ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
(DE LEGE LATA)
О. А. Городов*
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ
В практике взаимодействия науки и техники с производством, целью которого является создание и реализация новой или усовершенствованной продукции, используются разнообразные организационные формы, обеспечивающие упорядоченность действий различных субъектов, направленных на достижение поставленных целей. Указанное разнообразие обусловлено, в частности, спецификой создаваемых новшеств, формой иерархических связей между участниками инновационного процесса, уровнем управления, территориальным размещением организаций, участвующих в создании и реализации новых или усовершенствованных продуктов и технологических процессов.
Под организационной формой инновационной деятельности следует понимать внутренне упорядоченное объединение сил и средств, посредством которого достигаются цели инновационного проекта или группы таких проектов. По своей сущности понятие организационной формы инновационной деятельности не совпадает с гражданско-правовым понятием организационно-правовой формы, различные виды которой признаются в российском правопорядке для целей дифференциации системы юридических лиц. Как известно, перечень организационно-правовых форм коммерческих и некоммерческих организаций закреплен нормами ст. 50 ГК РФ и структурирован в зависимости от характера деятельности и особенностей формирования той либо иной юридической личности.
* Доктор юридических наук, профессор кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
О. А. Городов
Объединения, посредством которых реализуются инновационные проекты, являются производными (вторичными) образованиями (структурами), которые должны выступать в гражданском обороте в организационно-правовых формах коммерческих либо некоммерческих организаций в соответствии с классификацией юридических лиц и их объединений, сформулированной законодателем в ст. 50 ГК РФ, если иное не предусмотрено специальными законами.
В своем развитии организационные формы инновационной деятельности, именуемые в прежнее время организационными формами деятельности по внедрению новой техники в народное хозяйство, прошли ряд исторических этапов. Мы не будем подробно на них останавливаться и назовем лишь наиболее заметные вехи становления системы организации инновационной деятельности в нашей стране.
В 20-х гг. прошлого века связь науки с производством осуществлялась посредством создания центральных заводских лабораторий (ЦЗЛ), бюро рационализации и изобретательства (БРИЗ), специальных подразделений в системе трестов и технологических комбинатов, постоянных или временных проблемных комиссий, примером одной из которых является комиссия ГОЭЛРО.
С конца 20-х и до середины 60-х гг. прошлого века в отраслевых органах управления наркоматов создаются главные управления, которым передается большинство научно-исследовательских институтов. Основной формой взаимодействия науки и производства в этот период являются смешанные комиссии, объединяющие ученых, конструкторов и представителей производства, совместно работающих для решения задач главным образом в интересах обороны страны.
В период хозяйственной реформы 1965 г. появляются такие организационные формы внедрения новой техники, как научно-производственные комплексы (НПК), научно-производственные объединения (НПО), которые имели в качестве структурных элементов наряду с промышленными предприятиями научно-исследовательские институты, проектные институты и конструкторские бюро, обеспечивающие процессы внедрения новой техники в народное хозяйство страны.
В середине 80-х гг. прошлого столетия начинают развиваться новые организационные формы инновационной деятельности, среди которых следует назвать межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК), арендные подразделения, выполняющие НИОКР, международные совместные научно-производственные предприятия (МСП), центры научно-технического творчества молодежи (НТТМ).
В ходе проведения в стране экономических реформ система названных выше организационных форм связи науки с производством фактически распалась, и в настоящее время прогрессивными формами организационных структур, призванных обеспечивать взаимодействие между наукой и производством, точнее между тем, что от них осталось, считаются наукограды (технополисы), технологические и научные парки, технико-внедренческие особые экономические зоны,
-Ф-
78
Вопросы правоприменительной практики (DE LEGE LATA)
бизнес-инкубаторы, а также инжиниринговые, внедренческие и венчурные организации и некоторые их специальные разновидности.
Указанные организационные формы инновационной деятельности, идеи функционирования которых заимствованы из практики организации инновационных процессов зарубежных стран, призваны гармонизировать отношения по поводу нововведений между наукой, производством и сферой сбыта.
Дадим их краткую характеристику.
Наукограды (технополисы) являются наиболее мощной по своим возможностям организационной формой инновационной деятельности, которая требует значительных материальных ресурсов и финансовых средств.
Под технополисом понимается сосредоточенный в границах одного региона комплекс научных организаций, занимающихся фундаментальными и прикладными исследованиями, вузов, промышленных предприятий, конструкторских и внедренческих структур, ориентированных на создание и реализацию нововведений.
Впервые технополисы зародились в США в начале 50-х гг., когда вокруг Стэнфордского университета сконцентрировались различные фирмы, связанные с электронной промышленностью. В настоящее время это всемирно известный технополис, носящий название «Силиконовая долина». По данным, приводимым в экономической литературе, в указанном технополисе сосредоточено около 8 тысяч инновационных фирм, в которых работает примерно 250 тысяч человек. Создаваемый в этом технополисе валовой национальный продукт превышает таковой, производимый Великобританией, и приближается к ВНП Франции.1
Помимо Стэнфорда технополисы образованы и на базе иных университетов, например, Гарвардского университета (технополис «Шоссе № 128»), Массачусетского технологического института (технополис «Золотой промышленный полукруг»).
В Российской Федерации аналогом технополисов являются наукограды. Согласно ст. 1 Федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации»2 наукоградом признается муниципальное образование, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. В свою очередь, научно-производственный комплекс должен представлять собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научнотехническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.
Научно-производственный комплекс должен располагаться на территории муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукогра-
1 Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П. И. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. М., 1998. С. 170.
2 Собрание законодательства РФ. 1999. № 15. Ст. 1750.
О. А. Городов
да, быть градообразующим и отвечать установленным законом критериям. В число таких критериев законодатель включил следующие показатели;
— численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15 процентов численности работающих на территории данного муниципального образования;
— объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стоимостном выражении составляет не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50% стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы.
В научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, входят юридические лица, зарегистрированные на территории данного муниципального образования, а именно:
— научные организации, учреждения высшего профессионального образования и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров при наличии у них государственной аккредитации в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
— организации, независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, при условии, что доля производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ, в течение предшествующих 3-х лет составляет не менее 50% их общего объема производства.
Статус наукограда, начиная с 1 января 2005 г., присваивается постановлением Правительства РФ. До указанной даты статус наукограда присваивался указом Президента РФ.
Процедура рассмотрения документов, касающихся присвоения муниципальному образованию статуса наукограда, а также их состав определены Порядком рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. № 681.1
Согласно указанному Порядку предложение о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда РФ вносится в Министерство образования и
so
Вопросы правоприменительной практики (DE LEGE LATA)
-Ф-
науки РФ главой муниципального образования по согласованию с органами государственной власти субъекта РФ.
Срок присвоения муниципальному образованию статуса наукограда РФ устанавливается исходя из целей и задач программы комплексного социальноэкономического развития муниципального образования. Так, из имеющихся в настоящее время наукоградов, статус последнего действует в течение следующих сроков: г. Бийск (Алтайский край) — 5 лет; г. Обнинск Калужской обл. — 24 года; г. Дубна Московской обл. — 24 года; пос. Кольцово Новосибирской обл. — 22 года; г. Мичуринск Тамбовской обл. — 24 года; г. Фрязино Московской обл. — 24 года; г. Реутово Московской обл. — 24 года; г. Петергоф (Санкт-Петербург) — 5 лет; г. Пущино Московской обл. — 5 лет; г. Королев Московской обл. — 5 лет.
Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда РФ является основанием для финансирования из федерального бюджета в виде субвенций дополнительных расходов наукоградов. Порядок предоставления субвенций из федерального бюджета для финансирования дополнительных расходов наукоградов определен постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. № 682.1
Предоставление субвенций осуществляется Министерством финансов РФ из средств федерального бюджета на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. При этом субвенции из федерального бюджета и расходы наукоградов РФ, осуществленные за счет субвенций, не учитываются при распределении меж-бюджетных трансферов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Технологические и научные парки (технопарки) являются структурами более мелкого масштаба по сравнению с наукоградами. Они представляют собой научно-производственные территориальные комплексы, включающие научные учреждения, вузы, промышленные предприятия, малые наукоемкие фирмы, сервисные службы.
Создание технопарков преследует, в частности, следующие цели:
— содействие в становлении и развитии мелких инновационных фирм;
— воплощение научной и научно-технической продукции в готовый для реализации на рынке товар;
— создание и введение в действие новых видов производств;
— привлечение инвестиций и специалистов в новые и возрожденные виды производств.
Функционирование технопарков основывается на коммерциализации научной и научно-технической деятельности. В экономической литературе отмечается, что принципы организации технопарков базируются на «создании максимально благоприятных условий для наукоемкого производства, инновационного бизнеса и, соответственно, научно-технического прогресса; в максимальном сближении (в том числе и территориальном) науки, производства и коммерции,
О. А. Городов
а также в объединении „под одной крышей“ фирм, которые разрабатывают различные виды наукоемкой продукции, позволяющем создать условия для продуктивного обмена идеями и опытом».1
Примерами создания технопарков при государственном участии могут служить технопарки «Новосибирск» и «Асто-Гермес», образованные согласно распоряжению Президента РФ от 10 июня 1996 г. № 307-рп «О создании технопарка «Новосибирск»2 и распоряжению Правительства РФ от 9 января 1994 г. № 25-р «О создании базового технопарка АООТ «Технопарк Асто-Гермес».3
По данным, приводимым в литературе, среди активно действующих российских технопарков к началу 2001 года выделялись научный парк МГУ, Томский технопарк, Зеленоградский научно-технологический парк, технопарк «Башкортостан».
Научные парки несколько отличаются от технологических парков и представляют собой структуры, которые действуют в соответствии с договорами о сотрудничестве, заключаемыми с университетами и исследовательскими учреждениями с целью содействия в создании и развитии наукоемких форм посредством трансляции научных и технических знаний и управленческих навыков. В научных парках объединяются научные, производственные, финансовые и иные ресурсы, необходимые для создания и производства нового или усовершенствованного продукта. В экономической литературе высказывается точка зрения, согласно которой научный парк — это организация, основанная на праве частной собственности, которая:
— поддерживает официальные и рабочие связи с университетом, другими высшими учебными заведениями или ведущим научно-исследовательским центром;
— создана для содействия формированию и развитию наукоемких фирм и других организаций, обычно размещающихся на одной территории;
— выполняет функцию активного управления передачей технологий и знаний в области бизнеса организациям, расположенным на ее территории.
Термином «научный парк» могут описываться организации, известные под другими названиями, например, «исследовательский парк», «инновационный центр», «центр развития передовых технологий» и т. д., если их деятельность отвечает названным выше критериям.4
Технико-внедренческие особые экономические зоны представляют собой одну из разновидностей технопарков и являются новой для РФ организационной формой инновационной деятельности, появлением которой мы обязаны Федеральному закону «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».5
1 Медынский В. Г., Скамай Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие для вузов. М., 2002. С. 213.
2 Собрание законодательства РФ. 1996. № 24. Ст. 2925.
3 Информационная система «Кодекс».
4 Медышский В. Г., Скамай Л. Г. Инновационное предпринимательство. С. 214—215.
5 Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3127.
s2
Вопросы правоприменительной практики (DE LEGE LATA)
-Ф-
Технико-внедренческие зоны выступают в качестве одной из двух разновидностей особых экономических зон, создаваемых в РФ для целей развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Вторую разновидность особых экономических зон представляют промышленно-производственные особые экономические зоны.
Родовым признаком особой экономической зоны является наличие особого режима осуществления предпринимательской деятельности на определенной территории, который призван, по опыту Китая и Сингапура, поднять уровень экономики в некоторых депрессивных регионах страны. Территория, на которой располагается та либо иная особая зона, должна отвечать требованиям, установленным законодателем.1
Так, промышленно-производственная экономическая зона создается на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров, а технико-внедренческая — не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров. При этом на территории особой экономической зоны не допускается:
— размещение объектов жилищного фонда;
— добыча полезных ископаемых и металлургическое производство;
— переработка полезных ископаемых, лома черных и цветных металлов;
— производство и переработка подакцизных товаров за исключением легковых автомобилей и мотоциклов.
Особая экономическая зона не может находиться на территории нескольких муниципальных образований. Территория особой зоны не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.
Условиями создания особых экономических зон, включая и технико-внедренческую их разновидность, кроме того, выступают специальные требования к земельным участкам, на которых будут осуществляться те либо иные виды деятельности. Эти требования определены ст. 5 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Применительно к технико-внедренческим зонам должны быть соблюдены следующие условия на момент их создания:
— земельные участки должны находиться в государственной и (или) муниципальной собственности;
— земельные участки, образующие территорию технико-внедренческой зоны, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых разме-
1 Особые требования в отношении территории предъявляются к особой экономической зоне в Калининградской области и к особой экономической зоне в Магаданской области, отношения в связи с созданием которых регулируются специальными федеральными законами (см.: Российская газета. 2006. 19 янв.; 1999. 7 июл.).
О. А. Городов
щены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научноисследовательских организаций;
— на земельных участках, образующих территорию технико-внедренческой зоны, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц (кроме объектов инженерной и транспортной инфраструктур), за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.
Решения о создании технико-внедренческих зон на территориях субъекта РФ и муниципального образования принимаются Правительством РФ и оформляются специальными постановлениями.1 Указанным решениям должны предшествовать процедуры подачи заявки на создание технико-внедренческой зоны и отбора заявок.
Порядок оформления и подачи заявки на создание технико-внедренческой экономической зоны определен постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2005 г. № 564 «Об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны».2 Согласно указанным Правилам, заявки подаются в Министерство экономического развития и торговли РФ претендентами на участие в конкурсе по отбору заявок на создание экономических зон. В качестве претендентов должны выступать высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ совместно с исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований.
Отбор заявок на создание технико-внедренческих зон осуществляется на основе конкурсного отбора, проводимого по процедуре, регламентированной постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2005 г. № 563 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон».3
Организатором конкурса выступает Министерство экономического развития и торговли РФ, которое принимает решение о проведении конкурса, утверждает его результаты и конкурсную документацию, а также организует конкурс по каждому типу особой экономической зоны отдельно.
Отбор заявок на создание особых экономических зон проводит Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. Участниками конкурса признаются высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ совместно с исполнительно-распорядительными органами муни-
1 См., например, постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 780 «О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа» II Российская газета. 2005. 27 дек.
2 Российская газета. 2005. 20 сент.
3 Там же.
84
Вопросы правоприменительной практики (DE LEGE LATA)
-Ф-
ципальных образований, которые были допущены специальной комиссией по отбору заявок к конкурсному отбору.
Перечень критериев по каждому конкурсу, их коэффициенты для расчета совокупной взвешенной оценки заявки и методика оценки заявок разрабатываются Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами, утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ и включаются в конкурсную документацию.
Особая технико-внедренческая зона создается на двадцать лет. Срок ее существования продлению не подлежит.
Досрочное прекращение существования технико-внедренческой зоны допускается только в случае, если:
— это вызвано необходимостью, связанной с обеспечением обороноспособности страны и безопасности государства;
— в течение 3-х лет с даты создания зоны не заключено ни одного соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
— в течение 3-х лет подряд на территории особой зоны ее резидентами не ведется технико-внедренческая деятельность.
Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Правительством РФ.
Действующее законодательство, регулирующее отношения, связанные с функционированием технико-внедренческих зон, предусматривает два органа их управления:
— орган непосредственного управления;
— координирующий орган.
Непосредственное управление технико-внедренческими зонами возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные органы. Указанные функции поручено осуществлять в настоящее время Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами, которое находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ и действует на основании Положения о Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 августа 2005 г. № 530.1 Федеральное агентство и его территориальные органы составляют единую централизованную систему управления особыми экономическими зонами.
В роли координирующего органа выступает наблюдательный совет, который создается для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, хозяйствую-
1 Собрание законодательства РФ. 2OO5. № 35. Ст. 3611.
О. А. Городов
щих субъектов, действующих на территории технико-внедренческой зоны, а также для осуществления контроля за выполнением соглашения о создании особой экономической зоны и контроля за расходованием бюджетных средств, выделенных на обустройство территории. Наблюдательный совет технико-внедренческой зоны создается и действует в порядке, установленном Положением о наблюдательном совете особой экономической зоны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2005 г. № 758.1 Порядок формирования и прекращения деятельности наблюдательного совета устанавливается специальным соглашением о создании технико-внедренческой зоны, заключаемым Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, на территориях которых создается экономическая зона.
Технико-внедренческая деятельность на территории особой экономической зоны осуществляется резидентами технико-внедренческой зоны на основании соглашения о ведении указанной деятельности. Сторонами соглашения выступают резиденты технико-внедренческой зоны и органы управления экономической зоной. Общие требования к содержанию соглашения о ведении техниковнедренческой деятельности установлены в гл. 6 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Бизнес-инкубаторы или парки инкубаторного типа представляют собой многофункциональные комплексы, оказывающие обширный перечень инновационных и учебных услуг фирмам-клиентам, которые в зависимости от своего технологического профиля и производственной ориентации приобретают указанные услуги, арендуя одновременно помещения бизнес-инкубатора. По истечении срока аренды фирма-клиент покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность. Преимуществом бизнес-инкубаторов является то, что они, как правило, не требуют бюджетных средств. Их самоокупаемость обеспечивается за счет участия в будущих прибылях инновационных фирм клиентов.
Существует множество разновидностей бизнес-инкубаторов, которые могут быть классифицированы по различным основаниям.
По формам собственности различают государственные и частные бизнес-инкубаторы. Первые учреждаются с участием органов публичной власти, частично финансируются за счет бюджетных средств, преследуют цели создания рабочих мест и экономической диверсификации налоговых поступлений.
По способу предоставления услуг выделяют:
— классические бизнес-инкубаторы, предоставляющие услуги путем сдачи в аренду офисных и производственных помещений;
— предоставляющие услуги посредством использования электронной связи;
— «без стен», использующие метод прямых контактов менеджеров инкубатора с фирмами-клиентами;
1 Собрание законодательства РФ. 2005. № 51. Ст. 5544.
86
Вопросыі правоприменительной практики (DE LEGE LATA)
— многопрофильные, предоставляющие широкий спектр услуг при открытии бизнеса на базе собственных помещений бизнес-инкубатора с использованием оборудования и технических средств институтов и лабораторий;
— целевые, занимающиеся, например, разработкой программного обеспечения, биотехнологией и т. п.1
По данным, приводимым в экономической литературе, в настоящее время в мире существует и функционирует свыше двух тысяч бизнес-инкубаторов, которые способствуют распространению передовых технологий, повышению конкурентоспособности действующих компаний, повышению деловой культуры и этики предпринимательства. Наибольшее распространение бизнес-инкубаторы получили в США, где их насчитывается порядка 600.2
Инжиниринговые, внедренческие и венчурные организации относятся к числу так называемых малых инновационных предприятий, которые, согласно широко распространенному мнению, обладают по сравнению с крупными организационными формами большими возможностями по части коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности. Это объясняется, в частности, узкой предметной специализацией малых организационных форм, их готовностью идти на больший риск, вхождением в бизнес на ранних стадиях жизненного цикла инноваций, невысокой капиталоемкостью производства.
Малые инновационные предприятия широко распространены за рубежом. По данным, приводимым в литературе, например, в Германии функционирует около трех миллионов малых и средних предприятий и объединений лиц свободных профессий. Они обеспечивают 2/3 общего числа рабочих мест и большую часть их прироста. На малые и средние предприятия приходится примерно 75% выдаваемых патентов.3
Что касается России, то судьба малых предприятий, создаваемых в том числе и в инновационном секторе, полна всевозможных лишений и неопределенностей, вызываемых, прежде всего, противоречивостью экономической политики, проводимой в отношении малого предпринимательства.
Категория малых предприятий введена в отечественную практику хозяйствования безотносительно к каким-либо определенным организационно-правовым формам, установленным нормами ГК РФ и отражает, прежде всего, фиксацию особого сектора экономики, требующего протекции со стороны государства. Согласно ст. 3 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»4 под субъектами малого пред-
'О классификации и разновидностях бизнес-инкубаторов см.: Медынский В. Г., Скамай Л. Г. Инновационное предпринимательство. С. 197—211.
2 Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. В. А. Швандара, В. Я. Горфинкеля. М., 2006. С. 196.
3 Либерникелъ В. Управление конкурентоспособностью малых и средних предприятий на международных рынках // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 5. С. 86—89.
4 Собрание законодательства РФ. 1995. № 25. Ст. 2343; Российская газета. 1998. 20 июн.; 2002. 26 март.; 2004. 31 авг.
О. А. Городов
принимательства в научно-технической сфере понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельного уровня в 60 человек.
В числе малых предприятий, специализирующихся в области инновационной деятельности, выделяются инжиниринговые, внедренческие и венчурные фирмы.
Инжиниринговые фирмы занимаются, как правило, доработкой нововведений до стадии их промышленной реализации, а также проводят консультации и оказывают услуги в процессе внедрения новых разработок.
Инжиниринговая деятельность связана с такими видами работ и услуг, как:
— проектирование объектов, разработка планов строительства и реконструкции, контроль за выполнением работ (консультативный инжиниринг);
— предоставление заказчику технологий, разработка проектов по энерго- и водоснабжению, транспорту, связи и др. (технологический инжиниринг);
— поставка оборудования, техники, выполнение строительно-монтажных работ (общий инжиниринг).
Действующее российское законодательство не дает определения инжиниринговой деятельности. Вместе с тем, в ряде формально не отмененных нормативных правовых актов содержатся указания на характер и содержание инжиниринговой деятельности. Так, в Федеральной целевой программе «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений», утвержденной постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1995 г. № 1207,1 отмечается, что инжиниринг представляет собой процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление и являющийся специфическим видом бизнеса.
Внедренческие фирмы участвуют в инновационном процессе путем продвижения на рынок перспективных изобретений, созданных отдельными изобретателями, а также производства небольшими партиями отдельных изделий, воплотивших в себе охраняемые объекты промышленной собственности. Зачастую они создаются «под одну идею». В ряде случаев внедренческие фирмы специализируются и на внедрении неиспользованных, но охраняемых технических решений, продвижением на рынке лицензий на использование перспективных технических решений.
В действующем российском законодательстве не содержится легального определения внедренческой деятельности. В 1991 г. в связи с поступающими от налоговых инспекций и организаций запросами о сферах деятельности, относящихся к внедренческим, Минфин РСФСР в письме «Об инновационных (внедренческих) сферах деятельности» от 14 мая 1991 г. № 16/1352 констатировал, что
1 Собрание законодательства РФ. 1995. № 51.
2 Информационный бюллетень Минфина РСФСР. 1991. № 9.
88
Вопросы правоприменительной практики (DE LEGE LATA)
-Ф-
внедренческой считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке. При этом, согласно указанному письму, к внедренческой деятельности относится, в частности, совокупность или сочетание следующих направлений научно-технических и посреднических работ:
— организация экспертиз, внедрение и тиражирование изобретений, «ноу-хау», научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, коммерческих обозначений и других произведений, на которые распространяются международно-признанные права, относящиеся к интеллектуальной собственности в сфере науки и техники, а также создание опытных образцов, проведение опытных испытаний, создание и передача новых образцов техники, технологий и научно-технической документации, подготовка производства;1
— проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий;
— патентно-лицензионная деятельность.
Венчурные (рисковые) фирмы создаются для целей доведения до стадии промышленной реализации наиболее «рисковых» инноваций. Они могут создаваться как временные структуры под решение конкретной проблемы или апробации на практике перспективной технической идеи. Деятельность таких фирм, как правило, финансируется крупными компаниями, которые сами не решаются, ввиду большого риска, реализовать то либо иное новшество. В случае успешного завершения процесса внедрения новой технической идеи крупная компания получает готовое новшество и, используя свои промышленные, технологические и коммерческие возможности, обеспечивает получение прибыли. Повышенный риск венчурной деятельности объясняется, в частности, тем фактором, что финансовые средства вкладываются в созданную венчурную организацию, как правило, без гарантий их возврата.
По данным, приводимым в литературе, наибольшее распространение венчурные фирмы получили в США. В. Г. Медынский отмечает, в частности, что по своим объемам американский рынок «рискового» капитала значительно превосходит западноевропейский и японский. Результатом деятельности венчуров стали такие изделия, как целлофан, шариковая ручка, вертолет, турбореактивный двигатель, застежка «молния», кинескоп, цветная фотосъемка и фотопечать, ксерография, микропроцессор и многое другое.2
1 Абсурдность первой части приведенного положения очевидна, поскольку «внедрение и тиражирование» товарных знаков и коммерческих обозначений лишено какого бы то ни было смысла. Международно-признанных прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности не существует, поскольку действует территориальный принцип правовой охраны.
2 Медынский В. Г., Скамай Л. Г. Инновационное предпринимательство. С. 149.
О. А. Городов
Существуют две основные разновидности венчурных организаций: внутренние венчуры и самостоятельные венчуры.
Внутренние венчуры создаются в качестве элементов структуры крупных организаций. Они наделяются известной юридической самостоятельностью, но находятся на обеспечении создавшей их организации, которая предоставляет венчуру необходимое научно-исследовательское оборудование, вычислительную технику, помещения. После завершения проекта внутренний венчур прекращает свое существование либо, при наличии необходимых к тому предпосылок и благоприятной конъюнктуры, самостоятельно выходит на рынок, становясь независимым субъектом предпринимательской деятельности. Внутри одной организации может создаваться несколько венчуров, реализующих ряд самостоятельных «рисковых» проектов.
Самостоятельные венчуры образуются в форме объединения нескольких юридических и (или) физических лиц, которое создается на время, необходимое для решения той либо иной технико-внедренческой проблемы.
В литературе отмечаются наиболее важные и привлекательные стороны деятельности венчурных фирм. В числе таковых называются, в частности:
— уникальные особенности венчурной организации, способной привлечь в национальную экономику опыт рисковой инновационной деятельности, позволяющей ускорять темпы научно-технического прогресса и устанавливать прямую связь между НИОКТР, производством и рынком;
— высокая прибыль венчурных форм НИОКТР, производства и финансирования, в среднем в два и более раза превышающая обычную;
— отсутствие необходимости в привлечении дополнительных валютно-финансовых и материально-технических средств и репатриации полученной прибыли в СКВ;
— возможность использования в целях национального развития огромного уже созданного в России научно-технического потенциала, не находящего до сих пор адекватного применения: патентов, «ноу-хау», производственного опыта и энтузиазма исследователей;
— более эффективное использование в целях внутрифирменного роста неза-действованных должным образом финансово-экономических средств, лабораторного оборудования и производственных фондов заинтересованных органи-заций.1
В Российской Федерации принимаются меры по стимулированию и развитию венчурного предпринимательства. По данным Российской Ассоциации венчур-
1 Там же. С. 149—150. Подробнее с особенностями организации и деятельности венчурных фирм, их достоинствами и недостатками можно ознакомиться в следующих работах: Рудакова М. С. Инновационный процесс в странах развитого капитализма. М., 1991; Дагаев А. А. Механизмы венчурного рискового финансирования: Мировой опыт и перспективы развития в России II Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 1; Инвестирование в инновационный бизнес: Мировая практика — венчурный капитал: Сб. статей. М., 1996.
90
Вопросы правоприменительной практики (DE LEGE LATA)
-Ф-
ного инвестирования в настоящее время в России насчитывается 50 венчурных институтов с капитализацией 3.1 млрд. долларов. За 10 лет были профинансированы проекты более 350 компаний на общую сумму около 3 млрд. долларов. В марте 2004 г. в России впервые был создан отраслевой венчурный фонд ОАО «Инновационный фонд аэрокосмической и оборонной промышленности», активы которого оцениваются в 10 млн. долларов.1
Предпринимательство в инновационной сфере не ограничивается использованием указанных выше организационных форм инновационной деятельности. Среди малых организационных форм могут быть названы профитцентры, представляющие собой временные объединения научных работников, являющихся специалистами в смежных отраслях науки и техники, а также менеджеров, фирмы «спин-офф» — особые разновидности венчуров, отделившихся от вузов, исследовательских центров или специальных лабораторий промышленных корпораций, чья деятельность направлена на коммерческое внедрение научно-технических результатов, полученных в ходе выполнения проектов в военно-промышленном комплексе.
Подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что переход к рынку завел инновационный сектор экономики нашей страны в тупик. Решить задачу выхода из этого тупика, а соответственно, вернуть Россию в число развитых в промышленном и техническом отношении стран можно лишь путем ускорения научнотехнического прогресса, в том числе посредством расширения инфраструктуры инновационной деятельности и использования ее современных организационных форм, основные разновидности которых мы и попытались показать в настоящей работе.
Е. Ф. Мосин*
О ПРАВЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПРЕДЪЯВЛЯТЬ ИСКИ О ПРИЗНАНИИ СДЕЛОК НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ
Если к этой статье нужно было бы предложить эпиграф, то, пожалуй, наиболее подходящей была бы следующая цитата из знаменитой работы Густава Рад-бруха о философии права: «Кирхман счел возможным закончить свой известный доклад „Юриспруденция как наука лишена ценности'1 следующими знаменитыми словами: „Три слова правки законодателя — и целые библиотеки превраща-
1 Совершаева Л. П. Венчурный бизнес—катализатор инновационной экономики II Территория бизнеса. 2005. № 3. С. 22.
* Кандидат технических наук, доцент, юридический факультет Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов.