зультатов проекта заключается и в необходимой подготовке студентов в области драматургии, режиссуры, сценического мастерства.
Литература
1. Гордин В.Э. Компетентностный подход в подготовке экономистов // Экономика
и образование в XXI веке: Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2007 год. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
2. Гордин В.Э., Корчагина Е.В. Сценические технологии в обучении менеджменту // Новые технологии в образовании. 2009. № 6. С. 90-93.
GORDIN V., KORCHAGINA E. SCENIC TECHNOLOGIES IN HIGHER SCHOOL MANAGEMENT TRAINING
The article presents the innovative educational methodology developed by authors. The innovative methodology is focused on communication skills training of university students of managerial specialties. The offered innovative methodology is based on formation and further practice of scenic technologies (actor’s skill, stage director’s and dramaturgic skills) in management courses. The described methodology was applied at Management Department of Saint-Petersburg branch of State University - Higher School of Economics. Positive effects of the innovative educational technology practice are effective communicative skills development, problem-solving creative approach promotion, expansion of cultural and social outlook of student’s audience.
Keywords: innovative educational technology, scenic technologies, educational performance, business communications.
Б.А. ЖИГАЛЕВ, профессор Нижегородский государственный лингвистический университет
Организационные основы управления развитием вуза
В статье рассматриваются вопросы организации управления развитием вуза в контексте менеджмента качества образования. На опыте Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова раскрывается содержание управленческой деятельности на разных уровнях.
Ключевые слова: управление, организация управления, уровни управления, культуросообразная стратегия управления.
Реформирование системы высшего образования определяется главной задачей российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на базе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Публикации последних лет свидетельствуют, что в области решения данной задачи во многих вузах уже накоплен положительный опыт [1-4]. При этом большое внима-
ние уделяется вопросам организации управления как отдельными аспектами, так и целостной системой качества в вузе. Это создает широкий спектр мнений, приоритетов, действий, обеспечивающий многообразие подходов к вопросам модернизации образовательной деятельности вузов и убеждающий в необходимости непрерывного развития вуза как центра образования, науки и культуры.
Цель настоящей статьи - рассмотреть некоторые существенные, на
взгляд автора, вопросы организации управления развитием вуза на примере опыта Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова.
В нашем вузе разработана Концепция качества подготовки специалистов (далее - Концепция), где отражены основные направления его развития [5]. Свою миссию НГЛУ видит в расширении образовательного пространства, удовлетворении потребностей граждан в получении образования, обеспечении рынка труда конкурентоспособными специалистами, в развитии прикладных и фундаментальных научных исследований, интеграции в образование передовых технологий и научного потенциала Нижнего Новгорода, Нижегородской области и других регионов Российской Федерации, в повышении культурного и нравственного уровня граждан.
С организационной точки зрения управление университетом носит уровне-вый характер и включает четыре основных уровня: вузовский; факультетский; кафедральный; преподавательский. Базовую организационную структуру управления развитием НГЛУ составляют Ученый совет, ректор, проректоры, научно-методический совет университета, отдел контроля качества образования, руководители институтов и факультетов НГЛУ. При этом предполагается возможность делегирования управленчес-кихфункций каккафедрам, таки каждому преподавателю.
Вузовский уровень управления характеризуется решением общих для всего вуза стратегических задач. Прежде всего, это определение совместно с заказчиком (отраслевым или региональным министерством, Управлением образования субъекта Федерации и т.д.) перечня направлений и специальностей подготовки кадров и плана ежегодного приема на первый курс по раз-
личным формам обучения; создание современной материальной базы образовательного процесса. В содержание управленческой деятельности на данном уровне включаются:
• аттестация и аккредитация вуза с получением соответствующего свидетельства; лицензирование и открытие новых направлений и специальностей подготовки специалистов;
• организация работы приемной комиссии вуза;
• организация разработки и издания научной и учебно-методической литературы, обеспечивающей лицензионный норматив;
• пополнение фондов библиотеки и её информатизация;
• создание внутривузовской информационной сети, организация выхода в городскую межвузовскую сеть и Интернет;
• контроль за ходом образовательного процесса на факультетах и оценка его эффективности;
• организация текущей аттестации студентов и итоговой аттестации выпускников вуза.
На факультетском уровне управления в НГЛУ решаются вопросы разработки и организации образовательного процесса по одной или нескольким родственным специальностям факультета. Прежде всего, это разработка профессиональных образовательных программ (ПрОП) по соответствующим специальностям (направлениям) для той или иной формы обучения (дневной, очно-заочной, заочной, вечерней). ПрОП базируется на Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования соответствующей специальности (направления), она содержит учебный план подготовки по специальности, требования к уровню подготовки (квалификационную характеристику), краткое содержание всех дисциплин
учебного плана по блокам, включая дисциплины дополнительной специальности и перечень курсов по выбору, перечень зачетов и экзаменов по семестрам и курсам, требования к выпускной квалификационной работе выпускников. ПрОП и ее сердцевина -учебный план - разрабатывается коллективом ведущих преподавателей факультета во главе с деканом, обсуждается на совете факультета и утверждается на Ученом совете вуза.
Деканат контролирует своевременность и качество проведения учебных занятий, организации самостоятельной работы студентов, разрабатывает единые комплексные планы работы факультета на учебный год и осуществляет контроль за их выполнением. По всем вопросам организации образовательного процесса - от совершенствования материальной базы кафедр до организации текущего контроля знаний студентов - деканат работает в тесном контакте с кафедрами.
На кафедральном уровне управления решаются задачи кадрового и учебнометодического обеспечения преподавания учебных дисциплин, закрепленных за кафедрой. С точки зрения управления образовательным процессом студентов основополагающим для кафедры является разработка по каждой дисциплине учебной программы дисциплины.
На кафедре осуществляется организация и контроль самостоятельной и индивидуальной работы студентов, выполнения курсовых работ и итоговых квалификационных работ выпускников. На заседаниях кафедры и методической комиссии анализируются результаты усвоения студентами кафедральных учебных дисциплин, принимаются решения о необходимости разработки методических пособий по темам или разделам дисциплин, утверждаются контрольные материа-
лы, обсуждается качество проведения аудиторных занятий и индивидуальных консультаций преподавателями кафедры, решаются вопросы повышения педагогического и профессионального мастерства преподавателей, совершенствования материальной базы учебных лабораторий кафедры, информатизации учебного процесса.
Кафедра работает в тесном контакте с деканатом факультета. Планы её работы, с одной стороны, базируются на планах работы факультета, а с другой - являются основой для детальной разработки факультетских планов работы со студентами.
Четвертый, преподавательский уровень управления в вузе является особенно важным. Именно преподаватель, общаясь со студентами, должен перевести учебную программу дисциплины в конкретные компетенции студентов, определяющие качество их профессиональной подготовки. Преподаватель должен не только глубоко знать сущность преподаваемой науки, но и быть мастером педагогического труда и психологом, хорошо знающим особенности студенческой молодежи. Он должен быть интересной для студентов личностью, владеть современными технологиями обучения и методами поиска и обработки информации, обладать широким кругозором и высокой культурой, владеть иностранными языками, быть образцом в организации современного учебного процесса. Только преподаватель, хорошо знающий цели и задачи образовательного процесса вуза в целом, способен успешно решать стоящие перед ним задачи. Как член кафедры, он непосредственно отвечает за качество изучения студентами конкретной учебной дисциплины, а как сотрудник факультета, в определенной степени несет ответственность за качество подготовки специалиста в целом.
Для полноценного развития университета важно соединить все четыре уровня управления образовательным процессом в целостную систему. Действенным фактором такого объединения выступает корпоративная (организационная) культура вуза. Она понимается в НГЛУ как набор приемов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность [6]. Эти правила и приемы представляют собой отправной момент в выборе сотрудниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений.
Главный организационный принцип обеспечения развития НГЛУ - это единство и целостность организации управления, что достигается: а) повышением уровня ответственности за качество профессиональной деятельности всех подразделений, преподавателей и сотрудников вуза; б) стимулированием заинтересованности обучающихся в высоком уровне результатов обучения и воспитания; в) системой практических мер (проектов, планов и мероприятий), реализуемых всеми подразделениями и организациями НГЛУ в области качества; г) унификацией и прозрачностью системы качества образования в вузе.
Сложившаяся в НГЛУ образовательная система функционирует и развивается в процессе практической реализации заложенных в ней возможностей, условий, предпосылок и потенций. Реальный образовательный процесс - это совокупность субъективно-объективных действий всех компонентов образовательной системы (управленческой, преподавательской и др. подсистем). В силу своего достаточно ярко выраженного субъектного характера образовательный процесс по качеству и эффективности обучающего, воспитывающего и развивающего воздействия может
быть адекватным образовательной системе, отставать от ее возможностей или, наоборот, опережать их. Последнее проявляется при наличии в вузе инновационной деятельности. Система призвана способствовать более высокому качеству образовательного процесса, но и образовательный процесс воздействует на систему, т.е. между ними существует диалектическая взаимосвязь. Их объединяет единая цель и задачи, которые в НГЛУ концентрируются вокруг развития и саморазвития студентов, удовлетворения образовательных потребностей личности и общества.
Чем выше уровень организационного развития учебного заведения, тем больше образовательный процесс целеориентирован, структурирован, эффективен и в конечном счете - результативен. Проще всего результат образования определять по соответствию знаний, умений и навыков обучающихся требованиям государственного образовательного стандарта, который обобщает социокультурный опыт, подлежащий усвоению учащимися всех категорий. Однако он будет лишь приблизительным, тем более что это далеко не главное с точки зрения развития личности. Интегральный результат образования личности - это ее мотивированность, способность и готовность к развитию в условиях быстро-меняющегося мира. Иначе говоря, это компетентная личность выпускника, одним из системных качеств которой является образованность на выходе из учебного заведения и способность к многостороннему самообновлению в будущем, к сохранению целостности миропонимания и профессиональной мобильности.
В вузах страны ведется активный поиск институциональных моделей, которые бы отражали в большей степени содержательные, а не только
формальные особенности учебного заведения. Стимулируют эти процессы динамично протекающие изменения как внешней, так и внутренней среды университетов, разновекторные по своей сути, но всегда мотивирующие вузовское институциональное «самоопределение» [7].
К основным показателям изменения внешней среды относятся:
■ участие в Болонском процессе;
■ формирование рыночных отношений в системе образования;
■ нарастание конкуренции за ограниченные ресурсы между вузами;
■ возможности разнообразных траекторий развития вуза;
■ новые запросы общества и непосредственных потребителей образовательных услуг.
К показателям изменения внутренней среды относятся:
• новые ценности у персонала;
• новые технологии управления, чаще всего переносимые из практик бизнес-организаций;
• накопление опыта управленческой деятельности руководителями вузов;
• проблемы управляемости, связанные с неконтролируемым ростом вузов как по численности контингента, так и по лицензируемым специальностям;
• старение профессорско-преподавательского состава и т.п.
Очевидно, что для управления внутренней средой вуза, ориентированного на развитие, существенное значение имеют характеристики поведения человека как в руководимой, так и в руководящей подсистеме. Человек является основным компонентом любой социальной, в том числе образовательной, системы. Поэтому обновление в вузе невозможно без обновления человеческих качеств персонала и их профессиональных ролей. Таким образом, при осуществлении управления разви-
тием вуза должны учитываться такие взаимодействия и взаимовлияния участников образовательного процесса, которые обеспечивают сохранение, развитие личностных качеств каждого, раскрытие его способностей, совершенствование его возможностей. Этим обусловлено использование в НГЛУ рефлексивного механизма управления как наиболее отвечающего общей личностно-ориентированной стратегии взаимодействия в системах типа «человек - человек». В реальной практике это проявляется в применении неформализованных, демократичных, гибких способов и методов ситуативного управления.
НГЛУ как университет, приоритетным содержанием деятельности которого является образование в области культурной/ межкультурной коммуникации, реализует культуросообразную организационную стратегию управления. В управлении педагогическими системами на основе культуросообразно-сти главное - не сила давления, а правильные меры воздействия на сложную систему. Малые, но правильно организованные - резонансные - воздействия более эффективны, чем силовые.
Университет выступает на рынке образовательных услуг как развивающаяся сплоченная организация. Это является важнейшей предпосылкой развития университета и достижения им статуса высокопрестижного образовательного учреждения.
Литература
1. Бритов А.В., Макаркин Н.П., Томилин
О.Б. Роль организационной культуры в эффективном менеджменте высшего учебного заведения // Университетское управление: практика и анализ. 2004. №5-6.
2. Быковский В.В. Информационно-анали-
тическая система университета // Выс-
шее образование в России. 2010. № 7. С. 125-132.
3. Грудкина Т.И. Создание системы каче-
ства в университете: стратегия, опыт, проблемы // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 54-58.
4. СахарчукЕ.И. Организационный механизм
управления качеством подготовки специалистов в педвузе // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 3.
5. ЛьвовЛ.А. Концепция контроля качества
подготовки специалистов в НГЛУ. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2004. 22 с.
6. Schein E. Organizational Culture & Leadership. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1985. Р. 7.
7. Григорьев Н.Ф. Университет в системе
непрерывного образования в регионе. Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2001. 2З2 с.
ZHIGALEVB. ORGANIZATIONAL PRINCIPLES OF THE ADMINISTRATION OF UNIVERSITY DEVELOPMENT
The article is devoted to the problems of organizing the administration of university development in the context of education quality management and presents the author’s view on the developing potential of organizational and management activity. The essence of the administration activity is shown at different levels on the basis of the Linguistics University of Nizhny Novgorod experience.
Keywords: administration, administration organization, administration levels.
А.А. ФАКТОРОВИЧ, доцент Федеральный институт развития образования
Принципы управления качеством образования в вузе в условиях реализации ФГОС
В статье рассматриваются проблемы развития высшего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС. Обоснованы принципы, формы и методы совершенствования действующих внутривузовских систем управления качеством образования. Предлагается управленческий механизм, которым обеспечит актуализацию преподавательского и студенческого потенциала как ресурса реализации новых образовательных стандартов.
Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты, внут-ривузовская система управления качеством образования, компетентностный подход, педагогическая квалификация преподавателя вуза, рейтинг преподавателя, центр менеджмента качества в вузе.
За последние несколько лет произошли серьезные изменения в системе высшего профессионального образования. Они обусловлены четким пониманием того, что социально-экономическая модернизация страны невозможна без адекватного кадрового обеспечения. Одно из наиболее значимых событий в развитии образования - разработка и утверждение Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколе-
ния (ФГОС). Новая структура и процедура формирования стандартов, ориентация на результат при высокой степени свободы выбора путей его достижения дают возможность образовательным учреждениям гибко и оперативно обновлять образовательные программы в соответствии с динамично меняющимися запросами инновационной экономики [1].
Современные образовательные стандарты создают предпосылки для