ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВСЕРОССИЙСКИХ СОРЕВНОВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ «ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СОСТЯЗАНИЯ»
Н.С. ФЕДЧЕНКО, ФЦОМОФВ, г. Москва
Аннотация
В настоящее время правительство Российской Федерации рассматривает в качестве актуальной проблему сохранения здоровья граждан страны. Наиболее эффективным признано создание «здоровых» привычек у подрастающего поколения, именно поэтому с каждым годом спорт и физическая культура начинают играть более важную роль в социализации обучающихся Российской Федерации. Здоровье детей и подростков является одним из решающих показателей, определяющих потенциал страны. Среди ключевых социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием, - формирование основ здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях
физической культурой и спортом.
Ключевые слова: образование, физическая культура, спорт, Всероссийские спортивные соревнования школьников
«Президентские состязания».
ORGANIZATIONAL BASIS OF THE ALL-RUSSIAN COMPETITION FOR SCHOOLS "PRESIDENTIAL COMPETITIONS"
N.S. FEDCHENKO, FCOMSPE, Moscow city
Abstract
At present, the problem of preserving the country citizens' health is gaining relevance for the government of the Russian Federation. The most effective is the creation of the younger generation's "healthy" habits. That is why every year sports and physical culture play an important role in the socialization of students in the Russian Federation. Children and adolescents' health is the most important indicator that determines the country's potential. Among the most important social tasks facing education today is the formation of the foundations of a healthy lifestyle, the need for systematic physical
education and sports.
Keywords: education, physical culture, sports, All-Russian sports competitions for schoolchildren "Presidential
Competitions".
Одна из двух приоритетных целей национального проекта «Образование» - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, которое невозможно без физической культуры и спорта [1]. В системе образования занятия физической культурой и спортом реализуются на всех уровнях: дошкольном, общем, среднем профессиональном, в дополнительном образовании детей.
Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» (далее - Президентские состязания) проводятся ежегодно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников» Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством спорта Российской Федерации [2].
Президентские состязания являются важной составляющей национальной системы физкультурно-спортив-
ного воспитания подрастающего поколения, направленной на совершенствование физической подготовки, привлечение к занятиям физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни у обучающихся. По принципам организации и масштабу проведения соревнования не имеют аналогов в мире и являются самым массовым физкультурно-спортивным мероприятием среди обучающихся в Российской Федерации.
К основным задачам спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» относятся:
- укрепление здоровья, вовлечение детей в систематические занятия физической культурой и спортом;
- пропаганда физической культуры и спорта как средства физического, нравственного и духовного воспитания подрастающего поколения;
- определение уровня физической подготовленности обучающихся;
- определение лучших классов, городских и сельских классов-команд, добившихся наилучших результатов в физкультурно-спортивной деятельности, показавших высокий уровень творческих способностей и теоретических знаний в области физической культуры и спорта.
- взаимодействие между государствами-участниками СНГ в сфере развития школьного спорта.
Президентские состязания - это самый масштабный проект, который реализуется ежегодно на территории Российской Федерации с целью популяризации здорового образа жизни среди обучающихся, привлечения их к занятиям физической культурой и спортом, формирования позитивных жизненных установок подрастающего поколения.
Президентские состязания имеют свою идеологию, структуру, формы проведения, а также эмблему и флаг. Идеология мероприятия - гармоничное развитие ребенка - физическое, духовно-нравственное, гражданское и патриотическое, воспитание творческой и интеллектуальной личности, имеющей активную жизненную позицию [2].
Ценность Президентских состязаний - в их комплексности. Они направлены на гармоничное развитие личности, совершенствование физической подготовки обучающихся, их массовое привлечение к занятиям физической культурой и спортом, формирование у обучающихся здорового образа жизни и выявление талантливых детей. Каждый ребенок - участник школьного, муниципального, регионального и всероссийского этапов
Президентских состязаний проявляет себя в разных видах деятельности.
Основными задачами теоретической, интеллектуальной, творческой и спортивной деятельности Состязаний является:
• становление гражданской, нравственной и патриотической позиции подрастающего поколения, формирование позитивных жизненных установок, развитие культуры личности обучающихся;
• определение уровня знаний и талантливых обучающихся в предметной области «Физическая культура»;
• пропаганда научных знаний в области физической культуры и спорта;
• повышение интереса обучающихся к изучению учебного предмета «Физическая культура»;
• укрепление международных спортивных и гуманитарных связей, обмен опытом с государствами-участниками СНГ в части развития школьного спорта;
• пропаганда и продвижение русского языка и культуры народов России в государствах-участниках СНГ, знакомство с культурой и традициями этих стран;
• определение классов-команд, показавших высокий уровень физической подготовки.
К организации и проведению школьных этапов Президентских состязаний следует привлекать обучающихся, занимающихся в школьных спортивных клубах. Очень важно обратить внимание на развитие коммуникативных навыков обучающихся, потребности в самореализации в различных видах деятельности, поддержке детской инициативы.
Таблица 1
Статистика участников «Президентских состязаний» 2016-2020 учебных годов (чел.)
Учебный год Школьный этап Муниципальный этап Региональный этап Всероссийский этап
2016/2017 11 040 000 2 746 269 28 598 1810
2017/2018 11 063 489 2 812 577 33 669 1714
2018/2019 11 094 707 2 913 332 34 718 1902
2019/2020 10 546 000 Отменён по причине COVID-19 Отменён по причине COVID-19 1449 обучающихся
Учебный год 2016/2017 стал новой вехой в процессе совершенствования этих соревнований. Вопрос о состоянии их развития впервые был рассмотрен 11 октября 2016 года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта.
В таблице 1 представлено количество участников «Президентских состязаний» четырех этапов. Согласно данным, только за последние четыре года в регулярную физкультурно-спортивную деятельность дополнительно вовлечено более 50 млн обучающихся Российской Федерации. Из таблицы также видно, что ежегодно в школьном этапе соревнований «Президентские состязания» участвует более 11 млн обучающихся. В 2019/2020 уч. г., несмотря на эпидемиологическую обстановку в стране, всероссийский этап Президентских состязаний состоялся в формате «онлайн».
В школьном этапе Президентских состязаний в 2016/ 2017 уч. г. приняли участие 11,1 млн обучающихся, из них 8,2 млн обучающихся городских общеобразовательных организаций и 2,9 млн - сельских общеобразовательных организаций. Количество участников школьного этапа, по сравнению с 2015/2016 уч. г., выросло на 403 412 чел. и составило 74,1% от общего числа обучающихся общеобразовательных организаций Российской Федерации (14,9 млн чел.), при этом произошло его снижение на 1,2%.
Количество обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, принявших участие в школьном этапе Президентских состязаний в 2016/2017 уч. г., на 3,2% выше, чем в городских поселениях, что свидетельствует о том, что интерес к данному мероприятию в сельской местности выше, чем в городских поселениях.
В 2018/2019 уч. году количество образовательных организаций в городских поселениях, участвующих в школьном этапе, составило 89,49% от общего числа общеобразовательных организаций Российской Федерации, что на 0,11% больше, чем в 2017/2018 г. А процент участия сельских общеобразовательных организаций, участвующих в школьном этапе, составил 89,05%, что на 0,26% больше, чем в 2017/2018 г.
По информации, предоставленной субъектами Российской Федерации, в 2019/2020 уч. г. в городских поселениях проходили обучение 12 013 017 чел., что на 520 209 обучающихся больше, чем в 2018/2019 г.
В 2019/2020 уч. г. в школьном этапе Президентских состязаний приняли участие 7 997 304 обучающихся городских общеобразовательных организаций, что составило 66,57% от общего числа обучающихся в городских поселениях - на 212 644 обучающихся меньше (4,86%), чем в 2018/2019 г.
В 2019/2020 уч. г. в школьном этапе Президентских состязаний приняли участие 2 548 995 обучающихся сельских общеобразовательных организаций, что составило 65,61% от общего числа обучающихся в сельской местности - на 335 764 обучающихся меньше (6,59%), чем в 2018/2019 г.
Все это говорит о том, что данное мероприятие популярно и востребовано у школьников. Так, в Президентских состязаниях 24 субъекта Российской Федерации достигли 100% участия общеобразовательных организаций.
Участие в Президентских состязаниях - это возможность:
^ определить лучшие команды общеобразовательных организаций;
^ проявить силу характера, почувствовать честное спортивное соперничество и командный дух;
^ приобрести соревновательный опыт и повысить спортивное мастерство;
^ воспитать в каждом участнике общую культуру, патриотизм, гражданственность и другие общечеловеческие ценности;
^ проявить интеллектуальные и творческие способности.
В настоящее время формируется эффективная система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Победители и призеры всероссийских этапов Президентских состязаний включаются в реестр государственного информационного ресурса об одаренных детях с последующим их сопровождением образовательным фондом «Талант и успех» [2].
В реестр государственного информационного ресурса внесены 528 обучающихся, проявивших выдающиеся способности и являющиеся победителями и призерами Президентских состязаний. Для участников и руководителей команд всероссийских этапов Президентских состязаний организуются пресс-конференции, образовательные программы (семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы), встречи с олимпийскими чемпионами и Героями России.
Организация Президентских состязаний ежегодно совершенствуется. В ближайшие годы планируется реструк-
туризация ее системы с целью эффективного проведения Состязаний за счет создания дивизионов городских команд школьных спортивных клубов (1 дивизион -населенные пункты с численностью населения свыше 250 тыс. чел.; 2 дивизион - населенные пункты с численностью населения до 250 тыс. чел.) и сельских команд школьных спортивных клубов (1 дивизион - населенные пункты свыше 5 тыс. чел., 2 дивизион - населенные пункты до 5 тыс. чел.).
Впервые в 2020/2021 уч. г. во всероссийском этапе Президентских состязаний примут участие команды школьников Содружества Независимых Государств (Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Узбекистан). Выступление команд школьников СНГ позволит укрепить международные спортивные и гуманитарные связи, поделиться опытом со странами СНГ в части развития школьного спорта, а также послужит стимулом к пропаганде и продвижению русского языка и русской культуры, культуры народов России в странах СНГ.
В своем обновленном расширенном формате Президентские состязания будут способствовать более тесному взаимодействию между государствами-участниками Содружества Независимых Государств в сфере развития школьного спорта.
К 2024 году планируется Всероссийским спортивным соревнованиям (играм) школьников «Президентские состязания» присвоить статус международных соревнований с участием школьников стран ШОС, а также направлять победителей всероссийского этапа для участия во Всемирных познавательных играх, проводимых под эгидой ¡БЕ
В перспективе планируется учреждение переходящего Кубка Президента Российской Федерации по Всероссийским спортивным соревнованиям (играм) школьников «Президентские состязания».
Президентские состязания имеют огромный потенциал, который позволит обеспечить современное развитие системы физического воспитания в Российской Федерации, выполнение целевых показателей по увеличению численности детей и молодежи, участвующих в спортивных общественных объединениях, и систематически занимающихся школьным и массовым спортом, а также воспитание духовно и нравственно культурного, физически подготовленного, здорового и высокообразованного подрастающего поколения нашей Родины [3].
Развитие и совершенствование Президентских состязаний как одной из составляющих частей школьного спорта зависит от системности и эффективного социального партнерства всех заинтересованных структур: органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в области физической культуры и спорта; органов местного самоуправления в сфере образования, физической культуры и спорта, общеобразовательных организаций.
Важными аспектами развития Президентских состязаний следует считать:
• совершенствование организационно-методического обеспечения субъектов Российской Федерации посредством накопления и трансляции научно-методического опыта в сфере массовой физической культуры и школьного спорта; формирование научно-методических экспертных сообществ и внедрение инновационных разработок в практическую деятельность образовательных организаций по формам спортивно-массовых мероприятий;
• совершенствование информационного обеспечения «Президентских состязаний» посредством создания специализированных радио- и телевизионных программ о спортивных соревнованиях школьников, создания и продвижения интерактивных продуктов, направленных на развитие школьного спорта;
• укрепление роли школьного спорта в системе спортивно-массовых мероприятий на международном уровне, совершенствование механизмов сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ и ШОС с международными спортивными федерациями;
• увеличение доли обучающихся, принимающих участие в Президентских состязаниях и Президентских спортивных играх на школьном этапе;
• увеличение доли субъектов Российской Федерации, принимающих участив в финальном этапе Президентских состязаний и Президентских спортивных играх до 100%;
• увеличение доли стран СНГ, принимающих участие во Всероссийских спортивных соревнованиях (играх) школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры» до 90% от общего числа стран СНГ к 2022 г.;
• успешное выступление команд Российской Федерации на всероссийском этапе Всероссийских спортивных
соревнований (игр) школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры» с участием команд школьников стран СНГ.
Необходимо сформировать эффективную модель организации спортивно-массовой работы в образовательных организациях Российской Федерации в рамках проведения Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские состязания» с участием команд школьников стран СНГ и ШОС, которая позволит повысить конкурентоспособность школьного спорта на международной арене; создать в каждом субъекте Российской Федерации региональный центр по выявлению, развитию и поддержке талантов у детей и молодежи по направлению «Спорт».
В целях дальнейшего развития и модернизации процесса организации Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские состязания» к 2024 г. планируется проводить соревнования по игровым видам спорта на школьном и муниципальном этапах Президентских состязаний по круговой системе с целью максимального привлечения обучающихся к участию в соревнованиях и популяризации видов спорта.
В нашей стране уделяется большое внимание развитию и совершенствованию школьного спорта. Строятся спортивные сооружения, проводится большое количество спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий среди детей и подростков. Школьные соревнования - одна из самых эффективных мер повышения физической подготовленности и мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования морально-волевых качеств и основных черт характера, что в конечном итоге позволяет формировать социальную личность учащегося и готовить его к жизни с окружающими его людьми.
Литература
1. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]. - URL: https://minobrnauki.gov. ru/files/NP_Obrazovanie.htm (доступ 18.05.2021).
2. Федеральный центр огранизационно-методического сопровождения физического воспитания [Электронный ресурс]. - URL: http://фцомофв.рф/ (доступ 18.05.2021).
3. Методические рекомендации по проведению школьных и муниципальных этапов Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры» в течение учебного года [Электронный ресурс]. - URL: http:// фцомофв.рф/presidential-contest/ps2014-2015/page387/ (доступ: 18.05.2021).
References
1. Passport of the national project "Education" [Online], URL: https://minobrnauki.gov.ru/files/NP_Obrazovanie. htm (access date: 18.05.2021).
2. Federal Center for Organizational and Methodological Support of Physical Education [Online], URL: http:// ftsomofv.rf/ (Access date: 18.05.2021).
3. Methodological recommendations for the conduct of school and municipal stages of the All-Russian Sports Competitions (games) for schoolchildren "Presidential Competitions" and "Presidential Sports Games" during the academic year [Online], URL: http://ftsomofv.rf/ presidential-contest/ps2014-2015/page387/ (access date: 18.05.2021).