С. А. Грязное
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ЮФО)
Аннотация
Статья посвящена разработке основных направлений формирования занятости в сфере малого бизнеса в условиях пенитенциарных учреждений. Рассмотрена текущая ситуация в Южном федеральном округе по наличию региональных программ развития предпринимательства на предприятиях УИС, а также свободных площадей для работы с предпринимательскими структурами; определены отрасли, на которых специализируются предприятия УИС регионов ЮФО.
Ключевые слова
Уголовно-исполнительная система, предпринимательский потенциал, стратегия развития предпринимательства в УИС, малый бизнес в условиях пенитенциарных учреждений, специфика социально-демографического портрета осужденных.
S. A. Gryaznov
THE PECULIARITIES OF SMALL BUSINESS FORMATION IN THE TERMS OF THE CORRECTIONS (ON THE EXAMPLE OF THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT)
Annotation
The article is devoted to the development of principal directions concerning formation of small business in the terms of the corrections. The current state of affairs in the Southern Federal District which is connected with vacant spaces suitable for business is examined. The leading economic branches for the Penal System of the Southern Federal District to specialized is determined.
Keywords
Penal system, enterpreneural potencial, enterprice development strategy within the Penal System, small business in the terms of the penal institutions, the specific character of social and demographic prisoners's profile.
2015 № 2 (50) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
В научной среде под предпринимательским потенциалом понимаются текущие и перспективные трудовые возможности страны, территории (региона), организации или сотрудника; а также совокупность социально-демографических, интеллектуальных, духовно-нравственных и прочих характеристик трудоспособной части населения или конкретного сотрудника, которые реализуются в процессе осуществления трудовой деятельности.
Уникальность предназначения предпринимательского потенциала заключается в том, что с его помощью активизируются и эффективно взаимодействуют между собой капитал, трудовые и земельные ресурсы, информация, наука и т. д. Личностные индивидуальные качества предпринимателей в совокупности с рыночным механизмом позволяют по максимуму использовать перечисленные экономические ресурсы, а также стимулировать дальнейшее экономическое развитие [3].
Таблица 1 — Наличие действующих целевых комплексных программ по поддержке УИС в регионах ЮФО, направленных на процесс регулирования предпринимательской деятельности в УИС
Область Наличие региональной целевой комплексной программы по поддержке УИС на 2014-2020 гг. Реальная нормативно-законодательная основа (база) по регулированию предпринимательского сектора УИС в регионах Наличие в прошлом региональной целевой комплексной программы по поддержке УИС до 2014 г.
Волгоградская область Отсутствует 1. Основополагающая нормативно-законодательная база (Конституция РФ; федеральные конституционные законы; акты Президента РФ, Правительства РФ; нормативные правовые акты Минюста России; акты ФСИН России и т. д.). 2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. 3. Ст.108 УИК РФ. 4. Ст.112 УИК РФ 1. Приложение к Постановлению № 275-П от 28.06.2010 «Долгосрочная областная целевая программа «Оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействие их социальной реабилитации на территории Волгоградской области» на 2010-2012 гг.»
Как показывает статистика на примере Южного федерального округа (табл. 1), большинство регионов недостаточное внимание уделяет разработке региональных программ по поддержке и развитию предпринимательства на предприятиях уголовно-исполнительной системы. Ни в одном из регионов ЮФО на текущий момент такой действующей программы не разработано. В основном УИС ЮФО руководствуются общими нормативно-правовыми актами, а также Концепцией развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. Однако такой подход не учитывает территориальную (региональную) специфику, социально-экономические особенности того или иного региона, финансово-экономическое положение самих предприятий УИС, что в значительной степени снижает эффективность использования предпринимательского потенциала предприятий УИС.
Продолжение табл. 1
Область Наличие региональной целевой комплексной программы по поддержке УИС на 2014-2020 гг. Реальная нормативно-законодательная основа (база) по регулированию предпринимательского сектора УИС в регионах Наличие в прошлом региональной целевой комплексной программы по поддержке УИС до 2014 г.
Астраханская область Отсутствует 1. Основополагающая нормативно -законодательная база (Конституция РФ; федеральные конституционные законы; акты Президента РФ, Правительства РФ; нормативные правовые акты Минюста России; акты ФСИН России и т. д.). 2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. Отсутствует
Республика Калмыкия Отсутствует 1. Основополагающая нормативно-законодательная база (Конституция РФ; федеральные конституционные законы; акты Президента РФ, Правительства РФ; нормативные правовые акты Минюста России; акты ФСИН России и т. д.). 2. Положение об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия (утвержденное приказом ФСИН России № 223 от 03.04.2008) 1. Постановление Правительства Республики Калмыкия № 179 от 11.07.2000 «О комплексной программе «Реформирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы Республики Калмыкия и содействие трудовой занятости осужденных» на 2001-2005 гг.». 2. Комплексная программа «Реформирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы республики Калмыкия и содействие трудовой занятости осужденных» на 2001-2005 гг.»
Ростовская область Отсутствует 1. Основополагающая нормативно-законодательная база (Конституция РФ; федеральные конституционные законы; акты Президента РФ, Правительства РФ; нормативные правовые акты Минюста России; акты ФСИН России и т. д.). 2. Распоряжения Правительства Ростовской области № 337 от 22.08.2013 «О выделении средств Правительству Ростовской области» 1. Постановление Главы Администрации Ростовской области № 99 от 29.03.1996 «О комплексной программе развития учреждений уголовно-исполнительной системы УИН УВД Ростовской области на 1996-1997 гг.»
Продолжение табл. 1
Область Наличие региональной целевой комплексной программы по поддержке УИС на 2014-2020 гг. Реальная нормативно-законодательная основа (база) по регулированию предпринимательского сектора УИС в регионах Наличие в прошлом региональной целевой комплексной программы по поддержке УИС до 2014 г.
Республика Адыгея 1. Приказ Министерства труда и социального развития Республики Адыгея № 174 от 15.08.2013 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Социальная реабилитация и адаптация граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, на 2014-2016 гг.» 1. Основополагающая нормативно-законодательная база (Конституция РФ; федеральные конституционные законы; акты Президента РФ, Правительства РФ; нормативные правовые акты Минюста России; акты ФСИН России и т. д.) 1. Постановление кабинета Министров Республики Адыгея № 128 от 17.04.2000 «О республиканской целевой программе реструктуризации и реформирования промышленного сектора уголовно- исполнительной системы Республики Адыгея и содействия трудовой занятости осужденных на период до 2005 г.»
Краснодарский край Отсутствует 1. Основополагающая нормативно-законодательная база (Конституция РФ; федеральные конституционные законы; акты Президента РФ, Правительства РФ; нормативные правовые акты Минюста России; акты ФСИН России и т. д.) Отсутствует
Составлена автором по данным [9].
В республиках Калмыкия и Адыгея в период с 1996 по 2005 гг. были разработаны целевые комплексные программы по поддержке предпринимательского сектора УИС. В Волгоградской области, Ростовской области в республике Адыгея также были разработаны программы, косвенно влияющие на предпринимательский потенциал УИС в регионах.
По итогам реализации Комплексной программы «Реформирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы Республики Калмыкия и содействие трудовой занятости осужденных» на 2001-2005 гг.» планировалось в 2001 г. довести объем
производства промышленной продукции до 3 млн рублей (5,1 млн руб. в ценах 2013 г. [8]), а также трудоустроить всех неработающих осужденных.
По итогам программы «Реструктуризация и реформирование промышленного сектора УИС республики Адыгея и содействие трудовой занятости осужденных на период до 2005 г.» планировалось дополнительно привлечь к производственной деятельности более 1000 осужденных; реформировать и реструктуризировать промышленный комплекс УИС Республики Адыгея; освоить новое производство более десяти видов продукции и т. д.
Однако, официальной статистики по указанным целевым программам, результатам и итогам их реализации в открытом доступе нет. Вся информация носит обобщенный характер, что также свидетельствует о том, что система контроля и мониторинга в общей системе регулирования предпринимательства в условиях ограничения свободы в ЮФО отсутствует.
Из общепринятых параметров социальных и демографических характеристик спецконтингента наиболее значимыми в рамках анализируемого аспекта выступают возраст, пол заключенных, уровень образования и здоровья, семейное положение, религиозная принадлежность.
Для эффективного процесса организации и осуществления предприни-
мательской деятельности на предприятиях УИС важное значение необходимо отводить глубокому исследованию специфики социально-демографического портрета осужденных региона базирования предприятия. Как правило, такой анализ проводится ежегодно на уровне ФСИН России (или Федеральных округов), статистические данные собираются и оформляются в стандартизированные отчеты и доклады. Однако последние, как правило, не связываются со стратегиями предпринимательской деятельности на предприятиях УИС той или иной территории (региона).
По количеству осужденных лиц в 2012 г. Россия заняла 3-е место в мировом рейтинге, а по количеству осужденных лиц на 100000 человек населения — 2-е место (рис. 1).
Рисунок 1 — Количество осужденных лиц в России по итогам 2012 г.
в мировом рейтинге
Составлен автором по данным [10].
В целом, по сравнению с советским периодом, производство в УИС России значительно уменьшилась. Очевидно, что таких показателей, которые имелись на тот период, когда производственный комплекс уголовно-исполнительной системы занимал одно из ведущих мест в национальной экономике, уже получить не удастся, хотя
бы потому, что количество заключенных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, сократилось в 2,5 раза [6].
Отраслевая структура производств уголовно-исполнительной системы России по сравнению с советскими временами практически не изменилась, что свидетельствует, с одной стороны, об эффективном распределении объема производ-
ства продукции (услуг) по отраслям народного хозяйства, с другой, — о недостаточной эффективности научной и промышленной политики государства по отношению к производственному сектору УИС (рис. 2). Укрупненная номенклатура продукции, выпускаемой ИУ, насчитыва-
ет свыше ста двадцати тысяч наименований. Некоторые подразделения уголовно-исполнительной системы по-прежнему являются единственными отечественными производителями ряда наименований изделий машиностроительной отрасли и электротехнической продукции [4].
Рисунок 2 — Структура производства продукции исправительными учреждениями РФ по итогам 2010 г. [6]
Сегодня перечень основных наименований производимой в УИС России продукции составляют: металлообработка (сетка-рабица, пожарные щиты, гаражные ворота, мусорные контейнеры); деревообработка (оконные и дверные блоки); швейные изделия (костюмы и форма для личного состава и осужденных, постельное бельё, матрацы и одеяла); строительные детали и конструкции (ж/б кольца, километровые столбы, ЖБИ, шлакоблоки, саман, окна ПВХ); продукты питания (хлеб, макароны); отрасли сельского хозяйства (животноводство и растениеводство); сувенирная продукция.
Формирование занятости в сфере именно малого бизнеса в условиях пени-
тенциарных учреждений приобретает наиболее актуальный характер. Кроме того, на сегодняшний день пенитенциарные учреждения готовы активно сотрудничать с предпринимательскими структурами, предоставляя для совместной производственно-хозяйственной деятельности как трудовые ресурсы, так и производственные площади.
Рассмотрим текущую ситуацию в Южном федеральном округе по наличию свободных площадей для работы с предпринимательскими структурами, а также определим отрасли, на которых специализируются предприятии УИС того или иного региона ЮФО (табл. 2).
Таблица 2 — Специализация предприятий УИС регионов ЮФО и наличие на них свободных площадей для работы с предпринимательскими структурами
Область Специализация предприятий УИС Количество предприятий УИС Свободная площадь (законсервированная) кв. м
Волгоградская область Металлообработка; деревообработка; сельскохозяйственное, обувное, швейное производство; производство строительных материалов 8 55252,4 (16137,0)
Астраханская область Металлообработка; деревообработка; сельскохозяйственное, обувное, швейное производство; производство строительных материалов; контрагентские участки (изготовление изделий из стеклопластика и полиэтилена, корпусной и мягкой мебели, металлоконструкции, деревообработки) 5 39775,2 (4021,0)
Республика Калмыкия Металлообработка; деревообработка; сельскохозяйственное, швейное производство; продукты питания 3 78284,0 (н/д)
Ростовская область Металлообработка; деревообработка; сельскохозяйственное, обувное, швейное производство; производство строительных материалов 9 13836,8 (0)
Республика Адыгея Металлообработка; деревообработка; сельскохозяйственное, швейное, сварочное производство; изготовление тары, мешков, сетки и т.д. 5 н/д
Краснодарский край Металлообработка; деревообработка; швейное, обувное, мебельное производство; производство строительных материалов; производство продукции пожарно-технического назначения; продукты питания; изготовление тары, сувениров, ритуальных принадлежностей н/д н/д
Составлена автором по данным [9].
Как показали данные таблицы 2, предприятия УИС по Южному федеральному округу обладают достаточным количеством простаиваемых свободных производственных площадей, производственная деятельность на которых активно осуществляется и требует активного сотрудничества со стороны бизнес-структур, прежде всего, регионов базирования. Однако предпринимательские структуры, как правило, недостаточно четко понимают, с какими трудностями и особенностями им придется столкнуться при подобного рода сотрудничестве.
На наш взгляд, в процессе формирования занятости в сфере малого бизнеса в условиях пенитенциарных учреждений, необходимо пристальное внимание уделить следующим этапам:
- изучению специализаций предприятий УИС региона, где предполагается осуществление предпринимательской деятельности;
- изучению специфики социально-демографического портрета осужденных в конкретном регионе (с учетом непрерывной текучести кадров);
- выбору правильной формы интеграции (союзы, кластеры, предпринимательские сети и т. д.);
- разработке и внедрению адаптированной общей предпринимательской стратегии обеими сторонами (предприятие УИС и предпринимательская структура);
- акцентированию внимания на маркетинговой деятельности (разработка тюремного бренда).
Для эффективной реализации проектов в сфере предпринимательства, в том числе в малом бизнесе, в УИС требуется продуманная и прошедшая специфические этапы согласования стратегия, способная стать основой устойчивого развития малого бизнеса в условиях пенитенциарных учреждений. Внедрение адаптированной предпринимательской стратегии будет способствовать согласованию воспроизводственных и производственных процессов, координации деятельности различных подразделений учреждений УИС и, следовательно, росту их экономического потенциала [1].
При выборе направлений стратегии развития предпринимательства в уголовно-исполнительной системе
необходимо, прежде всего, ориентироваться на финансовое состояние пенитенциарного учреждения и текущий уровень обеспеченности ресурсами. Не менее важным условием эффективной стратегии выступает выбор правильной формы интеграции (например, союзы, предпринимательские сети и т. д.).
В процессе организации предпринимательской деятельности в сетях важно учитывать тот факт, что не только отдельные отрасли, хозяйствующие субъекты и организации в целом, но также их непосредственные подразделения обладают действующими подсистемами производственной деятельности, распределения, обмена и процесса потребления. Необходимо правильно определять их функциональное назна-
чение, а также выбирать оптимальное в количественном и качественном выражениях состав и взаимодействие производственных факторов с целью получения максимального дохода при ограниченном уровне ресурсов.
В последнее время актуальной и приемлемой формой взаимодействия предпринимательской системы в УИС с прочими хозяйствующими субъектами и индивидуальными предпринимателями становится создание кластеров [7, с. 51].
Как показывает положительный зарубежный опыт, в процессе формирования кластеров создается такая система, когда производства оказывают друг другу активную помощь и взаимную поддержку, усиливается и ускоряется процесс обмена необходимой информацией, ускоренными темпами по каналам поставщиков, посредников и потребителей распространяются новые бизнес-идеи и продукция и т. д.
В процессе предпринимательства предприятия УИС имеют веское преимущество в продвижении своей продукции, которое они должны непременно использовать при разработке маркетинговой стратегии в рамках общей стратегии предпринимательской деятельности в пенитенциарном учреждении. В России всё более популярным становится бренд «Сделано в тюрьме».
Первый всемирный успех принадлежал итальянской линии мужской одежды, которая была произведена в тюрьме под брендом «Made in jail», что переводится как «Сделано в тюрьме». Вслед за таким рекламным ходом по мировому бизнес-сообществу прокатилась волна хозяйствующих субъектов, которые были построены на основе этой же бизнес-схемы и во главе которых стояли владельцы и персонал предприятий уголовно-исполнительной системы.
Не так давно тюрьма, находящаяся в Германии, разместила на публичном рынке свои акции. Осужденные берлин-
ской тюрьмы Тегел создали предприятие по пошиву мужской одежды. Под брендом «Inmate», что переводится как «Заключенный», выпускаются рубашки, брюки, костюмы, обувь, ремни и т. д. [5]. За первый месяц своего присутствия на рынке предприятие получило более тысячи заказов со всего мира. У нее появились дилерские сети в Лос-Анджелесе, Гонконге, Буэнос-Айресе и других странах мира.
Бренд «Сделано в тюрьме» скоро появится и в России. Около тридцати предприятий ФСИН РФ с 1 июля 2014 г. в качестве эксперимента начали производственно-хозяйственную деятельность под единым брендом «Торговый дом ФСИН России». ФСИН предполагает, что обновленная предпринимательская политика позволит отказаться от неэффективных посреднических услуг, а также будет положительным образом сказываться на активном участии в конкурсах, грантах и торгах, приведет к увеличению объема продаж тюремной продукции за счет успешно зарекомендовавшего себя в мировой практике бренда «Сделано в тюрьме».
Единой предпринимательской площадкой для осуществления всех контрактов и принятия участия в конкурсах и торгах выступит Торговый дом, который будет создан в столице на базе одного из унитарных предприятий ФСИН РФ.
Кроме того, в рамках функционирования Торгового дома планируется открыть специализированный магазин, в котором можно будет приобрести выпущенные в российских колониях товары, которые в настоящее время — без указания места производства — находятся в продаже на прилавках многих магазинов, в том числе оружейной направленности [2].
Таким образом, в процессе формирования эффективной стратегии занятости в сфере малого бизнеса в условиях пенитенциарных учреждений
мы пришли к следующим основным выводам.
1. Помимо проведения анализа и предоставления ежегодных статистических данных о социально-демографическом портрете осужденных РФ, ФСИН России необходимо акцентировать внимание на доведении до предпринимательских структур принципов ведения бизнеса с предприятиями УИС; раскрывать преимущества, особенности и «подводные камни» подобного взаимного сотрудничества; проводить семинары, открытые столы по вопросам выбора правильных форм интеграции бизнес-сообщества с предприятиями УИС и т. д.
2. В связи с тем, что малый бизнес в России занимает значительную долю рынка, об эффективном сотрудничестве в текущих социально-экономических условиях должны задумываться не только предпринимательские структуры, но и государство и сотрудники УИС, которые должны оказывать разностороннюю поддержку предпринимателям и подразделениям УИС, осуществляющим совместную производственно-хозяйственную деятельность.
3. В современных условиях развития национальной экономики эффективность занятости в сфере среднего и малого бизнеса в условиях пенитенциарных учреждений во многом определяется разработкой и внедрением адаптированной предпринимательской бизнес-стратегии и, в частности, инновационной маркетинговой стратегии (разработка узнаваемого, «позитивного» тюремного бренда).
Библиографический список
1. Баринов, Н. И., Гаспарян, С. В. Развитие сельскохозяйственного производства в пенитенциарных учреждениях на основе формирования стратегии // Вестник ОГУ. — 2008. — № 85.
2. Бренд «Сделано в тюрьме» появится в России [Электронный ресурс] // РБК. — 18.02.2014. — Режим доступа : http://top.rbc.ru/economics/18/ 02/2014/905811.shtml.
3. Бусыгин, А. В. Предпринимательство. Основной курс. — М. : ИНФРА, 2003.
4. Матвеева, Н. С. Ресурсный потенциал производственного сектора уголовно-исполнительной системы России [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы экономики, управления и технологии. — Режим доступа : Ы*р://фсин.рфЛеггкогу^ре/]оита1_ЬиПе tin_of_theinstitute/archive/magazine/ 14/13.pdf.
5. Сделано в тюрьме [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.islandbusinessidea.com/busine ssideas/00443.htm
6. Сорокин, А. П. Задача — обеспечить работой максимальное количество осужденных [Электронный ресурс] // Преступление и наказание. — 2011. — № 8. — Режим доступа : Ы1р://фсин.рф/structure/adaptation/folder1 /Sorokin.pdf.
7. Управление организацией : учебник / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. — 3-е изд. перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2003.
8. http://otvety.google.ru/ otvety/thread?tid=4fd2277646d352ca.
9. Официальный сайт УФСИН России // http://www.fsin.su/structure/ adaptation/ producti on_space_agencies_mi/ south_federal_district/index.php.
10. Международный центр тюремных исследований // http://www.prisonstudies.org.
Bibliographic list
1. Barinov, N. I, Gasparyan, S. V. Development of agricultural production in penal institutions-settings on the basis of strategy formation // Vestnik of OSU. — 2008. — № 85.
2. The brand «Made in prison» will appear in Russia [Electronic resource] // RBC. — 18.02.2014. — Mode of access : http://top.rbc.ru/economics/ 18/02/2014/905811.shtml.
3. Busygin, A. V. Owner-the government. Main course. — M. : INFRA, 2003.
4. Matveeva, N. S. The resource potential of the productive sector of the penal system in Russia [Electronic resource] // Actual problems of economics, management and technology. — Mode of access : http://$CHH.p$/territory/Vipe/journal_ bulletin_of_the_institute/archive/ magazine/14/13.pdf.
5. Made in prison [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.islandbusinessidea.com/busine ssideas/00443.htm.
6. Sorokin, A. P. Objective — ensure the maximum quantity of prisoners [Electronic resource] // Crime and punishment, No. 8, 2011. — Mode of access : http://$CHH. p$/structure/adaptation/folder1 /Sorokin.pdf.
7. Organization management : textbook / ed. by A. G. Porshnev, Z. P. Rumyantseva, N. A. Salomatina. — 3-e ed. — M. : INFRA-M, 2003.
8. http://otvety.google.ru/ otvety/ thread?tid=4fd2277646d352ca.
9. http://www.fsin.su/ structure/adapt ati on/producti on_space_agencies_mi/south_ federal_district/index.php.
10. http://www.prisonstudies.org.