Научная статья на тему 'Принципы управления качеством образования в вузе в условиях реализации ФГОС'

Принципы управления качеством образования в вузе в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1064
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ВНУТРИВУЗОВСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / РЕЙТИНГ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ЦЕНТР МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ВУЗЕ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / EDUCATION QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / COMPETENCE APPROACH / LECTURES PEDAGOGICAL QUALIFICATION / LECTURES RATING / QUALITY EDUCATION MANAGEMENT CENTRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Факторович Алла Аркадьевна

В статье рассматриваются проблемы развития высшего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС. Обоснованы принципы, формы и методы совершенствования действующих внутривузовских систем управления качеством образования. Предлагается управленческий механизм, который обеспечит актуализацию преподавательского и студенческого потенциала как ресурса реализации новых образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality management of the of higher education under the conditions of the new generation educational standards realization

The article is devoted to the higher education development under the conditions of implementation of the third generation educational standards. The principles, forms and methods, improving the actual education quality management systems, are substantiated. The management mechanism, ensuring the updating of teaching and student potential as the resource of the realization of new educational standards, is proposed.

Текст научной работы на тему «Принципы управления качеством образования в вузе в условиях реализации ФГОС»

шее образование в России. 2010. № 7. С. 125-132.

3. Грудкина Т.И. Создание системы каче-

ства в университете: стратегия, опыт, проблемы // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 54-58.

4. СахарчукЕ.И. Организационный механизм

управления качеством подготовки специалистов в педвузе // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 3.

5. ЛьвовЛ.А. Концепция контроля качества

подготовки специалистов в НГЛУ. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2004. 22 с.

6. Schein E. Organizational Culture & Leadership. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1985. Р. 7.

7. Григорьев Н.Ф. Университет в системе

непрерывного образования в регионе. Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2001. 232 с.

ZHIGALEVB. ORGANIZATIONAL PRINCIPLES OF THE ADMINISTRATION OF UNIVERSITY DEVELOPMENT

The article is devoted to the problems of organizing the administration of university development in the context of education quality management and presents the author’s view on the developing potential of organizational and management activity. The essence of the administration activity is shown at different levels on the basis of the Linguistics University of Nizhny Novgorod experience.

Keywords: administration, administration organization, administration levels.

А.А. ФАКТОРОВИЧ, доцент Федеральный институт развития образования

Принципы управления качеством образования в вузе в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются проблемы развития высшего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС. Обоснованы принципы, формы и методы совершенствования действующих внутривузовских систем управления качеством образования. Предлагается управленческий механизм, которым обеспечит актуализацию преподавательского и студенческого потенциала как ресурса реализации новых образовательных стандартов.

Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты, внут-ривузовская система управления качеством образования, компетентностный подход, педагогическая квалификация преподавателя вуза, рейтинг преподавателя, центр менеджмента качества в вузе.

За последние несколько лет произошли серьезные изменения в системе высшего профессионального образования. Они обусловлены четким пониманием того, что социально-экономическая модернизация страны невозможна без адекватного кадрового обеспечения. Одно из наиболее значимых событий в развитии образования

- разработка и утверждение Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколе-

ния (ФГОС). Новая структура и процедура формирования стандартов, ориентация на результат при высокой степени свободы выбора путей его достижения дают возможность образовательным учреждениям гибко и оперативно обновлять образовательные программы в соответствии с динамично меняющимися запросами инновационной экономики [1].

Современные образовательные стандарты создают предпосылки для

повышения эффективности системы высшего профессионального образования, знаменуют переход к его новому качеству. Однако они теряют смысл без совершенствования содержания и методов обучения. Судьба компетент-ностной модели образования зависит сегодня уже не столько от качества концептуально-теоретических построений и даже не от качества методического сопровождения, а от уровня дисциплинированности, ответственности, подготовленности и заинтересованности профессорско-преподавательского состава вуза в целом и каждого преподавателя в отдельности. Самые масштабные и дерзкие проекты модернизации образования останутся только проектами, если ничего не изменится в конкретных вузовских аудиториях, в деятельности преподавателей и студентов, в характере педагогического взаимодействия между ними [2].

В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос, способны ли сложившиеся в вузах системы менеджмента качества (СМК) решать новые задачи, обеспечивать эффективное внедрение ФГОС?

Создание внутривузовских систем управления качеством способствовало осознанию миссии, целей и задач образовательных учреждений в области качества, их регламентации в соответствующей документации, упорядочению основных и дополнительных процессов вуза, установлению взаимодействия с потребителями и заказчиками образовательных услуг. Это необходимые, но недостаточные условия в ситуации внедрения образовательных стандартов последнего поколения. Существующие СМК управляют процессами, но не в полной мере обеспечивают заинтересованность участников основного - образовательного - процесса в ином качестве обучения, их психологическую и ди-

дактическую готовность к работе в новых условиях.

Совершенствование систем управления качеством образования в вузе как гарантия успешной реализации ФГОС предполагает учет нескольких приоритетных в современных условиях принципов. Остановимся на их содержании.

Принцип мотивации субъектов образовательного процесса на повышение качества собственной деятельности. Он позволяет сосредоточиться на главном факторе, определяющем получение желаемых результатов образования, - на отношении человека к образовательной деятельности. Если этот принцип рассматривается как системообразующий, то научный, преподавательский и студенческий потенциал вуза превращается в один из основных ресурсов повышения качества образования, а СМК решает в первую очередь задачи создания условий для саморазвития и обучающих, и обучающихся [3].

Нельзя забывать, что для развития и совершенствования любой социальной системы большое значение имеет наличие терминальных ценностей, значимых для всех входящих в нее людей и искренне разделяемых ими. Мотивация на основе общей системы ценностей - это наиболее естественный способ обеспечения активности человека, который включает все сущностные силы личности и направляет их на решение задач, стоящих перед организацией. Конечно, никто из преподавателей не сомневается в значимости качества образования. Но до тех пор, пока не будут обеспечены реальные условия, позволяющие им чувствовать удовлетворение от своей деятельности, материальную и социальную защищенность, видеть четкую связь между результатами своего труда и его оценкой, установка на качественное образование как корпоративную ценность

останется только лозунгом, а понятие «культура качества» - метафорой. В связи с этим необходимы эффективные стимулы, повышающие заинтересованность преподавателей в результативности профессионально-педагогической деятельности, расширяющие возможности участия студентов в организации образовательного процесса, поддержании и совершенствовании его качества.

Дифференциация систем обеспечения и управления качеством образования в вузе. В международных стандартах ИСО разграничены понятия «обеспечение качества» и «управление качеством». Первое включает все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству. Под управлением качеством, в свою очередь, подразумеваются методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Такое понимание закреплено в «Терминологическом словаре в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования» [4].

Обеспечение качества образования в вузе - это вид деятельности, который включает стратегическое планирование, кадровую политику, четкую организацию работы, материально-техническую базу, финансовые ресурсы и др., а также управление качеством [5]. Управление качеством образования в вузе

- это вид деятельности, регулирующей характер педагогического взаимодействия между преподавателем и обучающимся и направленной на постоянное повышение качества труда педагога.

Обеспечение качества является по отношению к управлению качеством метасистемой. Основными ее субъек-

тами выступают традиционные организационные структуры: учебно-методический отдел, научная часть, информационный отдел, отдел кадров, отдел аспирантуры и докторантуры, деканский корпус и др. Ведущие функции системы обеспечения качества: разработка идеологии качества; взаимодействие с внешними потребителями; создание и совершенствование условий качественного труда всех сотрудников вуза; оптимизация документооборота; проведение самооценки вуза и др.

Система обеспечения качества совпадает в своих границах с общим управлением образовательным учреждением. Ее сложность и многокомпонент-ность делают затруднительным непосредственное управление качеством образовательного процесса. Этим определяется необходимость выделения самостоятельного вида управленческой деятельности, предметом которой является педагогическое взаимодействие в системе «преподаватель -студент», а задачей - управление мотивацией субъектов образовательного процесса, содержанием обучения, образовательными технологиями.

Такое разделение функций принципиально важно в условиях внедрения ФГОС. Ключевым субъектом в системе управления качеством в нынешней ситуации должна стать кафедра. Она в первую очередь обеспечивает обновление образовательных программ, выбор технологий, направленных на формирование компетенций, совершенствование форм и методов обучения. Интегративная природа компетенций, особенно общекультурных и общепрофессиональных, не позволяет их «расписывать» по отдельным дисциплинам и закреплять ответственность за их формирование за конкретным преподавателем. Соответственно, нужны новые принципы взаимодействия внутри педагогического коллектива вуза, которые

позволят вырабатывать согласованную позицию по вопросам отбора, структурирования, преемственности содержания образования, общую траекторию движения к результату.

Принцип полисубъектности управления качеством. Одно из положений Всеобщего менеджмента качества (TQM) гласит: «Пусковым механизмом системы качества является лидерство». Это правило зачастую трактуется только как «лидирующая роль руководства вуза». Безусловно, ректор был и остается одним из ведущих гарантов качества; он в первую очередь несет ответственность за результаты работы вуза. В то же время «вытекающая из основных положений философии качества индивидуализация ответственности и полномочий участников деловых процессов в значительной степени несовместима с превалирующей на сегодняшний день административной системой управления и культурой функционального подчинения, контроля и отчетности» [6, с. 25]. Лидерство предполагает в идеале создание таких условий, при которых становится возможным и необходимым проявление инициативы всех субъектов образовательного процесса.

Реализация новых стандартов требует формирования педагогической элиты вуза - профессионалов, подготовленных к работе в новых условиях, способных использовать современные технологии, принимающих на себя ответственность за результаты образования. К сожалению, сегодня не все преподаватели связывают эффективность собственного труда с качеством работы образовательного учреждения и подготовки его выпускников. Возможно, это объясняется той незначительной ролью, которая в действительности отведена им в системе обеспечения качества. Еще в меньшей степени представлены в ней сами обучаю-

щиеся. Но такая ситуация не должна сохраняться.

Студентоцентрированный характер ФГОС ВПО, предусматривающих увеличение объемов самостоятельной работы обучающихся, возможность построения индивидуальных образовательных маршрутов, требует пересмотра вопроса о роли студентов в управлении качеством образования в вузе [7]. Необходимость его решения закреплена соответствующим европейским нормативным документом. Речь идет о «Стандартах и директивах», разработанных Европейской ассоциацией гарантии качества высшего образования. Одна из рекомендаций - обязательное участие студентов в процедурах управления качеством образования. В развитие общеевропейских тенденций в пакет методических материалов, сопровождающих разработку основных образовательных программ высшего образования, включена программа наддисциплинарного курса «Содержание и организация учебной деятельности студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО». Такой учебный курс призван сформировать у обучающихся базовую структуру знаний о компетентностном подходе и готовность личного участия в его реализации. Это дает основания для включения в систему управления качеством образовательного процесса студентов как его полноправных субъектов.

Принцип коллегиальности. В основе качества высшего образования лежит коллегиальная ответственность субъектов педагогической деятельности за конкретные результаты их труда. Реализация новых образовательных стандартов предполагает работу проектных команд. Активное сотрудничество преподавателей необходимо с целью проектирования:

■ результатов образования;

■ контрольно-оценочного инструментария, позволяющего определить уровень сформированности компетенций;

■ процедур формирования компетенций;

■ содержания преподаваемых дисциплин и способов его презентации;

■ приоритетных образовательных технологий, форм и методов организации воспитательной работы в вузе.

Процесс разработки проектов новых стандартов и примерных основных образовательных программ продемонстрировал возможности широкого социального партнерства, поскольку создание компетентностной модели выпускника вуза опиралось на согласование позиций профессионального и педагогического сообщества, государственного и образовательного заказа. Опыт такого сотрудничества должен получить массовое распространение.

Принцип постоянного повышения педагогической квалификации преподавателей. Современные образовательные стандарты вряд ли могут быть реализованы, если преподавательский коллектив вузов не получит возможности освоить новые компетенции. К сожалению, многие предлагаемые сегодня программы повышения квалификации по своей сути не ведут к овладению актуальными в настоящий момент видами профессиональной деятельности, не способствуют профессиональному развитию, а являются информационными. В большинстве случаев продолжительность курсов не превышает 72 часов, их результативность отслеживается только самими поставщиками образовательных услуг, внешняя оценка, как правило, не проводится, да и масштабы вовлечения работников не отвечают потребностям повышения качества образовательных

услуг. Кроме того, содержащийся в ряде программ «педагогический ликбез» не вызывает доверия у преподавателей.

Подобная ситуация не только не отвечает современному этапу модернизации высшего образования, но даже порождает сомнения в достижимости поставленных целей. Совершенствование содержания и методов профессионального образования, переход к деятельностному обучению, дающему выпускнику возможность получения квалификации, востребованной на рынке труда не только в настоящее время, но и в перспективе, - вот те требования, которые предъявляются к профессиональному образованию в контексте задач программы модернизации России. По сути, речь идет об инновационном образовании, организовать которое может только высококвалифицированный педагог, находящийся в процессе постоянного профессионального поиска и самосовершенствования, в котором его поддерживает система повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Она должна утратить формальный характер. Образовательные программы, осваиваемые преподавателями с целью повышения квалификации, должны приобрести компетентностно-ориентированный характер, строиться на основе модульного принципа и сетевых форм организации образовательного процесса, позволяющих формировать индивидуальный учебный план.

Принцип прозрачности контроля. Смысл этого принципа - установить реальную связь между качественными показателями работы преподавателя и уровнем его экономического, социального, профессионального стимулирования. При этом прозрачность предполагает, что все согласны и принимают процедуры оценивания и их результаты. Основная идея заключается в усилении зависимости оплаты труда и

иных видов поощрения преподавателей от результативности их деятельности, а не только от стажа работы, наличия ученых степеней и званий. Это повлечет рост конкуренции, обновление программ, переход на современные образовательные технологии и, как следствие, - повышение качества и эффективности обучения.

Организационным ядром системы, выстроенной на основе предлагаемых принципов, становится Центр менеджмента качества. Он может включать пять специализированных отделов: информационно-технического обеспечения, контроля качества обучения, обработки рейтинговой информации, образовательного прогнозирования, совершенствования качества дидактической работы. Направления деятельности Центра зависят от управленческих механизмов, которые будут обеспечивать переход вузов к новому качеству образовательного процесса, без чего невозможно внедрение ФГОС ВПО.

Инструментом, позволяющим управлять качеством педагогической деятельности преподавателей на основе повышения их заинтересованности в совершенствовании дидактической культуры и обеспечения условий для их профессионального роста, может служить рейтинг. Этот механизм достаточно распространен в различных системах оценки качества образования, хотя отношение к нему не всегда однозначно. Избежать этической двусмысленности, соблюсти принцип справедливости и объективности позволит рейтинг, соответствующий ряду важных требований: простота (применения и понимания); диагностируемость; отражение важнейших параметров реализуемого образовательного процесса; четкая корреляция между рейтинговой позицией, статусом и вознаграждением преподавателя. Кроме того, важно помнить, что такой рейтинг выполняет не

констатирующе-оценочную, а конструктивно-развивающую функцию. Он должен гарантировать преподавателям независимый, максимально объективный анализ сильных и слабых сторон их деятельности [8].

Мы рассматриваем рейтинг как инструмент формирования педагогической элиты. Он должен отражать: степень ответственности преподавателя по отношению к своим обязанностям; насыщенность, глубину содержания и эффективность технологий обучения; постоянное совершенствование образовательного процесса. Использование рейтинга предполагает создание ситуации своего рода профессионального неравенства, направленного на стимулирование саморазвития педагога высшей школы, совершенствование качества преподавания. При этом каждому преподавателю предоставляется возможность изменения своей рейтинговой позиции.

Количественные показатели: число часов, научных работ и учебных пособий, дипломных и курсовых работ -должны быть дополнены качественными критериями, при помощи которых можно будет оценить реальную результативность деятельности педагога и ее влияние на качество образования. Оптимальными параметрами рейтинга преподавателя, на наш взгляд, могут служить следующие:

■ участие в непрерывном совершенствовании качества учебного процесса;

■ результаты независимой аттестации студентов;

■ обобщенная оценка работы преподавателя - кафедрой и студентами;

Содержание каждого из данных параметров раскрывает таблица.

Получение и обработку рейтинговой информации обеспечивает соответствующий отдел Центра менеджмента качества. За подготовку и про-

Таблица

Критерий Назначение Субкритерий (показатель) Форма реализации

Участие в непрерывном совершенствовании качества учебного процесса Представленная информация должна показать, как преподаватель участвует в процессе обновления образовательной программы и оптимизации учебного процесса, насколько преподаватель вовлечен в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы управления, ориентированной на качество - "Участие в проектировании рабочей программы дисциплины; - инициативы по обновлению программы в соответствии с меняющимися требованиями рынка труда, появлением новой научной информации, анализом результативности программы; - использование в образовательном процессе результатов собственных научных исследований Работа проектных команд, инициативных творческих групп

Результаты независимой аттестации студентов Представленная информация должна содержать объективные данные об уровне подготовленности и качестве обученности студентов по конкретной дисциплине Результаты аттестации обучающихся, проведенной внешними экспертами на основе случайной выборки одного из читаемых курсов Тестирование по контрольно-измерительным материалам

Обобщенная оценка работы преподавателя кафедрой Представленная информация должна отражать достижения преподавателя в области повышения научной и педагогической квалификации, уровень его научно-исследовательской и научно-методической активности, а также удовлетворенность студентов качеством преподавания и достигнутыми результатами по конкретной дисциплине - Взаимное посещение занятий, проводимых другими педагогами, с последующим составлением аналитического отчета; - рецензирование учебных и учебно-методических материалов; - подготовка и проведение научно-методических семинаров, круглых столов, конференций и т.п.; - подготовка и издание сборников научно-методических работ Начисление баллов по заранее обозначенным, принятым и утвержденным кафедрой критериям

Обобщенная оценка работы преподавателя студентами Представленная информация должна отражать удовлетворенность студентов качеством преподавания и достигнутыми результатами по конкретной дисциплине Результаты анкетирования студентов на основе вопросов, направленных на оценку читаемого курса и его связи с будущей профессией Анкетирование студентов

ведение независимой аттестации обучающихся отвечает отдел контроля качества обучения, он взаимодействует с кафедрами по вопросам подготовки и обновления контрольно-оценочных средств. Отдел совершенствования качества дидактической работы решает задачи организации индивидуальной консультационной помощи преподавателям по теоретическим и практическим вопросам современной дидактики высшей школы. Деятельность этого отдела будет способствовать становлению внутренней системы повышения квалификации.

Постоянное совершенствование форм и методов управления качеством

образования в вузе невозможно без учета изменений, происходящих в системе высшего образования в целом. Это делает актуальным появление в составе Центра менеджмента качества отдела прогнозирования, в функции которого входит обозначение приоритетов развития вуза. Выбор перспективных направлений осуществляется на основе мониторинга развития высшего образования в России и в мире с учетом социальноэкономических и культурных факторов, потенциала рынка труда, обновления массивов и характера научного знания. Безусловно, к работе этого отдела должны быть привлечены наиболее квалифицированные специалисты, притом не

только представители образовательного сообщества. Поскольку в последнее время особое значение придается вопросам социального партнерства, активному привлечению работодателей к оценке подготовленности выпускников, в Центр менеджмента качества могут входить представители общественности, сферы труда, региональных и муниципальных органов управления. В этом случае можно достичь не только гармонизации процессов внешнего и внутреннего аудита качества образовательного процесса, но и обоснованного выбора стратегии развития высшего образования с учетом ожиданий всех заинтересованных сторон.

Современные приоритеты государственной политики в области образования, уже нашедшие выражение в новых подходах к стандартизации образования, в новых представлениях о его результатах, предполагают совершенно иные ценностные позиции преподавателей. Восстановление статуса ключевых субъектов образовательного процесса, обеспечение их профессионального роста должно стать первоочередной задачей систем менеджмента качества. Нерешенность этой проблемы - один из рисков внедрения ФГОС ВПО. В нынешних условиях необходимо, используя потенциал уже созданных внутривузовских СМК, совершенствовать их деятельность в части управления качеством образовательной деятельности [9].

Литература

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных

образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Метод. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.

2. Факторович А.А. Субъектно-педагоги-

ческий менеджмент качества образовательного процесса в вузе // Педагогика. 2008. №10.

3. Факторович А.А. Педагогическая дея-

тельность преподавателя вуза в современных условиях // Педагогика. 2010. № 5.

4. Краткий терминологический словарь в

области управления качеством высшего и среднего профессионального образования (проект). СПб., 2006.

5. Субетто А.И., Селезнева Н.А. Теоре-

тико-методологические основы качества высшего образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.

6. Рубин Ю.Б. Современное образование:

качество, стандарты, инструменты. М.: Маркет ДС, 2009.

7. Факторович А.А. Управление качеством

педагогической деятельности преподавателя вуза в современных условиях (аналитический обзор) // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. М: Изд-во ФИРО, 2010.

8. Басалаева О.Г., Басалаев Ю.М., Садо-

вой А.Н. Проблемы внедрения рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 2; Васильева Е.Ю. Рейтинговая оценка деятельности преподавателя вуза // Ценности современного образования : регион. аспект / Сев.-зап. отд. РАО, ПГУ. Архангельск, 2004.

9. Факторович А.А. Перспективы развития

системы управления качеством образовательного процесса в отечественных вузах // Известия ВГТУ. 2010. № 2.

PHAKTOROVICH A. QUALITY MANAGEMENT OF THE OF HIGHER EDUCATION UNDER THE CONDITIONS OF THE NEW GENERATION EDUCATIONAL STANDARDS REALIZATION

The article is devoted to the higher education development under the conditions of implementation of the third generation educational standards. The principles, forms and methods, improving the actual education quality management systems, are substantiated.

The management mechanism, ensuring the updating of teaching and student potential as the resource of the realization of new educational standards, is proposed.

Keywords: federal state educational standards, education quality management system, competence approach, lecture’s pedagogical qualification, lecture’s rating, quality education management centre.

И.А. ВОЛОШИНА, канд. техн. наук И.О. КОТЛЯРОВА, доктор пед. наук Ю.В. ТЯГУНОВА, доцент Южно-Уральский государственный университет

Маркетинг в дополнительном образовании

Рассмотрены особенности структуры управления институтом дополнительного образования в университете, определена роль маркетинга в дополнительном образовании, представлен опыт применения маркетинговых исследований и их результатов при принятии управленческих решений в дополнительном образовании.

Ключевые слова: дополнительное образование, управленческая структура института дополнительного образования, маркетинг дополнительного образования, маркетинговые исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура образования в современном мире претерпевает изменения, вызванные необходимостью повышения профессиональной мобильности специалистов, расширения и углубления тех или иных профессиональных компетенций в течение жизни. В этой связи возрастают значимость и роль дополнительного образования, что стимулирует развитие различных организационных форм повышения квалификации, в частности учебных, консультационных и учебно-методических центров, открытых как на базе предприятий, так и автономно. Вузы обладают преимуществом перед другими организациями и учреждениями в плане развертывания дополнительного образования, поскольку обладают необходимой базой для осуществления образовательного процесса, имеют право на ведение образовательной деятельности, реализуют комплекс лицензированных образовательных программ; кроме того, в них сконцентрированы наиболее квалифицированные научно-педагогические кадры.

Институт дополнительного образования (ИДО) - организационная форма, созданная для предоставления, стимулирования и контроля осуществления дополни-

тельных образовательных услуг в университете. В Южно-Уральском государственном университете ИДО по своему статусу не является юридическим лицом, а входит в него как структурное подразделение и возглавляется директором, назначенным ректором. ИДО курирует (организует, стимулирует, контролирует) деятельность всех структур дополнительного образования, называемых центрами дополнительного образования (далее ЦДО). С одной стороны, все структуры дополнительного образования ЮУрГУ организационно входят в ИДО, с другой - ЦДО организуются на базе факультетов или кафедр. Таким образом, ИДО имеет полиадминистративную структуру управления [1].

Организационная структура управления ИДО является кросс-матричной и обладает следующими характеристиками:

• способствует всестороннему взаимодействию всех субъектов управления дополнительным образованием в университете и обеспечивает полноценное исполнение разнообразных компетенций субъектами дополнительного образования на основе их скоординированных действий;

• интегрирует деятельностьразлич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.