вести в порядок документацию, процесс обучения. Иногда то, что показывает учитель во время административного контроля, не всегда соответствует его постоянной работе. Получается, что контроль - ради моментных «приличных» результатов, а не показатель и, тем более, не стимулятор к прогрессу. В слу-
чае предложения со стороны администрации провести контроль в качестве услуги для установления уровня качества работы учителя он воспринимается как помощь. Учитель не маскирует свои незнания, готов исправлять ошибки и надеяться на помощь».
Список литературы
1. Данилевский Ю. Д., Шапигузов С. М., Ремизов П. А. Аудит. М., 2000. 543 с.
2. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. Минск, 1996. 283 с.
3. Кови С. Р. Принцип-центричное руководство / пер. с англ. П. А. Самсонова. Мн. : Попурри, 2002. (Серия «Успех!»). 368 с.
4. Поташник М. М. Управление качеством образования. М., 2000. 448 с.
5. Сарапулов В. А. Теория и практика управления качеством образования. Вып. 1. Чита : Экспресс-издательство, 2005. 180 с.
у ДК 371.037 ББК Ч 421.354
Е. А. Колькина
Физическое воспитание учащихся во внеурочное время в общеобразовательных школах Забайкалья (1945-1991 гг.)
В статье раскрываются цели и задачи физического воспитания как части общего развития личности, определяется его специфика в Забайкалье, выделяются этапы, рассматривается состояние физического воспитания школьников Забайкалья во внеурочное время в период 1945-1991 гг. Для решения задач по укреплению здоровья детей и подростков, проведению ими разумного содержательного досуга необходимо активно использовать различные формы организации систематических занятий физической культурой и спортом.
Ключевые слова: школьники, здоровье, физическое воспитание, спортивные секции, соревнования, ГТО (готов к труду и обороне).
E. А. Kolkina
Physical training of the pupils in comprehensive schools of Zabaikalia in out of class activities (1945-1991)
This article deals with the aim and objectives of physical training asapart of person's general education; its characteristic features in Zabaikalie are determined; the periods are focused on; examines the position of pupil's physical training in their time in Zabaikalie since 1945 till 1991. To solve the problems about the improvement of pupil's and teenagers, health about the sensible and substantial realization of their leisure it is necessary to use actively different kinds of organization of their systematical lessons of physical training.
Key words: pupils, health, physical training, sport sections, competitions, Readiness to the Work and Defense.
Физическое воспитание - это органическая часть общего воспитания, социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоническое развитие форм и функций организма человека, а здоровье подрастающего поколения является основным критерием его благополучия [4].
Забайкалье по природно-климатическому и социально-экономическому положению относится к депрессивным или критическим регионам России. Продолжительная суровая зима, среднегорье и пониженное содержание кислорода, резкие перепады суточных температур значительно ограничивают двигательную активность и в соответствии с этим оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья ребенка [1; 2].
Педагоги и общественность нашего края были заинтересованы в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым и здоровым, готовым к труду и защите Родины. Для решения этой задачи в послевоенное время было необходимо повысить эффективность физического воспитания школьников, организовать ежедневные занятия учащихся физической культурой, как на уроках, так и во внеурочное время. Внедрение физической культуры и спорта во внеурочное время требовало широкого использования имеющихся резервов с целью привлечения всех школьников к систематическим физкультурным занятиям.
Рассмотрение состояния физического воспитания во внеурочное время с 1945 по 1991 гг. основано на анализе реализуемых целей физкультурной подготовки учащихся. На основании проведенного анализа нами было выделено четыре периода в развитии физического воспитания:
- 1945-1953 гг. - целью этого периода было укрепление и восстановление подорванного войной здоровья учащихся;
- 1954-1966 гг. - привлечение учащихся к участию в массовом физкультурном движении в стране;
- 1967-1984 гг. - выявление наиболее одаренных спортсменов и ориентация занятий на достижение учащимися высоких спортивных результатов;
- 1985-1991 гг. - приобщение школьников к ежедневным систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом.
Физические занятия с детьми, помимо укрепления физических сил, всегда имели ценностно-ориентированную направленность. Ценность здоровья сопрягалась непосредственно с другими ценностями. Так в предвоенный, военный и послевоенный период физическое укрепление здоровья тесно увязывалось с ценностями патриотического воспитания, готовности защищать Родину.
В послевоенный период времени (1945-1953 гг.) процесс перестройки физической культуры и спорта к мирным условиям не был быстрым и однозначным, военизированная направленность занятий и соревнований частично еще сохранялась, но эти изменения были закономерными, отвечающими конкретной действительности. Главной задачей физического воспитания было укрепление здоровья детей, подорванного в военные годы.
Вся эта работа проводилась на основе комплекса ГТО (Готов к труду и обороне СССР). ГТО - всесоюзный физкультурный комплекс, составляющий основу государственной системы физического воспитания и направленный на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины. Комплекс являлся основой программ по физическому воспитанию. В комплекс входили: гимнастические упражнения, бег, прыжки, ме-
тание диска, копья, толкание ядра, плавание, лыжные гонки, стрельба. Комплекс ГТО был введен в 1931г. по инициативе ВЛКСМ; в 1932 г. дополнен 2-й ступенью и в 1934 г. - ступенью «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). 1-я ступень комплекса ГТО рассчитана на девушек и юношей 1618 лет; 2-я - на взрослых (19 лет и старше). Ступень комплекса БГТО - на девочек и мальчиков 14-15 лет. С 1 января 1955 г. вводится в действие новое положение, утверждаются нормы Всесоюзного физкультурного комплекса «ГТО СССР». С 1966 г. введена специальная ступень комплекса - «Готов к защите Родины».
В соответствии с задачами комплексов ГТО и БГТО в Забайкалье для работы с детьми во внеурочное время создавались физкультурные кружки и спортивные секции, проводились соревнования и спартакиады. Большое место отводилось подготовке и сдаче учащимися норм комплекса ГТО. К этой форме работы привлекались как целые ученические классы, а также ученики, занимающиеся в специальных секциях [5].
В школах г. Читы и Читинской области наблюдалось значительное улучшение постановки воспитательной работы по физической культуре. Отмечалась хорошая работа преподавателя Г. В. Вялова из средней школы № 6 г. Читы, воспитанники которого ежегодно составляли сборную команду школьников области по спортивной гимнастике.
В школах Акшинского района было создано 19 оборонных кружков (ПВХО-противовоздушной и противохимической обороны, ВС - «Ворошиловский стрелок», ГТО и БГТО «Будь готов к труду и обороне») (табл. 1), с охватом 274 учеников, в которых 72 % занимающихся сдали нормы ГТО и БГТО. По Читинскому району было создано 29 физкультурных кружков с численностью 536 учащихся [6].
В области работали детские спортивные школы, школьники занимались в секциях легкой атлетики, гимнастики, французской борьбы, бокса, лыжников, волейбола и др. Проходили городские состязания юных борцов французской борьбы и боксеров, областные спартакиады по легкой атлетике, и впервые - соревнования на первенство школ области по футболу, школьные соревнования по лыжам, стрельбе из мелкокалиберной винтовки, волейболу, гимнастике.
В период с 28 по 29 июня 1953 г. в г. Чите на стадионе «Динамо» проходили областные соревнования школ Министерства просвещения РСФСР по легкой атлетике, в которых приняло участие 178 школьников из 18 районов. Положительным моментом следует считать участие команд отдаленных районов области, в которых преподаватели физического воспитания, руководители школ и заведующие отделами народного образования со всей серьезностью отнеслись к данному мероприятию.
Систематические занятия физической культурой способствовали решению воспитательных задач: воспитание у школьников потребности к ежедневным физическим упражнениям, интереса и любви к коллективным играм, привитие санитарно-гигиенических норм необходимых учащимся в повседневной жизни. Таким образом, многочисленные занятия с учащимися во внеурочное время способствовали массовому привлечению детей и подростков к физкультурным занятиям и спорту, что позволяло укреплять их здоровье. Однако надо отметить, что все занятия имели определенные идейно-политические установки. Ценность физического здоровья рассматривалась как важный показатель крепости государства.
В период с 1954 по 1966 гг. изменяются целевые установки занятий с учащи-
мися в области физической культуры. Ориентация на массовость работы со школьниками уступает место собственно специфическим задачам физического развития детей и подростков, на первый план выдвигаются проблемы качества физического воспитания. Работа школьных коллективов физической культуры имеет задачу - совершенствование навыков учащихся, прививаемых на уроках физической культуры и расширение их объема путем проведения во внеурочное время занятий спортом. Основой работы во внеурочное время, также как и раньше, служит комплекс ГТО.
По школам г. Читы (1954 г.) было подготовлено значкистов ГТО - 71 человек, БГТО - 550 человек. В Бадинской школе (1955 г.) проводилась успешная внеклассная и внешкольная спортивномассовая работа, было подготовлено: значкистов БГТО - 66 учащихся, ГТО 1 ступени - 35, спортсменов III разряда -14, юношеского - 37. В Сретенском районе больше половины учащихся сдали нормы на значки ГТО и БГТО [8].
Внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию в школах области (1955г.), проходила под знаком подготовки ко второй Всероссийской спартакиаде школьников. На Совете облоно обсуждался вопрос о состоянии физического воспитания в школах области. Совет наметил ряд мероприятий. Районные соревнования по легкой атлетике были проведены в 33 районах, а в областных соревнованиях приняло участие 240 школьников от 24 районов, это на 10 районов больше, чем в 1954 году. Технические результаты были гораздо выше, например: 10 районов боролись за 1 место, 7 участников установили новые областные рекорды по группе юношей.
В областных соревнованиях по легкой атлетике в 1958г. было показано 24 результата соответствующих III разря-
ду (против 20-ти в 1957 и 10-ти в 1956 г.). Сборные команды школьников области принимали участие в зональных соревнованиях (г. Кемерово) по лыжному спорту, в предварительных играх по баскетболу и волейболу, в зональных соревнованиях V Всероссийской спартакиады учащихся по гимнастике, стрельбе, плаванию, легкой атлетике и велоспорту в г. Улан-Удэ и г. Бийске.
Сборная команда велосипедистов сумела занять лишь 12-е место из 19-ти команд Урала, Сибири и Дальнего Востока, а команда легкоатлетов заняла последнее 7-ое место по Дальневосточной зоне РСФСР. По спортивной гимнастике Читинская область заняла 37-ое место из 59, по конькобежному спорту
- 37 (юноши), 39 (девушки), команда по лыжному двоеборью и прыжкам с трамплина заняла 36 место. Более удачным было выступление хоккеистов, они заняли 12 место по республике, 18 место завоевали юные слаломисты и 24 место по лыжным гонкам, что считалось удовлетворительными показателями. Общее командное место во Всероссийской спартакиаде - 26 из 59, против 46-го в прошлогодней летней V Всероссийской спартакиаде.
В период 1967-1984 гг. занятия физкультурой и спортом приобретают новую направленность. И хотя задача по физическому воспитанию всех обучающихся не снимается с повестки дня, на первый план выдвигаются цели отбора наиболее талантливых детей и специальной работы с ними. Физическая культура все в большей степени начинает ориентироваться на достижение высоких результатов в том или ином виде спорта. Ценность здоровья посредством физических занятий всех учащихся утрачивает свое первенствующее значение, уступая место ценности индивидуальных достижений. Вся работа
со школьниками во внеурочное время придерживается цели - достижения спортивных результатов, вследствие этого вся кружковая работа плавно переходит в секционные занятия.
Всесоюзный съезд учителей (1968 г.) обратил внимание на необходимость обеспечить не только духовное, но и физическое развитие всей советской молодежи. Стали инициироваться занятия школьников в спортивных секциях, которые работали в течение всего учебного года. Спортивно-массовой работой в Забайкалье было охвачено 60 % учащихся, дополнительно подготовлено 22600
- значкистов ГТО и БГТО, 76 - спортсменов 1-го разряда, 12260 - спортсменов остальных разрядов.
В марте 1972 г. по всей стране был введён в действие новый комплекс «ГТО СССР». Работа по внедрению нового комплекса ГТО в отдельных школах Забайкалья была начата своевременно.
Массовая работа со школьниками активизировалась в связи с проведением различных политических кампаний. Так, к празднику 50-летия пионерии Забайкалья (1972 г.), внеклассной спортивно-массовой работой в области Система кружков, спортивных секций, совместная работа с дворцом пионеров, спортивным комплексом, домом культуры
- позволяли каждому школьнику найти дело по душе.
Период 1985-1991 гг. характерен новой комплексной программой по физической культуре, ориентирующей школу на организацию ежедневных занятий физическими упражнениями. Необходимо было обеспечить включение каждого учащегося 1-10-х классов в систематические занятия физической культурой и спортом на основе единого расписания работы школы и внешкольных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности [7].
Читинский обком КПСС, облисполком и обком профсоюзов работников просвещения по вопросам народного образования наметили ряд задач и мероприятий: привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом 376,7 тысяч человек, подготовить 29 мастеров спорта СССР, 1475 спортсменов I разряда и кандидатов в мастера спорта, 107,6 тысяч спортсме-нов-разрядников и 138,9 тысяч значкистов ГТО. Практиковать проведение соревнований, массовые лыжные и легкоатлетические пробеги, спортивные праздники с максимальным привлечением школьников.
С распадом СССР в 1991 г. закончилась эра советского физкультурного движения. Прекратили свою деятельность профсоюзные спортивные общества «Буревестник», «Спартак», «Урожай». Практически свернули работу до минимума ведомственные физкультурно-спортивные организации «Динамо», «Локомотив». Из-за отсутствия средств на их содержание стали закрываться многие спортивные центры.
Исследование в сфере организации работы по физическому воспитанию школьников во внеурочное время в Забайкалье показывает, что в период с 1945 по 1991 гг. этот процесс шел нестабильно и неравномерно. Проявлялось это, прежде всего, в неравномерном охвате работой по физическому воспитанию территорий региона. Вся физкультурная деятельность в большей степени осуществлялась в г. Чите и районных центрах. Отдаленные территории оставались без должного внимания со стороны руководящих органов. Только совместными усилиями заинтересованных структур можно решать вопросы, связанные с развитием внеурочной формы организации систематических занятий физической культурой и спортом.
Список литературы
1. Агаджанян Н. А. Человек : экология, культура, образование : моногр.. М. : РУДН, 2003. 200 с.
2. Гомбоева Н. Г. Климат и здоровье населения Забайкалья. Чита, 2001. 112 с.
3. Киселёв В. Я. Физическая культура и спорт в Забайкалье: история и современность. Чита, 2008. 108 с.
4. Лях В. И., Зданевич А. А. Программы общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2008. 127 с.
5. Государственный Архив Забайкальского Края (ГАЗК).
6. Ф. 17. Д. 209. 27 л.
7. ГАЗК. Ф. Р.-17, Д. 210. Л. 64.
8. ГАЗК. Ф. Р.-17, Д. 1717. Л. 11.
УДК 370 ББК Ч 426.99
П. С. Матвеев
Содержание курса основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательной школе
Предлагаемая статья посвящена вопросу о направлении современного школьного образования. Отмечается его утилитаризм и необходимость личностного подхода к образованию. Одним из средств может служить новый комплексный предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Раскрывается содержание шести модулей входящих в программу курса.
Ключевые слова: личность, духовно-нравственное воспитание, религиозная культура, православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.
P. S. Matveev
The content of the course of bases of religious cultures and civil ethics in public school
The given article is devoted to the problem of the directions in the contemporary high education. Its utili-tarism and necessity of individual approach to the education are considered.
Anew complex subjekt «The bases of religious cultures and civil ethics» can be one of the means.the content of six mod parts included to the course is explained.
Key words: hersonality, moral up-bringing, religious culture, the tyhes of all the religions, civil ethics.
Современная школа, носящая название общеобразовательной, в своем реальном положении все более утрачивает свое общеобразовательное содержание. Последние десятилетия школа приобретает более профессиональную направленность. Ее основной задачей
становится подготовка специалиста для рынка труда. Изучение основ широкого спектра фундаментальных наук постепенно сводится к получению информации из различных областей знания и жизненных сфер для их утилитарного применения. Более массовый характер