Научная статья на тему 'Организационные формы деятельности местных маджлисов народных депутатов и их правовое регулирование'

Организационные формы деятельности местных маджлисов народных депутатов и их правовое регулирование Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
198
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституционный закон / местный орган государственной власти / маджлис народных депутатов / председатель / сессия / депутат / постоянные комиссии / временные комиссии / Constitutional law / local body of state power / madjlis of people’s deputies / chairman / session / deputy / permanent commissions / temporary commissions

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абдуллоева Дилором Файзуллоевна

Согласно Конституции Республики Таджикистан, местные органы государственной власти состоят из представительных и исполнительных органов. Местные представительные органы выступают в лице маджлиса народных депутатов, местные исполнительные органы – в лице их председателя. Рассматривается правовое регулирование работы местных маджлисов народных депутатов, а также организационные формы их деятельности. Выделена сессия как основная форма деятельности маджлисов народных депутатов, а также указаны и другие организационные формы деятельности местных представительных органов. Предлагается отразить в законодательстве Республики Таджикистан деятельность постоянных и временных комиссий, деятельность депутатов местного представительного органа как одну из организационных форм деятельности маджлисов народных депутатов г. Душанбе, Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов и районов республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL FORMS OF ACTIVITIES CARRIED OUT BY LOCAL MADJLISES OF PEOPLE’S DEPUTIES AND THEIR LEGAL REGULATION

In pursuance with Tajikistan Republic Constitution local bodies of state power consist of representational and executive ones. Local representational organs act on behalf of people’s deputies madjlises, local executive ones function in the person of a chairman. Legal regulation of local madjlises’ work and organizational forms of their activities are dwelt on in the article. Session is singled out as the principle form of activities effectuated by Madjlises of people’s deputies; other organizational forms implemented by local representational bodies being indicated. It is suggested that activities of permanent and temporary commissions should be reflected in Tajikistan Republic legislation, the same refers to the work of the deputies of local representational organs as one of organizational forms of the activities of madjlises in Dushanbe, Kuhistoni-Badakhshon autonomous viloyat, all the rest administrative-territorial units comprising all the country.

Текст научной работы на тему «Организационные формы деятельности местных маджлисов народных депутатов и их правовое регулирование»

12 00 00 ХУКУКШИНОСЙ 12 00 00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12 00 00 LAW SCIENCES

12 00 02 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ

ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО 12 00 02 CONSTITUTIONAL LAW; CONSTITUTIONAL TRIAL; MUNICIPAL LAW

УДК 342 ББК 67.400.6

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ Абдуллоева Дилором Файзуллоевна,

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ преподаватель кафедры коммерции и

МАДЖЛИСОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ права Института экономики и торговли

И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТГУК (Таджикистан, Худжанд)

ШАКЛХОИ ТАШКИЛИИ ФАЪОЛИЯТИ Абдуллоева Дилором Файзуллоевна, МАЦЛИСХ^ОИМАХАЛЛИИВАКИЛОНИ муаллими кафедраи тицорат ва ууцуци ХАЛЦЙ ВА ТАНЗИМИ ХУЦУЦИИ ОНХО ДИС ДДИТ (Тоцикистон, Хуцанд)

ORGANIZATIONAL FORMS OF ACTIVITIES CARRIED OUT BY LOCAL Abdulloyeva Dilorom Fayzulloyevna, MADJLISES OF PEOPLE'S DEPUTIES AND lecturer of the department of commerce and THEIR LEGAL REGULATION law under the IET TSUC (Tajikistan,

Khujand) E-MAIL: [email protected]

Ключевые слова: Конституционный закон; местный орган государственной власти; маджлис народных депутатов; председатель; сессия; депутат; постоянные комиссии; временные комиссии

Согласно Конституции Республики Таджикистан, местные органы государственной власти состоят из представительных и исполнительных органов. Местные представительные органы выступают в лице маджлиса народных депутатов, местные исполнительные органы - в лице их председателя. Рассматривается правовое регулирование работы местных маджлисов народных депутатов, а также организационные формы их деятельности. Выделена сессия как основная форма деятельности маджлисов народных депутатов, а также указаны и другие организационные формы деятельности местных представительных органов. Предлагается отразить в законодательстве Республики Таджикистан деятельность постоянных и временных комиссий, деятельность депутатов местного представительного органа как одну из организационных форм деятельности маджлисов народных депутатов г. Душанбе, Горно-Бадахшанской автономной

области, областей, городов и районов республики.

Калидвожщо: Конуни конститутсионй, мацомоти мауаллии уокимияти давлатй, мацлиси вакилони халц, ицлосия, комиссиями доимй, комиссиями муваццати

Мувофици Конститутсияи Чумуурии Тоцикистон мацомоти мауаллии уокимияти давлатй аз мацомоти намояндаги ва ицроия иборат мебошад. Мацомоти намояндаги дар симои Мацлисони вакилони халц баромад намуда, мацомоти ицроия бошад дар симои раис фаъолият мекунад. Дар мацола танзими ууцуции фаъолияти кории Мацлиси вакилони халци мауалуо, инчунин шаклуои ташкилии фаъолияти ощо баррасй шудаанд. Муаллиф, ицлосияро чун шакли асосии фаъолияти Мацлиси вакилони халц эътироф намуда, шаклуои дигари ташкили фаъолияти мацомоти мауалии намояндагиро зикр кардааст. Айни замон пешниуод шудааст, ки фаъолияти комиссияуои доимию муваццати, фаъолияти вакилон дар мацомоти намояндаги чун яке аз шаклуои ташкилии фаъолияти Мацлисони вакилони халци Вилояти Мухтори Кууистони Бадахшон, вилоятуо, шаури Душанбе, шауру ноуияуо дар цонунгузории Чумуурии Тоцикистон акс гардад.

Key words: Constitutional law, local body of state power; madjlis of people's deputies, chairman, session, deputy, permanent commissions, temporary commissions

In pursuance with Tajikistan Republic Constitution local bodies of state power consist of representational and executive ones. Local representational organs act on behalf of people's deputies madjlises, local executive ones function in the person of a chairman. Legal regulation of local madjlises ' work and organizational forms of their activities are dwelt on in the article. Session is singled out as the principle form of activities effectuated by Madjlises of people's deputies; other organizational forms implemented by local representational bodies being indicated. It is suggested that activities of permanent and temporary commissions should be reflected in Tajikistan Republic legislation, the same refers to the work of the deputies of local representational organs as one of organizational forms of the activities of madjlises in Dushanbe, Kuhistoni-Badakhshon autonomous viloyat, all the rest administrative-territorial units comprising all the country.

В нашем государстве основные положения и формы деятельности маджлисов народных депутатов как одного из основных элементов общей системы государственной власти имеют специфическое значение при развитии соответствующей системы. После обретения Таджикистаном суверенитета, по истечении почти тридцати лет, сделаны основные шаги в сфере правового развития и становления местных представительных органов, приняты основополагающие законы регулирования их деятельности.

Конституция Таджикистана, принятая в 1994 г., и конституционные реформы, проведенные в 1999, 2003 и 2016 гг., стали основой для принятия соответствующих законодательных актов для наиболее полного урегулирования функций местных представительных и исполнительных органов. В отдельной главе Конституции указаны основополагающие нормы деятельности местных органов государственной власти и самоуправления. В соответствующей главе Конституции отмечены некоторые организационные формы деятельности местных маджлисов народных депутатов [1].

После проведения конституционных реформ был завершен процесс реформирования всех государственных органов власти, в том числе местных представительных органов [11, с. 174]. Теперь вместо прежних советов народных депутатов учреждены маджлисы народных депутатов, вместо Верховного Совета стал действовать Маджлиси Оли как высший законодательный и представительный орган, имеющий двухпалатную систему [12, с. 3]. Это было связано с сущностными изменениями в стране, происходившими после обретения Республикой Таджикистан независимости.

Маджлис народных депутатов - представительный орган государственной власти, выступает как основной орган власти народа в конкретной местности. При этом народ осуществляет власть через своих представителей в соответствующем представительном органе.

В демократических государствах местным представительным органам государственной власти при управлении обществом принадлежит особое место в децентрализации системы управления. В нашей стране, согласно Конституции, это определяется нахождением местных органов самоуправления - джамоатов - в тесной взаимосвязи с маджлисами народных депутатов при обеспечении законных интересов граждан той или иной местности. Местные представительные органы - маджлисы народных депутатов играют незаменимую роль при решении местных вопросов с учетом прав и интересов всех жителей соответствующих регионов.

Реализуя свою деятельность, маджлисы народных депутатов не только представляют государственным органам интересы местного населения, но и являются средством обеспечения решения вопросов местного значения, появляющихся у населения страны, путем централизованного управления обществом.

Согласно Конституции РТ, «местные органы государственной власти состоят из местных представительных и исполнительных органов, действующих в пределах своих полномочий» [1, ст. 76]. Ст. 77 Конституции указывает, что «местным представительным органом государственной власти является маджлис народных депутатов, которым руководит председатель».

Маджлисы народных депутатов уполномочены решать в соответствующих регионах страны возникшие вопросы с учетом местных традиций и интересов населения. Согласно Конституционному закону, местные исполнительные органы власти состоят из председателя и его исполнительного аппарата, а также из других структур, подчиненных исполнительной власти соответствующих регионов [3, ст. 3].

Маджлисы народных депутатов состоят из депутатского корпуса. Депутаты избираются гражданами Таджикистана путем прямого тайного голосования сроком на 5 лет. Депутатом может стать каждый гражданин республики по достижении им 18-летнего возраста и при соблюдении других требований норм законодательства [7].

Согласно ст. 11 Конституционного закона РТ «О местных органах государственной власти» №28, «основной формой деятельности маджлиса народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, города и района является сессия, на которой рассматриваются те вопросы, которые входят в полномочия маджлиса народных депутатов. Сессия маджлиса народных депутатов может созываться по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов» [3].

Согласно нормам Конституционного закона РТ, сессионная деятельность и ее прове-

дение обычно регулируются председателем маджлиса народных депутатов. Сессия созывается председателем маджлиса, а если он будет отсутствовать, - его заместителем. Согласно требованиям Конституционного закона, сессия должна созываться не менее четырех раз в год [ст.12 Конституционного закона РТ №28 [2]. В практике деятельности маджлисов народных депутатов областей встречаются факты проведении сессии и более четырех раз в год [4, с. 69].

Как правило, сессия местных представительных органов проводится открыто. Согласно Конституционному закону РТ №28, в сессиях, кроме депутатов, могут участвовать лица, которые приглашены для слушания и участия в сессии [5, с. 41]. В исследованиях российских ученых можно встретить суждения о свободном участии граждан в деятельности местных представительных органов [6, с. 384]. В законодательстве нашей республики соответствующей практики пока не имеется. Но нельзя забывать о нормах статьи 13 Конституционного закона РТ №28 о том, что «руководители местных исполнительных органов государственной власти, местных структур центрального органа исполнительной власти, руководители и другие должностные лица организаций, расположенных в пределах соответствующей административно-территориальной единицы, участвуют в сессии по приглашению председателя маджлиса народных депутатов и в необходимых случаях предоставляют информацию по вопросам, относящимся к полномочиям маджлиса народных депутатов».

Местные маджлисы народных депутатов имеют также иную организационную форму деятельности - деятельность постоянных и временных комиссий в местном представительном органе. Постоянные и временные комиссии образуются для реализации постановлений мажлисов народных депутатов, а также для подготовки и решения обсуждаемых вопросов на сессиях представительного органа.

Обычно для наиболее полного регулирования деятельности постоянных и временных комиссий, в представительных органах, кроме регламентов, принимается «Положение о деятельности постоянных и временных комиссий». Их наименование определяется при образовании по предложению председателя местного представительного органа [2, ст.14]. Постоянные и временные комиссии образуются из депутатов маджлиса народных депутатов на его сессиях. Они имеют своего председателя и членов комиссий, а заместитель и секретарь комиссии избираются по представлению председателя соответствующей комиссии. Заседания постоянных и временных комиссий проводятся открыто, если возникает необходимость, то могут проводиться заседания закрытого типа.

Временные комиссии обычно образуются для решения вопросов, которые не терпят отлагательства. Временные комиссии прекращают деятельность по достижении цели. Временная комиссия дает заключение по вопросам своих полномочий. Постоянные комиссии принимают протокольные решения по вопросам, решаемым на их заседаниях.

Во время формирования комиссий принимаются во внимание прежде всего желание самого депутата, а также его деловые качества, опыт и другие аспекты. Депутат может быть членом только одной постоянной комиссии.

Заседания комиссий, как правило, бывают открытого типа. На заседания могут быть приглашены представители государственной власти, общественных организаций, учёные и другие специалисты, которые участвуют в них с правом консультационного голоса. В необходимых случаях проводятся заседания закрытого типа.

Члены постоянных комиссий имеют право вносить предложения и выступать с докладами на сессиях представительного органа.

Согласно Конституционному закону РТ №28, «постоянные комиссии могут привлекать к своей работе других депутатов маджлиса народных депутатов, представителей государственных органов, организаций, общественных объединений, политических партий, органов самоуправления поселка и села, а также граждан» [3, ст.14, ч.8].

Постоянные и временные комиссии могут проводить совместные заседания для решения вопросов, для которых требуется их проведение. Протокол совместных заседаний комиссий подписывается их председателями. При образовании совместных комиссий и на их заседаниях члены комиссий имеют одинаковые права.

Местные маджлисы народных депутатов обычно создают постоянно действующие комиссии, решающие проблемы законности и правопорядка, а также временные комиссии, связанные с решением проблем экономического и бюджетного развития местности, проблем аграрной политики, обеспечения продовольствием, трудоустройства населения, его обслуживания и др. [8, с. 337].

Следующей организационной формой деятельности местных маджлисов народных депутатов является непосредственное участие депутатов в работе представительного органа.

Важным в сессионной деятельности маджлиса народных депутатов является участие каждого депутата в принятии постановлений местного представительного органа. Депутатская деятельность в местном представительном органе, кроме Конституции и других нормативных правовых актов, регулируется также регламентом, который принимается маджлисом народных депутатов.

Кроме участия в сессионной деятельности маджлиса, народные депутаты должны иметь тесную связь с избирателями, проводить в своем избирательном округе встречи для изучения мнения населения и информировать местное население о деятельности представительных органов [8, с. 335].

Как и другие организационные формы деятельности местных маджлисов народных депутатов, важной является деятельность народных депутатов в решении проблем избирателей соответствующего региона. Закон Республики Таджикистан «О правовом статусе депутатов маджлисов народных депутатов Горно - Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов», в ст.14 содержит ряд обязанностей народного депутата перед местным представительным органом и населением региона [9, с. 521].

Депутат, осуществляя деятельность в представительном органе, кроме официальных встреч, имеет право принимать граждан по вопросам, решение которых требует его личного участия. При этом депутат сам определяет процедуру приема граждан. Принимая граждан, депутат выясняет проблемы и нужды населения, знакомит его с решениями маджлиса народных депутатов, с законодательными актами местных органов государственной власти и др. [10, с. 88].

Исходя из изложенного, в заключение можно констатировать, что деятельность маджлисов народных депутатов областей, городов и районов, кроме основной формы деятельности - проведения сессий, также осуществляется в виде заседаний постоянных и временных комиссий, проводимых между сессиями представительного органа, и в работе

депутата в представительном органе. В связи с этим предлагаем следующую формулировку названия статьи 11 Конституционного закона РТ «О местных органах государственной власти» №28 от 17 мая 2004 г.: «Организационные формы деятельности местных маджлисов народных депутатов». Следует предусмотреть право местного маджлиса народных депутатов на образование постоянных и временных комиссий и на указание о цели их назначения, более обстоятельно определить деятельность депутата в местном представительном органе. Соответствующая мера будет способствовать повышению роли постоянных и временных комиссий народных депутатов в осуществлении их полномочий, в активизации их деятельности и в реализации компетенции соответствующих маджлисов народных депутатов.

Список использованной литературы:

1. Конституция Республики Таджикистан, принятая 6 ноября 1994 г. (с изменениями и дополнениями 1999, 2003 и 2016 гг.) / [Электрон. ресурс]. URL: http://base.mmk.tj. (Дата обращения: 3.03.2018).

2. Конституционный закон Республики Таджикистан «О местных органах государственной власти» от 17 мая 2004 г. №28 (вредакции Закона РТ от 22.07.2013, №1012; Закона РТ от 30.05.2017, №1411).

3. Закон Республики Таджикистан «О правовом статусе депутата маджлиса народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов», принятый 13 декабря 1996 г. за №324, с изменениями от 13 декабря 2013 г. // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан за 1996 год, № 23, ст. 348; за 2008 г., №12, ч. 2, ст. 995; за 2013 г., №7, ст. 541, №12, ст. 906; Закон РТ от 30.05.2017 г., №1432.

4. Абдуллоева Д.Ф. Сессионная форма деятельности местных представительных органов государственной власти (маджлисов народных депутатов) областей в Таджикистане. // Вопросы российского и международного права. Раздел: Конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право. -М. : Аналитика Родис, 12 - А (декабрь), 2016. - С. 68 - 75.

5. Абдуллоева Д. Ф. Конституционно-правовой статус народного депутата областного маджлиса народных депутатов. //ВЕСТНИК ТГУПБП. - Худжанд: Ношир. - 2014.- №3 (59). - С. 38-47.

6. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс. (5-е издание). Том I. - М. : НОРМА ИНФРА, 2015. - 864 с.

7. Имомов А. Выборы в парламент Республики Таджикистан. - Душанбе, 2001. - 412 с. (на тадж. яз.).

8. Имомов А. Органы государственной власти Республики Таджикистан. - Душанбе, 2007. - 448 с. (на тадж. языке).

9. Имомов А. Конституционное право Республики Таджикистан: учебник. - 4-е изд., изм. и доп. - Душанбе, 2017. - 762 с. (на тадж. яз.).

10. Имомов А. Административно-территориальное устройство Республики Таджикистан. - Душанбе, 2013. - 200 с.

11.Мавлонов М., Якубов А. Местные органы власти и местное самоуправление: состояние и перспективы развития. - Худжанд, 2004. -181 с.

12.Митягин Ю.В. Конституционно-правовые аспекты ответственности депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления: автореф. дис... канд. полит. наук. - Челябинск, 2010. - 26 с.

Reference Literature:

1. Tajikistan Republic Constitution adopted on November 6, 1994 (with alterations and addenda introduced in the years of 1999, 2003, 2016). [Electronic Resource]. http://base.mmk.tj. (Date of request: 3. 03. 2018)

2. Constitutional Law of Tajikistan Republic "On Local Bodies of State Power" from May 17, 2004, N 28 (in the recension of TR Law from 22. 07. 2013; TR Law from 30. 05. 2017, N 1411)

3. Tajikistan Republic Law "On Legal Status of a Deputy of the Madjlis People's Deputies of Kuhistoni Badakhshon Autonomous Viloyat, Dushanbe, all other Viloyats, Cities and Towns, Nokhiyas" adopted on December 13, N324, with alterations from December 13, 2003 // Akhbori Madjlisi Oli (Supreme Council Tidings) of Tajikistan Republic for 1996, N23, Article 348; for 2008, N12, p.2, Article 995for 2013; N7, Article 541, N7; Article 906, N12; TR Law from 30. 05. 2017, N1432

4. Abdulloyeva D. F. Sessional Form of Activities Effectuated by Local Bodies Representing State Power (Madjlises of People's Deputies, Viloyat Authorities) in Tajikistan // Issues of Russian and International Law. Section: Constitutional Law, Constitutional Trial, Municipal Law. - M. : Analitica Rodis, 12 - A (December), 2016. - pp. 68-75

5. Abdulloyeva D. F. Constitutional-Legal Status of People's Deputy of Viloyat Madjlis // Bulletin of Tajik State University of Law, Business and Politics. - Khujand: Publisher. -2014, N3 (59). - pp. 38-47

6. Avakyan S. A. Constitutional Law of Russia: Educational Course (the 5-th edition). V. I. - M. : INFRA NORM, 2015. - 864 pp.

7. Imomov A. Elections to Tajikistan Republic Parliament. - Dushanbe, 2001. - 412 pp.

8. Imomov A. State Power Bodies of Tajikistan Republic. - Dushanbe, 2007. - 448 pp.

9. Imomov A. Constitutional Law of Tajikistan Republic: manual. The 4-th edition, with alterations and addenda. - Dushanbe, 2017. - 762 pp. (in Tajik)

10.Imomov A. Administrative-Territorial Arrangement of Tajikistan Republic. Dushanbe, 2013. -200 pp.

11.Mavlonov M., Yakubov A. Local Authorities and Local Self-Governance: State and Development of Prospects. - Khujand. 2004. - 181 pp.

12.Mityaghin Yu. V. Constitutional-Legal Aspects of Responsibility of Deputy, Member of Electoral Body of Local Self-Governance, Elected Functionary of Local Self-Governance Body: Synopsis of candidate dissertation in politology. - Chelyabinsk, 2010. - 26рp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.