств и организаций, недобросовестно выполняющих свои обязанности. Служа интересам своих клиентов, специалист должен видоизменять негативное поведение отдельных людей или неудовлетворительную политику учреждений в отношении своих клиентов. Для этого он собирает информацию, доказывает право своих клиентов на получение необходимой помощи и, тем самым, добивается социальной справедливости в отношении нуждающихся категорий граждан.
Следующая роль - «empower», которая обозначает того, «кто снабжает полномочиями другого человека, или помогает, оказывает поддержку». Один из возможных вариантов перевода на русский язык термина «empower» - «воодушевитель». Главной задачей социального работника в этой роли является активизация и усиление внутренних способностей, присущих индивидам, группам, общинам, для того, чтобы они были в состоянии понимать и адекватно оценивать окружающую обстановку, делать осознанный выбор и отвечать за принятые решения. Эта роль также накладывает на социального работника обязанность способствовать справедливому распределению социальных ресурсов и обеспечивать равенство возможностей для различных групп населения. В этой роли специалист служит в качестве агента достижения социального равноправия и справедливости.
В роли активиста социальный работник выступает в том случае, когда требуется произвести масштабные социальные изменения, устранить социальную несправедливость в отношении депривированных слоев населения. Специалист достигает необходимых социальных перемен путем настойчивых, спланированных и организованных акций, ведущих к устранению конфликтов интересов, или нежелательных противоречий. Функции активиста предполагают изучение социальной ситуации, выявление нужд и потребностей, сбор фактов и информации о проблеме, их анализ, распространение выводов о сложившейся ситуации среди населения. Следующий этап деятельности составляет организационная деятельность, которая направляется на мобилизацию активистов и добровольцев для их участия в реализации запланированных мер по изменению сложившейся ситуации и ее разрешению.
Социальные работники достаточно часто связывают свою деятельность с ролью просветителя, учителя, т.е. того, кто передает информацию, занимается обучением. Очень часто социальные работники обучают своих клиентов приемам адаптации, конструктивного общения, самоанализа и пр. Специалист должен преподносить эти знания в доступной форме и знать, как научить клиента ими правильно пользоваться. Чтобы выполнять эту роль специалисту не достаточно лишь обладать суммой знаний: для этого требуется определенное мастерство.
Нередко социальные работники первыми привлекают внимание общества, властных структур и исполнительных органов к уже имеющимся, или назревающим, социальным проблемам. В связи с этим они играют роль инициаторов. Призыв к решению проблемы является только первым шагом на пути ее преодоления. Тем не менее, постановка проблемы также очень важна, поскольку если проблема не сформулирована, значит, она еще не осознана. И все же этот вид деятельности не существует сам по себе, он обычно сочетается с выполнением социальным работником других профессиональных ролей.
Роль координатора состоит в регуляции деятельности нескольких социальных агентств, работающих с клиентами, которые имеют сложные, комплексные проблемы. Это могут быть проблемы финансового, юридического, медицинского,
образовательного и другого характера. Зачастую эта роль предполагает выполнение социальным работником функций менеджера, который должен координировать мероприятия различных служб и предотвращать их дублирование или взаимоисключение.
Социальный работник на любых должностях обязательно выступает в роли исследователя, потому, что изучает литературу по интересующей его проблеме, оценивает итоги своей деятельности, выявляет достоинства и недостатки социальных программ и проектов, в которых участвует, изучает потребности своих клиентов, будь то индивид, группа или местная община.
И наконец, социальный работник время от времени выступает в качестве лектора, оратора, спикера перед различными слушателями с докладами, сообщениями, презентациями, информацией и пр. Обычно эти сообщения носят самый разнообразный характер. Для этой роли социальные работники должны иметь навыки общения со слушателями разного типа и в различных обстоятельствах, уметь донести необходимую информацию до аудитории, проинформировать, объяснить, убедить, а при необходимости и переубедить.
Бесспорно, все перечисленные профессиональные роли имеют важное значение для разрешения проблем клиентов. Для этого социальные работники обязаны обладать большим набором знаний, умений, способностей и соответствовать многообразным требованиям. Однако при всем разнообразии ролей все они строятся на одной общей гуманистической основе. В настоящее время Национальной ассоциацией социальных работников США выработано определение профессии, которое опирается на высокие квалификационные стандарты и указывает на общие «родовые» черты, являющиеся основой объединения различных видов социальной помощи и стандартизации деятельности специалистов в организациях различного типа. «Профессия социального работника существует для того, чтобы обеспечить гуманную и эффективную социальную поддержку индивидам, семьям, группам и сообществам (большим группам населения), и в целом для улучшения функционирования общества и обеспечения равенства его членов» [4].
Таким образом в организационной структуре американской социальной работы реализуются основные гуманистические принципы, направленные на нормализацию взаимодействия людей между собой и с социальным окружением, а также на устранение негативных социальных факторов в целом. Эти принципы следует рассматривать в качестве важного вектора перемен в ходе развития отечественной организационной структуры социальной помощи.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. The New Encyclopedia Britannica 15th ed. - Chicago: Encyclopedia Britannica, inc., 1975.
- Vol. 30.
2. Ginsberg, Leon H. Careers in Social Work. - Boston, MA: Allyn and Bacon, 1997. - 246 p.
3. Gibelman M. Purchasing Social Services // In: The Encyclopedia of Social Work. - Washington, DC: NASW, 1995. - P. 1998-2007.
4. Zastrow Charles H. The Practice of Social Work. Brooks, Cole Publishing Company, 1999.
- 626 р.
Статью рекомендовала к опубликованию д.п.н., профессор Г.А. Краснощекова.
Целых Марина Петровна - Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова; e-mail: [email protected]; 347936, г. Таганрог, ул. Инициативная, 48; тел.: 88634393787, 88634315168; д.п.н.; декан факультета иностранных языков.
Tselykh Marina Petrovna - Taganrog Institute of Pedagogical; e-mail: [email protected]; 48, Iniciativnaya street, Taganrog, 347936, Russia; phones: +78634393787, +78634315168; dr. of ped. sc.; dean of the faculty of foreign languages.