© Ю.А. Килин, Н.И. Лалстин, В.Ю. Иншаков, 2012
УДК 65:
Ю.А. Килин, Н.И. Лалетин, В.Ю. Иншаков
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ОПЕРАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРЕЗА БЕРЕЗОВСКИЙ-1
Разработаны мероприятия по внедрению новых программных продуктов и систематической разработкой и внедрением программ развития участков. Предложены решения по повышению уровня организации производства.
Ключевые слова: разрез, операционная эффективность, конкурентоспособность, вскрышные породы, автосамосвал.
В условиях филиала ОАО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Березовский-1» ведется работа по повышению конкурентноспособности. В частности усиление конкуренции на региональном рынке энергетического угля и наличие единственного потребителя обусловили необходимость повышения инвестиционной привлекательности за счет использования нижеперечисленных методов:
• внедрения новых программных продуктов;
• систематической разработкой и внедрением программ развития участков.
Одними из основных составляющих себестоимости производимой продукции являются такие статьи расходов как затраты на ГСМ (8 %) и электроэнергию (16 %) Структура себестоимости продукции «Разреза Бе-резовский-1» приведена на рис. 1.
Поэтому, для их снижения на разрезе «Березовский-1» были разработаны мероприятия, связанные с установкой контролирующих приборов и относящиеся к внедрению новых программных продуктов.
Одним из таких мероприятий, позволяющих повысить эффективность
производства и снизить производственные издержки, является установка программно-технического комплекса «Автограф» на автосамосвалы БелАЗ 7555, перевозящие вскрышные породы. Применение этого комплекса позволяет решать следующие задачи:
Контроль перемещений транспортных средств (ТС) и отображение в режиме реального времени на карте местности (карьер, город, край, страна).
Учет фактического пробега ТС за любой промежуток времени.
Контроль времени работы двигателя ТС как в движении, так и на холостом ходу.
Учет веса перевозимого груза за любой промежуток времени.
Контроль фактического расхода топлива ТС.
Контроль за заправками и сливами топлива с баков автосамосвалов.
Форма отображения информации системы «Автограф» представлена на рис. 2.
Получаемые от программного комплекса данные (рис. 3) анализируются начальником цеха и его заместителями, в случае превышения допустимой скорости движения, времени простоя и др. выявляются причины
; - ген
2 - Залэсные части
3 - Реаинотеимические изделия
4 - Прочие ас лама г ател ьные
мз'ериэлш
5 - Энертсюбесггечение
6 - Услуги производственного
чаиэктерэ
7 - Оплата трудл (млфчдч
резервы)
8— Начисление на оплату труда
9- Налоги
10 - Прочие расходы (нкл, аренду}
Рис. 1. Структура затрат
нарушений и ежесменно на наряде проводят их разбор.
В ходе работы с этим комплексом одной из задач было привлечение персонала к его использованию. Ее решение связано с ужесточением контроля за поломки (в положении указано, что в случае поломки прибора автосамосвал не выходит на линию), а также ежесменным выявлением при-
чин нарушения скоростного режима и простоев. Положительную роль сыграл и тот факт, что «Автограф» работал в течение предыдущего года на тракторно-бульдозерной технике и персонал начал воспринимать его как данность.
Применение комплекса «Автограф» позволило сократить простои и случаи превышения скоростного режима, а также снизить расход топлива на 5—7 %.
Дальнейшим этапом работ по использованию программно-аппаратного комплекса является его доработка в части разбиения сменного маршрута движения автосамосвалов на участки по скоростному режиму и выводом информации на дисплей в кабине автосамосвала. Данное мероприятие позволит, наряду с уже доступными функциями, контролировать водите-
Рис. 2. Реализация ПТК «Автограф»
342
лю скоростной режим на выделенных участках трассы с целью обеспечения безопасности движения и повышения коэффициента использования автосамосвала во времени.
Следующим мероприятием, позволяющим повысить эффективность производства и снизить производственные издержки, является установка радиометрических весов на добычных экскаваторах ЭРШРД-5250. Кроме контроля отгрузки угля машинист экскаватора, визуально теперь может контролировать производительность экскаватора. Пример получаемой информации с данного комплекса представлен на рис. 4.
Вовлечение персонала в этот процесс было осуществлено на основе того, что вместо личного опыта и квалификации машиниста экскаватора
Рис. 3. Итоговые реестры суточной отчетности
Рис. 4. Пример отображения информации программного обеспечения весов Масоп-21
погрузка стала осуществляться на основе данных приборов и как следствие — снизилось время работы, необходимое для отгрузки партии.
В результате работы экскаваторов по весам часовая производительность экскаватора в среднем увеличилась с 2500-3000 т/ч до 3500-4000 т/ч. Это привело к уменьшению времени, затрачиваемому на добычу необходимой отгрузочной партии угля, и снижению удельного расхода электроэнергии (рис. 5).
Таким образом, применение программных продуктов при заинтересованности персонала позволяет снизить расход ресурсов на 12 % и повысить коэффициент использования оборудования во времени более чем на 10 %.
Существенное влияние на полученные результаты оказывает мотивация персонала.
В рамках предприятия функционирует программа развития участков, направленная на совершенствование производства за счет использования внутрипроизводственных процессов путем вовлечения персонала в данный процесс. Для понимания сути данной программы использованы сле-
01
0,0 2007 2008 2009 2010 2011
| Добыча, млн. тонн 5,8 7,2 6,1 5,5 6,5
■ Расход ЭЭ, млн. кВтч 54,3 63,5 56,4 47,6 48,8
Удельная норма, кВтч/т 9,4 8,8 9,2 8,7 7,5
Рис. 5. Динамика расхода электрической энергии
70,0
63,5
60,0
54,3
48,8
50,0
47,6
40,0
30,0
20,0
9,4
10,0
7,5
7,2
дующие методологические принципы повышения эффективности и безопасности производства:
• основные составляющие конкурентоспособности: операционная эффективность и безопасность производства. Операционная эффективность характеризуется долей производительного времени работы персонала и оборудования. Высокая производительность труда не может быть получена без его высокой безопасности.
• ненужная работа является источником избыточного расхода ресурсов и снижения безопасности производства.
• инвестиционная привлекательность является одним из важнейших показателей-индикаторов конкурентоспособности предприятия.
• повышение эффективности и безопасности производства приводит
к росту конкурентоспособности предприятия и ценности работников на рынке труда.
В рамках реализации программы развития участков разработана программа развития, отображенная на рис. 6, сутью которой является выявление существующих проблем и возможностей совершенствования производства.
В ходе реализации данной программы установлено, что основным фактором, влияющим на эффективность организации труда и производства, на данном этапе развития предприятия является персонал с его мотивацией и квалификацией. Данные позиции оказывают влияние на понимание персоналом своей роли и функции в процессе производства. Таким образом, для повышения уровня организации производства необходимо наладить системную работу на
Г-
I
РЕАЛИЗАЦИЯ
Рис. 6. Схема разработки и реализации программ развития производственных участков
предприятии по повышению мотивации персонала.
Для реализации этой проблемы предложены следующие основные решения:
• изменение механизма премирования;
• повышение качества планирования путем согласованного взаимодействия подразделений на всех этапах управления;
• формирование системы контроля за производственными процессами, основанной на стандартах и регламентах.
• увязка мотивации ремонтного персонала с качеством проведенных ремонтов;
• освоение ремонтными рабочими смежных специальностей;
• организация системы стажировок ИТР на всех уровнях управления;
• разработка критериев и механизма оценки риска травмирования.
В целом, применение указанных методов и способов на периодической основе и в постоянной связке между собой позволит предприятию выявить скрытые возможности и улучшить производственные показатели. ШИЗ
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Килин Юрий Алексеевич — кандидат технических наук, технический директор филиала ОАО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Березовский-1»,
Лалетин Николай Иннокентьевич — технический директор ОАО «СУЭК-Красноярск», Иншаков Владимир Юрьевич — начальник Технического управления ОАО «СУЭК-Красноярск», InshakovVY@suek.ru
А