Научная статья на тему 'Учет и контроль производительного времени работы карьерных автосамосвалов'

Учет и контроль производительного времени работы карьерных автосамосвалов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
546
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЕ АВТОСАМОСВАЛЫ / MINING DUMP TRUCKS / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ / УЧЕТ И КОНТРОЛЬ / ACCOUNTING AND CONTROL / РАЗРЕЗ / MANUFACTURING / OPEN-PIT MINE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Буйницкий Александр Иванович, Степанов Александр Александрович, Полещук Марина Николаевна

Приведены мероприятия по увеличению производительного времени работы автосамосвалов на разрезе «Березовский-1». Представлены результаты работы автосамосвалов до и после реализации разработанных мероприятий, описаны имеющиеся проблемы и способы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Буйницкий Александр Иванович, Степанов Александр Александрович, Полещук Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING AND CONTROL OF PRODUCTIVE WORK TIME MINE DUMP TRUCKS

The measure aimed at increasing the productive operating time of the dump trucks on the cut "Berezovsky-1". Results of the operation of the dump trucks before and after the implementation of measures described existing problems and ways of their solution.

Текст научной работы на тему «Учет и контроль производительного времени работы карьерных автосамосвалов»

УДК 622.684:629.353.011.46

Буйницкий Александр Иванович

первый заместитель исполнительного директора, АО «Разрез Березовский», 662305, Красноярский край, г. Шарыпово, п. Дубинино, разрез «Березовский-1» e-mail: Priemnaja@suek.ru

DOI: 10.18454/2313-1586.2016.01.095

Buynitskiy Alexander I.

first deputy of executive director of "Berezovskiy open-pit Mine" SC, 662305, Russia, Sharypovo e-mail: Priemnaja@suek.ru

Степанов Александр Александрович

начальник автотракторного цеха, АО «Разрез Березовский»

Stepanov Alexander A.

chief of the motor department of "Berezovskiy open-pit Mine" SC

Полещук Марина Николаевна

кандидат экономических наук,

научный сотрудник,

ООО «НИИОГР»,

454048, г. Челябинск,

ул. Энтузиастов, 30, оф.717

e-mail: m poleshuk@mail.ru

Poleshchuk Мarina N.

ph. d in economical sciences, research scientist of "NIIOGR" 454048, Russia, Chelyabinsk, st. Entusiastov, 30, of. 717 e-mail: m poleshuk@mail.ru

LLC,

УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ РАБОТЫ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ

ACCOUNTING AND CONTROL OF PRODUCTIVE WORK TIME MINE DUMP TRUCKS

Аннотация:

Приведены мероприятия по увеличению производительного времени работы автосамосвалов на разрезе «Березовский-1». Представлены результаты работы автосамосвалов до и после реализации разработанных мероприятий, описаны имеющиеся проблемы и способы их решения.

Ключевые слова: карьерные автосамосвалы, производительное время, учет и контроль, разрез

Abstract:

The measure aimed at increasing the productive operating time of the dump trucks on the cut "Be-rezovsky-1". Results of the operation of the dump trucks before and after the implementation of measures described existing problems and ways of their solution.

Keywords: mining dump trucks, manufacturing, accounting and control, open-pit Mine

Разрез «Березовский-1» отрабатывает месторождение бурых углей открытым способом, осуществляя вскрышные работы мехлопатами ЭКГ-10 с вывозкой вскрышных пород в отвалы с использованием автотранспорта. В апреле 2012 г. на разрез поступило 3 автосамосвала Komatsu ИО-785-7 грузоподъемностью 90 т, в 2013 г. - еще 2, в 2014 г. -еще 1. При этом из эксплуатации постепенно были выведены автосамосвалы Бе-лАЗ-7555. Условия работы и организация производства приведены на рисунке 1.

Для обеспечения окупаемости дорогостоящей техники обостряется необходимость повышения эффективности использования автосамосвалов [1, 7, 9, 10, 11]. Одним из основных направлений решения этой задачи является совершенствование учета и контроля результатов работы автосамосвалов. Как показывают исследования и практический опыт, в качестве показателя, отражающего результаты работы автосамосвалов, целесообразно использовать производительное время - время работы с рациональными параметрами [6, 8]. Основные параметры работы автосамосвала, по которым были определены рациональные значения, - это скорость движения самосвала в груженом и порожняковом направлении, время погрузки и разгрузки, а также время маневров на погрузке и разгрузке, масса груза (табл. 1).

Рис. 1 - Вскрышные работы и автодорога

Таблица 1

Рациональные параметры работы автосамосвалов Коша18и НБ-785

Параметр Рациональное значение

Приведенная скорость порожнего (Упр.п) 80 % от максимально возможной

Приведенная скорость груженого (Упр.г) 80 % скорости от порожнего

Фактическая скорость движения самосвала в порожняковом направлении, км/ч Кпр Vпр.п Не более 35 км/ч

Фактическая скорость движения самосвала в грузовом направлении, км/ч Кпр Vпр.п Не более 35 км/ч

Время погрузки, мин. 3,3

Время разгрузки, мин. 1,0

Время маневров, мин. 1,5

Масса груза, т 90

АЛр - коэффициент приведения, рассчитываемый как отношение приведенного расстояния к фактическому [4, 5].

В августе-сентябре 2012 г. были проведены расчеты производительного времени работы, согласно которым имеющиеся резервы повышения эффективности использования автосамосвалов Коша1Би составили около 50 %.

Для повышения эффективности работы автосамосвалов и снижения потерь времени в простоях из-за ожидания погрузки была организована возможность двусторонней погрузки в автосамосвалы.

Были рассчитаны транспортные циклы работы автосамосвалов при односторонней и двусторонней погрузке. Для оценки рациональности параметров были проведены хронометражные наблюдения за работой автосамосвалов (рис. 2). Результаты расчетов показали, что при среднем расстоянии транспортирования 2,1 км, односторонней погрузке, времени погрузки 1 автосамосвала 3,3 мин., соблюдении рациональных скоростей за 12-часовую смену возможно сделать 33 рейса; при времени погрузки 2,7 мин. -38 рейсов, при двусторонней погрузке - 46 рейсов. По факту при среднем расстоянии транспортирования 2,4 км, двусторонней погрузке, времени погрузки 1 автосамосвала 3,1 мин. выполняется 34 рейса.

Выполняемые операции

08:00 09:00 10:00 11:00 12:00 13:00 14:00 15:00 16:00 17:00 18:00 19:00 20:00

Время смены, мин

Рис. 2 - Фактические транспортные циклы автосамосвала (01.08.13, Komatsu № 4)

Меньшее количество рейсов связано с простоями, меньшей скоростью движения, большим временем погрузки: минимальное фактическое время погрузки экскаватором одного Komatsu составило 2,5 мин., то есть в 1,3 раза меньше принятой рациональной; минимальная фактическая скорость сопоставима с рациональной. В то же время среднее время цикла больше рационального в 1,2 раза. На основе полученных данных рациональное время погрузки автосамосвала установлено 2,7 мин.

С учетом результатов учета и контроля производительного времени работы автосамосвалов руководством разреза и цеха были намечены и осуществлены мероприятия по улучшению организации эксплуатации и ремонта автосамосвалов.

Организационные мероприятия:

- создание регламента работы техники на линии;

- распределение и закрепление ответственности сменных механиков за работу техники;

- ежесменный анализ работы самосвалов;

- создание регламента проведения ТО техники (табл. 2);

- усовершенствование условий премирования всех работников АТЦ.

Освоение регламентов на ТО (см. табл. 2) позволило повысить контроль за качеством обслуживания и ответственность за его выполнение как со стороны исполнителей, так и со стороны водителей - доля выполняемых операций возросла с 60 - 75 до 80 - 95 %.

Технико-технологические мероприятия:

- использование фартуков в кузовах автосамосвалов;

- соблюдение графика ТО;

- оборудование поста «Pit Stop», где производится подкачка шин, продувка воздушных фильтров;

- проведение технического обслуживания и ремонта самосвалов совместно со специализированной организацией «Sumitec international», являющейся дистрибьютором горной техники фирмы «Komatsu»;

- создание на разрезе и у специализированной организации необходимого запаса материалов и запасных частей, позволяющих оперативно устранять неисправности и поломки;

- использование датчиков давления в шинах (рис. 3);

- установка систем видеонаблюдения (рис. 4);

- подготовка запасных колес;

- использование шин с рисунком протектора, повышающим устойчивость и проходимость самосвала на дорогах с мягкими грунтами;

- оборудование мойки на базе поливочного автомобиля;

- использование приспособления для снятия и установки колес самосвала;

- проведение ремонта помещений.

Таблица 2

Диагностическая карта ТО и ТР

Карта ТО-2 Котами НР 785-7

гншнлп 54

лвгл оч о*) (Ч- е.вл-^тсцч»^ V ^ Инчись 1 ^^

Поинчнн сдомвтрл Гънто '¡С ■ пробег >и ЗА

ВИД ТО Т01,Т0.1 . _

ЗКОЮАЛТЯЛП | /У■ - < Г

} но ......„ {_■

I» Перечень выполняемых операции

КГУЛЗРМОЕ Г-ЕХОБСПУЖИ МЛИ И1

1 |1 ЙДИШИШ

^ Осмотр рэчы 1_лр|>нраа 1яг н ы'л>>г ЦОМк^ВД г

3 Пижм СМТОМ* И Е*Ь«1ЧМ1Р*1, Р

* Провор<л урэвч* чщкш длрсшлаймыигьгл f

ГЦощиа С-ипигрд свпп'о 1-

в Г*ро*вр<лдгн|.к< ГЦДРОФ1Л1ЦДПЛ

7 гЬюмрылотйя.плтапи *«1ы лроьы.* М/трн 'V

й

Я сьф^г^е «гжого аигмм ¿

10 Пронрш шм л^в-ле-мии ' шинам | Га поизвел моытсри-сг'сг^ии кангрслн дпъгемн«?!

1Е*йБСЛУкии*иш то г черен каждый 1«» моточдеов, вчпюч*я рдвоты по те 1

1 ЗЛЫМЛ илслы ■ Г*ЦДА=М1 ЫЛГЦрД£|И-'ата.~1Р V

г ■ 1

л З-ЛиеиД ГЫЕрОШ ТОПЛЛИМНй $*4ПьТрЛ Гр^-П-ОА-ГК^Чти V

* Зли^а яг4идог» мвСлйпуй фдоьчра С томедлч V

» НЧШЩ II» прмминца иин^ ННТН»10В г --Цыеич* 1 УрЙ V

ь 3|№)И1Щ>1141)П1 фильтра ЛЕЙ С

т Заполним? Ц£С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а ПСОиОСО .ЦЪ-ке н ( ПРИ &

9 Эаит пигрош чгщрИ"1К! ¿л:' 1.Щ) Твмйв ачсии V

'О Я.ЫЛНП КК1Ц Т1:,ри.»-у>Л с^счкчг 1/

II Зэиймй-майм в таравм пср&ди и Скуемы ниичдвчии юристов

'¡,|1И|Н.Н .-к'НУынчШ 4ып*.трц торюю* тг

13 Знычпл г«е»тл илслр.'игоофмпьтра ■орсгЬ'к и прсоиы Иормгс1-:-|| V

Гдочыаы ГЛТЧНПУЧ фкгьгра с

11 Примри к|кли дш 1Цни< 1

1в Прсмри кзюса дрога пс-рвдинк тсфмээо»

СбОрММЛа пШ+ч^оиЛТО ИЗ ПГ4Ы1йи1Й'в>№1в1нйч<Я 1'

14 Прольр-^лвдйимссчьн ИРЙ-ЛИ »Путных нмУ'ОайЖХ 1'

ИЛПрЛо5УПМмГ МАТЕРИАЛЫ КйЛН.ЛНТр

Ш

солутстаующии кмокт

Р^ЬОТЫ гю и хмкчы: »Он ■ ОьС в »1 вОнт V ?нпогнрнь 41 т.;)м<*5ИП1Р И: ■"■■'■

НочпчитагтФИй.

ВйОнЧПь ФИО :У/т. ■■■ --г" Гкадпи?4„: . + ■■ . . ■ /

Использование датчиков давления в шинах (см. рис. 3) позволяет своевременно производить подкачку колес, что обеспечивает повышение их ходимости, соблюдение требуемой скорости движения и заданный уровень производительного времени работы.

Рис. 3 - Датчики контороля давления в шинах

Использование систем видеонаблюдения (см. рис. 4) позволяет повысить безопасность работы водителя и других работников при осуществлении автосамосвалом движения, а также облегчить маневры, что обеспечивает осуществление большего количества транспортных циклов в смену.

Рис. 4 - Установленные камеры видеонаблюдения

С целью изучения опыта организации производства на зарубежных предприятиях в 2014 г. была осуществлена командировка на заводы Liebherr. По ее результатам отмечены следующие особенности организации производства:

• нет суеты и лишних (свободных) перемещений;

• хорошая организованность и логистика;

• делают сразу хорошо, а потом улучшают;

• высокая культура производства:

- у работников есть 3 комплекта спецодежды - один на работнике, один в стирке, один в шкафу;

- хорошая организация рабочих мест, рабочие места оснащены инструментом (рис. 5);

- оформление рабочих мест - на стендах визуализированы результаты улучшений, наглядно представлена оргструктура (рис. 6);

- хорошее качество ветоши (рис. 7);

• отношение к требованиям безопасности - если произошел инцидент, то в первую очередь смотрят на использование средств индивидуальной защиты (СИЗ), опьянение - если не применял СИЗ или в крови есть алкоголь, то страховка не выплачивается;

• обеспечены условия для охраны труда и здоровья - есть шкафы, в ячейках которых в свободном доступе находятся наушники, очки, беруши. Есть работники, в обязанности которых входит следить, чтобы в шкафах все СИЗ были;

• развитый рынок труда - персонал ценит свое место работы как источник относительно невысокого, но устойчивого дохода;

• отношение к работе - рабочие не таскают мелочевку с производства домой.

Рис. 5 - Организация рабочих мест на заводах Liebherr

Рис. 6 - Оформление рабочих мест на заводах Liebherr

Рис.7 - Пример обтирочного материала, применяемого на заводах Liebherr

В 2015 г. в АТЦ разреза «Березовский-1» для повышения эффективности организации выполнения ремонтных операций были проведены упорядочение и визуализация инструмента (рис. 8).

Рис. 8 - Сортировка и размещение инструмента в АТЦ

Сменными механиками осуществляется контроль работы технологического транспорта. Выборочный контроль ведется также начальником цеха, его заместителем и главным инженером. С использованием программного комплекса «Автограф», контролируются ритмичность процесса, избыточное время погрузки и разгрузки, простои, недогрузы и перегрузы, скорость транспортирования (рис. 9).

Ко1^Би 40-785 №4

Ко1^Би 40-785 №5

Ко1^Би 40-785 №6

Ко1^Би 40-785 №26

Ко1^Би 40-785 №27

Ко1^Би 40-785 №54

Время

Скорость

Объем горной массы

Рис. 9 - Фрагмент результатов визуализированного контроля за работой технологического оборудования

Для проработки требований, предъявляемых к работникам руководством разреза, для закрепления и визуализации этих требований, стимулирования и вовлечения персонала в процесс улучшения на разрезе применяется система рейтингов руководителей производственных подразделений, а в АТЦ - система рейтингов ИТР: от сменного механика до заместителя начальника цеха (табл. 3) [2, 3]. Ее освоение позволяет вести системную деятельность по улучшению в данных направлениях.

Таблица 3

Фрагмент рейтинга сменных механиков

Механик Показатель Рейтинг

Безопасность Эффективность Персонал Развитие

Кол-во выявленных нарушений в смене Количество проверок, шт. Кол-во выявленных нарушителей Кол-во ДТП в смену Уровень стандартизации Киер (доля производи-тельного времени работы) КЫгп Выполнение сменного задания Количество нарушений трудовой дисциплины и внутрисменного распорядка персоналом смены Мероприятия

Всего Нарушений / кол-во проверок План Факт Факт / План По горной массе Выход техники по наряду Предложен-ные, шт. Реализованные, шт.

Факт/ План Факт/ План Факт/ План

См. механик 1 3 1 2 3 1,5 3 0 0,8 0,71 0,90 1,19 1,07 1,09 0 0 0 2,34

См. механик 2 2 1 2 2 1 2 0 0,8 0,67 0,90 1,13 1,01 1,04 0 0 0 2,22

Уровень, балл Значения показателя

Высокий, 3 > 1 > 1,0 0 0 > 0,7 > 0,7 > 0,9 > 1,0 > 1,0 > 1,0 0 > 2 > 2 > 2,5

Средний, 2 1 0,9-1,0 1 1 0,5-0,7 0,6-0,7 0,70,9 0,9-1,0 0,91,0 0,9-1,0 1-3 1 1 2,0-2,5

Низкий, 1 < 1 < 0,9 > 1 > 1 < 0,5 < 0,6 < 0,7 < 0,9 < 0,9 < 0,9 > 3 0 0 < 2,0

В результате реализованных мероприятий производительное время работы автосамосвалов увеличилось, отдельные машины периодически достигают значений более 500 производительных машино-часов в месяц (рис. 10). В то же время уровень работы более 500 производительных машино-часов в месяц пока не освоен, но организация труда внутри смены улучшается. Это выражается в увеличении эффективности использования доступного времени автосамосвалов на линии, что отражается в более устойчивом росте доли производительного времени работы во времени на линии с 0,6 до 0,75 (рис. 11).

Рис. 10 - Динамика производительного времени работы автосамосвалов

Доля производительного времени работы

1,0

0,9

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1 -

0,0

Рис. 11 - Динамика доли производительного времени

Относительно низкий уровень производительного времени в мае, июле и августе 2014 г., сентябре 2015 г. обусловлен высокой долей климатических простоев: 20 - 30 % месячного фонда времени.

Учет и контроль производительного времени работы автосамосвалов позволяет своевременно вносить коррективы в организацию производственного процесса, разрабатывать и реализовывать соответствующие меры по повышению эффективности производства и, на этой основе, повышать ценность руководителя.

Улучшение организации технологического процесса транспортировки вскрыши позволило в 2015 г. достичь годового объема перевозки на один 90-тонный самосвал Ko-matsu HD-785-7 около 1 млн м3 породы при среднем расстоянии транспортировки 2,5 км. Данный результат будет являться лучшим показателем производительности самосвалов за время их эксплуатации на разрезе «Березовский».

Литература

1. Артемьев В.Б. Резервы повышения безопасности и эффективности производства ОАО «СУЭК» в условиях кризиса / В.Б. Артемьев, В.А. Галкин, А.М. Макаров // Уголь. - 2015. - № 2. - С. 31 - 33.

2. Инструментарий для определения классности и рейтинга персонала / А.И. Буй-ницкий, Д.В. Попов, И.Н. Сухарьков, С.И. Захаров // Уголь. - 2015. - № 2. - С. 42- 44.

3. О функционале исполнительного директора угольного разреза / А.И. Буйниц-кий, Ю.А. Килин, Д.В. Попов, А.М. Макаров // Уголь. - 2014. - № 4. - С. 24 - 27.

4. Галкин В.А. Технологические основы проектирования и планирования грузопотоков на рудных карьерах с автомобильным транспортом: дис. ... докт. техн. наук. Спец. 05.15.03 - «Открытая разработка месторождений полезных ископаемых» / В.А. Галкин. - Магнитогорск, 1987. - 290 с.

5. Единые нормы выработки на открытые работы для предприятий горнодобывающей промышленности», часть IV «Экскавация и транспортирование горной массы автосамосвалами / Центральное бюро нормативов по труду Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам (НИИ труда). - М., 1989. - 81 с.

6. Захаров С.И. Повышение эффективности рабочих процессов угледобывающего предприятия на основе совершенствования организационно-экономических отношений: дис. ... канд. экон. наук. Специальность: 08.00.05 - «Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда)» / С.И. Захаров. - Челябинск, 2011. - 150 с.

7. Совещание автотранспортников ОАО «СУЭК» / В.Н. Кулецкий, А.В. Горохов, И.Б. Строгий, А.А. Степанов, А С. Довженок // Уголь. - 2013. - № 12. - С. 14 - 16.

8. Макаров А.М. Повышение эффективности технологического автомобильного транспорта оперативным управлением подсистемами карьера: дис. ... канд. техн. наук / А.М. Макаров. - Челябинск, 1990. - 159 с.

9. Повышение эффективности и безопасности функционирования автотранспортных подразделений ОАО «СУЭК» / А.С. Мануильников, А.А. Степанов, И.Б. Строгий, А С. Довженок // Уголь. - 2014. - № 12. - С. 48 - 49.

10. Результаты реализации программ развития производственных подразделений на предприятиях ОАО «СУЭК-Красноярск» / А.В. Федоров, А.В. Великосельский,

A.И. Буйницкий, Ю.А. Килин // Уголь. - 2014. - № 9. - С. 78 - 80.

11. Управление развитием производственного объединения на основе инновационных циклов (на примере ОАО «СУЭК-Красноярск»): Отдельная статья Горного информационно-аналитического бюллетеня / А.В. Федоров, А.В. Велико-сельский,

B.А. Маврин, А.А. Дорошенко, А.И. Буйницкий, Н.Н. Новикова, Е.М. Евтушенко, А.В. Константинов, Ю.А. Килин, М.В. Букета, О.А. Лапаева, М.Н. Полещук. - М.: Изд-во «Горная книга», 2013. - 51 с. (Сер. «Б-ка горного инженера-руководителя». Вып. 25).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.