Научная статья на тему 'Развитие культуры управления в системе подготовки студентов полимерных и полиграфических специальностей'

Развитие культуры управления в системе подготовки студентов полимерных и полиграфических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ / ДОКУМЕНТООБОРОТ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ADMINISTRATION / ADMINISTRATION CULTURE / DOCUMENT FLOW / ELECTRONIC DOCUMENT FLOW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богоудинова Р. З., Поникаров И. И.

В статье рассматривается инновационная система документооборота на уровне структур вуза, проблемы формирования культуры управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative system of document flow on the level of various structures of an institution of higher education and problems of development of administrative culture are considered in the article

Текст научной работы на тему «Развитие культуры управления в системе подготовки студентов полимерных и полиграфических специальностей»

Р. З. Богоудинова, И. И. Поникаров РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПОЛИМЕРНЫХ И ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Ключевые слова: управление, культура управления, документооборот, электронный документооборот.

В статье рассматривается инновационная система документооборота на уровне структур вуза, проблемы формирования культуры управления.

Key words: administration, administration culture, document flow, electronic document flow.

Innovative system of document flow on the level of various structures of an institution of higher education and problems of development of administrative culture are considered in the article.

Образованию принадлежит роль ведущего цивилизационного фактора в обеспечении развития человека. Преобразования, происходящие в России, оказали влияние на сферу высшего профессионального образования, реформы которого представляют важную составляющую социальной политики государства. Принятия стандартов третьего поколения потребовало обновления имеющейся нормативной и методической базы инженерного образования, поиска новых подходов к организации эффективной системы управления. Обеспечения равновесия между традициями и нововведениями, что позволит приумножить вклад ученых, преподавателей в развитие системы высшего образования в рамках современного образовательного процесса.

Вхождение России в академическое европейское пространство ознаменовало новый этап в модернизации отечественного высшего образования. В связи с этим становиться актуальным процесс эффективного управления инженерным образованием, так как он затрагивает все вопросы подготовки кадров и в конечном итоге влияет на уровень формирования интеллектуального потенциала общества. Особое значение представляет проблема управленческой культуры в системе высшего образования, которой ранее не было уделено должного внимания со стороны исследователей. Управленческая культура определяется комплексом управленческих решений, которые принимаются на разных уровнях по вопросам организационного, информационнометодического, содержательно-профессионального, воспитательного характера. Она получает свое выражение преимущественно в системе документов, регулирующих деятельность,

способствующих успешной реализации главных функций образования.

Понятие «культура управления»

обсуждается в литературе по менеджменту, государственному управлению. Вводится понятие «культура управления образованием», которая определяется как сложившаяся в государстве система влияния правовых и социальнополитических центров принятия решений на сферу

образования, на систему мобилизации и привлечения средств для осуществления ее эффективного продуцирования, рассматривается управленческая культура личности как социальнопедагогический феномен системы высшего профессионального образования.

В управленческой культуре важное место занимает система документов, регулирующих управленческую деятельность, документационного обеспечения информационной составляющей документирования процесса принятия

управленческих решений, информационных технологий в процессах управления учебным процессом. Управленческая культура в системе профессионального образования - это система управленческих действий, отвечающих целям и задачам инженерного образования; совокупность ценностных смыслов, заключенных в

управленческих решениях и документах, регулирующих учебную, учебно-методическую, научную и воспитательную деятельность

факультета; обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Специфика формирования управленческой культуры в системе высшего образования обусловлена следующими обстоятельствами: содержанием отраслевых

стандартов, комплексом общепрофессиональных и специальных дисциплин, набором компетенций, формируемых в процессе обучения; целями и задачами специальных кафедр, определяющих систему профессиональных ценностей; психологопедагогическими особенностями

преподавательского состава и контингента обучающихся, их нацеленностью на работу с информационными источниками, достаточно высокой степенью начитанности, гуманитарной направленностью полученного и получаемого образования; тесной связью образования с потребностями пользователей в сфере информации; усилением практико-ориентированной

направленности обучения, что делает необходимым участие представителей предприятий

нефтехимического комплекса в образовательном процессе; когнитивной сущностью инженерной

деятельности и образования, что определяет активную связь с электронными технологиями, приобретающими приоритетное значение в системе хранения, поиска и распространения информации и знания.

Управленческая культура

профессионального образования характеризуется как общими чертами, так и особенными. Ее специфика обусловлена рядом обстоятельств: особенностями отраслевых образовательных стандартов; совокупностью профессиональных компетенций; содержанием специальных учебных дисциплин; тесной связью учебного процесса и деятельностью кафедр с практикой. Структура управленческой культуры профессионального образования включает ряд блоков (нормативнодокументный; информационно-методический;

ценностно-ориентированный; нравственно-

этический), среди которых одним из ведущих является нормативно-документный. Этот блок включает систему документов, которые определяют нормы и правила, регулирующие управление факультетом, является основой построения управленческих действий.

Периоды возникновения новых видов и форм документов, регулирующих систему образования, определяются особенностями

социально-экономического и культурного развития страны и связаны, прежде всего, с реформами высшего образования, менявшимися целями подготовки инженерных кадров и требованиями к содержанию образования. Это и определило этапы становления управленческой культуры

инженерного образования, которых выделено пять: начальный этап (начало XX в. - октябрь 1917г.); этап становления управленческой культуры (октябрь 1917г. - 1930 гг.); этап формирования системы (1930 - 1945 гг); этап активного развития системы (1945 - 1991 гг.); современный этап (1991 г. - по настоящее время). Каждый из этих этапов характеризуется спецификой управленческой культуры в аспекте документального оформления и регулирования.

Современный этап развития

управленческой культуры в сфере профессионального образования по своим качественным характеристикам может быть обозначен как инновационный. Его специфика обусловлена, прежде всего, разработкой системы документов федерального уровня: законов,

«Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», государственных образовательных стандартов. Изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов потребовали поиска новых организационных форм, технологий обучения, соответствующего документального оформления. Механизмом разработки и внедрения новшеств стало Учебно-методическое объединение (УМО) высших учебных заведений Российской Федерации.

В совокупности обозначенная система усилила воздействие на формирование управленческой культуры на всероссийском уровне и

предопределила процессы вузовского уровня.

Приоритетные направления формирования управленческой культуры в рамках вуза и факультета определяются необходимостью

реализации инновационных задач обучения и воспитания в соответствии с современными преобразованиями. Эти задачи многообразны и определяются в три группы: аналитико-

прогностические, информационно-методические, социально-гуманитарные. Структура

документооборота вуза представляет собой четырехуровневую систему: ректорат - деканат -кафедра - студент. Каждый из документопотоков отличается видами документов относительно их состава, количества, способа обработки и движения. Управленческая культура как

интегративная характеристика складывается из качественных показателей каждого уровня. К таким показателям относятся: необходимая и достаточная обеспеченность документами всех процессов, реализуемых в рамках факультета (уровень ректората и деканата); обеспеченность качества управления содержательными процессами: учебной, учебно-методической, научной и воспитательной работой (уровень кафедры); оперативность движения документов в рамках нисходящего и восходящего потоков; культура оформления документов.

Значимой составляющей управленческой культуры на современном этапе выступает электронный документооборот. Предпосылками к введению электронного документооборота вуза стали: потребность в интеграции ресурсов вуза и

его подразделений в единый образовательный ресурс, доступный для изучения, оценки, самообследования; потребность в повышении эффективности управленческой деятельности на факультете; потребность в оперативном

взаимодействии между подразделениями вуза; потребность в информировании общественности об имеющихся образовательных ресурсах вуза; увеличение потока документооборота. Вузы находятся на разных ступенях перехода к электронному документообороту. Для данной стадии развития характерен синтез различных форм, традиционных и электронных. Повышение оперативности документооборота компенсирует в определенной мере возрастание объема документов и повышает управленческую культуру в профессиональном образовании.

Факультет - это именно та структура, где выявляется специфическое содержание управления, где осуществляется оперативное и стратегическое управление различными видами деятельности -учебным процессом, научной, учебно-методической и воспитательной работой. Факультет во внутривузовской структуре выступает как целостная иерархическая система, определяющая содержание,

форму и качество образовательного процесса подготовки специалистов.

Как и для любой профессиональной деятельности человека, для инженерного образования становятся актуальной постановка и решение инновационных задач. Сами по себе инновации не возникают, они являются результатом научных поисков, управленческого и педагогического опыта. В контексте инновационной стратегии целостного управленческого процесса существенно возрастает роль декана, коллектива преподавателей как носителей новаторских идей. Инновация в управлении - это конечный результат инновационной деятельности, получившей реализацию в виде нового или усовершенствованного управленческого,

документального оформления решения,

используемого в практической деятельности. Инновационная задача - это определение конкретных действий по разным направлениям в системе профессионального образования. Инновационные задачи факультета многообразны, но их можно объединить в три группы: аналитикопрогностические; информационно-методические; социально-гуманитарные.

Аналитико-прогностические инновационные задачи связанны с анализом состояния и прогнозом развития инженерного образования. Свое выражение они получают в концепциях развития факультета, а также в ежегодных планах и отчетах.

Информационно-методические задачи требуют разработки методов определения взаимосвязи документов и процессов, их классификации, привязки каждого документа к соответствующему процессу. Процессному подходу соответствуют задачи разработки образовательных программ, определения компетенций, формируемых в процессе преподавания каждой научной дисциплины, разработки учебно-методических комплексов, включающих все виды методических материалов - лекций, планов семинаров, различных форм лабораторных и практических заданий, промежуточного и итогового контроля знаний. В контексте формирования управленческой культуры представляет особый интерес качественный уровень решения информационно-методических

инновационных задач, реально отражающих специфику профессии.

Социально-гуманитарные инновационные задачи связаны с созданием условий для успешной работы преподавателя и студента, формированием межсубъектных отношений в системах: декан -о заведующий кафедрой о преподаватель;

заведующий кафедрой о преподаватель;

преподаватель о студент; заведующий кафедрой о студент; декан о сотрудник. Новые задачи в современных условиях определяются как

внутренними, так и внешними факторами социально-экономического развития и

актуализируют необходимость инновационных решений по следующим направлениям: привлечение

абитуриентов на обучение в вуз; изменение тактики во взаимодействии со студентами, работающими параллельно с учебой; формирование

конкурентоспособности инженерного профиля, изменения в нужную сторону мотивации обучения студента по данному профилю; усиление рекламной деятельности специальных факультетов.

Уровень сформированности управленческой культуры может быть обнаружен как путем исследования потока документов «сверху вниз», по нисходящей линии, так и обратного потока - от кафедр, преподавателей, студентов - по восходящей линии. Унифицированные формы документов второго потока отсутствуют, вуз самостоятельно определяет правила их оформления, хотя и в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Этот факт служит благоприятным условием внедрения новых форм документов, регулирующих инженерное

образование, но в соответствии с Инструкцией по делопроизводству вуза. Анализ потока документов, исходящих от студентов КГНИТУ показал, что основными видами являются заявления, которые представлены 17 разновидностями. При этом наиболее многочисленны заявления о восстановлении студенческого билета, смене фамилии, предоставлении академического отпуска, отчислении, восстановлении. Самыми

распространенными ошибками при оформлении заявлений студентами, являются: несоблюдение

требований оформления полей бланка документа; игнорирование границ зон расположения

реквизитов; отсутствие даты составления

документа; указание неполного наименования вуза; отсутствие наименования документа.

Важным фактором совершенствования управленческой культуры рассматривается внедрение электронного документооборота в

процессы управления на факультетах. В процессе анкетирования вузов выявлены причины введения электронного документооборота: потребность в

интеграции ресурсов вуза и его структурных компонентов в единый образовательный ресурс, доступный для изучения, оценки,

самообследования; потребность в повышении эффективности управленческой деятельности на факультете; потребность в оперативном

взаимодействии между подразделениями вуза; потребность в информировании общественности об имеющихся образовательных ресурсах вуза; увеличение потока документооборота.

Но есть и трудности, связанные с проблемами применения электронных документов. Это проблемы понимания электронных документов; признания их юридической силы, достоверности или подлинности; возможности отказа от бумажного носителя в процессе документирования управленческой деятельности. Если подразделить профильные факультеты на две группы - те, которые соответствуют начальному этапу внедрения электронного документооборота, и во вторую группу включить «продвинутых» в данном

отношении, то они соотносятся как 1:4, то есть 75% факультетов имеют достаточно развернутую систему использования компьютерных технологий.

На каждом историческом этапе развития профессионального образования формировался свой уровень управленческой культуры, определяемый системой документов, от начального, когда в основном авторская программа определяла процесс обучения до современного уровня, когда создана и продолжает развиваться разветвленная система документов федерального масштаба (законы, типовые положения, документы Учебнометодического объединения).

На современном этапе важным фактором совершенствования управленческой культуры становится внедрение электронного

документооборота благодаря повышению

оперативности, четкости в доведении документа до адресата, ускорению документооборота в целом. Развитию управленческой культуры

профессионального образования необходимо сопровождение, которое бы заключалось в создании информационного банка инноваций, в

информационно-аналитической поддержке

принятия решений и оценке их эффективности, а также в информационном взаимодействии структурных компонентов факультета по вопросам поиска, внедрения и продвижения образовательных инноваций. С целью совершенствования управленческой культуры в системе высшего

профессионального образования важно создание системы повышения квалификации по вопросам управления для руководителей факультетов.

Необходимо дальнейшее исследование проблемы управленческой культуры в условиях внедрения инновационных систем документации в течение определенного времени. При этом потребуется дополнительная разработка системы индикаторов, позволяющих оценить уровень сформированности управленческой культуры. В связи с переходом на двухуровневую систему обучения в вузах внимание к управляющей документации возрастает, что актуализирует проблему управленческой культуры, в основе которой лежит представление о гармонизации количества и качества документов с качеством преподавания и обучения студентов.

Литература

1. Шакуров Р. Особенности управления современным образованием // Вестник Казан. технол. ун-та. 2010. -№ 4.

2. Юркевич, А.И. Внутрикафедральная система

управления качеством подготовки специалистов [Текст] / А.И. Юркевич // Актуальные проблемы современного социально-экономического развития: тез. докл.

1УМеждунар. науч.-практ. конф., Самара, 21-22 мая 2009 г. / МИР. - Самара : Изд-во Междунар. ин-та рынка, 2009. - С. 401 - 402.

© Р. З. Богоудинова - д-р пед. наук, проф. каф. инженерной педагогики и психологии КНИТУ, idpo-kazan@rambler.ru; И. И. Поникаров - д-р техн. наук, проф. каф. машин и аппаратов химических производств КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.