Научная статья на тему 'Организационные формы инновационной деятельности по законодательству российской Федерации'

Организационные формы инновационной деятельности по законодательству российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1192
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУКОГРАД / ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ТЕХНОПОЛИС / ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО / INNOVATION ACTIVITY / SCIENCE-TOWN / INNOVATION CENTRE / TECHNO-IMPLEMENTATION ECONOMIC ZONE / TECHNOLOGY TOWN / ECONOMIC SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Городов Олег Александрович

В статье дается краткий обзор организационных форм инновационной деятельности, признаваемых в настоящее время российским законодательством в качестве оптимальных моделей взаимодействия науки с производством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational Forms of Innovation Activity under the Laws of the Russian Federation

The article is the brief review of organizational forms of innovation activity, allowed at present by Russian legislation as optimal models of interaction of science and production.

Текст научной работы на тему «Организационные формы инновационной деятельности по законодательству российской Федерации»

2011 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 14 Вып. 3

ИННОВАЦИОННОЕ ПРАВО

О. А. Городов*

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В практике взаимодействия науки и техники с производством, целями которого являются создание и реализация новой или усовершенствованной продукции, используются разнообразные организационные формы, обеспечивающие упорядоченность действий различных субъектов, направленных на достижение поставленных целей. Подобное разнообразие обусловлено, в частности, спецификой создаваемых новшеств, формой иерархических связей между участниками инновационного процесса, уровнем управления, территориальным размещением организаций, участвующих в создании и реализации новых продуктов и технологических процессов.

Структурная перестройка российской экономики в инновационном направлении вызвала к жизни новые, более современные организационные формы, использование которых, по мнению законодателя, благоприятно скажется не только на ускорении научно-технического прогресса, но и на социально-экономическом развитии страны в целом.

Под организационной формой инновационной деятельности мы понимаем внутреннее упорядоченное объединение научных и производственных сил и средств, посредством которого достигаются цели инновационного проекта. Указанное объединение характеризуется определенной иерархической организационной структурой и соответствующим структуре инновационных процессов механизмом управления.

Организационные формы инновационной деятельности, допускаемые современным российским законодательством, весьма разнообразны. Наиболее мощной по своим возможностям организационной формой инновационной деятельности являются наукограды (технополисы), которые требуют значительных материальных ресурсов и финансовых средств. Под технополисом понимается сосредоточенный в границах одного региона комплекс научных организаций, занимающихся фундаментальными и прикладными исследованиями, вузов, промышленных предприятий, конструкторских и внедренческих структур, ориентированных на создание и реализацию нововведений. Впервые технополисы зародились в США в начале 50-х годов, когда вокруг

* Городов Олег Александрович — доктор юридических наук, профессор СПбГУ. © О. А. Городов, 2011 E-mail: gorodov@inbox.ru

Стэнфордского университета сконцентрировались различные фирмы, связанные с электронной промышленностью.

В России аналогом технополисов являются наукограды. Согласно ст. 1 Федерального закона от 7 апреля 1999 г. № 189 ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»1 наукоградом считается муниципальное образование, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. В свою очередь, научно-производственный комплекс должен представлять собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники России.

Научно-производственный комплекс должен располагаться на территории муниципального образования, претендующего на звание статуса наукограда, быть градообразующим и отвечать установленным законом критериям.

Статус наукограда присваивается начиная с 1 января 2005 г. Правительством РФ. До указанной даты этот статус присваивался указом Президента РФ. Правительство РФ вправе досрочно прекратить статус наукограда в случае исключения из числа государственных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ установленных для данного наукограда направлений деятельности, но не ранее чем по истечении пяти лет с момента присвоения статуса наукограда.

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда РФ является основанием для финансирования из федерального бюджета в виде субвенций дополнительных расходов наукоградов.

В настоящее время в число наукоградов входит 65 городских и сельских поселений, расположенных преимущественно в основной зоне расселения страны, включая Московскую область, Урал и Западную Сибирь.

Основными видами специализации наукоградов являются:

— авиаракетостроение и космические исследования;

— электроника и радиотехника;

— машино- и приборостроение;

— химия, химическая физика и создание новых материалов;

— ядерный комплекс;

— энергетика;

— биология и биотехнология.

Новейшей организационной формой инновационной деятельности в России является инновационный центр «Сколково», создаваемый в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"».2 Указанный центр будет представлять собой территориально обособленный комплекс, предназначенный для осуществления исследований и коммерциализации их результатов по следующим направлениям:

— энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка инновационных энергетических технологий;

— ядерные технологии;

— космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (в том числе создание соответствующей наземной инфраструктуры);

1 СЗ РФ. 1999. № 15. Ст. 1750.

2 Там же. 2010. № 40. Ст. 4970.

90

— медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств;

— стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Другой организационной формой инновационной деятельности являются технико-

внедренческие особые экономические зоны, правовое положение которых определяется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».3 Технико-внедренческие зоны выступают в качестве одной из четырех разновидностей особых экономических зон, создаваемых в РФ для целей развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. Вторую разновидность особых экономических зон представляют промышленные особые экономические зоны, третью — туристско-рекреационные зоны, а четвертую — портовые особые экономические зоны.

Родовым признаком особой экономической зоны является наличие особого режима осуществления предпринимательской деятельности на определенной территории, который призван по опыту Китая и Сингапура поднять уровень экономики в некоторых депрессивных регионах страны. Территория, на которой располагается та либо иная особая зона, должна отвечать требованиям, установленным законодателем.4 Так, промышлен-но-производственная экономическая зона создается на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров, а технико-внедренческая — не более чем на трех участках территории, общая площадь которых составляет не более четырех квадратных километров. При этом на территории особой экономической зоны, за исключением туристско-рекреационной зоны, не допускаются:

— размещение объектов жилищного фонда;

— разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, любых грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

— переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;

— производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов.

Особая экономическая зона не может находиться на территории нескольких муниципальных образований. Территория особой зоны не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.

Кроме того, условиями создания особых экономических зон, включая и технико-внедренческую их разновидность, выступают специальные требования к земельным участкам, на которых будут осуществляться те либо иные виды деятельности.

В настоящее время на территории РФ образовано четыре технико-внедренческие экономические зоны:

— Дубна, Московская область;

3 СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3127.

4 Особые требования к территории предъявляются к особым экономическим зонам в Калининградской области и Магаданской области, отношения в связи с созданием которых регулируются специальными федеральными законами.

— Зеленоград, Москва;

— Зона «Найдорф», Санкт-Петербург;

— Томск.

Технологические и научные парки — структуры более мелкого масштаба по сравнению с наукоградами и технико-внедренческими экономическими зонами. Технологические парки представляют собой научно-производственные территориальные комплексы, включающие в себя научные учреждения, вузы, промышленные предприятия, малые наукоемкие фирмы, сервисные службы. На создание технопарков в России ориентировано Распоряжение Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р «Об одобрении государственной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий"».5

Создание технопарков в России преследует следующие цели:

— содействие в становлении и развитии малых инновационных форм;

— воплощение научной и научно-технической продукции в готовый для размещения на рынке товар;

— создание и введение в действие новых видов производств;

— привлечение инвестиций и специалистов в новые и возрожденные виды производств.

Функционирование технопарков основывается на коммерциализации научной и научно-технической деятельности.

Научный парк представляет собой структуру, которая действует в соответствии с договорами о сотрудничестве, заключенными с университетами и исследовательскими учреждениями с целью содействия в создании и развитии наукоемких фирм посредством трансляции научных и технических знаний и управленческих навыков. В научных парках объединяются научные, производственные, финансовые и иные ресурсы, необходимые для создания и производства нового или усовершенствованного продукта.

Термином «научный парк» могут описываться организации, известные под другими названиями, например «исследовательский парк», «инновационный центр», «центр развития передовых технологий» и т. д., если их деятельность отвечает названным выше критериям.

Бизнес-«инкубаторы», или парки инкубаторного типа, в большей степени нацелены на активизацию предпринимательской деятельности в инновационной сфере. Они представляют собой многофункциональные комплексы, оказывающие обширный перечень инновационных и учебных услуг фирмам-клиентам, которые в зависимости от своего технологического профиля и производственной ориентации приобретают эти услуги, арендуя одновременно помещения инкубатора. Преимуществом бизнес-инкубаторов является то, что они, как правило, не требуют бюджетных средств. Их самоокупаемость обеспечивается за счет участия в будущих прибылях инновационных фирм-клиентов.

Инжиниринговые, внедренческие и венчурные организации. Заметное место среди организационных форм инновационной деятельности занимают так называемые малые инновационные предприятия, которые, согласно широко распространенному среди экономистов мнению, обладают, по сравнению с крупными организационными формами, большими возможностями по части коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности. Это объясняется, в частности, узкой предметной специализацией мелких организационных форм, их готовностью идти на больший риск, вхождением в бизнес на ранних стадиях жизненного цикла инноваций, невысокой капиталоемкостью производства.

5 СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1226.

92

Категория малых предприятий введена в отечественную практику хозяйствования безотносительно к каким-либо определенным организационно-правовым формам, установленным ГК РФ, и отражает, прежде всего, закрепление особого сектора экономики, требующего протекции со стороны государства.

В числе малых предприятий, специализирующихся в области инновационной деятельности, выделяются инжиниринговые, внедренческие и венчурные фирмы.

Инжиниринговые фирмы занимаются, как правило, доработкой нововведений до стадии их промышленной реализации, а также проводят консультации и оказывают услуги в процессе внедрения новых разработок.

Инжиниринговая деятельность связана со следующими видами услуг и работ:

— проектирование объектов, разработка планов строительства и реконструкции, контроль за выполнением работ (консультативный инжиниринг);

— предоставление заказчику технологий, разработка проектов по энерго- и водоснабжению, транспорту, связи и др. (технологический инжиниринг);

— поставка оборудования, техники, выполнение строительных работ (общий инжиниринг).

Инжиниринговые фирмы могут привлекаться в качестве генеральных поставщиков и генеральных подрядчиков при поставках различного оборудования и при сооружении объектов, в том числе при их строительстве «под ключ». В последнем случае инжиниринговая организация отвечает за весь строительный цикл, включая изыскательские, проектные работы, монтаж, пусконаладочные работы, техническое консультирование.

Внедренческие фирмы участвуют в инновационном процессе путем продвижения на рынок перспективных изобретений, созданных отдельными изобретателями, а также посредством производства небольшими партиями отдельных изделий, воплотивших в себе охраняемые объекты промышленной собственности. Зачастую они создаются «под одну идею». В ряде случаев внедренческие фирмы специализируются и на внедрении не использованных, но охраняемых технических решений, продвижении на рынок лицензий на использование перспективных изобретений.

Венчурные фирмы создаются для целей доведения до промышленной реализации наиболее «рисковых» инноваций. Они могут создаваться как временные структуры под решение конкретной проблемы или апробации на практике перспективной технической идеи. Деятельность таких фирм, как правило, финансируется крупными компаниями, которые сами не решаются ввиду большого риска реализовать то либо иное новшество. В случае успешного завершения процесса внедрения новой идеи крупная компания получает готовое новшество и, используя свои промышленные и коммерческие возможности, обеспечивает получение прибыли. Повышенный риск венчурной деятельности объясняется, в частности, тем фактором, что финансовые средства вкладываются в созданную венчурную организацию, как правило, без гарантий их возврата. В случае неудачи инвестор может понести значительные убытки.

Малое предпринимательство в инновационной сфере не ограничивается использованием инжиниринговых, внедренческих и венчурных фирм. Среди малых организационных форм инновационной деятельности могут быть названы инновационные предприятия при научных и образовательных учреждениях.

Инновационные предприятия при научных и образовательных учреждениях создаются в соответствии с правилами, закрепленными в Федеральном законе от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных

обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».6 Согласно ст. 3 указанного Закона высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, и созданные государственными академиями наук высшие учебные заведения имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям. При этом уведомление о создании хозяйственного общества должно быть направлено высшим учебным заведением, являющимся бюджетным образовательным учреждением, или созданным государственной академией наук высшим учебным заведением в течение семи дней с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества. Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении данных высших учебных заведений, могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.

Высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, и созданные государственными академиями наук высшие учебные заведения в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые сохраняются за данными высшими учебными заведениями. При этом внесенное в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ право использования результатов интеллектуальной деятельности не может предоставляться хозяйственными обществами третьим лицам по договору, а также передаваться третьим лицам по иным основаниям, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества по лицензионному договору, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, принимаемым всеми учредителями (участниками) хозяйственного общества единогласно. Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли или акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества, оплачиваемых таким вкладом, составляет более чем пятьсот тысяч рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

Высшее учебное заведение, являющееся бюджетным образовательным учреждением, или созданное государственной академией наук высшее учебное заведение вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества, если доля данного высшего учебного заведения в уставном капитале акционерного общества

6 Там же. 2009. № 31. Ст. 3923.

94

составит более чем двадцать пять процентов или в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью — более чем одну треть. При этом доля (акции) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину. Оставшаяся часть доли (акций) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества может быть оплачена исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, правом использования результатов интеллектуальной деятельности, материалами, оборудованием или иным имуществом, необходимыми для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые либо право использования которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества.

Высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, и созданные государственными академиями наук высшие учебные заведения вправе распоряжаться долями (акциями) в уставном капитале хозяйственных обществ, владельцами которых данные высшие учебные заведения являются только с предварительного согласия соответствующих собственников. Данные высшие учебные заведения осуществляют управление долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ в качестве участников в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законом. При этом права участников хозяйственных обществ от имени данных высших учебных заведений осуществляют их руководители.

Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются данные высшие учебные заведения, часть прибыли хозяйственных обществ, полученная данными высшими учебными заведениями (дивиденды), поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных высших учебных заведений.

В настоящее время создано около 700 инновационных предприятий вместо планируемых 3 тысяч.

Основными трудностями нормативно-правового характера, которые проявились при создании инновационных предприятий при научных и образовательных учреждениях, являются:

— способ формирования уставного капитала фактически только за счет прав на результаты интеллектуальной деятельности, поскольку иное имущество, а также денежные средства самостоятельно внести в уставный капитал без нарушения гражданского законодательства практически невозможно;7

— порядок аренды помещений и необходимого оборудования инновационными предприятиями только на конкурсной основе за максимальную цену, что практически блокирует саму возможность аренды;

— полагаемые к внесению в уставные капиталы имущественные права на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, как правило, не находятся на балансе вузов;

7 Научные и учебные учреждения вправе без согласия собственника лишь учреждать хозяйственные общества и вносить в их уставные капиталы право использования результатов интеллектуальной деятельности неисключительного характера. Что касается иного имущества, то согласно ст. 298 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

95

— нет утвержденных методик денежной оценки имущественных неисключительных прав на использование результатов интеллектуальной деятельности;

— привлечение инвестиций затруднено по причине отсутствия организованного инновационного бизнеса на базе созданных предприятий.

Некоторые экономические показатели инновационной активности в России. Первые результаты, отражающие переход экономики России на инновационный путь развития, о котором говорят на всех уровнях примерно десять лет, можно оценить на основе сравнительного анализа экономических показателей, достигнутых нашей страной за последнее время, с аналогичными показателями промышленно развитых стран. Такой анализ представлен в Базовом докладе «Национальная инновационная система и государственная инновационная политика в Российской Федерации», подготовленном в 2009 г. Министерством образования и науки РФ.8 В качестве экономических показателей использовались, в частности, структура внутренних затрат на научные исследования и разработки, число патентов на миллион населения и доля инновационной продукции в выручке.

Наиболее характерным структурным отличием России от стран «большой семерки» является преобладание доли государственного финансирования. Если в указанных странах доля финансирования бизнесом превосходит долю государственного финансирования, то в России обратная ситуация. Так, доля бизнес-финансирования составляет в Японии — 77 %, в США — 65 %, в Германии — около 68 %, а в России всего 29 %.

Число патентов, зарегистрированных в так называемой триаде патентных семей (в патентных ведомствах США, Японии, Европейском патентном ведомстве) на миллион населения, составляет в США — 53,2, в Японии — 117,21, в Германии — 76,38, в Италии — 12,33, во Франции — 39,36, в России — 0,44.

Доля инновационной продукции в выручке российских предпринимателей уступает по сравнению с иностранными бизнесменами более чем в три раза, а доля новой для рынка продукции — в десятки раз.

Вывод. В настоящей статье, которая носит скорее информационный характер, мы рассмотрели основные организационные формы, в рамках которых осуществляется инновационная деятельность в России. Указанные формы в своем большинстве заимствованы из правопорядков промышленно развитых зарубежных стран, в которых сильны начала конкуренции и надежно обеспечена правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности. Что касается нашей страны, то без реального спроса на результаты интеллектуальной деятельности со стороны бизнеса перспективы структурной перестройки российской экономики в инновационном направлении остаются весьма туманными. Основным препятствием для наличия такого спроса является отсутствие развитой конкуренции, поскольку последняя стимулирует потребности на технические и технологические новшества, а не на формальные организационные изменения, затеняющие существо указанной перестройки. В условиях сильного конкурентного режима инновационная продукция, производимая и реализуемая предприятием, будет востребована, поскольку способна выступать ключевым инструментом борьбы за потребителей на соответствующих сегментах рынка.

8 http://mon.gov.ru.

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.