Научная статья на тему 'Организационные и программно-технические методы повышения инвестиционной и операционной эффективности разреза Березовский-1'

Организационные и программно-технические методы повышения инвестиционной и операционной эффективности разреза Березовский-1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗРЕЗ / ОПЕРАЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВСКРЫШНЫЕ ПОРОДЫ / АВТОСАМОСВАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Килин Юрий Алексеевич, Лалетин Николай Иннокентьевич, Иншаков Владимир Юрьевич

Разработаны мероприятия по внедрению новых программных продуктов и систематической разработкой и внедрением программ развития участков. Предложены решения по повышению уровня организации производства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Килин Юрий Алексеевич, Лалетин Николай Иннокентьевич, Иншаков Владимир Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные и программно-технические методы повышения инвестиционной и операционной эффективности разреза Березовский-1»

© Ю.А. Килин, Н.И. Лалстин, В.Ю. Иншаков, 2012

УДК 65:

Ю.А. Килин, Н.И. Лалетин, В.Ю. Иншаков

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ОПЕРАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРЕЗА БЕРЕЗОВСКИЙ-1

Разработаны мероприятия по внедрению новых программных продуктов и систематической разработкой и внедрением программ развития участков. Предложены решения по повышению уровня организации производства.

Ключевые слова: разрез, операционная эффективность, конкурентоспособность, вскрышные породы, автосамосвал.

В условиях филиала ОАО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Березовский-1» ведется работа по повышению конкурентноспособности. В частности усиление конкуренции на региональном рынке энергетического угля и наличие единственного потребителя обусловили необходимость повышения инвестиционной привлекательности за счет использования нижеперечисленных методов:

• внедрения новых программных продуктов;

• систематической разработкой и внедрением программ развития участков.

Одними из основных составляющих себестоимости производимой продукции являются такие статьи расходов как затраты на ГСМ (8 %) и электроэнергию (16 %) Структура себестоимости продукции «Разреза Бе-резовский-1» приведена на рис. 1.

Поэтому, для их снижения на разрезе «Березовский-1» были разработаны мероприятия, связанные с установкой контролирующих приборов и относящиеся к внедрению новых программных продуктов.

Одним из таких мероприятий, позволяющих повысить эффективность

производства и снизить производственные издержки, является установка программно-технического комплекса «Автограф» на автосамосвалы БелАЗ 7555, перевозящие вскрышные породы. Применение этого комплекса позволяет решать следующие задачи:

Контроль перемещений транспортных средств (ТС) и отображение в режиме реального времени на карте местности (карьер, город, край, страна).

Учет фактического пробега ТС за любой промежуток времени.

Контроль времени работы двигателя ТС как в движении, так и на холостом ходу.

Учет веса перевозимого груза за любой промежуток времени.

Контроль фактического расхода топлива ТС.

Контроль за заправками и сливами топлива с баков автосамосвалов.

Форма отображения информации системы «Автограф» представлена на рис. 2.

Получаемые от программного комплекса данные (рис. 3) анализируются начальником цеха и его заместителями, в случае превышения допустимой скорости движения, времени простоя и др. выявляются причины

; - ген

2 - Залэсные части

3 - Реаинотеимические изделия

4 - Прочие ас лама г ател ьные

мз'ериэлш

5 - Энертсюбесггечение

6 - Услуги производственного

чаиэктерэ

7 - Оплата трудл (млфчдч

резервы)

8— Начисление на оплату труда

9- Налоги

10 - Прочие расходы (нкл, аренду}

Рис. 1. Структура затрат

нарушений и ежесменно на наряде проводят их разбор.

В ходе работы с этим комплексом одной из задач было привлечение персонала к его использованию. Ее решение связано с ужесточением контроля за поломки (в положении указано, что в случае поломки прибора автосамосвал не выходит на линию), а также ежесменным выявлением при-

чин нарушения скоростного режима и простоев. Положительную роль сыграл и тот факт, что «Автограф» работал в течение предыдущего года на тракторно-бульдозерной технике и персонал начал воспринимать его как данность.

Применение комплекса «Автограф» позволило сократить простои и случаи превышения скоростного режима, а также снизить расход топлива на 5—7 %.

Дальнейшим этапом работ по использованию программно-аппаратного комплекса является его доработка в части разбиения сменного маршрута движения автосамосвалов на участки по скоростному режиму и выводом информации на дисплей в кабине автосамосвала. Данное мероприятие позволит, наряду с уже доступными функциями, контролировать водите-

Рис. 2. Реализация ПТК «Автограф»

342

лю скоростной режим на выделенных участках трассы с целью обеспечения безопасности движения и повышения коэффициента использования автосамосвала во времени.

Следующим мероприятием, позволяющим повысить эффективность производства и снизить производственные издержки, является установка радиометрических весов на добычных экскаваторах ЭРШРД-5250. Кроме контроля отгрузки угля машинист экскаватора, визуально теперь может контролировать производительность экскаватора. Пример получаемой информации с данного комплекса представлен на рис. 4.

Вовлечение персонала в этот процесс было осуществлено на основе того, что вместо личного опыта и квалификации машиниста экскаватора

Рис. 3. Итоговые реестры суточной отчетности

Рис. 4. Пример отображения информации программного обеспечения весов Масоп-21

погрузка стала осуществляться на основе данных приборов и как следствие — снизилось время работы, необходимое для отгрузки партии.

В результате работы экскаваторов по весам часовая производительность экскаватора в среднем увеличилась с 2500-3000 т/ч до 3500-4000 т/ч. Это привело к уменьшению времени, затрачиваемому на добычу необходимой отгрузочной партии угля, и снижению удельного расхода электроэнергии (рис. 5).

Таким образом, применение программных продуктов при заинтересованности персонала позволяет снизить расход ресурсов на 12 % и повысить коэффициент использования оборудования во времени более чем на 10 %.

Существенное влияние на полученные результаты оказывает мотивация персонала.

В рамках предприятия функционирует программа развития участков, направленная на совершенствование производства за счет использования внутрипроизводственных процессов путем вовлечения персонала в данный процесс. Для понимания сути данной программы использованы сле-

01

0,0 2007 2008 2009 2010 2011

| Добыча, млн. тонн 5,8 7,2 6,1 5,5 6,5

■ Расход ЭЭ, млн. кВтч 54,3 63,5 56,4 47,6 48,8

Удельная норма, кВтч/т 9,4 8,8 9,2 8,7 7,5

Рис. 5. Динамика расхода электрической энергии

70,0

63,5

60,0

54,3

48,8

50,0

47,6

40,0

30,0

20,0

9,4

10,0

7,5

7,2

дующие методологические принципы повышения эффективности и безопасности производства:

• основные составляющие конкурентоспособности: операционная эффективность и безопасность производства. Операционная эффективность характеризуется долей производительного времени работы персонала и оборудования. Высокая производительность труда не может быть получена без его высокой безопасности.

• ненужная работа является источником избыточного расхода ресурсов и снижения безопасности производства.

• инвестиционная привлекательность является одним из важнейших показателей-индикаторов конкурентоспособности предприятия.

• повышение эффективности и безопасности производства приводит

к росту конкурентоспособности предприятия и ценности работников на рынке труда.

В рамках реализации программы развития участков разработана программа развития, отображенная на рис. 6, сутью которой является выявление существующих проблем и возможностей совершенствования производства.

В ходе реализации данной программы установлено, что основным фактором, влияющим на эффективность организации труда и производства, на данном этапе развития предприятия является персонал с его мотивацией и квалификацией. Данные позиции оказывают влияние на понимание персоналом своей роли и функции в процессе производства. Таким образом, для повышения уровня организации производства необходимо наладить системную работу на

Г-

I

РЕАЛИЗАЦИЯ

Рис. 6. Схема разработки и реализации программ развития производственных участков

предприятии по повышению мотивации персонала.

Для реализации этой проблемы предложены следующие основные решения:

• изменение механизма премирования;

• повышение качества планирования путем согласованного взаимодействия подразделений на всех этапах управления;

• формирование системы контроля за производственными процессами, основанной на стандартах и регламентах.

• увязка мотивации ремонтного персонала с качеством проведенных ремонтов;

• освоение ремонтными рабочими смежных специальностей;

• организация системы стажировок ИТР на всех уровнях управления;

• разработка критериев и механизма оценки риска травмирования.

В целом, применение указанных методов и способов на периодической основе и в постоянной связке между собой позволит предприятию выявить скрытые возможности и улучшить производственные показатели. ШИЗ

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Килин Юрий Алексеевич — кандидат технических наук, технический директор филиала ОАО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Березовский-1»,

Лалетин Николай Иннокентьевич — технический директор ОАО «СУЭК-Красноярск», Иншаков Владимир Юрьевич — начальник Технического управления ОАО «СУЭК-Красноярск», InshakovVY@suek.ru

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.