Научная статья на тему 'Организационные модели государственного регулирования туризма за рубежом'

Организационные модели государственного регулирования туризма за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3753
720
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИНДУСТРИЕЙ ТУРИЗМА / TOURISM INDUSTRY / STATE REGULATION / MANAGEMENT MODEL OF TOURISM INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бессонова Г.Б.

В статье рассматриваются основные организационные модели государственного регулирования туристской отрасли за рубежом, а именно в тех странах, которые занимают первые четыре места по международным туристским прибытиям (Франция, Испания, Италия, США). Дается характеристика роли как государства в деятельности индустрии туризма, так и частно-предпринимательской сферы, которая занимает подчиненное положение по сравнению с государством. Подчеркивается, что туристская сфера эффективно развивается в тех странах, государственное руководство которых рассматривает ее как отрасль экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL MODELS OF STATE REGULATION OF TOURISM ABROAD

The paper examines the organizational models of state regulation of tourism industry in the countries that top interna-tional tourism rating (France, Spain, Italy, United States). The author assesses both the state's role in the activities of tour-ism industry and the role of private business that holds a subordinate position to the state. It is emphasized that tourism sector develops effectively in those countries where the state sees tourism as a sector of economy

Текст научной работы на тему «Организационные модели государственного регулирования туризма за рубежом»

- определены нормативные показатели качества, результативности и эффективности;

- обеспечены достоверное и воспроизводимое измерение или оценка их фактических значений;

- проводятся анализ и оценка информации, получаемой при различных видах контроля процессов, для поиска и реализации способов их улучшения, т.е. повышения нормативных и фактических показателей качества, результативности и эффективности процессов.

Внедрение предложенного механизма позволит предприятию оптимизировать систему общего корпоративного управления логистическими процессами. Кроме того, предложенная в рамках него система показателей и критериев оценки эффективности управления логистическими процессами позволит сделать ее прозрачной

для руководства и способной гибко реагировать на изменения внешней среды на каждом этапе производственной управленческой цепочки.

1. ЛевчукЕ.А. Процессный подход в управлении логистикой промышленного предприятия // Економiчний вюник Донбасу. 2011. № 1 (23).

2. Махметова А.Е. Особенности применения процессного подхода в управлении качеством организации // Перспективы и закономерности модернизации современного общества: новый взгляд (экономические, социальные, философские, политические, правовые общенаучные аспекты): материалы между-нар. науч.-практ. конф. Саратов, 2014.

3. Тавер Е.И. Использование процессного подхода в менеджменте логистики // Логистика. 2014. № 12.

4. Фирон Харольд Е. Управление снабжением и запасами. СПб.: Виктория Плюс, 2012.

Галина Борисовна Бессонова,

кандидат исторических наук, доцент кафедры торгового дела, сервиса и гостинично-туристического бизнеса, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338.48 РЭУ им. Г.В. Плеханова

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА

ЗА РУБЕЖОМ

В статье рассматриваются основные организационные модели государственного регулирования туристской отрасли за рубежом, а именно в тех странах, которые занимают первые четыре места по международным туристским прибытиям (Франция, Испания, Италия, США). Дается характеристика роли как государства в деятельности индустрии туризма, так и частно-предпринимательской сферы, которая занимает подчиненное положение по сравнению с государством. Подчеркивается, что туристская сфера эффективно развивается в тех странах, государственное руководство которых рассматривает ее как отрасль экономики.

Ключевые слова: туристская отрасль, государственное регулирование, модель управления индустрией туризма.

G.B. Bessonova

ORGANIZATIONAL MODELS OF STATE REGULATION

OF TOURISM ABROAD

The paper examines the organizational models of state regulation of tourism industry in the countries that top international tourism rating (France, Spain, Italy, United States). The author assesses both the state's role in the activities of tourism industry and the role of private business that holds a subordinate position to the state. It is emphasized that tourism sector develops effectively in those countries where the state sees tourism as a sector of economy.

Keywords: tourism industry, state regulation, management model of tourism industry.

besson-valentfaya.ru

Изучение опыта различных стран показывает, что развитие туризма во многом зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль. Любое государство для того, чтобы получать от туристской индустрии доходы в бюджет, должно сначала вкладывать средства в развитие инфраструктуры, подготовку программ развития туризма на различных территориях, обучение кадров для работы в сфере туризма, а также заниматься организацией продвижения национального турпродукта на различных рынках.

Следует понимать, что частный сектор никогда не сможет покрыть потребности в крупных инвестициях, которые необходимы для развития инфраструктуры туризма (отели, транспортные коммуникации, предприятия питания и др.). Здесь необходима помощь государства, которое может взять на себя решение многих вопросов, связанных с развитием туриндустрии.

Те страны мира, которые пошли по пути государственной поддержки туризма, сегодня имеют от него значительную экспортно-импортную статью торгового

баланса (Франция, Испания, Италия, Греция, Турция, Египет и др.). Особая роль принадлежит законодательству, которое в этих странах детально определяет взаимоотношения между производителями и потребителями туристских услуг, что очень важно для стабильного развития этой отрасли.

В настоящее время специалисты выделяют три модели управления индустрией туризма за рубежом [1, с. 43-44].

Первая модель предусматривает наличие сильного и авторитарного министерства, регламентирующего деятельность всей отрасли. Для ее реализации необходимы большие финансовые вложения средств в индустрию туризма и инфраструктуру, а также в организацию продвижения национального турпродукта за рубежом. Такая модель управления характерна для Турции, Египта, Туниса, Таиланда.

Вторая модель преобладает в европейских государствах. Суть ее состоит в том, что вопросы развития туризма решаются на уровне какого-либо многоотраслевого министерства, чаще всего имеющего экономический уклон. Такого рода министерства, как правило, работают в двух направлениях: решают вопросы государственного регулирования (нормативно-правовое обеспечение, международное сотрудничество в сфере туризма и др.) и осуществляют маркетинговую деятельность, участвуют в выставках, руководят представительствами за рубежом. Такая модель государственного регулирования туризма характерна для Франции, Испании, Италии, Великобритании, на долю которых, по статистике, приходится около трети международных туристских прибытий (МТП).

Во Франции вопросы регулирования туризма относятся к компетенции министерства транспорта и общественных работ, в структуре которого есть Госсекретариат по вопросам туризма. Кроме того, они занимаются организацией международного сотрудничества в этой отрасли. Наряду с этими структурами во Франции существует еще целый ряд органов, которые участвуют в управлении туризмом с правом совещательного голоса:

- Совет по туризму при министерстве транспорта и общественных работ;

- Национальный комитет по процветанию Франции (вопросы озеленения городов и экологии);

- Французское агентство туристского инжиниринга и Национальный наблюдательный совет по туризму (статистика и маркетинговые исследования в туризме);

- Национальное агентство по отпускным поездкам (социальный туризм).

На региональном уровне работают представители центральной исполнительной власти, которые подчиняются префектам. Они координируют работу национальных и местных инициатив, так как полномочия местных властей в сфере туризма здесь очень велики [5].

Франция, как известно, в последние годы занимает первое место в мире по числу МТП. Этому способствует работа ассоциации Maison de la France, созданной в 1987 г. для продвижения национального турпродукта на международном рынке. Это особое объединение представителей туристской отрасли: государство плюс предприятия туриндустрии, имеющие экономический интерес в привлечении иностранных туристов во Францию. В настоящее время данная организация работает

в 26 странах мира, где открыты 33 представительства, в том числе и в России с 2003 г. Финансирование Maison de la France осуществляется в равных долях из государственного бюджета и взносов частного сектора [5].

Испания также относится ко второй модели, где государство играет активную роль в развитии туристской индустрии. Благодаря богатству рекреационных ресурсов и умелой государственной политике, за последние 60 лет Испания превратилась в один из крупнейших мировых туристских центров и занимает второе после Франции место по числу МТП.

Первым государственным органом, осуществлявшим туристскую политику в Испании, была Постоянная национальная комиссия по туризму при министерстве экономики, созданная в 1905 г. За прошедшие годы система государственного управления туризмом претерпевала различные изменения, но по сути оставалась прежней. Начиная с 1996 г. и по настоящее время сфера туризма Испании входит в компетенцию министерства экономики и финансов, которой руководит Государственный секретариат по торговле, туризму, среднему и малому бизнесу. В подчинении секретариата находятся Главное управление по туризму, Испанский институт туризма Turespana, Институт туристских исследований и некоторые другие институты, занимающиеся координацией деятельности различных ветвей туристской администрации разных уровней.

Министерству экономики подчиняются также: Центральная дирекция по туризму (административные вопросы и выработка стратегических направлений развития труизма, гостиничная цепь Paradores (89 гостиниц, размещенных в исторических зданиях), два выставочно-конгрессных центра в Мадриде и Малаге) [2, с. 60-61].

Ведущая роль в продвижении Испании за рубежом принадлежит испанским представительствам по туризму, которые имеют двойное подчинение. С одной стороны, они подчиняются генеральному директору Turespana, с другой - согласно закону, представительства по туризму входят в состав испанских дипломатических миссий. Поэтому с точки зрения иерархии они подчиняются МИД Испании и главе дипломатической миссии в стране пребывания. В структурном и финансовом отношении они зависят от министерства экономики и финансов. Финансирование сети представительств включено в бюджет этого министерства. В настоящее время 29 испанских представительств по туризму работают в 21 стране мира. При этом на наиболее перспективных рынках в странах -поставщиках туристов работает по несколько представительств. Например, в США и Германии работают 4 представительства, а в Швейцарии и Италии - по 2. В 1998 г. аналогичное представительство по туризму было открыто в России [6].

Государственное управление туристской индустрией через экономические ведомства осуществляется также в Италии, где министерство туризма существовало до 1993 г. и было упразднено в результате референдума. Значительная часть его полномочий была передана местным органам управления туризмом, которые существуют на всех уровнях исполнительной власти (регионы, области, муниципалитеты). В их ведении находится разработка программ развития туризма на местах и контрольно-лицензионная деятельность. Главным государственным органом управления туризмом является

Департамент по туризму, который находится в структуре министерства промышленности.

Продвижение въездного туризма находится в ведении Национального управления Италии по туризму (ENIT), образованного в 1919 г. ENIT занимается рекламно-информационной и выставочной деятельностью, содействует местным турадминистрациям в выходе на зарубежный рынок. С 1997 г. представительство ENIT работает в Москве.

Финансирование ENIT осуществляется в основном за счет государственного бюджета, и лишь незначительные средства поступают от местных администраций и частных фирм. Эта структура подчиняется департаменту по туризму, имеет в штате более 200 сотрудников, которые работают в 18 странах мира.

В Великобритании туристская сфера находится в ведении министерства культуры, зрелищ и спорта, которому подчиняется орган, непосредственно курирующий туризм, - British Tourist Authority (BTA). По своей организационно-правовой форме - это частно-предпринимательский институт. Он занимается продвижением страны на зарубежные рынки, организацией внутреннего туризма, а также консультирует правительство и другие структуры по вопросам туризма. Рекламные компании за рубежом осуществляются через сеть представительств, при помощи СМИ, организации международных конференций и семинаров, а также предоставляются консалтинговые и маркетинговые услуги.

В штате BTA насчитывается свыше 300 сотрудников, основная часть которых (примерно две трети) работает за рубежом, в 26 представительствах. Несмотря на то что BTA имеет денежные средства от своей консалтинговой и маркетинговой деятельности, основная часть средств поступает из государственного бюджета (68%) [6].

Примерно таким же образом организуется управление индустрией туризма и в других странах Европы, таких как Германия, Австрия, Венгрия, Норвегия, Финляндия. Во многом это объясняется их нахождением в ЕС, что диктует приведение законодательства этих стран в соответствие со стандартами Европы, в том числе и в сфере туризма. Не случайно Директивой ЕС от 13 июня 1990 г. № 90-314 были определены единые условия продажи туров и пребываний, а также вытекающие из этого обязанности турфирмы перед клиентом и права последнего по защите своих интересов как потребителя [3, с. 312].

Именно в таких правовых рамках осуществляется деятельность туристских фирм ведущих европейских стран. Безусловно, национальное законодательство влияет на решение отдельных проблем, но в целом правовое поле выстроено так, чтобы максимально защитить потребителей туруслуг.

Третья модель, которую можно выделить при изучении особенностей организации управления туризмом за рубежом, предполагает отсутствие центральной государственной администрации, а все вопросы решаются на основе рыночной самоорганизации. Эта модель характерна для стран с высокоразвитой рыночной экономикой.

Примером такой модели управления являются США. Начиная с 1961 г., когда был принят первый Национальный закон о туризме, в стране существовала Администрация по путешествиям и туризму (АТП) в рамках

Федерального министерства торговли США, которое решало основные задачи в сфере руководства туризмом: координация государственной туристской политики в интересах США; изучение конъюнктуры рынка; ведение статистики туризма; разработка программ развития туризма и т.д. На федеральном уровне в США в каждом из штатов были созданы соответствующие службы, ответственные за развитие туризма.

Центральная администрация (АТП) работала в тесном контакте с Консультативным советом по вопросам туризма, куда вошли 15 представителей основных отраслей промышленности США, а также Национальным советом по пропаганде путешествий и туризма, который каждый год представлял правительству доклад под названием «Туризм работает на Америку». В этом докладе главной была мысль о том, что въездной и внутренний туризм являются важнейшими секторами национальной экономики, а туристская индустрия - крупнейшим работодателем.

В 1995 г. в Белом доме была проведена национальная конференция по развитию туризма, где было принято решение о переводе АТП на самофинансирование, поскольку туристская отрасль по доходам стала занимать в США третье место после производства автомобилей и продуктов питания. После проведения в 1996 г. Олимпиады в Атланте государственное финансирование АТП существенно сократилось и вступила в силу система частичного государственного спонсирования при значительно большем участии в этом представителей частного капитала.

В 1997 г. в США начала функционировать новая федеральная структура - Национальная организация туризма (НОТ), главной задачей которой стало привлечение иностранных туристов на территорию США. Интересна одна деталь: законом устанавливалось, что если в течение трех лет не увеличится количество иностранных посетителей в стране, то НОТ будет распущена, однако эта организация успешно работает по настоящее время и занимается не только продвижением национального турпродукта, но и его разработкой, что отличает ее от подобных организаций в других странах. Финансирование этой организации осуществляется за счет бюджета государства [4].

Таким образом, изучив основные организационные модели управления туризмом за рубежом, можно сделать следующие выводы:

1. Государство играет главную роль в превращении туризма в развитую и высокодоходную отрасль национальной экономики. Это делается посредством формирования нормативно-правовой базы, изучения и оценки рекреационных ресурсов страны, создания комплексных программ развития туризма, а самое главное - инвестирования бюджетных и внебюджетных средств в развитие туристской инфраструктуры.

2. Частно-предпринимательская сфера даже в странах с высокоразвитой экономикой не способна без активной помощи государства сделать эффективным развитие туризма, как внутреннего, так и въездного.

3. Туристская сфера развивается в тех странах, правительство которых рассматривает ее как отрасль экономики. На первых этапах становления этой отрасли государство берет основную часть бюджетных ассигнований на себя и только после выведения ее в одну из

высокодоходных отраслей переходит к частичному финансированию. При этом финансирование продвижения национального турпродукта за рубежом остается прерогативой государства.

1. Жукова М.А. Менеджмент организации. М.: Финансы и статистика, 2002.

2. Остроумов О.В. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность. М.: Финансы и статистика, 2007.

3. Экономика и организация туризма: международный туризм / Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев и др. 4-е изд. М.: КНОРУС, 2010.

4. URL: www.tourvest.ru (дата обращения: 20.01.2016).

5. URL: www.france-guide.com (дата обращения: 20.01.2016).

6. URL: www.spain.info (дата обращения: 21.01.2016).

Владимир Иванович Долгий,

доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом и психологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

Наталья Алексеевна Иванова,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и экономики труда, Саратовский государственный технический университет

им. Гагарина Ю.А.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье рассмотрена динамика и исследованы факторы, влияющие на формирование трудовых ресурсов Республики Казахстан. Для выявления специфики развития трудовых ресурсов по созданию условий их формирования в Республике Казахстан проведена оценка регионов страны на основе рейтингового числа, полученного по результатам проведенного исследования, как интегрированного показателя оценки условий формирования трудовых ресурсов с учетом тенденций их изменения за последние пять лет. Выявленные проблемы развития трудовых ресурсов в регионах страны позволяют сделать вывод, что при разработке мер государственного регулирования активной трудовой политики следует опираться на результаты проведенного исследования дифференцированно и адресно.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, экономически активное население, наемные работники, самозанятые работники, безработные, регионы страны.

V.I. Dolgiy, N.A. Ivanova

DEVELOPMENT AND MANAGEMENT OF HUMAN RESOURCES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN TODAY

The paper examines the dynamics and discusses the factors influencing the development of the labor force in the Republic of Kazakhstan. The authors identify the specifics and the conditions created for the workforce development in the Republic of Kazakhstan, assess the regions of the country according to the rating points calculated as an integrated index of the conditions created for the development of human resources and taking into account their trends over the past Ave years. The challenges of the development of human resources in different regions of the country lead to the conclusion that state regulation of labour policy should be targeted and based on the results of the human resource development study.

Keywords: human resources, economically active population, wage earners, self-employed workers, unemployed, regions.

vidl952@mail.ru

fiSJp nata_naiv@mail.ru

УДК 338(1-773)

Формирование трудовых ресурсов представляет собой постоянный целенаправленный процесс накопления качественных трансформаций основных трудовых способностей работников, с целью их последующего применения в инновационной экономике, который нельзя вычленить из общего русла экономических и социальных процессов, происходящих в стране. Необходимость выбора собственного пути полноценного развития потре-

бовала полновесной институализации социально-экономической системы общества на новом уровне. Потребовалось «переформатирование» системы трудовых ресурсов на новых, рыночных принципах. Исходя из положительного опыта развития наиболее успешных государств мира, трудовые ресурсы должны развиваться с некоторым опережением, предваряя и направляя, таким образом, тренды развития национальной экономики в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.