DOI: 10.22394/2304-3369-2022-4-20-30 ВАК: 5.2.6
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕАЛИЗАЦИИ ИСЛАМСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.Ю. Кулькова», Х.А.М. Юзефь
а Казанский государственный энергетический университет b Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
АННОТАЦИЯ:
Постановка проблемы. В настоящее время происходит активное развитие практик исламского предпринимательства в отдельных субъектах РФ с преобладающей долей мусульман. В стратегии самоорганизации образуются институты развития исламского предпринимательства, в частности Ассоциация предпринимателей-мусульман Российской Федерации (АПМ РФ). Однако особенности отечественной модели исламского предпринимательства остаются малоизучены и не раскрыта благотворительность как имманентная характеристика его социально ориентированной деятельности, отвечающей современным вызовам.
Научная задача. Научное обоснование и диагностика организации благотворительной деятельности в реализации исламского предпринимательства в РФ.
Методологическая база исследования. Это положения позитивной экономической теории, заключающиеся в изучении сложившихся организационных практик управления благотворительной деятельностью в реализации исламского предпринимательства в РФ. Благотворительная деятельность позиционируется как имманентная характеристика исламского предпринимательства.
Используемые материалы. Информационной базой для нашей работы выступили результаты исследований зарубежных и отечественных ученых. Первичная отчетность и данные организаций, осуществляющих благотворительную деятельность в реализации исламского предпринимательства. Методы исследования: описания, обобщения, классификации, сравнительный анализ, кабинетный вторичный анализ, для характеристики тенденций благотворительной деятельности используется количественный метод расчета относительных показателей рядов динамики (темп прироста).
Основные результаты. Обосновано, что благотворительная деятельность выступает детерминан-той системы исламских ценностей и является ключевым элементом бизнес-модели исламского предпринимательства. В управлении благотворительной деятельностью исламского предпринимательства организационный механизм формируется в создании благотворительного фонда, реализующего сбор средств (через инструменты закят и садака) и их перераспределение через инструмент социальных программ, с вариацией целевой направленности от помощи людям, попавшим трудную жизненную ситуацию, до ремонта архитектурных объектов культурно-духовного наследия мусульман. В количественных оценках показателей рядов динамики выявлена тенденция поступательного развития в России благотворительной деятельности в реализации исламского предпринимательства. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: исламское предпринимательство, благотворительная деятельность, благотворительные фонды, инструменты благотворительной деятельности, организация благотворительной деятельности, социальные программы.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кулькова В.Ю., Юзеф Х.А.М. Организационные аспекты управления благотворительной деятельностью в реализации исламского предпринимательства в Российской Федерации // Вопросы управления. 2022. № 4. С. 20-30. URL: https://journal-management.com/issue/2022/04/02. DOI: 10.22394/2304-3369-2022-4-20-30. EDN: HUVEOM.
© Авторы / The Author(s) 2022. Open Access This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License, which permits use, sharing, adaptation, distribution and reproduction in any medium or format, as long as you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made.
На протяжении нескольких последних десятилетий в отечественной науке и на практике предпринимательство позиционируется как ключевой приоритет социально-экономического развития, выделяясь в самостоятельное направление государственного регулирования, в частности в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»1. В мировых практиках распространение современной доминирующей парадигмы социально-экономического развития, строящейся на совокупности научных макроподходов, имеющих различные концептуальные обоснования: солидарная экономика [1, с. 3], экономика третьего сектора [2], концепция устойчивого развития [3], модифицируют установки предпринимательской деятельности с максимизации прибыли на конвергенцию достижения финансовых результатов с добровольным вкладом в общественное развитие, тем самым максимизацию социального эффекта [4]. Последняя тенденция сопровождается формированием самостоятельных видов предпринимательства [5; 6; 7], одним из которых выступает исламское предпринимательство, получающее распространение в субъектах РФ с преобладающим удельным весом в структуре населения мусульман, таких как: Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Чеченская Республика, Республика Дагестан, Ингушетия [8; 9].
Объективно, увеличение численности мусульман как наиболее быстро растущего сегмента мировой экономики, открывает перспективы развития для отечественного исламского предпринимательства как на внутреннем, так и внешнем рынках. На правительственном уровне в РФ для развития этого направления международной деятельности с 2006 году осуществляет деятельность Группа стратегического видения «Россия - Исламский Мир», а также Россия является наблюдателем в Организации исламского сотрудничества2.
Сущность предпринимательской деятельности, основанной на исламских принципах,
и исламской экономики в целом исследуется зарубежными учеными, такими как: Т. Бег [10], М. Вебер [11], М. Чапра [12] и др. Современные тенденции развития исламского предпринимательства отражены в работах Дж.Л. Пер-кинса [13], Р. Уилсона [14] и др.
В отечественной науке исламское предпринимательство изучается в рамках исторического подхода в ретроспективе регионального контекста отдельных предпринимательских семей мусульман и их благотворительной деятельности учеными Н.Г. Багаутдиновой, Г.Н. Хадиул-линой [15], М.З. Гибадуллиным, А.А. Аюповым, А.З. Нуриевым [16] и др. Наличествуют исследования исламского предпринимательства в отраслевом аспекте развития халяль-индустрии [17]. Государственная поддержка исламского предпринимательства в РФ исследовалась нами ранее [18], а также выделялась как имманентная характеристика его социальная ориентация, однако эмпирического исследования благотворительной деятельности как формы реализации социальной ориентации исламского предпринимательства не проводилось.
Несмотря на практики бурного развития исламского предпринимательства в отдельных субъектах РФ, включая создание Ассоциации предпринимателей-мусульман Российской Федерации (АПМ РФ)3, особенности отечественной модели исламского предпринимательства остаются мало изучены и не раскрыта благотворительность как имманентная характеристика его социально ориентированной деятельности, что обусловливает актуальность, постановку цели и выбор методов исследования.
Цель исследования - выявить организационные аспекты управления благотворительной деятельностью в реализации исламского предпринимательства в РФ.
Методы исследования - кабинетный вторичный анализ результатов исследований зарубежных и отечественных ученых в обосновании позиционирования благотворительной деятельности как имманентной характеристики исламского предпринимательства; методы
'Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_ predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/.
2Международный экономический саммит «Россия - Исламский мир: KazanSummit». URL: https://cloud.mail.ru/ public/XM6f/H2AK8EMaT/ (дата обращения: 22.08.2021).
'Ассоциация предпринимателей-мусульман Российской Федерации. URL: https://apmrf.ru/ (дата обращения: 28.04.2021).
описания, сравнительного анализа, обобщения практик организации благотворительной деятельности в реализации исламского предпринимательства в РФ на основе первичной отчетности и данных хозяйствующих субъектов; в исследуемом временном горизонте для характеристики тенденций благотворительной деятельности используется количественный метод расчета относительных показателей рядов динамики (темп прироста).
Позиционирование благотворительной деятельности в исламском предпринимательстве
В зарубежной науке позиционирование исламской модели предпринимательства неоднозначно. С одной стороны, результаты исследований западных ученых М. Вебера [11], Дж.Л. Пер-кинса [13] озвучивают позицию рестрикцион-ного воздействия исламских принципов на развитие предпринимательской способности как фактора производства, в частности, «без сомнения, ислам является помехой и препятствием на пути к реализации человеческих амбиций, потенциалаи накопления богатства» [13]. С другой стороны, ряд западных ученых, в частности А. Запальска, Д. Брозик, С. Шуклян в 2005 г. приходят к заключению о положительном влиянии ислама на развитие предпринимательства [19]. Р. Уилсон в 2006 г. отмечает: «исламский кодекс деловой этики уникален в бизнесе за счет высокой степени организованности и эффективности системы управления затратами» [14].
Исламские ученые доказывают, что ислам является прогрессивной религией, которая способствует развитию социально ориентированного характера предпринимательства. Согласно исламской доктрине, одно из основных прав человека, которое должно реализовываться в жизни каждого, - это доступ к доходу. Исследователь исламской экономики д-р Умар Чапра объяснил, что «социально-экономическая справедливость, основанная на теории "социального равновесия", требует, чтобы люди имели равные возможности, но не требует равенства результатов. Заработать на законную ("халяльную") жизнь можно либо по найму и работая на других, либо работая на себя и нанимая других» [12]. Последний случай составляет предпринимательскую деятельность. Ислам поддерживает ра-
боту на других за фиксированную компенсацию, но он побуждает мусульман становиться предпринимателями, поскольку предпринимательство является предпочтительным средством «халяльного» дохода.
Т. Бег формулирует основной принцип исламского предпринимательства - коммун-ность [10], на основе имманентного исламупо-нятия «коллективной ответственности», т.е. минимальный набор нужд коллектива, исламского общества, который необходим для поддержания его жизнедеятельности и развития. Ислам призывает предпринимателей работать усердно, чтобы получить «халяльный» доход, который будет направлен на поддержку исламского сообщества. В результате этот принцип ком-мунности сохраняет людей от эксплуатации богатства. Большая часть прибыли направляется на проекты, которые призваны служить людям. Это обязанность каждого предпринимателя. Небольшая разница остается предпринимателю для покрытия его потребностей и дальнейшего развития. Таким образом, трудоспособное население страны обязано заниматься бизнесом, чтобы обеспечивать сообщества, в которых они живут. В противном случае вмешается государство, чтобы устранить недостаток частного сектора.
На основе выше сделанных методологических уточнений и обобщений предлагается нормативная модель позиционирования исламского предпринимателя и его социально-экономической миссии (Табл. 1).
Таким образом, исламское предпринимательство позиционируется как институт не только исключительно экономический, но и социально ориентированный. Социальные детерминанты исламской предпринимательской деятельности обусловлены ориентацией на решение социальных проблем исламского сообщества. Исламский предприниматель, проявляя альтруистическую манеру ведения бизнеса, сосредоточен на общественных выгодах. Обладая социальным сознанием, выражающимся в благотворительной деятельности, исламский предприниматель участвует в создании масштабного общественного блага. Справедливо будет отметить, что исламское предпринимательство согласно религиозным императивам ориентировано, в первую очередь, на вы-
Таблица 1 - Нормативная модель позиционирования исламского предпринимателя и его социально-экономической миссии
Table 1 - Normative model of positioning of an Islamic entrepreneur and his socio-economic mission
Социальная миссия исламского предпринимателя
Цель ведения бизнеса Забота о сообществе
Принцип ведения бизнеса Коммунность
Главное качество предпринимателя Альтруизм
Ключевой элемент бизнеса Благотв орительно сть
Социальная ценность предпринимателя Способность удовлетворять социальные запросы целевой группы населения на основе приоритета общественной пользы над личной выгодой
Экономическая миссия исламского предпринимателя
Цель деятельности Получение «халяльного» дохода
Вид деятельности Торговля
Главные качества предпринимателя Готовность к риску, инновационное мышление
Основа ведения бизнеса Собственный труд
Экономическая ценность предпринимателя Способность удовлетворять потребности общества за счет минимизации затрат и установления приемлемых цен и обеспечивать социальную справедливость при распределении результатов хозяйственной деятельности
Источник: составлено авторами на основе [20].
полнение социальной миссии. Вместе с тем четко прослеживается единство социальной и экономической ценности исламского предпринимателя, выражающееся в максимизации социально-экономической полезности общественных интересов.
Практики благотворительной деятельности исламского предпринимательства в РФ: организация, тенденции
Следует отметить, что еще десять лет назад в России благотворительная деятельность исламского предпринимательства начинала свое становление: действовало чрезвычайно мало благотворительных организаций, деятельность которых базировалась бы на принципах исламского братства и взаимопомощи. Были предприняты слабые попытки построения фундамента мусульманской социальной инфраструктуры для преодоления бедности и разобщенности в обществе. Добровольческая помощь нуждающимся, больным и сиротам носила разовый и хаотичный характер. Бизнес принимал в благотворительности весьма опосредованное участие4.
В настоящее время в условиях активного развития межсекторного социального партнер-
ства, гражданского общества и некоммерческого сектора в РФ [21; 22; 23; 24], крупнейшими и наиболее известными благотворительными центрами в России, работающими с исламскими предпринимателями, являются: благотворительный фонд «Закят» ДУМ Европейской части России, благотворительный фонд «Инсан», национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм», благотворительный фонд «Закят» ДУМ Республики Татарстан, благотворительный фонд «Историческая мечеть», благотворительный фонд «Садака». Миссией данных фондов является сбор и последующее распределение средств на различные благотворительные программы в форме обязательного пожертвования (закят) и иных приношений добровольного характера (садака). Обзор реализуемых программ и проектов благотворительных исламских фондов в РФ представлен в таблице 2.
Стоит отметить, что в последние годы наблюдался рост организационной активности предпринимателей-мусульман из различных регионов страны в сфере благотворительной деятельности, ориентированной на практический результат, что отражено в таблице 3 на основе отчетов по текущей деятельности фондов.
4 На наших улицах мало улыбок. Об исламской благотворительности и солидарности в России. Полная версия на сайте ИА IslamNews. URL: https://islamnews.ru/news-Na-nashih-ulitsah-malo-uly-bok-Ob-islamskoj-blagotvoritel-nosti-i-solidarnosti-v-Rossii (дата обращения: 1.10.2021).
Таблица 2 - Программы и проекты благотворительных исламских фондов в РФ Table 1 - Programs and projects of charitable Islamic foundations in the Russian Federation
Наименование фонда Реализуемые программы Цель программы
Благотворительный фонд «Закят» ДУМ Европейской части России Помощь нуждающимся направление средств на лечение от тяжелых заболеваний, реабилитацию, приобретение лекарств и оборудования, оперативное лечение
Социальные и просветительские проекты содействие в организации и проведении различных мероприятий военно-патриотического, духовного, спортивного и образовательного характера
Международные проекты поддержка беженцев и сирот из стран, подвергшихся военным атакам
Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» Реабилитация инвалидов улучшение качества жизни незрячих и людей с малым остатком зрения, колясочников, опорников, ДЦП, глухих и слабослышащих, сле-поглухих
Помощь нуждающимся адресная помощь и социальные наборы, поддержка ветеранов и одиноких, покупка домов для многодетных семей
Работа с зависимыми помощь людям, столкнувшимся с алкогольной и наркотической зависимостью
Забота о детях содержание дома детей «Семейный очаг» и пансионата для мальчиков из многодетных семей
Благотворительный фонд «Инсан» Я - опекун помощь круглым сиротам и вдовам с детьми
Продукты в каждый дом раздача продуктовых наборов матерям-одиночкам, одиноким пожилым людям, многодетным семьям, детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам
Ветхое жилье помощь в реконструкции, ремонте, постройке или приобретении жилья для тех, кто оказался в сложных жизненных ситуациях
Будь здоров помощь детям, страдающих ДЦП, гидроцефалией, онкологическими заболеваниями и различными нарушениями в развитии
Собери сирот в школу помощь обездоленным детям, оставшимся без попечения родителей, при сборе в школу
Благотворительный фонд «Закят» ДУМ Республики Татарстан Поможем встать на ноги оказание благотворительной помощи на лечение тяжелобольных детей
Работа с нуждающимися материальная, продовольственная и психологическая помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Образование изучение татарского языка, основ ислама, истории ислама у татар, изучение Корана у мальчиков и девочек
Мир творчества общение с детьми в творческой атмосфере
Благотворительный фонд «Историческая мечеть» Материальная помощь детям с тяжелыми недугами; сиротам, оставшимся без попечительства родителей; лицам, потерявшим имущество в результате пожара; заключенным в местах лишения свободы
Питание раздача мяса бедным и малоимущим; организация питания малоимущих, нуждающихся лиц; кормление постящихся в месяц Рамадан
Благотворительный фонд «Садака» Страна спортивная развитие в обществе культуры спорта, а также поддержка работы детско-юношеских спортивных школ
Мир особых людей помощь в реабилитации, адаптации и социализации людей с ограниченными безграничными возможностями здоровья
Улыбка сироты помощь детским домам, центрам временного пребывания несовершеннолетних и лагерям беженцев
Свет веры развитие духовности и нравственности, толерантности и уважения, поддержание в среде этнических мусульман традиций исламской культуры
Знание - сила помощь в проведении различных мастер-классов, лекций и обучающих семинаров, приобретение учебной литературы
Помоги ближнему помощь нуждающимся и малообеспеченным гражданам (отдельно учитывается адресная финансовая помощь), а также различным государственным и муниципальным учреждениям (детские сады, школы и др.)
Источник: составлено авторами по данным [25].
Таблица 3 - Объемы поступлений (закят и садака) в благотворительные фонды в РФ в 2018-2020 гг., руб. Table 3 - Volumes of receipts (zakat and sadaka) to charitable foundations in the Russian Federation in 2018-2020, rubles
Наименование фонда Годы Темп прироста 2020/2018, %
2018 2019 2020
Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» (Казань) 41 470 000 33 379 000 58 571 000 41,24
Благотворительный фонд «Закят» ДУМ Республики Татарстан (Казань) 11 841 219 25 476 403 16 469 889 39,09
Благотворительный фонд «Историческая мечеть» (Москва) 5 048 000 7 574 000 7 530 000 49,17
Благотворительный фонд «Садака» (Ульяновск) 1 446 574 4 148 813 3 974 526 174,75
Источник: составлено авторами по данным [25].
Таблица 4 - Объемы оказанной помощи благотворительными фондами в РФ в 2018-2020 гг., руб. Table 4 - Volumes of assistance provided by charitable foundations in the Russian Federation in 2018-2020, rubles
Наименование фонда Годы Темп прироста 2020/2018, %
2018 2019 2020
Благотворительный фонд «Закят» ДУМ Республики части России 54 654 543 68 795 989 93 298 436 70,71
Благотворительный фонд «Инсан» 66 541 834 89 624 665 86 323 749 29,73
Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» 30 357 000 30 369 000 45 204 000 48,91
Благотворительный фонд «Закят» ДУМ Республики Татарстан 6 356 834 17 869 809 10 555 551 66,05
Благотворительный фонд «Историческая мечеть» 8 657 000 8 009 000 6 818 000 -21,24
Благотворительный фонд «Садака» 1 959 407 4 097 326 3 956 486 101,92
Источник: составлено авторами по данным [25].
Как видно из таблицы, темп прироста пожертвований (обязательных и добровольных) в разрезе каждого представленного фонда в 2020 г. значительно возрос по сравнению с 2018 г. При этом важно отметить, что 70-80% средств поступает в фонды от индивидуальных предпринимателей и организаций, на основании чего вполне справедливо полагать, что вклад исламского бизнеса в благотворительную деятельность является весомым.
Одновременно с ростом сумм поступлений средств в благотворительные фонды увеличивались и объемы оказанной за счет этих средств помощи, о чем свидетельствуют данные таблицы 4.
Согласно данным таблицы, можно заметить, что наиболее действенными с позиции реализации благотворительных программ и проектов фондами являются благотворительный фонд «Закят» ДУМ Европейской части России, благотворительный фонд «Инсан», национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм».
5Ежемесячные поступления в Фонд «Закят». URL: https: 10.01.2022).
Оценка структуры финансирования программ и проектов одного из крупнейших исламских фондов РФ - благотворительного фонда «Закят» ДУМ Европейской части России, расположенного в г. Москве, демонстрирует в качестве приоритетного направления деятельности оказание помощи нуждающимся людям, попавшим в трудное материальное положение, в том числе организацию обедов для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, помощь продуктовыми наборами, помощь малоимущим семьям и т.п. (Рисунок 1).
Как показывает фактография5, на текущий момент времени в рамках реализации всех программ фонда: 351 беженец (из Сирии и Палестины) находятся на попечении организации; 1 410 тяжело больных человек получили поддержку фонда и были исцелены; 50 926 тонн мясной продукции было пожертвовано малообеспеченным семьям из стран РФ и Африки; 213 172 человека благодаря активной деятельности были накормлены, обеспечены одеждой и доставлены к месту своего проживания.
iatfund.ru/ezhemesyachnye-postupleniya/ (дата обращения:
Вместе с тем наличествуют фонды другой направленности. Так, благотворительный фонд «С верой в будущее» при АПМ РФ, открытый в декабре 2018 г., отражает в себе идею восхождения к традициям дореволюционной татаро-мусульманской благотворительности. Исходя из посыла, что в задачи исламского образования входит решение фундаментальных вопросов воспитания детей и привития им с ранних лет нравственности, основатели фонда видят основное направление использования средств именно в сферу образования (80%). Остальные 20% нацелены на оказание помощи населению, попавшему в трудные ситуации. В соответствии с образовательной направленностью, фонд ставит одной из ведущих целей - «догнать и перегнать другие образовательные центры»6.
Основная доля формируемого бюджета фонд «С верой в будущее» - это средства самих участников Ассоциации. Однако, несмотря на то что проект инициирован предпринимателями, участвовать в финансировании могут все желающие.
Согласно отчёту о деятельности Фонда, ежемесячно Фонд направляет, в среднем, 2 млн руб. на реализацию социально значимых инициатив, в частности, связанных с образованием. Средства направляются на ремонт и строительство, приобретение необходимого оборудования, непосредственно образовательные цели (учебные материалы, обучение и переквалификацию и т.п.). Так, в частности, за 9 месяцев 2021 г. благодаря участию АПМ РФ были проведены ремонтные работы в десяти мечетях в Татарстане, Чувашии и других областях, а также осуществлен вклад в строительство четырех мечетей. Общая сумма пожертвований составила 2,77 млн руб. На текущий момент БФ оказывает поддержку по десяти направлениям, постепенно расширяя свою деятельность. Кроме финансовой помощи, предприниматели оказывают помощь в вещественной или материальной форме (одежда, мебель, посуда, продукты питания)7.
Проведенное исследование дает основания для следующих выводов и обобщений.
1-П
I I Помощь нуждающимся
Y////A Социальные и просветительские проекты
t-:-:-:-:-] Международные проекты
Рисунок 3 - Структура финансирования благотворительного фонда «Закят» ДУМ Европейской части России по утвержденным программам в 2020 г., %8
Figure 3 - Financing structure of the Zakat Charitable Foundation of the Spiritual Muslim Board of the European part of Russia according to approved programs in 2020, %
Первое. В условиях общественного запроса на социальную справедливость становится важным создание и реализация социально полезных проектов, позволяющих воплощать в жизнь установки исламских предпринимателей в форме социального служения, решения ряда значимых социальных проблем, а также реализо-вывать эффективный механизм поддержания солидарности и коллективной идентичности. В организационном аспекте благотворительная деятельность фондов в реализации исламского предпринимательства строится на сборе средств через инструменты обязательного пожертвования (закят) и иных приношений добровольного характера (садака) с последующим распределением средств на различные благотворительные программы с целевой ориентацией на оказание помощи нуждающимся людям, попавшим в трудное материальное положение; на образование; проведение ремонтных работ архитектурных объектов культурно-духовного наследия.
Второе. Выявленные положительные темпы прироста как объемов поступлений (закят
бАссоциация предпринимателей-мусульман РФ запускает новый благотворительный проект. URL: https:// kam.business-gazeta.ru/blog/407436 https://www.business-gazeta.ru/article/445527 (дата обращения: 11.01.2022).
7БФ «АПМ РФ». URL: https://www.instagram.eom/p/CS9KD9dDEqj/ (дата обращения: 10.01.2022).
8Источник: составлено авторами по данным [25].
и садака) в благотворительные фонды в РФ, так и величины оказанной помощи благотворительными фондами в 2018-2020 гг. свидетельствуют о поступательном развитии в России благотворительной деятельности в реализации исламского предпринимательства, организованной в форме создания благотворительных фондов. Позиционирование благотво-
рительной деятельности в РФ в контексте вопроса обеспечения социальной справедливости описывается существенной значимостью функционирующих фондов для единения и развития исламского общества, формирование которого во многом зависит от вклада, как материального, так и духовного, предпринимателей-мусульман.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Marques J.S. (2013). Social and solidarity economy: Between emancipation and reproduction. In: UNRISD conference: Potential limits of social and solidarity economy, Geneva, 15 p.
2. Salamon L. (2001). The New Governance and the Tools of Public Action. New York, USA: Oxford University Press, 298 p.
3. Maseno М., Wanyoike С. (2020). Social En-trepreneurship as Mechanisms for Social Transformation and Social Impact in East Africa An Exploratory Case Study Perspective, Journal of Social Entrepreneur-ship, DOI: 10.1080/19420676.2020.1755348.
4. Zhao M, Han J. (2020). Tensions and Risks of Social Enterprises' Scaling Strategies: The Case of Microfinance Institutions in China, Journal of Social Entrepreneurship, vol. 11, no. 2, pp. 134-154.
5. Erpf P., Matthew J. Ripper, Castignetti M. (2019). Understanding Social Entrepreneurship Based on Self-Evaluations of Organizational Leaders - Insights from an International Survey, Journal ofSo-cial Entrepreneurship, vol. 10, no. 3, pp. 288-306.
6. Кулькова В.Ю. Инфраструктурная поддержка социального предпринимательства в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. № 19. С. 1592-1607. DOI: 10.24891/ni.13.9.1592.
7. Рябченко Л.И. Перспективы развития исламского банкинга в России // Вестник ГУУ. 2018. № 9. С. 140-146. DOI: 10.26425/1816-42772018-9-140-146.
8. Косач Г.Г. «Исламская» дипломатия России: Организация исламского сотрудничества// Религия и общество на Востоке. 2020. № 4. С. 96-126. DOI: 10.31696/2542-1530-2020-4-96-126.
9. Beg T. (1979). Promotion of Muslim entrepreneurship under state support, Journal of Objective Studies, vol. 2, no. 1, рр. 95-106.
10. Weber M. (1963). The sociology of religion. Boston: Beacon Press, 380 р.
11. ChapraM.U. (1985). Towards a just monetary system. UK: The Islamic Foundation, 292 р.
12. Wilson R. (2006). Islam and business, Thun-derbird International Business Review, vol. 48, no. 1, рр. 109-123.
13. Багаутдинова Н.Г., Хадиуллина Г.Н. Формирование и развитие предпринимательских структур в Волжско-Уральском регионе в XVIII -начале XX веков // Российское предпринимательство. 2008. № 6. Вып. 1 (112). С. 49-52.
14. Гибадуллин М.З., Аюпов А.А., Нуриев А.З. Предпринимательство и ислам: российский исторический опыт: монография. Казань : Издательство Казанского университета, 2016.
15. Козина Е. Обзор рынка халяльной мя-сосодержащей продукции // Российский продовольственный рынок. 2020. № 3. С. 2-5.
16. Кулькова В.Ю., Юзеф Х.А.М. Государственная поддержка исламского предпринимательства в сфере услуг в РФ: состояние и точки роста в экспертных оценках // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 88. С. 23-35.
17. Zapalska A. (2005). Economic system in Islam and its effect on growth and development of entrepreneurship, Problems and Perspectives in Management, no. 5, рр. 5-10.
18. Davis M.K. (2013). Entrepreneurship: an Islamic perspective, Int. J. Entrepreneurship and Small Business, vol. 20, no. 1, рр. 63-69.
19. MohaA.A., Md. Siddique E.A. (2020). Ha-lal Entrepreneurship: Concept and Business Opportunities. Entrepreneurship: Contemporary Issues. Edition: 1st. Chapter: 7. Publisher: Intech-Open. P. 1-15.
20. Molla R.I., Alam M.M., Bhuiyan A.B., Alam A.S.A.F. (2015). Islamic and Social En-trepreneurships for Social Justice: A Policy and Structural Framework for Social Enterprise Eco-
nomics, Journal of Islamization of Knowledge and Contemporary Issues, vol. 13, no. 1, рр. 1-27.
21. Oukil M.S. (2013). Entrepreneurship and entrepreneurs in an islamic context, Journal of Islamic and Human Advanced Research, vol. 3, no. 3, рр. 111-131.
22. Гамбеева Ю.Н., Медведева С.Н. Исламские финансы: особенности становления и развития// Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 1. С. 335-349.
23. Чубарова Т.В. Социальная ответственность в рыночной экономике: работник, бизнес, государство. СПб.: Нестор история, 2011.320 с.
24. Григорьева Н.С. Социальная полити-
ка в России и мире: востребованность социального качества // Мир перемен. 2008. № 1. С. 82-95.
25. Бахарева О.В., Романова А.И. Институты инновационного развития региона: монография. М. : «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2019. 234 с.
26. Фомин А.А., Кулькова В.Ю., Агапов О. Д., Гильмеева Р.Х., Сафина З.Н., Леонтьева Т.И., Тузиков А.Р., Беляков Р.Ю., Гафиятуллин М.М., Гимадутдинов А.Ф., Сафин Т.Ф. Гражданское общество в Республике Татарстан: потенциал и точки роста : Монография. Казань : Издательство «Познание», 2019. 287 с.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:
Кулькова Варвара Юрьевна - доктор экономических наук, профессор; Казанский государственный энергетический университет (420066, Россия, Казань, ул. Красносельская, 51); [email protected]. ЛиШогГО РИНЦ: 360869, ORCID: 0000-0001-9943-1780.
Юзеф Хайтам Аббас Мохамед - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Россия, Москва, пр-кт Вернадского, 84); [email protected]. ЛиШогГО РИНЦ: 1044856, ORCID: 0000-0002-7197-393Х.
ORGANIZATIONAL ASPECTS OF CHARITY MANAGEMENT IN THE IMPLEMENTATION OF ISLAMIC ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION
VYu. Kulkova", H.A.M. Youssef"
a Kazan State Power Engineering University b Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
ABSTRACT:
Formulation of the problem. Currently, there is an active development of Islamic entrepreneurship practices in individual subjects of the Russian Federation, with a predominant share of Muslims. In the strategy of self-organization, institutions for the development of Islamic entrepreneurship are being formed, in particular, the Association of Muslim Entrepreneurs of the Russian Federation (AMERF). However, the features of the domestic model of Islamic entrepreneurship remain little studied and charity is not disclosed as an immanent characteristic of its socially oriented activity that meets modern challenges.
Scientific task. Scientific justification and diagnostics of the organization of charitable activities in the implementation of Islamic entrepreneurship in the Russian Federation.
Methodological basis of the study. These are the provisions of positive economic theory, which consist in studying the established organizational practices for managing charitable activities in the implementation of Islamic entrepreneurship in the Russian Federation. Charitable activity is positioned as an immanent characteristic of Islamic entrepreneurship.
Materials used. The information base of the study was the results of research by foreign and domestic scientists. Primary reporting and data of organizations engaged in charitable activities in the implementa-
tion of Islamic entrepreneurship. Research methods: descriptions, generalizations, comparative analysis, desk secondary analysis, to characterize the trends in charitable activities, a quantitative method is used to calculate the relative indicators of the series of dynamics (growth rate).
The main results. It is substantiated that charitable activity acts as a determinant of the system of Islamic values and is a key element of the business model of Islamic entrepreneurship. In the management of the charitable activities of Islamic entrepreneurship, the organizational mechanism is formed in the creation of a charitable foundation that collects funds (through the tools of zakat and sadaqah) and their redistribution through the tool of social programs, with a variation in the target orientation from helping people who find themselves in a difficult life situation to repairing architectural objects culturally. the spiritual heritage of Muslims. In quantitative estimates of indicators of the series of dynamics, a trend of progressive development in Russia of charitable activities in the implementation of Islamic entrepreneurship was revealed.
KEYWORDS: Islamic entrepreneurship, charitable activities, charitable foundations, charitable activities tools, organization of charitable activities, social programs.
FOR CITATION: Kulkova VYu., Youssef H.A.M. (2022). Organizational aspects of charity management in the implementation of Islamic entrepreneurship in the Russian Federation, Management Issues, no. 4, pp. 20-30. URL: https://journal-management.com/issue/2022/04/02. DOI: 10.22394/2304-3369-2022-4-20-30. EDN: HUVEOM.
REFERENCES
1. Marques J.S. (2013). Social and solidarity economy: Between emancipation and reproduction. In: UNRISD conference: Potential limits of social and solidarity economy, Geneva, 15 p.
2. Salamon L. (2001). The New Governance and the Tools of Public Action. New York, USA: Oxford University Press, 298 p.
3. Maseno M., Wanyoike C. (2020). Social Entrepreneurship as Mechanisms for Social Transformation and Social Impact in East Africa An Exploratory Case Study Perspective, Journal of Social Entrepreneur-ship, DOI: 10.1080/19420676.2020.1755348.
4. Zhao M, Han J. (2020). Tensions and Risks of Social Enterprises' Scaling Strategies: The Case of Microfinance Institutions in China, Journal of Social Entrepreneurship, vol. 11, no. 2, pp. 134-154.
5. Erpf P., Matthew J. Ripper, Castignetti M. (2019). Understanding Social Entrepreneurship Based on Self-Evaluations of Organizational Leaders - Insights from an International Survey, Journal ofSo-cial Entrepreneurship, vol. 10, no. 3, pp. 288-306.
6. Kulkova VYu. (2017). Infrastructure support of social entrepreneurship in Russia, National interests: priorities and security, vol. 13, no. 19, pp. 1592-1607. DOI: 10.24891/ni.13.9.1592.
7. Ryabchenko L.I. (2018). Prospects for the development of Islamic banking in Russia, Bulletin of SUU, no. 9, pp. 140-146. DOI: 10.26425/1816-42772018-9-140-146.
8. Kosach G.G. (2020). "Islamic" diplomacy of Russia: Organization of Islamic cooperation, Religion and Society in the East, no. 4, pp. 96-126. DOI: 10.31696/2542-1530-2020-4-96-126.
9. Beg T. (1979). Promotion of Muslim entrepreneurship under state support, Journal of Objective Studies, vol. 2, no. 1, pp. 95-106.
10. Weber M. (1963). The sociology of religion. Boston: Beacon Press, 380 p.
11. ChapraM.U. (1985). Towards a just monetary system. UK: The Islamic Foundation, 292 p.
12. Wilson R. (2006). Islam and business, Thun-derbird International Business Review, vol. 48, no. 1, pp. 109-123.
13. Bagautdinova N.G., Hadiullina G.N. (2008). The formation and development of entrepreneurial structures in the Volga-Ural region in the 18th -early 20th centuries, Russian entrepreneurship, no. 6, iss. 1 (112), pp. 49-52.
14. Gibadullin M.Z.,AyupovA.A., NurievA.Z. (2016). Entrepreneurship and Islam: Russian historical experience. Monograph. Kazan: Publishing House of Kazan University.
15. Kozina E. (2020). Review of the market for free meat-containing products, Russian food market, no. 3, pp. 2-5.
16. Kulkova'VYu.,YoussefH.A.M. (2021). State support for Islamic entrepreneurship in the field of services in the Russian Federation: the state and
points of growth in expert assessments, Public Administration. Electronic Bulletin, no. 88, pp. 23-35.
17. Zapalska A. (2005). Economic system in Islam and its effect on growth and development of entrepreneurship, Problems and Perspectives in Management, no. 5, pp. 5-10.
18. Davis M.K. (2013). Entrepreneurship: an Islamic perspective, Int. J. Entrepreneurship and Small Business, vol. 20, no. 1, pp. 63-69.
19. MohaA.A., Md. Siddique E.A. (2020). Ha-lal Entrepreneurship: Concept and Business Opportunities. Entrepreneurship: Contemporary Issues. Edition: 1st. Chapter: 7. Publisher: Intech-Open. P. 1-15.
20. Molla R.I., Alam M.M., Bhuiyan A.B., Alam A.S.A.F. (2015). Islamic and Social En-trepreneurships for Social Justice: A Policy and Structural Framework for Social Enterprise Economics, Journal of Islamization of Knowledge and Contemporary Issues, vol. 13, no. 1, pp. 1-27.
21. Oukil M.S. (2013). Entrepreneurship and entrepreneurs in an islamic context, Journal of Islamic and Human Advanced Research, vol. 3, no.
3, pp. 111-131.
22. Gambeeva Yu.N., Medvedeva S.N. (2018). Islamic finances: Features of formation and development, Russian entrepreneurship, vol. 19, no. 1, pp. 335-349.
23. Chubarova T.V. (2011). Social responsibility in a market economy: employee, business, state. Saint Petersburg: Nestor History. 320 p.
24. Grigoryeva N.S. (2008). Social policy in Russia and the world: the demand for social quality, World of change, no. 1, pp. 82-95.
25. Bakhareva O.V., Romanova A.I. (2019). Institutes of innovative development of the region. Monograph. Moscow: "Scientific and Publishing Center Infra-M". 234 p.
26. Fomin A.A., Kulkova VYu., Agapov O.D., Gilmeeva R.Kh., Safina Z.N., Leontyeva T.I., Tu-zikovA.R., BelyakovR.Yu., Gafiyatullin M.M., Gi-madutdinov A.F., Safin T.F. (2019). Civil Society in the Republic of Tatarstan: potential and growth points. Monograph. Kazan: Publishing House "Cognition". 287 p.
AUTHORS' INFORMATION:
Varvara Yu. Kulkova - Advanced Doctor in Economic Sciences, Full Professor; Kazan State Power Engineering University (51, KrasnoselskayaSt., Kazan, 420066, Russia); [email protected]. RSCI AuthorID: 360869, ORCID: 0000-0001-9943-1780.
Haitham Abbas Mohamed Youssef - Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (84, VernadskyAv., Moscow, 119571, Russia); [email protected]. RSCI AuthorID: 1044856, ORCID: 0000-0002-7197-393X.