Научная статья на тему 'Организационные проблемы взаимодействия производств уголовно- исполнительной системы (УИС) с промышленными предприятиями регионов'

Организационные проблемы взаимодействия производств уголовно- исполнительной системы (УИС) с промышленными предприятиями регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпов Валерий Васильевич, Трушлякова Чеслава Вацловна

Наиболее неблагоприятный период в истории развития производственно-технических организаций уголовно-исполнительной системы (уис) относится к началу 90-х годов. В этот период произошел разрыв в одностороннем порядке хозяйственных связей с промышленными предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные проблемы взаимодействия производств уголовно- исполнительной системы (УИС) с промышленными предприятиями регионов»

7. Для повышения качества менеджмента в Омском регионе предлагаю ввести в области вместо теперешних 32 районов пять крупных округов, например такие:

■ Северо-Омский округ Омской области (с центром в городе Таре и охватом районов: Тарского, Усть-Ишимского, Тевризского, Знаменского, Больше-Уковского и Седель-никовского - всего18,2% сельского населения );

■ Средне-Омский округ Омской области (с центром в городе Называевске и охватом районов: Крутинского, Наэываевского, Тюкалинского, Колосовского, Саргатского, Большереченского, Муромцевского - всего 22 % сельского населения);

• Центрально-Омский округ Омской области (с центром в городе Калачинске и охватом районов: Омского, Азовского, Горьковского, Кормиловского, Нижне-Омского, Кала-чинского - 20,2 % сельского населения);

• Юго-западный Омский округ Омской области (с центром в городе Исилькуле и охватом районов: Исилькуль-ского, Полтавского, Москаленского, Любинского, Марьянов-ского, Щербакульского, Одесского - 19,9% сельского населения);

• Юго-восточный Омский округ Омской области (с центром в р.п. Черлак и охватом районов: Таврического, Черла-кского, Оконешниковского, Павлоградского, Нововаршавского, Русско-Полянского -15,2% сельского населения).

Такая структура укрепит центры, будет более управляемой, позволит сократить управленческий персонал. Округам при этом придать статус подразделений субъекта федерации, т.е. областной администрации, а районам -статус муниципалитетов.

Автор высказывал свои предложения и о том, что городская администрация г. Омска должна также входить в областную Администрацию, а мэр города должен быть первым замом губернатора. Это позволит обеспечить монолитное единое управление регионом.

8. Следующее предложение касается малого бизнеса, т.к. малый бизнес- это становой хребет экономики западных стран и в РФ, либо, по крайней мере, в Омской области, он тоже должен играть такую же роль, только при значительном подъеме производительности труда, обеспечении ему не на словах, а на деле поддержки

В.В.КАРПОВ Ч.В.ТРУШЛЯКОВА

Омский государственный технический университет

УДК 343.2/7:334.711

В г. Омске из 12 основных предприятий, работавших в кооперации с исправительными трудовыми учреждениями до начала реформ (ОАО «Сатурн», ЗАО «Электроточпри-бор», ОАО «Релеро». ОАО «Омскагрегат», ПО «Иртыш» и | др.) в настоящее время размещают заказы только два ]_ предприятия - ОАО «Релеро» и ЗАО «Завод газовой аппаратуры». Падение объемов производства в 1996г. к 1991г.

государства, прежде всего, льготными кредитами. Можно попытаться выйти с предложением в госструктуры о создании в Омской области свободной экономической зоны с режимом благоприятствования малому бизнесу.

9.Следует использовать преимущества географического положения Омской области: она лежит на пересечении дорог с Запада на Восток и с Юга на Север. Это предоставляет дополнительные возможности для расширения торговли во всех четырех направлениях, три из которых являются внутренне-российскими, а одно внешнеэкономическим.

Реализация предложений должна позволить Омскому региону получить значительный импульс ускорения развития, что вселяет оптимизм и уверенность в его стабильном будущем.

Литература

1. Региональная экономика: Учебное пособие/ Под ред. М.В. Степанова. - М.. ИНФРА-М, Изд-во Росс. экон. акад., 2000.-463с.

2. Жуковская В.М., Трофимова И.Н., Чертко Н.Т. Конкурентоспособность России в оценках Всемирного экономического форума // Вопросы статистики. - 2001.-№3 - С.21-29.

3. Львов Д.С. Региональная политика как фактор экономического роста // Проблемы теории и практики управления. - 2000. -N21. - С.21 -24.

4. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. - 288с.

5. Федеральный закон №194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002г // Российская газета. - 2001. - 31 декабря. -С.1-3.

6. Закон Омской области №324 «Об областном бюджете на 2002 г.»// Омский вестник. - 2001. -20 декабря. -С. 1-20.

РЫЛОВ Владимир Петрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента.

(в сопоставимых ценах) по исправительным трудовым учреждениям г.Омска составило 58,7% [7].

Аналогичная проблема имела место и по предприятиям УИС в других регионах, в частности, в Алтайском крае. Разрыв в одностороннем порядке хозяйственных связей с 12 основными предприятиями края привел к падению производства в 1994г. к 1991г. на 52%, что привело к

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВОДСТВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (УИС) С ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ РЕГИОНОВ

НАИБОЛЕЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (УИС) ОТНОСИТСЯ К НАЧАЛУ 90-Х ГОДОВ. В ЭТОТ ПЕРИОД ПРОИЗОШЕЛ РАЗРЫВ В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ С ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ.

ликвидации 2850 рабочих мест, а вывод на оплачиваемые работы составил 34,5% при плане 60%. Количество неработающих к среднесписочному составу по Главному управлению исполнения наказаний Минюста РФ по Алтайскому краю составило 36,6%. Использование среднегодовой мощности производственного оборудования снизилось до 30% [5].

Таким образом, начало 90-х годов в истории развития производства УИС характерно разрывом связей в одностороннем порядке с крупными промышленными предприятиями. Резкое падение занятости, отсутствие перспективы восстановления традиционных хозяйственных связей с промышленными предприятиями отраслевых министерств побудило руководство МВД РФ принять решение о структурной перестройке собственного производства (Решение коллегии МВД РФ от 29.06.1994 г. N8 4 км/1).

В частности, по Алтайскому ГУИН было принято решение об организации на всех предприятиях УИС швейных участков, участков по деревообработке, расширение номенклатуры выпускаемой мебели и т.д. [3].

Аналогичные мероприятия были приняты по расширению собственного производства предприятий УИС в Омской области (зерновые катки, культиваторы, машины для животноводства и кормопроизводства, запчасти к сельскохозяйственной технике, хлебобулочные изделия, противопожарное оборудование).

За счет мобилизации внутренних резервов, привлечения инвестиций от сторонних организаций, создания новых производств в 1995 году удалось стабилизировать производственно-хозяйственную деятельность предприятий УИС края. С 1995г. ежегодно сохраняется рост объемов выпуска продукции [4,10].

С целью дальнейшего увеличения количества рабочих мест, интегрирования производственного потенциала УИС в экономику регионов были приняты «Краевая целевая программа содействия трудовой занятости осужденных на 1998-2000 г.» и ряд других документов [3,4,9].

На этом этапе развития производственно-технических предприятий УИС имело место создание собственной практически замкнутой базы взамен односторонне разорванной кооперации с отраслевыми промышленными предприятиями. Формировалась собственная отрасль экономики страны слабо интегрированная в общий сектор экономики. Деятельность предприятий УИС в этот сложный переходный период социально-экономического развития страны позволила им сохранить производственную базу, а в ряде случаев даже обеспечить устойчивый прирост по ряду экономических показателей. Подобное стало возможно по ряду причин:

• из-за резкого спада объемов финансирования государственных предприятий, их акционирования и приватизации промышленный сектор экономики был не в состоянии заполнить внутренний рынок собственной продукцией. Образовавшуюся нишу с большим трудом начали осваивать производственно-технические предприятия УИС;

• несмотря на экономический кризис, минимальное финансирование предприятий УИС для обеспечения исправления осужденных трудом сохранилось, хотя и резко снизилось.

Резкое возрастание числа не занятых трудом осужденных привело к необходимости решать несколько взаимоувязанных задач, порой противоречивых:

• обеспечение целей УИС, а именно, перевоспитание осужденных трудом;

• снижение затрат федерального бюджета на содержание УИС;

• обеспечение минимально гарантированных законом медицинских и социальных гарантий при значительном дефиците бюджетных средств.

С одной стороны, попытка государства перевести УИС на самоокупаемость требовала обеспечение трудом

осужденных в виде лишения свободы, а с другой - развал системы управления экономикой не позволял обеспечить не только заказами предприятия УИС, но и обеспечить колонии необходимым вещевым, продовольственным, медицинским и др. довольствием.

Специфика Западно-Сибирского региона, а также промышленный характер его развития (сельскохозяйственное машиностроение, металлообработка, химическое производство) в значительной мере определили характер производственно-технических предприятий УИС в Омской области и Алтайском крае. Например, практически все предприятия УИС Алтайского края и Омской области имеют металлорежущее оборудование, кузнечно-прессо-вое, сварочное, а в ряде из них имеется дополнительно деревообрабатывающее и швейное. На всех предприятиях имеется резерв мощности и производственных площадей, подъездные железнодорожные пути [4,5,11].

Анализ опыта организации дополнительных рабочих мест на предприятиях УИС показывает возможность решения этой актуальной проблемы по следующим направлениям.

Первое, отработанное в начале 90-х годов, - организация дополнительных производств внутри самой УИС. Этот путь показал свою эффективность, несмотря на необходимость вложения значительных средств (до десятков тыс. руб. на 1 место).

Второй путь - восстановление разорванных связей с промышленными предприятиями. В том случае, если предприятие действующее, этот путь наиболее эффективен. Однако в экономической ситуации, в которой находятся предприятия Западной Сибири, этот путь не дает желаемого результата, т.к. большинство бывших смежников находится в тяжелейшем экономическом положении.

Анализ деятельности ГУИН Алтайского края на примере краевой целевой программы содействия трудовой занятости осужденных [4] показывает, что наибольший эффект (минимальная стоимость на создание одного рабочего места) появляется при организации совместного производства с промышленными предприятиями. Например, при восстановлении контрагентских связей с предприятиями «Химволокно», АОЗТ «Араке», фабрикой «Динамо» на создание одного рабочего места требуется от 0 до 4 тыс. руб. на период реализации 3 года. Создание же рабочих мест внутри УИС в ряде случаев требует вложения до 12-15 тыс. руб. на те же сроки.

Третий путь - реструктуризация предприятий военно-промышленного комплекса, находящихся в регионе и сохранивших технологический процесс, и объединение их с производствами УИС путем создания новых объединенных территориальных промышленных комплексов. Это позволит использовать еще сохранившиеся технологическое оборудование и оставшиеся профессиональные кадры для участия в работе государственного сектора экономики. Этот путь наиболее приемлем для Сибири, т.к. предприятия военно-промышленного комплекса европейской части России находятся в более выгодном положении, имея заказы от разработчиков новой техники, которые практически все расположены в европейской части страны. В основе экономической политики руководства страны в настоящее время преобладает точка зрения, что Сибирь - это кладовая ресурсов. Она не входит в число регионов, где необходимо развивать высокотехнологические производства.

Тем не менее, снижение затрат федерального бюджета на содержание осужденных к лишению свободы требует повышения эффективности производственно-технических предприятий УИС. Выпуск конкурентоспособной продукции приводит к необходимости внедрения новых разработок, систем управления качеством продукции, её сертификации, например, по системе 150-9000, метрологического обеспечения, внедрения новых производств,

модернизации существующих, решение проблем кадрового обеспечения.

Решение научно-технических, организационных, производственных и кадровых вопросов в рамках сложившейся структуры производственно-технических предприятий УИС не представляется возможным по ряду причин:

- отсутствие проекгно-конструкторских и научно-исследовательских подразделений в составе производственно-технических предприятий УИС;

- ограниченные возможности по организации совместного производства с предприятиями смежниками различных министерств и ведомств;

- отсутствие специалистов, способных осуществлять крупные научно-технические проекты, реализация которых может принести значительную прибыль.

Имеющийся опыт решения части этих задач показал [3,10], что повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции связывается с объединением усилий с предприятиями региона. Например, вопросы обеспечения работ по метрологии на предприятиях УИС Алтайского края проводят на базе АО «Алтайдизель», взаимодействие с Сибзаводом предприятий УИС Омской области по выпуску в кооперации продукции сельскохозяйственного назначения.

В общем случае, по мнению авторов, необходимо сохранить накопленный потенциал и рост производства в рамках существующего подхода к организации рабочих мест и, вместе с тем необходимо прорабатывать вопросы реструктуризации ВПК и создание на этой основе совместных территориальных промышленных комплексов с предприятиями УИС.

Выводы

1. Анализ организации и развития производств УИС показал, что сформировавшиеся с 1994г. по 1998г. в развитии производственно-технических предприятий системы тенденции на создание собственной производственной базы помогли сохранить минимальный уровень обеспечения жизнедеятельности УИС и даже обеспечить в ряде позиций устойчивый рост объемов производства, прибыли, реализации товарной продукции.

2. Дальнейшее развитие производственно-технических предприятий УИС возможно тремя путями:

создание дополнительных производств и, соответственно, рабочих мест внутри предприятий УИС;

■ восстановление производственных связей с работающими промышленными предприятиями;

■ создание новых территориальных производственных комплексов с участием предприятий УИС на основе реструктуризации разваливающихся и не востребованных государством предприятий военно-промышленного комплекса, находящегося в регионе.

И.В.ФЕДОРОВ

Омский государственный технический университет

УДК 338.45+330.35

Речь идет о маргинальной роли фондового рынка, о слабости кредитно-финансовых институтов, об отсутствии сбалансированного механизма взаимодействия частного капитала и государства.

Литература

1. Федеральная целевая программа «Реструктуризация и реформирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы (2000-2005гг). Сборник законов РФ. 2000.

2. Письмо зам. начальника ГУИН Минюста РФ начальникам территориальных органов УИС. Москва, от 24.05.99 г. (исх 18/25-149).

3. Программа повышения технического уровня и качества выпускаемой продукции на 1999-2000 гг. на предприятиях УИС Минюста РФ по Алтайскому краю. - Барнаул: ГУИН Минюста РФ по Алтайскому краю, 1999. - 6 п.л.

4. Краевая целевая программа содействия трудовой занятости осужденных, содержащихся в учреждениях ГУИН УВД на 1998-2000 гг. - Барнаул, 1998. -4 п.л.

5. Справка по производственно-хозяйственной деятельности и трудовому использованию спецконтингента в учреждениях УИН Минюста РФ по Алтайскому краю за 1994-1998 гг., 1 кв. 1999 г. - Барнаул. -4 п.л.

6. Карпов В.В., Трушлякова Ч.В. Производственно-технические подразделения МВД: место и роль в экономике России // Современные проблемы менеджмента: Сб. науч. тр./Подред. А.Е. Миллера.-Омск: Изд-воОмГТУ, 1999. — С. 79-83.

7. Лось В.Н., Трушлякова Ч.В. Пути повышения эффективности предприятий УИС // Стратегические направления регионального развития РФ: Матер. Всерос. науч.-практ. конф.-Омск: ИА«Курьер».-С. 122-124.

8. Трушлякова Ч.В. Анализ принципов организации производства в исправительных учреждениях УИС и других государственных предприятиях на примере машиностроительного комплекса г. Омска // Современные проблемы менеджмента: Сб. науч. тр. / Под ред. А.Е. Миллера. - Омск: Изд-воОмГТУ, 2001.

9. Предложения по стабилизации функционирования промышленного сектора УИС Минюста РФ по Омской области на 2000-2005 гг. - Омск: УИН, 1999. -7 п.л.

10. Реструктуризация и реформирование промышленного сектора УИС на 2000-2005 г. Омского УИН Минюста РФ.-Омск, 1999.

11. Информационный бюллетень производственно-хозяйственной деятельности УИН МЮ РФ по Омской области за 9 месяцев 2000г. - Омск, 2001. - 31 п.л.

КАРПОВ Валерий Васильевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной математики и информационных систем. ТРУШЛЯКОВА Чеслава Вацловна, инженер НИЧ кафедры "Автоматические установки".

Это порождает крайне важные последствия двоякого рода:

во-первых, рыночные механизмы саморегуляции обладают крайне ограниченными возможностями измене-

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

МЫ ЖИВЕМ СЕГОДНЯ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТИПА. ЭТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО В ТОМ, ЧТО ЭКОНОМИКА, ЛИШИВШИСЬ ПРЕЖНИХ ПЛАНОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОПОРЦИЙ, НЕ ОБРЕЛА ПОКА И НОВЫХ МЕХАНИЗМОВ РЫНОЧНОГО ТИПА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.